ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 18АП-6875/19 от 03.06.2019 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-6875/2019

г. Челябинск

04 июня 2019 года

Дело № А76-23496/2018

Резолютивная часть постановления объявлена июня 2019 года .

Постановление изготовлено в полном объеме июня 2019 года .

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Арямова А.А.,

судей Плаксиной Н.Г., Киреева П.Н.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Беляева Алексея Михайловича на решение Арбитражного суда Челябинской области от 21.03.2019 по делу №А76-23496/2018 (судья Белякович Е.В.).

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Беляев Алексей Михайлович (далее – заявитель, глава КФХ Беляев А.М.) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к администрации Нязепетровского муниципального района Челябинской области (далее – администрация) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство, выраженного в письме от 24.04.2018 №914, и обязании в течение 7 рабочих дней после вступления решения суда в законную силу осуществить подготовку и выдачу разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером 74:16:2000001:666.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное казенное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства Нязепетровского муниципального района Челябинской области (далее – третье лицо, МКУ «Нязепетровское УЖКХ»).

Решением арбитражного суда первой инстанции от 21.03.2019  (резолютивная часть решения объявлена 14.03.2019) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Глава КФХ Беляев А.М., не согласившись с решением суда, обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить заявленные требования удовлетворить.

В обоснование апелляционной жалобы ссылается на отсутствие судебной оценки довода заявителя о том, что в силу части 3 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, а следовательно при осуществлении такого строительства отсутствует необходимость соблюдения требований Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к ее содержанию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 №87 (далее – Положение №87). Также указывает на отсутствие в законе требований к схеме планировочной организации земельного участка, прилагаемой к заявлению о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома. Указывает на то, что  при обращении в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство заявителем были предоставлены все необходимые документы, при проверке документов администрация имела возможность проверить схему планировочной организации земельного участка на соответствие ее градостроительному плану. Помимо этого, обращает внимание на то, что требуя от заявителя  предоставления схемы планировочной организации земельного участка, соответствующей пункту 12 Положения №87, администрация нарушила положения части 9 статьи 51 и части 3 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Представители участвующих в деле лиц, извещенных о времени месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Апелляционная жалоба рассмотрена без их участия.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.

Как следует из материалов дела, Беляев А.М. зарегистрирован в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства за основным государственным регистрационным номером 312745910900042 и владеет на праве собственности земельным участком площадью 616 кв.м с кадастровым номером 74:16:2000001:666, расположенным по адресу: Челябинская область, Нязепетровский район, п. Беляево, ул. Молодежная, дом №21, с разрешенным использованием – для индивидуального жилищного строительства (выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 13.04.2018 – л.д.72-79).

17.04.2018 глава КФХ Беляев А.М. обратился в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство жилого дома на указанном земельном участке. Заявление получено администрацией 20.04.2018 (л.д.88). К заявлению приложены в том числе схема планировочной организации земельного участка и  градостроительный план земельного участка (л.д.89-92).

Письмом от 24.04.2018 №914 администрация отказала заявителю в выдаче разрешения на строительство, мотивировав отказ тем обстоятельством, что указанный земельный участок образован в ходе размежевания земельного участка с кадастровым номером 74:16:2000001:245 площадью 29га, находится в строительном квартале, в отношении которого необходимо разработать проект планировки территории в соответствии со статьей 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Полагая такой отказ незаконным и нарушающим права и охраняемые законом интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, глава КФХ Беляев А.М. 25.12.2017 обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Рассмотрев спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности заявленных требований.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции полагает необходимым руководствоваться следующим.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Предметом судебной оценки по настоящему делу является выраженное в письме администрации от 24.04.2018 №914 решение об отказе в выдаче заявителю разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке  с кадастровым номером 74:16:2000001:666.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.

В соответствии с частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относится в том числе выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом, иными федеральными законами) при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения.

Согласно статье 28 Устава Нязепетровского муниципального района, принятого в новой редакции решением Собранием депутатов Нязепетровского муниципального района №26 от 30.06.2005, администрация муниципального района является исполнительно-распорядительным органом муниципального района, наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального района федеральными законами и законами Челябинской области.

Решением Собрания депутатов Нязепетровского муниципального района от 22.12.2017 №325 утверждено Положение об администрации Нязепетровского муниципального района Челябинской области, согласно пункту 21 которого, администрация в том числе выдает разрешения на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом, иными федеральными законами).

С учетом изложенного, оспариваемое заявителем решение об отказе в выдаче разрешения на строительство принято администрацией в пределах предоставленных ей полномочий.

Порядок выдачи разрешения на строительство регламентирован положениями статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в силу которой, разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 этой статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных этим Кодексом (часть 1). Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных этой статьей (часть 2). Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 этой статьи и другими федеральными законами (часть 4). В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 этой статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута; градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), реквизиты проекта планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка; материалы, содержащиеся в проектной документации (включая: а) пояснительную записку; б) схему планировочной организации земельного участка, выполненную в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия; в) схему планировочной организации земельного участка, подтверждающую расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам; г) схемы, отображающие архитектурные решения; д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; е) проект организации строительства объекта капитального строительства; ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей); положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства; разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 Кодекса); согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта (часть 7). Не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в части 7 этой статьи документов (часть 10). Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: 1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; 2) проводят проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; 3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (часть 11). Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 этой статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным  в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 этой статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство. В случае, предусмотренном частью 11.1 этой статьи, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство является также поступившее от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, заключение о несоответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства или описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения (часть 13).

Из материалов дела следует, что отказывая заявителю в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, администрация в настоящем случае указала на необходимость разработки проекта планировки земельного участка с кадастровым номером 74:16:2000001:245, общей площадью 29 га, который представляет собой квартал.

Между тем, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, отсутствие проекта планировки квартала, в результате размежевания которого образован земельный участок, не предусмотрено законом в качестве основания для отказа в выдаче разрешения на строительство. То есть приведенное в оспоренном решении основание для отказа в выдаче разрешения на строительство нельзя признать законным.

Однако, при рассмотрении дела в суде администрация сослалась также на несоответствие представленной заявителем в администрацию схемы планировочной организации земельного участка градостроительному плану земельного участка и требованиям действующего законодательства.

Постановлением администрации от 01.06.2017 №277 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства» (далее – Административный регламент), в соответствии с пунктом 10 которого, результатом предоставления муниципальной услуги является, в том числе, выдача отказа в выдаче разрешения на строительство с указанием причин отказа.

Перечень документов, необходимых для предоставления услуги по выдаче разрешения на строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, установлен в пункте 14 Административного регламента. К таким документам относятся: 1) заявление о выдаче разрешения на строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства по форме согласно приложению 2 к Регламенту; 2) правоустанавливающие документы на земельный участок; 3) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство; 4) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

В соответствии с пунктом 25 Административного регламента, основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги в части выдачи разрешения на строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства являются: отсутствие документов, указанных в пункте 14 Регламента, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

В соответствии с частью 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проектная документация (подлежащая обязательному представлению с заявлением о выдаче разрешения на строительство в силу части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации)  представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

В состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, включается, в том числе схема планировочной организации земельного участка, которая выполнена в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка (пункт 2 части 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Частью 3 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства.

Исходя из комплексного толкования указанных норм в совокупности с положениями пункта 2 части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (устанавливающими обязанность уполномоченного органа при принятии решения о выдаче разрешения на строительство проводить проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка), отсутствие обязанности подготовки проектной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства не исключает обязанности лица, обратившегося за выдачей такого разрешения, представлять схему планировочной организации земельного участка и не освобождает уполномоченный орган от проведения проверки соответствия такой схемы требованиям градостроительного плана земельного участка.

Схема планировочной организации земельного участка перечислена в пункте 14 Административного регламента в качестве самостоятельного документа, необходимого для проведения на основании пункта 2 части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации проверки соответствия схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка.

Целью одновременного представления градостроительного плана и схемы планировочной организации земельного участка как части проектной документации является сопоставление проектной документации с градостроительным планом земельного участка и установление их соответствия, которое в силу части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса подтверждается посредством выдачи разрешения на строительство.

Таким образом, довод апелляционной жалобы о том, что поскольку в соответствии с частью 3 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации необходимость осуществлять подготовку планировочной документации при строительстве реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства отсутствует, необходимость представления схемы планировочной организации земельного участка (входящей в состав проектной документации) так же отсутствует, подлежит отклонению.

Обращаясь с заявлением о выдаче разрешения на строительство, глава КФХ Беляев А.М. представил предусмотренные законом документы, в том числе документ, обозначенный как «схема планировочной организации земельного участка».

Согласно абзацу 12 Положения №87, схема планировочной организации земельного участка должна содержать в текстовой части: характеристику земельного участка; предоставленного для размещения объекта капитального строительства, обоснование границ санитарно-защитных зон объектов капитального строительства в пределах границ земельного участка – в случае необходимости определения указанных зон в соответствии с законодательством Российской Федерации; планировочной организации земельного участка в соответствии с градостроительным и техническим регламентами либо документами об использовании земельного участка (если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или в отношении его не устанавливается градостроительный регламент); технико-экономические показатели земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства; обоснование решений по инженерной подготовке территории, в том числе решений по инженерной защите территории и объектов капитального строительства от последствий опасных геологических процессов, паводковых, поверхностных и грунтовых вод; описание организации рельефа вертикальной планировкой; описание решений по благоустройству территории; зонирование территории земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства, обоснование функционального назначения и принципиальной схемы размещения зон, обоснование размещения зданий и сооружений (основного, вспомогательного, подсобного, складского и обслуживающего назначения) объектов капитального строительства – для объектов производственного назначения; обоснование схем транспортных коммуникаций, обеспечивающих внешние и внутренние (в том числе межцеховые) грузоперевозки, - для объектов производственного назначения; характеристику и технические показатели транспортных коммуникаций (при наличии таких коммуникаций) – для объектов производственного назначения; обоснование схем транспортных коммуникаций, обеспечивающих внешний и внутренний подъезд к объекту капитального строительства, - для объектов непроизводственного назначения. В графической части схема планировочной организации земельного участка должна содержать: схему планировочной организации земельного участка с отображением мест размещения существующих и проектируемых объектов капитального строительства с указанием существующих и проектируемых подъездов и подходов к ним; границ зон действия публичных сервитутов (при их наличии); зданий и сооружений объекта капитального строительства, подлежащих сносу (при их наличии); решений по планировке, благоустройству, озеленению и освещению территории; этапов строительства объекта капитального строительства; схемы движения транспортных средств на строительной площадке; план земляных масс; сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к существующим сетям инженерно-технического обеспечения; ситуационный план размещения объекта капитального строительства в границах земельного участка, предоставленного для размещения этого объекта, с указанием границ населенных пунктов, непосредственно примыкающих к границам указанного земельного участка, границ зон с особыми условиями их использования, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, границ территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также с отображением проектируемых транспортных и инженерных коммуникаций с обозначением мест их присоединения к существующим транспортным и инженерным коммуникациям – для объектов производственного назначения.

Между тем, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, представленный заявителем документ с наименованием «схема планировочной организации земельного участка», приложенный к заявлению о выдаче разрешения на строительство, не соответствует приведенным выше требованиям, в нем не отражены необходимые параметры и сведения, позволяющие установить его соответствие градостроительному плану земельного участка.

Сама по себе необходимость представления схемы планировочной организации земельного участка не в составе проектной документации, а в качестве самостоятельного документа, не исключает необходимости соответствия ее содержания требованиям Положения №87.

При таких обстоятельствах, решение администрации об отказе в выдаче заявителю разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером 74:16:2000001:666, выраженное в письме от 24.04.2018 №914, несмотря на отсутствие в нем надлежащего обоснования, не может нарушать прав и законных интересов заявителя, а потому оснований для признания такого решения недействительным не имеется.

Кроме того, с 04.08.2018 вступил в силу Федеральный закон от 03.09.2018 №340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым введен уведомительный порядок строительства объектов индивидуального жилищного строительства взамен ранее действовавшего разрешительного порядка. В соответствии с пунктом 1.1. части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства выдача разрешения на строительство не требуется.

Требования заявителя об обязании администрации осуществить подготовку и выдачу разрешения на строительство индивидуального жилого дома на указанном земельном участке не являются самостоятельными требованиями, а относятся к требованиям об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в порядке, предусмотренном пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Учитывая отсутствие оснований для удовлетворения основного требования о признании ненормативного правового акта недействительным, основания для удовлетворения заявленных требований в этой части также не имеется.

Таким образом, следует согласиться с выводом суда первой инстанции о необоснованности требований заявителя в полном объеме. Приведенные в апелляционной жалобе возражения в этой части подлежат отклонению.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба – без удовлетворения.

При обращении в суд с апелляционной жалобой предпринимателем излишне уплачена госпошлина в размере 150 руб. (чек-ордер от 22.04.2019).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, указанная сумма подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 21.03.2019 по делу №А76-23496/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Беляева Алексея Михайловича – без удовлетворения.

Возвратить главе крестьянского (фермерского) хозяйства Беляева Алексею Михайловичу (ОГРНИП 312745910900042) из федерального бюджета госпошлину в сумме 150 руб., излишне уплаченную по чеку-ордеру от 22.04.2019.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья                                             А.А. Арямов

Судьи:                                                                                   Н.Г. Плаксина

П.Н. Киреев