ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ АП-7457/2015
г. Челябинск | |
23 июля 2015 года | Дело № А07-21600/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена июля 2015 года .
Постановление изготовлено в полном объеме июля 2015 года .
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,
судей Ермолаевой Л.П., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Савчук А.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.04.2015 по делу № А07-21600/2014 (судья Абдуллина Э.Р.).
Общество с ограниченной ответственностью «Белоречье» (далее – общество «Белоречье», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Башкортостан (далее – ФКП Росреестра, кадастровая палата, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения № Ф/14-234451 от 17.09.2014 об отказе во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости, обязании кадастровой палаты осуществить государственный кадастровый учет согласно межевому плану № 1 от 03.09.2014 по поданному заявлению № 35-1044057 (с учетом уточнения заявленных требований, л.д. 48).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.04.2015 (резолютивная часть от 22.04.2015) заявление общества «Белоречье» удовлетворено.
С указанным решением суда не согласилась кадастровая палата (далее также – податель апелляционной жалобы, апеллянт), в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также неправильное применение судом норм материального права.
Апеллянт считает необоснованным вывод суда о том, что сформированный земельный участок не является самостоятельным участком, входит в состав земельного участка территориальной зоны Ж-3 и соответствует требованиям градостроительного и земельного законодательства, поскольку площадь заявленного к постановке на кадастровый учет земельного участка не соответствует минимальным размерам земельных участков в территориальной зоне Ж-3, которая составляет 0,14 га. Таким образом, сформированный земельный участок не соответствует требованиям градостроительного регламента, в силу чего оснований для его постановки на кадастровый учет в силу норм ст. 85 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) не имелось.
К дате судебного заседания от заявителя поступили письменные возражения на апелляционную жалобу заинтересованного лица, в которой заявитель просит возвратить апелляционную жалобу в связи с пропуском апеллянтом срока на обжалование.
В силу п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 № 36 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции» если факт пропуска срока на подачу апелляционной жалобы установлен после принятия апелляционной жалобы к производству, суд апелляционной инстанции выясняет причины пропуска срока. Признав причины пропуска срока уважительными, суд продолжает рассмотрение дела, а в ином случае - прекращает производство по жалобе применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Суд, оценив доводы апеллянта, заявленные в обоснование ходатайства о восстановлении срока на обжалование решения суда, приходит к выводу об уважительности причин пропуска срока, в силу чего не находит оснований для возвращения апелляционной жалобы.
Отзывы на апелляционную жалобу от иных лиц, участвующих в деле, в суд апелляционной инстанции не поступили.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители не явились.
В отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, и в соответствии со статьями 156, 159 АПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, обществом «Белоречье» получено градостроительное заключение № ГЗ-1999/Ю от 22.05.2014 по условиям размещения земельного участка площадью 459,52 кв.м для обслуживания здания и организации парковки по адресу: г. Уфа, Кировский район, ул. Кувыкина, 11, кадастровый номер квартала 02:55:010824 (л.д. 16-18).
Указанное градостроительное заключение временно согласовано с Управлением коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Администрацией Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан (л.д. 22, 23).
Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в письме № Ш-11127 от 27.08.2014 в ответ на обращение заявителя о согласовании заключения № ГЗ-1999/Ю от 22.05.2014 сообщило о необходимости проведения межевых работ по постановке испрашиваемого земельного участка на государственный кадастровый учет (л.д. 21).
Во исполнение требований Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан обществом «Белоречье» проведены межевые работы, составлен межевой план земельного участка (л.д. 33, 37-38).
Решением ФКП Росреестра от 17.09.2014 № Ф/14-234451 отказано в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка 02:55:010824:386:ЗУ1 на основании п. 2 ч. 3 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре недвижимости) в связи с тем, что площадь земельного участка, заявленного к постановке на кадастровый учет не соответствует установленному предельному минимальному размеру земельного участка (л.д. 24-25).
Полагая указанное решение кадастровой палаты незаконным, нарушающим права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество «Белоречье» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии законных оснований для отказа в постановке земельного участка на кадастровый учет, поскольку сформированный земельный участок не является самостоятельным участком, вид его разрешенного использования является вспомогательным по отношению к основным видам разрешённого использования, установленным для территориальной зоны Ж-3 (зона многоэтажной жилой застройки), ввиду чего несоответствие площади земельного участка минимально установленной правилами землепользования и застройки муниципального образования не противоречит требованиям градостроительного и земельного законодательства.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 201 АПК РФ основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 3 ст. 1 Закона о кадастре недвижимости государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В силу ч. 1 ст. 7 Закона о кадастре недвижимости к числу сведений об уникальных характеристиках земельного участка относятся, в том числе, сведения об описании местоположения и площади земельного участка.
Согласно ч. 1 ст. 16 Закона о кадастре недвижимости кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
С заявлением о постановке земельного участка на кадастровый учёт вправе обратиться собственник такого объекта недвижимости или любые иные лица (п. 1 и п. 2 ст. 20 Закона о кадастре недвижимости).
Из материалов дела следует, что решением кадастровой палаты № Ф/14-234451 от 17.09.2014 (т. 1 л.д. 24) обществу «Белоречье» отказано в постановке на кадастровый учет земельного участка 02:55:010824:386:ЗУ1 площадью 458 кв.м, образованного в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 02:55:010824:386, расположенного по адресу Республика Башкортостан, г. Уфа, Кировский район, ул. Степана Кувыкина, рядом с домом 11, площадь и границы которого определены межевым планом от 03.09.2014 (т. 1 л.д. 33) в силу несоответствия площади земельного участка минимальному размеру площади, установленному Правилами землепользования и застройки городского округа г. Уфа Республики Башкортостан.
Согласно ч. 1 ст. 27 Закона о кадастре недвижимости орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, если принятие такого решения допускается в соответствии с правилами настоящей статьи.
В силу п. 2 ч. 3 ст. 27 Закона о кадастре недвижимости орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка в случае, если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.
По смыслу названной нормы, возможность отказа в постановке на кадастровый учет образованного путем раздела земельного участка по изложенному правовому основанию допускается только, если такие ограничения предусмотрены федеральным законом.
В данном случае Правилами землепользования и застройки городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, утв. решением Совета городского округа г. Уфа № 7/4 от 22.08.2008, утверждена среди прочего зона Ж-3 «для многоэтажной застройки многоквартирными жилыми домами выше 6 этажей», а также предельные (минимальные) размеры земельных участков – 0, 14 га.
Согласно п. 8 ст. 1 ГрК РФ правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
В силу абз. 2 п. 1.1. постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 58 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов» акты органов местного самоуправления об утверждении проектов планировки и проектов межевания территории, об установлении границ зон с особыми условиями использования территории (охранных, защитных зон), о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд не содержат норм права и не устанавливают правил поведения, а представляют собой акты применения к земельным участкам (землям) в границах определяемой соответствующим актом территории специального правового режима, предусмотренного законом или иным нормативным правовым актом. По своей юридической природе такие акты не являются нормативными правовыми актами и могут быть оспорены по правилам главы 24 АПК РФ.
Таким образом, по смыслу названных норм и разъяснений, правила землепользования и застройки, являясь документом территориального планирования, ввиду чего не могут считаться нормами, которые в силу п. 2 ч. 3 ст. 27 Закона о кадастре недвижимости являются основанием для отказа в постановке образуемого земельного участка на кадастровый учет.
Доказательств того, что такие ограничения предусмотрены для спорного земельного участка федеральным законодательством, органом кадастрового учета не представлено.
Доводы апеллянта о том, что оснований для постановки земельного участка на кадастровый учет не имеется в силу ограничений, установленных ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, подлежат отклонению в силу следующего.
Согласно ч. 4 названной статьи земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
Согласно п. 1 и п. 3 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Согласно п. 9 ст. 1 ГрК РФ градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В силу ч. 1 ст. 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Согласно ч. 2 той же статьи градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.
Таким образом, градостроительные регламенты, с учетом правоотношений, регулируемых градостроительным законодательством (п. 1 ст. 1 ГрК РФ) определяют правовой режим земельных участков в процессе их застройки.
В данном случае земельный участок 02:55:010824:386:ЗУ1 площадью 458 кв.м образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 02:55:010824:386, имеющего разрешённое использование «для обслуживания здания и организации парковки».
Указанное не позволяет признать, что установленные муниципальными Правилами землепользования и застройки минимальные размеры земельных участков применимы к спорному земельному участку.
Более того, нормы ч. 8 ст. 36 ГрК РФ и абз. 4 ч. 4 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливают, что земельные участки, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, а норма ч. 1 ст. 40 Кодекса позволяет правообладателям земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков, обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Изложенные нормы позволяют сделать вывод о том, что сама по себе несоответствие размера заявленного к постановке на кадастровый учет земельного участка установленному градостроительным регламентом размеру не является безусловным основанием для отказа в постановке земельного участка на кадастровый учет на основании п. 2 ч. 3 ст. 27 Закона о кадастре недвижимости.
В силу п. 2 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно п. 4 ст. 36 ГрК РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования.
Таким образом, для постановки на кадастровый учет земельного участка в границах территории общего пользования минимальные размеры таких участков должны быть установлены федеральным законодательством.
В силу п. 12 ст. 82 Земельного кодекса Российской Федерации к землям общего пользования относятся земельные участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами.
Согласно п. 11 ст. 1 ГрК РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В данном случае из градостроительного заключения в отношении земельного участка площадью 459,52 кв.м (т. 1 л.д. 16), а также письма Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан № 7-777/Ю от 30.01.2015 (т. 1 л.д. 66) следует, что часть участка размещена в границах красных линий ул. Ст. Кувыкина, по участку проходят подземные инженерные сети.
Таким образом, с учетом изложенных правовых норм применительно к заявленному к постановке на кадастровый учет земельному участку суд не усматривает оснований для применения установленных муниципальными Правилами землепользования и застройки минимальных размеров земельных участков.
Апелляционный суд также соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в данном случае заявленный к постановке на кадастровый учет земельный участок имеет вспомогательный вид разрешённого использования, что также не позволяет распространить на него положения Правил землепользования и застройки в части минимальных размеров земельных участков.
Согласно ч. 1 ст. 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (ч. 2 ст. 37 ГрК РФ).
Статьёй 42 Правил землепользования и застройки городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, утв. решением Совета городского округа г. Уфа № 7/4, установлено, что для всех основных и условно разрешённых видов использования земельных участков вспомогательными являются земельные участки для автостоянок.
Частью 3 статьи 43.1 названного акта также предусмотрена возможность размещения в жилых зонах, в том числе в зоне Ж-3 стоянок автомобильного транспорта.
В силу изложенного, следует согласиться с судом первой инстанции в части вывода о том, что в отношении спорного земельного участка установленные муниципальными Правилами землепользования и застройки ограничения по площади земельного участка не распространяют своё действие.
При таких обстоятельствах апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованный, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.04.2015 по делу № А07-21600/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья Г.Н. Богдановская
Судьи: Л.П. Ермолаева
Л.В. Пивоварова