17
А07-2298/2006
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 18АП-3972/2007
г. Челябинск
21 ноября 2007 г.
Дело № А07-2298/2006
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Чередниковой М.В., судей Митичева О.П., Тремасовой-Зиновой М.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Андреевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению администрации г. Уфы, третье лицо, заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, - администрация городского округа г. Уфа, к Главному управлению Федеральной регистрационной службы по Республике Башкортостан и обществу с ограниченной ответственностью «Универсальный торговый комплекс «Ильинский» о признании незаконными действий по регистрации права собственности на нежилые строения, обязании устранить нарушения прав путем исключения записи из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и аннулировании свидетельств о государственной регистрации прав,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: администрация муниципального образования Октябрьский район г. Уфы, Главное управление архитектуры и градостроительства администрации г.Уфы, закрытое акционерное общество «ЖилСтройРеконструкция», Инспекция государственного строительного надзора Республики Башкортостан, общество с ограниченной ответственностью «СтройПроектТурСервис», при участии: от администрации города Уфы – ФИО1 (доверенность от 15.01.2007), от администрации городского округа г. Уфа – ФИО2 (доверенность от 28.12.2006), от Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Башкортостан - ФИО3 (доверенность от 27.04.2007), от общества с ограниченной ответственностью Универсальный торговый комплекс «Ильинский» - ФИО4 (генеральный директор, приказ от 01.04.2001), ФИО5 (доверенность от 04.05.2007), ФИО6 (доверенность от 20.11.2007), от общества с ограниченной ответственностью «СтройПроектТурСервис» - ФИО6 (доверенность от 20.11.2007),
УСТАНОВИЛ:
администрация г. Уфы обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Главному управлению Федеральной регистрационной службы по Республике Башкортостан (по состоянию на момент судебного разбирательства – Управление Федеральной регистрационной службы по Республики Башкортостан, далее – регистрирующий орган, заинтересованное лицо) и обществу с ограниченной ответственностью Универсальный торговый комплекс «Ильинский» (далее – ООО УТК «Ильинский», общество) о признании недействительной государственной регистрации права собственности, обязании удалить (погасить) регистрационную запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (с учетом уточнений: т. 1, л.д. 2 – 7, т. 2, л.д. 65 – 66, т. 4, л.д. 135 - 136).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены: администрация муниципального образования Октябрьский район г. Уфы , Главное управление архитектуры и градостроительства администрации г. Уфы, закрытое акционерное общество «ЖилСтройРеконструкция», Инспекция государственного архитектурно-строительного надзора Республики Башкортостан.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.05.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.07.2006 (т. 4, л.д. 159 – 160), требования заявителя были удовлетворены в полном объеме (т, 3, л.д. 69 – 79).
Федеральный арбитражный суд Уральского округа постановлением от 13.09.2006 отменил решение суда первой инстанции от 15.05.2006 и постановление суда апелляционной инстанции от 18.07.2006 и передал дело на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Республики Башкортостан (т. 6, л.д. 218 – 221). Суд кассационной инстанции указал, что судом первой инстанции не исследован должным образом довод общества об отсутствии у ФИО7 прав на подписание заявления, поскольку доказательств того, что ФИО7, представляя интересы заявителя, находящегося в процессе ликвидации, являлась уполномоченным представителем ликвидационной комиссии администрации г.Уфы, в материалах дела не содержится. Кроме того, судом первой инстанции не проверены доводы общества о рассмотрении в порядке административного производства спора о праве.
Определением от 25.10.2006 к участию в деле в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена администрация городского округа г. Уфа (т. 7, л.д. 63-64).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.04.2007 требования администрации г. Уфы о признании недействительной регистрации права собственности оставлены без рассмотрения, требования администрации городского округа г. Уфа о признании недействительной регистрации права собственности ООО УТК «Ильинский» - удовлетворены; суд обязал регистрирующий орган удалить (погасить) соответствующие регистрационные записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и аннулировать соответствующие свидетельства о государственной регистрации права (т. 9, л.д. 33 – 44).
Оставляя в соответствии с пунктом 7 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без рассмотрения требования заявителя, арбитражный суд первой инстанции исходил из отсутствия в материалах дела доказательств того, что лицо, подписавшее заявление, являлось представителем ликвидационной комиссии администрации г. Уфы.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования администрации городского округа г. Уфа, указал, что, поскольку государственная собственность на землю в городе Уфе в настоящий момент не разграничена, то в силу положений Закона Республики Башкортостан от 17.12.2004 № 126-з «О границах, статусе и административных центрах муниципальных образований в Республике Башкортостан», Закона от 18.03.2005 № 162-з «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан», пунктов 4, 5, 10 статьи 84 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 17.04.2006 № 53-ФЗ «О внесении изменения в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательства Российской Федерации», статьи 25.3 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 № 59-з «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан» (в редакции Закона от 06.07.2006 № 353-з) право распоряжаться земельным участком, на котором расположено имущество, регистрация которого оспаривается в рамках настоящего дела, принадлежит администрации городского округа г. Уфа. На основании того, что администрация городского округа г. Уфа не претендует на имущество, принадлежащее ООО УТК «Ильинский», и не оспаривает правовую возможность (основание) возникновения права собственности на недвижимое имущество, суд первой инстанции пришел к выводу, что предметом настоящего спора является не спор о праве, а оспаривание государственной регистрации права собственности общества, поэтому рассмотрение спора в рамках главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является правомерным. Суд первой инстанции исходил из того, что совокупности документов, необходимых для государственной регистрации права собственности (а именно, документов, подтверждающих правомерность использования земельных участков под строительство), обществом регистрирующему органу представлено не было, что в силу пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о государственной регистрации) является основанием для отказа в государственной регистрации прав.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2007 по настоящему делу на основании пункта 2 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.04.2007 (судья У.С. Искандаров) было отменено (т. 10, л.д. 105 – 108). Дело в порядке части 5 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается судом апелляционной инстанции по правилам арбитражного суда первой инстанции.
Протокольным определением от 17.10.2007 (т. 14, л.д. 99 – 101) судом апелляционной инстанции было отказано в удовлетворении ходатайств индивидуального предпринимателя ФИО8 (т. 13, л.д. 36) и индивидуального предпринимателя ФИО9 (т. 13, л.д. 37) о привлечении их к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, поскольку названные лица не доказали, что судебный акт по настоящему спору может повлиять на их права и обязанности по отношению к одной из сторон.
Определением от 19.09.2007 (т. 12, л.д. 136 - 139) произведена замена Инспекции государственного архитектурно-строительного надзора Республики Башкортостан на Инспекцию государственного строительного надзора Республики Башкортостан. Определением от 24.10.2007 (т. 14, л.д. 107 – 110) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «СтройПроектТурСервис» (далее – ООО «СтройПроектТурСервис»).
Администрацией г. Уфы и администрацией городского округа г. Уфа до принятия судебного акта по существу спора было заявлено (т. 12, л.д. 105 – 106, 108 – 109, т. 13, л.д. 7 – 11, 20 – 24) и судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (с учетом положений части 5 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), удовлетворено ходатайство об уточнении заявленных требований. Названные лица просят признать действия Главного управления Федеральной регистрационной службы по Республике Башкортостан по регистрации права собственности ООО УТК «Ильинский» на нежилые строения по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Октябрьский район, ул. Российская - Кольская незаконными и обязать устранить допущенные нарушения прав путем исключения следующих записей из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и аннулировать следующие свидетельства о государственной регистрации прав: регистрационные записи №№ 02-01/02-71/2004-595, 02-01/02-94/2004-307, 02-01/02-153/2004-317, 02-01/02-153/2004-313, 02-01/02-153/2004-316, 02-01/02-153/2004-315, 02-01/02-153/2004-312, 02-01/02-153/2004-314; свидетельства №№ № 02АА293993 от 16.07.2004, 02АА293992 от 16.07.2004, 02АА400044 от 20.10.2004, 02АА400040 от 20.10.2004, 02АА400043 от 20.10.2004, 02АА400042 от 20.10.2004, 02АА400039 от 20.10.2004, 02АА400041 от 20.10.2004.
В обоснование заявленных требований администрация г. Уфы и администрация городского округа г. Уфа приводят следующие доводы (т. 1, л.д. 2- 7, т. 7, л.д. 65 – 70, т. 8, л.д. 125 – 128, 134 – 136, т. 12, л.д. 105 – 106, 108 – 109, т. 13, л.д. 7 – 11, 20 – 24). Право собственности на принадлежащее ООО УТК «Ильинский» имущество было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав незаконно в связи с тем, что данное имущество не является недвижимым, что следует из постановления главы администрации г. Уфы от 20.01.203 № 294 о предоставлении в аренду земельных участков и заключенных в соответствии с постановлением договоров аренды от 14.05.2003, подписанных обществом. Это подтверждается также представленным в материалы дела заключением от 23.10.2007 (т. 13, л.д. 60 – 77).
Земельные участки для использования имущества общества – торгового комплекса, автостоянки, стоянки для организации временной торговли сельскохозяйственной продукции - были предоставлены временно, сроком до 20.01.2006 без права продления.
Представленные на государственную регистрацию акты приемки законченного строительством объекта от 12.06.2001, которые были утверждены постановлением главы администрации Октябрьского района г. Уфы 12.05.2002, не соответствуют Положению о приемке и вводе в эксплуатацию законченных строительством объектов на территории г. Уфы, что свидетельствует о том, что данные объекты не введены в эксплуатацию.
Поскольку на государственную регистрацию в нарушение статьи 25 Закона о государственной регистрации обществом не были представлены документы, подтверждающие факт создания недвижимого имущества, а также право пользования земельным участком для создания данного объекта недвижимости, регистрирующий орган не имел права регистрировать право собственности ООО УТК «Ильинский». Регистрирующий орган своими действиями нарушил права администрации г. Уфы и администрации городского округа г. Уфа, поскольку лишил названных лиц возможности распорядиться земельным участком, на котором расположено имущество общества, государственная регистрация права собственности на которое оспаривается в рамках настоящего дела.
Администрация г. Уфы заявила ходатайство о восстановлении срока на обжалование (т. 14, л.д. 106, т. 15, л.д. 87 – 89). В обоснование заявленного ходатайства ссылается на то, что принятие судом заявления об оспаривании действий по истечении срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, без применения последствий, установленных статьей 115 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, означает фактическое восстановление срока. Кроме того, администрация, вплоть до момента обращения в арбитражный суд не имела заверенных надлежащим образом копий свидетельств о государственной регистрации права собственности ООО УТК «Ильинский».
Администрация городского округа г. Уфа представила ходатайство на заявление о пропуске срока на обжалование (т. 15, л.д. 90 – 92), в котором указала, что приобрела право распоряжения земельным участком, на котором расположено имущество общества, в соответствии с земельным законодательством только с 08.07.2006. На тот период решение суда первой инстанции от 15.05.2006 по настоящему делу вступило в законную силу, поэтому необходимость в защите нарушенных прав администрации городского округа г. Уфа отсутствовала. На основании изложенного администрация городского округа г. Уфа считает, что установленный статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок ею не пропущен.
Регистрирующий орган 01.02.2006 представил отзыв по существу заявленных требований (т. 1, л.д. 62 – 63), в котором просит в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на то, что в судебном порядке может быть оспорено только зарегистрированное право, а представленные на регистрацию документы соответствовали требованиям статьи 25 Закона о государственной регистрации.
В отзыве от 01.10.2006 и от 14.09.2007 регистрирующий орган просит производство по делу прекратить (т. 7, л.д. 11 – 12, т. 11, л.д. 12 – 13), поскольку свидетельство о государственной регистрации права, а также соответствующие записи в Едином государственном реестре прав не являются ненормативными правовыми актами, влекущими возникновение гражданских прав и обязанностей, следовательно, они не могут быть признаны недействительными в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Регистрирующий орган полагает, что признание регистрационной записи недействительной статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации не установлено в числе способов защиты нарушенных прав. В судебном порядке могут быть оспорены только отказ в государственной регистрации или уклонение от нее (пункт 5 статьи 2 Закона о государственной регистрации), а также само зарегистрированное право (абзац 2 пункта 1 статьи 2 Закона о государственной регистрации).
В отзыве на уточненное заявление от 10.10.2007 (т. 13, л.д. 55 – 57) регистрирующий орган просит в удовлетворении требований администрации г. Уфы отказать. При этом он также ссылается на выбор заявителем неверного способа защиты, поскольку в рамках настоящего дела фактически оспаривается право собственности ООО УТК «Ильинский», а не действия регистрирующего органа. Законодательством не предусмотрена возможность прекращения права собственности в рамках спора о признании незаконными действий регистрирующего органа. Заявителем в нарушении положений статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств нарушения регистрирующим органом прав и законных интересов заявителя, а также несоответствия действий регистрирующего органа нормам действующего законодательства. Заявитель также не представил доказательств того, что принадлежащее обществу имущество является движимым, в то время как в материалы дела представлены технические паспорта на данные объекты. По мнению регистрирующего органа, государственная регистрация была проведена в соответствии со статьями 12, 13, 16, 17, 18, 25 Закона о государственной регистрации на основании акта ввода в эксплуатацию законченного строительством объекта, утвержденного главой администрации Октябрьского района г. Уфы от 12.05.2002.
ООО УТК «Ильинский» в представленных отзывах на заявление просит в удовлетворении заявленных требований отказать, производство по делу прекратить (т. 1, л.д. 50, 106 – 107, т. 2, л.д. 13, 19, 101 – 103, 137 – 146, т. 8, л.д. 139 – 140, т. 11, л.д. 21 – 24, л.д. 31, т. 13, л.д. 48 – 50, т. 14, л.д. 1 – 2, л.д. 25, л.д. 121 – 123, 139 – 140, т. 15, л.д. 1 – 2, 19). Общество считает, что в силу статьи 2 Закона о государственной регистрации оспорено может быть только зарегистрированное право, отказ или уклонение в государственной регистрации, но не сама государственная регистрация, свидетельство о регистрации или запись в реестре, поскольку акт государственной регистрации является не ненормативным правовым актом, а определенным процессом, совокупностью действий. Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации также не предусматривает такого способа защиты нарушенного права как признание незаконными действий по государственной регистрации права. Поскольку в заявленных заявителем и третьим лицом требованиях дается оценка основаниям возникновения права, предполагается одновременно рассмотреть дело как спор о праве, который не может быть рассмотрен в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В свою очередь действия регистрирующего органа не могут рассматриваться в порядке искового производства.
Общество считает, что по делам данной категории ответчиком не может быть регистрирующий орган, поскольку он не является правообладателем. Кроме того, администрация г. Уфы и администрация городского округа г.Уфа не представили доказательств, свидетельствующих о наличии прав на земельный участок, на котором расположено имущество общества. Администрация г. Уфы и администрация городского округа г. Уфа не доказали, что действия регистрирующего органа не соответствуют действующему законодательству и этими действиями нарушены их права и охраняемые законом интересы. Титульным собственником земельного участка, на котором расположено принадлежащее обществу имущество, является Комитет по управлению муниципальной собственностью администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан (т. 15, л.д. 115 - 116).
По мнению общества, на регистрацию был представлен соответствующий требованиям закона пакет документов, включающий в себя в том числе: акт ввода в эксплуатацию законченного строительством объекта от 12.05.2002, утвержденный главой администрации Октябрьского района г. Уфы, разрешение на строительство объекта, постановления МО о выделении земельных участков под строительство и размещение УТК «Ильинский», договоры аренды земельного участка, кадастровые планы на земельные участки (т. 14, л.д. 56, 57). Ни один из представленных на государственную регистрацию документов не признан судом недействительным в установленном законом порядке.
Общество не согласно с утверждением заявителей о том, что здания универсального торгового комплекса «Ильинский» являются объектами движимого имущества, поскольку представленные в материалы дела документы, в том числе экспертное заключение ООО «Архан», заключение о техническом состоянии несущих конструкций универсального торгового комплекса «Ильинский» (т. 14, л.д. 30 – 55, 63 – 67, 127 – 131, 132 - 137) подтверждают, что принадлежащее ООО УТК «Ильинский» имущество в соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации является недвижимым.
Общество также указало на пропуск заявителем и третьим лицом срока давности (статьи 199, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), в том числе пресекательного срока (статья 205 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также на то, что заявление администрации г. Уфы было подписано неуполномоченным лицом.
Администрация Октябрьского района г. Уфы (в лице ликвидационной комиссии) в представленном отзыве просит заявленные требования удовлетворить (т. 1, л.д. 81).
Инспекция государственного архитектурно-строительного надзора администрации г. Уфы в отзыве также просит заявленные требования удовлетворить (т. 3, л.д. 28 – 30). Инспекция считает, что представленные в материалы дела и явившиеся основанием для государственной регистрации акты ввода в эксплуатацию принадлежащих ООО УТК «Ильинский» объектов не имеют юридической силы, поскольку утверждены с нарушением пунктов 4.26, 4.27, 7.6. СНиПа 3.01.04-87 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов», а также пункта 4.16 Положения о приемке и вводе в эксплуатацию законченных строительством объектов на территории г. Уфы, утвержденного постановлением главы администрации г. Уфы от 21.02.2002 № 774. Кроме того, акты представлены только в ксерокопиях, отсутствуют оригиналы, акты отпечатаны на печатающей машинке, отличаются друг от друга записями, сделанными от руки и не заверены печатью органа, утверждающего акт (администрацией Октябрьского района). По мнению Инспекции государственного архитектурно-строительного надзора администрации г. Уфы, рынок «Ильинский» не может быть отнесен к объектам недвижимости, т.к. состоит из киосков и сборно-разборных конструкций кровли.
В представленном отзыве на заявление ЗАО «ЖилСтройРеконструкция» просит заявленные требования удовлетворить в полном объеме (т. 1, л.д. 108 – 109), поскольку зарегистрированное имущество является движимым. Считает, что поскольку администрацией ЗАО «ЖилСтройРеконструкция» был предоставлен под строительство земельный участок, на котором расположено имущество ООО УТК «Ильинский», неправомерно признанное регистрирующим органом движимым, решение суда по настоящему делу может повлиять на материально-правовые интересы ЗАО «ЖилСтройРеконструкция».
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители администрации муниципального образования Октябрьский район г. Уфы, Главного управления архитектуры и градостроительства администрации г.Уфы, закрытого акционерного общества «ЖилСтройРеконструкция», Инспекции государственного строительного надзора Республики Башкортостан не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы, изложенные в заявлениях и отзывах на заявления.
Как следует из материалов дела, постановлением главы администрации г. Уфы от 20.10.1997 № 3878 «Об организации временного малого рынка по ул. Российская в Октябрьском районе» фирме «СтройПроектТурСервис» было разрешена разработка проекта организации временного малого рынка на углу ул. Российская – Кольская в Октябрьском районе на участке ориентировочной площадью 0,15 га с благоустройством прилегающей территории (т. 13, л.д. 108).
24.10.1997 на основании постановлении № 3878 начальником Главархитектуры было утверждено архитектурно-планировочное задание № 85 на разработку организации временного малого рынка на углу улиц Российская – Кольская в Октябрьском районе г. Уфы (т. 13, л.д. 109 – 113), разработан проект малого рынка на углу улиц Российская – Кольская в Октябрьском районе г. Уфы (заказ 85-97). В проекте указано, что малый рынок запроектирован с учетом размещения торговых лотков и металлических модулей серийного производства. В перспективе предполагалась замена лотков и модулей на индивидуальные киоски и павильоны (т. 13, л.д. 95 – 107).
В 1998 году был разработан проект временного универсального рынка (ярмарка и охраняемая автостоянка), заказ Я-98 (т. 15, л.д. 101 – 112).
Согласно постановлению главы администрации г. Уфы Республики Башкортостан от 06.04.1998 № 1278 «О предоставлении земельного участка фирме «СТРОЙПРОЕКТТУРСЕРВИС» под строительство временного малого рынка на углу ул. Российская-Кольская в Октябрьском районе» фирме «СТРОЙПРОЕКТТУРСЕРВИС» был предоставлен земельный участок площадью 2422 кв.м. городских земель в краткосрочную аренду сроком до 01.08.1998 для строительства временного малого рынка по ул. Российская в Октябрьском районе, из них под рынок 1661 кв.м., для устройства площадки для стоянки машин 189 кв.м., для озеленения и организации рельефа – 572 кв.м. (т. 11, л.д. 75).
На основании постановления между администрацией г. Уфы и фирмой «СТРОЙПРОЕКТТУРСЕРВИС» был заключен договор аренды от 13.04.1998 № 211-98/в (т. 11, л.д. 109 - 137).
16.04.1998 фирме «Стройпроекттурсервис» было выдано разрешение № 49-П на строительство малого рынка на углу улиц Российская – Кольская в Октябрьском районе г. Уфы, а также значащихся на генеральном плане стоянки, туалета, мусорных контейнеров (т. 11, л.д. 53). Разрешение содержит ссылку на проектную документацию 85-97-ГП. Срок действия разрешения установлен до 01.08.1998.
Постановлением главы администрации г.Уфы от 14.08.1998 № 3474 договор аренды от 13.04.1998 № 211-98/6 был расторгнут (т. 4, л.д. 69).
Постановлением главы администрации г. Уфы от 14.08.1998 № 3474 частному предприятию фирме «Стройпроекттурсервис» в краткосрочную аренду на три года был предоставлен земельный участок площадью 1544,0 кв.м., находящийся по адресу: угол ул. Российская – ул. Кольская Октябрьского района г. Уфы, занимаемый торговыми павильонами (т. 4, л.д. 69). На основании постановления был заключен договор аренды от 24.08.1998 № 517-98/в (т. 4, л.д. 70 – 76), который был расторгнут с 30.01.2003 на основании постановления главы г. Уфы от 30.01.2003 № 394 (т. 11, л.д. 77).
Согласно постановлению главы администрации г. Уфы от 25.02.1999 № 611 в наименовании и подпункте 1.1 постановления главы администрации г. Уфы от 14.08.1998 № 3474 «О передаче земельного участка частному предприятию фирме «Стройпроекттурсервис», с изменениями, внесенными в него постановлением главы администрации г. Уфы от 29.10.1998 № 4452 (т. 4, л.д. 78), наименование предприятия «общество с ограниченной ответственностью фирма «СтройПроектТурСервис» было изменено на открытое акционерное общество «Универсальный рынок «Ильинский», были внесены также изменения в договор аренды земель г. Уфы от 24.08.1998 № 517-98/в (т. 15, л.д. 99).
03.11.1998 издано постановление главы администрации г.Уфы № 4535 «О мерах по дальнейшему совершенствованию структуры потребительского рынка г.Уфы» (т. 14, л.д. 73).
Постановлением главы администрации г. Уфы от 18.05.1999 № 1830 в вышеназванное постановление были внесены изменения. Постановлением предписывалось главе администрации Октябрьского района г. Уфы совместно с руководителем ОАО «Универсальный рынок «Ильинский» принять меры к преобразованию и переименованию ОАО «Универсальный рынок «Ильинский» в ОАО «Универсальный торговый комплекс «Ильинский», а также предусмотреть на территории ОАО «Универсальный торговый комплекс «Ильинский» установку стационарных объектов, решенных в едином архитектурном стиле (т. 1, л.д. 68).
02.09.1999 администрация г. Уфы и открытое акционерное общество Универсальный рынок «Ильинский» (правопредшественник ООО УТК «Ильинский») заключили договор, в соответствии с которым общество по заданию администрации обязалось выполнить работы по реконструкции временного универсального рынка «Ильинский» по ул. Российская в Октябрьском районе г. Уфы. Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.08.2002 по делу № А07-9531/02-Г-МАФ были удовлетворены требования администрации о взыскании с общества неустойки в связи с нарушением им установленного договором срока ввода объекта в эксплуатацию. Названным решением установлен факт наличия соответствующих закону актов ввода объектов в эксплуатацию от 12.06.2001 (т. 1, л.д. 57 - 59).
Акты ввода в эксплуатацию законченного строительством объекта от 12.06.2001 утверждены главой администрации Октябрьского района г. Уфы (т.14, л.д. 154 - 159).
Письмами от 10.06.2004 № 01-465 и от 18.08.2004 № 01-654 администрация муниципального образования Октябрьский район г. Уфа подтвердила, что ввод в эксплуатацию законченного строительством Универсального торгового комплекса, кафе и «Ярмарки-стоянки» ООО УТК «Ильинский» был произведен совместным актом приемки комиссии 12.06.2001 и утвержден главой администрации Октябрьского района г. Уфы ФИО10 12.05.2002 (т. 1, л.д. 69, 70).
25.10.1999 между ООО фирма «СтройПроектТурСервис» и ОАО УТК «Ильинский» (правопредшественник ООО «Ильинский») был заключен договор купли-продажи объекта недвижимости (малый рынок «Ильинский»), незавершенного строительством № 09 (т. 14, л.д. 58 – 59), 01.11.1999 подписан акт приема-передачи (т. 14, л.д. 60).
Постановлением от 14.01.2000 № 67 ОАО «Универсальный торговый комплекс «Ильинский» были предоставлены земельные участки площадью 189,0 кв.м. и 1328 кв.м. по ул. Российская в Октябрьском районе г. Уфы для устройства временной автостоянки и для организации временной торговли сельскохозяйственной продукции соответственно (т. 4, л.д. 80). В постановлении указывалось, что по первому требованию земельные участки должны быть освобождены от строений. В соответствии с постановлением был заключен договор аренды от 31.01.2000 № 61-2000/в (т. 12, л.д. 29 – 41).
25.03.2002 Главным управлением архитектуры и градостроительства администрации г. Уфы было выдано градостроительное заключение, согласно которому торгово-сервисный комплекс «Ильинский» является временным объектом (т. 3, л.д. 34).
30.01.2003 главой администрации г.Уфы было издано постановление № 394 «О предоставлении открытому акционерному обществу «Универсальный рынок «Ильинский» земельного участка, находящегося на пересечении ул. Российской - Кольской в Октябрьском районе г.Уфы», согласно которому открытому акционерному обществу «Универсальный рынок «Ильинский» в аренду сроком на три года предоставлялись земельные участки, относящиеся к категории земель поселений, находящиеся на пересечении ул. Российской – Кольской в Октябрьском районе г. Уфы: земельный участок площадью 1888,0 кв.м., занимаемый универсальным торговым комплексом «Ильинский», площадью 643,0 кв.м., занимаемый временной автостоянкой, площадью 1042 кв.м., занимаемый ярмаркой-стоянкой для организации временной торговли сельскохозяйственной продукцией. В постановлении также было указано, что по первому требованию администрации г. Уфы земельные участки могут быть изъяты досрочно с расторжением договоров аренды. Также указано, что поскольку сооружения, под использование которых предоставляются земельные участки, являются объектами движимого имущества, право собственности на них не подлежит государственной регистрации в регистрирующем органе (т. 11, л.д. 77).
Во исполнение данного постановления администрацией г. Уфы с ОАО «Универсальный рынок «Ильинский» 14.05.2003 были заключены договоры аренды земельного участка № 1249-03 (т. 11, л.д. 80), № 1247-03 (т. 11, л.д. 81 – 83) и № 1248-03 (т. 11, л.д. 84 – 87). В договорах было указано, что они заключены сроком до 30.01.2006, продление договоров на неопределенный срок по истечении сроков их действия исключалось при любых обстоятельствах.
Договоры аренды зарегистрированы в установленном законом порядке в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (выписки из реестра от 16.04.2007 - т. 11, л.д. 97, 98, 99).
Общество в соответствии с условиями заключенных договоров вносило арендную плату (платежный поручения – т. 12, л.д. 42 – 62 (ярмарка – стоянка), т. 12, л.д. 63 – 83 (автостоянка), т. 12, л.д. 84 – 104 (рынок)).
Государственным унитарным предприятием «Центр учета, инвентаризации и оценки недвижимости Республики Башкортостан» (Уфимский городской филиал) составлены технический паспорт на торговый комплекс по ул. Кольская, Российская, лит. А, Б, В, Д, Е, Ж, по состоянию на 10.09.2004 (т. 11, л.д. 54 – 65) и технический паспорт на торговый комплекс по ул. Российская / Кольская, лит. А, Б, по состоянию на 14.04.2004 (т. 11, л.д. 66 – 74).
16.07.2004 и 20.10.2004 на основании акта приемки и ввода в эксплуатацию законченного строительством объекта, утвержденного постановлением главы администрации Октябрьского района г. Уфы от 12.05.2002 б/н в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделаны записи о государственной регистрации права собственности ООО УТК «Ильинский» на нежилые строения, расположенные в <...> доп. ул. Кольская (свидетельства о государственной регистрации – т. 1, л.д. 22 – 28, т. 2, л.д. 67).
30.05.2003 закрытому акционерному обществу «ЖилСтройРеконструкция» (далее – ЗАО «ЖилСтройРеконструкция») выдано зональное свидетельство на земельный участок на размещение группы многоэтажных жилых домов в квартале, ограниченном ул. Российской, Новогорной, территорией микрорайона ЦЭС в Октябрьском районе г. Уфы (т. 1, л.д. 122). Постановлением главы администрации г. Уфы от 19.05.2005 № 2261 ЗАО «ЖилСтройРеконструкция» предоставлен земельный участок площадью 6341,0 кв.м., находящийся по ул. Российская в Октябрьском районе г. Уфы под строительство жилых домов первой очереди (т. 1, л.д. 111), заключен договор аренды земельного участка (т. 1, л.д. 113). В зоне застройки находится имущество, принадлежащее ООО «УТК «Ильинский».
Полагая, что действиями регистрирующего органа по регистрации принадлежащего ООО УТК «Ильинский» имущества, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Октябрьский район, ул. Российская – Кольская, нарушены ее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, администрация г. Уфы обратилась с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд. Администрация городского округа г. Уфа, считая, что действиями по государственной регистрации указанных объектов нарушены ее права по распоряжению земельным участком, на котором расположено принадлежащее обществу имущество, вступила в дело в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы заявлений администрации г. Уфы и администрации городского округа г. Уфа, отзывов на указанные заявления, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Закона о государственной регистрации в арбитражный суд может быть обжалован отказ в государственной регистрации прав или уклонение соответствующего органа от государственной регистрации.
В судебном порядке может быть оспорено зарегистрированное право на недвижимое имущество (абзац 2 пункта 1 статьи 2 Закона о государственной регистрации). Возможность обжалования государственной регистрации, акта государственной регистрации, либо решения регистрирующего органа Законом о государственной регистрации не предусмотрена.
Пунктом 1 статьи 2 Закона о государственной регистрации установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выбор способа защиты гражданских прав осуществляется лицом, чье право нарушено.
Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в арбитражном суде могут быть оспорены ненормативные правовые акты, решения, а также действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц. Следовательно, действия регистрирующего органа по государственной регистрации прав могут быть оспорены только с соблюдением положений главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 5 Закона о государственной регистрации участниками отношений, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, в том числе граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации и иностранные государства, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, с одной стороны, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, - с другой.
Лицо, обращаясь в суд с заявлением о признании незаконными действий регистрирующего органа по государственной регистрации прав на недвижимое имущество, должен доказать, что он является собственником недвижимого имущества или обладателем иных подлежащих государственной регистрации прав на него.
Администрация г. Уфы и администрация городского округа г. Уфа в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказали, что являются собственниками или обладателями иного вещного права на зарегистрированное имущество. Администрацией г. Уфы и администрацией городского округа г. Уфа требований об оспаривании права собственности ООО УТК «Ильинский» на имущество заявлено не было. Более того, заявители, утверждают, что не претендуют на данное имущество.
В силу статей 130, 131, 219 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 4 Закона о государственной регистрации право собственности на недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации права. Следовательно, признание действий регистрирующего органа по государственной регистрации права собственности на принадлежащее обществу имущество и, как следствие, удаление (погашение) соответствующих регистрационных записей в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним приведет к тому, что право собственности ООО УТК «Ильинский» на данные объекты юридически перестанет существовать. Таким образом, оспаривая действия регистрирующего органа по государственной регистрации, заявители фактически оспаривают само право собственности ООО УТК «Ильинский». Однако, как правомерно указано регистрирующим органом, действующим законодательством не предусмотрена возможность прекращения права собственности в рамках спора о признании незаконными действий регистрирующего органа.
Поскольку заявители не являются участниками отношений, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, следовательно, не могут оспаривать действия по государственной регистрации права собственности, судом апелляционной инстанции отклоняются доводы администрации г. Уфы и администрации городского округа г. Уфа о том, что государственная регистрация проведена в нарушении статьи 25 Закона о государственной регистрации, в силу того, что обществом не были представлены документы, подтверждающие факт создания объектов недвижимого имущества, а также право пользования земельным участком для создания данного объекта недвижимости.
Администрация г. Уфы и администрация городского округа г. Уфа фактически оспаривают зарегистрированное за обществом право собственности, а не действия по государственной регистрации этого права, поэтому суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что заявителями неверно избран способ защиты нарушенного права.
С учетом изложенного заявленные требования администрации г. Уфы и администрации городского округа г. Уфа удовлетворению не подлежат.
Судом апелляционной инстанции отклоняется довод ООО УТК «Ильинский» о пропуске заявителями срока давности (статьи 198, 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), в том числе пресекательного срока (статья 205 Гражданского кодекса Российской Федерации). Установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок на подачу заявления в арбитражный суд не является сроком исковой давности, поэтому к исчислению данного срока и порядку его восстановления не применяются положения главы 12 части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Поскольку заявления администрации г. Уфы и администрации городского округа г. Уфа были приняты к производству и рассмотрены по существу, срок для обращения заявителей за защитой нарушенного права считается восстановленным судом.
Подлежит отклонению также довод ООО УТК «Ильинский» о том, что заявление от имени администрации г. Уфы было подписано неуполномоченным лицом.
Главой администрации г. Уфы 27.10.2005 вынесено постановление № 5118 «О ликвидации администрации города Уфы» (т. 3, л.д. 61), согласно которому администрация г. Уфы подлежит ликвидации с 01.01.2006. Названным постановлением утвержден состав ликвидационной комиссии (председатель ликвидационной комиссии – ФИО11). 01.11.2005 в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о формировании ликвидационной комиссии и назначении ликвидатора (т. 9, л.д. 81 – 83).
В силу пункта 3 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.
Заявление администрации г. Уфы, датированное 17.12.2005 и поступившее в Арбитражный суд Республики Башкортостан 12.01.2006 (т. 1, л.д. 2 – 7), подписано ФИО7 Как указано в заявлении, ФИО7 является представителем администрации г. Уфы по доверенности от 19.10.2005 № 1/2160-13 (т. 1, л.д. 7).
В силу доверенности от 19.10.2005 № 1/2160-13, подписанной главой администрации г. Уфы ФИО12, администрация г. Уфы уполномочивает ФИО7 «представлять интересы администрации г. Уфы в судебных учреждениях по вопросам о признании недействительной государственной регистрации права собственности на временные объекты ООО УТК «Ильинский» со всеми правами, предоставленными законодательством истцу, ответчику, третьему лицу, в том числе с правом предъявления искового заявления, полного или частичного отказа от исковых требований, признания иска, изменения предмета или основания иска, заявления ходатайств о применении обеспечительных мер, с правом подписания отзыва, заключения мирового соглашения, обжалования решения суда, предъявления исполнительного листа к взысканию» (т. 1, л.д. 35). Кроме того, заявителем в материалы дела представлены доверенности аналогичного содержания от 26.01.2006 № 1/183-13 (дата и номера идентичны), из которых одна подписана главой администрации городского округа г. Уфа ФИО12 (т. 1, л.д. 82), другая – председателем ликвидационной комиссии – ФИО11 (т. 1, л.д. 83).
Как следует из письма главы администрации городского округа г. Уфа от 30.03.2006 № 1/772-9, в доверенностях от 19.10.2005 № 1/2160-13 и от 26.01.2006 № 1/183-13 в фразу «с правом предъявления искового заявления» заложено право ФИО7 на подписание искового заявления от имени администрации г. Уфы и администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан (т. 1, л.д. 133).
Поскольку доверенность от 19.10.2005 № 1/2160-13 выдана ФИО7 до назначения ликвидационной комиссии и подписана лицом, уполномоченным на ее подписание на дату - 19.10.2005, а на момент обращения в арбитражный суд не имелось ни одного из оснований прекращения доверенности, предусмотренных статьей 188 Гражданского кодекса Российской Федерации, следует признать, что поданное в Арбитражный суд Республики Башкортостан заявление от 17.12.2005 подписано лицом, имеющим право его подписывать.
ООО УТК «Ильинский» в арбитражный апелляционный суд было представлено заявление о разрешении вопроса о повороте исполнения судебного акта по делу №А07-298/06-А-ГРА/ИУС (т. 13, л.д. 34). В связи с отменой решения суда первой инстанции от 12.04.2007 и рассмотрением дела судом апелляционной инстанции по правилам, установленным Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, общество просит в соответствии со статьей 326 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решить вопрос о повороте исполнения судебного акта в части применения обеспечительных мер в отношении объектов недвижимого имущества, принятых арбитражным судом определением от 25.04.2006.
В соответствии со статьей 326 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопрос о повороте исполнения судебного акта разрешается арбитражным судом, принявшим новый судебный акт, которым отменен или изменен ранее принятый судебный акт. Поскольку доказательств исполнения решения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.04.2007, предусматривающего обязание регистрирующего органа удалить (погасить) спорные регистрационные записи, суду апелляционной инстанции обществом не представлено, заявление о повороте исполнения судебного акта подлежит отклонению.
Порядок отмены мер по обеспечению иска предусмотрен частью 5 статьи 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, частью 5 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
в удовлетворении заявления администрации г. Уфы и заявления третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, - администрации городского округа г. Уфа отказать.
Взыскать с администрации г. Уфы в доход федерального бюджета государственную пошлину по заявлению в сумме 2000 (две тысячи) рублей.
Взыскать с администрации городского округа г. Уфа в доход федерального бюджета государственную пошлину по заявлению в сумме 2000 (две тысячи) рублей.
Взыскать с администрации г. Уфы и с администрации городского округа г. Уфа в пользу общества с ограниченной ответственностью Универсальный торговый комплекс «Ильинский» по 500 (пятьсот) рублей с каждого в возмещение расходов по государственной пошлине по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья М.В. Чередникова
Судьи: О.П. Митичев
ФИО13