ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ АП-7367/2020
г. Челябинск | |
24 августа 2020 года | Дело № А47-17262/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена августа 2020 года .
Постановление изготовлено в полном объеме августа 2020 года .
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Плаксиной Н.Г., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 03.06.2020 по делу №А47-17262/2019.
Общество с ограниченной ответственностью «Золотой колос Плюс» (далее – заявитель, ООО «Золотой колос Плюс», общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконным и отмене вынесенного Министерством экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области (далее – Минэкономразвития Оренбургской области, административный орган) постановления о назначении административного наказания №136и от 25.10.2019 по делу №08-03-24/91-2019, которым общество привлечено к административной ответственности в соответствии со статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 75000 руб.
Определением суда первой инстанции от 11.02.2020 на основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена Минэкономразвития Оренбургской области в порядке процессуального правопреемства на Министерство сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области (далее – податель апелляционной жалобы).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 03.06.2020 (резолютивная часть решения объявлена 27.05.2020) требования заявителя удовлетворены, оспоренное постановление признано незаконным и отменено.
Министерство сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области не согласилось с решением арбитражного суда первой инстанции и обжаловало его в апелляционном порядке. Оспаривает вывод суда о вынесении постановления за пределами срока давности привлечения к административной ответственности. Обращает внимание на то, что общество обязано было привести в соответствие имеющиеся в Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС) сведения о фактических остатках алкогольной продукции на момент прекращения действия лицензии, но до момента обнаружения нарушения административным органом эту обязанность не исполнило. Факт несоответствия фактических остатков сведениям в ЕГАИС обнаружен лишь 29.04.2019, и с этой даты следует исчислять срок давности привлечения к ответственности. Так как оспоренное постановление вынесено 25.10.2019 годичный срок давности привлечения к ответственности, по мнению подателя жалобы, не нарушен.
Представители сторон, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Апелляционная жалоба рассмотрена без их участия по имеющимся документам.
В представленном в материалы дела отзыве на апелляционную жалобу общество против удовлетворения апелляционной жалобы возражает. Полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы – несостоятельными.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО «Золотой колос Плюс» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1115658008102, и на основании лицензии от 06 июня 2011 года 56РПА0000328 (рег. номер 1654, номер бланка 56МЕ006174), выданной Минэкономразвития Оренбургской области, осуществляло розничную продажу алкогольной продукции.
Действие лицензии на розничную продажу алкогольной продукции от 06.06.2011 56РПА0000328 досрочно прекращено по заявлению общества 04.05.2017.
В связи с поступлением в Минэкономразвития Оренбургской области из Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу обращения от 05.03.2019 № у4-2541/09-09, содержащего информацию о наличии в торговых объектах ООО «Золотой колос Плюс» на территории Оренбургской области по адресам: <...> д. ЗБ, литер ББ1; <...> д.З, литер Б; <...>, литер М, остатков алкогольной продукции (кроме кодов 261, 262, 263, 500, 510, 520) на 1 и 2 регистрах в общем объеме 188,5 дал, Итнэкономразвития Оренбургской области вынесено определение о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 17.04.2019 № 08-03/24/91-2019.
По результатам анализа представленных обществом документов административным органом установлено, что ООО «Золотой колос Плюс» в торговых объектах, расположенных на территории Оренбургской области по адресам: <...>, литер ББ1; <...>, литер Б; <...>, оборот (хранение) алкогольной продукции не осуществляет. Остатки алкогольной продукции (кроме кодов 261, 262, 263, 500, 510, 520) на 1 и 2 регистрах в общем объеме 188,5 дал. обществом реализованы в период действия лицензии. ООО «Золотой колос Плюс» своевременно не списаны имеющиеся остатки алкогольной продукции (кроме кодов 261, 262, 263, 500, 510, 520) на 1 и 2 регистрах в общем объеме 188,5 дал. по ЕГАИС, чем нарушен порядок учета объемов оборота алкогольной продукции.
06.05.2019 административным органом в присутствии представителя ООО «Золотой колос Плюс» в отношении общества составлен протокол об административным правонарушении №91и по признакам правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ.
Определением от 08.05.2019 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 21.05.2019. Определениями от 21.05.2019, 29.05.2019, 19.06.2019, 20.08.2019, 27.09.2019 срок рассмотрения дела об административном правонарушении продлевался.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении 25.10.2019 Минэкономразвития оренбургской области вынесено постановление №136и по делу №08-03-24/91-2019 о привлечении ООО «Золотой колос Плюс» к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 75000 руб., с учетом положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.
Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель оспорил его в арбитражном суде.
Рассмотрев спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о вынесении оспоренного постановления по истечении установленного законом срока давности привлечения к административной ответственности, в связи с чем заявленные требования удовлетворил.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий у административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки данности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с положениями части 1 статьи 23.50 КоАП РФ и пункта 3 Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Оренбургской области, являющегося приложением к постановлению Правительства Оренбургской области от 25.01.2019 № 41-п «Об утверждении положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Оренбургской области», Минэкономразвития Оренбургской области, как орган, осуществляющий региональный контроль (надзор) области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, уполномочено на рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных в том числе статьей 14.19 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.
В соответствии со статьей 14.19 КоАП РФ, нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой.
Порядок производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции регулируется Федеральным законом от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее – Закон №171-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона №171-ФЗ, организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25% объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
Статьей 14 Закона №171-ФЗ установлено, что организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота (часть 1). Порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда, устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 4).
В силу пункта 2 статьи 8 Закона № 171-ФЗ основное технологическое оборудование для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением оборудования для производства этилового спирта по фармакопейным статьям, вина, фруктового вина, ликерного вина, игристого вина (шампанского), винных напитков без добавления этилового спирта, виноматериалов, пива и пивных напитков и для производства в соответствии с перечнем, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, спиртосодержащей непищевой продукции, должно быть оснащено автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции.
Основное технологическое оборудование, указанное в абзацах первом, втором и восемнадцатом настоящего пункта, и оборудование для учета объема оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции должны быть оснащены техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему (абзац 8 пункта 2 статьи 8 Закона № 171-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 26 Закона № 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются: производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением вина, фруктового вина, ликерного вина, игристого вина (шампанского), винных напитков без добавления этилового спирта, виноматериалов, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи и в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации, спиртосодержащей непищевой продукции) без их учета автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, производство вина, фруктового вина, ликерного вина, игристого вина (шампанского), винных напитков без добавления этилового спирта, виноматериалов, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи без их учета автоматическими средствами измерения и учета объема готовой продукции (за исключением случаев, предусмотренных абзацами третьим - шестым пункта 2 статьи 8 настоящего Федерального закона), а также без технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 4 Правил учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и винограда, использованного для производства винодельческой продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2006 № 380 (далее – Правила №380), учет объема производства продукции осуществляется с применением технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС) (далее - технические средства).
Федеральным законом от 29.06.2015 № 182-ФЗ внесены изменения в Закон № 171-ФЗ и установлено, что требования о представлении сведений в ЕГАИС не применяются: 1) до 1 января 2016 года в отношении закупки, хранения и поставок этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; 2) до 1 июля 2016 года в отношении розничной продажи алкогольной продукции в городских поселениях; 3) до 1 июля 2017 года в отношении розничной продажи алкогольной продукции в сельских поселениях.
В этой связи лицо, осуществляющее розничную продажу алкогольной продукции в сельских поселениях, с 1 июля 2017 года обязано осуществлять фиксацию в ЕГАИС информации о закупке алкогольной продукции и ее хранении.
Правила функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 № 1459 (далее – Правила №1459) определяют порядок функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с пунктом 21 Правил №1459, направление информации об объеме производства и (или) оборота продукции в единую информационную систему осуществляется организацией, сельскохозяйственным товаропроизводителем или индивидуальным предпринимателем с использованием программно-аппаратных средств в электронном виде с применением усиленной квалифицированной электронной подписи путем представления заявки о фиксации по форме, в формате и в сроки, которые утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 20 Закона №171-ФЗ, в течение двух месяцев с момента аннулирования лицензии или прекращения действия лицензии лицензиат имеет право на хранение остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на возврат их поставщику, на поставку остатков алкогольной и спиртосодержащей продукции иной имеющей лицензию на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции организации, которые осуществляются под контролем лицензирующего органа, за исключением случаев, если такая продукция подлежит изъятию в соответствии с пунктом 1 статьи 25 настоящего Федерального закона.
Формы и сроки представления в электронном виде заявок о фиксации в ЕГАИС информации об организации, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции, и обществе, осуществляющем закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях их последующей розничной продажи, об алкогольной продукции, объеме розничной продажи алкогольной продукции, а также о документах, разрешающих и сопровождающих розничную продажу алкогольной продукции, формах и сроках представления подтверждения фиксации информации и уведомлений об отказе в фиксации информации в указанной информационной системе утверждены Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2016 №84н. В соответствии с пунктом V.I этого Приказа, заявка о фиксации в ЕГАИС информации об акте списания продукции представляется по месту нахождения организации (обособленных подразделений) или месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя не позднее следующего рабочего дня после дня списания продукции.
Как указывает административный орган, ООО «Золотой колос Плюс» имело лицензию на реализацию алкогольной продукции от 06 июня 2011 года 56РПА0000328 (рег.номер 1654, номер бланка 56МЕ006174), действие которой прекращено с 04.05.2017 в связи с волеизъявлением общества. После прекращения действия лицензии на реализацию алкогольной продукции выданной заявителю, обществом нарушен установленный статьями 8 и 14 Закона №171-ФЗ и Постановлением №1459 порядок учета объемов оборота (хранения) алкогольной продукции в торговых объектах, расположенных на территории Оренбургской области по адресам: <...> д. ЗБ, литер ББ1; <...> д.З, литер Б; <...>, литер М, а именно – не произведено списание по ЕГАИС остатков алкогольной продукции (кроме кодов 261, 262, 263, 500, 510, 520) на 1 и 2 регистрах в общем объеме 188,5 дал.
Из пояснений общества следует, что алкогольная и спиртосодержащая продукция была реализована им в полном объеме к моменту прекращения действия лицензии.
Вместе с тем, поскольку общество не внесло в ЕГАИС действительные сведения о фактических остатках алкогольной продукции, административный орган установил наличие в действиях общества состав правонарушения предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ, с чем суд первой инстанции согласился.
Каких-либо возражений в отношении выводов суда первой инстанции в указанной части сторонами не приведено, а потому оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
Вместе с тем, в силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ, при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Однако, судом первой инстанции правомерно отмечено, что совершенное обществом правонарушение не является длящимся, и является окоченным в момент истечения установленного законом срока для исполнения обязанности по списанию алкогольной и спиртосодержащей продукции (пункт 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
Поскольку в течение установленного законом двухмесячного срока с момента прекращения действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции (04.05.2017) общество за открытием доступа в ЕГАИС для списания остатков алкогольной продукции не обратилось, оспоренное постановление от 25.10.2019 следует признать вынесенным за пределами годичного срока давности привлечения к ответственности.
Выявление этого правонарушения административным органом лишь 29.04.2019 (на что ссылается податель апелляционной жалобы) в настоящем случае для целей исчисления срока давности привлечения к административной ответственности значения не имеет.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
Таким образом, оспоренное постановление от 25.10.2019 по делу № 08-03-24/91-2019 не соответствует закону, в связи с чем правомерно отменено судом первой инстанции на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5, пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 03.06.2020 по делу №А47-17262/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья А.А. Арямов
Судьи Н.Г. Плаксина
А.П. Скобелкин