ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ АП-7440/2020
г. Челябинск | |
03 августа 2020 года | Дело № А07-25254/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена августа 2020 года .
Постановление изготовлено в полном объеме августа 2020 года .
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Бояршиновой Е.В., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.05.2020 по делу №А07-25254/2019.
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Дом-Сервис» (далее – заявитель, ООО УК «Дом-Сервис») обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственному комитету Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее – ГК РБ по жилищному и строительному надзору, комитет) о признании недействительным приказов от 22.02.2019 №322 и от 10.07.2019 №1138 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан в связи с заключением договора управления многоквартирным домом (МКД) №18 по ул. Чкалова г. Октябрьский Республики Башкортостан с ООО УК «Дом-Сервис», а также об обязании внести изменения в реестр лицензий Республики Башкортостан по заявлению ООО УК «Дом-Сервис» Башкортостан в связи с заключением договора управления МКД №18 по ул. Чкалова г. Октябрьский Республики Башкортостан с 22.10.2018 (с учетом принятого судом уточнения заявленных требований).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.05.2020 (резолютивная часть решения объявлена 20.11.2019) требования заявителя удовлетворены, оспоренные приказы комитета признаны недействительными, на комитет возложена обязанность устранить нарушения прав и законных интересов заявителя на период управления МКД №18 по ул. Чкалова г. Октябрьский Республики Башкортостан с 22.10.2018 (в редакции определения от10.06.2020 об исправлении описок, опечаток).
Не согласившись с решением суда, ГК РБ по жилищному и строительному надзору обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование жалобы указывает на незаконность возложения судом на комитет обязанности устранить нарушение прав и законных интересов заявителя на период управления МКД с 22.10.2018. Обращает внимание на то, что в силу положений пункта 14 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 №938/пр (далее – Приказ №938/пр) сведения вносятся в реестр лицензий с первого числа месяца, следующего за датой, указанной в решении о внесении изменений, но не ранее срока, определенного договором управления. То есть, обязанность внести изменения в реестр лицензий возникла только с 01.06.2020, так как решение суда получено комитетом лишь 19.05.2020. Полагает, что в любом случае изменения в реестр лицензий не могут быть внесены ранее даты вынесения вынесенного решения, и комитет не может распространить содержащиеся в реестре сведения на прошлое время. Также указывает на то, что в настоящее время спорный дом находится в реестре лицензий другой управляющей компании с периодом полномочий по управлению с 01.08.2019.
Представители сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились. Апелляционная жалоба рассмотрена без их участия по имеющимся документам.
В представленном в материалы дела отзыве на апелляционную жалобу заявитель против удовлетворения жалобы возражает. Полагают решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, полагает необходимым руководствоваться следующим.
Как следует из материалов дела, ООО УК «Дом-Сервис» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1150280043528 и на основании лицензии от 08.09.2015 №000353 осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами.
Застройщиком и собственником помещений многоквартирного жилого дома №18 по ул. Чкалова в г. Октябрьский Республики Башкортостан (разрешение на ввод объекта в эксплуатацию многоквартирного дома от 17 октября 2018 года №02RU-03304000-37-2018 – л.д.52-55) – ООО Управление инвестиций в капитальное строительство «Инвестстрой» дочернее общество АО «Стронег», обладающим 100% голосов, на основании принято решение от 22.10.2018 о выборе способа управления: управление управляющей организацией (л.д.46).
На основании этого решения между ООО Управление инвестиций в капитальное строительство «Инвестстрой» дочернее общество АО «Стронег» и ООО УК «Дом-Сервис» подписан договор управления многоквартирным домом от 22.10.2018 (л.д.47-51).
Информация о принятом решении о выборе способа управления управляющей организации и о заключении договора управления от 22.10.2018 размещена на официальном сайте 08.02.2019.
11.02.2019 ООО УК «Дом-Сервис» обратилось в ГК РБ по жилищному и строительному надзору с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан в связи с заключением договора управления МКД №18 по ул. Чкалова в г. Октябрьский Республики Башкортостан (входящий номер заявления 3511).
По итогам проведенной проверки заявления комитет пришел к выводу о том, что заявление и документы не соответствуют требованиям подпункта «в» пункта 3 Порядка №938/пр, а именно – не приложено разрешение на ввод эксплуатацию. Указанные обстоятельства отражены в заключении № 428/1076 от 22.02.2019 (л.д.70).
На основании указанного заключения комитетом издан приказ №322 от 22.02.2019 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан (л.д.71).
03.07.2019 ООО УК «Дом-Сервис» повторно обратилось в ГК РФ по жилищному и строительному надзору с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий в связи с заключением договора управления МКД №18 по ул. Чкалова в г. Октябрьский Республики Башкортостан.
По итогам проверки этого заявления комитет пришел к выводу о том, что не выполнены условия подпункта «г» пункта 5 Порядка №938/пр, а именно – информация о заключении договора управления МКД с застройщиком направлена 03.07.2019, согласно приложенному договору управления МКД договор заключен 22.10.2018 года, разрешение на ввод в эксплуатацию выдано 17.10.2018, то есть не соблюден срок направления заявления в комитет для принятия решения. Указанные обстоятельства отражены в заключении №428/1210 от 10.07.2019 (л.д.59).
На основании указанного заключения комитетом издан приказ №1138 от 10.07.2019 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан в связи с заключением договора управления МКД №18 по ул. Чкалова, г. Октябрьский Республики Башкортостан (л.д.60).
Считая указанные приказы комитета незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, заявитель обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался выводом о наличии совокупности оснований для признания оспоренных ненормативных правовых актов недействительными.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии (часть 1.3 статьи 161, часть 1 статьи Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ)).
В силу пункта 8.5 статьи 13 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится осуществление лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами.
Частью 7 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом.
Частями 1 и 2 статьи 195 ЖК РФ предусмотрено, что сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в том числе в реестре лицензий субъекта Российской Федерации. Реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Статьей 198 ЖК РФ предусмотрено, что сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе. Состав указанных сведений, подлежащих размещению в системе, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 1). В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2). Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3). При выполнении требований о размещении указанных сведений в системе и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению таким домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса, за исключением случая, указанного в части 7 настоящей статьи (часть 4).
Порядок передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов российской федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор, закреплен в Приложении 2 к приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 декабря 2015 г. №937/пр, в соответствии с которым управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обязаны направить копии решений и протоколов общего собрания собственников помещений, представленных им в соответствии с частью 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации лицом, инициировавшим общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме , в орган государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации, на территории которого находится многоквартирный дом, собственники помещений в котором проводили общее собрание. Передача копий решений, протокола осуществляется в течение пяти дней с момента получения управляющей организацией, от лица, инициировавшего общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, данных копий. Передача копий решений, протокола должна осуществляться способами, позволяющими подтвердить факт и дату ее получения органом государственного жилищного надзора, а также путем размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - система) электронных образов решений, протокола в электронной форме. Копии решений, протокола считаются переданными в случае, когда электронный образ решений, протокола находится в открытом доступе и доступен для обозрения в системе, а также при передаче копий решений, протокола иным способом, кроме размещения в системе, - в случае наличия у управляющей организации, правления товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива документа, подтверждающего факт и дату их передачи в орган государственного жилищного надзора. Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 статьи 198 ЖК РФ, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно п.1 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства России, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года №1038, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищной политики, жилищно-коммунального хозяйства, в сфере строительства, градостроительства, а также функций по предоставлению субсидий из федерального бюджета, бюджетам субъектов Российской Федерации, разработке и согласованию федеральных целевых программ и ведомственных целевых программ, осуществлению функций государственного заказчика.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 №938/пр утвержден Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
Порядком №938/пр (в редакции, действующей с 10.04.2018) предусмотрено, что изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании решения органа государственного жилищного надзора, принятого в соответствии с частями 3, 3.1, 5-5.4 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации или при непоступлении в установленный срок заявления о продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, либо на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом, заявления о внесении изменений в реестр (пункт 2). К заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются следующие документы: а) копия протокола и решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления многоквартирным домом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления в случае проведения такого собрания, за исключением случая представления в орган государственного жилищного надзора подлинников указанных документов в соответствии с частью 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации; б) копия протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в соответствии с которым управляющая организация определена победителем конкурса, либо копия протокола, в соответствии с которым управляющая организация определена единственным участником конкурса, в случае если конкурс признан несостоявшимся, в связи с тем, что только один претендент признан участником конкурса (в случае проведения указанного конкурса); в) копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, или копия договора управления, заключенного с застройщиком в случаях, предусмотренных частью 14 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; г) копия акта приема-передачи технической документации и иных связанных с управлением таким домом документов, ключей от помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, электронных кодов доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иных технических средств и оборудования, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, в случае подачи заявления об исключении многоквартирного дома из реестра; д) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя на подачу заявления и документов, предусмотренных пунктом 3 этого Порядка (в случае, если от имени заявителя обращается его уполномоченный представитель), оформленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; е) опись представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанная лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата); ж) копию заявления одной из сторон договора управления многоквартирным домом в случае прекращения договора управления многоквартирным домом в связи с окончанием срока его действия; з) копия договора управления многоквартирным домом, подписанного управляющей организацией, определенной победителем открытого конкурса по отбору управляющей организации; и) в случае реорганизации в форме присоединения к лицензиату юридического лица или юридических лиц, управляющего или управляющих многоквартирным домом или домами (далее - присоединяемые лица): копия листа записи Единого государственного реестра юридических лиц о реорганизации в форме присоединения к лицензиату присоединяемых лиц; - копии решений общих собраний участников (акционеров) лицензиата и присоединяемых лиц о реорганизации в форме присоединения, оформленных протоколами общих собраний участников (акционеров) или решениями единственных участников (акционеров), или решений собственников имущества унитарных предприятий, или решений учредителей (учредителя) некоммерческих организаций о реорганизации в форме присоединения; копия передаточного акта между присоединяемыми лицами и лицензиатом; к) в случае реорганизации в форме преобразования лицензиата: копия листа записи Единого государственного реестра юридических лиц о реорганизации в форме преобразования; копии решений общих собраний участников (акционеров) лицензиата о реорганизации в форме преобразования, оформленных протоколами общих собраний участников (акционеров) или решениями единственных участников (акционеров), или решений собственников имущества унитарных предприятий, или решений учредителей (учредителя) некоммерческих организаций о реорганизации в форме преобразования; л) в случае реорганизации в форме слияния юридических лиц, управляющих многоквартирным домом или домами (далее - реорганизованные юридические лица): копия листа записи Единого государственного реестра юридических лиц о создании юридического лица путем реорганизации в форме слияния; копии решений общих собраний участников (акционеров) реорганизованных юридических лиц о реорганизации в форме слияния, оформленных протоколами общих собраний участников (акционеров) или решениями единственных участников (акционеров), или решений собственников имущества унитарных предприятий, или решений учредителей (учредителя) некоммерческих организаций о реорганизации в форме слияния; копия передаточного акта между реорганизованными юридическими лицами и юридическим лицом, создаваемым в результате слияния; справка с данными о реорганизованных юридических лицах (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами) на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц, заверенная правопреемником; м) опись представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанная заявителем (уполномоченным представителем заявителя) (пункт 3). Рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 Порядка, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора и не может превышать десяти рабочих дней с даты поступления заявления и документов (пункт 4). В ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий: а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 Порядка; б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 Порядка; в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям; г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя; д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» ; е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 5). По итогам проверки заявления и документов, представленных заявителем, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 Порядка (пункт 6). По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: а) о внесении изменений в реестр; б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов; в) о приостановлении рассмотрения заявления (пункт 7). Решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 Порядка (пункт 8). Основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются: а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами «а», «г»-«е» пункта 5 Порядка; б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами «б» и «в» Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 Порядка. Решение об отказе во внесении изменений в реестр должно содержать мотивированное обоснование принятия такого решения (пункт 9).
Исследованием материалов дела установлено, что решением собственника помещения многоквартирного дома №18 по ул. Чкалова в г. Октябрьский Республики Башкортостан от 22.10.2018 о выбран способ управления: управление управляющей организацией. На основании этого решения между собственником помещений многоквартирного дома и ООО УК «Дом-Сервис» подписан договор управления многоквартирным домом от 22.10.2018. Информация о принятом решении о выборе способа управления управляющей организации и о заключении договора управления от 22.10.2018 размещена на официальном сайте 08.02.2019.
11.02.2019 и 03.07.2019 ООО УК «Дом-Сервис» обратилось в ГК РБ по жилищному и строительному надзору с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан в связи с заключением договора управления МКД №18 по ул. Чкалова в г. Октябрьский Республики Башкортостан.
По итогам проверок этих заявлений комитет принял оспоренные приказы об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан. Основанием для принятия этих приказов послужили выводы о несоответствии заявлений требованиям подпункта «в» пункта 3 Порядка №938/пр (к заявлению от 11.02.2019 не приложено разрешение на ввод эксплуатацию) части 2 статьи 198 ЖК РФ (информация о принятом решении о выборе способа управления управляющей организации и о заключении договора управления 22.10.2018 была размещена на сайте www.dom.gosuslugi.ru. 08.02.2019) и подпункта «г» пункта 5 Порядка №938/пр (не соблюден срок направления заявления в комитет для принятия решения, так как разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдано 17.10.2018, договор управления заключен 22.10.2018, а заявление направлено 03.07.2019).
Оценив указанные основания для принятия комитетом оспоренных приказов, суд первой инстанции пришел к выводу об их необоснованности.
В частности, судом отмечено, что в соответствии с подпунктом «в» пункта 3 Порядка №938/пр с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий подлежит представлению копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или копия договора, заключенного с застройщиком. Такой документ был приложен к заявлению общества о внесении изменений в реестр лицензий, что отражено также в заключении комитета №428/1076 от 22.02.2019. При этом, Порядок №938/пр не содержит требования о необходимости представления дополнительно разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Так как заявителем с заявлением от 11.02.2019 были представлены все необходимые документы, предусмотренные пунктом 3 Порядка №938/пр, а сведения, содержащиеся в заявлении и приложенных документах, являлись достоверными, у Комитета отсутствовали законные основания для отказа во внесении изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан на основании указанного заявления.
Как следует из заключения от 10.07.2019 №428/1210, при рассмотрении повторно поданного ООО УК «Дом- Сервис» заявления от 03.07.2019 комитет указал на нарушение нарушены требований части 2 статьи 198 ЖК РФ о размещении и информации в системе (как указано выше, информация о принятом решении о выборе способа управления управляющей организации и о заключении договора управления 22.10.2018 была размещена на сайте www.dom.gosuslugi.ru. 08.02.2019).
Однако, как верно указал суд первой инстанции указанное обстоятельство Комитетом не нашло отражение в приказе № № 322 от 22.02.2019 при первоначальном обращении ООО УК «Дом Сервис» о внесении изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан в качестве основания для отказа во внесении изменений в реестр лицензий.
Кроме того, несвоевременное размещение информации в системе, равно как и несвоевременное обращение с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий не является безусловным основанием для отказа во внесении сведений в реестр управляющей компании при подаче полного пакета документов и действующего решения собственника МКД о выборе управляющей организации.
Поскольку заявителем были представлены все необходимые документы, предусмотренные пунктом 3 Порядка №938/пр, и сведения, содержащиеся в заявлении и приложенных документах, являлись достоверными, у комитета отсутствовали законные основания для отказа во внесении изменений в реестр лицензий на основании заявления ООО УК «Дом-Сервис» от 10.07.2019.
Судом первой инстанции также установлено, что ООО УК «Дом-Сервис» фактически осуществляло деятельность по управлению МКД № 18 по адресу ул. Чкалова в г. Октябрьский Республики Башкортостан в соответствии с требованиями жилищного законодательства, должным образом обеспечивая благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. В период осуществления деятельности ООО УК «Дом-Сервис» направляло в адрес собственников платежные документы по оплате за содержание и коммунальные услуги, обеспечивая выполнение условий договора управления в части оказания услуг по содержанию дома и коммунальных услуг.
Поскольку оспоренными приказами необоснованно ограничены права и законные интересы заявителя как управляющей организации многоквартирного дома, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии совокупности условий для признания этих приказов недействительными.
Указанные выводы суда первой инстанции подателем апелляционной жалобы по существу не оспариваются, а потому оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
Податель апелляционной жалобы оспаривает избранный судом первой инстанции способ восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться в том числе указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Заявитель просил обязать комитет устранить нарушения своих прав и законных интересов на период управления МКД №18 по ул. Чкалова г. Октябрьский Республики Башкортостан с 22.10.2018 (дата заключения договора управления).
Указанные требования заявителя не являются самостоятельными требованиями, а представляют собой мнение заявителя относительно способа восстановления его нарушенных прав и законных интересов, а потому суд не связан позицией заявителя в этой части.
Суд первой инстанции обязал комитет устранить нарушение прав и законных интересов заявителя на период управления МКД №18 по ул. Чкалова г. Октябрьский Республики Башкортостан с 22.10.2018. При этом, какого-либо обоснования своей позиции в этой части суд не привел.
Между тем, как обоснованно указывает податель апелляционной жалобы, в соответствии с пунктом 14 Порядка №938/пр, в случае принятия решения о внесении изменений в реестр, соответствующие изменения перечня и сведений о многоквартирных домах, содержащихся в реестре, вносятся органом государственного жилищного надзора с первого числа календарного месяца, следующего за датой, указанной в соответствующем решении, но не ранее срока, определенного в договоре управления многоквартирным домом и с которого лицензиат начинает осуществление деятельности по управлению указанным домом.
С учетом указанной нормы, оснований для внесения изменений в реестр лицензий ранее первого числа календарного месяца, следующего за датой принятия решения на основании первого заявления ООО УК «Дом-Сервис» (22.02.2019) у комитета не имеется.
В то же время позиция подателя апелляционной жалобы о необходимости внесения изменений в реестр лицензий с даты получения им решения суда первой инстанции не может быть принята судом, как не отвечающая цели восстановления нарушенных прав заявителя (приведения спорных правоотношений в состояние, которое имело бы место в случае недопущения комитетом указанных выше нарушений нормативных требований).
Учитывая необоснованность отказа во внесении изменений в реестр лицензий приказом от 22.02.2019 №322 и руководствуясь положениями пункта 14 Порядка №938/пр, суд апелляционной инстанции полагает решение суда первой инстанции в части обязания комитета устранить нарушение прав и законных интересов заявителя (абзац 3 резолютивной части решения) подлежащим изменению на основании пункта 4 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В качестве способа восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя суд апелляционной инстанции полагает возможным обязать комитет внести изменения в реестр лицензий Республики Башкортостан на основании заявления ООО УК «Дом-Сервис» от 11.02.2019 вх.№3511 с 01.03.2019.
Оснований для изменений решения суда первой инстанции в остальной части не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.05.2020 по делу №А07-25254/2019 изменить, изложив третий абзац резолютивной части решения в следующей редакции:
«Обязать Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору устранить нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Дом-Сервис» путем внесения изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан на основании заявления общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Дом-Сервис» от 11.02.2019 вх.№3511 с 01.03.2019.».
В остальной части решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.05.2020 по делу №А07-25254/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья А.А. Арямов
Судьи: Е.В. Бояршинова
А.П. Скобелкин