ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 18АП-3600/17 от 26.04.2017 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-3600/2017

г. Челябинск

03 мая 2017 года

Дело № А76-22405/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2017 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 03 мая 2017 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,

судей Кузнецова Ю.А., Скобелкина А.П.,

при ведении протокола помощником судьи Кудрявцевой А.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.02.2017 по делу № А76-22405/2016 (судья Мрез И.В.).

В заседании приняли участие представители:

Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области – Кудашева Е.Ю. (доверенность от 09.01.2017), Миклина Ю.Б. (доверенность от 09.01.2017),

Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области – Пазуха З.В. (доверенность от 09.01.2017 № 6),

акционерного общества «Уральская теплосетевая организация» - Шаламов А.А. (доверенность от 05.09.2016),

общества с ограниченной ответственностью «Строительная компания Легион» - Каюрова Д.С. (доверенность от 07.11.2016 № 9/16).

Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее – заявитель, министерство, министерство тарифного регулирования) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – заинтересованное лицо, антимонопольный орган, УФАС, УФАС России по Челябинской области, управление) от 17.06.2016 по делу № 98-07/15 о нарушении антимонопольного законодательства.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены акционерное общество «Уральская теплосетевая компания», общество с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Легион», общество с ограниченной ответственностью «Промкомплект-М» (далее - третьи лица, АО «УТСК», ООО «СК «Легион», ООО «Промкомплект-М»).

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 20.02.2017 в удовлетворении требований отказано.

Не согласившись с принятым решением суда, министерство тарифного регулирования обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда в связи с несоответствием выводов обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

По мнению заявителя, в действиях министерства отсутствуют нарушения антимонопольного законодательства, поскольку, аннулируя заявки на подключение к системам теплоснабжения общества «УТСК», ООО «СК «Легион» реализовало свое право на выбор теплосетевой организации для подключения своих объектов на наиболее выгодных условиях.

Кроме того, поскольку установление платы за подключение к теплосетям в индивидуальном порядке осуществляется на основании обращения исполнителя, согласованного с заявителем, в случае отзыв заявителем своей заявки у министерства отсутствовали правовые основания для рассмотрения обращения АО «УТСК».

Также заявитель указывает, что на момент подачи жалобы в антимонопольный орган тарифное дело по одной из заявок было открыто.

Кроме того, министерство ссылается на непредставление АО «УТСК» полного пакета запрашиваемой информации, необходимой для установления платы за подключение, в том числе согласования с застройщиком на установление платы в индивидуальном порядке.

Возражая против доводов министерства тарифного регулирования, антимонопольный орган, а также АО «УТСК» ссылаются на нарушение заявителем срока рассмотрения заявок на установление индивидуального тарифа подключения к тепловым сетям, составляющего 30 дней, бездействие по не открытию тарифного дела в установленный 10-дневный срок, прекращение рассмотрения заявок в отсутствие предусмотренных законом оснований.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители ООО «Промкомплект-М» не явились. В соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившегося лица.

В судебном заседании представители сторон поддержали доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее.

Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, в УФАС России Челябинской области поступило обращение ОАО «Уральская теплосетевая компания» (с учетом изменений организационно-правой формы - АО «УТСК») о неправомерных действиях Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, выразившихся в не установлении по заявлениям АО «УТСК» индивидуальной платы за подключение к системе теплоснабжения для организаций - застройщиков города Челябинска, а также в нарушении министерством установленных действующим законодательством сроков рассмотрения обращений об установлении платы за подключение к системе теплоснабжения.

По мнению АО «УТСК», нарушение министерством сроков установления платы за подключение жилых домов к тепловым сетям препятствует осуществлению деятельности как АО «УТСК», так и застройщикам, обратившимся за осуществлением такого подключения. Уклонение министерства от установления платы за подключение жилых домов к тепловым сетям АО «УТСК» создает преимущественные условия осуществления деятельности хозяйствующим субъектам, конкурирующим с АО «УТСК». Действия министерства привели к тому, что АО «УТСК» лишилось права осуществить подключение жилых объектов ООО СК «Легион». Указанные действия тарифного органа, согласно доводам заявителя, нарушают часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

В ходе проверки антимонопольным органом установлено, что АО «УТСК» обратилось в Государственный комитет «Единый тарифный орган Челябинской области» (далее - ГК «ЕТО») (после вступления в силу Постановления Губернатора Челябинской области от 31.12.2014 № 300 полномочия ГК «ЕТО» переданы Министерству тарифного регулирования и энергетики Челябинской области) в 2014 году с заявлениями об установлении платы за подключение к системе теплоснабжения для застройщиков ООО «Промкомплект-М», ООО «СК Легион».

Так, ООО «Промкомплект-М» письмом от 12.02.2014 № 68 обратилось в АО «УТСК» с заявкой на подключение к тепловой сети жилого дома с объектами служебно-бытового обеспечения в первом этаже и подземной автостоянкой, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Завалишина, 4.

02.12.2014 АО «УТСК» направило в ГК «ЕТО» заявление об установлении в индивидуальном порядке платы за подключение к системе теплоснабжения указанного жилого дома для ООО «Промкомплект-М» (исх. № АД-74-17/1641).

При этом решение об открытии тарифного дела об установлении платы за подключение к тепловой сети жилого дома по указанному заявлению принято не было.

15.12.2014 письмом № 15/3988 ГК «ЕТО» у АО «УТСК» запрошены дополнительные документы (договоры на выполнение проектных и строительно-монтажных работ с учетом проведения закупочных процедур, проектно-сметная документация).

27.01.2015 АО «УТСК» письмом вх. № 331 предоставило в тарифный орган запрошенные документы (исх. № АД-74-17/41 от 26.01.2015).

27.03.2015 АО «УТСК» запрошена информация у министерства об установлении платы за подключение для ООО «Промкомплект-М» (исх.№АД- 74-17/318 от 26.03.2015), однако, тарифным органом ответ на данное обращение не дан.

Постановлением Министерства от 12.11.2015 № 53/5 установлена плата за подключение к системе теплоснабжения АО «УТСК» для ООО «Промкомплект-М».

03.12.2015 АО «УТСК» вручило ООО «Промкомплект-М» проект договора о подключении к системе теплоснабжения. 15.03.2016 ООО «Промкомплект-М» представило подписанный договор о подключении к системе теплоснабжения с протоколом разногласий.

Также ООО «Промкомплект-М» письмом от 12.02.2014 № 69 обратилось в АО «УТСК» с заявкой на подключение к тепловой сети 5-ого дома с объектами служебно-бытового обеспечения в первом этаже, расположенного по адресу: г.Челябинск, ул.Звалишина, 7.

02.12.2014 АО «УТСК» направило в ГК «ЕТО» заявление об установлении в индивидуальном порядке платы за подключение к системе теплоснабжения указанного жилого дома для ООО «Промкомплект-М» (исх. № АД-74-17/1640).

При этом решение об открытии тарифного дела об установлении платы за подключение к тепловой сети жилого дома по указанному заявлению принято не было.

15.12.2014 письмом № 15/3989 ГК «ЕТО» у АО «УТСК» запрошены дополнительные документы (договоры на выполнение проектных и строительно-монтажных работ с учетом проведения закупочных процедур, проектно-сметная документация).

27.01.2015 АО «УТСК» письмом вх. № 332 предоставило в тарифный орган запрошенные документы (исх. № АД-74-17/42 от 26.01.2015).

27.03.2015 АО «УТСК» запрошена информация у Министерства об установлении платы за подключение для ООО «Промкомплект-М» (исх.№АД- 74-17/316 от 26.03.2015), однако, тарифным органом ответ на данное обращение не дан.

Постановлением Министерства от 12.11.2015 № 53/4 установлена плата за подключение к системе теплоснабжения АО «УТСК» для ООО «Промкомплект-М».

03.12.2015 АО «УТСК» вручило ООО «Промкомплект-М» проект договора о подключении к системе теплоснабжения. 15.03.2016 ООО «Промкомплект-М» представило подписанный договор о подключении к системе теплоснабжения с протоколом разногласий.

Также ООО «СК Легион» обратилось в АО «УТСК» с заявкой на подключение к тепловой сети жилого дома с объектами служебно-бытового обеспечения на первом этаже, расположенного по адресу: мкрн. № 30 жилой дом района Северо-Запада в Калининском районе г. Челябинска.

АО «УТСК» направило в ГК «ЕТО» заявление об установлении в индивидуальном порядке платы за подключение к системе теплоснабжения указанного жилого дома для ООО «СК Легион» (исх. № ЧТС/1489 от 30.10.2014).

28.11.2014 письмом № 15/3767 ГК «ЕТО» у АО «УТСК» запрошены дополнительные документы (справка о наличии (отсутствии) резерва пропускной способности тепловых сетей и тепловой мощности источника тепла и документы, подтверждающие экономическую обоснованность стоимости затрат на реконструкцию).

12.12.2014 письмом № 15/3949 ГК «ЕТО» у АО «УТСК» повторно запрошены документы, подтверждающие экономическую обоснованность стоимости затрат на реконструкцию.

30.12.2014 АО «УТСК» предоставило в тарифный орган запрошенные документы (исх. № АД-74-17/1752 от 29.12.2014).

26.01.2015 письмом № 15/188 министерством у АО «УТСК» вновь запрошены дополнительные документы, подтверждающие предлагаемую стоимость реконструкции участков сети.

27.03.2015 АО «УТСК» запрошена информация у министерства об установлении платы за подключение для ООО «СК Легион» (исх.№АД-74- 17/317 от 26.03.2015), однако, тарифным органом ответ на данное обращение не дан.

Тарифное дело об установлении платы за подключение к тепловой сети жилого дома по указанному заявлению регулирующим органом не открывалось. Документов, подтверждающих рассмотрение вопроса об установлении платы на заседаниях Правления тарифного органа, не представлено.

Письмом от 10.09.2015 № 750 ООО «СК Легион» уведомило министерство о том, что заявка на техподключение по данному объекту утратила актуальность и будет снята с исполнения.

ООО «СК Легион» представлены письма от 17.09.2015 № 699, от 30.12.2015 № 1065 в адрес АО «УТСК» о снятии с исполнения заявки № 82 от 18.03.2014 о подключении к тепловой сети по объекту, расположенному по адресу: мкрн. № 30 жилой дом района Северо-Запада в Калининском районе г. Челябинска.

Из пояснений Министерства следует, что рассмотрение вопроса об установлении платы за подключение к системе теплоснабжения по заявлению АО «УТСК» исх. № Ч.ТС/1489 от 30.10.2014 прекращено, поскольку полный пакет документов в Министерство от заявителя не поступил, а застройщиком направлена информация о снятии заявки на подключение.

В последующем Постановлением Министерства от 30.12.2015 № 67/3 установлена плата за подключение к системе теплоснабжения ООО «Альтернативная топливно-энергетическая компания» для ООО «СК Легион» по указанному объекту. 11.01.2016 между ООО «Альтернативная топливно-энергетическая компания» и ООО «СК Легион» заключен договор № 30/1 технологического присоединения к системе теплоснабжения.

Также ООО «СК Легион» обратилось в АО «УТСК» с заявками (№ 105, 106 от 09.04.2014) на подключение к тепловой сети жилых домов № 1, 2, 3, 4 по ул. Чичерина г. Челябинска.

31.07.2014 АО «УТСК» направило в ГК «ЕТО» заявление об установлении в индивидуальном порядке платы за подключение к системе теплоснабжения указанных жилых домом для ООО «СК Легион» (исх. № АД- 7/990 от 31.07.2014).

Протоколом заседания Правления ГК «ЕТО» от 29.08.2014 № 34 принято решение о возврате заявления от 31.07.2014 N АД-7/990 в АО «УТСК» для корректировки размера платы для ООО «СК Легион» за подключение к системе теплоснабжения АО «УТСК» в индивидуальном порядке.

АО «УТСК» 08.10.2014 повторно направило заявление в ГК «ЕТО» по установлению индивидуальной платы за подключение к тепловым сетям исх. № ЧТС/1364 с пояснениями, что строительство тепловой сети к микрорайону Академ Риверсайд не обеспечивает дополнительного резерва тепловой мощности для подключения объектов ООО «СК Легион», так как данный участок не участвует в теплоснабжении подключаемых объектов. Также указан тот факт, что на момент обращения «Схема теплоснабжения Челябинского городского округа» не утверждена и в связи с этим АО «УТСК» направляет заявку на установление индивидуальной платы за подключение объектов ООО «СК Легион».

ГК «ЕТО» направил письмо № 02/3358 от 24.10.2014 о возврате повторного заявления № ЧТС/1364 от 08.10.2014 по установлению платы за подключение объекта в связи с отсутствием расчетных и фактических расходов теплоносителя, пьезометрического графика, описания типа подключения объектов с ухудшенными параметрами, фактических параметрах на объектах. Также сделана ссылка на перспективную схему теплоснабжения на 2015 год, в которой предусмотрено мероприятие по реконструции участка тепловой сети 3 т/м СЗК от т.85 до т.89 с 2Ду800 мм до 2Ду1200 мм длиной 1220 м.

Правомерность Протокола заседания Правления ГК «ЕТО» от 29.08.2014 № 34 была рассмотрена Федеральной службой по тарифам в досудебном, порядке. Согласно Приказу ФСТ России от 18.06.2015 № 1239-д тарифным органом Челябинской области неправомерно принято решение об отказе (возврате) АО «УТСК» в открытии дела об установлении в индивидуальном порядке платы за подключение объекта жилые дома № 1, 2, 3, 4 со встроенно- пристроенными помещениями общественного назначения по ул. Чичерина в Калининском районе г. Челябинска для ООО «СК Легион» и возврате представленных документов и материалов и неправомерно нарушены сроки рассмотрения предложения АО «УТСК» об установлении цен (тарифов). Органу исполнительной власти Челябинской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения предписано в срок до 1 июля 2015 года принять соответствующий правовой акт об открытии дела об установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения по заявлению АО «УТСК» от 31.07.2014 № АД-7/990 об установлении в индивидуальном порядке платы за подключение к системе теплоснабжения жилых домов № 1, 2, 3, 4 со встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения (I и II этапы строительства) по ул. Чичерина в Калининском районе г. Челябинска для ООО «СК Легион» и в установленном порядке рассмотреть вопрос об установлении соответствующих цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Приказом Министерства от 15.07.2015 № 15/01-тп открыто дело об установлении регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в отношении АО «УТСК».

Письмом от 10.09.2015 № 750 ООО «СК Легион» сообщило о том, что заявка на технологическое подключение по данному объекту утратила актуальность и будет снята с исполнения.

ООО «СК Легион» представлены письма от 17.09.2015 № 699 от 30.12.2015 № 1065 в адрес АО «УТСК» о снятии с исполнения заявки № 105, 106 от 09.04.2014 о подключении к тепловой сети жилых домов № 1, 2, 3,4 по ул. Чичерина г. Челябинска.

В соответствии с выпиской из протокола заседания правления Министерства от 18.09.2015 № 42 принято решение об отсутствии оснований для установления платы за подключение объектов ООО «СК Легион» в связи с поступлением уведомления застройщика о снятии заявки на подключение.

При этом ООО «СК Легион» в адрес МУП «ЧКТС» направлена заявка на подключение к системе теплоснабжения рассматриваемых объектов (вх. от 07.08.2015 № 7490).

28.09.2015 письмом исх. № 5312 МУП «ЧКТС» обратилось в Министерство с заявлением об установлении платы за подключение объекта «Тепловая сеть к жилым домам № 1, 2, 3, 4 (стр.) со встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения для комплексного освоения микрорайона Подсолнухи» по адресу: ул. Чичерина, Калининский район, г. Челябинск. Постановлением Министерства от 09.10.2015 № 48/2 установлена плата за подключение к системе теплоснабжения МУП «ЧКТС» для ООО «СК Легион».

09.10.2015 между МУП «ЧКТС» и ООО «СК Легион» заключен договор № 78-ТП/2015 на подключение к системе теплоснабжения.

По результатам рассмотрения дела комиссия УФАС России по Челябинской области решила признать нарушением ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции действия Министерства по не рассмотрению обращений АО «УТСК» об установлении платы за подключение к системе теплоснабжения жилых домов (исх. № АД-74-17/1641 от 02.12.2014, № АД-74-17/1640 от 02.12.2014, № ЧТС/1489 от 30.10.2014, № АД-7/990 от 31.07.2014) в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе, ввиду непринятия решений об открытии дела об установлении цен/тарифов, нарушения сроков рассмотрения обращений, не установления платы за подключение к тепловой сети объектов ООО «СК Легион», что может создать необоснованные препятствия осуществлению деятельности как АО «УТСК», так и хозяйствующим субъектам, обратившимся за технологическим подключением, и привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на рынке оказания услуг теплоснабжения и на смежном рынке - строительства жилых и нежилых зданий.

Полагая, что решение от 17.06.2016 по делу № 98-07/15 принято антимонопольным органом без законных оснований, заявитель оспорил его в судебном порядке.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях заявителя вменяемых нарушений требований антимонопольного законодательства.

Оценив в порядке статьи 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются верными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.

Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения (постановления, акта), действий (бездействия) государственного органа, должностного лица, необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта (решения, постановления), действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, и нарушение данным актом (решением, постановлением), действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.

Правовые основы отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определение полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций установлены Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении).

В силу подп. 8 п. 1 ст. 8 Закона о теплоснабжении плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения подлежит регулированию.

Согласно ст. 13 Закона о теплоснабжении потребители тепловой энергии, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к системе теплоснабжения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения в порядке, установленном статьей 14 данного Федерального закона.

В силу п. 1, 2 ст. 14 Закона о теплоснабжении подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей тепловой энергии, в том числе застройщиков, к системе теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Указанное подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании договора на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения (далее также - договор на подключение (технологическое присоединение), который является публичным для теплоснабжающей организации, теплосетевой организации.

Правила выбора теплоснабжающей организации или теплосетевой организации, к которой следует обращаться заинтересованным в подключении (технологическом присоединении) к системе теплоснабжения лицам и которая не вправе отказать им в услуге по такому подключению (технологическому присоединению) и в заключении соответствующего договора, устанавливаются правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Нормативные сроки подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения этого объекта капитального строительства устанавливаются правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В силу п. 8 ст. 14 Закона о теплоснабжении плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения устанавливается органом регулирования в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки и может быть дифференцирована в зависимости от параметров данного подключения (технологического присоединения), определенных основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 9 ст. 14 Закона о теплоснабжении плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения в случае отсутствия технической возможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения для каждого потребителя, в том числе застройщика, устанавливается в индивидуальном порядке.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 5, п. 1 ч. 3 ст. 7 и п. 8 ч. 1 ст.8 Закона о теплоснабжении полномочиями по установлению платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Законом о теплоснабжении Правительство Российской Федерации издало постановление от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым утвердило Основы ценообразования в сфере теплоснабжения и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее, соответственно, Основы ценообразования и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения).

Так, Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения определяют порядок установления регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Пунктом 109 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения предусмотрено, что при отсутствии технической возможности подключения к системе теплоснабжения плата за подключение для потребителя, суммарная подключаемая тепловая нагрузка которого превышает 1,5 Гкал/ч суммарной установленной тепловой мощности системы теплоснабжения, к которой осуществляется подключение, устанавливается в индивидуальном порядке.

В п. 12 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения определено, что открытие дел об установлении цен (тарифов) осуществляется, в том числе по предложению регулируемой организации.

В соответствии с п. 15 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения предложение об установлении цен (тарифов) состоит из заявления регулируемой организации об установлении цен (тарифов) (далее - заявление об установлении цен (тарифов)) и необходимых материалов. В заявлении об установлении цен (тарифов) указывается следующая информация:

а) сведения о регулируемой организации, направившей заявление об установлении цен (тарифов) (далее - заявитель) (наименование и реквизиты, местонахождение, адрес электронной почты, контактные телефоны и факс, фамилия, имя, отчество руководителя организации, сведения об идентификационном номере налогоплательщика (ИНН) и коде причины постановки на учет (КПП));

б) основания, по которым заявитель обратился в орган регулирования для установления цен (тарифов).

В силу п. 16 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения к заявлению об установлении цен (тарифов) прилагаются следующие документы и материалы:

а) копии правоустанавливающих документов (копии гражданско-правовых договоров, концессионных соглашений), подтверждающих право собственности, иное законное право в отношении недвижимых объектов (зданий, строений, сооружений, земельных участков), используемых для осуществления регулируемой деятельности, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае если такие права зарегистрированы в указанном реестре, представляются сведения об этих зданиях, строениях, сооружениях, земельных участках);

б) копии бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю отчетную дату;

в) расчет полезного отпуска тепловой энергии (мощности), теплоносителя с дифференциацией по видам с обоснованием размера расхода тепловой энергии, теплоносителя, горячей воды на передачу (потери) по сетям;

г) данные о структуре и ценах, а также о калорийности потребляемого топлива и стоимости его доставки (перевозки) за предшествующий расчетный период регулирования и на расчетный период;

д) расчет расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета, предлагаемого метода регулирования тарифов, предлагаемых значений долгосрочных параметров регулирования, значений удельных переменных расходов, принятых в схеме теплоснабжения, в случае ее утверждения), разработанного в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (далее - методические указания);

е) расчет цен (тарифов);

ж) копия утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы (или проект инвестиционной программы) с обоснованием потребности в средствах, необходимых для прямого финансирования и обслуживания заемного капитала, и указанием источников финансирования инвестиционной программы;

з) расчет выпадающих или дополнительно полученных в предшествующий расчетный период регулирования доходов, которые были выявлены на основании официальной статистической и бухгалтерской отчетности или результатов проверки хозяйственной деятельности регулируемых организаций, а также на основании договоров, заключенных в результате проведения торгов (если иное не предусмотрено методом регулирования тарифов);

и) копии документов, подтверждающих проведение заявителем торгов (положение, извещение, документация о проведении торгов, протоколы, составляемые в ходе проведения торгов);

к) копии договоров об осуществлении регулируемой деятельности (договоры теплоснабжения, и (или) договоры передачи тепловой энергии, теплоносителя, и (или) договоры поставки тепловой энергии, теплоносителя, и (или) договоры о поддержании резервной тепловой мощности, и (или) договоры о подключении);

л) копия документа о назначении лица, имеющего право действовать от имени организации без доверенности.

Согласно п. 17 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения заявление об установлении цен (тарифов) подписывается руководителем или иным уполномоченным лицом регулируемой организации, скрепляется печатью регулируемой организации и содержит опись прилагаемых к нему документов и материалов.

Для открытия дела об установлении цен (тарифов) перечень документов и материалов, указанных в пункте 16 настоящих Правил, является исчерпывающим.

В соответствии с п. 18 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения предложение об установлении цен (тарифов) представляется в орган регулирования руководителем регулируемой организации или иным уполномоченным лицом либо направляется заказным письмом с уведомлением о вручении, либо представляется в электронной форме. Предложение об установлении цен (тарифов) в случае его представления в виде электронного документа подписывается электронной подписью заявителя.

Пунктом 20 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения предусмотрено, что в случае если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнения предложения об установлении цен (тарифов), орган регулирования запрашивает дополнительные сведения, в том числе подтверждающие фактически понесенные регулируемой организацией расходы в предыдущем периоде регулирования. Срок представления таких сведений определяется органом регулирования, но не может быть менее 7 рабочих дней. Запрос дополнительных сведений не влечет принятия органом регулирования решения об отказе в открытии дела об установлении цен (тарифов), о приостановлении, продлении рассмотрения или прекращении рассмотрения указанного дела.

Приказом ФСТ России от 07.06.2013 № 163 утвержден Регламент открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (далее - Регламент № 163).

В силу п. 11 Регламента № 163 основанием для принятия решения об отказе в рассмотрении предложений об установлении цен (тарифов) и возврате представленных документов и материалов является несоблюдение заявителем сроков представления предложения об установлении цен (тарифов), установленных настоящим Регламентом, кроме случаев, указанных в пункте 20 настоящего Регламента.

Принятие решения об отказе в рассмотрении предложений об установлении цен (тарифов) и возврате представленных документов и материалов по иным основаниям не допускается.

Согласно п. 12 Регламента № 163 открытие дела или отказ в рассмотрении предложений об установлении цен (тарифов) и возврате представленных заявителем документов и материалов осуществляется в срок не позднее 10 рабочих дней с момента регистрации заявления об установлении цен (тарифов).

В п. 14 Регламента № 163 определено, что, в случае если в ходе анализа представленного регулируемой организацией предложения об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнения предложения об установлении цен (тарифов), орган регулирования запрашивает дополнительные сведения, в том числе подтверждающие фактически понесенные регулируемой организацией расходы в предыдущем периоде регулирования. Срок представления таких сведений определяется органом регулирования, но не может быть менее 7 рабочих дней.

Запрос дополнительных сведений не влечет принятия органом регулирования решения об отказе в открытии дела об установлении цен (тарифов), о приостановлении, продлении рассмотрения или прекращении рассмотрения указанного дела.

В соответствии с п. 20 Регламента № 163 решение об установлении цен (тарифов) на текущий период регулирования для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов), а также решение об установлении цен (тарифов) на осуществляемые отдельными организациями отдельные регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов), принимается органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования в течение 30 календарных дней со дня поступления в орган регулирования предложений об установлении цен (тарифов), сформированных в соответствии с требованиями, установленными пунктами 13 - 20 Правил регулирования.

По решению органа регулирования этот срок может быть продлен, но не более чем на 30 календарных дней. Заверенная органом регулирования копия решения о продлении вышеуказанного срока направляется в адрес заявителя (заказным письмом с подтверждением получения либо по электронной почте) в срок не более 3 рабочих дней с момента принятия такого решения.

Согласно п. 46 Регламента № 163 рассмотрение дела об отмене (о введении) регулирования тарифов прекращается со дня принятия решения об отмене (о введении) регулирования тарифов или об отказе в отмене регулирования тарифов.

В силу п. 75 Основ ценообразования рассмотрение дела об отмене (о введении) регулирования тарифов прекращается со дня принятия решения об отмене (о введении) регулирования тарифов или об отказе в отмене регулирования тарифов.

Таким образом, исходя из действующего в период рассмотрения заявок АО «УТСК» законодательства, при поступлении заявки теплосетевой организации на установление тарифа на подключение к теплосетям тарифный орган в срок не позднее 10 рабочих дней с момента регистрации такого заявления должен открыть тарифное дело, в срок 30 календарных дней (60 календарных дней с учетом продления срока рассмотрения) принять решение об установлении тарифа.

При этом непредставление отдельных сведений в обоснование размера устанавливаемого тарифа не влечет в силу изложенных выше правил отказ в открытии тарифного дела или установлении тарифа, а лишь предоставляет тарифному органу право установить тариф исходя из экономически обоснованных и документально подтвержденных затрат.

В нарушение указанных правил при рассмотрении заявок АО «УТСК» тарифный орган не открыл тарифное дело, в том числе в срок не позднее 10 рабочих дней с момента регистрации заявления об установлении тарифа, нарушил срок принятия решений об установлении тарифа по заявкам ООО «Промкомплект-М», а также не обоснованно уклонился от установления тарифа по заявкам ООО «СК Легион».

Организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями определены Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В частности статьей 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещаются:

- необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;

- установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;

В данном случае действия тарифного органа по нарушению сроков открытия тарифного дела, принятия решений об установлении тарифов, а также по уклонению от принятия указанных решений свидетельствуют о необоснованном препятствовании осуществлению деятельности теплосетевой организации, которая без установленного тарифа лишается возможности заключить с застройщиком договор присоединения к тепловым сетям, заключение которого для нее обязательно, что в свою очередь с учетом права застройщика обратиться в иную теплосетевую организация с заявкой на подключение могло привести, а в случае с заявками ООО «СК Легион» привело к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг теплоснабжения и на смежном рынке – строительства жилых и нежилых зданий, тем самым действиями тарифного органа нарушен запрет, установленный ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции..

При этом органом, полномочным выявлять нарушения в области защиты конкуренции выступает Федеральная антимонопольная служба России и ее территориальные управления.

Указанные полномочия антимонопольный орган реализует путем проведения проверок, а также рассмотрения заявлений, материалов и возбуждения дел о нарушении антимонопольного законодательства.

Рассмотрение дел о нарушении антимонопольного законодательства осуществляется в порядке, установленном гл. 9 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, рассмотрение обращения АО «УТСК» о нарушении тарифным органом положений п. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции антимонопольным органом произведено в пределах предоставленных УФАС России по Челябинской области полномочий.

Соответственно оспариваемое решение УФАС от 17.06.2016 по делу № 98-07/15 о нарушении антимонопольного законодательства законно и обоснованно, основания для признания его недействительным у суда первой инстанции отсутствовали.

Как усматривается из решения, судом первой инстанции полно выяснены все обстоятельства, имеющие значение для дела, рассмотрены и оценены доводы обеих сторон, а также доказательства в их совокупности и взаимосвязи, сделанные выводы подтверждены ссылками на доказательства, приобщенные к материалам дела, и соответствуют установленным обстоятельствам.

В рамках рассмотрения апелляционной жалобы доказательств несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела заявителем не представлено.

Между тем, согласно ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд может отменить или изменить решение арбитражного суда первой инстанции только в том случае, если установит неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными; несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Таких оснований апелляционным судом не установлено.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.

При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба – удовлетворению.

Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.02.2017 по делу № А76-22405/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья Е.В. Бояршинова

Судьи: Ю.А. Кузнецов

А.П. Скобелкин