ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 18АП-3692/19 от 15.04.2019 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-3692/2019

г. Челябинск

19 апреля 2019 года

Дело № А76-26438/2018

Резолютивная часть постановления объявлена апреля 2019 года .

Постановление изготовлено в полном объеме апреля 2019 года .

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Киреева П.Н.,

судей Ивановой Н.А., Скобелкина А.П.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Главное управление жилищным фондом» на решение Арбитражного суда Челябинской области от 04.02.2019 по делу № А76-26438/2018 (судья Командирова А.В.).

В заседании приняли участие представители:

от заявителя - Общества с ограниченной ответственностью «Главное управление жилищным фондом»: ФИО1 (паспорт, доверенность №06-33 от 01.01.2019);

от заинтересованного лица - Главного управления «Государственная жилищная инспекция Челябинской области»: ФИО2 (паспорт, доверенность №39 от 18.02.2019).

Общество с ограниченной ответственностью «Главное управление жилищным фондом» (далее – ООО «ГУЖФ», общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными предписаний главного управления «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» (далее – ГУ «ГЖИ Челябинской области», жилищная инспекция, заинтересованное лицо) от 25.05.2018 № 1871 К-Л-18, от 05.07.2018 № 18-2845 2342 К-Л-18.

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 04.02.2019 (резолютивная часть объявлена 28.01.2019) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество с ограниченной ответственностью «Главное управление жилищным фондом» (далее также – апеллянт, податель жалобы) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требований удовлетворить.

В обоснование доводов жалобы апеллянт ссылается на отсутствие необходимости восстанавливать техническую документацию в отношении спорных многоквартирных домов (далее – МКД) в связи с  наличием информации о площадях (общей, жилой) в актах приема-передачи, иных документах (финансово-лицевые счета, поквартирные карты) необходимых сведений. Кроме этого общество указывает на затратный характер процедуры восстановления технических паспортов при отсутствии в калькуляции заложенной в статье содержание и текущий ремонт данных расходов, а также отсутствие решения общего собрания собственников по определению источника финансирования по восстановлению технических паспортов.

Заинтересованное лицо письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило, в ходе судебного заседания представитель Инспекции просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, ссылаясь на его  законность и обоснованность.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации (далее – АПК РФ), исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела,заинтересованным лицом  на основании распоряжения от 17.05.2018 № 1871 в отношении заявителя проведена внеплановая документарная проверка. Основанием для проведения проверки послужило проверка предписания № 18-1514 647 К-Л-18 от 06.03.2018 по обращению № 1343-В от 09.02.2018 в отношении МКД по адресам: Карабашский городской округ, городок 1 Военный, ул. Лесная, дома 28, 29, 33, 45, Карабашский городской округ, городок 1 Военный, ул. Первомайская, д. 37, Карабашский городской округ, городок 1 Военный, ул. Пионерская, дома 15, 17.

В ходе проверки жилищной инспекцией выявлены нарушения п.п. 4 раздела II «Стандарты управления многоквартирным домом» Постановления Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами»; п.п.13, 14, 24 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения, в случае оказания услуг выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. № 491, не предоставлены к рассмотрению копии технических паспортов по многоквартирным домам по следующим адресам: Челябинская область, Карабашский городской округ, Военный городок - 1, ул. Лесная, <...>

По итогам проведенной проверки в отношении ООО «ГУЖФ» 25.05.2018 составлен акт выполнения предписания № 1871 К-Л-18 (т.д. 1, л.д. 128-129).

На основании указанного акта проверки ООО «ГУЖФ» выдано предписание № 1871 К-Л-18 от 25.05.2018 (т.д. 1, л.д. 130-131) об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства Российской Федерации. В качестве мероприятий по устранению выявленных нарушений обществу предписано в срок до 29.06.2018 восстановить технические паспорта и предоставить их копии по вышеуказанным многоквартирным домам.

В целях проверки исполнения предписания от 25.05.2018 № 1871 К-Л-18 на основании распоряжения ГУ «ГЖИ по Челябинской области» от 19.06.2018 № 18-2845 2342 заинтересованным лицом была проведена внеплановая документарная проверка общества, результаты которой оформлены актом от 05.07.2018 № 18-2845 2342 К-Л-18.

 В ходе документарной проверки ООО «ГУЖФ» предоставлено письмо от 29.06.2018 № 493, а именно: предоставлены копии технических паспортов по многоквартирным домам по следующим адресам: Челябинская область, Карабашский городской округ, Военный городок -1, ул. Лесная, <...>

Документы подтверждающие восстановление технических паспортов по адресам: Челябинская область, Карабашский городской округ, Военный городок -1, ул. Лесная, <...> не представлены, а так же не указан срок по восстановлению технических паспортов.

По итогам проведенной проверки в отношении ООО «ГУЖФ» 05.07.2018 составлен акт выполнения предписания № 18-2845, 2342 К-Л-18 (т.д. 1, л.д. 116-118).

На основании указанного акта проверки ООО «ГУЖФ» выдано предписание № 18-2845 2342 К-Л-18 от 05.07.2018 (т.д. 1, л.д. 119-120) об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства Российской Федерации. В качестве мероприятий по устранению выявленных нарушений обществу предписано в срок до 06.08.2018: - восстановить технические паспорта и предоставить их копии по многоквартирным домам по следующим адресам: Челябинская область, Карабашский городской округ, Военный городок - 1, ул. Лесная, <...>

Полагая, что предписания главного управления «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» от 25.05.2018 № 1871 К-Л-18, от 05.07.2018 № 18-2845 2342 К-Л-18 не соответствуют требованиям законодательства и нарушает права и законные интересы общества, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого предписания действующему законодательству и нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании части 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.

Согласно пункту 3 статьи 192 ЖК РФ лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами включает в себя деятельность органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление лицензионного контроля.

Постановлением Губернатора Челябинской области от 15.05.2014 № 364 образовано Главное Управление «Государственная жилищная инспекция Челябинской области», основной задачей которого, в том числе, является предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, осуществляющих управление многоквартирными домами, установленных в соответствии с жилищным законодательством требований (пункт 7).

Жилищная инспекция в соответствии с возложенной на нее основной задачей выполняет, в том числе функцию лицензионного контроля в отношении юридических лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами.

Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110 утверждено Положение лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее – Положение № 1110).

В соответствии с пунктом 3 Положения лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», являются: а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 13 Положения № 1110 определено, что при проведении лицензионного контроля должностные лица лицензирующего органа имеют право, в том числе выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензии.

Таким образом, оспариваемые предписания выданы заинтересованным лицом в пределах полномочий, предоставленных законодательством.

Материалами дела подтверждается, что ООО «ГУЖФ» осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договора управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными силами Российской Федерации № 2-УЖФ-05 от 27.07.2015, лицензии № 074000410 от 21.05.2015.

Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление МКД должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в МКД, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в МКД должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей (часть 1.1 статьи 161 ЖК РФ).

В соответствии с пунктом 2 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416, под деятельностью по управлению МКД понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 ЖК РФ, а также определенных решением собственников помещений в МКД.

Согласно подпункту «а» пункта 4 указанных Правил управление МКД обеспечивается выполнением такого стандарта как прием, хранение и передача технической документации на МКД и иных связанных с управлением таким домом документов, предусмотренных Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491), в порядке, установленном настоящими Правилами, а также их актуализация и восстановление (при необходимости).

В соответствии с пунктом 24 Правил № 491, сведения о составе и состоянии общею имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом. Техническая документация на многоквартирный дом включает в себя: а) документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества; а(1)) документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета и сведения о проведении их ремонта, замены, поверки, информацию об оснащении помещений в многоквартирном доме индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета, в том числе информацию о каждом установленном индивидуальном, общем (квартирном) приборе учета (технические характеристики. год установки, факт замены или поверки), дату последней проверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний; б) документы (акты) о приемке результатов работ, сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме:в) акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, в том числе оборудования для инвалидов и иных маломобильных групп населения, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям, журнал осмотра; в(1)) акты проверок готовности к отопительному периоду и выданные паспорта готовности многоквартирного дома к отопительному периоду; г) инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства. Указанная инструкция включает в себя рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту общего имущества, рекомендуемые сроки службы отдельных частей общего имущества, а также может включать в себя рекомендации проектировщиков, поставщиков строительных материалов и оборудования, субподрядчиков.

Документом технического учета жилищного фонда является технический паспорт на многоквартирный дом (приложение 12 к Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному от 04.08.1998 № 37).

Наличие у управляющей организации технического паспорта на многоквартирный дом предусмотрено п.п. «а» п. 24 Правил № 491.

Ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким многоквартирным домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, вносить в такие документы необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом (пункт 27 Правил № 491).

Кроме того, Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 (далее – Правила №170) устанавливают требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда (пункт 1.1).

Состав технической документации длительного хранения установлен пунктом 1.5.1 Правил № 170.

При этом, содержащаяся в техническом паспорте информация должна иметь актуальный характер, поскольку она необходима для расчета платы за коммунальные ресурсы и коммунальные услуги, в том числе предоставляемые для общедомовых нужд. Указание на необходимость использования данных технического паспорта при расчете платы за ресурсы и услуги, поставляемые на общедомовые нужды, содержится и в Письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 22.11.2012 № 29433-ВК/19.

Таким образом, нормативное регулирование технической эксплуатации жилищного фонда предусматривает, что ответственные лица обязаны в установленном законодательством порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию, а также корректировать техническую документацию, состав которой определен пунктом 1.5.1 Правил № 170, в том числе проводить корректировку технического паспорта на дом.

Как следует из постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.03.2010 № 17074/09, нормативное регулирование технической эксплуатации жилищного фонда предусматривает, что ответственные лица обязаны в установленном законодательством порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию (пункт 27 Правил № 491). Отсутствие или утрата указанной документации не может являться основанием для прекращения данной обязанности. В этом случае техническая документация подлежит восстановлению за счет обязанного лица.

Заявителем не оспаривается обязанность наличия и факт отсутствия на момент проверки спорных документов.

Заявитель добровольно принял на себя обязательства по обеспечению надлежащей эксплуатации МКД, а следовательно, обязанность по хранению и восстановлению недостающей документации (в случае утраты) на спорные дома, в том числе и длительного хранения, должна быть возложена именно на Общество.

При таких обстоятельствах ссылки Общества на отсутствие у него истребуемых документов ввиду неисполнения предшествующей управляющей организацией обязанности по их передаче либо их ненахождения (утраты) являются несостоятельными, поскольку, принимая на себя функции управляющей компании, Общество должно было располагать всей необходимой документацией, а в случае ее отсутствия - предпринять меры по истребованию ее у предыдущей управляющей организации (иных лиц) или по восстановлению за свой счет.

То обстоятельство, что балансодержатель МКД ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России представив технические паспорта на три дома указало на отсутствие технической документации в отношении спорных МКД (т.д.1, л.д. 21), равно как и наличие иных документов, содержащих информацию о площадях МКД (общей, жилой) не освобождает заявителя от обязанности, предусмотренной вышеуказанными нормами, в связи с чем соответствующие доводы апеллянта судебной коллегией отклоняются.

Применительно к изложенным нормам наличие технических паспортов на указанные дома в предписаниях является лицензионным требованием и прямой обязанностью заявителя, в связи с чем, судом апелляционной инстанции поддерживаются выводы суда первой инстанции о том, что изложенные в актах проверках нарушения соответствуют выводам оспариваемых предписаний. При этом оспариваемые предписания со ссылкой на подлежащие применению нормативные акты содержит четкое указание на действия, которые должен предпринять заявитель, а именно восстановить технические паспорта на многоквартирные дома, указанные в предписании.

Судом апелляционной инстанции также отклоняются доводы заявителя о том, что восстановление технических паспортов является затратным мероприятием, об отсутствии в калькуляции заложенной в статье содержание и текущий ремонт данных расходов, а также отсутствии решения общего собрания собственников по определению источника финансирования по восстановлению технических паспортов, поскольку данные обстоятельства не свидетельствуют о незаконности оспариваемых предписаний.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не нашли своего подтверждения в суде апелляционной инстанции, по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи, с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены судебного акта.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.

Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Челябинской области от 04.02.2019 по делу № А76-26438/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Главное управление жилищным фондом» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья                                                П.Н. Киреев

Судьи:                                                                                        Н.А. Иванова

                                                                                                    А.П. Скобелкин