ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 18АП-6014/19 от 29.05.2019 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-6014/2019

г. Челябинск

04 июня 2019 года

Дело № А07-25391/2018

Резолютивная часть постановления объявлена мая 2019 года .

Постановление изготовлено в полном объеме июня 2019 года .

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ивановой Н.А.,

судей Бояршиновой Е.В., Скобелкина А.П.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Лазурная» на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.03.2019 по делу №А07-25391/2018 (судья Зиганшина Ю.С.).

Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Лазурная» (далее - заявитель, ООО «УК «Лазурная», общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственному комитету Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее – заинтересованное лицо, Комитет) о признании недействительными предписаний №ЮО-18-128-386 от 02.08.2018, №ЮО-18-099-168 от 15.08.2018.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Башкирские распределительные тепловые сети» (далее – третье лицо, ООО «БашРТС»).

Решением арбитражного суда первой инстанции от 22.03.2019 (резолютивная часть решения объявлена 04.03.2019) в удовлетворении требований отказано.

ООО «УК «Лазурная» (далее также – податель жалобы) не согласилось с вынесенным решением и обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ООО «УК «Лазурная» указывает, поскольку ответчиком в течении 30 дней со дня получения заявки ответа о согласии заключить договор ресурсоснабжения не последовало, а также не представлены предложения о заключении договора на иных условиях, то в силу положений абзаца 2 пункта 11 Правил №124, с учетом части 18 статьи 12 Федерального закона №176-ФЗ, договор ресурсоснабжения между ООО «УК «Лазурная» и ООО «БашРТС» в отношении коммунального ресурса, потребляемого при использовании общего имущества в многоквартирных домах по ул. Суханова, 10Б и пр. Октября, 9А г. Стерлитамака Республики Башкортостан, признается заключенным с даты направления указанной заявки и на условиях, соответствующих гражданскому и жилищному законодательству Российской Федерации, в том числе Правилам №124 и нормативным правовым актам в сфере ресурсоснабжения.

Таким образом, между сторонами сложились фактические договорные отношения ресурсоснабжения, в целях содержания общего имущества многоквартирных домов, исполнение которых подтверждается конклюдентными действиями сторон: предоставление коммунального ресурса и выставление счетов на оплату со стороны ООО «БашРТС», факт оплаты со стороны ООО «УК «Лазурная».

К дате судебного заседания в суд апелляционной инстанции третьим лицом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он указал, что решение суда является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путём размещения указанной информации на официальном сайте в сети Интернет, в судебное заседание  представители участвующих в деле лиц не явились. ООО «БашРТС» представило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.

В соответствии со  статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

В приобщении документов (копии протоколов общего собрания собственников от 06.03.2015, 16.03.2015, договора поставки горячей воды №51173/СОИ от 01.08.2018 с приложениями), приложенных к апелляционной жалобе суд апелляционной инстанции отказывает, так как повторному приобщению к материалам дела не подлежат, поскольку имеются в материалах дела и были приобщены на стадии разбирательства дела в суде первой инстанции, неоднократное дублирование одних и тех же документов в деле не допускается.

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Комитетом на основании распоряжения от 06.07.2018 №2336 peг. проведена внеплановая документарная проверка.

По результатам внеплановой документарной проверки 02.08.2018 составлен акт проверки №ЮО-18-2336-128. Проверка проведена с 06.07.2018 по 02.08.2018 (т.1 л.д.11-14).

По итогам мониторинга сайта ГИС ЖКХ установлено, что дом по адресу: РБ, <...>, г. Стерлитамак находится в реестре лицензий РБ, в перечне домов, находящихся в управлении ООО «УК «Лазурная».

ООО «УК «Лазурная» выдано предписание №ЮО-18-128-386 от 02.08.2018 (т.1 л.д.9), согласно которому в нарушении подпунктов «ж», «д», пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года №416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами», части 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 6, 13, 14, 17, 42 постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 года №124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами", управляющей организацией ООО «УК «Лазурная» по дому №10 Б по ул. Суханова, г. Стерлитамак, РБ, не заключен договор энергоснабжения (купли-продажи тепловой энергии, горячее водоснабжение) в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальных услуг потребляемой при содержании общего имущества в многоквартирном доме.

В качестве меры по устранению выявленного нарушения было предписано в срок до 01.10.2018:

1) Заключить с ресурсоснабжающей организации ООО «БашРТС» договор энергоснабжения, купли-продажи, тепловой энергии, горячее водоснабжение, в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальных услуг соответствующего вида, потребляемой при содержании общего имущества в многоквартирном доме.

2) в случае отказа ресурсоснабжающей организацией ООО «БашРТС» заключить вышеуказанный договор, обеспечить заключение договора в судебном порядке.

Кроме того, Комитетом на основании распоряжения 20.07.2018 № 2575 проведена внеплановая выездная проверка.

 По результатам внеплановой документарной проверки 15.08.2018 составлен акт проверки №ЮО-18-2575-09901. Проверка проведена с 23.07.2018 по 15.08.2018 (т.1 л.д.15-18).

По итогам мониторинга сайта ГИС ЖКХ установлено, что дом по адресу: РБ, <...> г. Стерлитамак находится в реестре лицензий РБ, в перечне домов, находящихся в управлении ООО «УК «Лазурная».

ООО «УК «Лазурная» выдано предписание №ЮО-18-099-168 от 15.08.2018 (т.1 л.д.10), согласно которому, в нарушении пунктов 13, 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 (ред. от 27.03.2018, с изм. От 10.07.2018) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», не заключен договор ресурсоснабжения с ООО «БашРТС» на предоставление услуг для поставки управляющей компанией в адрес собственников помещений дома №9а по пр. Октября, г. Стерлитамак, РБ, а именно тепловой энергии для горячего водоснабжения на содержание общего имущества, холодной воды для приготовления горячей воды на содержание общего имущества.

В качестве меры по устранению выявленного нарушения было предписано в срок до 01.10.2018 заключить договор ресурсоснабжения с ООО «БашРТС» на предоставление услуг и для поставки, управляющей компанией в адрес собственников помещений дома №9а по пр. Октября, г. Стерлитамак, РБ, а именно тепловой энергии для горячего водоснабжения на содержание общего имущества, холодной воды для приготовления горячей воды на содержание общего имущества.

Считая указанные предписания незаконными, заявитель обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемые предписания приняты Комитетом с соблюдением законодательства Российской Федерации и не нарушают права и законные интересы заявителя при осуществлении им предпринимательской деятельности.

Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

То есть для признания недействительными ненормативных правовых актов государственных органов и органов местного самоуправления, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.

Пунктами 1 и 4.4 Положения о Государственном комитете Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24.12.2014 №616, установлено, что комитет является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции функциональное регулирование и реализацию полномочий в сферах лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и лицензионного контроля. Комитет в том числе уполномочен на выдачу предписаний о прекращении нарушений обязательных требований законодательства, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований законодательства в установленном законодательством порядке.

Таким образом, оспоренные предписания об устранении выявленных нарушений выдано Госкомитетом по РБ в пределах предоставленных ему полномочий.

Частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.

Предписание должно содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий. Которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. Требования, указанные в предписании должны быть законными и реально исполнимыми.

Формулировки, содержащиеся в предписании должны быть краткими, четкими, ясными, последовательными, доступными для понимания всеми лицами. Содержание предписания не должно допускать возможность его двоякого толкования.

Предписание должностного лица, осуществляющего надзор, должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений требований, соблюдение которых обязательно для них в силу закона. При этом такие нарушения должны быть доказанными, а требования, установленные в предписании должны быть реально выполнимыми тем лицом, в отношении которого выдано предписание.

Согласно части 1 статьи 161 Жилищного Кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

В соответствии с частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 3).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила № 491).

Судом первой инстанции установлено, что ООО «УК «ЛАЗУРНАЯ» осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии №000297 от 22.04.2015.

Комитетом на основании распоряжений от 06.07.2018 № 2336peг., 20.07.2018 № 2575 проведены проверки.

При проведении мониторинга сайта ГИС ЖКХ установлено, что дом по адресу: РБ, <...>, г. Стерлитамак; <...> находятся в реестре лицензий РБ, в перечне домов, находящихся в управлении ООО «УК «Лазурная».

По результатам проверок составлены акты №ЮО-18-2336-128 от 02.08.2018, №ЮО-18-2575-09901 от 15.08.2018 и выданы предписания №ЮО-18-128-386 от 02.08.2018, №ЮО-18-099-168 от 15.08.2018.

Согласно части 9.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации в ред. Федерального закона от 29.07.2017 №258-ФЗ, плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491(далее – Правила №491) собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения:

а) платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией.

Согласно пункту 40 постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 года №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее по тексту - Правил №354), потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Пунктом 13 Правил №354 предусмотрено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подп. "б" п. 10 Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.

На основании подпункта «б» пункта 31 Правил №354 исполнитель обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям.

Абзацем 7 подпункта «д» пункта 4 Правил № 416 предусмотрено, что управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов организации оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, утвержденным решением собрания, в том числе заключение договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) с ресурсоснабжающими организациями в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида, а также договоров на техническое обслуживание и ремонт внутридомовых инженерных систем (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

Постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 №124 утверждены Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, п. 4 и 5 которых, предусмотрено, что управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения. Исполнитель в лице управляющей организации не позднее 7 дней со дня вступления в силу договора управления многоквартирным домом, но не ранее 10 рабочих дней со дня принятия решения о выборе управляющей организации направляет в ресурсоснабжающую организацию заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения.

Из указанного следует, что на управляющую организацию возложена безусловная обязанность заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями с целью предоставления коммунальных услуг собственникам жилых помещений.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 161 Жилищного Кодекса Российской Федерации предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, обеспечивается посредством управления таким домом. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, предусмотренных законодательством. Управление управляющей организацией является одним из таких способов.

Из частей 1 - 3 статьи 162 Жилищного Кодекса Российской Федерации следует, что управляющая организация осуществляет свои функции на основании договора управления, в соответствии с которым она по заданию собственников помещений в многоквартирном доме в течение согласованного срока за плату обязуется помимо прочего предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам. Перечень коммунальных услуг указывается в договоре управления.

В правоотношениях с собственниками помещений по предоставлению коммунальных услуг управляющая организация выступает как исполнитель коммунальных услуг, который в соответствии с пунктами 6, 13, подпунктом «б» пункта 31 Правил №354 обязан заключить договор с ресурсоснабжающими организациями о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям. Условия таких договоров определяются с учетом Правил №354 и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Особенности заключения договоров ресурсоснабжения установлены в Правилах №124. В соответствии с пунктами 4, 5 этих Правил исполнитель (управляющая организация) направляет в ресурсоснабжающую организацию заявку о заключении договора ресурсоснабжения, приложив к ней документы, перечисленные в пунктах 6, 7 Правил №124, а также те, что предусмотрены нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения (договор энергосбережения, купли -продажи, тепловой энергии, горячее водоснабжение в частности) применительно к поставке коммунальных ресурсов для целей оказания коммунальных услуг соответствующего вида.

Согласно пункту 11 Правил №124 при соответствии заявки требованиям законодательства ресурсоснабжающая организация должна направить исполнителю ответ о согласии заключить договор ресурсоснабжения на предложенных условиях. В то же время ресурсоснабжающая организация может предложить заключить договор на иных условиях, соответствующих гражданскому и жилищному законодательству Российской Федерации, в том числе Правилам №124 и нормативным правовым актам в сфере ресурсоснабжения.

Данный пункт также указывает, что в случае неполучения стороной, направившей заявку (оферту), в течение 30 дней со дня получения заявки (оферты) другой стороной ответа о согласии заключить договор ресурсоснабжения на предложенных условиях либо на иных условиях, соответствующих гражданскому и жилищному законодательству Российской Федерации, в том числе настоящим Правилам и нормативным правовым актам в сфере ресурсоснабжения, или об отказе от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, предусмотренным настоящими Правилами, а также в случае получения отказа от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, не предусмотренным настоящими Правилами, сторона, направившая заявку (оферту), вправе обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны, для которой заключение такого договора является обязательным, к заключению договора ресурсоснабжения.

Основания для отказа ресурсоснабжающей организации от заключения договора перечислены в пунктах 12, 13 Правил №124. При этом в пункте 14 Правил №124 оговорено, что представление исполнителем документов не в полном объеме или неправильное их оформление не является основанием для отказа в заключении договора ресурсоснабжения. В этом случае по общему правилу ресурсоснабжающая организация приостанавливает рассмотрение заявки до получения от него недостающих (правильно оформленных) документов в установленный срок и прекращает рассмотрение заявки в случае неустранения недостатков. После устранения недостатков исполнитель не лишен возможности повторно направить заявку.

Таким образом, законодательство обязывает заключить договор как управляющую компанию, так и ресурсоснабжающую организацию, то есть предписывает обеим сторонам принимать меры по внесению правовой определенности в правоотношения по ресурсоснабжению. Установленный законодательством порядок заключения договора, перечень представляемых документов и сведений позволяет ресурсоснабжающей организации как профессиональному участнику рынка энергоснабжения подготовить проект договора ресурсоснабжения.

В то же время указанные нормы законодательства не должны толковаться таким образом, чтобы позволять управляющей или ресурсоснабжающей организации уклоняться от заключения договора по признакам формального несоответствия предоставленных сведений или их недостаточности при наличии у другой стороны этих сведений или возможности их получить самостоятельно.

Добросовестное поведение участника гражданских правоотношений предполагает учет прав и законных интересов другой стороны, а также содействие ей, в том числе в получении необходимой информации (пункт 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

На основании вышеизложенного обязанность управляющей организации заключить договор ресурсоснабжения с ООО «БашРТС» на предоставление услуг для поставки, управляющей компанией в адрес собственников помещения дома предусмотрена действующим законодательством.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что оспоренные обществом предписания соответствуют положениям Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилам №491, Правилам №354, Правилам №124, иным нормам жилищного законодательства и не нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поэтому не подлежат признанию недействительным.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, на момент вынесения оспариваемых предписаний договор №51173/ГВС не подписан.

Преддоговорные споры по заключению договора ресурсоснабжения между ООО «УК «Лазурная» и ООО «БашРТС» длятся с февраля 2018 года.

Из материалов дела, договор от 12.02.2018 № 51173/ГВС и дополнительное соглашение к нему от 01.03.2017 были подписан ООО «БашРТС» и ООО «УК «Лазурная» с протоколом разногласий от 19.07.2018.

Договор с протоколом разногласий с сопроводительным письмом от 19.07.2018 № 361 ООО «УК «Лазурная» направило в адрес ООО «БашРТС», последним получено 27.07.2018 (согласно штемпелю входящей корреспонденции).

В связи с неурегулированием разногласий с сопроводительным письмом от 14.09.2018 № 476 ООО «УК «Лазурная» направило ООО «БашРТС» проект договора поставки горячей воды в целях содержания общедомового имущества №51173/РТС/СОИ от 12.02.2018, указанные документы получены ООО «БашРТС» 17.09.2018.

ООО «БашРТС» с сопроводительным письмом от 24.10.2018 № 133/Ю-2154 направило ООО «УК «Лазурная» оформленный и подписанный договор ресурсоснабжения в целях содержания общедомового имущества №51173/СОИ от 01.08.2018, а также соглашение о внесение изменений (включение объекта) в договор ресурсоснабжения в целях содержания общедомового имущества №51173/СОИ от 01.08.2018, переоформленное с 01.10.2018.

ООО «БашРТС» просит рассмотреть указанный договор и соглашение к нему, заполнить приложение № 4, №5.1 (акт допуска ИПУ к эксплуатации, акт проверки ОДПУ), подписать, скрепить печатью и в сроки, предусмотренные действующим законодательством один экземпляр направить ООО «БашРТС».

Договор № 51173/СОИ от 01.08.2018 и приложения к нему подписаны ООО «УК «Лазурная» 29.10.2018, о чем имеется отметка в договоре и приложениях, проставленная рядом с подписью директора ФИО1

Судом первой инстанции установлено, что до 29.10.2018 предмет спорного договора сторонами не согласован, перечень объектов (многоквартирных домов), не подписан, представлены протокол разногласий, договоры в новой редакции, которые не подписаны одной из сторон, в связи, с чем верно пришел к выводу о несогласовании сторонами существенных условий названного договора.

На основании вышеизложенного, апелляционный суд считает, что при рассмотрении дела по существу суд первой инстанции полно всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем, основания для изменения или отмены судебного акта отсутствуют.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.

При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба – удовлетворению.

  Излишне уплаченная государственная пошлина в общей сумме 4 500 руб. подлежит возврату апеллянту из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.03.2019 по делу №А07-25391/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Лазурная» – без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Лазурная» из федерального бюджета государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в сумме 1 500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению №59 от 10.04.2019; в сумме 3 000 руб., излишне уплаченную по платежному поручению №60 от 11.04.2019.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья

 Н.А. Иванова

Судьи:

Е.В. Бояршинова

А.П. Скобелкин