ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 18АП-8339/20 от 21.08.2020 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-8339/2020

г. Челябинск

25 августа 2020 года

Дело № А34-5928/2019

Резолютивная часть постановления объявлена августа 2020 года .

Постановление изготовлено в полном объеме августа 2020 года .

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Скобелкина А.П.,

судей Киреева П.Н., Костина В.Ю.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А.,  рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства Курганской области на решение Арбитражного суда Курганской области от 10.06.2020 по делу № А34-5928/2019.

В судебном заседании приняли участие представители:

Управления Федеральной службы судебных приставов по Курганской области - ФИО1 (доверенность от 21.02.2020);

Управления Федерального казначейства Курганской области - ФИО2 (доверенность от 31.12.2019).

Управление Федеральной службы судебных приставов по Курганской области (далее – заявитель, УФССП России по Курганской области) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействительным представления Управления федерального казначейства по Курганской области (далее – заинтересованное лицо, УФК по Курганской области) от 28.03.2019 № 43-45-23/45-15 в части указанных в 1 пункте нарушениях о неправомерном использовании (переплаты) средств федерального бюджета, выразившегося в оплате денежных обязательств, принятых с нарушением законодательства Российской Федерации, регулирующего правоотношения, возникающие при исполнении обязательств, предусмотренных статусом государственных служащих, а именно: федеральным государственным служащим произведена оплата за период нахождения в служебных командировках ежемесячной надбавки за особые условия государственной службы (за проведение правовой экспертизы), не входящей в денежное содержание федеральных государственных служащих (с учетом уточнения, принятого в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Решением Арбитражного суда Курганской области от 10.06.2020 заявленные требования удовлетворены.

С указанным решением суда не согласилось УФК по Курганской области, обратившись с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.

В обоснование доводов апелляционной жалобы УФК по Курганской области ссылается на неправильное применение судом норм материального права.

УФК по Курганской области считает неверным вывод суда первой инстанции о том, что надбавка за проведение правовой экспертизы входит в состав денежного содержания.

По мнению УФК по Курганской области надбавку за проведение правовой экспертизы, установленную Указом Президента Российской Федерации №528, не следует рассматривать как самостоятельную выплату в составе денежного содержания гражданских служащих, а целесообразно учитывать в рамках установления гражданским служащим ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы.

На начало судебного заседания от УФССП по Курганской области поступил отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда от 10.06.2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Протокольным определением суда апелляционной инстанции отзыв приобщен к материалам дела в порядке, предусмотренном статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель УФК по Курганской области поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, представитель УФССП по Курганской области – возражения на нее.

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании приказа Управления Федерального казначейства по Курганской области от 14.01.2019 № 10 «О назначении выездной плановой проверки в Управлении Федеральной службы судебных приставов по Курганской области» в соответствии с пунктом 17 Плана контрольных мероприятий Управления Федерального казначейства в финансово-бюджетной сфере на 2019 год, пунктом 3 раздела 1 Плана контрольных мероприятий Управления Федерального казначейства по Курганской области на 2019 год в отношении заявителя в период с 16.01.2019 по 15.02.2019 проведена выездная проверка использования средств федерального бюджета в рамках государственной программы Российской Федерации «Юстиция», в том числе полноты и достоверности отчетности о ее реализации за период 2018 год (т.2, л.д.3-5).

Представлен отчет о результатах выездной плановой проверки Управления Федеральной службы судебных приставов по Курганской области от 05.03.2019 (т.2, л.д.24-27).

Результаты проверки отражены в акте от 15.02.2019 (т.2, л.д.29-58).

Согласно акту выездной проверки от 15.02.2019 проверкой соблюдения требований законодательства Российской Федерации при оплате периода нахождения в служебных командировках гражданских служащих за период 2018 год, замещающим в федеральных органах государственной власти должности, в основные служебные обязанности по которым входит проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовка и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста, или исполнителя, имеющим высшее юридическое образование, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 08.05.2001 №528 "О некоторых мерах по укреплению юридических служб государственных органов" (далее - Указ № 528), установлено, что в нарушение требований, установленных статьями 70, 162 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, пункта 5 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, - утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 № 562, произведена оплата за период нахождения в служебных командировках гражданским служащим ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО1, что является неправомерным расходованием средств федерального бюджета в сумме 4 700,03 рублей, в том числе НДФЛ в сумме 611,04 рублей (322- 0304-42 4 0190012-121), соответственно излишне начислены и перечислены страховые взносы в государственные внебюджетные фонды в сумме 1 419,50 рублей (322-0304-42 4 01 90012-129).

28.03.2019 по окончании проверки и её результатам Управлению Федеральной службы судебных приставов по Курганской области выдано представление № 43-45-23/45-15, в 1 пункте нарушения указано о неправомерном использовании (переплаты) средств федерального бюджета, выразившегося в оплате денежных обязательств, принятых с нарушением законодательства Российской Федерации, регулирующего правоотношения, возникающие при исполнении обязательств, предусмотренных статусом государственных служащих, а именно: федеральным государственным служащим произведена оплата за период нахождения в служебных командировках ежемесячной надбавки за особые условия государственной службы (за проведение правовой экспертизы), не входящей в денежное содержание федеральных государственных служащих. Нарушение в денежном выражении - 4 700,03 рублей (322-0304- 42 4 0190012-121), в том числе налог на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) в сумме 611,04 рублей, - 1 419,50 рублей (322-0304-42 4 01 90012- 129) страховые взносы в государственные внебюджетные фонды. Также в соответствии с представление заявителю необходимо рассмотреть информацию о выявленных нарушениях, а также принять меры по устранению причин и условий их совершения. О результатах исполнения представления следовало проинформировать УФК по Курганской области до 10.05.2019 (т.2, л.д. 89-63).

Заявитель, не согласившись с представлением в указанной части, обратился в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ежемесячная выплата за проведение правовой экспертизы является ежемесячной надбавкой к должностному окладу за особые условия гражданской службы, входит в состав денежного содержания и выплачивается в период нахождения в командировке.

Оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи с позиций статей 65 - 71, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Порядок оспаривания ненормативных актов государственных органов регламентирован положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей возможность обжалования ненормативных правовых актов несоответствующих закону и нарушающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании незаконным решения государственного органа, если полагает, что оспариваемое решение не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

То есть для признания незаконными действий и решений государственных органов и органов местного самоуправления, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.

В силу положений статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспоренного ненормативного акта закону или иному нормативному акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия такого акта, возлагается на орган, принявший акт.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №79-ФЗ).

Оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы (часть 1 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ).

В силу части 2 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).

В соответствии с частью 5 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ к дополнительным выплатам относятся: 1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; 2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада; 3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; 4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); 5) ежемесячное денежное поощрение; 6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (часть 10 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ).

Указом № 528 постановлено предоставить руководителям федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, образованных в соответствии с Конституцией Российской Федерации, или руководителям их аппаратов с 01.06.2001 право устанавливать лицам, замещающим в федеральных органах государственной власти, иных государственных органах, образованных в соответствии с Конституцией Российской Федерации, должности, в основные служебные обязанности по которым входит проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовка и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста или исполнителя, имеющим высшее юридическое образование ежемесячную надбавку.

Согласно пункту 3 Указа № 528 финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Указа, обеспечивается в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете на денежное содержание аппаратов федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, образованных в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что приказом ФССП России от 22.11.2012 №1717-к установлена ежемесячная надбавка в размере 70 процентов должностного оклада (далее - ежемесячная надбавка за проведение правовой экспертизы) заместителям руководителя УФССП России по Курганской области – заместителям главного судебного пристава по Курганской области ФИО3, ФИО5, ФИО4 (т.2, л.д.79-80);

- приказом УФССП России по Курганской области от 08.08.2016 №618-к установлена ежемесячная надбавка к должностному окладу за проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовку и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста или исполнителя в размере 70 процентов должностного оклада (далее - ежемесячная надбавка за проведение правовой экспертизы) начальнику отдела правового обеспечения и работы с обращениями граждан ФИО6 (т.2, л.д.81);

- приказом УФССП России по Курганской области от 29.08.2016 № 686-к установлена ежемесячная надбавка к должностному окладу за проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовку и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста или исполнителя в размере 50 процентов должностного оклада (далее - ежемесячная надбавка за проведение правовой экспертизы) главному специалисту-эксперту отдела правового обеспечения и работы с обращениями граждан ФИО1 (т.2, л.д.82).

Указом Президента РФ от 18.07.2005 № 813 «О порядке и условиях командирования федеральных государственных гражданских служащих» утвержден Порядок и условия командирования федеральных государственных гражданских служащих (далее - Указ № 813).

Согласно пункту 11 Указа № 813 при направлении гражданского служащего в служебную командировку ему гарантируются сохранение должности гражданской службы и денежного содержания.

Пунктом 12 Указа № 813 предусмотрено, что денежное содержание за период нахождения гражданского служащего в служебной командировке сохраняется за все служебные дни по графику, установленному в постоянном месте прохождения гражданским служащим федеральной государственной гражданской службы.

В соответствии с пунктом 1 Приказа ФССП России от 16.05.2006 №54 «О выплате государственным гражданским служащим Федеральной службы судебных приставов денежного содержания за время нахождения в командировке» определено, что при направлении государственных гражданских служащих центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы судебных приставов в служебную командировку, выплачивать им за период нахождения в служебной командировке денежное содержание, установленное на постоянном месте прохождения государственной гражданской службы (без применения расчета среднего заработка) (т.1, л.д.13).

В силу части 1 статьи 51 Закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

В соответствии с частью 3 статьи 51 Закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных, гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, а также за счет средств, в том числе на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации (часть 6 статьи 51 Закона № 79-ФЗ).

В силу пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 №763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» (далее - Указ Президента РФ от 25.07.2006 № 763) фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Пунктом 9 Указа Президента РФ от 25.07.2006 № 763 предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 настоящего Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Ежемесячная надбавка за проведение правовой экспертизы выплачивается за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в пределах установленного фонда оплаты труда и относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Закона №79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что ежемесячная надбавка за проведение правовой экспертизы относится к денежному содержанию и выплачивается в период нахождения в командировке.

Надбавка за правовую экспертизу, установленная приказами ФССП России от 22.11.2012 №1717-к, УФССП России по Курганской области от 08.08.2016 №618-к, от 29.08.2016 №686-к обусловлена назначением на определенные должности государственной гражданской службы, а также выполнением определенных должностных обязанностей.

На основании вышеизложенного, апелляционный суд считает, что при рассмотрении заявления по существу суд первой инстанции полно всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка, в связи с чем, основания для изменения или отмены судебного акта отсутствуют.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.

При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба – удовлетворению.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Курганской области от 10.06.2020 по делу №А34-5928/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства Курганской области - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья                                            А.П. Скобелкин

Судьи                                                                                   П.Н. Киреев

                                                                                              В.Ю. Костин