ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 18АП-7544/20 от 07.08.2020 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-7544/2020

г. Челябинск

10 августа 2020 года

Дело № А76-51225/2019

Резолютивная часть постановления объявлена августа 2020 года .

Постановление изготовлено в полном объеме августа 2020 года .

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Скобелкина А.П.,

судей Бояршиновой Е.В., Киреева П.Н.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А.,  рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Курчатовского района г. Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 25.05.2020 по делу № А76-51225/2019.

Первый заместитель прокурора Челябинской области обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Администрации Курчатовского района г. Челябинска (далее – администрация) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по размещению на официальном сайте в сети «Интернет» необходимой информации, для развития субъектов малого и среднего предпринимательства; об обязании в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда разместить на официальном сайте органа местного самоуправления в сети «Интернет» предусмотренную частью 2 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» информацию, необходимую для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, а именно:

- о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства и об их классификации по видам экономической деятельности;

- о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности;

- об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности.

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 25.05.2020 заявленные требования удовлетворены.Признано незаконным бездействие Администрации Курчатовского района г. Челябинска, выразившееся в непринятии мер по размещению на официальном сайте в сети «Интернет» необходимой информации для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотренной частью 2 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация Курчатовского района г. Челябинска (далее также – апеллянт, податель жалобы) обжаловала его в судебном порядке. Просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование доводов податель жалобы сослался на то, что полномочия, которые отражены в заявлении Прокуратуры Челябинской области, отнесены к ведению Челябинского городского округа.

Кроме того Администрация Курчатовского района в силу пункта 5 статьи 28 Устава не наделена отдельными полномочиями по формированию и осуществлению муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Курчатовского района проведена проверка исполнения Администрацией Курчатовского района г.Челябинска законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления.

По результатам проверки установлено, что в информационных системах, на официальном сайте Администрации Курчатовского района г. Челябинска в сети «Интернет» (http://kurchatov74.ru) не размещена предусмотренная частью 2 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон № 209-ФЗ) информация для субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе:
- о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства и об их классификации по видам экономической деятельности;
- о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификации по видам экономической деятельности;
- об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности.
В целях устранения нарушения вышеуказанных требований прокуратурой 14.11.2019 вынесено представление Главе Курчатовского района города Челябинска о принятии мер по размещению в информационных системах на официальном сайте Администрации информации, предусмотренной частью 2 статьи 19 Закон № 209-ФЗ.
В ответ на представление прокурора, Администрацией представлено письмо от 19.11.2019 № 366 (л.д. 11), в котором орган местного самоуправления сообщил следующее:
- запрошенная информация о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства и об их классификации по видам экономической деятельности будет размещена на официальном сайте Администрации;
- информацией о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификации по видам экономической деятельности Администрация не располагает, в связи с чем в Главное управление Центра занятости населения города Челябинска будет направлено письмо о предоставлении ежеквартальной информации;
- информация об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности будет размещена на официальном сайте Администрации и будет обновляться ежеквартально по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики Челябинской области. При этом Администрация указала, что основные показатели деятельности малых и средних организаций Курчатовского района города Челябинска не предусмотрены Каталогом информационно-статистических материалов для муниципальных образования Челябинского городского округа (нет информации в разрезе внутригородского района) и рассчитываются Челябинскстатом по отдельной калькуляции.
Кроме того, в письме Администрация указала, что в целях выполнения представления прокурора и удобства информирования предпринимателей на официальном сайте Администрации будет обобщена информация и создан раздел «Малое и среднее предпринимательство», в котором будет отражена актуальная информация в подразделе «Сведения для субъектов малого и среднего предпринимательства».
По результатам мониторинга интернет-сайта Администрации, прокуратурой Курчатовского района города Челябинска 20.11.2019 установлено, что вышеуказанная информация, предусмотренная частью 2 статьи 19 Закона № 209-ФЗ (о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства и об их классификации по видам экономической деятельности; о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификации по видам экономической деятельности; об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности) на официальном сайте Администрации не размещена, о чем составлен акт от 20.11.2019 (л.д. 13).
05.12.2019 прокуратурой повторно осуществлен мониторинг интернет-сайта Администрации, по результатам которого установлено, что вышеуказанная информация на сайте не размещена, о чем составлен акт от 05.12.2019.
В подтверждение отсутствия указанной информации на официальном сайте администрации, к акту проверки выполнены скриншоты страниц сайта по состоянию на 05.12.2019 (л.д. 23-29).
В связи с отсутствием доказательств размещения на интернет-сайте указанной информации, полагая, что со стороны органа местного самоуправления допущено незаконное бездействие, прокурор обратился в суд с рассматриваемым заявлением.

Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что администрацией допущено незаконное бездействие, выразившееся в неисполнении возложенной на нее законом обязанности по размещению соответствующей информации на официальном сайте органа местного самоуправления.

На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу пункта 25 части 1 статьи 15, пункта 28 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создание условий для содействия развитию малого и среднего предпринимательства отнесено к вопросам местного значения муниципального района.

В статье 11 Закона № 209-ФЗ закреплены полномочия органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства, к которым относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе:

1) формирование и осуществление муниципальных программ (подпрограмм) с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;

2) анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований;

3) формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение ее деятельности;

4) содействие деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, и структурных подразделений указанных организаций;

5) образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления.

Согласно части 1 статьи 14 Закона № 209-ФЗ одним из основных принципов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления являются доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого и среднего предпринимательства и открытость процедур оказания поддержки.

В соответствии со статьей 16 Закона № 209-ФЗ поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя, в том числе информационную поддержку таких субъектов и организаций.

Частью 2 статьи 19 Закона № 209-ФЗ к числу информации, обеспечение которой субъектов малого и среднего предпринимательства является целью создания инфраструктуры их поддержки, отнесены, в том числе сведения о числе размещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона № 209-ФЗ оказание информационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем, официальных сайтов информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети «Интернет» и информационно - телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

В то же время требования, установленные в части 3 статьи 19 Закона №209-ФЗ, позволяют информацию, указанную в части 2 данной статьи, и являющуюся общедоступной, размещать в сети «Интернет» на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, наделенных отдельными полномочиями в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства в пределах их компетенции, не исключая возможности создания для этих целей указанными органами официальных сайтов информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети «Интернет».

При этом сведения о числе размещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности, исходя из их значимости, являются с учетом требований статьи 11 Закона №209-ФЗ элементами анализа финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований, следовательно, размещение именно этих сведений также отнесено к полномочиям органа местного самоуправления.

Таким образом, предусматривая обязательное наличие такой информации на сайте органа местного самоуправления, законодатель имел в виду необходимость ее использования для оценки экономической ситуации на конкретной территории как субъектами малого и среднего предпринимательства, так и непосредственно органами местного самоуправления для осуществления полномочий в этой сфере.

Системный анализ приведенных выше положений действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что обязанность по опубликованию и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления в сети «Интернет» информации, указанной в части 2 статьи 19 Закона № 209-ФЗ, возложена на органы власти всех уровней, в том числе на органы местного самоуправления.

Довод ответчика об отсутствии полномочий на оспариваемые действия в силу разграничения полномочий между органами местного самоуправления городского округа и органами муниципальной власти внутригородских районов, судом апелляционной инстанции рассмотрен и отклонен.

Разграничение полномочий между органами местного самоуправления городского округа и органами муниципальной власти внутригородских районов осуществлено Законом Челябинской области № 97-ЗО от 25.12.2014 «О разграничении полномочий органов местного самоуправления Челябинского городского округа и органов местного самоуправления внутригородских районов в его составе по решению вопросов местного значения внутригородских районов» (с изменениями на 4 июля 2019 года) (статья 9 Закона).
Между тем, из положений статьи 9 Закона Челябинской области № 97-ЗО не следует, что обязанность доведения до субъектов малого, среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого, среднего предпринимательства, информации, предусмотренной частью 2 статьи 19 Закона № 209-ФЗ, возложена исключительно на орган местного самоуправления Челябинского городского округа.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 9 Закона Челябинской области № 97-ЗО к полномочиям органов местного самоуправления внутригородских районов относится содействие развитию малого и среднего предпринимательства.
То обстоятельство, что к полномочиям органа местного самоуправления городского округа отнесен анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства, прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территории Челябинского городского округа в разрезе внутригородских районов, не исключает обязанность органов местного самоуправления внутригородского района осуществлять информационную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы администрации.

В рассматриваемо случае администрация неверно толкует требования части 3 статьи 19 Закона № 209-ФЗ, полагая, что сбор информации о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности не относится к компетенции апеллянта, а является полномочием Челябинского городского округа.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, в части 3 статьи 19 Закона №209-ФЗ определена компетенция органов местного самоуправления органов в сфере информационной поддержки данных субъектов.

Наличие либо отсутствие у администрации технической возможности по размещению и обновлению информации в сроки, установленные действующим законодательством, не опровергает выводы о незаконном бездействии администрации, выразившемся в несоблюдении требований части 2 и части 3 статьи 19 Закона № 209-ФЗ, которое влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга субъектов предпринимательской деятельности на получение информационной поддержки в виде доступа к предусмотренной законом информации и препятствует созданию благоприятных условий для развития бизнеса.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, удовлетворив заявленные прокурором требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.

Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы администрации не имеется.

В соответствии подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины, в связи с чем государственная пошлина по ее апелляционной жалобе распределению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

         решение Арбитражного суда Челябинской области от 25.05.2020 по делу № А76-51225/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Курчатовского района г. Челябинска - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья                                            А.П. Скобелкин

Судьи                                                                                   Е.В. Бояршинова

                                                                                              П.Н. Киреев