ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 18АП-5271/12 от 19.06.2012 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-5271/2012

г. Челябинск

21 июня 2012 г.

Дело № А76-1710/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2012 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 21 июня 2012 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,

судей Арямова А.А., Плаксиной Н.Г.,

при ведении протокола помощником судьи Кудрявцевой А.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе г. Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 24 апреля 2012 года по делу № А76-1710/2012 (судья Зайцев С.В.).

В заседании принял участие представитель:

государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе г. Челябинска – ФИО1 (доверенность от 10.01.2012 № 2/1).

Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе г. Челябинска (далее – заявитель, УПФР в Советском районе г. Челябинска, фонд) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя ФИО2 (далее – ответчик, страхователь, предприниматель, ИП ФИО2) финансовых санкций в размере 1080,50 рублей за непредставление в установленный срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Решением арбитражного суда первой инстанции от 24.04.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе фонд просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, в связи с нарушением норм материального права, принять новый судебный акт.

В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на неверное определение судом первой инстанции статуса ответчика как физического лица, самостоятельно уплачивающего страховые взносы, что не соответствует обстоятельствам дела, поскольку ответчик является страхователем как индивидуальный предприниматель, производящий выплаты физическим лицам, и была привлечена к ответственности за непредставление сведений персонифицированного учета, предусмотренных п.п. 1, 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ).

Отзыв ответчиком не представлен.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание ответчик не явился. С учетом мнения заявителя в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие ответчика.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель ФИО2 зарегистрирована в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию, производящего выплаты физическим лицам, в связи с осуществлением деятельности как индивидуальный предприниматель, осуществляющий прием на работу наемных работников, то есть работодатель, что подтверждается уведомлением о регистрации в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации (л.д. 16).

В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ предпринимателем как работодателем, были представлены сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме АДВ-6-2 за первое полугодие 2010 года в территориальный орган Пенсионного фонда с нарушением установленного срока – 15.02.2011 в отношении двух застрахованных лиц, в том числе наемного работника (л.д. 22).

По данному факту Пенсионным фондом был составлен акт № 909 от 14.03.2011 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об обязательном пенсионном страховании – нарушение срока представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета (л.д. 26-27), который направлен предпринимателю одновременно с извещением о рассмотрении материалов акта 19.04.2011 (л.д. 29).

В акте № 909 от 14.03.2011 указано, что индивидуальный предприниматель работодатель ФИО2 в нарушение ст. 11 Закона № 27-ФЗ несвоевременно представила сведения индивидуального (персонифицированного) учета о каждом работающем у него застрахованном лице.

Письмом от 18.04.2011 предприниматель была извещена о переносе даты рассмотрения материалов акта на 31.05.2011 в связи с отсутствием сведений об извещении страхователя о дате рассмотрения материалов акта (л.д. 31).

По результатам проверки было вынесено решение от 31.05.2011 № 524 о привлечении индивидуального предпринимателя работодателя ФИО2 к ответственности, предусмотренной ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ в виде штрафа в размере 10% от суммы причитающихся за отчетный период 1 полугодие 2010 года платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации – в сумме 1080,50 рублей.

На основании данного решения фондом предпринимателю направлено требование № 196 от 14.07.2011, которым предложено в десятидневный срок уплатить сумму финансовых санкций за нарушение срока представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В связи с неисполнением в добровольном порядке в установленный срок требования об уплате финансовой санкции, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе г. Челябинска обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.

Отказывая в удовлетворении требования заявителя, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обязанность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, по представлению сведений индивидуального (персонифицированного) учета в орган Пенсионного фонда Российской Федерации, установленная нормами пунктов 5 и 6 статьи 11 Закона № 27-ФЗ устранена, в связи с чем в настоящее время предприниматель не может быть подвергнут санкции за неисполнение обязательства, которое отменено федеральным законодателем.

Выводы арбитражного суда первой инстанции являются не верными и не соответствуют обстоятельствам дела.

В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 167-ФЗ) индивидуальные предприниматели, производящие выплаты физическим лицам, являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.

Индивидуальные предприниматели, самостоятельно обеспечивающие себя работой, в силу п. 1 ст. 7 Закона № 167-ФЗ отнесены к числу застрахованных лиц.

Как усматривается из материалов дела, индивидуальный предприниматель ФИО2 зарегистрирована в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию, производящего выплаты физическим лицам, в связи с осуществлением деятельности как индивидуальный предприниматель, осуществляющий прием на работу наемных работников, то есть работодатель, что подтверждается уведомлением о регистрации в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации (л.д. 16).

Предпринимателем заключен трудовой договор от 11.01.2010 с физическим лицом (л.д. 19-21).

В соответствии с п. 2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ предпринимателем как работодателем, были представлены сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме АДВ-6-2 за первое полугодие 2010 года в территориальный орган Пенсионного фонда в отношении двух застрахованных лиц, в том числе наемного работника (л.д. 22).

В акте № 909 от 14.03.2011 и решении от 31.05.2011 № 524 о привлечении индивидуального предпринимателя работодателя ФИО2 к ответственности указано, что индивидуальный предприниматель работодатель ФИО2 в нарушение ст. 11 Закона № 27-ФЗ несвоевременно представила сведения индивидуального (персонифицированного) учета о каждом работающем у него застрахованном лице.

Исходя из данных обстоятельств и доказательств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что в спорных правоотношениях ответчик выступала как страхователь, производящий выплаты физическим лицам, и была привлечена к ответственности за непредставление сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении каждого работающего у него застрахованного лица.

Согласно п. 2 ст. 14 Закона № 167-ФЗ страхователи обязаны, в том числе, представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

В силу п. 1 ст. 11 Закона № 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 № 192п «О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению» утверждена форма «Опись сведений, передаваемых страхователем в ПФР (АДВ-6-2)»

Согласно п. 68 Инструкции по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 N 192п опись сведений, передаваемых страхователем (форма АДВ-6-2), содержит данные в целом по страхователю, представляется в территориальный орган ПФР и сопровождает пачки документов и реестров входящих исходных сведений АДВ-6-3 (опись документов о начисленных и уплаченных страховых взносах и страховом стаже застрахованных лиц, передаваемых страхователем в ПФР), СЗВ-6-1 (сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица), СЗВ-6-2 (реестр сведений о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованных лиц), представляемых, начиная с 2010 года, а также в составе пачек документов и реестров входящих корректирующих (отменяющих) сведений за периоды с 2010 года.

Указание в графе код категории застрахованного лица «НР» согласно приложению № 1 к Инструкции по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования означает, что сведения предоставляются в отношении наемного работника.

Согласно п. 12 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» в целях реализации Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (в редакции настоящего Федерального закона) отчетными периодами в 2010 году признаются полугодие и календарный год. Страхователи за первый отчетный период 2010 года (полугодие) представляют сведения, предусмотренные Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (в редакции настоящего Федерального закона), до 1 августа 2010 года, за второй отчетный период 2010 года (календарный год) - до 1 февраля 2011 года.

Таким образом, за отчетный период полугодие 2010 года сведения индивидуального (персонифицированного) учета в отношении застрахованных лиц должны были быть представлены страхователем не позднее 1 августа 2010 года, в то время как фактически представлены страхователем 15.02.2011.

Статьей 17 Закона № 27-ФЗ предусмотрена ответственность за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений в виде финансовых санкций в размере 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание штрафа производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Арбитражные суд апелляционной инстанций, исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, установил, что предприниматель нарушил срок представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении наемных работников (застрахованных лиц), в связи с чем приходит к выводу о правомерности привлечения пенсионным фондом предпринимателя как работодателя к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании.

Взыскание суммы штрафа за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в силу ст. 17 Закона № 27-ФЗ производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

При таких обстоятельствах фонд правомерно обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании штрафных санкций со страхователя, которое, с учетом вышеизложенного, подлежало удовлетворению.

Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании п. 3 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.

Требования Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в Центральном районе г. Челябинска о взыскании с индивидуального предпринимателя ФИО2 финансовых санкций в размере 1080,50 рублей за непредставление в установленный срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета подлежат удовлетворению.

В связи с удовлетворением заявления фонда, в соответствии со ст. 110 АПК РФ, пп. 1 п. 1 ст. 333.21 НК РФ с ответчика также подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 2000 рублей, но, учитывая положение ответчика и размер взыскиваемого штрафа, суд на основании п. 2 ст. 333.22 НК РФ считает возможным снизить размер госпошлины до 100 рублей.

Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 24 апреля 2012 года по делу № А76-1710/2012 отменить.

Требования Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе г. Челябинска удовлетворить.

Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО2 (ОГРН <***>) в доход Пенсионного фонда Российской Федерации штраф в сумме 1080,50 рублей.

Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО2 (ОГРН <***>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 100 рублей.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья Е.В. Бояршинова

Судьи: А.А. Арямов

Н.Г. Плаксина