ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 18АП-378/2014
г. Челябинск | |
13 марта 2014 г. | Дело № А76-14558/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 марта 2014 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Арямова А.А., Баканова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым Е.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Агентство недвижимости «ЮНОНА» на решение Арбитражного суда Челябинской области от 09 декабря 2013 года по делу № А76-14558/2013 (судья Зайцев С.В.).
В заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью «Агентство недвижимости «ЮНОНА» ФИО1 (доверенность от 21.01.2013 № 6),
Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Уральскому федеральному округу – ФИО2 (доверенность от 15.01.2014).
Общество с ограниченной ответственностью «Агентство недвижимости «ЮНОНА» (далее – заявитель, ООО «АН «ЮНОНА», общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 03-12/92, вынесенного 13.08.2012 Межрегиональным управлением Федеральной службы по финансовому мониторингу по Уральскому федеральному округу (далее – заинтересованное лицо, МРУ Росфинмониторинга по УФО, административный орган).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 09.12.2013 по настоящему делу в удовлетворении заявления обществу с ограниченной ответственностью «Агентство недвижимости «ЮНОНА» отказано.
В апелляционной жалобе ООО «АН «ЮНОНА» просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявление общества. В апелляционной жалобе заявитель указывает на то, что вывод арбитражного суда первой инстанции о том, что ООО «АН «ЮНОНА» осуществляет посреднические операции с недвижимостью, не соответствует действительности, в связи с чем, общество не обязано руководствоваться в своей деятельности Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ). Также в апелляционной жалобе ее податель указывает на то, что арбитражный суд первой инстанции необоснованно не применил в данном случае положения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ, Кодекс). В последующем ООО «АН «ЮНОНА» было представлено дополнение к апелляционной жалобе, в котором общество ссылается на наличие со стороны административного органа процессуальных нарушений, влекущих за собой признание незаконным и отмену постановления о назначении административного наказания, по безусловным основаниям. В частности, в дополнении к апелляционной жалобе заявитель указывает на то, что в нарушение Административного регламента исполнения Федеральной службой по финансовому мониторингу и ее территориальными органами государственной функции по осуществлению контроля и надзора за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и привлечению к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства, утвержденного приказом Росфинмониторинга от 06.06.2012 № 192 (далее – Административный регламент, утвержденный приказом Росфинмониторинга от 06.06.2012 № 192), заинтересованным лицом в адрес ООО «АН «ЮНОНА» не был направлен акт проверки, что подпадает под условия, перечисленные в п. 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее – постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10).
В представленном отзыве на апелляционную жалобу административный орган просит оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2014 судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы откладывалось на 05.03.2014.
По основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 3 ст. 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена судьи Костина В.Ю., судьей Бакановым В.В.
Рассмотрение дела начато сначала.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая обществу в удовлетворении заявления, пришел к выводу о доказанности административным органом факта и вины ООО «АН «ЮНОНА» в совершении вмененного ему административного правонарушения.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам и оснований для переоценки данных выводов суд апелляционной инстанции не находит.
В силу условий ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (ч. 7 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как следует из имеющихся в деле доказательств, заинтересованным лицом 12.05.2012 был издании приказ № 51 о проведении проверки соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в ООО «АН «ЮНОНА» (т. 1, л.д. 44), в связи с чем, МРУ Росфинмониторинга по УФО направило обществу требование о предоставлении документов и информации и копию вышеупомянутого приказа (т. 1, л.д. 45 – 47), которые были возвращены административному органу отделением связи за истечением срока хранения (т. 1, л.д. 48 - 50).
При этом адрес, по которому ООО «АН «ЮНОНА» извещалось заинтересованным лицом о совершении определенных процессуальных действий, и по которому направлялись документы соответствует адресу места нахождения общества согласно сведениям, внесенным в Единый государственный реестр юридических лиц (т. 1, л.д. 35) и указываемому обществом с ограниченной ответственностью «Агентство недвижимости «ЮНОНА» при обращении с соответствующим заявлением в Арбитражный суд Челябинской области.
Должностными лицами были предприняты попытки установления фактического места нахождения ООО «АН «ЮНОНА», не приведшие к положительному результату (т. 1, л.д. 78 - 80).
Приказом МРУ Росфинмониторинга по УФО от 09.06.2012 № 63 (т. 1, л.д. 81), в связи с необходимостью получения дополнительной информации в отношении ООО «АН «ЮНОНА», срок проведения проверки был продлен.
Копия данного приказа была направлена административным органом по юридическому адресу общества, и была возвращена отделением связи за истечением срока хранения (т. 1, л.д. 82, 83).
Учитывая отсутствие возможности получения необходимой по требованию о представлении документов и информации от 12.05.2012 (т. 1, л.д. 45, 46), непосредственно от общества с ограниченной ответственностью «Агентство недвижимости «ЮНОНА», заинтересованным лицом были направлены запросы:
- в Международный центр учебно-методического центра финансового мониторинга на предмет предоставления информации о прохождении либо непрохождении руководителем ООО «АН «ЮНОНА» целевого инструктажа в 2009 – 2012 гг. (т. 1, л.д. 51) (получен ответ об отсутствии соответствующих сведений, т. 1, л.д. 52);
- в ОАО «Челябинвестбанк» на предмет предоставления информации о движении денежных средств по расчетному счету ООО «АН «ЮНОНА» за период с 16.10.2009 по 14.05.2012 (т. 1, л.д. 53) (соответствующие сведения получены, т. 1, л.д. 54, т. 2, л.д. 1 - 32);
- в ИФНС России по Центральному району г. Челябинска на предмет получения выписки из ЕГРЮЛ, копии устава, информации о предоставлении отчетности, о расчетных счетах, информации о фактическом месте нахождения общества (т. 1, л.д. 55) (соответствующие документы и информация предоставлены, т. 1, л.д. 56 – 77, в том числе подтвержден адрес места нахождения общества согласно данным ЕГРЮЛ; сведений о фактическом месте нахождения ООО «АН «ЮНОНА» налоговый орган не обладал).
Согласно имеющейся в материалах дела № А76-14558/2013 Арбитражного суда Челябинской области, служебной записке должностного лица МРУ Росфинмониторинга по УФО (т. 1, л.д. 88, 89), на основании полученных заинтересованным лицом данных по вышеперечисленным запросам, сделан вывод о наличии признаков административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и необходимости возбуждения дела об административном правонарушении.
Заявитель о времени и месте составления протокола об административном правонарушении извещался телеграммой, которая была возвращена отделением связи по причине неявки за ее получением и отказа в получении (т. 1, л.д. 85 – 87).
Административным органом 29.06.2012 в отношении ООО «АН «ЮНОНА», в отсутствие законного либо уполномоченного представителя (защитника) заявителя составлен протокол об административном правонарушении № 03-12/92, предусмотренном ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ (т. 1, л.д. 90 – 98).
Также 29.06.2012 административным органом было вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении (т. 1, л.д. 99, 100).
Данное определение, а также копия протокола об административном правонарушении были направлены административным органом заявителю и возвращены отделением связи по причине отсутствия по указанному адресу (т. 1, л.д. 101 – 103).
В связи с этим административным органом 13.07.2012 было вынесено определение об отложении рассмотрения указанного дела об административном правонарушении, на 13.08.2012 (т. 1, л.д. 104, 105), которое вновь было возвращено заинтересованному лицу отделением почтовой связи, по причине отсутствия заявителя по адресу места нахождения (государственной регистрации).
Заинтересованным лицом 13.08.2012, в отсутствие ООО «АН «ЮНОНА» вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 03-12/92 (т. 1, л.д. 109 – 119) которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Заявителю заинтересованным лицом в частности вменены следующие нарушения, ранее зафиксированные в протоколе об административном правонарушении:
- общество не встало на учет в уполномоченном органе в соответствии с Положением о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.01.2003 № 28 (нарушение п. 9 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ));
- обществом не разработаны и не утверждены правила внутреннего контроля и программы его осуществления, не назначены специальные должностные лица, ответственные за соблюдение правил внутреннего контроля (нарушение п. 2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ);
- общество не осуществляет идентификацию клиентов организации в соответствии с Перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности, с целью последующего приостановления операций с участием этих лиц (нарушение п. 10 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ);
- в течение всего периода осуществления финансово-хозяйственной деятельности общество осуществляло деятельность в отсутствие специальных должностных лиц, обученных по программам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, иные сотрудники, обладающие навыками выявления операций, подлежащих обязательному контролю, а также операций с критериями и признаками подозрительности также отсутствуют (нарушение п. 2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ, п. п. 2, 10 Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 01.11.2008 № 256, п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 05.12.2005 № 715 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля»));
- общество не осуществляло работу по выявлению, фиксированию информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, и не информировало уполномоченный орган о совершении таких операций (нарушение пп. 1, 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ).
Копия указанного постановления о назначении административного наказания была направлена заинтересованным лицом заявителю (т. 1, л.д. 120), и, также как и ранее направлявшиеся документы, возвращена отделением почтовой связи (т. 1, л.д. 121, 122).
О соответствующем постановлении заявителю стало известно по факту возбуждения исполнительного производства.
В силу условий ч. 1 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Частью 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с доводами заявителя о наличии со стороны заинтересованного лица процессуальных нарушений, влекущих за собой признание незаконным и отмену постановления о назначении административного наказания, по безусловным основаниям.
В рассматриваемой ситуации следует исходить из положений Административного регламента, утвержденного приказом Росфинмониторинга от 24.05.2010 № 129, а именно, подпунктом 2 пункта 12, в соответствии с которым исполнение государственной функции включает в себя такую административную процедуру, как производство по делу об административном правонарушении, и абзацами 2 и 3 пункта 13, согласно которым результатом административных действий являются протокол об административном правонарушении, составленный в порядке, установленном пунктами 43 - 49 настоящего Административного регламента, а также постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в порядке, установленном пунктами 56 - 58, 66 - 69 настоящего Административного регламента.
Административный регламент, утвержденный приказом Росфинмониторинга от 06.06.2012 № 192, в указанный временной период не действовал.
В данном случае следует исходить из нормы п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, согласно которой поводом к возбуждению дела об административном правонарушении являются непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Оснований для применения положений п. 10 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 к спорным правоотношениям не имеется.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ, настоящий закон применим к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, в том числе, к организациям, оказывающим посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
Согласно Уставу ООО «АН «ЮНОНА», основными видами деятельности организации являются: операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, в том числе, подготовка к продаже, покупке и продажа собственного недвижимого имущества, сдача в наем собственного недвижимого имущества, предоставление посреднических услуг по операциям с недвижимым имуществом (т. 1, л.д. 64 - 77), кроме того, сведения о соответствующем основном виде деятельности внесены в Единый государственный реестр юридических лиц в отношении ООО «АН «ЮНОНА» (т. 1, л.д. 58). Следовательно, ООО «АН «ЮНОНА» подпадает под условия ст. 5 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ.
Статьей 3 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ установлено, что внутренним контролем является деятельность организаций, осуществляющих операций с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; организация внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку и согласование правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля; осуществление внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ, к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ), относятся: организация и осуществление внутреннего контроля; обязательный контроль; запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.
В соответствии со ст.7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ, организации обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании в организации и выгодоприобретателя; встать на учет в уполномоченном органе; идентифицировать клиентов организации в соответствии с Перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности, с целью последующего приостановления операций с участием этих лиц; разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Согласно п. 2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма обязаны разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления (далее ПВК); назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ (далее СДЛ), а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
ООО «АН «ЮНОНА» на учете в Росфинмониторинге не состоит, ПВК организации разработаны и утверждены руководителем не были, специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля в ООО «АН «ЮНОНА» назначено не было. Идентификация клиентов организации в соответствии с Перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности, с целью последующего приостановления операций с участием этих лиц не осуществлялось, что подтверждается представленными договорами, то срок давности за данное нарушение не истек, а потому заявитель обоснованно привлечен к ответственности за его совершение данного правонарушения.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ, квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требования к подготовке и обучению кадров устанавливаются Правительством Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 05.12.2005 № 715 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля»).
В соответствии с п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 05.12.2005 № 715 требования к подготовке и обучению кадров организации в целях ПОД/ФТ, том числе, формы, программы, периодичность и сроки подготовки и обучения устанавливаются Федеральной службой по финансовому мониторингу. В соответствии с п. 2 Положения о требованиях к подготовке обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежным средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее Положение ПОД/ФТ), утвержденного приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203 организацией должны быть исполнены следующие обязанности: руководитель организации утверждает перечень работников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях ПОД/ФТ; в организации должна быть разработана программа обучения в целях ПОД/ФТ; на основе программы обучения организация должна разработать план-график реализации программы обучения па очередной календарный год (далее - План-график), который должен включать тематику обучающих мероприятий, сроки их проведения и лиц, ответственных за организацию и проведение обучения. План-график утверждается руководителем организации не позднее 31 января текущего года. При необходимости в течение года в план-график могут быть внесены изменения, которые также утверждаются руководителем организации. Пунктом 10 Положения ПОД/ФТ установлено, что обучение в форме целевого инструктажа лицо, планирующее осуществлять функции СДЛ, проходит однократно до начала осуществления таких функций. Однократное обучение в форме целевого инструктажа также должны пройти: руководитель организации (филиала), главный бухгалтер (бухгалтер) организации (филиала) (при наличии должности в штате организации) либо сотрудник, осуществляющий в организации функции по ведению бухгалтерского учета, руководитель юридического подразделения либо юрист организации (при наличии должности в штате организации), указанные лица, назначаемые на соответствующие должности после вступления в силу настоящего Положения, должны пройти однократное обучение в форме елевого инструктажа в течение года с даты возложения соответствующих должностных обязанностей. Лица, занимающие на момент вступления в силу настоящего Положения указанные должности, должны пройти однократное учение в форме целевого инструктажа в течение года с даты вступления в силу настоящего Положения.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ, организация обязана идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя и установить в отношении юридическихлиц следующие сведения: наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения.
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального Закона РФ № 115-ФЗ от 07.08.2001, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, а именно: вид операции и основания ее совершения; дату совершения операции с денежными средствами или иным имуществом, а также сумму, на которую она совершена; сведения, необходимые для идентификации физического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом (данные паспорта или другого документа, удостоверяющего личность), данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес его места жительства или места пребывания; наименование, идентификационный номер налогоплательщика, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения юридического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом; сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица, по поручению и от имени которого совершается операция с денежными средствами или иным имуществом, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения соответственно физического или юридического лица; сведения, необходимые для идентификации представителя физического или юридического лица, поверенного, агента, комиссионера, доверительного управляющего, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом от имени, или в интересах, или за счет другого лица в силу полномочия, основанного на доверенности, договоре, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения соответственно представителя физического лица или юридического лица; сведения, необходимые для идентификации получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом и (или) его представителя, в том числе данные миграционной карты и документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения получателя и (или) его представителя, если это предусмотрено правилами совершения соответствующей операции.
В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального Закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ, операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к одному из видов операций, указанных в п.п. 1-4 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ
В базе данных Росфинмониторинга содержится поступившая от кредитной организации информация о совершении при участии ООО «АН «ЮНОНА» в период с 17.06.2011 по 07.07.2011 двух операций, подлежащих обязательному контролю в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ, (предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа): по договору беспроцентного займа от 06.06.2011 № 6-УТР, заключенному с ООО «Уралтехноресурс», в период с 17.06.2011 по 24.06.2011 платежными поручениями №№ 504, 506, 507, 532 ООО «АН «ЮНОНА» был получен беспроцентный заем на общую сумму 3 308 360 рублей, срок должного представления информации - 25.06.2011; по договору беспроцентного займа от 16.06.2011 № ИK-Ю/О1, заключенному с ИП ФИО3, в период с 30.06.2011 по 07.07.2011 платежными поручениями №№ 816, 824, 840, 860, 861 ООО «АН «ЮНОНА» был получен беспроцентный заем на общую сумму 717 839 руб. 40 коп., срок должного представления информации - 08.07.2011.
О наличии соответствующих операций общество не информировало уполномоченный орган.
Вышеизложенное свидетельствует о незаинтересованности общества в раскрытии в отношении него объективной информации, в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ.
Доводы общества об истечении срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, основаны на ошибочном толковании ч. 1 ст. 4.5 данного Кодекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело (ч. 2 ст. 1.5 КоАП РФ).
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье (ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ).
В силу условий ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
У общества с ограниченной ответственностью «Агентство недвижимости «ЮНОНА» имелась возможность соблюдения требований Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ, однако, заявитель пренебрег имеющейся у него возможностью.
Суд апелляционной инстанции не считает необходимым переоценивать выводы арбитражного суда первой инстанции об отсутствии оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, учитывая, что совершенное обществом правонарушение представляет существенную угрозу общественным интересам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 09 декабря 2013 года по делу № А76-14558/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Агентство недвижимости «ЮНОНА» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Челябинской области.
Председательствующий судья М.Б. Малышев
Судьи: А.А. Арямов
В.В. Баканов