ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ АП-738/2021
г. Челябинск | |
11 марта 2021 года | Дело № А76-47161/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена марта 2021 года .
Постановление изготовлено в полном объеме марта 2021 года .
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.А.,
судей Арямова А.А., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЮЖУРАЛ-ТОРГ» на решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.12.2020 по делу № А76-47161/2020.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью «ЮжУралТорг» – ФИО1 (паспорт, доверенность № 01/21 от 11.01.2021, диплом);
Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району города Челябинска – ФИО2 (удостоверение, доверенность № 05-1-05/028048 от 30.12.2020, диплом);
Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области – ФИО3 (паспорт, доверенность № 06-31/1/002576 от 31.12.2020, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью «ЮЖУРАЛ-ТОРГ» (далее - заявитель, ООО «ЮЖУРАЛ-ТОРГ», общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району города Челябинска (далее - ответчик, инспекция) о признании незаконными действий по исключению сведений об обществе из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, об обязании восстановить сведения об обществе в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Челябинской области (далее - третье лицо, управление).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 15.12.2020 (резолютивная часть решения объявлена 15.12.2020) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда, ООО «ЮЖУРАЛ-ТОРГ» обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на то, что судом первой инстанции не исследованы в полной мере все обстоятельства дела, имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела, не применены нормы права, подлежащие применению.
Указывает, что категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется в случае, если предельные значения становятся выше или ниже предельных значений, указанных в пунктах 2, 2.1 и 3 части 1.1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон №209-ФЗ) в течение трех календарных лет, следующих один за другим. Поскольку Общество было включено в реестр 10.08.2019, впервые категория субъекта малого и среднего предпринимательства может быть изменена при формировании Единого реестра 10.08.2022 по состоянию имеющихся сведений на 01.07.2022.
Отмечает, что трехлетний срок, установленный пунктом 4 части 1.1. статьи 4 Федерального закона №209-ФЗ инспекцией не соблюден, общество, в нарушение указанной нормы исключено из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства без имеющихся на то оснований.
Ссылается на то, что судом не полно исследован вопрос и не дана правовая оценка возможности отнесения заявителя к категории, для которой Правительством Российской Федерации могут быть установлены предельные значения среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год свыше установленного для средних предприятий, а также возможность применения по аналогии к заявителю положений Постановления Правительства РФ от 22.11.2017 N 1412 "О предельном значении среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год для средних предприятий - хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, которые осуществляют в качестве основного вида деятельности предпринимательскую деятельность в сфере легкой промышленности, и об утверждении Правил формирования перечня хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, которые осуществляют в качестве основного вида деятельности предпринимательскую деятельность в сфере легкой промышленности" и отнесения заявителя к категории - хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, которые осуществляют в качестве основного вида деятельности предпринимательскую деятельность, относящуюся к разделу «Обрабатывающие производства» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности.
До начала судебного заседания заинтересованное лицо и третье лицо представили в арбитражный апелляционный суд отзывы на апелляционную жалобу, в которых отклонили доводы апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.
В судебном заседании лица, участвующие в деле, поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на нее.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыов на неё, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО «ЮЖУРАЛ-ТОРГ» зарегистрировано в качестве юридического лица и состоит на налоговом учете в инспекции.
Сведения об обществе содержались в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, как о среднем предприятии в период с 10.08.2019 по 10.08.2020.
В инспекцию обществом 09.01.2020 представлены сведения о среднесписочной численности работников по состоянию на 01.01.2020 в количестве 339 человек.
Инспекцией на запрос общества от 11.08.2020 дан ответ от 07.09.2020 о том, что среднесписочная численность работников общества за 2019 год составила 339 человек, что послужило основанием для исключения общества из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.
Решением управления N 16-07/005472 от 26.10.2020 жалоба общества на действия инспекции по исключению общества из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства оставлена без удовлетворения.
Реализовав свое право на судебную защиту, общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался выводом о соответствии оспариваемого действия по исключению сведений об обществе из единого реестра субъектов малого и среднего действующему законодательству и отсутствии нарушения им прав и интересов заявителя.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 2 статьи 201 упомянутого Кодекса предусмотрено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Положения подпункта 1 пункта 5 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ предусматривают присвоение статуса и категории субъекта малого и среднего предпринимательства юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, соответствующим условиям, установленным частью 1.1 статьи 4 Федерального закона, на основании сведений, имеющихся у уполномоченного органа по состоянию на 1 июля текущего календарного года.
В силу пунктов 2 и 3 части 1.1 статьи 4 Федерального закона N 209-ФЗ в целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться условия по среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и доходу, полученному от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год.
Таким образом, исходя из положений пунктов 2 и 3 части 1.1 статьи 4 Федерального закона N 209-ФЗ, Реестр сформирован на основе сведений за предшествующий календарный год.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 265 "О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" (далее - Постановление N 265) установлены предельные значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, определяемого в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируемого по всем осуществляемым видам деятельности и применяемого по всем налоговым режимам, для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства: микропредприятия - 120 млн. рублей; малые предприятия - 800 млн. рублей; средние предприятия - 2 млрд. рублей.
Согласно п. 2 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона N 209-ФЗ среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в п. 1 настоящей части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) до 100 человек для малых предприятий (среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек);
б) от 101 до 250 человек для средних предприятий, если иное предельное значение среднесписочной численности работников для средних предприятий не установлено в соответствии с п. 2.1 настоящей части.
В соответствии с частью 4 статьи 4.1 Федерального закона N 209-ФЗ внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляется уполномоченным органом на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, представленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году, а также сведений, представленных в уполномоченный орган в соответствии с частями 5 и 6 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ.
Пунктом 5 части 5 статьи 4.1 Федерального закона N 209-ФЗ предусмотрено, что содержащиеся в реестре сведения о юридических лицах исключаются из указанного реестра 10 августа текущего календарного года в случае, если такие юридические лица перестали отвечать условиям, установленным статьей 4 данного закона.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что 09.01.2020 обществом «ЮЖУРАЛ-ТОРГ» представлены сведения о среднесписочной численности работников по состоянию на 01.01.2020 в количестве 339 человек.
Инспекцией на запрос общества от 11.08.2020 дан ответ от 07.09.2020 о том, что среднесписочная численность работников общества за 2019 год составила 339 человек, что послужило основанием для исключения общества из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.
С учетом изложенного, общество по состоянию на 10.08.2020 фактически не соответствовало критериям субъекта малого или среднего предпринимательства, установленным ст. 4 Федерального закона N 209-ФЗ.
Вопреки доводам подателя апелляционной жалобы относительно необходимости применения к рассматриваемым правоотношениям части 4 статьи 4 Федерального закона N 209-ФЗ, судебная коллегия отмечает следующее.
Частью 4 статьи 4 Федерального закона N 209-ФЗ установлено, что категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в пунктах 2, 2.1 и 3 части 1.1 настоящей статьи, в течение трех календарных лет, следующих один за другим, при условии, что иное не установлено настоящей статьей.
В пункте 5 части 3 статьи 4.1 данного закона предусмотрено, что в реестре содержаться сведения о категории субъекта малого или среднего предпринимательства: микропредприятие, малое предприятие, среднее предприятие.
При этом пункт 5 части 5 статьи 4.1 Федерального закона N 209-ФЗ содержит указание о необходимости исключения юридических лиц, не отвечающих критериям субъекта малого или среднего предпринимательства, из реестра без установления срока такого несоответствия.
Следовательно, часть 4 статьи 4 Федерального закона N 209-ФЗ устанавливает критерии изменения категорий субъекта малого или среднего предпринимательства с одной категории на другую. Вопрос об исключении общества из реестра в рассматриваемом случае не связан с изменением категории субъекта малого или среднего предпринимательства. Общество фактически не соответствовало критериям субъекта малого или среднего предпринимательства по состоянию на 10.08.2020, что и послужило основанием для его исключения из Реестра.
Довод апеллянта о возможности отнесения заявителя к категории, для которой Правительством Российской Федерации могут быть установлены предельные значения среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год свыше установленного для средних предприятий, судебной коллегией отклоняется на основании следующего.
Постановлением Правительства РФ от 22.11.2017 N 1412 утверждены Правила формирования перечня хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, которые осуществляют в качестве основного вида деятельности предпринимательскую деятельность в сфере легкой промышленности.
Правила устанавливают порядок формирования перечня хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, осуществляющих в качестве основного вида деятельности предпринимательскую деятельность в сфере легкой промышленности (далее - перечень).
Включение хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств в перечень осуществляется при соответствии их следующим условиям:
а) хозяйственное общество, хозяйственное партнерство осуществляют в качестве основного вида деятельности предпринимательскую деятельность, соответствующую классу 13 «Производство текстильных изделий», классу 14 «Производство одежды» или классу 15 «Производство кожи и изделий из кожи» раздела С «Обрабатывающие производства» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности;
б) доля доходов от осуществления вида предпринимательской деятельности, предусмотренного подпунктом «а» настоящего пункта, по итогам предыдущего календарного года составляет не менее 70 процентов общей суммы доходов хозяйственного общества, хозяйственного партнерства;
в) среднесписочная численность работников хозяйственного общества, хозяйственного партнерства за предшествующий календарный год превышает 250 человек, но не превышает 1000 человек.
Перечень формируется Министерством промышленности и торговли Российской Федерации ежегодно, не позднее 5 июля текущего календарного года.
Согласно сведениям о видах экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД) код и наименование вида деятельности Общества 47.8 «Торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках». Сведения о дополнительных видах деятельности ООО «Южурал-торг» соответствующей классу 13 «Производство текстильных изделий», классу 14 "Производство одежды" или классу 15 "Производство кожи и изделий из кожи" раздела С «Обрабатывающие производства», отсутствуют.
Таким образом, действие Постановления Правительства РФ от 22.11.2017 N 1412 не распространяется на ООО «Южурал-торг» в связи с несоответствием вида предпринимательской деятельности.
Обществом не представлено доказательств того, что налогоплательщик соответствует всем критериям субъектов малого и среднего предпринимательства.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что вопреки доводам апеллянта, аналогия закона в данном случае не применима, поскольку рассматриваемый вопрос урегулирован Федеральным законом N 209-ФЗ.
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как неосновательные по приведенным выше мотивам. Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, заинтересованным лицом на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.12.2020 по делу № А76-47161/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЮЖУРАЛ-ТОРГ» - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья | Н.А. Иванова | |
Судьи: | А.А. Арямов | |
А.П. Скобелкин |