ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 18АП-7478/17 от 28.07.2017 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

128/2017-38926(1)

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
 № 18АП-7478/2017

г. Челябинск  28 июля 2017 года Дело № А76-8279/2016 

Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2017 года.  Постановление изготовлено в полном объеме 28 июля 2017 года. 

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Плаксиной Н.Г., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области  на решение Арбитражного суда Челябинской области от 10.05.2017 по делу   № А76-8279/2016 (судья Белякович Е.В.). 

В судебном заседании приняли участие представители: 

Главного управления Министерства Российской Федерации по делам  гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий  стихийных бедствий по Челябинской области – ФИО1  (доверенность № 19 от 06.10.2016); 

общества с ограниченной ответственностью ИТЦ «СпецМонтаж» - ФИО2 (руководитель по решению учредителя № 2 от 27.03.2015), ФИО3  (доверенность от 27.07.2017); 

закрытого акционерного общества «Аргус-Спектр» - ФИО3  (доверенность № 340 от 23.12.2016), ФИО4 (доверенность № 341 от  23.12.2016); 

Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской  области – ФИО5 (доверенность № 12 от 10.01.2017). 

Главное управление Министерства Российской Федерации по делам  гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий  стихийных бедствий по Челябинской области (далее – ГУ МЧС по Челябинской  области) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к  Управлению Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области  (далее – антимонопольный орган, УФАС по Челябинской области) о признании  недействительными решения № 2845/07 и предписания № 2846/07 по делу о  нарушении антимонопольного законодательства № 37-07/15. 


На основании указанного заявления Арбитражным судом Челябинской  области возбуждено дело № А76-8279/2016. 

Также в Арбитражный суд Челябинской области обратилось закрытое  акционерное общество «Аргус-Спектр» (далее – ЗАО «Аргус-Спектр») с  заявлением к УФАС по Челябинской области о признании незаконными  решения и предписания от 11.03.2016 по делу о нарушении антимонопольного  законодательства № 37-07/15. 

На основании этого заявления Арбитражным судом Челябинской области  возбуждено дело № А76-7502/2016. 

Определением Арбитражного суда Челябинской области от 20.06.2016  дела № А76-8279/2016 и № А76-7502/2016 объединены в одно производство с  присвоением делу номера А76-8279/2016. 

Кроме того, в Арбитражный суд Челябинской области обратилось  общество с ограниченной ответственностью ИТЦ «СпецМонтаж» (далее – ООО  ИТЦ «СпецМонтаж») с заявлением к УФАС по Челябинской области о  признании недействительным решения по делу № 37-07/15. 

На основании этого заявления судом возбуждено дело № А76-11898/2016. 

Также в Арбитражный суд Челябинской области обратилось общество с  ограниченной ответственностью «Рубеж» (далее – ООО «Рубеж») о признании  незаконным в части решения антимонопольного органа по делу № 37-07/15 и об  обязании включить в решение меры для восстановления положения,  существовавшего до нарушения согласованными действиями ГУ МЧС России  по Челябинской области, ООО ИТЦ «СпецМонтаж» и ЧОО ООО «ВДПО»  Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  а именно: обязать ФГКУ ОФПС по Челябинской области отключить все  пультовое оборудование ПАК «Стрелец-Мониторинг» в ФГКУ ОФПС по  Челябинской области; обязать ФГКУ ОФПС по Челябинской области провести  выбор хозяйствующих субъектов, способных установить ПАК Стрелец-ДЦС и  ПАК Стрелец-ПЧ в подразделениях пожарной охраны, а также осуществлять  техническое обслуживание данного оборудования и подключение к нему  объектов зашиты на конкурсной основе. 

На основании этого заявления судом возбуждено дело № А76-14707/2015. 

Определением суда от 18.08.2016 дела № А76-8279/2016, № А76- 11898/2016 и дело № А76-14707/2016 объединены в одно производство с  присвоением ему номера А76-8279/2016. 

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих  самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены  общество с ограниченной ответственностью «Топаз» (далее – ООО «Топаз»),  Главное контрольное управление Челябинской области (далее – ГКУ  Челябинской области), общество с ограниченной ответственностью  «Профессиональное аварийно-спасательное формирование «Магнитогорская  служба спасения» (далее – ООО «ПАСФ МСС»). 

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 10.05.2017  (резолютивная часть решения объявлена 02.05.2017) требования ГУ МЧС по  Челябинской области, ООО «Аргус-Спектр» и ООО ИТЦ «СпецМонтаж» 


удовлетворены, решение от 11.03.0216 и предписание от 30.12.2015 по делу   № 37-07/15 признаны недействительными, в удовлетворении требований ООО  «Рубеж» отказано. Также судом взыскано с УФАС по Челябинской области в  пользу ЗАО «Аргус-Спектр» и ООО ИТЦ «СпецМонтаж» по 3000 руб. в  возмещение расходов по уплате госпошлины и возвращена ЗАО «Аргус- Спектр» излишне уплаченная госпошлина в размере 1000 руб. 

Не согласившись с таким решением, УФАС по Челябинской области  обжаловало его в апелляционном порядке. 

В апелляционной жалобе антимонопольный орган просит решение суда  первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований  отказать. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на законность и  обоснованность оспоренных ненормативных правовых актов. Указывает на  наличие в действиях ГУ МЧС по Челябинской области нарушения ч.1 ст.15  Федерального закона от 27.06.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее –  Закон № 135-ФЗ). Оспаривает вывод суда о том, что деятельность с  использованием программно-аппаратного комплекса (ПАК) «Стрелец- Мониторинг» осуществляется исключительно в целях защиты населения от  чрезвычайных ситуаций, не имеет экономического и конкурентного характера и  не может рассматриваться на предмет нарушения антимонопольного  законодательства. Обращает внимание на следующие обстоятельства: ПАК  «Стрелец-Мониторинг» предназначен для оснащения подразделений МЧС;  установленные ООО «Рубеж» и ООО ИТЦИ «СпецМонтаж» на основании  договоров с МЧС комплекты ПАК «Стрелец-ДДС» и ПАК «Стрелец-ПЧ»  производятся ЗАО «Аргус-Спектр», предназначены для введения в  гражданский оборот и являются товаром в понимании Закона № 135-ФЗ, а сфера  их обращения образует товарный рынок, а потому на спорные отношения  подлежат распространению положения Закона № 135-ФЗ; действия ГУ МЧС по  Челябинской области по заключению договоров №№ 98, 190, 292 привели к  установлению для пожарной охраны ограничений выбора хозяйствующих  субъектов, которые способны установить входящее в состав ПАК оборудование  в пожарных частях, осуществлять подключение к пультовому оборудованию  объектов защиты и его техническое обслуживание, и оказали негативное  влияние на рынок оказания услуг технического мониторинга систем пожарной  сигнализации на объектах защиты и технического мониторинга каналов связи, а  также на рынок по техническому обслуживанию каналообразующего  устройства – объектовой станции; установленный законом порядок закупки  является единым и не предусматривает возможность его несоблюдения в случае  передачи имущества в безвозмездное пользование. Также указывает на то, что  судом не дана оценка пункта 3 оспоренного решения и не мотивировано  непринятие выводов антимонопольного органа о том, что закон не  предусматривает обязанность владельцев объектов защиты обеспечивать  дублирование сигналов о пожаре исключительно в подразделениях  противопожарной службы. Помимо этого указывает на недоказанность  нарушения оспоренными ненормативными актами прав и законных интересов  ЗАО «Аргус-Спектр». 


Представитель антимонопольного органа в судебном заседании доводы  апелляционной жалобы поддержал. 

Представитель ГУ МЧС по Челябинской области в судебном заседании  возражал против удовлетворения апелляционной жалобы. Полагает решение  суда первой инстанции в обжалованной части законным и обоснованным. 

Представители ООО ИТЦ «СпецМонтаж» и ЗАО «Аргус-Спектр» в  судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы также  возражали по основаниям, изложенным в отзывах. 

Представители иных участвующих в деле лиц, извещенных о времени и  месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное  заседание не явились. 

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной  инстанции без участия не явившихся представителей ООО «Рубеж» и третьих  лиц. 

Поскольку решение суда первой инстанции обжалуется управлением  лишь в части удовлетворения требований ГУ МЧС по Челябинской области,  ООО «Аргус-Спектр» и ООО ИТЦ «СпецМонтаж», и от участвующих в деле  лиц не поступило возражений против пересмотра судебного акта только в  указанной части, в соответствии с ч.5 ст.268 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, решение проверяется на предмет законности и  обоснованности исключительно в указанной обжалованной части. 

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в  порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы  апелляционной жалобы, считает, что решение суда первой инстанции в  обжалованной части не подлежит отмене по следующим основаниям. 

Как следует из материалов дела, Приказом МЧС России от 28.12.2009   № 743 (далее – Приказ № 743) в системе МЧС России принят на снабжение  программно-аппаратный комплекс системы мониторинга, обработки и передачи  данных о параметрах возгорания, угрозах и рисках развития крупных пожаров  в сложных зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, в том  числе в высотных зданиях, под условным обозначение ПАК «Стрелец», в  состав которого входят аппаратура и программное обеспечение модификаций:  программно-аппаратный комплекс для пожарной части – ПАК «Стрелец-ПЧ»  (обеспечивающий сбор по радиоканалу извещений о нештатных ситуациях с  контролируемых объектов и их ретрансляцию в ПАК «Стрелец-дежурно- диспетчерская служба»); программно-аппаратный комплекс для дежурно- диспетчерской службы – ПАК «Стрелец-ДДС», обеспечивающий сбор  извещений о нештатных ситуациях с контролируемых объектов по различным  каналам передачи данных и прием информации ПАК «Стрелец-ПЧ». 

ГУ МЧС по Челябинской области заключены бессрочные договоры на  бескорыстную передачу имущества и наделение правами владения и  пользования в целях благотворительной помощи: 1) с ООО «Рубеж» № 237 – в 


2011 году и № 292 – в 2013 году; 2) с ООО ИТЦ «СпецМонтаж» - № 190 – в 2014  году. 

В соответствии с указанными договорами в пожарных частях ГУ МЧС по  Челябинской области указанными лицами устанавливались комплекты ПАК  «Стрелец-ДДС» и ПАК «Стрелец-ПЧ» производства ЗАО «Аргус-Спектр». 

Прекращение договора № 292 с ООО «Рубеж» и заключение договора   № 190 с ООО ИТЦ «СпецМонтаж» обусловлено претензиями к ООО «Рубеж» в  части исполнения условий договора (письма ГУ МЧС по Челябинской области  в адрес ООО «Рубеж» от 2014 года, а также в адрес ЗАО «Аргус-Спектр» и в  адрес прокуратуры о принятии мер в отношении ООО «Рубеж», лишение ООО  «Рубеж» статуса официального сервисного центра ЗАО «Аргус-Центр»). 

В целях исполнения договора № 190 ГУ МЧС по Челябинской области  направлены указания руководителям отрядов обеспечить место в помещении  ЦППС и ПЧ отрядов для установки комплекта ПАК «Стрелец ПЧ-3» и допуск  представителей ООО ИТЦ «СпецМонтаж» для проведения работ по монтажу и  настройке оборудования (от 23.10.2014 № 10359-10-17, от 28.11.2014 № 11639- 10-6; от 02.12.2014 № 11746-10-6, от 13.03.2015 № 2185-10-17 и от 08.04.2015   № 3238-10-17). 

На основании этих указаний руководителями отрядов МЧС обеспечен  доступ специалистов ООО «СпецМонтаж» в помещения отрядов, в результате  чего осуществлено отключение оборудования, принадлежащего ООО «Рубеж».  Оборудование ООО «СпецМонгтаж» фактически установлено по актам приема- передачи в период 2014-2015гг. 

По предложению ООО ИТЦ «СпецМонтаж» 05.03.2015 между ГУ МЧС  по Челябинской области и ООО ИТЦ «СпецМонтаж» заключен договор № 98 об  эксплуатационно-техническом обслуживании пульта ПАК «Стрелец»,  поставленного за счет средств федерального бюджета и установленного в  Отряде № 3 г. Челябинска. В соответствии с этим договором, работы по  эксплуатационно-техническому обслуживанию оборудования осуществляются  безвозмездно. 

ГУ МЧС по Челябинской области направило письма с информацией о  заключении договора № 190 и о необходимости обеспечения допуска  сотрудников ООО ИТЦ «СпецМонтаж» к объектовому оборудованию на  объекты защиты в адрес владельцев объектов защиты (письма от 03.12.2014   № 11821-10-17, от 03.12.2014 № 11823-10-17, от 09.12.2014 № ШШМ/К-10-17, от  22.01.2015 № 445-10-17 и № 450-10-17, от 26.01.2015 № 597-10-17 и № 601-10- 17, от 05.02.2015 № 983-10-17, от 25.08.2015 № 8097-10-17), а также с  информацией о прекращении договора № 292 с ООО «Рубеж», информировании  ЗАО «Аргус-Спектр» с целью лишения ООО «Рубеж» статуса официального  сервисного центра и заключении договора с ООО ИТЦ «СпецМонтаж» - в адрес  органов исполнительной власти Челябинской области (письма от 27.08.2015   № 8152-10-17, № 8154-10-17 и № 8155-10-17, от 28.09.2015 № 8151-10-17). 

В связи с поступлением в УФАС по Челябинской области обращения  ООО «Рубеж», содержащего сведения о нарушении действиями ГУ МЧС по  Челябинской области антимонопольного законодательства и создании этими 


действиями препятствий ООО «Рубеж» в осуществлении предпринимательской  деятельности ввиду отключения принадлежащего ему оборудования,  установленного в подразделениях пожарной охраны, а также о создании ООО  ИТЦ «СпецМонтаж» преимущественных условий, антимонопольным органом  возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 37-07/15. 

По результатам рассмотрения этого дела УФАС по Челябинской области  принято решение от 11.03.2016 (резолютивная часть решения оглашена  30.12.2015), которым: 1) признаны нарушением пункта 5 части 1 статьи 15  Закона № 135-ФЗ действия ГУ МЧС по Челябинской области, выразившееся в  установлении путем заключения договоров № 292, № 190 и № 98 с ООО  «Рубеж» и ООО ИТЦ «СпецМонтаж» для федеральных казенных учреждений  отрядов федеральной противопожарной службы ограничений выбора  хозяйствующих субъектов, способных установить ПАК «Стрелец-ДДС» и ПАК  «Стрелец-ПЧ» в подразделениях пожарной охраны, а также осуществлять  техническое обслуживание данного оборудования и подключение к нему  объектов защиты; 2) признаны нарушением пунктов 6 и 8 части 1 статьи 15  Закона № 135-ФЗ действия ГУ МЧС по Челябинской области, выразившиеся в  обеспечении путем включения в договоры № 292, № 190 и № 98 с ООО «Рубеж»  и ООО ИТЦ «СпецМонтаж» положений, предусматривающих предоставление  указанным хозяйствующим субъектам в приоритетном порядке доступа к  мониторинговой информации о состоянии оборудования пожарной  сигнализации на объектах защиты и технического мониторинга (пожарного  аудита) каналов связи, что создает дискриминационные условия деятельности  хозяйствующим субъектам на рынке оказания услуг технического мониторинга  (пожарного аудита) каналов связи и состояния оборудования пожарной  сигнализации на объектах защиты, а также на рынке оказания услуг по  техобслуживанию каналообразующего устройства – объектовой станции на  территории Челябинской области в зоне ответственности отрядов, указанных в  договорах № 292, № 190 и № 98 и может привести к недопущению, ограничению,  устранению конкуренции на указанном товарном рынке; 3) признаны  нарушением части 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ, в том числе пункта 8  названной нормы, действия ГУ МЧС по Челябинской области по направлению  в адрес объектов защиты писем от 03.12.2014 № 11821-10-17, от 03.12.2014   № 11823-10-17, от 09.12.2014 № ШШМ/К-10-17, от 22.01.2015 № 445-10-17 и   № 450-10-17, от 26.01.2015 № 597-10-17 и № 601-10-17, от 05.02.2015 № 983-10- 17, от 25.08.2015 № 8097-10-17 о заключении договора № 190 с ООО ИТЦ  «СпецМонтаж» и необходимости обеспечения допуска общества к объектовому  оборудованию, а также по направлению в адрес органов исполнительной власти  Челябинской области писем от 27.08.2015 № 8152-10-17, № 8154-10-17, № 8155- 10-17, от 28.09.2015 № 8151-10-17 о прекращении договора № 292 с ООО  «Рубеж», информировании ЗАО «Аргус-Спектр» с целью лишения ООО  «Рубеж» статуса официального сервисного центра, заключении договора с  ООО ИТЦ «СпецМонтаж», которые приводят или могут привести к созданию  преимущественных условий осуществления предпринимательской  деятельности ООО ИТЦ «СпецМонтаж» на рынке эксплуатационно-


технического обслуживания каналообразующего оборудования – объектовой  станции, включая технический мониторинг каналов связи и неисправности  оборудования (пожарный аудит), ограничению доступа или устранению иных  хозяйствующих субъектов с указанного рынка, т.е. к созданию  дискриминационных условий. 

На основании этого решения антимонопольным органом в адрес ГУ МЧС  по Челябинской области выдано предписание от 30.12.2015, которым  предписано прекратить нарушение пунктов 5 и 6 части 1 статьи 15 Закона   № 135-ФЗ, выразившееся в заключении с ООО ИТЦ «СпецМонтаж» договора   № 190 на бескорыстную передачу имущества и наделение правами владения и  пользования в целях благотворительной помощи от 21.10.2014 и договора № 98  об эксплуатационно-техническом обслуживании пультового оборудования  ПАК «Стрелец-Мониторинг» от 05.03.2015, и включении в указанные договоры  положений, предусматривающих предоставление ООО ИТЦ «СпецМонтаж» в  приоритетном порядке доступа к мониторинговой информации о состоянии  оборудования пожарной сигнализации на объектах защиты и технического  мониторинга (пожарного аудита) каналов связи, а именно: 1.1) в срок до  15.04.2016 направить в адрес федеральных государственных казенных  учреждений отрядов Федеральной противопожарной службы Челябинской  области, указанных в договорах № 190 от 21.10.2014 и № 98 от 05.03.2015,  информацию о самостоятельном выборе ими хозяйствующих субъектов,  осуществляющих установку, техническое обслуживание пультового  оборудования, а также подключение объектов защиты к пультовому  оборудованию, с соблюдением требований Федерального закона от 05.04.2013   № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для  обеспечения государственных и муниципальных нужд» и недопустимости  предоставления в приоритетном порядке отдельным хозяйствующим субъектам  доступа к мониторинговой информации о состоянии оборудования пожарной  сигнализации на объектах защиты и технического мониторинга (пожарного  аудита) каналов связи; 1.2) в срок до 01.07.2016 направить ООО ИТЦ  «СпецМонтаж» уведомление о расторжении договора № 190 от 21.10.2014 в  порядке пункта 1 статьи 699 Гражданского кодекса Российской Федерации; 1.3)  в срок до 01.07.2016 направить ООО ИТЦ «СпецМонтаж» уведомление о  расторжении договора № 98 от 05.03.2015 в порядке пункта 7.1 названного  договора; 2) в срок до 30.03.2016 прекратить нарушение части 1 статьи 15  Закона № 135-ФЗ, в том числе пункта 8 названной нормы, выразившееся в  направлении в адрес объектов защиты писем от 03.12.2014 № 11821-10-17, от  03.12.2014 № 11823-10-17, от 09.12.2014 № ШШМ/К-10-17, от 22.01.2015 № 445- 10-17 и № 450-10-17, от 26.01.2015 № 597-10-17 и № 601-10-17, от 05.02.2015   № 983-10-17, от 25.08.2015 № 8097-10-17, а также по направлению в адрес  органов исполнительной власти Челябинской области писем от 27.08.2015   № 8152-10-17, № 8154-10-17, № 8155-10-17, от 28.09.2015 № 8151-10-17, путем:  2.1) отзыва указанных писем; 2.2) информирования адресатов указанных писем  о расторжении договоров № 190 от 21.10.2014 и № 98 от 05.03.2015 с ООО ИТЦ  «СпецМонтаж», о самостоятельном выборе подразделениями пожарной охраны 


хозяйствующих субъектов, осуществляющих установку, техническое  обслуживание пультового оборудования и подключение объектов защиты, о  порядке подключения объектов защиты к пультовому оборудованию,  установленному в подразделениях федеральной пожарной охраны, включая  сведения о перечне выполняемых услуг при подключении, а также порядке  получения информации о техническом мониторинге каналов связи и  неисправности пожарного оборудования, установленного на объектах защиты.  3) в срок до 10 июля 2016 года представить в УФАС по Челябинской области  доказательства исполнения предписания, а именно: надлежаще заверенные  копии уведомлений о расторжении договоров № 190 от 21.10.2014 и № 98 от  05.03.2015, писем в адрес федеральных государственных казенных учреждений  отрядов Федеральной противопожарной службы Челябинской области, с  приложением доказательств их направления адресатам (реестры почтовых  отправлений, отметки о получении и т.д.), а также писем, подтверждающих  исполнение пунктов 2.1 и 2.2 настоящего предписания, в том числе об  информировании адресатов и отзыве писем ГУ МЧС по Челябинской области  от 03.12.2014 № 11821-10-17, от 03.12.2014 № 11823-10-17, от 09.12.2014   № ШШМ/К-10-17, от 22.01.2015 № 445-10-17 и № 450-10-17, от 26.01.2015 № 597- 10-17 и № 601-10-17, от 05.02.2015 № 983-10-17, от 25.08.2015 № 8097-10-17, от  27.08.2015 № 8152-10-17, № 8154-10-17 и № 8155-10-17, от 28.09.2015 № 8151-10- 17, с приложением доказательств направления их адресатам (реестры почтовых  отправлений, отметки о получении и т.д.). 

Не согласившись с этими решением и предписанием, заявители оспорили  их в судебном порядке. 

Рассмотрев спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу об  отсутствии в действиях ГУ МЧС по Челябинской области нарушений  требований ч.1 ст.15 Закона № 135-ФЗ, в связи с чем удовлетворил требования  ГУ МЧС по Челябинской области, ЗАО «Аргус-Спектр» и ООО ИТЦ  «СпецМонтаж» и отказал в удовлетворении требований ООО «Рубеж» 

Оценив фактические обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции  приходи к следующим выводам. 

В соответствии с ч.1 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, Граждане, организации и иные лица вправе обратиться  в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными  ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий  (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных  лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и  действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному  правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере  предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно  возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для  осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. 

 В силу ст.201 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов,  решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные 


полномочия, недействительными является их несоответствие закону или иному  правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или  юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической  деятельности. 

То есть для признания недействительными ненормативных правовых  актов необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого  акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими  актами прав и законных интересов заявителя в сфере экономической  деятельности. 

В соответствии со ст.3 Закон № 135-ФЗ, положения этого закона  распространяются на отношения, связанные с защитой конкуренции. 

В соответствии с ч.1 ст.15 Закона № 135-ФЗ, федеральным органам  исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской  Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим  функции указанных органов органам или организациям, организациям,  участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а  также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку  Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять  действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению,  ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных  федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких  действий (бездействия), в частности запрещается: установление для  приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов,  которые предоставляют такие товары (пункт 5); предоставление  хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке  (пункт 6); создание дискриминационных условий (пункт 8). 

Пунктом 8 части 1 статьи 4 Закона № 135-ФЗ установлено, что под  дискриминационными условиями понимаются условия доступа на товарный  рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи,  иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько  хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с  другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами. 

Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации, данным в п.8 Постановления от 30.06.2008 № 30 «О  некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными  судами антимонопольного законодательства», при рассмотрении дел,  связанных с нарушением ч.1 ст.15 Закона № 135-ФЗ, антимонопольный орган  должен доказать, что оспариваемые акты органов власти, действия  (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению,  устранению конкуренции, а соответствующий орган должен указать  конкретную норму федерального закона, разрешившую данному органу  принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие). 

Из материалов дела следует, что признаки нарушения п.п.5, 6 и 8 ч.1 ст.15  Закона № 135-ФЗ антимонопольным органом установлены в действиях ГУ  МЧСМ по Челябинской области, выразившихся в: 1) установлении путем  


заключения договоров № 292, № 190 и № 98 с ООО «Рубеж» и ООО ИТЦ  «СпецМонтаж» для федеральных казенных учреждений отрядов федеральной  противопожарной службы ограничений выбора хозяйствующих субъектов,  способных установить ПАК «Стрелец-ДДС» и ПАК «Стрелец-ПЧ» в  подразделениях пожарной охраны, а также осуществлять техническое  обслуживание данного оборудования и подключение к нему объектов защиты;  2) включении в договоры № 292, № 190 и № 98 с ООО «Рубеж» и ООО ИТЦ  «СпецМонтаж» положений, предусматривающих предоставление указанным  хозяйствующим субъектам в приоритетном порядке доступа к мониторинговой  информации о состоянии оборудования пожарной сигнализации на объектах  защиты и технического мониторинга (пожарного аудита) каналов связи, что  создает дискриминационные условия деятельности хозяйствующим субъектам  на рынке оказания услуг технического мониторинга (пожарного аудита)  каналов связи и состояния оборудования пожарной сигнализации на объектах  защиты, а также на рынке оказания услуг по техобслуживанию  каналообразующего устройства – объектовой станции на территории  Челябинской области в зоне ответственности отрядов, указанных в договорах   № 292, № 190 и № 98 и может привести к недопущению, ограничению,  устранению конкуренции на указанном товарном рынке; 3) направлении в  адрес объектов защиты писем о заключении договора № 190 с ООО ИТЦ  «СпецМонтаж» и необходимости обеспечения допуска общества к объектовому  оборудованию, а также в направлении в адрес органов исполнительной власти  Челябинской области писем о прекращении договора № 292 с ООО «Рубеж»,  информировании ЗАО «Аргус-Спектр» с целью лишения ООО «Рубеж» статуса  официального сервисного центра, заключении договора с ООО ИТЦ  «СпецМонтаж», которые приводят или могут привести к созданию  преимущественных условий осуществления предпринимательской  деятельности ООО ИТЦ «СпецМонтаж» на рынке эксплуатационно- технического обслуживания каналообразующего оборудования – объектовой  станции, включая технический мониторинг каналов связи и неисправности  оборудования (пожарный аудит), ограничению доступа или устранению иных  хозяйствующих субъектов с указанного рынка, т.е. к созданию  дискриминационных условий. 

Межу тем, как обоснованно указано судом первой инстанции, названные  действия ГУ МЧС по Челябинской области не могут быть квалифицированы в  соответствии с ч.1 ст.15 Закона № 135-ФЗ. 

Так, пунктом 7 статьи 4 Закона № 135-ФЗ определено, что конкуренция  представляет собой соперничество хозяйствующих субъектов, при котором  самостоятельными действиями каждого из них исключается или  ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке  воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем  товарном рынке. 

Признаками ограничения конкуренции являются: сокращение числа  хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке,  рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими 


изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ  хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от  самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий  обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими  субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими  указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими  субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном  рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего  субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке  воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а  также установление органами государственной власти, органами местного  самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении  государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении  таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не  предусмотренных законодательством Российской Федерации (п.17 ст.4 Закона   № 135-ФЗ). 

Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения  пожарной безопасности в Российской Федерации установлены Федеральным  законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», которым  обеспечивается правовое регулирование отношений между органами  государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями,  организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными  юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и  форм собственности, а также между общественными объединениями,  индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами  Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства. 

Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 № 868  утверждено Положение о Министерстве Российской Федерации по делам  гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий  стихийных бедствий, в соответствии с которым МЧС России является  федеральным органом исполнительной власти по выработке и реализации  государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по  надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и  территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,  обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах  (п.1). МЧС России осуществляет управление, координацию, контроль и  реагирование в области гражданской обороны, защиты населения и территорий  от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и  безопасности людей на водных объектах (п.2). 

Положением о территориальном органе Министерства Российской  Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и  ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Приказом МЧС  России от 06.08.2004 № 372 (далее – Приказ № 372), установлено, что ГУ МЧС  России является органом, специально уполномоченным решать задачи  гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации 


чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации (п.п.1, 2). Главное  управление МЧС осуществляет функции по организации деятельности  подчиненных пожарных, пожарно-спасательных, поисково-спасательных и  аварийно-спасательных формирований и других сил МЧС России на  территории области; осуществляет в установленном порядке государственный  надзор за выполнением органами местного самоуправления, организациями и  гражданами установленных требований по гражданской обороне, пожарной  безопасности (за исключением федерального государственного пожарного  надзора в лесах, на подземных объектах, при ведении горных работ, при  производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации  взрывчатых материалов промышленного назначения) и по защите населения и  территорий от чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий (п.12). 

Пунктом 2.1 Порядка тушения пожаров подразделениями пожарной  охраны, утвержденного Приказом МЧС России от 31.01.2011 № 156,  установлено, что действия подразделений по тушению пожара и проведению  аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров, начинаются с  момента получения сообщения о пожаре и считаются законченными по  возвращении сил и средств на место постоянного расположения. Действия  подразделений по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных  работ, связанных с тушением пожаров, включают в себя следующий  первоначальный этап: прием и обработка сообщения о пожаре (вызове). 

Диспетчер гарнизона пожарной охраны обязан осуществлять прием и  отработку сообщений о пожаре (вызове) по телефонным линиям связи или  другим способом (пункт 2.7 Порядка организации службы в подразделениях  пожарной охраны, утвержденного приказом МЧС России от 05.04.2011 № 167). 

В целях материально-технического обеспечения технологической схемы  передачи извещения о пожаре разработан ПАК «Стрелец-Мониторинг»,  принятый на снабжение в системе МЧС России Приказом МЧС России от  28.12.2009 № 743. 

Для обеспечения функционирования ПАК «Стрелец-Мониторинг»  Министерством обороны России МЧС России выделен радиочастотный канал  связи, который относится к сетям связи специального назначения,  обеспечивающим, государственную безопасность (статья 16 Федерального  закона «О связи»). 

Как обоснованно отмечено судом первой инстанции, определение  порядка эксплуатации ПАК «Стрелец-Мониторинг», в том числе и порядка  вывода сигналов о пожаре с объектов защиты на пультовое оборудование ПАК  «Стрелец-Мониторинг», установленное в подразделениях ФПС МЧС России,  находится в прямой компетенции территориального органа МЧС России и  осуществляется им в соответствии с действующим законодательством в  области обеспечения пожарной безопасности и разработанными в соответствии  с ним ведомственными нормативными актами. Указанная деятельность  территориального органа МЧС России осуществляется исключительно в целях  защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, не 


имеет экономического и конкурентного характера, а потому положения Закона   № 135-ФЗ на нее не распространяются. 

Кроме того, имевшее место в настоящем случае предоставление  безвозмездной помощи противопожарной службе МЧС России в рамках  благотворительности в виде безвозмездной передачи в пользование ПАК  «Стрелец-Мониторинг» и безвозмездного оказания услуг по его установке,  пуско-наладочным работам, техническому обслуживанию (на основании  заключенных с ООО «Рубеж» и ООО ИТЦ «СпецМонтаж» договоров №№ 292,  190 и 98) допускается без проведения конкурсных процедур, предусмотренных  законодательством о контрактной системе в сфере закупок (предоставление  имущества и оказание услуг на безвозмездной основе не является закупкой  товара по смыслу Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения  государственных и муниципальных нужд»). 

Доказательств обращения в ГУ МЧС по Челябинской области иных  хозяйствующих субъектов по вопросам установки на безвозмездной основе  указанного ПАК, а также доказательств отказа таким субъектам ГУ МЧС по  Челябинской области антимонопольным органом не представлено. 

Также, действия ГУ МЧС по Челябинской области по заключению  указанных договоров не могут расцениваться в качестве ограничения выбора  подразделениями пожарной охраны (отрядами) хозяйствующих субъектов,  способных установить оборудование ПАК в пожарных частях (как на то  указывает антимонопольный орган), поскольку соответствующими  распорядительными функциями указанные подразделения пожарной охраны не  наделены (в силу Приказа № 743 и Положения № 372 уполномоченным органом  в указанной части является территориальный орган МЧС России – ГУ МЧС, в  подчинении которого находятся в том числе отряды ФПС МЧС России). 

Включение в договоры № 292, № 190 и № 98 с ООО «Рубеж» и ООО ИТЦ  «СпецМонтаж» положений, предусматривающих предоставление указанным  хозяйствующим субъектам доступа к мониторинговой информации о состоянии  оборудования пожарной сигнализации на объектах защиты и технического  мониторинга (пожарного аудита) каналов связи обусловлено необходимостью  надлежащего оказания этими лицами услуг по обслуживанию оборудования  ПАК на безвозмездной основе, и не может рассматриваться в качестве создания  дискриминационных условий деятельности хозяйствующим субъектам на  рынке оказания услуг технического мониторинга (пожарного аудита) каналов  связи и состояния оборудования пожарной сигнализации на объектах защиты, а  также на рынке оказания услуг по техобслуживанию каналообразующего  устройства – объектовой станции в зоне ответственности отрядов ФПС МЧС по  Челябинской области. 

Законность расторжения ГУ МЧС по Челябинской области договора   № 292 с ООО «Рубеж» и заключения договора № 190 с ООО ИТЦ  «СпецМонтаж» антимонопольным органом не оценивалась. Направление ГУ  МЧС по Челябинской области в адрес владельцев объектов защиты  информационных писем, содержащих сведения о расторжении договора с ООО 


«Рубеж» и заключении договора с ООО ИТЦ «СпецМонтаж», произведено в  целях исполнения договора № 190. Такие действия нельзя признать  направленными на создание ООО ИТЦ «СпецМонтаж» преимущественных  условий и на создание дискриминационных условий на рынке. 

При таких обстоятельствах следует согласиться с выводом суда первой  инстанции об отсутствии в действиях ГУ МЧС по Челябинской области  нарушений части 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ, а следовательно и о  несоответствии закону оспоренного решения антимонопольного органа и  выданного на основании такого решения предписания. 

Кроме того, содержащееся в оспоренном предписании требование о  расторжении договора № 190 (п.1.2 предписания) противоречит п.3 ч.1 ст.23  Закона № 135-ФЗ, не наделяющему антимонопольный орган полномочиями на  выдачу предписаний подобного рода (требование о расторжении договора  антимонопольным органом может быть предъявлено только в судебном  порядке в соответствии с п.6 ч.1 ст.23 Закона № 135-ФЗ). 

Поскольку оспариваемыми ненормативными правовыми актами  нарушены права и законные интересы заявителей – ГУ МЧС по Челябинской  области и ООО ИТЦ «СпецМонтаж» (в силу необоснованного прямого  вмешательства в их хозяйственную деятельность и возложения на них  обязанности по расторжению договора), а также ЗАО «Аргус-Спектр», как  производителя ПАК (ввиду направленности названных актов на изменение  определенной этим лицом технологической схемы подключения объектов  защиты к ПАК и его технологического обслуживания путем допуска к  указанным процессам любых лиц, в том числе не аккредитованных ЗАО  «Аргус-Спектр»), следует признать подтвержденным наличие совокупности  обстоятельств, свидетельствующих об обоснованности требований этих лиц. 

Таким образом, требования ГУ МЧС по Челябинской области, ООО ИТЦ  «СпецМонтаж» и ЗАО «Аргус-Спектр» удовлетворены судом первой  инстанции при наличии достаточных оснований, а приведенные в  апелляционной жалобе возражения антимонопольного органа в этой части  подлежат отклонению. 

В отношении вывода суда первой инстанции об отсутствии оснований для  удовлетворения заявления ООО «Рубеж» участвующими в деле лицами  возражений не заявлено, а потому решение в этой части судом апелляционной  инстанции не проверяется. 

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным  основанием для отмены решения судом, не установлено. 

Учитывая приведенные выше обстоятельства, основания для  удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалованного судебного  акта отсутствуют. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 269-271  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, 


П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 10.05.2017 по делу   № А76-8279/2016 в обжалованной части оставить без изменения,  апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по  Челябинской области – без удовлетворения. 

 Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного  производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со  дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд  первой инстанции. 

Председательствующий судья А.А. Арямов 

Судьи: Н.Г. Плаксина

 В.Ю. Костин