ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 18АП-777/19 от 15.02.2019 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-777/2019

г. Челябинск

18 февраля 2019 года

Дело № А34-10957/2018

Резолютивная часть постановления объявлена февраля 2019 года .

Постановление изготовлено в полном объеме февраля 2019 года .

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,

судей Ивановой Н.А., Скобелкина А.П.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Е.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области (межрайонное) на решение Арбитражного суда Курганской области от 24.12.2018 по делу № А34-10957/2018 (судья Задорина А.Ф.).

В заседании принял участие представитель:

государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Кургане Курганской области (межрайонное) - Уткина В.В. (доверенность от 09.01.2019).

Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области (межрайонное) (далее– заявитель, УПФР в г.Кургане Курганской области, фонд, страховщик) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о взыскании с АО «Курганавторемонт» (далее также – общество, страхователь) штрафных санкций в размере 186500 руб. за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за отчётный период октябрь 2017 года.

Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований фонда отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции фонд обратился с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить. В апелляционной жалобе  указал, что представление страхователем сведений по форме «доп» на застрахованных лиц, сведения на которых ранее не представлялось, образует состав правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 № 27-ФЗ (далее – Закон № 27-ФЗ).

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.

Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Заинтересованное лицо зарегистрировано в качестве юридического лица, о чём в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным номером 1024500513377.

Как следует из заявления, 17.11.2017 Обществом представлены в управление сведения в отношении 373 застрахованных лиц за отчетный период октябрь 2017 г. по форме СЗВ-М «исходная» (л.д. 11-14).

Управлением проведена проверка представленных заинтересованным лицом сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М (исходная) за октябрь 2017 г., в ходе которой установлено непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-М.

По данному факту Управлением 14.05.2018 составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования № 055S18180001862, фиксирующий выявленное нарушение требований пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ) (л.д. 8).

По результатам рассмотрения акта от 14.05.2018 и иных документов Управлением вынесено решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 19.06.2018 № 055S19180002562, которым заинтересованное лицо привлечено к ответственности по части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ в виде штрафа в размере 186500 руб. (л.д. 9).

Решение направлено страхователю заказным почтовым отправлением.

Требованием от 10.07.2018 № 055S01180008360, направленным страхователю заказными почтовыми отправлениями, страхователю предложено уплатить вышеуказанную сумму штрафа в срок до 30.07.2018 (л.д. 10) .

Неисполнение требования страхователем в установленный срок в добровольном порядке послужило основанием для обращения фонда в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Управление 17.09.2018 обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании штрафных санкций за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за отчетный период октябрь 2017 года.

26.09.2018г. Арбитражным судом Курганской области по делу №А34- 10018/2018 было вынесено определение об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа о взыскании с АО «Курганавторемонт» штрафных санкций за непредставление в установленные сроки сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за отчетный период октябрь 2017 года в сумме 186500 рублей.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требования заявителя, пришел к выводу о том, что заявителем не доказано представление страхователем сведений с пропуском срока представления таких данных.

Вывод суда первой инстанции является верным.

В силу статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон № 167-ФЗ) заинтересованное лицо является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 14 Закона № 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

Статьей 1 Закона № 27-ФЗ дано понятие «отчетного периода», под которым понимается период, за который страхователь представляет в территориальный орган пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета. Отчетными периодами признаются первый квартал, девять месяцев и календарный год.

Согласно статье 1 Закона № 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 11 Закона № 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах, на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Закона № 27-ФЗ страхователь обязан в установленный законом срок представлять органам Пенсионного фонда РФ сведения о застрахованных лицах, определенных настоящим Законом.

В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета;

2) фамилию, имя и отчество;

3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 01.02.2016 № 83п «Сведения о застрахованных лицах».

Из содержания абзаца 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, следует, что объективную сторону правонарушения составляют действия (бездействие) по непредставлению в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах.

За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи Закона № 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 10.11.2017 обществом подготовлен неформализованный отчет и с использованием программы «РЕФЕРЕНТ» отправлен в ПФР.

Отчет не был принят Пенсионным фондом, программа выдавала ошибку «ЭЦП предоставлено сертификатом, на который нет заключенного соглашения с АО «Курганавторемонт».

В дальнейшем обществом предпринимались попытки по предоставлению отчетности как в электронной форме (13.11.2017), так и на бумажном носителе (15.11.2017), однако, отчет не был принят.

Только 17.11.2017 после исправления технических ошибок отчет по форме СЗВ-М был направлен фонд.

Указанные действия, по мнению фонда, образуют объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ.

Заявитель ссылается в апелляционной жалобе на положения распоряжение Правления ПФ РФ от 11.10.2007 № 190-р «О внедрении защищенного электронного документооборота в целях реализации законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании» (далее – Распоряжение Правления ПФ РФ № 190-р), в соответствии с которыми факт доставки (представления) документов подтверждается соответствующей квитанцией о доставке, сформированной в соответствии с «Протоколом обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации», факт приема документов органом ПФР - соответствующим протоколом контроля, подтверждающего правильность формы представления документа (формата) и подлинность ЭЦП на документе.

По мнению фонда, так как 10.11.2017 общество не получило подтверждение получения отчета от фонда, то отчет не может считаться сданным в установленные сроки.

Однако, фондом не учтено следующее.

Порядок предоставления сведения по форме СЗВ-М утвержден Приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н «Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах» (далее – Приказ № 766н), где в пункте 32 указано, что датой представления индивидуальных сведений в электронной форме считается дата их отправки по телекоммуникационным каналам связи в адрес территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, подтвержденная оператором электронного документооборота или территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Таким образом, Инструкция предусматривает два альтернативных случая определения даты представления сведений в электронной форме: подтверждение получения оператором электронного документооборота либо подтверждение получения фондом.

Оператором электронного документооборота является российская организация, соответствующая установленным требованиям и осуществляющая деятельность по обеспечению электронного документооборота.

Принимая во внимание, что Приказ № 766н вступил в действие с 06.02.2017, то распоряжение Правления ПФ РФ № 190-р  подлежит применению с учетом дополнительного регулирования, установленного Приказом № 766н.

Следовательно, представленный в материалы дела отчет о доставке оператору 10.11.2017 подтверждает представление АО «Курганавторемонт» отчетности в установленный срок.

Также, как верно указано судом первой инстанции, при привлечении к ответственности необходимо исследовать вопрос вины общества в совершенном деянии, однако, в акте выявления правонарушения и в решении о привлечении страхователя к ответственности отсутствует надлежащее исследование вопроса о виновности страхователя.

Кроме того, материалы дела содержат доказательства добросовестности действий общества по представлению в Управление исходных сведений, а невозможность предоставления отчетности в надлежащем виде в установленный срок возникла не по вине сотрудников организации, а по не зависящим от нее обстоятельствам - в результате не корректной работы программного обеспечения.

  Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

  При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Курганской области от 24.12.2018 по делу № А34-10957/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области (межрайонное) - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья                                         Е.В. Бояршинова

Судьи                                                                                Н.А. Иванова

                                                                                                    А.П. Скобелкин