ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ АП-8398/2022
г. Челябинск | |
23 сентября 2022 года | Дело № А76-36232/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена сентября 2022 года .
Постановление изготовлено в полном объеме сентября 2022 года .
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Плаксиной Н.Г., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного контрольного управления Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 13.05.2022 по делу № А76-36232/2021.
В судебном заседании приняли участие представители:
государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Челябинский социально-профессиональный колледж «Сфера» - ФИО1 (доверенность от 07.10.2021, диплом),
Главного контрольного управления Челябинской области – ФИО2 (доверенность от 12.01.2022, диплом).
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский социально-профессиональный колледж «Сфера» (далее – заявитель, ГБПОУ «ЧСПК «Сфера», Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным пункта 1 представления Главного контрольного управления Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, ГКУ Челябинской области, Управление) от 17.09.2021 № 03-07/5 (с учетом уточнения заявления от 26.01.2022, принятое судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (т. 1 л.д. 49)).
Решением суда первой инстанции заявление удовлетворено, пункт 1 представления ГКУ Челябинской области от 17.09.2021 № 03-07/5 признан недействительным, распределены судебные расходы по государственной пошлине.
ГКУ Челябинской области, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявление отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что согласно Положению о формировании государственного задания в отношении областных бюджетных, казенных и автономных учреждение и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденным постановлением Правительства Челябинской области от 22.12.2020 № 352-П, объем финансового обеспечения выполнения государственного задания рассчитывается на основании затрат, в том числе на содержание имущества, за исключением имущества, сданного в аренду или переданного в безвозмездное пользование. Субсидия, выделенная на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, носит целевой характер и должна направляется на выполнение государственного задания, в частности на государственную услугу «организация деятельности общежития для проживания обучающихся» для студентов, обучающихся на бюджетной основе (частично), сиротам в полном объеме. Возмещение за потребленные коммунальные услуги студентами (частично), гражданами и арендаторами является приносящей доход деятельностью Учреждения. Сумма нецелевого использования бюджетных средств Учреждением составила 99 065,96 рублей, как разница между начислениями Учреждением по студентам и арендаторам за все коммунальные услуги без учета декабря 2020 года в сумме 748 164,41 рублей и всеми расходами, оплаченными Учреждением за коммунальные услуги за счет приносящей доход деятельности в сумме 649 098,45 рублей. При ГКУ Челябинской области не отрицается факт выполнения Учреждением государственного задания и достижение Учреждением показателей государственного задания.
Указывает на нарушение судом первой инстанции норм процессуального права ввиду непривлечения Министерства образования и науки Челябинской области в качестве третьего лица.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие с участием представителей сторон.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ГКУ Челябинской области во исполнение пункта 31 Плана проведения контрольных мероприятий в рамках осуществления внутреннего государственного финансового контроля на 2021 год проведена плановая выездная проверка ГБПОУ «ЧСПК «Сфера», на основании приказа начальника ГКУ Челябинской области от 18.06.2021 № 01-01/289 (т. 2 л.д. 6-15) по темам:
1) проверка предоставления и (или) использования субсидий, предоставленных из бюджета публично-правового образования бюджетным (автономным) учреждениям, и их отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности;
2) проверка достоверности отчета о реализации государственной программы, отчета об исполнении государственного задания или отчета о достижении показателей результативности;
3) проверка финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля.
Проверенный период: с 01.01.2020 по 31.12.2020.
Как установлено в ходе проверки, 31.12.2019 между Министерством образования и науки Челябинской области и ГБПОУ «ЧСПК «Сфера» заключено соглашение № 579 о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) (далее – Соглашение № 579).
Субсидия предоставляется ГБПОУ «ЧСПК «Сфера» на оказание государственных услуг, установленных в государственном задании (пункт 2.1 Соглашения № 579).
Учреждение обязуется направлять средства субсидии на выплаты, установленные планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения (пункт 3.3.3.3 Соглашения № 579).
Учреждение обязано произвести возврат в областной бюджет субсидии в случаях ее направления на цели, не связанные с выполнением государственного задания в течение 15 календарных дней с даты получения уведомления Министерства (пункт 3.3.4 Соглашения № 579).
В соответствии с пунктом 3.3.5 Соглашения № 579 Учреждение обязано осуществлять использование субсидии в целях оказания государственных услуг (выполнения работ) в соответствии с требованиями к качеству и (или) объему (содержанию), порядку оказания государственных услуг (выполнения работ), определенными в государственном задании.
Согласно Приложению № 1 субсидия на оплату коммунальных услуг в размере 4 632 870 рублей предоставлена учреждению без разделения на отдельные виды услуг и их поставщиков.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 12.3 Положения о формировании государственного задания в отношении областных бюджетных, автономных учреждений и финансовом обеспечении выполнения задания, утвержденного постановлением Правительства Челябинской области от 22.12.2010 № 352-П (далее - постановление № 352-П), при нормативах затрат, непосредственно связанных с оказанием государственного задания, включаются затраты на коммунальные услуги и содержание недвижимого имущества, необходимого для выполнения государственного задания на оказание государственной услуги.
Выборочной проверкой целевого использования бюджетных средств, выделенных на финансовое обеспечение выполнения государственного задания (далее – бюджетные средства) на 2020 год (номер лицевого счета № 20401202301ГЗ), в частности - на коммунальные услуги, установлено, что Учреждением за счет указанных средств оплачивались коммунальные услуги (теплоснабжение и горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение, электроэнергия), потребленные арендаторами и студентами по адресам:
- <...> (общежитие, здание учебного корпуса, ИП ФИО3, ЧОУ ДО СШУ «Держава»);
- <...> (общежитие, здание учебного корпуса, ООО «Уральская швейная фурнитура», ЧООО «Спортивный клуб «Пересвет», МБУ «СШ №4».
Потребленные коммунальные услуги по данным зданиям (общежитие и учебный корпус) на основании выставленных по данным приборов учета счетов, актов, счетов-фактур, Учреждением оплачиваются в соответствии с договорами:
- от 06.02.2020 № 74020431003294 с ООО «Уральская энергосбытовая компания» (электрическая энергия по Копейскому филиалу ГБПОУ ЧСПК «Сфера»);
- от 06.02.2020 № 74010131000216 с ООО «Уральская энергосбытовая компания» (электрическая энергия по Учреждению);
- от 17.02.2020 № Т-514890 с АО «Урало-Сибирская Теплоэнергетическая Компания-Челябинск» (тепловая энергия и горячее водоснабжение по Учреждению);
- от 18.02.2020 № 25 с АО «Челябоблкоммунэнерго» (тепловая энергия и горячее водоснабжение по Копейскому филиалу ГБПОУ ЧСПК «Сфера»);
- от 13.02.2020 № 374 с МУП «ПОВВ» (холодное водоснабжение и водоотведение по Учреждению);
- от 11.02.2020 № 90045 с МУП «ПОВВ» (холодное водоснабжение и водоотведение по Копейскому филиалу ГБПОУ ЧСПК «Сфера»).
В свою очередь, Учреждение начисляло коммунальные услуги по тарифам, выставляемым ресурсно-снабжающими организациями в адрес Учреждения, в соответствии с тарифами Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области:
– студентам, обучающимся на бюджетной и договорной основе, а также студентам ПОУ «Челябинский юридический колледж» (далее – ПОУ «ЧЮК»), проживающим в студенческом общежитии по адресу: <...>: студенты в количестве от 64 до 72 человек; 1 студент, обучающиеся на договорной основе; студенты ПАО «ЧЮК» - от 43 до 48 человек;
– арендаторам помещений по адресам: <...>: ИП ФИО3, ЧОУ ДО СШУ «Держава», МБУ «СШ № 4»; <...>: ООО «Уральская швейная мануфактура», ЧООО «Спортивный клуб «Пересвет».
Денежные средства от граждан и студентов, проживающих в общежитии, а также арендаторов по оплате коммунальных услуг поступали на лицевой счет Учреждения по приносящей доход деятельности.
Учреждению за 2020 год поставщики коммунальных услуг предъявили к оплате счета за поставленные коммунальные услуги в целом по объектам недвижимого имущества на общую сумму 4 469 890,59 рублей.
Учреждение к проверке предоставило данные по начислению коммунальных услуг, потребленных учащимися, за период с января по декабрь 2020 года на общую сумму 949 839,55 рублей.
Управление посчитало, что Учреждением за счет бюджетных средств оплачены коммунальные услуги (холодное водоснабжение и водоотведение, электроэнергия, тепловая энергия и горячее водоснабжение), потребленные арендаторами, студентами и гражданами, проживающими в общежитии по договорам найма жилых помещений.
При таких обстоятельствах, Управление пришло к выводу о том, что ГБПОУ «ЧСПК «Сфера» в 2020 году за счет бюджетных средств оплачены коммунальные услуги, потребленные арендаторами, студентами, проживающими в общежитиях Учреждения на основании договоров найма жилых помещений по адресам: <...> «а», <...>, на общую сумму 491 297,30 руб., а не на достижение целей, которые установлены в государственном задании, что, по мнению ГКУ Челябинской области, является нецелевым использованием бюджетных средств.
По результатам данной проверки в соответствии со статьями 269.2 и 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пунктами 7 и 8 федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Реализация результатов проверок, ревизий и обследований», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2020 № 1095 (далее - федеральный стандарт № 1095), ГКУ Челябинской области вынесено представление от 17.09.2021 № 03-07/5, согласно пункту 1 которого Учреждению необходимо устранить нарушение и принять меры по устранению причин и условий выявленного нарушения в течение 30 календарных дней.
Не согласившись с пунктом 1 данного представления от 17.09.2021 № 03-07/5, полагая, что последний нарушает права и законные интересы заявителя в экономической сфере, ГБПОУ «ЧСПК «Сфера» обратилось в суд с настоящим заявлением.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, ГКУ Челябинской области представило отзыв, где указало на наличие технических ошибок в расчетах, сделанных в ходе проведения контрольных мероприятий, определило размер нецелевого использованию бюджетных средств 99 065,96 рублей.
Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии нецелевого использования денежных средств в размере 491 297,30 рублей при оплате коммунальных платежей на содержание общежитий Учреждения по адресам: <...> «а», <...>.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции не в полной мере соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 16 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.
При осуществлении полномочий по внешнему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля проводятся, в том числе проверки, направляются объектам контроля представления, предписания (пункт 2 статьи 268.1 БК РФ).
В силу пункта 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.
Постановлением Губернатора Челябинской области от 18.09.2013 № 319 утверждено Положение о Главном контрольном управлении Челябинской области (далее - Положение).
В силу подпунктов 3, 6, 10 пункта 7 Положения Главное контрольное управление Челябинской области в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции:
- осуществляет контроль за соблюдением объектами государственного финансового контроля бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
- проводит проверки, ревизии и обследования в отношении объектов государственного финансового контроля, в частности, областных государственных учреждений;
- направляет объектам государственного финансового контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.
Таким образом, оспариваемый ненормативный правовой акт принят в пределах предоставленных полномочий заинтересованному лицу.
Как следует из материалов дела, основанием для выдачи преставления от 17.09.2021 № 03-07/5 (пункт 1) явился вывод ГКУ Челябинской области о нецелевом использовании бюджетных средств ГБПОУ «ЧСПК «Сфера» путем оплаты коммунальных услуг, потребленных арендаторами, студентами, проживающими в общежитиях Учреждения на основании договоров найма жилых помещений, а не на достижение целей, который установлены в государственном задании Учреждению на 2020 г.
Статьей 28 БК РФ в числе принципов бюджетной системы предусмотрены принципы эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Статьей 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который подразумевает выделение средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Действия, приводящие к нарушению направления средств на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 14.1 Постановления от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, является нецелевым использованием бюджетных средств.
Следовательно, нецелевое использование денежных средств предполагает расходование их в нарушение закона.
Для вывода о нецелевом характере использования средств соответствующего бюджета необходимо установить, что они были направлены на оплату денежных обязательств, не соответствующих целям их выделения, определенных тем документом, на основании которого они были выделены. Если бюджетные средства были использованы в соответствии с целями, определенными в документе, являющемся правовым основанием для их выделения, вывод об их нецелевом использовании не может быть признан правомерным, пусть даже при их использовании и были допущены какие-либо иные нарушения.
Таким образом, в настоящем случае для квалификации нецелевого характера использования бюджетных средств в виде их направления ГБПОУ «ЧСПК «Сфера» на оплату коммунальных услуг, потребленных арендаторами, студентами, проживающими в общежитиях учреждения на основании договоров найма, следует определить соответствуют ли указанные расходы цели государственного задания на 2020 г.
В силу пункта 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Согласно пунктам 1, 8 статьи 123.22 ГК РФ государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.
Особенности правового положения государственных и муниципальных учреждений отдельных типов определяются законом.
В соответствии со статьей 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 7-ФЗ) бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
В соответствии с частью 6 статьи 9.2 Закона № 7-ФЗ финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 3.3 статьи 32 Закона № 7-ФЗ бюджетные и автономные учреждения составляют план финансово-хозяйственной деятельности, утверждают его и вносят изменения в порядке и сроки, которые определены органом-учредителем с учетом требований, установленных Министерством финансов Российской Федерации (Приказ Минфина России от 31.08.2018 № 186н «О Требованиях к составлению и утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения»).
В соответствии с абзацем 1 пункта 4 статьи 69.2 БК РФ финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.
В силу части 1 статьи 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Порядок предоставления субсидий областным бюджетным и областным автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания утвержден постановлением Правительства Челябинской области от 22.10.2010 № 361-П (далее - Порядок № 361-П), согласно которому объем субсидии рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ), затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за областным учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных областному учреждению органом исполнительной власти Челябинской области, осуществляющим функции и полномочия учредителя, на приобретение такого имущества, в том числе земельных участков (за исключением имущества, сданного в аренду или переданного в безвозмездное пользование), затрат на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество учреждения (пункт 6).
Постановлением Правительства Челябинской области от 22.12.2010 № 352-П утверждено Положение о формировании государственного задания в отношении областных бюджетных, казенных и автономных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, в силу пункта 8 которого нормативные затраты на оказание государственной услуги рассчитываются на единицу показателя объема оказания услуги, установленного в государственном задании, на основе базового норматива затрат и корректирующих коэффициентов к базовым нормативам затрат (далее - корректирующие коэффициенты).
Базовый норматив затрат на оказание государственной услуги состоит из: базового норматива затрат, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги, в который включаются суммы затрат на коммунальные услуги и содержание недвижимого имущества, необходимого для выполнения государственного задания на оказание государственной услуги (пункт 10, подпункт 2 пункта 12.3 Положения № 352-П); базового норматива затрат на общехозяйственные нужды на оказание государственной услуги, в который включаются затраты на коммунальные услуги (пункт 10, подпункт 1 пункта 12.2 Положения № 352-П).
Таким образом, основным критерием отнесения затрат к базовым нормативам затрат является оказание государственной услуги.
Как верно указано ГКУ Челябинской области, средства субсидии не могут быть направлены на оплату услуг по содержанию (коммунальные услуги) недвижимого имущества, которое не используется для оказания государственной услуги, и передано в аренду либо безвозмездное пользование иным лицам.
При этом, как верно указано ГКУ Челябинской области, исходя из вышеприведенных положений, субсидия предоставляется на содержание недвижимого имущества Учреждения, за исключением, сданного в аренду или переданного в безвозмездное пользование, также средства субсидии не могут быть направлены на содержание имущества, которое в рамках государственной услуги не используется.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации», в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется, распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника данного имущества и назначением этого имущества. Собственник имущества учреждения может распорядиться по своему усмотрению только изъятым, излишним, неиспользуемым либо используемым не по назначению имуществом.
При оценке соблюдения участниками бюджетного процесса указанного принципа судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах, выделенных на определенные цели бюджетных средств, самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.
Аналогичное положение закреплено в статье 25 Закона Челябинской области от 18.12.2003 № 207-ЗО «О порядке управления государственной собственностью Челябинской области и приватизации имущества, находящегося в государственной собственности Челябинской области».
Как указывалось, денежные средства для выполнения государственного задания на 2020 г. на оказание государственных услуг предоставлены на основании Соглашения № 579 на оплату коммунальных услуг в общежитиях Учреждения в сумме 4 884 500 рублей.
В приложении № 1, определяющем виды расходов и суммы, разделение коммунальных услуг на подгруппы и поставщиков отсутствует (т.2, л.д. 34).
При этом согласно государственному заданию на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов Учреждению установлена государственная услуга по обеспечению обучающихся жилыми помещениями в общежитиях в количестве 119 человек.
ГКУ Челябинской области установлено, что сверх установленного государственным заданием, Учреждением оказана услуга по проживанию студентов ПАО «ЧЮК» - от 43 до 48 человек, также отдельные площади помещений в общежитиях по адресам: <...> сданы Учреждением в аренду.
Соответственно, расходы на коммунальные услуги по содержанию помещений в общежитиях Учреждения, сданных в аренду, а также предоставленных вне рамок государственного задания для проживания студентов ПАО «ЧЮК», не могли быть покрыты за счет средств субсидии, а должны быть оплачены Учреждением за счет денежных средств, поступающих в распоряжение Учреждения, от деятельности, приносящей доход, в том числе, за счет денежных средств, поступающих от арендаторов и студентов, проживающих по найму.
Указанные денежные средства поступают в адрес Учреждения на лицевой счет по приносящей доход деятельности.
При анализе первичных документов ГКУ Челябинской области установлено (с учетом уточненных расчетов, представленных в суд первой инстанции от 01.03.2022 – т.4, л.д. 72-74), что сумма расходов в 2020 году, оплаченные за обслуживание имущества за счет бюджетных средств составила 4 305 820,08 рублей, за счет внебюджетных средств – 649 098,45 рублей.
При этом, Учреждением начислено по студентам, гражданам, арендаторам за коммунальные услуги – 860 898,96 рублей, начислено без учета декабря 2020 г. – 748 164,41 рублей.
По расчету заинтересованного лица сумма нецелевого использования бюджетных средств за 11 месяцев 2020 г. составила 99 065,96 руб. (748 164,41 - 649 098,45).
Соответственно, действительно, как на то верно указывает апеллянт, оплата расходов на коммунальные услуги за 11 месяцев 2020 г. в сумме 99 065,96 рублей за помещения в общежитиях Учреждения, переданные в аренду (найм), за счет средств субсидии является нецелевым использованием бюджетных средств.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции считает необходимым учитывать следующие фактические обстоятельства по настоящему делу.
Как указывалось, субсидия по Соглашению № 579 предоставлена Учреждению для финансового обеспечения выполнения государственного задания № 39-ПОО на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.
Срок действия Соглашения № 579 определен с 01.01.2020 по 31.12.2020, период контрольных мероприятий также определен с 01.01.2020 по 31.12.2020, в связи с чем подлежит установлению и исследованию вопрос о начислении платы за коммунальные услуги за помещения в общежитиях Учреждения за декабрь 2020 г., источниках ее оплаты.
Так, особенности оплаты поставляемых коммунальных ресурсов состоит в том, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (часть 1 статьи 544 ГК РФ).
Соответственно, оплата потребленной в текущем месяце энергии производится в месяце следующем, ввиду необходимости определения фактически принятого объема энергии.
Указанное свидетельствует о том, что оплата потребленных в декабре 2020 года коммунальных ресурсов, которые необходимы для содержания имущества, находящегося в ведении Учреждения, будет производиться уже в 2021 году.
Согласно представленным Учреждением в материалы дела платежным поручения от 17.02.2021 № 93927 на сумму 250 996,70 руб., от 29.01.2021 № 35210 на сумму 6 410,38 руб. Учреждением со счета по приносящей доход деятельности оплачены коммунальные услуги за декабрь 2020 года за все помещения общежития, независимо от передачи в аренду (найм), либо от использования их учреждением в рамках исполнения государственного задания на 2020 г.
Апеллянт указывает, что рассматриваемые операции осуществлены не в 2020 финансовом году, в связи с чем не имеют значения для вывода о нецелевом характере использования средств субсидии.
Между тем, как указывалось, ввиду предоставления субсидии на обеспечение выполнения государственного задания в 2020 году, следует учитывать как начисления за весь 2020 год, так и оплату коммунальных услуг для содержания общежитий Учреждения с учетом особенностей расчетов за поставку коммунальных ресурсов.
Учреждением в 2020 г. за счет средств субсидии в размере 99 065,96 рублей по итогам 11 месяцев 2020 г. были оплачены коммунальные услуги по содержанию помещений в общежитиях Учреждения, предоставленных в аренду (найм), что указывает на нецелевое использование средств субсидии, вместе с тем, при оплате Учреждением коммунальных услуг за декабрь 2020 год за счет средств от приносящей доход деятельности в сумме 257 407,08 рублей является фактическим устранением допущенного нарушения.
Судебная коллегия отмечает, что указанные действия совершены Учреждением до выдачи представления ГКУ Челябинской области от 17.09.2021 № 03-07/5 (пункт 1), в связи с чем основания для выдачи представления об устранении нарушения и принятия мер по устранению причин и условий выявленного нарушения, отсутствовали.
На основании изложенного, следует согласиться с выводом суда первой инстанции о наличии основания для признания пункта 1 представления от 17.09.2021 № 03-07/5 недействительным.
Доводы о нарушении судом первой инстанции положений статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду непривлечения к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства образования и науки Челябинской области, подлежат отклонению, как нормативно необоснованные.
Согласно части 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Третьи лица могут быть привлечены к участию в деле по инициативе суда.
О вступлении в дело третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, либо о привлечении третьего лица к участию в деле или об отказе в этом арбитражным судом выносится определение (часть 3 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Под третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, понимаются такие участвующие в деле лица, которые вступают в дело на стороне истца или ответчика для охраны собственных интересов, поскольку судебный акт по делу может повлиять на их права и обязанности по отношению к одной из сторон.
Из анализа указанных положений процессуального закона следует, что третье лицо без самостоятельных требований - это предполагаемый участник материально-правового отношения, связанного по объекту и составу с тем, какое является предметом разбирательства в арбитражном суде.
Основанием для вступления (привлечения) в дело третьего лица является возможность предъявления иска к третьему лицу или возникновения права на иск у третьего лица, обусловленная взаимосвязанностью основного спорного правоотношения между стороной и третьим лицом.
Соответствующего обоснования применительно к указанным выше разъяснениям апеллянт не привел, само по себе отношение какого-либо лица к рассматриваемому спору не может явиться основанием для вывода о необходимости его привлечения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 13.05.2022 по делу № А76-36232/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного контрольного управления Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья Е.В. Бояршинова
Судьи Н.Г. Плаксина
А.П. Скобелкин