ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ АП-5874/2021, 18АП-5875/2021
г. Челябинск | |
11 июня 2021 года | Дело № А47-4920/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена июня 2021 года .
Постановление изготовлено в полном объеме июня 2021 года .
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Арямова А.А., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Управления по размещению наружной рекламы и объектов наружной информации администрации города Оренбурга, администрации города Оренбурга на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 12.03.2021 по делу № А47-4920/2020.
В судебном заседании приняли участие представители:
Управления по размещению наружной рекламы и объектов наружной информации администрации города Оренбурга – ФИО1 (доверенность от 26.11.2020, диплом),
обществу с ограниченной ответственностью «Сити-ритэйл» - ФИО2 (доверенность от 19.11.2020, диплом),
Администрация города Оренбург – ФИО1 (доверенность от 12.01.2021).
Управление по размещению наружной рекламы и объектов наружной информации администрации города Оренбурга (далее – истец, Управление) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Сити-ритэйл» (далее – ответчик, общество, ООО «Сити-ритэйл») об урегулировании разногласий при заключении дополнительных соглашений к договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования «город Оренбург» от 23.01.2014 №№ 14л-1062, 14л-1063, 14д-1065, 14л-1066, 14д-1067, 14л-1070, 14д-1071, 14л-1075, 14ц-1078, 14ц-1084, 14ц-1085, 14ц-1090, 14л-1093, 14л-1096, 14л-1105, 14ц-1112, 14л-1118, 14л-1119, 14л-1120, 14д-1129, 14ц-1130, 14д-1134, 14ц-1138, 14ц-1139, 14ц-1140 посредством внесения изменяя в эти договоры в редакции истца.
Судом первой инстанции в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация города Оренбурга (далее – Администрация).
Решением суда первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление, Администрация обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
Управление в обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что согласно пунктам 9.3 договоров изменения в договоры могут вноситься, если они не противоречат закону. Управлением был получен отказ контрагента от внесения изменений в договор. С 01.05.2014 размер платы по договорам установлен решением Оренбургского городского Совета от 28.04.2014 № 795. Решением был увеличен размер ранее действовавших коэффициентов территориальной привязки К4 по отдельным улицам. С 03.05.2017 в расчет платы по договору включена индексация на уровень инфляции. Следовательно, расчет, приведенный Управлением, является верным, изменение размера платы в соответствии с измененными нормативными правовыми актами также является правомерным, поскольку цена договора является регулируемой. Спор в отношении налога на добавленную стоимость (далее – НДС) мог быть урегулирован судом.
Администрация в апелляционной жалобе указывает на возможность изменения условий договора в судебном порядке. Сторонами при заключении договора согласована возможность изменения размера платы при изменении Порядка (пункты 4.4 договоров). Поскольку ответчик принял формулировку договоров с налоговой оговоркой, основывался длительный период времени на том, что обязательства существовали без замечаний, то впоследствии он не может утверждать, что эти обязательства с применением оговорки не действовали. Указывает, что в договорах был учтен НДС. Расчет, предложенный истцом, соответствует порядку, изменения должны быть внесены в договор. Заключая договоры с условием об изменении платы, ответчик согласился с возможностью последующего изменения коэффициентов и индексации платы в дальнейшем.
В представленном отзыве общество ссылалось на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между Управлением по размещению наружной рекламы и объектов наружной информации администрации города Оренбурга (истец, права и обязанности по договорам переданы от Департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга) и обществом с ограниченной ответственностью «Сити-ритэйл» (далее - рекламораспространитель, ответчик) по итогам торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования «город Оренбург», 23.01.2014 заключены договоры на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории муниципального образования «город Оренбург» №№ 14л-1062, 14л-1063, 14л-1064, 14д-1065, 14л-1066, 14д-1067, 14л-1070, 14д-1071, 14л-1073, 14ц-1075, 14ц-1078, 14ц-1084, 14ц-1085, 14ц-1090, 14л-1093, 14л-1096, 14л-1105, 14ц-1112, 14л-1118, 14л-1119, 14п-1120, 14д-1129, 14ц-1130, 14д-1134, 14ц-1138, 14ц-1139, 14ц-1140.
Заключенные договоры идентичны по сути, отличия состоят в указаниях места установки и эксплуатации рекламной конструкции (пункт 1.2. договоров), типа и вида рекламной конструкции (пункт 1.3. договоров), размера годовой платы по договору (пункт 4.1. договоров).
Согласно пунктам 1.1. договоров департамент за плату предоставляет рекламораспространителю право установить и эксплуатировать рекламную конструкцию на территории МО «город Оренбург», а рекламораспространитель обязуется произвести установку рекламной конструкции, осуществлять ее эксплуатацию и техническое обслуживание для распространения рекламы в строгом соответствии с условиями настоящего договора и действующим законодательством в сфере наружной рекламы.
Департамент вправе в случае изменения базовой ставки и (или) Порядка расчета размера платы изменять размер платы по договору в одностороннем порядке (пункты 2.1.3 договоров).
Рекламораспространитель обязан своевременно вносить в полном объеме плату, определенную пунктом 4.1. договоров. В случае получения от Департамента дополнительного соглашения о перерасчете размера платы по договору, в связи с изменением базовой ставки и (или) Порядка расчета платы, рекламораспространитель обязан подписать полученное дополнительное соглашение в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента получения (пункты 3.2.6. договоров).
В соответствии с пунктами 4.1 договоров рекламораспространитель вносит плату по договорам согласно расчету (приложение № 2), являющемуся неотъемлемой частью договора.
Размер годовой платы рассчитывается в соответствии с порядком расчета размера платы за установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории МО «город Оренбург»; для каждого из договоров установлена сумма годовой платы, при этом указано «в том числе НДС».
На основании пунктов 4.4 договоров в случае изменения Порядка расчета размера платы по договорам размер платы подлежит пересмотру по инициативе департамента, оформляется дополнительным соглашением к договору и направляется для подписания рекламораспространителю.
Приложениями № 2 к договорам сторонами согласован Порядок расчета размера платы по договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории МО «город Оренбург», которым установлена формула расчета платы, подлежащей перечислению по договору: П = БС x S x К1 x К2 x К3 x К4, где К4 - коэффициент, учитывающий территориальную привязку.
Также приложение № 2 содержит итоговую сумму платы без НДС и с НДС.
Решением Оренбургского городского Совета от 06.09.2011 № 223 утвержден Порядок расчета размера платы по договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории муниципального образования «город Оренбург» (далее - Порядок № 223) (с учетом решения Оренбургского городского Совета от 06.09.2011 № 238 «О внесении изменений и дополнений в решение Оренбургского городского Совета от 05.03.2007 № 223» (далее - Решение № 238)).
Согласно Решению № 238, размер платы за установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории муниципального образования «город Оренбург» определяется по следующей формуле (в рублях за год): П = БС x S x К1 x К2 x К3 x К4, где: П - плата, подлежащая перечислению по договору (рублей в год без НДС); БС - базовая ставка, размер которой принимается равной 100 рублям (без НДС); S - площадь информационного поля рекламной конструкции (квадратных метров); коэффициент К1, учитывающий особенности размещения отдельных типов рекламных конструкций; коэффициент К2, отражающий степень применения освещения рекламной конструкции; коэффициент К3, стимулирующий внедрение более сложных современных технологий; коэффициент К4, учитывающий территориальную привязку, в том числе Загородное шоссе - 1,5, иные улицы (проспекты - 1).
Решением Оренбургского городского Совета от 28.04.2014 № 795 утвержден Порядок расчета размера платы по договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории муниципального образования «город Оренбург» (далее - Порядок № 795), Порядок № 223, а также Решение № 238 признаны утратившими силу.
Согласно указанному Порядку № 795, размер платы за установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории муниципального образования «город Оренбург» определяется по следующей формуле (в рублях за год): П = БС x S x К1 x К2 x К3 x К4, где: П - плата, подлежащая перечислению по договору (рублей в год без НДС); БС - базовая ставка, размер которой принимается равной 100 рублям (без НДС); S - площадь информационного поля рекламной конструкции (квадратных метров); коэффициент К1, учитывающий особенности размещения отдельных типов рекламных конструкций, коэффициент К2, отражающий степень применения освещения рекламной конструкции; коэффициент К3, стимулирующий внедрение более сложных современных технологий; коэффициент К4, учитывающий территориальную привязку.
Решением Оренбургского городского Совета от 27.04.2017 № 321 Порядок № 795 дополнен абзацем следующего содержания: «Размер платы за установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории муниципального образования «город Оренбург» устанавливается на один год и ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории муниципального образования «город Оренбург», изменяется Управлением на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор".
Управлением рекламы в адрес ответчика сопроводительным письмом 10.12.2019 направлены на подписание дополнительные соглашения к вышеуказанным договорам в следующей редакции:
«1.На основании Решения Оренбургского городского Совета от 28.04.2014 года № 795 «Об утверждении Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории муниципального образования "город Оренбург" (в ред. Решений Оренбургского городского Совета от 09.07.2015 N 1093, от 17.06.2016 N 185, от 31.08.2016 N 217, от 27.04.2017 N 321, от 28.08.2017 N 401, от 24.10.2017 N 416), Федерального закона от 03.08.2018 N 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах", Федерального закона от 19.12.2016 N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", Федерального закона от 05.12.2017 N 362-ФЗ "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", Федерального закона от 29.11.2018 N 459-ФЗ "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", а также в соответствии с п. 2.1.3, п. 3.2.6., п. 4.4. договора, изменить Приложение N 2 к договору на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории МО "город Оренбург" N от "23" января 2014 года, изложив его в редакции Приложения N 1 к настоящему дополнительному соглашению.
Настоящее дополнительное соглашение является неотъемлемой частью договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории МО "город Оренбург" N от "23" января 2014 года и вступает в действие с 04 декабря 2019 года.
Настоящее дополнительное соглашение составлено в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному для каждой из сторон.".
Письмом от 11.02.2020 N 1 общество "Сити-ритэйл" направило в адрес Управления рекламы протоколы разногласий, в которых ответчик предложил свою редакцию дополнительных соглашений:
"1. Исключить из текста дополнительного соглашения от 06.12.2019 п. 1, предусматривающий изложение приложения N 2 к Договору на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории МО "город Оренбург" в редакции приложения N 1 к дополнительному соглашению.
2. Исключить приложение N 1 к дополнительному соглашению от 06.12.2019.
3. п. 2 дополнительного соглашения от 06.12.2019 изменить, изложив в следующей редакции: "Настоящее дополнительное соглашение является неотъемлемой частью Договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории МО "город Оренбург" N.... от 23 января 2014 и вступает в силу с момента его подписания обеими сторонами".
4. Внести изменение в приложение N 2 к Договору.....на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории МО "город Оренбург" N.... от 23 января 2014, исключив слова "НДС " и "с НДС...".
5. Исключить п. 2.1.3 Договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории МО "город Оренбург" N...от 23 января 2014.
6. Изложить абзац 2 пункта 4.1. Договора N...от 23 января 2014 на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории МО "город Оренбург" в следующей редакции:
"Размер годовой платы по настоящему договору рассчитывается в соответствии с Порядком расчета размера платы на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории МО "город Оренбург" без НДС, согласно приложению N 2 к настоящему Договору".
7. п. 4.4 исключить из текста Договора N на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории МО "город Оренбург" от 23 января 2014 г.
8. Принять дополнительное соглашение от 06.12.2019 в редакции настоящего протокола разногласий.
9. Настоящий протокол разногласий составлен и подписан в 2 (двух) экземплярах, по одному экземпляру для каждой из сторон.".
В обоснование исковых требований истец указал, что не согласен с протоколами разногласий, представленными ответчиком.
Соглашение об урегулировании разногласий между сторонами не подписано, согласия между сторонами по данным дополнительным соглашениям достигнуто не было.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что условиями договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования «город Оренбург» предусмотрено право Управления в случае изменения базовой ставки и (или) Порядка расчета размера платы изменять размер платы по договору в одностороннем порядке путем направления обществу дополнительных соглашений к договорам, наличие нормативных правовых актов Оренбургского городского Совета является основанием для изменения цены договора путем согласования сторонами условий в дополнительных соглашениях, между тем, предложенные истцом условия не соответствуют нормативному правовому акту, в соответствии с которым изменена плата, также суд отметил, что является неправомерным включение в цену суммы НДС. При этом судом отмечено, что установление судом редакции дополнительного соглашения самостоятельно в соответствии с Порядком № 795, исходя из расчета, приведенного истцом также невозможно, поскольку указанные действия могут привести к нарушению баланса интересов иных лиц, участников торгов. Непринятие судом редакции ответчика (протоколы разногласий к дополнительным соглашениям) содержат требования об изменении самого договора, то есть по сути, являются самостоятельными требованиями, однако ответчик с соответствующим исковым заявлением в суд не обращался.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Как установлено судом, возникшие между сторонами правоотношения по размещению наружной рекламы на территории муниципального образования подпадают под регулирование Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе, Закон № 38-ФЗ).
В соответствии с пунктом 5 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации. Заключение такого договора осуществляется лицом, уполномоченным на его заключение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются. Субъекты Российской Федерации устанавливают предельные сроки, на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, в зависимости от типов и видов рекламных конструкций и применяемых технологий демонстрации рекламы, но не менее чем на пять лет и не более чем на десять лет. Конкретные сроки договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, устанавливаются соответственно органом исполнительной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа в зависимости от типа и вида рекламной конструкции, применяемых технологий демонстрации рекламы в границах соответствующих предельных сроков. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами настоящего Федерального закона и гражданского законодательства.
Таким образом, договор на эксплуатацию рекламного места (договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции) представляет собой самостоятельный, прямо предусмотренный законом гражданско-правовой договор, наделяющий рекламораспространителя правом установки и эксплуатации рекламной конструкции по договоренности с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция (в рассматриваемом случае - органом местного самоуправления) и не предусматривающий перехода прав владения и (или) пользования в отношении имущества собственника.
Правоотношения сторон по заключению договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции регулируются положениями Закона о рекламе и нормами гражданского законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
В силу пункта 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Согласно пункту 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Пунктом 1 статьи 422 ГК РФ установлено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Положениями статьи 433 ГК РФ определено, что договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.
Судом первой инстанции установлено и сторонами не оспаривается, что 23.01.2014 заключены договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования «город Оренбург», в том числе №№ 14л-1062, 14л-1063, 14д-1065, 14л-1066, 14д-1067, 14л-1070, 14д-1071, 14л-1075, 14ц-1078, 14ц-1084, 14ц-1085, 14ц-1090, 14л-1093, 14л-1096, 14л-1105, 14ц-1112, 14л-1118, 14л-1119, 14л-1120, 14д-1129, 14ц-1130, 14д-1134, 14ц-1138, 14ц-1139, 14ц-1140, содержавшие в разделе 4 порядок определения платы. Договоры представлены в материалы дела.
В рассматриваемом деле между сторонами возник спор в результате предложения Управлением рекламы в дополнительных соглашениях от 06.12.2019 внести изменения в Приложения N 2 в договоры, определяющего размер платы, в частности, включения НДС в размере 20%, увеличение платы на уровень инфляции. Свой расчет составлен по каждому договору, определена итоговая сумма платы по каждому договору.
Из поданного искового заявления Управления следует, что изначально истец квалифицировал рассматриваемый спор как преддоговорный, исковое заявление подано в соответствии со статьями 445, 446 ГК РФ.
Однако в процессе рассмотрения спора истцом уточнены исковые требования, спор квалифицирован как требование о внесении изменений в уже заключенные договоры (ст. 450 ГК РФ). Указанные уточнения требований судом приняты.
С учетом изложенного, при рассмотрении настоящего спора подлежат применению нормы статей 450 - 452 ГК РФ.
Согласно разъяснениям Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 60 постановления от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» спор об изменении или расторжении договора может быть рассмотрен судом по существу только в случае представления истцом доказательств, подтверждающих принятие им мер по урегулированию спора с ответчиком, которые предусмотрены пунктом 2 статьи 452 ГК РФ.
С учетом изложенного, а также существа рассматриваемого спора, который сводится к разногласию сторон относительно возможности изменения редакции Приложения № 2 к договорам в соответствии с предложенным Управлением дополнительным соглашением, коллегия судей соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии как таковой возможности передачи спора на рассмотрение суда по условиям договора, относительно которых у сторон возникли разногласия, поскольку только в процессе рассмотрения такого спора может быть установлено наличие оснований для приведения условий договора в соответствии с требованиями сторон, а также наличие у суда правовых оснований для внесения изменений в договор.
Как указывалось выше, Управлением направлены дополнительные соглашения с целью внесения изменений в Приложение № 2 к договору в части расчета платы за размещение и эксплуатацию рекламной конструкции.
В статье 424 ГК РФ предусмотрено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
Стороны в пункте 4.1 договора согласовали порядок определения размера платы за установку и пользование рекламной конструкцией путем применения нормативного правового акта, регулирующего на территории муниципального образования вопросы установки, размещения рекламных конструкций. Таковым нормативным актом на момент заключения договоров являлся Порядок № 238. Департамент вправе в случае изменения базовой ставки и (или) Порядка расчета размера платы изменять размер платы по договору в одностороннем порядке (пункт 2.1.3.)
В случае получения от Департамента дополнительного соглашения о перерасчета размера платы по настоящему договору в связи с изменением базовой ставки и (или) Порядка расчета платы рекламораспространитель обязан подписать полученное дополнительное соглашение или направить протокол разногласий (в случае несогласия с содержанием дополнительного соглашения) в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента получения (пункт 3.2.6.).
В случае изменения Порядка расчета размера платы по настоящему договору размер платы подлежит пересмотру по инициативе департамента, оформляется дополнительным соглашением к настоящему договору и направляется для подписания рекламораспространителю (пункт 4.4.).
Как следует из материалов дела, решением Оренбургского городского Совета от 28.04.2014 № 795 утвержден Порядок расчета размера платы по договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории муниципального образования «город Оренбург» (далее - Порядок № 795), Порядок № 238 признан утратившим силу.
Решением Оренбургского городского Совета от 27.04.2017 № 321 (вступает в силу со дня официального опубликования в газете «Вечерний Оренбург», дата публикации - 03.05.2017) Порядок № 795 дополнен абзацем следующего содержания: «Размер платы за установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории муниципального образования «город Оренбург» устанавливается на один год и ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории муниципального образования «город Оренбург», изменяется Управлением на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор».
При этом в указанных нормативных правовых актах не устанавливается цена конкретного договора и периоды внесения платы рекламораспространителем.
Такие сведения должны быть указаны Управлением в приложениях № 2 к спорным договорам (абзацы 1 пункта 4.1. договоров).
Из материалов дела усматривается, что направление дополнительных соглашений Управлением вызвано изменениями в нормативном регулировании порядка определения платы за установку и размещение рекламных конструкций, а также увеличением ставки НДС.
Согласно условиям договора, стороны должны руководствоваться установленным размером платы за установку и эксплуатацию рекламной конструкции, более того, с учетом приведенных положений стороны не вправе применять другой размер платы, поскольку в таком случае применяемые размеры платы (т.е. условия о цене) будут противоречить нормативному правовому акту органа местного самоуправления.
В рассматриваемом случае, при направлении рекламораспространителю дополнительного соглашения, основанного на изменении нормативного правового акта о порядке расчета размера платы, последний вправе не согласиться с содержанием дополнительного соглашения, направив протокол разногласий (пункты 3.2.6 договора).
Вместе с тем, буквальное толкование положений пунктов 2.1.3, 4.1, 4.4 договоров, с учетом установленного порядка определения размера платы по договору, нормативного регулирования соответствующей сферы правоотношений, определенного органом местного самоуправления муниципального образования «город Оренбург», позволяет прийти к выводу, что такие несогласия с содержанием дополнительного соглашения могут возникнуть только в том случае, если предлагаемая редакция дополнительного соглашения, вызванная изменением нормативного правового акта, определяющего Порядок расчета размера платы, не соответствует такому нормативному правовому акту.
В противном случае у рекламораспространителя отсутствуют основания для отказа от подписания дополнительного соглашения в силу пункта 3.2.6 договора, а применению (при установлении факта направления дополнительного соглашения) подлежат условия договора в измененной дополнительным соглашением редакции.
Таким образом, соглашением сторон (пункт 2.1.3. договора) Управление, в случае нормативного изменения базовой ставки и (или) Порядка расчета платы, наделено правом на изменение условий договора фактически в одностороннем порядке путем направления дополнительного соглашения об изменении порядка определения платы за установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Между тем, спорная редакция дополнительных соглашений не может быть принята, поскольку представленный расчет в Приложении № 1 к договорам не соответствует Порядку № 795, поскольку плата рассчитана с учетом НДС, в то время как Порядком № 795 размер платы за установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории муниципального образования «город Оренбург» определяется по формуле без НДС.
В отношении НДС коллегия судей соглашается с выводами суда первой инстанции на основании следующего.
На основании пункта 1 статьи 143 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками НДС признаются: организации; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации исключают из числа объектов налогообложения НДС выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» статья 143 Налогового кодекса Российской Федерации не называет публично-правовые образования в качестве плательщиков НДС.
В силу пункта 1 статьи 143 Налогового кодекса Российской Федерации государственные (муниципальные) органы, имеющие статус юридического лица (государственные или муниципальные учреждения), могут являться плательщиками налога по совершаемым ими финансово-хозяйственным операциям, если они действуют в качестве самостоятельных хозяйствующих субъектов, а не реализуют публично-правовые функции соответствующего публично-правового образования и не выступают от его имени в гражданских правоотношениях в порядке, предусмотренном статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 41 Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) органы местного самоуправления, которые в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 125 ГК РФ определен порядок участия, в том числе муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством. Таким образом, как верно указано судами, муниципальное образование реализует свои полномочия через органы местного самоуправления, которые осуществляют права и обязанности участника гражданских правоотношений от имени муниципального образования.
С учетом правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 № 15248/10, договор на установку и эксплуатацию рекламных конструкций не относится к арендным договорам. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обусловлено требованиями Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
Согласно пункту 1.1. Положения об Управлении по размещению наружной рекламы и объектов наружной информации администрации города Оренбурга» (утв. Решением Оренбургского городского Совета от 28.04.2016 № 146) управление по размещению наружной рекламы и объектов наружной информации администрации города Оренбурга является отраслевым (функциональным) органом Администрации города Оренбурга.
Управление заключает от имени Администрации города Оренбурга договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности или на земельном участке, собственность на который не разграничена в порядке, установленном действующим законодательством (пункт 2.2.10 Положения об Управлении).
Управление осуществляет функции главного администратора доходов бюджета города (пункт 2.2.30 Положения об управлении).
Управление, являясь органом администрации города Оренбурга и осуществляя управленческие функции в пределах своих полномочий в области размещения объектов наружной рекламы, в том числе по заключению возмездных договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках и другом имуществе, находящемся в собственности муниципального образования, муниципальное имущество в оперативное управление не получало, при этом плата за возможность установки и эксплуатацию рекламных конструкций вносится владельцами рекламных конструкций в качестве дохода в местный бюджет.
При этом все рекламные конструкции, в отношении которых Комитетом заключены договоры на установку и эксплуатацию, размещены на землях общего пользования, управление и распоряжение которыми осуществляет только орган местного самоуправления в силу положений статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
Порядком № 795 установлена годовая базовая ставка платы за установку и эксплуатацию рекламной конструкции с использованием муниципального имущества и корректировочные коэффициенты к ней в зависимости от величины информационного поля, от технического исполнения, от пространственного размещения, для социальной рекламы, для рекламной конструкции, расположенной в центрах деловой активности города.
Таким образом, из порядка № 795 следует, что плата установлена нормативным правовым актом органа местного самоуправления без учета НДС.
Оплата по договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций поступает в бюджет муниципального образования. Управление, является главным администратором поступлений доходов в городской бюджет, в том числе по доходам от использования имущества, находящегося в собственности муниципального образования «город Оренбург».
В связи с этим осуществляемая Управлением деятельность по передаче прав на установку и эксплуатацию рекламных конструкций не является предпринимательской, денежные средства по сделкам зачислены в местный бюджет и выручкой Управления не являются, передача прав третьим лицам производилась в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий.
Следовательно, заключение Управлением договора с хозяйствующим субъектом на установку и эксплуатацию рекламной конструкции подходит под налоговое освобождение, предусмотренное подпунктом 4 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации.
Также следует отметить, что Апелляционным определением Оренбургского областного суда от 11.03.2021г. по делу №2а-5928/2020 (№33а-1699/2021) признано недействующим с момента оглашения постановление администрации города Оренбурга от 29.12.2012 г. №3457-п в части слов «в том числе НДС» в пункте 4.1 Приложения к приложению №1 к постановлению администрации города Оренбурга от 29.12.2012г. №3457-п и слов «с НДС» в Приложении №2 к договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Несоответствие предлагаемого расчета размера платы в дополнительных соглашениях положениям нормативного правового акта расценены как обстоятельство, свидетельствующее об отсутствии оснований для понуждения рекламораспространителя к его заключению на приведенных условиях, поскольку указанный расчет не приведет условия договоров в соответствие с действующим законодательством.
При изложенных обстоятельствах, принимая во внимание, что протоколы разногласий к дополнительным соглашениям, составленные ответчиком, фактически содержат требования об изменении (исключении) условий договоров, вместе с тем, стороны не согласовали в договоре условие о том, что вопрос об изменении платы (стоимости договора) подлежит передаче на рассмотрение суда, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что истец не доказал наличие обстоятельств, предусмотренных статьями 450, 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, для изменения в судебном порядке договора.
Поскольку доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, но не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 12.03.2021 по делу № А47-4920/2020 оставить без изменения, апелляционные жалобы Управления по размещению наружной рекламы и объектов наружной информации администрации города Оренбурга, администрации города Оренбурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья Е.В. Бояршинова
Судьи А.А. Арямов
А.П. Скобелкин