ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 18АП-4053/17 от 16.05.2017 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-4053/2017

г. Челябинск

25 мая 2017 года

Дело № А34-14234/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2017 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 25 мая 2017 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Столяренко Г.М.,

судей Матвеевой С.В., Сотниковой О.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Седухиной И.Л., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента агропромышленного комплекса Курганской области на решение Арбитражного суда Курганской области от 20.03.2017 по делу № А34-14234/2016 (судья Шестакова Л.П.).

В судебном заседании приняли участие представители:

Департамента агропромышленного комплекса Курганской области – ФИО1 (доверенность № 3 от 09.01.2017);

Управления Федерального казначейства по Курганской области – ФИО2 (доверенность от 28.12.2016).

Департамент агропромышленного комплекса Курганской области (далее – Департамент, заявитель) обратился в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Курганской области (далее – УФК по Курганской области, ответчик) о признании недействительным и отмене представления № 43-45-16/45-6923 от 03.11.2016 в части пунктов 1 и 2 (с учетом уточнения заявленных требований).

Решением Арбитражного суда Курганской области от 20.03.2017 в удовлетворении заявления отказано.

В апелляционной жалобе Департамент агропромышленного комплекса Курганской области (заявитель) просил решение суда отменить, удовлетворить заявленные требования. Податель апелляционной жалобы указал на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. В частности, как отметил Департамент, суд не применил подлежащее применению Постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации», в то же время оно не содержит положений об обязательном направлении средств субъекта Российской Федерации получателям субсидии в текущем году – когда она была предоставлена из федерального бюджета. По состоянию на 01.08.2016 обязательства 2015 г. по выполнению условий соглашения № 190/17-с от 19.02.2015 были исполнены в полном объеме, Курганской областью соблюдено процентное соотношение уровня софинансирования к сумме средств межбюджетного трансферта, предоставленного из федерального бюджета в 2015 г. На момент вынесения представления Департаменту не требовалось что-либо устранять в соответствии с ним, поскольку все было выполнено до вынесения представления. Таким образом, у УФК по Курганской области отсутствовала обязанность по направлению представления, в соответствии с п. 67 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092 (далее – Правила № 1092), оно могло направить только уведомление. Вменяемое Департаменту неправомерное использование средств федерального бюджета отсутствует. Возвращенные несколькими получателями субсидий в связи с нарушением соглашений об их предоставлении денежные средства в размере 652 921 руб. были перечислены им Департаментом обратно в результате технической ошибки; в связи с окончанием финансового года Департамент не имел возможности получить указанные денежные средства и вернуть их в федеральный бюджет до 01.01.2016. До вынесения представления указанная сумма возвращена в бюджет. Представление УФК по Курганской области не соответствует требованиям законности, конкретности и исполнимости, предъявляемым к ненормативным актам, нарушает права и законные интересы Департамента и Курганской области, поскольку дает Министерству финансов Российской Федерации (далее – Минфин России) основания для применения мер бюджетного принуждения к Департаменту. Неблагоприятные последствия для Департамента и Курганской области наступили – по приказу Минфина России произведено бесспорное взыскание с Департамента за счет средств бюджета Курганской области денежных средств в сумме 62 668 900 руб.

УФК по Курганской области в отзыве на апелляционную жалобу просило отказать в ее удовлетворении. Утвержденные постановлениями Правительства Российской Федерации правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов предусматривают расходные обязательства субъекта по финансированию соответствующих мероприятий в соответствующем году, условие софинансирования предполагает наличие соответствующих средств в бюджете субъекта в текущем году. Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 № 1431 (далее - Правила № 1431), не предусматривают возможности перечисления субсидий за истекший финансовый год в следующем году, напротив, условием предоставления субсидии бюджету субъекта является наличие в бюджете субъекта бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств. А расходные обязательства формируются на отдельный финансовый год. Департаментом не были выполнены условия предоставления межбюджетных трансфертов в части софинансирования бюджетных обязательств именно в 2015 г. В 2015 г. средства субсидий из федерального бюджета использовались Департаментом незаконно. В отношении довода Департамента о том, что возврат сельскохозяйственным производителям неиспользованных средств субсидий произошел ошибочно, УФК по Курганской области указало на его необоснованность, так как был не единственный случай возврата средств (всего 6 случаев возврата в разное время). В представлении не говорится о возврате денежных средств в доход федерального бюджета, а лишь требуется принять меры по устранению причин и условий подобных нарушений в дальнейшем. Оспариваемое представление само по себе не влечет для Департамента негативных правовых последствий. Довод подателя апелляционной жалобы о наступлении негативного последствия в виде бесспорного списания незаконно использованных средств федерального бюджета по приказу Минфина России несостоятелен. УФК по Курганской области не имеет соответствующих полномочий, в то время как Минфин России не связан доводами оспариваемого представления, самостоятельно рассматривает использование средств федерального бюджета. Оспариваемое представление в Минфин России не направлялось, что говорит о независимом принятии решения последним.

В судебном заседании представитель Департамента агропромышленного комплекса Курганской области поддержал доводы апелляционной жалобы, уточнения и дополнения к ней, представитель УФК по Курганской области – доводы отзыва.

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

Как следует из материалов дела, на основании приказа УФК по Курганской области № 351 от 14.07.2016 в соответствии с Планами контрольной работы Федерального казначейства и УФК по Курганской области на 2016 г. в период с 14.07.2016 по 08.09.2016 должностными лицами УФК по Курганской области в отношении Департамента агропромышленного комплекса Курганской области проведена выездная проверка соблюдения условий предоставления использования средств федерального бюджета на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы»: оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства в рамках подпрограммы «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства» в 2015 г.; оказание государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей по решениям Правительства Российской Федерации в рамках подпрограммы «Обеспечение реализации государственной программы» в 2015 г. Проверяемый период с 01.01.2015 по 31.12.2015.

По результатам проверки составлен акт от 08.09.2016 (т. 1, л.д. 10-80), по результатам рассмотрения которого УФК по Курганской области выдало Департаменту агропромышленного комплекса Курганской области представление № 43-45-16/45-6923 от 03.11.2016 (т. 1, л.д. 86-92). В представлении указано на выявление в ходе проверки следующих нарушений бюджетного законодательства, а также условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета:

1) Неправомерное использование средств федерального бюджета на сумму 652 921 руб., выразившееся в предоставлении субсидий из областного бюджета, источником которых являлись средства из федерального бюджета, на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства на возмещение затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям на 1 га посевной площади сельскохозяйственных культур за фактически не произведенные затраты (отсутствие посевных площадей сельскохозяйственных культур) в рамках подпрограммы «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства» государственной программы Российской Федерации «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы». Тем самым нарушены положения подпункта 2 п. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 2 Правил № 1431, п. 2 Порядка предоставления в 2015 г. субсидий из областного бюджета на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства, утвержденного постановлением Правительства Курганской области от 16.02.2015 № 31, п. 1.2 соглашений о предоставлении субсидий из областного бюджета от 05.03.2015, от 10.03.2015.

2) Несоблюдение условий предоставления субсидий, выразившихся в несоблюдении Курганской областью уровня софинансирования на сумму 46 726 292 руб.: сумма средств межбюджетного трансферта в размере 498 863 866 руб., предоставленного из федерального бюджета в 2015 г. по соглашению № 190/17-с от 19.02.2015, израсходована сверх уровня осуществленного софинансирования в рамках государственной программы Российской Федерации «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы», в том числе: на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие растениеводства (животноводства), переработки и реализации продукции растениеводства (животноводства) в рамках подпрограмм «Развитее отрасли растениеводства (животноводства), переработки и реализации продукции растениеводства (животноводства)»; на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства в рамках подпрограммы «Развитее отрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства»; на возмещение части процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам, взятым малыми формами хозяйствования в рамках подпрограммы «Поддержка малых форм хозяйствования». Тем самым нарушены положения п. 1.3, 2.2.1 соглашения № 190/17-с от 19.02.2015, подпункта «б» п. 5 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 1460 (далее – Правила № 1460), подпункта «б» п. 4 Правил № 1431.

В представлении содержатся требования о рассмотрении информации об указанных нарушениях и принятии мер по их устранению, а также причин и условий таких нарушений; указано, что о результатах исполнения представления следует проинформировать УФК по Курганской области до 03.12.2016.

Не согласившись с представлением, Департамент агропромышленного комплекса Курганской области обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным. По нарушению, указанному в п. 1 представления, Департамент указал, что оно было допущено в результате технической ошибки, на момент вынесения представления устранено – денежные средства в размере 652 921 руб. перечислены в бюджет. По нарушению, названному в п. 2 представления, Департамент указал, что нарушения п. 1.3, 2.2.1 соглашения № 190/17-с от 19.02.2015 и положений Правил № 1460 и 1431 отсутствуют, так как по состоянию на 01.08.2016 обязательства 2015 г. по выполнению условий соглашения были исполнены в полном объеме – Курганской областью соблюдено процентное соотношение уровня софинансирования к сумме средств межбюджетного трансферта, предоставленного из федерального бюджета в 2015 г.

Суд первой инстанции оснований для удовлетворения заявления и признания представления недействительным не установил.

Суд апелляционной инстанции оснований для отмены судебного акта не усматривает.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии п. 3 ст. 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), Федерального казначейства (финансовых органов субъектов Российской Федерации или муниципальных образований).

Органы государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, предоставленных другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации. Такой контроль осуществляется также в отношении главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты (п. 2 ст. 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Согласно п. 1, 2 ст. 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются: контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.

При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.

В соответствии с абзацем первым подпункта «а» п. 6 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092, Федеральное казначейство при осуществлении деятельности по контролю в финансово-бюджетной сфере осуществляет полномочия по контролю за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Согласно п. 66, 67 Правил № 1092 акт и иные материалы выездной проверки (ревизии) подлежат рассмотрению руководителем (заместителем руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) в течение 30 дней со дня подписания акта.

По результатам рассмотрения акта и иных материалов выездной проверки (ревизии) руководитель (заместитель руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) принимает решение:

а) о направлении предписания и (или) представления объекту контроля и (либо) наличии оснований для направления уведомления о применении бюджетных мер принуждения;

б) об отсутствии оснований для направления предписания, представления и уведомления о применении бюджетных мер принуждения;

в) о назначении внеплановой выездной проверки (ревизии), в том числе при представлении объектом контроля письменных возражений, а также дополнительных информации, документов и материалов, относящихся к проверяемому периоду, влияющих на выводы, сделанные по результатам выездной проверки (ревизии).

В силу п. 68 Правил № 1092 при осуществлении полномочий, предусмотренных абзацем вторым подпункта «а» п. 6 Правил, Федеральное казначейство (его территориальный орган) направляет:

а) представления, содержащие обязательную для рассмотрения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений;

б) предписания об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и (или) о возмещении ущерба, причиненного такими нарушениями Российской Федерации;

в) уведомления о применении бюджетных мер принуждения.

Руководствуясь вышеуказанными нормами, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемое представление выдано уполномоченным лицом в пределах предоставленной ему компетенции.

Согласно подпункту 2 п. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в п. 6 и 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717 утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы.

В соответствии с данным нормативным актом Постановлением Правительства Курганской области от 14.10.2013 № 497 утверждена государственная программа Курганской области «Развитие агропромышленного комплекса в Курганской области на 2014-2020 годы».

Департамент агропромышленного комплекса Курганской области является органом исполнительной власти, уполномоченным на взаимодействие с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, исполнителем этой программы и главным распорядителем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты в виде субсидий из федерального бюджета.

Согласно п. 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства № 1431 субсидии предоставляются в целях софинансирования исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации, связанных с реализацией государственной программы субъекта Российской Федерации и (или) муниципальных программ, предусматривающих оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в форме предоставления средств из бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) сельскохозяйственным товаропроизводителям по следующим направлениям: а) оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, а также на повышение плодородия и качества почв в расчете на 1 гектар посевной площади, занятой зерновыми, зернобобовыми и кормовыми сельскохозяйственными культурами (далее - поддержка в области растениеводства).

Не использованный на 1 января текущего финансового года остаток субсидий подлежит возврату в федеральный бюджет органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за которыми в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами закреплены источники доходов бюджета субъекта Российской Федерации по возврату остатков субсидий, в соответствии с требованиями, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период. В случае если неиспользованный остаток субсидии не перечислен в доход федерального бюджета, указанные средства подлежат взысканию в доход федерального бюджета в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации (п. 23 Правил № 1431).

Не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года (п. 5 ст. 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Порядком предоставления в 2015 году субсидий из областного бюджета на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, утвержденным постановлением Правительства Курганской области от 16.02.2015 № 31, определены цели, условия и порядок предоставления, а также порядок возврата субсидий из областного бюджета на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, источником финансового обеспечения которых в том числе являются субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства. Субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), зарегистрированным и осуществляющим свою деятельность на территории Курганской области, на один гектар посевной площади яровых сельскохозяйственных культур 2015 года и озимых сельскохозяйственных культур 2014 года в целях возмещения произведенных затрат.

Как следует из акта проверки, в соответствии с установленным Порядком Департаментом и сельскохозяйственными товаропроизводителями заключены соглашения на предоставление в 2015 г. субсидий из областного бюджета, источником финансового обеспечения которых в том числе являются субсидии за счет средств федерального бюджета.

Из представленных форм федерального статистического наблюдения № 1-фермер за 2015 г., представленных получателями субсидий, следовало, что посевные площади по факту завершения посевных работ составили менее площади, предусмотренной условиями соглашений. В соответствии с положениями вышеуказанных нормативных актов и соглашений о предоставлении субсидии сельскохозяйственные товаропроизводители произвели возврат бюджетных средств, полученных в качестве субсидий, на счет Департамента до конца 2015 г. Однако, шести получателям субсидий указанные денежные средства в сумме 652 921 руб. были возвращены Департаментом.

Суд первой инстанции, установив, что соответствующая сумма не была возвращена Департаментом в федеральный бюджет по состоянию на 01.01.2016, правомерно посчитал установленным факт наличия в действиях ответчика нарушения правовых норм, указанных в п. 1 оспариваемого представления.

Департамент привел доводы о том, что возвращенные получателями субсидии в сумме 652 921 руб. были перечислены обратно названным лицам в результате технической ошибки; в связи с окончанием финансового года Департамент не имел возможности получить указанные денежные средства и вернуть их в федеральный бюджет до 01.01.2016; до вынесения представления указанная сумма возвращена в бюджет.

Суд апелляционной инстанции полагает данные доводы подлежащими отклонению. В силу специального статуса Департамента как субъекта бюджетных отношений не имеет правового значения, по какой причине произошло соответствующее нарушение, тот факт, что денежные средства не были возвращены в федеральный бюджет, по причинам, не зависящим от ответчика, не доказан. Кроме того, оснований считать, что перечисление денежных средств получателям субсидий произошло в результате технической ошибки, не имеется с учетом того, что такое перечисление, подлежащих возврату в федеральный бюджет денежных средств как неиспользованных, произведено Департаментом в адрес нескольких лиц в разные даты. Возвращение Департаментом спорной суммы в федеральный бюджет до вынесения представления вышеуказанные выводы в отношении допущенного нарушения не опровергает. Учитывая, что нарушение имело место быть, представление по данному факту принято правомерно.

В целях реализации государственной программы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717, между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Курганской области (высший исполнительный орган) в лице директора Департамента заключено соглашение № 190/17-с от 19.02.2015 о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации и дополнительные соглашения к нему (т. 1, л.д. 93-113).

Согласно п. 1.3 соглашения высший исполнительный орган использует субсидии в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации в пределах годовых объемов субсидий, утвержденных Курганской областью.

Пунктом 2.2.1 соглашения установлено, что высший исполнительный орган на основании порядка предоставления средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, и перечня документов, необходимых для получения указанных средств, установленных нормативным правовым актом высшего исполнительного органа, осуществляет финансирование расходов по направлениям и в объемах, предусмотренных в приложениях № 1 и № 2 к соглашению, а также неисполненных обязательств прошлого года.

Согласно п. 5 Правил № 1460, подпункту «б» п. 4 Правил № 1431 субсидии предоставляются бюджету субъекта Российской Федерации на следующих условиях, в том числе: а) наличие утвержденной региональной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и (или) программ муниципальных образований, предусматривающих возмещение части затрат по кредитам (займам), на цели, указанные в пункте 2 настоящих Правил; б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации (местных бюджетах) бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств по финансовому обеспечению мероприятий, связанных с возмещением части затрат, одним из источников финансового обеспечения которых является субсидия.

В соответствии с подпунктом «б» п. 4 Правил № 1431 одним из условий предоставления субсидии бюджету субъекта Российской Федерации является наличие в бюджете субъекта Российской Федерации (местном бюджете) бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации (муниципальных образований), связанных с реализацией государственной и (или) муниципальных программ.

Как следует из акта проверки, субсидии из федерального бюджета по соглашению № 190/17 от 19.02.2015 предоставлены Министерством сельского хозяйства Российской Федерации своевременно и в полном объеме. Департаментом, в свою очередь, средства субсидии, предоставленной за счет средств федерального бюджета, в сумме 498 863 866 руб. израсходованы в 2015 г. в отсутствие требуемого софинансирования за счет средств бюджета Курганской области в размере 46 726 292 руб.

Установив данные обстоятельства, суд первой инстанции правомерно посчитал установленным факт наличия в действиях Департамента нарушения, указанного в п. 2 оспариваемого представления.

Департамент привел доводы о том, что по состоянию на 01.08.2016 обязательства по выполнению условий соглашения № 190/17-с от 19.02.2015 были исполнены им в полном объеме, Курганской областью соблюдено процентное соотношение уровня софинансирования к сумме средств межбюджетного трансферта, средства субъекта Российской Федерации получателям субсидии предоставлены в 2016 г.

Суд апелляционной инстанции полагает данные доводы подлежащими отклонению, признает обоснованными возражения УФК по Курганской области, заявленные против данных доводов.

В соответствии с соглашением № 190/17-с от 19.02.2015 и приложениями к нему субсидии из федерального бюджета выделялись в целях софинансирования расходных обязательств Курганской области на 2015 г., соответственно, субъект Российской Федерации должен был исполнить расходные обязательства за счет выделенных субсидий и собственных средств, соответствующих объему выделенных из федерального бюджета межбюджетных трансфертов, в 2015 г. Из вышеуказанного соглашения, Правил предоставления субсидий, в том числе утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999, обратное не следует.

Указание в п. 2.2.1 соглашения, что Департамент также осуществляет финансирование неисполненных обязательств прошлого года, вышеуказанные выводы суда не опровергает. Соответствующее положение означает, что субсидии могут выделяться и расходоваться в текущем году на финансирование неисполненных обязательств предыдущего года, но не подлежат толкованию таким образом, что Департамент, израсходовав выделенные ему из федерального бюджета в соответствующем году денежные средства, вправе достигать требуемого уровня софинансирования за счет средств регионального бюджета в следующем году.

Суд полагает подлежащими отклонению доводы Департамента о том, что на момент вынесения представления нарушения были устранены, и УФК по Курганской области могло направить только уведомление.

Представление вынесено УФК по Курганской области правомерно ввиду выявления нарушений бюджетного законодательства со стороны Департамента. Устранение нарушителем последствий выявленных нарушений на момент вынесения представления не является препятствием для его вынесения.

Указание Департамента о том, что по отношению к нему могло быть вынесено лишь уведомление, не обосновано с учетом того, что уведомление принимается о применении бюджетных мер принуждения.

Довод ответчика о том, что представление УФК по Курганской области не соответствует требованиям законности, конкретности и исполнимости, нарушает его права и законные интересы, привело к неблагоприятных для него последствиям в виде бесспорного списания денежных средств в сумме 62 668 900 руб. из регионального бюджета также не принимается судом.

Оспариваемое представление не является установленной законом мерой бюджетного принуждения, не ограничивает финансово-хозяйственную деятельность заявителя, а лишь указывает на необходимость соблюдения законодательства при осуществлении такой деятельности. При этом меры ответственности к Департаменту при вынесении представления не применялись. Взаимосвязь между вышеуказанным взысканием и оспариваемым представлением не доказана. Бесспорное взыскание денежных средств произведено на основании приказа Минфина России, а не принятого УФК по Курганской области представления.

При разрешении спора суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал обстоятельства дела, дал им верную правовую оценку, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется, апелляционная жалоба Департамента удовлетворению не подлежит.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

Руководствуясь ст. 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Курганской области от 20.03.2017 по делу № А34-14234/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента агропромышленного комплекса Курганской области - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья Г.М. Столяренко

Судьи: С.В. Матвеева

О.В. Сотникова