ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 18АП-7748/2022 от 25.07.2022 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-7748/2022

г. Челябинск

25 июля 2022 года

Дело № А07-30480/2021

Резолютивная часть постановления объявлена июля 2022 года .

Постановление изготовлено в полном объеме июля 2022 года .

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Арямова А.А.,

судей Плаксиной Н.Г., Бояршиновой Е.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционную жалобу Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.04.2022 по делу №А07-30480/2021.

В судебном заседании приняли участие представители:

общества с ограниченной ответственностью «Грин» - ФИО1 (доверенность от 01.09.2021, диплом)

Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан- ФИО2 (доверенность №М09-13-7416 от 01.06.2022, диплом);

Ассоциации Саморегулируемой организации «Объединение предпринимателей по рециклингу отходов» - ФИО3 (руководитель в соответствии с протоколом №3 от 02.04.2019);

общества с ограниченной ответственностью «Экология Т» - ФИО4 (доверенность от 10.01.2022, диплом);

общества с ограниченной ответственностью «Полигон» - ФИО5 (руководитель в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ от 23.07.2022).

Общество с ограниченной ответственностью «Грин» (далее – заявитель, ООО «Грин») обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Министерству природопользования и экологии республики Башкортостан (далее – Министерство) о: 1) признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении действий предусмотренных пунктами 32, 34 Правил разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требованиями к составу и содержанию таких схем, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 №1130 (далее – Правила №1130), по корректировке Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными Республики Башкортостан (далее – Территориальная схема), а именно – в части не внесения в Территориальную схему данных о мусоросортировочном комплексе (МСК) ООО «Грин», расположенном по адресу: <...>, как о действующем, а так же не внесения изменений в схему потоков твердых коммунальных отходов (ТКО) о направлении потоков твердых коммунальных отходов на мусоросортировочный комплекс ООО «Грин», расположенный по адресу: <...>) обязании совершить действия, предусмотренные пунктами 32, 34 Правил №1130 и внести данные о мусоросортировочном комплексе ООО «Грин», расположенном по адресу: <...>, как о действующем, а так же внести изменения в схему потоков твердых коммунальных отходов о направлении потоков твердых коммунальных отходов на мусоросортировочный комплекс ООО «Грин», расположенный по адресу: <...>.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительном предмета спора, привлечены: Ассоциация Саморегулируемая организация «Объединение предпринимателей по рециклингу отходов», общество с ограниченной ответственностью «Экология Т» и общество с ограниченной ответственностью «Полигон» (далее – Ассоциация, ООО «Экология Т» и ООО «Полигон»).

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.04.2022 (резолютивная часть решения объявлена 18.04.2022) требования заявителя удовлетворены, признано незаконным бездействие Министерства, выразившееся в неисполнении действий предусмотренных пунктами 32, 34 Правил №1130 по корректировке Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными Республики Башкортостан, а именно в части не внесения данных о мусоросортировочном комплексе ООО «Грин», расположенном по адресу: <...>, как о действующем, а так же не внесения изменений в схему потоков твердых коммунальных отходов о направлении потоков твердых коммунальных отходов на мусоросортировочный комплекс ООО «Грин», расположенный по адресу: <...>. На Министерство возложена обязанность совершить действия, предусмотренные пунктами 32, 34 Правил №1130 и внести данные о мусоросортировочном комплексе ООО «Грин», расположенном по адресу: <...> как о действующем, а так же внести изменения в схему потоков твердых коммунальных отходов, указав количество направляемых и обрабатываемых отходов на мусоросортировочный комплекс ООО «Грин», расположенный по адресу <...>, в соответствии с требованиями действующего законодательства, в количестве не меньшем чем для иных участников товарного рынка. Также судом взысканы с Министерства в пользу общества расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб.

Министерство, не согласившись с таким решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении  заявленных требований, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение судом норм материального права.

Полагает, что со стороны Министерства не было допущено незаконного бездействия. Обращает внимание на следующие обстоятельства: ООО «Грин» на спорном мусоросортировочном комплексе осуществляет деятельность по обращению с отходами на основании лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, которая выдана 22.12.2015, то есть до введения мусоросортировочного комплекса в эксплуатацию в 2019 году, при этом, после введения комплекса в эксплуатацию заявитель не обращался за переоформлением лицензии на новые виды работ, при этом, в экспертном заключении от 23.12.2019 и подготовленном на его основе санитарно-эпидемиологическом заключении по проекту санитарно-защитной зоны от 20.01.2020 указанный мусоросортировочный комплекс не поименован; в соответствии  с приложением к указанному санитарно-эпидемиологическому заключению, расстояние промплощадки ООО «Грин» до ближайших жилых домов составляет 176м – с запада и 318м – с юго-запада, в пределах 500-метровой санитарно-защитной зоны этого объекта расположены 72 жилых дома и 5 объектов оптовой и розничной торговли продуктами питания, что является грубым нарушением требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 и права граждан на благоприятную среду; расстояние от промплощадки ООО «Грин» до жилых домов подтверждено и актом осмотра земельного участка от 29.04.2021 с графическими материалами; требования пункта 32 Правил №1130, регламентирующие порядок рассмотрения замечаний и предложений по корректировке территориальной схемы, Министерством соблюдены; положительное санитарно-эпидемиологическое заключение от 20.01.2020 и лицензия ООО «Грин» не имеют отношения к спорному мусоросортировочному комплексу заявителя; земельный участок по адресу: Республика Башкортостан, <...>, на котором осуществлено строительство мусоросортировочного комплекса ООО «Грин», расположен в территориальной зоне «П», в которой предусмотрен вид разрешенного использования с кодом 12.2 «специальная деятельность», включая размещение, захоронение, утилизацию, накопление, обработку, обезвреживание отходов производства и потребления, размещение объектов размещения, захоронения, хранения, обезвреживания отходов, такая деятельность является условно разрешенной и требует получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка в порядке статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, однако, такое разрешение у заявителя отсутствует, в связи с чем он привлекался к административной ответственности; при обращении в суд с заявлением заявитель пропустил срок на подачу заявления (такой срок истек 11.09.2021, а заявление подано в суд 02.11.2021).

В судебном заседании представители Министерства и третьих лиц доводы апелляционной жалобы поддержали. Представитель Ассоциации привел доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.

Представитель ООО «Грин» в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ООО «Грин» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1020201935643 и осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработку и обезвреживанию отходов I-IV классов опасности на основании лицензии 02 № 00153 от 22.12.2015.

Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 03.11.2016 №480 утверждена Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Республики Башкортостан, раздел 5 которой содержит таблицу 5.2, отражающую сведения о мусоросортировочных комплексах на территории Республики Башкортостан. В частности, в таблице указано, что ООО «Грин» осуществляется сбор вторресурсов, планируется мусоросортировочная линия мощностью 40 тыс.т/год по адресу: <...>.

В феврале 2019 года ООО «Грин» окончена строительством и принята в эксплуатацию линия мусоросортировки, расположенная по указанному адресу, мощностью 40000 тонн/год.

13.02.2019 ООО «Грин» представило в Министерство письмо о готовности и запуске в эксплуатацию указанной линии мусоросортировки и просило внести соответствующие изменения в Территориальную схему.

Письмом от 18.04.2019 ООО «Грин» повторно просило Министерство внести изменения в Территориальную схему.

В ответ на указанное обращение письмом от 20.05.2019 Министерство сообщило, что при разработке новой Территориальной схемы пожелания ООО «Грин» будут учтены и на мусоросортировочный комплекс ООО «Грин» будут направлены альтернативные потоки коммунальных отходов.

Как указывает заявитель, на оперативном совещании в Министерстве 27.08.2019 принято решение о внесении изменений в Территориальную схему после проведения ООО «Грин» мероприятий по установлению тарифов на обработку отходов и получения положительного санитарно-эпидемиологического заключения на проект санитарно-защитной зоны.

Постановление государственного комитета по тарифам Республики Башкортостан от 28.11.2019 №481 ООО «Грин» утвержден тариф на обработку твердых коммунальных отходов.

20.01.2020 ООО «Грин» получено санитарно-эпидемиологическое заключение на проект санитарно-защитной зоны №02.БЦ.01.000.Т.000046.01.20.

Приказом Министерства от 30.12.2019 №1198п утверждена Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Республики Башкортостан, в таблице 9.1 которой отражена информация об осуществлении строительства ООО «Грин» мусоросортировочного комплекса. Информация о мусоросортировочном комплексе заявителя, как о действующем объекте, не отражена ни в таблице 5.4 «сведения об объектах обработки ТКО на территории Республики Башкортостан», ни в разделе VII «Схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов» Территориальной схемы.

Письмом от 23.01.2020 №22 ООО «Грин» обратилось в Министерство с требованием о внесении изменений в Территориальную схему в части указания мусоросортировочного комплекса действующим объектом и изменения направления потоков отходов.

Письмом от 09.06.2020 №162 ООО «Грин» повторно обратилось в Министерство с аналогичным требованием.

Письмом от 01.03.2020 №30/3866 Министерство уведомило ООО «Грин» о внесении изменений в Территориальную схему.

Письмом от 06.07.2020 №30/10415 Министерство уведомило ООО «Грин» о том, что откорректированная Территориальная схема будет размещена в сети интернет для проведения общественных обсуждений.

11.01.2021, 26.02.2021 и 14.04.2021 ООО «Грин» в рамках процедуры общественных обсуждений направлены в Министерство письма №2, №67 и №103 с замечаниями на проект Территориальной схемы.

Приказом Министерства от 11.05.2021 №349п внесены изменения в приказ от 30.12.2019 №1198п, утверждена Территориальная схема в новой редакции, в разделе 5.3 которой отражен спорный мусоросортировочный комплекс общества, однако, в таблице 5.4 применительно к указанному мусоросортировочному комплексу не определен объем направленных на обработку отходов, а в примечаниях указано, что в случае превышения объема ТКО проектной мощности МСК ООО «Полигон» (определенного в размере 40000т/год) потоки ТКО будут направлены на МСК ООО «Грин». При этом, в разделе VII «Схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов» Территориальной схемы объект ООО «Грин» значится, а в таблице 2.4 «Предварительное расчетное количество ТКО» раздела II «Количество образующихся отходов» определено суммарное количество ТКО по г. Октябрьский – 40226т/год.

Применительно к новой редакции Территориальной схемы заявитель отмечает, что при достижении определенного в схеме годового планируемого объема ТКО по городу Октябрьский в количестве 40226т/год с учетом проектной мощности МСК ООО «Полигон» - 40000т/год, на объект ООО «Грин» будет направлено всего 226 тонн (40226т/год – 40000т/год=226т/год), тогда как мощность объекта заявителя составляет 40000т/год.

Как указывает заявитель, отсутствие в разделе VII «Схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов» Территориальной схемы информации по количеству ТКО, направляемых на МСК ООО «Грин», ограничивает права заявителя на осуществление экономической деятельности, так как не позволяет осуществлять лицензируемую деятельность на равных условиях с другими субъектами хозяйственной деятельности.

В этой связи, полагая, что начиная с февраля 2019 года и до настоящего времени, не смотря на неоднократные обращения заявителя, Министерством допущено бездействие, выразившееся в неисполнении действий по корректировке Территориальной схемы в части не внесения в нее данных о мусоросортировочном комплексе ООО «Грин», как о действующем, а так же в части не внесения в нее изменений о направлении потоков твердых коммунальных отходов на мусоросортировочный комплекс ООО «Грин», заявитель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд первой инстанции признал их обоснованными.

Суд апелляционной инстанции соглашается с позицией суда первой инстанции.

Так, требования заявителя носят характер оспаривания бездействия органа, осуществляющего публичные полномочия, порядок их рассмотрения регламентирован положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей возможность обжалования решений, несоответствующих закону и нарушающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании незаконным действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемое действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статьей 6 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон №89-ФЗ) установлено, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится, в том числе разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами.

Пунктом 2 статьи 13.3 Закона №89-ФЗ предусмотрено, что территориальная схема обращения с отходами разрабатывается и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с документами территориального планирования.

На территории Республики Башкортостан органом исполнительной власти,  уполномоченным на разработку и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, является Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан (пункты 3.94.3 и 3.94.9 Положения о Министерстве природопользования и экологи Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 17.05.2013 №200).

В соответствии с пунктом 5 статьи 13.3 Закона №89-ФЗ, порядок разработки, рассмотрения, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем обращения с отходами, а также требования к составу и содержанию указанных схем устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 № 1130 утверждены Правила разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требования к составу и содержанию таких схем.

Правилами №1130 предусмотрено, что корректировка территориальных схем осуществляется путем внесения в нее изменений по мере необходимости (пункт 29). Основаниями для корректировки территориальной схемы являются: а) изменение условий реализации территориальной схемы, в том числе соответствующие изменения законодательства Российской Федерации, выявление новых источников образования отходов, мест накопления отходов, объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов; б) выявление способов оптимизации потоков с учетом действующих и вновь введенных объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов; в) ввод в эксплуатацию новых объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов; г) вывод из эксплуатации (ликвидация) объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; д) заключение соглашений между субъектами Российской Федерации по вопросам обращения с отходами (пункт 30). Замечания и предложения по корректировке территориальной схемы представляются органами и лицами, указанными в подпункте «в» пункта 20 настоящих Правил, в уполномоченный орган в письменном виде (пункт 31). После поступления замечаний и предложений по корректировке территориальной схемы в уполномоченный орган от органов и лиц, указанных в подпункте «в» пункта 20 настоящих Правил (к числу таких лиц отнесены органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные в области государственного регулирования тарифов, региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, граждане, организации, иные заинтересованные лица), уполномоченный орган рассматривает их в течение 30 дней на соответствие основаниям, предусмотренным пунктом 30 настоящих Правил, и принимает решение о внесении изменений в территориальную схему или об отказе ее корректировки (пункт 32). В случае несоответствия замечаний и предложений по корректировке территориальной схемы основаниям, предусмотренным пунктом 30 настоящих Правил, уполномоченный орган направляет органу или лицу, представившему соответствующие предложения, мотивированный отказ в корректировке территориальной схемы (пункт 33). В случае наличия в замечаниях и предложениях по корректировке территориальной схемы оснований, предусмотренных пунктом 30 настоящих Правил, корректировка территориальной схемы производится в порядке и с соблюдением сроков, установленных пунктами 20-28 настоящих Правил (пункт 34).

Из материалов дела следует, что в феврале 2019 года ООО «Грин» окончена строительством и принята в эксплуатацию линия мусоросортировки, расположенная по адресу: <...>, мощностью 40000т/год.

Письмами от 13.02.2019 и от 18.09.2019 ООО «Грин» сообщило Министерству о запуске в эксплуатацию указанной линии мусоросортировки и просило внести соответствующие изменения в Территориальную схему.

В ответ на указанное обращение письмом от 20.05.2019 Министерство сообщило, что при разработке новой Территориальной схемы пожелания ООО «Грин» будут учтены и на мусоросортировочный комплекс ООО «Грин» будут направлены альтернативные потоки коммунальных отходов.

Постановлением государственного комитета по тарифам Республики Башкортостан от 28.11.2019 №481 ООО «Грин» утвержден тариф на обработку твердых коммунальных отходов.

20.01.2020 ООО «Грин» получено санитарно-эпидемиологическое заключение на проект санитарно-защитной зоны №02.БЦ.01.000.Т.000046.01.20.

Приказом Министерства от 30.12.2019 №1198п утверждена Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Республики Башкортостан, раздел V которой (Места нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов) содержит таблицу 5.4, где указаны сведения об объектах обработки отходов на территории Республики Башкортостан. Раздел VII Территориальной схемы содержит информацию о схеме потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов. В указанных положениях Территориальной схемы мусоросортировочный комплекс заявителя в качестве действующего объекта отражен не был.

В этой связи письмами от 23.01.2020 №22 и от 09.06.2020 ООО «Грин» вновь обратилось в Министерство с требованием о внесении изменений в Территориальную схему в части указания мусоросортировочного комплекса действующим объектом и изменении направления потоков отходов.

Письмами от 01.03.2020 №30/3866 и от 06.07.2020 №30/10415 Министерство уведомило ООО «Грин» о внесении изменений в Территориальную схему, и о том, что откорректированная Территориальная схема будет размещена в сети интернет для проведения общественных обсуждений.

11.01.2021, 26.02.2021 и 14.04.2021 ООО «Грин» в рамках процедуры общественных обсуждений направляло в Министерство письма №2, №67 и №103 с замечаниями на проект Территориальной схемы.

Приказом Министерства от 11.05.2021 №349п внесены изменения в приказ от 30.12.2019 №1198п, утверждена Территориальная схема, в разделе 5.3 которой отражен спорный мусоросортировочный комплекс общества, однако, в таблице 5.4 применительно к указанному мусоросортировочному комплексу не определен объем направленных на обработку отходов, а в примечаниях указано, что в случае превышения объема ТКО проектной мощности МСК ООО «Полигон» (определенного в размере 40000т/год) потоки ТКО будут направлены на МСК ООО «Грин». При этом, в разделе VII объект ООО «Грин» значится, а в таблице 2.4 «Предварительное расчетное количество ТКО» раздела II «Количество образующихся отходов» определено суммарное количество ТКО по г. Октябрьский – 40226т/год.

Таким образом, поступившие от ООО «Грин» замечания и предложения о корректировке Территориальной схемы Министерством природопользования и экологии Республики Башкортостан рассмотрены и по ним принято положительное решение о чем заявитель поставлен в известность письмами от 01.03.2020 №30/3866 и от 06.07.2020 №30/10415. Решение об отказе в корректировке Территориальной схемы по обращениям заявителя в порядке пункта 33 Правил №1130  Министерством не принималось, мусоросортировочный комплекс ООО «Грин» фактически включен в Территориальную схему, в связи с чем приведенные в апелляционной жалобе замечания относительно места расположения мусоросортировочного комплекса ООО «Грин» (со ссылкой на несоблюдение требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, нарушение права граждан на благоприятную среду и отсутствие разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка), а также относительно отсутствия изменений в лицензию заявителя не могут быть принято судом во внимание, как не имеющие отношение к оцениваемому поведению Министерства.

Кроме того, применительно к доводу Министерства о размещении МСК заявителя с нарушением требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 суд первой инстанции правомерно обратил внимание на следующие обстоятельства:

- в соответствии с решением Верховного суда Республики Башкортостан по делу №3га763/2021, санитарно-эпидемиологическим заключением №02.БЦ.01.000.Т.000046.01.20 от 20.01.2020, подготовленным на основании экспертного заключения от 23.12.2019 №1272-2019, опровергается довод о расположении мусоросортировочного комплекса ООО «Грин» в районе плотной жилой застройки города Октябрьский;

- документами территориального планирования и правилами землепользования и застройки городского округа город Октябрьский предусмотрена и разрешена деятельность по обработке в том числе твердых коммунальных отходов, осуществляемая ООО «Грин» по адресу <...>;

- условием исполнения ООО «Экология Т» соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Башкортостан в зоне деятельности регионального оператора №4, являются в том числе деятельность ООО «Грин» и запуск мусоросортировочной линии ООО «Грин» мощностью 40 тыс. тонн в год.

Оценивая довод Министерства об отсутствии согласования размещения объекта заявителя с региональным оператором, суд первой инстанции обоснованно обратил внимание на то, что при утверждении Территориальной схемы Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 03.11.2016 №480 ООО «Грин» было указано в качестве оператора по обработке ТКО, осуществляющего сбор вторресурсов и планирующего строительство мусоросортировочной линии мощностью 40000 тонн. Указанное условие было одним из условий конкурсного отбора, по результатам которого ООО «Экология Т» получило статус регионального оператора, в связи с чем дополнительного согласования с региональным оператором о необходимости наличия мусоросортировочного комплекса ООО «Грин» производственной мощностью до 40000 тонн в год в городе Октябрьском и введения его в эксплуатацию не требовалось.

Применительно к внесенным Приказом Министерства от 11.05.2021 №349п изменениям в Территориальную схему заявителем обоснованно отмечено, что при достижении предусмотренного измененной Территориальной схемой годового планируемого объема ТКО по городу Октябрьский в количестве 40226т/год, с учетом проектной мощности мусоросортировочного комплекса ООО «Полигон» - 40000т/год, на объект ООО «Грин» подлежит направлению всего 226т/год (40226т/год – 40000т/год=226т/год), тогда как мощность объекта заявителя составляет 40000т/год.

В то же время возможность частичного учета поступивших предложений о внесении изменений в Территориальную схему Правилами №1130 не предусмотрена.

То есть, Министерство совершило действия, не предусмотренные приведенными выше нормативными положениями, указав при внесении изменений в Территориальную схему сведения об объекте ООО «Грин» под условием, фактически ограничивающим деятельность ООО «Грин», предоставляющим иным участникам рынка преимущества при осуществлении аналогичной хозяйственной деятельности, указывающим на первоочередное исполнении обязательств определенным хозяйствующим субъектам.

При этом, как верно указал суд первой инстанции, Министерство в отсутствие законных оснований не совершило предусмотренных пунктами 32, 34 Правил №1130 действий по корректировке Территориальной схемы в части внесения в нее данных о спорном мусоросортировочном комплексе ООО «Грин», как о действующем (с февраля 2019 года по 11.05.2021), а так же в части внесения изменений в схему потоков твердых коммунальных отходов информации о направлении таких потоков на спорный мусоросортировочный комплекс ООО «Грин» в количестве не меньшем, чем для иных участников товарного рынка (с февраля 2019 года по настоящее время).

При таких обстоятельствах следует согласиться с выводом суда первой инстанции о подтверждении материалами дела факта незаконного бездействия Министерства.

Поскольку таким бездействием ограничены права заявителя на осуществление лицензируемого вида деятельности, суд апелляционной инстанции полагает доказанным наличие совокупности условий, являющихся в силу закона основанием для удовлетворения заявленных требований о признании этого бездействия незаконным.

То есть, требования заявителя удовлетворены судом первой инстанции при наличии достаточных оснований.

В силу пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться в том числе указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Руководствуясь этими положениями и учитывая предмет спора и результаты его рассмотрения, суд первой инстанции обоснованно обязал Министерство совершить действия, предусмотренные пунктами 32, 34 Правил №1130 и внести в Территориальную схему данные о мусоросортировочном комплексе ООО «Грин» как о действующем, а так же внести изменения в схему потоков твердых коммунальных отходов, указав количество направляемых и обрабатываемых отходов на мусоросортировочный комплекс ООО «Грин», в соответствии с требованиями действующего законодательства, в количестве не меньшем, чем для иных участников товарного рынка.

Также, исходя из результатов рассмотрения дела, суд первой инстанции на основании части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отнес на Министерство понесенные заявителем в связи с уплатой госпошлины судебные расходы.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.

Таким образом, решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба – удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый  арбитражный апелляционный суд,

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.04.2022 по делу №А07-30480/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья                                                  А.А. Арямов

Судьи:                                                                                          Н.Г. Плаксина

                                                                                                     Е.В. Бояршинова