ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 18АП-3661/2021 от 20.04.2021 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-3661/2021

г. Челябинск

23 апреля 2021 года

Дело № А47-14934/2020

Резолютивная часть постановления объявлена апреля 2021 года .

Постановление изготовлено в полном объеме апреля 2021 года .

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Скобелкина А.П.,

судей Киреева П.Н., Плаксиной Н.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А.,  рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Диалог» на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 27.01.2021 по делу № А47-14934/2020.

В судебном заседании приняли участие представители:

Министерства строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области - ФИО1 (доверенность от 29.12.2020, удостоверение, диплом);

общества с ограниченной ответственностью «Диалог» - ФИО2 (доверенность от 19.02.2021, паспорт, диплом).

Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и транспорта Оренбургской области (далее – министерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области к обществу с ограниченной ответственностью «ДИАЛОГ» (далее – общество, ООО «ДИАЛОГ») о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, регистрационный номер 000056 № 000229, сроком действия с 01.06.2018 по 13.07.2021, выданного ООО «ДИАЛОГ».

Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 27.01.2021 заявленные требования удовлетворены.

С указанным решением суда не согласилось ООО «ДИАЛОГ», обратившись с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Податель апелляционной жалобы указывает на то, что не было уведомлено о рассмотрении настоящего дела, в связи с чем не могло принять участие в судебном заседании и реализовать свое право на судебную защиту.

ООО «ДИАЛОГ» считает, что при проведении плановой проверки нарушены требования, предусмотренные Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

По мнению общества, суд не установил с достаточной мерой соразмерность характера и степени опасности допущенного обществом нарушения. Такая мера государственного принуждения, как прекращение свидетельства, несоразмерна совершенным обществом нарушениям по срыву рейсов.

Судом апелляционной инстанции, в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приобщен к материалам дела отзыв на апелляционную жалобу.

В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, представитель министерства – возражения на нее.

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО «Диалог» осуществляет деятельность по перевозке пассажиров и багажа по межмуниципальному маршруту № 116/А «Оренбург-Первомайский», включенному в реестр межмуниципальных маршрутов, на основании свидетельства, регистрационный номер 000056 №000229 и карт маршрута сроком действия с 01.06.2018 по 13.07.2021, выданных министерством экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области.

Свидетельством 000056 № 000229 определено: начальный остановочный пункт маршрута - автовокзал <...>; конечный остановочный пункт маршрута - остановочный пункт пос. Первомайский Оренбургского района по ул. Симонова, дом 5.

В силу приложения к свидетельству 000056 № 000229 расписанием движения автобусов по маршруту предусмотрено ежедневно 16 отправлений с автовокзала г. Оренбурга и 16 отправлений с остановочного пункта пос. Первомайский.

В соответствии с приказом министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и транспорта Оренбургской области от 20.10.2020 №255-пр в отношении ООО «Диалог» проведена проверка по выполнению условий свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок.

23.10.2020 в отношении ООО «Диалог» был составлен акт №1 проверки выполнения обществом условий свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок №116/А «Оренбург-Первомайский», которым зафиксированы следующие обстоятельства:

Водитель автобуса гос. регистрационный номер X 948 ВМ 102 произвел посадку пассажиров в автобус на остановочном пункте <...>), автобус отправился по маршруту «Первомайский - Оренбург» в 09 час. 00 мин.

Согласно расписанию движения автобуса по маршруту время движения автобуса из начального остановочного пункта до конечного остановочного пункта 1 час. 7 мин.

Автобус гос. регистрационный номер X 948 ВМ 102 на автовокзал <...> до 11 час. 00 мин. не прибыл.

При контроле на автовокзале с 08 час 40 мин до 11 час 00 мин отправление (прибытие) автобусов по маршруту №116/А «Оренбург - Первомайский» не осуществлялось.

С актом законный представитель ООО «Диалог» ознакомлен, копия акта получена им 05.11.2020.

Установив факт самовольного изменения обществом маршрута регулярных перевозок, министерство обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии обстоятельств, являющихся основанием для удовлетворения заявления министерства.

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно Указу Губернатора Оренбургской области от 05.11.2019 №495-ук «О структуре исполнительных органов государственной власти Оренбургской области» Министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области переименовано в Министерство экономического развития, инвестиций, туризма и внешних связей Оренбургской области, функции в сфере транспорта переданы в Министерство строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области. Соответствующие изменения 10.01.2020 внесены в Единый государственный реестр юридических лиц.

Министерство строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области осуществляет полномочия по выдаче, переоформлению, а также прекращению или приостановлению действия свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута в соответствии с п. 4 ст. 7 Закона Оренбургской области от 09.03.2016 №3801/1039-V-ОЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Оренбургской области» и ст. 13 указа Губернатора Оренбургской области от 24.12.2012 №932-ук «Об утверждении положения о министерстве строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области».

В соответствии с п. 9 ст. 7 Закона Оренбургской области от 09.03.2016 №3801/1039-V-ОЗ министерство осуществляет контроль за выполнением условий государственного контракта или свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по межмуниципальному маршруту, за исключением проверок соблюдения условий, которые осуществляет орган государственного транспортного контроля Российской Федерации.

Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами маршрута регулярных перевозок (часть 2 статьи 17 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», далее - Закон №220-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 19 названного Закона свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты.

Пунктом 5 части 5 статьи 29 Закона №220-ФЗ установлено, что одним из оснований обращения в суд уполномоченных органов, выдавших свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок являются обстоятельства, предусмотренные законом субъекта Российской Федерации (в отношении межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок и муниципальных маршрутов регулярных перевозок).

Статьей 14 Закона Оренбургской области от 09.03.2016 №3801/1039-V-О3 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Оренбургской области» предусмотрено, что дополнительно к обстоятельствам, предусмотренным Федеральным законом № 220-ФЗ, уполномоченный орган, выдавший свидетельство об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, и уполномоченный орган местного самоуправления, выдавший свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, в случае выявления при проведении контрольных мероприятий за выполнением условий свидетельства об осуществлении перевозок фактов самовольного изменения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, участником договора простого товарищества, которым выдано данное свидетельство, маршрута регулярных перевозок обращаются в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства по маршруту регулярных перевозок.

При рассмотрении вопроса о прекращении действия свидетельства суд обязан оценить обстоятельства, являющиеся основанием для прекращения действия свидетельства, степень опасности и характер нарушений, их последствия, наличие либо отсутствие фактов устранения нарушений, степень вины правонарушителя.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что обществу «Диалог» министерством экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области выдано свидетельство, регистрационный номер 000056 №000229 об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.

Обращаясь в суд с требованием о прекращении действия свидетельства, регистрационный номер 000056 №000229 об осуществлении перевозок, министерство в качестве основания сослалась на самовольное изменение обществом маршрута регулярных перевозок. №116/А «Оренбург-Первомайский».

Из акта №1 проверки выполнения обществом условий свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок №116/А «Оренбург-Первомайский» от 23.10.2020 следует нарушение обществом условий выданного свидетельства и статьи 14 Закона Оренбургской области от 09.03.2016 №3801/1039-V-O3 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Оренбургской области». В ходе проверки велась видеозапись.

При этом, в материалах дела отсутствуют доказательства, опровергающие установленные министерством обстоятельства.

С учётом изложенного, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о наличии обстоятельств, являющихся основанием для удовлетворения заявления министерства о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, регистрационный номер 000056 № 000229, сроком действия с 01.06.2018 по 13.07.2021, выданного обществу с ограниченной ответственностью «ДИАЛОГ».

Апелляционная коллегия полагает, что поскольку перевозчик самовольно изменил маршрут регулярных перевозок №116/А «Оренбург-Первомайский», такая мера государственного принуждения, как прекращение действия свидетельства об осуществлении перевозок соразмерна допущенным обществом нарушениям.

Ссылка заявителя на то, что проверка проведена министерством с нарушением Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон № 294-ФЗ), отклоняется.

В рассматриваемом случае проверка в соответствии с указанным законом министерством не проводилась. Предметом проверки являлась проверка исполнения обществом условий свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, действие Закона № 294-ФЗ не распространяется на проведение контроля, предусмотренного частью 2 статьи 35 Закона № 220-ФЗ.

Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 2 Закона № 294-ФЗ муниципальный контроль - это деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности (вида муниципального контроля) устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

В рассматриваемом случае контроль выполнения условий (требований) свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, осуществляемый министерством, не относится к контрольным и надзорным функциям в рамках данного Закона.

В данном случае проводилась проверка соблюдения обществом условий и требований к осуществлению перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок - № 116/А.

Таким образом, приказ министерства от 20.10.2020 №255-пр «О проведении плановой проверки» вынесено в пределах полномочий с соблюдением положений Закона № 220-ФЗ.

В связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 27.01.2021 по делу № А47-14934/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Диалог»  - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья                                              А.П. Скобелкин

Судьи                                                                                   П.Н. Киреев

                                                                                              Н.Г. Плаксина