ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 18АП-7682/2016 от 08.08.2016 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-7682/2016

г. Челябинск

11 августа 2016 года

Дело № А07-4303/2016

Резолютивная часть постановления объявлена августа 2016 года .

Постановление изготовлено в полном объеме августа 2016 года .

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,

судей Соколовой И.Ю., Суспициной Л.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Хуторным М.О., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.05.2016 по делу № А07-4303/2016 (судья Харисов А.Ф.).

В заседании приняли участие представители:

общества с ограниченной ответственностью «Центр развития перспективных проектов» – Шахмаева Д.Р. (доверенность от 16.12.2015), Хасанов Р.Ф. (доверенность от 24.02.2016),

Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан – Байбулатов И.Р. (доверенность от 23.06.2016),

общества с ограниченной ответственностью «Перспектива» - Ватолина М.В. (доверенность от 11.07.2016).

Общество с ограниченной ответственностью «Центр развития перспективных проектов» (далее – общество «Центр развития перспективных проектов», общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее – Администрация, Управление, ответчики) о признании отказа Управления в предоставлении земельных участков, выраженного в письме № 15656 от 18.01.2016, незаконным; обязании Управления в месячный срок с момента вступления настоящего решения суда в законную силу предоставить в собственность общества «Центр развития перспективных проектов» земельные участки с кадастровыми номерами 02:55:011106:83 площадью 29 755 кв.м и 02:55:010503:33 площадью 2 403 кв.м.

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.05.2016 (резолютивная часть от 05.05.2016) требования истца удовлетворены.

Суд признал незаконным отказ Администрации, выраженный в письме Управления от 18.01.2016 № 15656, в предоставлении обществу «Центр развития перспективных проектов» в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:011106:83 площадью 29 755 кв.м и 02:55:010503:33 площадью 2 403 кв.м и обязал Администрацию в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу представить обществу «Центр развития перспективных проектов» в собственность указанные земельные участки.

В апелляционной жалобе Администрация (далее также – апеллянт, податель апелляционной жалобы) просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт.

В обоснование поданной апелляционной жалобы её податель ссылается на неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела, и недоказанность обстоятельств, которые суд посчитал установленными.

Апеллянт считает необоснованным вывод суда первой инстанции о незаконности отказа органа местного самоуправления в предоставлении в собственность истца земельных участков в силу того, что постановление Правительства Республики Башкортостан от 05.02.2014 № 46 «Об утверждении Порядка предоставления земельных участков лицам, осуществляющим завершение строительства многоквартирных домов, включенных в сводный перечень проблемных объектов на территории Республики Башкортостан, и (или) лицам, которым лицо, осуществляющее завершение строительства многоквартирного дома, включенного в сводный перечень проблемных объектов на территории Республики Башкортостан, уступило право требования денежных средств в связи с исполнением обязательств по завершению такого строительства, в целях компенсации затрат, связанных с удовлетворением требований граждан, пострадавших вследствие неисполнения застройщиками (заказчиками) обязательств по строительству многоквартирных домов на территории Республики Башкортостан» (далее по тексту – Постановление Правительства РБ от 05.02.2014 № 46), к моменту обращения истца в орган местного самоуправления утратило силу с 13.05.2015. Таким образом, в отсутствие законодательного регулирования льготного предоставления земельных участков застройщикам, осуществившим завершение строительства проблемных жилых домов, основания для предоставления земельных участков истцу отсутствуют.

Апеллянт полагает, что истец не представил достоверные доказательства, подтверждающие размер заявленной компенсации, в деле отсутствуют отчеты о рыночной стоимости земельных участков. Заключение Госстроя Республики Башкортостан не может быть относимым и допустимым доказательством.

К дате судебного заседания на апелляционную жалобу Администрации поступил отзыв от общества «Центр развития перспективных проектов», в котором истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители Управления не явились.

В отсутствие возражений представителей лиц, участвующих в деле, и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена без участия неявившегося лица.

В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали свои правовые позиции, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на неё.

Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Как следует из письменных материалов дела, постановлением Администрации от 29.22.2011 № 6974 Муниципальному унитарному предприятию «Центр недвижимости» городского округа город Уфа Республики Башкортостан было поручено завершение строительства проблемного объекта «Многоэтажный жилой дом со встроенно-пристроенными предприятиями обслуживания населения в микрорайоне «Инорс-7» по ул. Георгия Мушникова в Калининском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан».

В соответствии с заключением Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре от 21.03.2014 № 12-11/0095 о подтверждении выполненных объемов и произведенных затрат Муниципальным унитарным предприятием «Центр недвижимости» городского округа город Уфа Республики Башкортостан на объекте: «Многоэтажный жилой дом со встроенно-пристроенными предприятиями обслуживания населения в микрорайоне «Инорс-7» по ул. Георгия Мушникова в Калининском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан», сумма произведенных затрат на завершение строительства объекта составила 225 607 424 рубля 48 копеек.

В соответствии с договором уступки прав требования № 031-14 от 23.04.2014 муниципальное унитарное предприятие «Центр недвижимости» городского округа город Уфа Республики Башкортостан с согласия Администрации, выраженного в постановлении  от 23.04.2014 № 1664, уступило права требования компенсации затрат лицам, осуществляющим завершение строительства многоквартирных домов, включенных в сводный перечень проблемных объектов Республики Башкортостан, обществу «Центр развития перспективных проектов».

Согласно постановлению Администрации от 18.06.2014 № 2620 обществу «Центр развития перспективных проектов» были предоставлены в собственность земельные участки с кадастровыми номерами: 02:55:020614:540, 02:55:020614:541, 02:55:020614:543, 02:55:020614:539, 02:55:020614:542, 02:55:020614:530, 02:55:020614:529, 02:55:020614:538, 02:55:020614:537.

Ссылаясь на то, что общество имеет право требования компенсации в размере 70 079 424,48 руб. в счет возмещения расходов на завершение строительства проблемных жилых домов, истец обратился в Управление с письмом исх. № 9 от 13.11.2015 о предоставлении земельных участков с кадастровым номером 02:55:011106:83 (г. Уфа, Кировский р-н, ул. Бельская, площадь участка 29 755 кв.м) и с кадастровым номером 02:55:010503:33 (г. Уфа, Советский р-н, ул. 50-летия Октября, площадь участка 2 403 кв.м).

Управлением был дан ответ исх. № 15656 от 18.01.2016, из которого следует, что в связи с принятием Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ, Закона Республики Башкортостан от 28.05.2015 № 225-з, постановления Правительства Республики Башкортостан от 10.05.2006 № 126 «О некоторых вопросах, связанных с распоряжением земельными участками, находящимися в государственной собственности Республики Башкортостан» и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Башкортостан, нормы, регулирующие льготное предоставление земельных участков лицам, осуществляющим завершение строительства многоквартирных домов, включенных в сводный перечень проблемных объектов Республики Башкортостан, утратили силу, основания для предоставления земельных участков истцу отсутствуют.

Полагая, что в счет оставшейся части компенсации затрат общества, понесенных в связи с окончанием строительства жилого дома со встроенно-пристроенными предприятиями обслуживания населения в микрорайоне «Инорс-7», расположенного по ул. Георгия Мушникова в Калининском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан, у Администрации возникла обязанность по предоставлению в собственность истца двух указанных в заявлении земельных участков, общество «Центр развития перспективных проектов» обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Рассмотрев заявленные требования в порядке главы 24 АПК РФ, суд первой инстанции исходил из наличия у органа местного самоуправления обязанности по предоставлению земельных участков в собственность общества «Центр развития перспективных проектов» в качестве компенсации расходов на завершение строительства проблемных жилых домов.

Согласно ч. 1 ст. 168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу.

Из материалов дела следует, что в период с 05.02.2014 по 13.05.2015 на территории Республики Башкортостан нормативными актами предусмотрен особый порядок предоставления земельных участков в собственность застройщика в качестве компенсации его затрат на завершение строительства проблемных жилых домов (Постановление Правительства Республики Башкортостан от 05.02.2014 № 46), а правоотношения сторон имеют компенсационный характер возмещения указанных затрат застройщику, в связи с чем для определения правового регулирования сложившихся правоотношений следует определить их правовую квалификацию.

Из материалов дела следует, что общество «Центр развития перспективных проектов», ссылаясь на Постановление Правительства Республики Башкортостан от 05.02.2014 № 46, обратилось в орган местного самоуправления с заявлением от 13.11.2015 о предоставлении обществу в собственность в порядке компенсации некомпенсированных затрат в сумме 70 079 424,48 руб., понесенных на завершение строительства проблемного многоквартирного дома, в собственность земельных участков с кадастровым номерами 02:55:011106:83 площадью 29 755 кв.м и 02:55:010503:33 площадью 2 403 кв.м (л.д. 14).

Возникновение права на компенсацию понесенных при завершении строительства дома затрат общество «Центр развития перспективных проектов» связывает с выдачей Госстроем Республики Башкортостан  заключения от 31.03.2014 о размере понесенных застройщиком затрат.

Согласно статье 11 ЗК РФ (в ранее действовавшей редакции по состоянию на 31.03.2014) к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

В силу статьи 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Согласно положениям п. 1 и п. 3 ст. 3 ЗК РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Согласно части 1.2 статьи 10 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 № 59-з (в редакции Закона Республики Башкортостан от 01.07.2013 № 697-з), на которую ссылается истец, земельные участки предоставляются бесплатно лицам, осуществляющим завершение строительства многоквартирного дома, включенного в сводный перечень проблемных объектов на территории Республики Башкортостан, и (или) лицам, которым лицо, осуществляющее завершение строительства многоквартирного дома, включенного в сводный перечень проблемных объектов на территории Республики Башкортостан, уступило право требования денежных средств в связи с исполнением обязательств по завершению такого строительства, в целях компенсации затрат в размере, пропорциональном расходам на строительство многоквартирного жилого дома, включенного в сводный перечень проблемных объектов на территории Республики Башкортостан, связанных с удовлетворением требований граждан, пострадавших вследствие неисполнения застройщиками (заказчиками) обязательств по строительству многоквартирных домов на территории Республики Башкортостан.

В соответствии с п. 1 ст. 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

В силу ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений

Согласно п. 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

В данном случае частью 1.2 статьи 10 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 № 59-з предусмотрено право на получение в собственность земельных участков в счет компенсации строительства проблемного жилья в Республике Башкортостан.

Из преамбулы указанного Закона следует, что он регулирует отношения по использованию и охране земель в Республике Башкортостан как основы жизни и деятельности народов, проживающих на территории Республики Башкортостан, что с учетом положений ст. 3 ЗК РФ и полномочий, предоставленных субъектам Российской Федерации пунктом 1 статьи 2 того же Кодекса, позволяет сделать вывод о том, что Закон Республики Башкортостан от 05.01.2004 № 59-з принят в развитие норм Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 28 ЗК РФ (в ранее действовавшей редакции) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

В силу ст. 29 Кодекса (в ранее действовавшей редакции) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Согласно актуальной редакции норм Земельного кодекса, действовавших на момент обращения истца в орган местного самоуправления с заявлением от 13.11.2015, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (ст. 39.2 ЗК РФ).

В силу нормы ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации и п. 1 ст. 3 ЗК РФ земля является основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Взаимосвязанные положения названных норм позволяют прийти к выводу, что правоотношения истца и ответчиков обусловлены публичными полномочиями органа местного самоуправления в сфере земельных отношений, в силу чего, хотя обязательство Администрации перед истцом и носит компенсационный характер, данное обязательство не является гражданско-правовым и не подлежит регулированию нормами частноправового характера.

В соответствии с пунктом 11.1 части 3 статьи 2 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 № 59-з (в редакции Закона Республики Башкортостан от 01.07.2013 № 697-з) Правительство Республики Башкортостан устанавливает порядок предоставления земельных участков лицам, осуществляющим завершение строительства многоквартирных домов, включенных в сводный перечень проблемных объектов на территории Республики Башкортостан, и (или) лицам, которым лицо, осуществляющее завершение строительства многоквартирного дома, включенного в сводный перечень проблемных объектов на территории Республики Башкортостан, уступило право требования денежных средств в связи с исполнением обязательств по завершению такого строительства, в целях компенсации затрат в размере, пропорциональном расходам на строительство многоквартирного жилого дома, включенного в сводный перечень проблемных объектов на территории Республики Башкортостан, связанных с удовлетворением требований граждан, пострадавших вследствие неисполнения застройщиками (заказчиками) обязательств по строительству многоквартирных домов на территории Республики Башкортостан.

До 13.05.2015 в Республике Башкортостан такой порядок был утвержден Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 05.02.2014 № 46.

Согласно пункту 1.2. постановления Правительства Республики Башкортостан от 05.02.2014 № 46 (в редакции постановления Правительства Республики Башкортостан от 15.09.2014 № 428) настоящий Порядок применяется при принятии решений по передаче земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан.

В редакции до внесения изменений постановлением Правительства Республики Башкортостан от 15.09.2014 № 428 положения пункта 1.2. Постановления Правительства от 05.02.2014 № 46 также распространялись на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.

Из сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним следует, что земельный участок с кадастровым номером 02:55:011106:83 является муниципальной собственностью муниципального образования городской округ город Уфа, а земельный участок с кадастровым номером 02:55:010503:33 относится к категории публичных земель, государственная собственность на которые не разграничена.

Таким образом, утвержденный постановлением Правительства Республики Башкортостан от 05.02.2014 № 46 порядок предоставления земельных участков лицам, осуществляющим завершение строительства многоквартирных домов, включенных в сводный перечень проблемных объектов на территории Республики Башкортостан, не может наделять истца правом на получение истребуемой компенсации в виде предоставления земельного участка с кадастровым номером 02:55:011106:83, поскольку указанный участок не относится к землям государственной собственности Республики Башкортостан.

Согласно п. 1 ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

В силу п.п. 4 ст. 3 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 № 59-з органы местного самоуправления в Республике Башкортостан устанавливают порядок предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Пунктом 2 постановления Правительства Республики Башкортостан от 05.02.2014 № 46 рекомендовано органам местного самоуправления Республики Башкортостан принять аналогичный порядок предоставления земельных участков лицам, осуществляющим завершение строительства многоквартирных домов, включенных в сводный перечень проблемных объектов на территории Республики Башкортостан.

Однако доказательств принятия такого порядка в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности городского округа г. Уфа, не имеется.

При изложенных обстоятельствах Постановление Правительства Республики Башкортостан от 05.02.2014 № 46 не может являться правовым основанием для предоставления земельного участка с кадастровым номером 02:55:011106:83 в собственность истца.

В части земельного участка с кадастровым номером 02:55:010503:33, в отношении которого государственная собственность не разграничена, также не имеется оснований для его предоставления в собственность общества «Центр развития перспективных проектов» в силу следующего.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3.3. Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Аналогичные полномочия предоставлены органам местного самоуправления г. Уфы нормой ст. 25.3 Закона Республики Башкортостан № 59-з.

В силу изложенного, нормы пункта 1.2. Постановления Правительства Республики Башкортостан № 46 от 05.02.2014 (в редакции до внесения изменений постановлением Правительства Республики Башкортостан от 15.09.2014 № 428), допускающие льготное предоставление земельных участков застройщикам, завершившим строительство проблемных жилых домов, из числа неразграниченных земель, подлежат применению в нормативном единстве с пунктом 2 того же Постановления, в силу которого органам местного самоуправления Республики Башкортостан рекомендовано принять аналогичный порядок предоставления земельных участков, поскольку прямое распространение норм пункта 1.2. названного Постановление на неразграниченные в публичной собственности земельные участки нарушает полномочия органов местного самоуправления по распоряжению такими землями.

По тем же основаниям нормы п. 1.2. в ранее действовавшей редакции не подлежат прямому применению при оценке допустимости предоставления земельного участка с кадастровым номером 02:55:010503:33, поскольку ни нормами п. 10 ст. 3 Вводного закона, ни нормами Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 № 59-з Правительство Республики Башкортостан не уполномочено на распоряжение землями, государственная собственность на которые не разграничена.

Как указано выше, уполномоченным органом местного самоуправления городского округа г. Уфа не был принят порядок предоставления земельных участков лицам, осуществляющим завершение строительства многоквартирных домов, включенных в сводный перечень проблемных объектов на территории Республики Башкортостан как в отношении земель, находящихся в муниципальной собственности, так и в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, в силу чего основания для предоставления спорных участков отсутствуют.

Апелляционный суд также полагает, что принятие такого льготного порядка предоставления земельного участка исключается положениями нормы п. 11.1. ч. 3 ст. 2 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 № 59-з (в ранее действовавшей редакции), в силу которой полномочия по установлению порядка предоставления земельных участков лицам, осуществляющим завершение строительства многоквартирных домов, включенных в сводный перечень проблемных объектов на территории Республики Башкортостан, относятся к компетенции Правительства Республики Башкортостан, а нормой ст. 3 того же закона принятие указанного порядка не отнесено к числу полномочий органов местного самоуправления в Республике Башкортостан.

Более того, возможность предоставления земельных участков из числа земель неразграниченной государственной собственности в частную собственность в порядке и по основаниям, не предусмотренным федеральным законодательством, исключается в силу положений п. 1 ст. 209, ст. 124 ГК РФ и п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», поскольку делегированные полномочия органа местного самоуправления по распоряжению неразграниченными земельными участками не могут быть противопоставлены исключительным и абсолютным полномочиям публичного собственника земельного участка по степени усмотрения и автономии воли при осуществлении предоставленных полномочий. В силу этого, лица, не являющиеся публичным собственником и осуществляющие распоряжение публичными землями в порядке делегированных полномочий, не вправе разрешать вопрос об отчуждении земельных участков из числа публичных земель в порядке компенсации застройщику, фактически оказавшему содействие в решении вопросов местного значения.

По вышеизложенным обстоятельствам апелляционный суд не усматривает правовых оснований для применения постановления Правительства Республики Башкортостан от 05.02.2014 № 46 к рассматриваемым отношениям по аналогии закона, поскольку Правительство Республики Башкортостан не имеет полномочий по распоряжению земельными участками, находящими в муниципальной собственности, и землями, государственная собственность на которые не разграничена.

В силу ч. 2 ст. 13 АПК РФ арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.

Поскольку ни нормами федерального законодательства, ни нормами Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 № 59-з орган местного самоуправления Республики Башкортостан не уполномочен на принятие нормативного акта, предусматривающего возможность предоставления в собственность юридического лица земельных участков из числа неразграниченных публичных земель либо земель, находящихся в муниципальной собственности, такой правовой акт фактически не принят, а нормы Постановления Правительства Республики Башкортостан № 46 от 05.02.2014 прямого действия в данном случае не имеют, правовые основания для предоставления истцу компенсации в виде испрашиваемых земельных участков отсутствуют.

Нормы п. 2 ст. 28 ЗК РФ и п. 4 ст. 3 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 № 59-з, применению к рассматриваемым отношениям не подлежат, поскольку названные нормы в их нормативном единстве с нормами ст.ст. 2, 3, 6 того же Кодекса, регулируют порядок предоставления земельных участков из земель публичной собственности, в то время как в данном случае правоотношения сторон не связаны с приобретением земельных участков для целей строительства, а обусловлены особым правом истца как застройщика проблемного объекта на получение компенсации своих затрат на строительство.

Кроме того, принятым в порядке п. 2 ст. 28 ЗК РФ нормативным актом субъекта Российской Федерации, допускающим предоставление земельных участков из числа публичных земель в собственность юридического лица, в данном случае является Закон Республики Башкортостан от 05.01.2004 № 59-з и принятое во исполнение Закона постановление Правительства Республики Башкортостан от 05.02.2014 № 46, которое с учетом взаимосвязанных положений пункта 11.1 части 3 статьи 2 и части 1.2 статьи 10 Закона Республики Башкортостан распространяет свое действие только на земельные участки, находящиеся в собственности Республики Башкортостан, а аналогичный муниципальный нормативный акт в отношении муниципальных и неразграниченных земель отсутствует и не может быть принят при отсутствии у муниципального образования соответствующих полномочий. При таких обстоятельствах нормы п. 2 ст. 28 ЗК РФ не имеют прямого действия в части наделения истца правом на получение в собственность земельных участков.

Апелляционный суд также не находит подтвержденным по материалам дела факт несения затрат по проведению работ по завершению строительства многоквартирного дома.

В силу ч. 1 ст. 4 АПК РФ в судебном порядке подлежат защите нарушенное субъективное право или законный интерес лица.

Исходя из положений части 1.2 статьи 10 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 № 59-з земельные участки в целях компенсации затрат застройщикам, осуществившим завершение строительства проблемных жилых домов, предоставляются в размере, пропорциональном расходам на строительство многоквартирного жилого дома.

Таким образом, принимая во внимание компенсационный характер правоотношений сторон, обусловленных возмещением затрат истцу как застройщику проблемного жилого дома, объем предоставляемой истцу компенсации не должен превышать размер понесенных истцом затрат, поскольку при обратном истец будет приобретателем неосновательного обогащения.

В силу ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Согласно ст. 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

В силу положений ч. 1, 2, 4 ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств; арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности; каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.

Оценив представленные в обоснование указанного обстоятельства доказательства, апелляционный суд приходит к выводу о непредставлении истцом достоверных и допустимых доказательств, подтверждающих объем понесенных застройщиком затрат.

Заключение от 21.03.2014 № 12-11/0095, выполненное государственным комитетом Республики Башкортостан по строительству и архитектуре (л.д. 22), не может быть принято судом, поскольку из содержания заключения не следует, каким образом специалистами определена стоимость произведенных затрат.

Первичные документы, позволяющие суду определить указанное обстоятельство, в дело не представлены.

Иных достоверных и допустимых доказательств фактического несения затрат на завершение строительства проблемного жилого дома, что предоставляло бы истцу право на равноценную компенсацию, в дело не представлено, и поскольку в силу ч. 3 ст. 15, ст. 71, ч. 4 ст. 170 АПК РФ выводы суда не могут быть основаны на предположениях, апелляционный суд приходит к выводу о недоказанности истцом оснований для возникновения у него права на компенсацию, предусмотренную вышеперечисленными нормативными актами.

Решение суда первой инстанции подлежит отмене как принятое с нарушением норм материального права, требования истца удовлетворению не подлежат.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.

Судебные расходы по оплате государственной пошлины по иску подлежат распределению в соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ.

Размер государственной пошлины по требованиям общества «Центр развития перспективных проектов» определен, исходя из квалификации апелляционным судом заявленных требований в мотивировочной части настоящего постановления.

Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.05.2016 по делу № А07-4303/2016 отменить.

         В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Центр развития перспективных проектов» отказать.

         Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья                                        Г.Н. Богдановская

Судьи:                                                                                    И.Ю. Соколова

                                                                                         Л.А. Суспицина