ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 18АП-6922/19 от 07.06.2019 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-6922/2019

г. Челябинск

10 июня 2019 года

Дело № А07-32570/2018

Резолютивная часть постановления объявлена июня 2019 года .

Постановление изготовлено в полном объеме июня 2019 года .

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,

судей Ивановой Н.А., Скобелкина А.П.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Е.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.03.2019 по делу № А07-32570/2018 (судья Кутлин Р.К.).

В заседании приняли участие представители:

Правительства Республики Башкортостан – ФИО1 (доверенность от 31.05.2017),

Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан – ФИО2 (доверенность от 19.02.2019).

Правительство Республики Башкортостан (далее – заявитель, Правительство) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее – заинтересованное лицо, антимонопольный орган, Управление) о признании незаконным решения по делу № А22/15-18 от 17.10.2018.

Судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФИО3,  Благотворительный фонд поддержки социально-значимых проектов «Братьев Хабира и Сабира С-вых», Администрация Главы Республики Башкортостан, Министерство культуры Республики Башкортостан, ООО «Грач».

Решением суда первой инстанции требование Правительства удовлетворено, решение по делу № А-22/15-18 от 17.10.2018 Управления признано недействительным.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.

В обоснование доводов апелляционной жалобы антимонопольный орган ссылается на то, что Постановлением Правительства от 06.12.2017 № 572 Правительство исключило из списка получателей грантов субъектов, не являющихся государственными бюджетными и автономными учреждениями Республики Башкортостан, в виду чего привело к ущемлению интересов иных субъектов, осуществляющих свою деятельность на рынке услуг в сфере создания творческих проектов в области театрального, музыкального, хореографического, изобразительного искусства и кинематографии,  и создало преимущества для государственных и муниципальных  бюджетных учреждений и автономных учреждений по сравнению с иными организациями и физическими лицами, действующими на указанном рынке.

В представленных отзывах Правительство,  Администрация Главы Республики Башкортостан Министерство культуры Республики Башкортостан указали на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, в Управление поступила жалоба от ФИО3 и Благотворительного фонда поддержки социально-значимых проектов «Братьев Хабира и Сабира С-вых.

По результатам рассмотрения жалобы Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан 17 октября 2018 года принято решение по делу № А-22/15-18 о признании Правительства Республики Башкортостан нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ).

Не согласившись с вынесенным решением антимонопольного органа, Правительство Республики Башкортостан обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.

Удовлетворяя заявленные требования Правительства и признавая недействительным решение антимонопольного органа, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что  постановлением Правительства от 06.12.2017 № 572 определены категории юридических лиц, имеющих право на получении грантов в форме субсидий, что не противоречит положениям пункта 8 части 1 статьи 4 и пункта 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», поскольку органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе самостоятельно определять условия предоставления бюджетных средств и определять категории получателей.

Заслушав объяснения представителей антимонопольного органа и Правительства, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.

На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона № 135-ФЗ).

Следовательно, антимонопольным органам при признании нарушения статьи 15 Закона № 135-ФЗ, помимо доказывания незаконности действия органа власти со ссылками на конкретные нарушенные нормы отраслевого законодательства, необходимо доказывать последствия нарушения (в том числе возможные) в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции. Именно доказанность данного обстоятельства является определяющей на стадии рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

При этом достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Из содержания пункта 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» следует, что правовые акты государственных и муниципальных органов являются недействительными в связи с нарушением части 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ, если антимонопольным органом доказано, что данные акты приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять такой акт.

Признаки ограничения конкуренции определены в пункте 17 статьи 4 Закона № 135-ФЗ.

В частности, к таким признакам относятся: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в данном споре действительные, либо возможные негативные последствия для конкуренции имеют ключевое квалифицирующее значение и подлежат доказыванию антимонопольным органом.

Судом первой инстанции установлено, что в соответствии с Указом Президента Республики Башкортостан от 04.06.2013 № УП-163 «О дополнительных мерах государственной поддержки творческих проектов в области театрального, музыкального, хореографического искусства и кинематографии Республики Башкортостан» в целях развития многонациональной культуры и искусства Республики Башкортостан, оказания государственной поддержки в создании и реализации творческих проектов общенационального значения с 01.01.2015 учреждены ежегодно выделяемые гранты Главы Республики Башкортостан на поддержку наиболее значимых творческих проектов в области театрального, музыкального, хореографического, изобразительного искусства и кинематографии.

Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 06.12.2017 № 572 утверждены Правила предоставления из бюджета Республики Башкортостан грантов Главы Республики Башкортостан на поддержку наиболее значимых творческих проектов в области театрального, музыкального, хореографического, изобразительного искусства и кинематографии Республики Башкортостан.

На участие в конкурсе могли претендовать некоммерческие организации - творческие коллективы Республики Башкортостан, являющиеся государственными бюджетными и автономными учреждениями Республики Башкортостан, муниципальными бюджетными и автономными учреждениями (пункт 1 Правил, утвержденных Постановлением № 572 от 06.12.2017).

По мнению антимонопольного органа, определение юридических лиц, которым могут быть предоставлены гранты, а именно – определенная организационно-правовая форма, ограничивает конкуренцию, исключает физических лиц и иных юридических лиц, в том числе, некоммерческих организаций, не являющихся государственными бюджетными и автономными учреждениями Республики Башкортостан, муниципальными бюджетными и автономными учреждениями из числа лиц, имеющих право претендовать на получение грантов, само по себе ущемляет интересы таких хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на рынке услуг в сфере создания творческих проектов.

Статьями 29 и 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлен принцип единства бюджетной системы Российской Федерации, что означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, а также принцип самостоятельности бюджетов, который реализуется через право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов.

Согласно пункту 1 и пункту 2 статьи 85 БК РФ   расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают, в том числе, в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, такие расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пункте 7 данной статьи), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законами субъекта Российской Федерации о бюджете, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2).

Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, должны, в частности, определять цели, условия и порядок предоставления субсидий (пункт 3 статьи 78 БК РФ).

Статья 78.1 БК РФ регулирует основания,  формы и условия предоставления субсидий некоммерческим организациям, не являющихся казенными учреждениями.

В абзаце 1 пункта 4 статьи 78.1 БК РФ установлен такая форма  субсидии как грант, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по результатам проводимых ими конкурсов бюджетным и автономным учреждениям, включая учреждения, в отношении которых указанные органы не осуществляют функции и полномочия учредителя.

Порядок предоставления указанных субсидий (грантов) из бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Так, в преамбуле Постановления Правительства № 572 указано, что оно принимается в соответствии со статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Правительство Республики Башкортостан в Правилах предоставления из бюджета Республики Башкортостан грантов Главы Республики Башкортостан на поддержку наиболее значимых творческих проектов в области театрального, музыкального, хореографического, изобразительного искусства и кинематографии Республики Башкортостан, утвержденных Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 06.12.2017 № 572,  установило  цели, условия и порядок предоставления из бюджета Республики Башкортостан грантов в форме субсидий некоммерческим организациям (творческие коллективы Республики Башкортостан, являющиеся государственными бюджетными и автономными учреждениями Республики Башкортостан, муниципальными бюджетными и автономными учреждениями), что соответствует регулированию, предусмотренному статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, действия Правительства Республики Башкортостан по принятию постановления от 06.12.2017 № 572 осуществлены в соответствии с принципами единства бюджетной системы и самостоятельности бюджетов Российской Федерации, основаны на требованиях статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поэтому не могут  являться нарушением части 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.03.2019 по делу № А07-32570/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья                                     Е.В. Бояршинова

Судьи                                                                            Н.А. Иванова

                                                                                              А.П. Скобелкин