ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ АП-5935/2020
г. Челябинск | |
15 июня 2020 года | Дело № А76-33210/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена июня 2020 года .
Постановление изготовлено в полном объеме июня 2020 года .
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Бояршиновой Е.В., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью УК «Соверен-Сервис» на решение Арбитражного суда Челябинской области от 13.03.2020 по делу №А76-33210/2019.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью УК «Соверен-Сервис» – ФИО1 (доверенность № 05 от 01.04.2020, диплом);
Главного управления «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» – ФИО2 (доверенность № 12 от 09.01.2020, диплом)
Общество с ограниченной ответственностью УК «Соверен-Сервис» (далее – заявитель, ООО «Соверен-Сервис») обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Главному управлению «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» (далее – ГУ «ГЖИ Челябинской области», управление) о признании незаконным решения от 26.06.2019 №9434-в, которым заявителю отказано во внесении изменений в реестр лицензий Челябинской области в части включения в реестр многоквартирного дома по адресу: <...>, а заявление общества и приложенные к нему документы возвращены.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество «Прожектор» (ранее – ЗАО «ЖЭК») (далее – АО «Прожектор», третье лицо).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 13.03.2020 (резолютивная часть решения объявлена 05.03.2020) в удовлетворении требований заявителя отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО «Соверен-Сервис» обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование жалобы указывает на незаконность оспоренного решения, обращая внимание на следующие обстоятельства: при подаче заявления о внесении изменений в реестр лицензий заявителем приложены все необходимые документы, оформленные надлежащим образом, а позиция управления о признании даты проведения очной части голосования моментом начала проведения внеочередного общего собрания собственников помещений в целом не обоснована; управлением грубо нарушен порядок рассмотрения заявления и вынесения обжалованного решения, так как должна была осуществляться только проверка комплектности представленных заявителем документов, а не их содержания; решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленное протоколом от 10.06.2019 №2 (о выборе в качестве управляющей организации ООО УК «Соверен-Сервис») в установленном порядке не оспорено, а потому вывод о несоответствии этого протокола нормативным требованиям сделан управлением безосновательно; вывод управления о ничтожности указанного решения общего собрания собственников помещения основан на мнении о том, что собственники проголосовали до даты проведения очной части голосования (04.06.2019), при этом не приведено нормативное обоснование причины признания этой даты датой начала проведения общего собрания; уведомление о проведении внеочередного общего собрания собственников помещений в очно-заочной форме вручались собственникам помещений многоквартирного дома и размещались на досках объявлений 23.05.2019, то есть за 10 дней до начала заочного этапа голосования, даты проведения заочной части собрания определены уведомлением от 03.06.2019 – с момента выдачи бюллетеней и до 09.06.2019, когда прием бюллетеней закончился, а очная часть собрания реализована 04.06.2019, что подтверждается листом регистрации, таким образом, принятие решений общим собранием состоялось в установленный для этого срок – с 03.06.2019 по 09.06.2019, а потому управлением необоснованно исключены из кворума решения собственников, принятые 03.06.2019; при наличии полного пакета документов и при наличии необходимого для принятия решения кворума у управления отсутствовали основания для отказа заявителю во внесении изменений в реестр лицензий.
В судебном заседании представитель заявителя на доводах апелляционной жалобы настаивал.
Представитель управления в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал. Полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Представитель третьего лица, извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Апелляционная жалоба рассмотрена без его участия.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ООО УК «Соверен-Сервис» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1157456026860 и на основании лицензии от 24.05.2017 №0582 осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами.
10.06.2019 внеочередным общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <...>, проведенным в очно-заочной форме и оформленным протоколом от 10.06.2019 №2 (л.д.24-28, 51-55) принято решение расторгнуть договор управления многоквартирным домом с АО «Прожектор» (ранее – ООО «ЖЭК») и выбрать управляющую организацию – ООО УК «Соверен-Сервис» (в протоколе указано количество голосов за указанные решения – 50,29% от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме).
На основании этих решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме между собственниками помещений и ООО УК «Соверен-Сервис» 11.06.2019 заключен договор управления многоквартирным домом (л.д.17-22).
11.06.2019 ООО УК «Соверен-Сервис» обратилось в ГУ «ГЖИ Челябинской области» с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Челябинской области в связи с заключением договора управления указанным многоквартирным домом (л.д.14).
По итогам проверки представленных заявителем документов управлением составлено заключение от 26.06.2019, в котором приведены основания для принятия решения об отказе во внесении изменений в реестр лицензий (л.д.45-47).
Решением управления от 26.06.2019 №9434-в заявителю отказано во внесение изменений в реестр со ссылкой на следующее основание: несоответствие представленных заявлений и документов положениям пунктов 2 и 3 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного Приказом Минстроя России от 25.12.2015 №938-пр (далее – Порядок №938-пр),а также наличия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации (л.д.9-11).
Считая указанное решение управления незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, заявитель обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из вывода о соответствии оспоренного ненормативного правового акта закону.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции соглашается с позицией суда первой инстанции.
Так, частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии (часть 1.3 статьи 161, часть 1 статьи Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ)).
В силу пункта 8.5 статьи 13 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится осуществление лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами.
Частью 7 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом.
Частями 1 и 2 статьи 195 ЖК РФ предусмотрено, что сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в том числе в реестре лицензий субъекта Российской Федерации. Реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Статьей 198 ЖК РФ предусмотрено, что сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе. Состав указанных сведений, подлежащих размещению в системе, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 1). В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2). Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3). При выполнении требований о размещении указанных сведений в системе и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению таким домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса, за исключением случая, указанного в части 7 настоящей статьи (часть 4).
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 №938/пр утвержден Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
Порядком №938/пр (в редакции, действующей с 10.04.2018) предусмотрено, что изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании решения органа государственного жилищного надзора, принятого в соответствии с частями 3, 3.1, 5-5.4 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации или при непоступлении в установленный срок заявления о продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, либо на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом, заявления о внесении изменений в реестр (пункт 2). К заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются следующие документы: а) копия протокола и решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления многоквартирным домом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления в случае проведения такого собрания, за исключением случая представления в орган государственного жилищного надзора подлинников указанных документов в соответствии с частью 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации; б) копия протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в соответствии с которым управляющая организация определена победителем конкурса, либо копия протокола, в соответствии с которым управляющая организация определена единственным участником конкурса, в случае если конкурс признан несостоявшимся, в связи с тем, что только один претендент признан участником конкурса (в случае проведения указанного конкурса); в) копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, или копия договора управления, заключенного с застройщиком в случаях, предусмотренных частью 14 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; г) копия акта приема-передачи технической документации и иных связанных с управлением таким домом документов, ключей от помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, электронных кодов доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иных технических средств и оборудования, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, в случае подачи заявления об исключении многоквартирного дома из реестра; д) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя на подачу заявления и документов, предусмотренных пунктом 3 этого Порядка (в случае, если от имени заявителя обращается его уполномоченный представитель), оформленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; е) опись представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанная лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата); ж) копию заявления одной из сторон договора управления многоквартирным домом в случае прекращения договора управления многоквартирным домом в связи с окончанием срока его действия; з) копия договора управления многоквартирным домом, подписанного управляющей организацией, определенной победителем открытого конкурса по отбору управляющей организации; и) в случае реорганизации в форме присоединения к лицензиату юридического лица или юридических лиц, управляющего или управляющих многоквартирным домом или домами (далее - присоединяемые лица): копия листа записи Единого государственного реестра юридических лиц о реорганизации в форме присоединения к лицензиату присоединяемых лиц; - копии решений общих собраний участников (акционеров) лицензиата и присоединяемых лиц о реорганизации в форме присоединения, оформленных протоколами общих собраний участников (акционеров) или решениями единственных участников (акционеров), или решений собственников имущества унитарных предприятий, или решений учредителей (учредителя) некоммерческих организаций о реорганизации в форме присоединения; копия передаточного акта между присоединяемыми лицами и лицензиатом; к) в случае реорганизации в форме преобразования лицензиата: копия листа записи Единого государственного реестра юридических лиц о реорганизации в форме преобразования; копии решений общих собраний участников (акционеров) лицензиата о реорганизации в форме преобразования, оформленных протоколами общих собраний участников (акционеров) или решениями единственных участников (акционеров), или решений собственников имущества унитарных предприятий, или решений учредителей (учредителя) некоммерческих организаций о реорганизации в форме преобразования; л) в случае реорганизации в форме слияния юридических лиц, управляющих многоквартирным домом или домами (далее - реорганизованные юридические лица): копия листа записи Единого государственного реестра юридических лиц о создании юридического лица путем реорганизации в форме слияния; копии решений общих собраний участников (акционеров) реорганизованных юридических лиц о реорганизации в форме слияния, оформленных протоколами общих собраний участников (акционеров) или решениями единственных участников (акционеров), или решений собственников имущества унитарных предприятий, или решений учредителей (учредителя) некоммерческих организаций о реорганизации в форме слияния; копия передаточного акта между реорганизованными юридическими лицами и юридическим лицом, создаваемым в результате слияния; справка с данными о реорганизованных юридических лицах (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами) на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц, заверенная правопреемником; м) опись представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанная заявителем (уполномоченным представителем заявителя) (пункт 3). Рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 Порядка, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора и не может превышать десяти рабочих дней с даты поступления заявления и документов (пункт 4). В ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий: а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 Порядка; б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 Порядка; в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям; г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя; д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» ; е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 5). По итогам проверки заявления и документов, представленных заявителем, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 Порядка (пункт 6). По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: а) о внесении изменений в реестр; б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов; в) о приостановлении рассмотрения заявления (пункт 7). Решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 Порядка (пункт 8). Основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются: а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами «а», «г»-«е» пункта 5 Порядка; б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами «б» и «в» Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 Порядка. Решение об отказе во внесении изменений в реестр должно содержать мотивированное обоснование принятия такого решения (пункт 9).
Исследованием материалов дела установлено, что многоквартирный дом по адресу: <...> находился в управлении АО «Прожектор», о чем в реестр лицензий Челябинской области была внесена соответствующая запись.
11.06.2019 в ГУ «ГЖИ Челябинской области» обратилось ООО УК «Соверен-Сервис» с заявлением о внесении в реестр лицензий изменений в отношении управления указанным многоквартирным домом в связи с заключением собственниками помещений договора управления с ООО УК «Соверен-Сервис» на основании решения общего собрания собственников помещений, оформленного протоколом от 10.06.2019.
По итогам рассмотрения этого заявления инспекцией в пределах предоставленных ей полномочий принято оспоренное решение от 26.06.2019 №9434-в об отказе во внесении изменений в реестр лицензий. Основанием принятия такого решения послужил вывод управления о несоответствии представленных заявителем заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 Порядка №938-пр, а также о наличии признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации
В соответствии с положениями пункта 5 Порядка №938/пр, инспекция в ходе рассмотрения заявления о внесении изменений в реестр лицензий и приложенных к нему документов обязана осуществить их проверку на предмет соответствия положениям пункта 3 этого Порядка (которым предусмотрено представление с заявлением в числе прочего копии протокола и решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления многоквартирным домом), а также на предмет достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 Порядка, и отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации.
Проверка такого решения на предмет отсутствия признаков недействительности по основаниям недействительности оспоримой сделки в полномочия инспекции в соответствии с пунктом 5 Порядка №938/пр не входит. Эти обстоятельства устанавливаются только судом и только при предъявлении соответствующих исковых требований.
В то же время, в полномочия инспекции входит проверка достоверности сведений, содержащихся в представленном документе, включая отраженные в протоколе общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме сведения о наличии кворума, а также сведения, отраженные в представленных с указанным протоколом решениях собственников помещений.
В этой связи приведенный в апелляционной жалобе довод заявителя об отсутствии у инспекции полномочий на осуществление проверки содержания документов, представленных с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий, и о наличии у нее полномочий лишь на проверку комплектности представленных документов, подлежит отклонению, как основанный на неверном толковании закона.
Из содержания оспоренного решения следует, что в ходе рассмотрения представленных заявителем заявления и документов управлением установлено их несоответствие положениям пункта 2 и 3 Порядка №938/пр. В частности указано на то, что согласно части 1 статьи 46 ЖК РФ, решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Такие требования установлены приказом Минстроя России от 28.01.2019 №44/пр «Об утверждении требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах» (далее – Приказ №44/пр). Проверкой представленного заявителем протокола общего собрания собственников помещений от 10.06.2019 №2 установлено отсутствие обязательных приложений к протоколу общего собрания собственников, а именно, отсутствуют документы (копии документов), подтверждающие направление, вручение сообщения о проведении общего собрания собственникам помещений в многоквартирном доме либо его размещение в помещении данного дома, определенном решением общего собрания и доступном для всех собственников помещений в данном доме, или в системе в соответствии с частью 4 статьи 45, частью 2 и 3 статьи 47.1 ЖК РФ, так как в представленных документах отсутствует решение общего собрания собственников об определенном способе направления, вручения сообщения о проведении общего собрания, и согласно представленным реестрам, уведомления о проведении собрания собственников вручены не всем собственникам.
Оспаривая позицию управления в этой части, заявитель указывает на представление им с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий всех необходимых документов.
Однако, анализ представленных в материалы дела реестра вручения уведомлений о проведении собрания собственникам помещений многоквартирного дома (л.д.89) и решений собственников помещений (л.д.56-69) позволяет прийти к выводу о вручении уведомлений о проведении общего собрания не всем собственникам помещений. При этом, доказательства представления в управление решения общего собрания собственников об определенном способе направления или вручения сообщения о проведении общего собрания (что позволило бы признать надлежащим извещением собственников размещение такого сообщения на досках объявлений в помещениях многоквартирного дома, как на то указывает заявитель) в материалах дела отсутствуют.
В этой связи вывод управления о несоответствии представленных заявителем документов требованиям подпункта «а» пункта 3 Порядка №938/пр является верным, что само по себе является достаточным основанием для отказа во внесении изменений в реестр лицензий на основании заявления ООО УК «Соверен-Сервис» (подпункт «а» пункта 5, подпункт «а» пункта 9 Порядка №938/пр).
Кроме того, в оспоренном решении управления указано на то обстоятельство, что в ходе проверки представленных документов установлены признаки ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленного протоколом от 10.06.2019 №2, по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации. В частности указано на то, что пунктом 9 Приказа №44/пр предусмотрено, что в качестве даты проведения общего собрания в случае, если оно продолжалось несколько дней, указывается дата начала и дата окончания общего собрания. Согласно протоколу от 10.06.2019 №2, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проведено в форме очно-заочного голосования, при этом указаны дата проведения очного голосования – 04.06.2019, и дата окончания приема бюллетеней голосования с решениями собственников – 09.06.2019. Таким образом, протоколом установлены дата начала голосования – 04.06.2019 и дата окончания голосования – 09.06.2019. Вместе с тем, заявителем представлены 5 решений собственников помещений по вопросам голосования на общем собрании, датированные 03.06.2019 (л.д.56, 57, 59, 61, 64) то есть голосование проведено этими собственниками ранее даты проведения очного голосования 04.06.2019, не в период проведения общего собрания собственников. С учетом этих обстоятельств, решения этих собственников не могут быть включены в кворум. Исключив из кворума указанные 5 решений собственников помещений, управление определило кворум на общем собрании собственников – 28,99 %, что недостаточно для признания собрания полномочным (часть 3 статьи 45 ЖК РФ), и в силу пункта 2 статьи 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации принятое на таком собрании решение является ничтожным.
Оспаривая вывод управления в этой части, заявитель указывает на то обстоятельство, что уведомление о проведении внеочередного общего собрания собственников помещений в очно-заочной форме вручались собственникам помещений многоквартирного дома и размещались на досках объявлений 23.05.2019, даты проведения заочной части собрания определены уведомлением от 03.06.2019 – с момента выдачи бюллетеней и до 09.06.2019, когда прием бюллетеней закончился, а очная часть собрания реализована 04.06.2019, то есть, принятие решений общим собранием состоялось в установленный для этого срок – с 03.06.2019 по 09.06.2019, а потому управлением необоснованно исключены из кворума решения собственников, принятые 03.06.2019.
Между тем, в соответствии с описью документов, представленных заявителем в управление с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий (л.д.50), текст уведомления о проведении внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома не представлялся (представлялись реестр о вручении уведомлений, лист регистрации собственников помещений и реестр собственников помещений). То есть, при принятии решения управление не имело возможности руководствоваться текстом уведомления, на который ссылается заявителя. При этом, представленный протокол от 10.06.2019 №2 сведений о том, что моментом выдачи бюллетеней для голосования (03.06.2019) определена дата начала заочной части собрания, не содержит.
Фактически текст уведомления и фотоматериалы, подтверждающие размещение этого уведомления на досках объявления многоквартирного дома, представлены заявителем только в материалы судебного дела в феврале 2020 года (л.д.107-110), в связи с чем суд критически относится к этим документам, поскольку дата и обстоятельства их составления не определены (документы содержат датировку – 23.05.2019, однако, какого-либо обоснования причин непредставления этих документов ранее февраля 2020 года, а также причин и обстоятельств составления фотоматериалов заявителем не приведено).
В этой связи оснований полагать незаконным вывод управления о наличии признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, оформленного протоколом от 10.06.2019 №2, у суда не имеется. Этот вывод управления основан на надлежащем анализе совокупности документов, представленных ООО УК «Соверен-Сервис» с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий.
Наличие признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома в силу подпункта «е» пункта 5 и подпункта «а» пункта 9 Порядка №938/пр является самостоятельным основанием для отказа во внесении изменений в реестр лицензий.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности и обоснованности оспоренного решения управления об отказе заявителю во внесении изменений в реестр лицензий, что исключает возможность удовлетворения заявленных требований о признании этого ненормативного правового акта недействительным.
Предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловных оснований для отмены судебного акта не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 13.03.2020 по делу №А76-33210/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью УК «Соверен-Сервис» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья А.А. Арямов
Судьи: Е.В. Бояршинова
Н.Г. Плаксина