ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 18АП-841/19 от 01.04.2019 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-841/2019

г. Челябинск

02 апреля 2019 года

Дело № А76-28113/2018

Резолютивная часть постановления объявлена апреля 2019 года .

Постановление изготовлено в полном объеме апреля 2019 года .

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Арямова А.А.,

судей Плаксиной Н.Г., Костина В.Ю.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФИО1 на решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.12.2018 по делу №А76-28113/2018 (судья Михайлова Е.А.).

В судебном заседании приняли участие представители:

индивидуального предпринимателя ФИО1 – ФИО2 (доверенность от 22.10.2018);

Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской областиФИО3 (доверенность №15/2-50 от 07.03.2019).

ФИО1 (далее – заявитель, ФИО1) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области (далее – Управление, Управление Роспотребнадзора по Челябинской области, административный орган) о признании незаконными и отмене постановления от 06.08.2018 №1027, которым ФИО1 привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 20000 руб.

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 20.12.2018 (резолютивная часть решения объявлена 17.12.2018) в удовлетворении заявленных требований отказано.

ФИО1 с решением арбитражного суда не согласилась и обжаловала его в апелляционном порядке. В обоснование  апелляционной жалобы ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права. Обращает внимание на то, что вина заявителя в совершении вмененного ему правонарушения, выразившегося в нарушении требований технических регламентов при продаже меховых изделий, не установлена. Указывает на то, что нарушение технических регламентов допущено на стадии изготовления товара, тогда как заявитель изготовителем товара не является.

В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал. Дополнительно заявил о пропуске срока давности привлечения к административной ответственности.

Представитель Управления в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции. Привел доводы, изложенные в отзыве.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, ФИО1 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 17.07.2014 за основным государственным регистрационным номером 314744819800029 и осуществляла в том числе деятельность по розничной торговле изделиями из меха в специализированных магазинах, в том числе в отделе «Choice», расположенном в торгово-развлекательном комплексе «Фиеста» по адресу: <...>. Впоследствии ФИО1 утратила статус индивидуального предпринимателя.

В связи с поступлением в Управление Роспотребнадзора по Челябинской области обращения потребителя от 05.03.2018, в целях проверки содержащейся в этом обращении информации должностным лицом Управления в рамках возбужденного определением от 20.03.2018 №13/05 в отношении ФИО4 дела об административном правонарушении 20.03.2018 произведен осмотр указанной торговой точки заявителя. Результаты осмотра отражены в составленном в присутствии продавца протоколе  от 20.03.2018 №13/02 с приложением фотоматериалов (т.1 л.д.93-95, т.2 л.д.1-150, т.3 л.д.1-19). Протоколом осмотра зафиксированы следующие обстоятельства:

- в отделе осуществляется реализация меховых женских изделий (пальто, полупальто, курток, жилетов и т.д.);

- для установления соответствия (несоответствия) маркировки реализуемых в отделе изделий из меха норки, кролика, ламы и песца в присутствии продавца было случайным образом отобрано и осмотрено 55 наименований одежды из меха в количестве 67 единиц на сумму 2977898 руб.;

- на осмотренных меховых товарах из меха норки, кролика, ламы и песца, в том числе:

1) полупальто из меха норки, размер 46, ТМ Flagman classic fur, арт. Н.цв. кап 90/055, по цене 75000 руб. на остатке 1 ед. КиЗ RU-430301-AAA4089340;

2) пальто из меха норки, размер 42 ТМ Kant fur, арт. Н.цв. кап 90/055, цене 79900 руб. на остатке 1 ед. КиЗ RU-430301-AAA4089414;

3) пальто из меха норки, размер 46, ТМ RR|rusebuur, арт. Н.кап. платье 90/03 по цене 69000 руб. на остатке 1 ед. КиЗ RU-430301-AAA4089784;

4) полупальто из меха норки, размер 38, Flagman classic fur, арт. Н.цв. кап 90/055 по цене 75000 руб. на остатке 1 ед. КиЗ RU-430301-AAA4090674;

5) пальто из меха норки, размер 42, ТМ Kant fur, арт. Н.цв. кап 90/055 по цене 79900 руб. на остатке 1 ед. КиЗ RU-430301-AAA4089407;

6) пальто из меха норки, размер 40, ТМ Kant fur, арт. Н.цв. кап 90/055, по цене 79900 руб. на остатке 1 ед. КиЗ RU-430301-AAA4089408;

7) пальто из меха норки, размер 42, ТМ Kant fur, арт. Н.цв. кап 90/055 по цене 75000 руб. на остатке 1 ед. КиЗ RU-430301-AAA4089410;

8) пальто из меха норки, размер 46, ТМ Flagman classic fur, арт. руб. мах. кап 90/04/35 по цене 69000 руб. на остатке 1 ед. КиЗ RU-430301- AAA4089837;

9) полупальто из меха норки, размер 46, ТМ Flagman classic fur, арт. Н.цв. кап 90/055 по цене 75000 руб. на остатке 1 ед. КиЗ RU-430301-AAA4090153;

10) полупальто из меха норки, размер 42, ТМ Flagman classic fur, арт. Н.цв. кап 90/055, по цене 75000 руб. на остатке 1 ед. КиЗ RU-430301-AAA4090676;

11) полупальто из меха норки, размер 42, ТМ Flagman classic fur, арт. Н.цв. кап 90/055, по цене 75000 руб. на остатке 1 ед. КиЗ RU-430301-AAA4090673;

12) полупальто из меха норки, размер 42, ТМ Class Fashion, арт. Н.п.мах.кап 90/039 по цене 59000 руб. на остатке 1 ед. КиЗ RU-430301-AAA4089280;

13) пальто из меха норки, размер 52, ТМ Flagman classic fur , арт. кап. 90/04/35 по цене 69000 руб. на остатке 1 ед. КиЗ RU-430301- AAA4089839;

14) пальто из меха норки, размер 42, ТМ Flagman classic fur, арт. 90/055 по цене 75000 руб. на остатке 1 ед. КиЗ RU-430301- AAA4090191;

15) полупальто из меха норки, размер 50, арт. 90/039,5 ТМ Flagman classic fur по цене 65000 руб. на остатке 1 ед. КиЗ RU-430301- AAA4090331;

16) пальто из меха норки, размер 46, арт. 90/055 ТМ Flagman classic fur по цене 75000 руб. на остатке 1 ед. КиЗ RU-430301- AAA4089841;

17) полупальто из меха норки, размер 40, арт. 90/05 ТМ LILI Fur по цене 95000 руб. на остатке 1 ед. КиЗ RU-430301- AAA4089338;

18) пальто из меха норки, размер 52, арт. н. ст. цв 90/047 по цене 75000 руб. на остатке 1 ед. КиЗ RU-430301- AAA4089803;

19) полупальто из меха норки, размер 42-44, арт. н. ст. цв 90/047 ТМ Supor по цене 69000 руб. на остатке 1 ед. КиЗ RU-430301- AAA4089724;

20) полупальто из меха норки, размер 50, арт. чер. ст. 90/037 ТМ Angel по цене 59000 руб. на остатке 1 ед. КиЗ RU-430301- AAA4089323;

21) полупальто из меха норки, размер 40, арт. н. чер. ст 90/036 ТМ Gueennice по цене 59000 руб. на остатке 1 ед. КиЗ RU-430301- AAA4089278;

22) полупальто из меха норки, размер 38-40, арт. н. чер. ст 036 ТМ Gueennice по цене 59000 руб. на остатке 1 ед. КиЗ RU-430301- AAA4090913;

23) пальто из меха норки, размер 48, арт. н. ст. цв. 90/047 ТМ Furelle по цене 69000 руб. на остатке 1 ед. КиЗ RU-430301- AAA4090624;

24) пальто из меха норки, размер 42-44, арт. н. ц. ст. 90/047 ТМ Supor по цене 69000 руб. на остатке 1 ед. КиЗ RU-430301- AAA4089701;

25) пальто из меха норки, размер 46, арт. н. ст. цв 90/047 ТМ Kant fur по цене 69000 руб. на остатке 1 ед. КиЗ RU-430301- AAA4089702;

26) пальто из меха норки, размер 48, арт. н. п. ст. цв 90/048 ТМ Jueia по цене 69000 руб. на остатке 1 ед. КиЗ RU-430301- AAA4090282;

27) куртка из меха норки, размер 46, арт. н. п. ст. 90/047 ТМ Kant fur по цене 69000 руб. на остатке 1 ед. КиЗ RU-430301- AAA4089787;

28) куртка из меха норки, размер 46, арт. н. мах. кап. 90/039 ТМ Supor по цене 59000 руб. на остатке 1 ед. КиЗ RU-430301- AAA4090299;

29) куртка из меха норки, размер 42-44, арт. н. п. мах. ст. 70/026 ТМ Sandeli по цене 45000 руб. на остатке 1 ед. КиЗ RU-430301- AAA4089901;

30) куртка из меха норки, размер 42-44, арт. н. п. мах. ст. 70/026 ТМ Sandeli по цене 45000 руб. на остатке 1 ед. КиЗ RU-430301- AAA4089900;

31) куртка из меха норки, размер 46-48, арт. н. п. ст. пудра беж 60/035 ТМ Sandeli по цене 59000 руб. на остатке 2 ед. КиЗ RU-430301- AAA4089349,

32) куртка из меха норки, размер 42, ТМ JBoring по цене 75000 руб. на остатке 1 ед. КиЗ RU-430301- AAA4089402;

33) жилет из меха песца, размер 46, арт. 90/065 ТМ Romantic Furs по цене 17000 руб. на остатке 2 ед. КиЗ RU-430301- AAA4089362, RU-430301-AAA4090209;

34) жилет из меха песца, размер 44,44,44,42, арт. 065 ТМ Romantic Classic Fur по цене 17000 руб. на остатке 4 ед. КиЗ RU-430301- AAA4090210, RU-430301- AAA4089189, RU-430301- AAA4090207, RU-430301-AAA4090009;

35) жилет из меха песца, размер 48, арт. 90/115 ТМ Luxury по цене 25000 руб. на остатке 1 ед. КиЗ RU-430301- AAA4089516;

36) жилет из меха песца, размер 44, арт. 80/115 ТМ Luxury по цене 19900 руб. на остатке 1 ед. КиЗ RU-430301- AAA4089111;

37) жилет из меха песца, размер 44, арт. 90/065 ТМ Luxury по цене 17000 руб. на остатке 1 ед. КиЗ RU-430301- AAA4090513;

38) жилет из меха песца, размер 44, арт. 70/06 ТМ Polar Bear по цене 9900 руб. на остатке 1 ед. КиЗ RU-430301- AAA4089188;

39) жилет из меха песца, размер 44, арт. 70/06 ТМ Нong по цене 9900 руб. на остатке 1 ед. КиЗ RU-430301- AAA4089121;

40) жилет из меха песца, размер L, арт. 90/065 ТМ Lion F по цене 17000 руб. на остатке 1 ед. КиЗ RU-430301- AAA4089110;

41) жилет из меха песца, размер 42, арт. 70/06 ТМ Xiny Xing Xih Furs по цене 9900 руб. на остатке 1 ед. КиЗ RU-430301- AAA4090007;

42) пальто из меха кролика, размер M, арт. 04 ТМ Xin Jei Fur по цене 9900 руб. на остатке 3 ед. КиЗ RU-430301- AAA4089200, RU-430301-AAA4089196 RU-430301- AAA4089199 (на кизах указано жилет песец);

43) куртка норковая женская цвет графит, размер 42, арт. НП граф 013 ТМ Jujin по цене 24999 руб. на остатке 1 ед. КиЗ RU-430301- AAA4090886, КиЗ RU-430301- AAA4090899 (на изделии фактически два киза);

44) куртка норковая, размер 42, арт. НХ ст. 70/09 ТМ Jujin по цене 15900 руб. на остатке 1 ед. КиЗ RU-430301- AAA4090877;

45) куртка норковая, размер 42, арт. М.Н.Х. к гол. 016, по цене 24999 руб. на остатке 1 ед. КиЗ RU-430301- AAA4090834;

46) пальто из меха норки, размер 42, 42 арт. Н. Халат, ТМ Beauti Ful по цене 73000 руб. на остатке 2 ед. КиЗ RU-430301- AAA4090522, КиЗ RU-430301- AAA4090533;

47) пальто из меха норки, размер 44 арт. Н. Халат 100/039, ТМ Ju Shiman по цене 73000 руб. на остатке 1 ед. КиЗ RU-430301- AAA4090195;

48) жилет из меха ламы, размер 44, 44 арт. 025 ТМ Sheng Fang по цене 5900 руб. на остатке 2 ед. КиЗ RU-430301- AAA4089190, КиЗ RU-430301- AAA4090208 (в кизах указано жилет из песца);

49) жилет женский из меха ламы цвет персиковый, размер 48 арт. 07 ТМ Antonio по цене 13900 руб. на остатке 1 ед. КиЗ RU-430301- AAA4090027 (в кизе указано жилет лама черный);

50) жилет женский из меха ламы цвет зеленый, размер 44 арт. 07 ТМ Antonio по цене 13900 руб. на остатке 1 ед. КиЗ RU-430301- AAA4091000 (в кизе указано жилет лама коричневый);

51) жилет женский из меха ламы цвет сиреневый, размер 48 арт. 07 ТМ Antonio по цене 13900 руб. на остатке 1 ед. КиЗ RU-430301- AAA4090029 (в кизе указано жилет лама черный);

52) полупальто женское из меха норки (кусочков), размер 42, 42 арт. К.Х.Ст. 49-4165(34), по цене 29000 руб. на остатке 2 ед. КиЗ RU-430301- AAA4089279, КиЗ RU-430301- AAA4089285;

53) полупальто из меха овчины, размер 44, арт. Ст. 90/013, ТМ Кристина +, по цене 24900 руб. на остатке 1 ед. КиЗ RU-430302-AAA6730408 (в кизе продавец Ле Динь_Ньо);

54) полупальто из меха норки, размер 48, арт. Н.Х.Ст. 90/018, ТМ Kiss Ice Snow, по цене 29900 руб. на остатке 2 ед. КиЗ RU-430301-AAA4089319, КиЗ RU-430301-AAA4089272;

55) полупальто из меха норки, размер 44, 52 арт. Н.Х.кап 90/019, ТМ Romantic Classic Fur, по цене 32900 руб. на остатке 2 ед. КиЗ RU-430301-AAA4090900, КиЗ RU-430301-AAA4090176,

на маркировке отсутствуют обязательная информация, а именно: наименование страны-изготовителя; наименование изготовителя, или продавца или уполномоченного изготовителем лица; юридический адрес изготовителя, или продавца или уполномоченного изготовителем лица; размер изделия имеется, но он не совпадает с информацией на Киз; дата изготовления; товарный знак или единый знак обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза;  информация по обработке меха (крашеный или некрашеный). Также на всех маркировочных ярлыках меховых изделиях из норки наименование изделия указано неверно: на маркировочном ярлыке указано – «Шуба норковая», а на Кизах указано полупальто из норки, пальто из норки куртка из норки. Кроме того, на других меховых изделиях из меха наименования изделия указаны неверно: 1) на маркировочном ярлыке указано «Шуба кролик леопард», а на Кизе указано «Жилет из песца» (Киз RU-430301- AAA4089200); 2) на маркировочном ярлыке указано « Жилет из ламы», а на Кизе указано «Жилет из песца» (КиЗ RU-430301- AAA4089190, КиЗ RU- 430301- AAA4090208).

В этой связи Управление пришло к выводу о нарушении заявителем при реализации товаров требований статей 3, 9 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности» (далее – ТР ТС 017/2011), статьи 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон №2300-1), пункта 11 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных  Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 №55 (далее – Правила №55).

Также в ходе осмотра составлен протокол ареста товаров от 20.03.2018 (т.1 л.д.107-109).

26.07.2018 должностным лицом Управления в отсутствие заявителя, извещенного о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (т.1 л.д.64-67, т.3 л.д.26), в присутствии его представителя, действующего на основании доверенности, в отношении ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении №13/63 по признакам нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ (т.1 л.д.60-63).

Постановлением от 06.08.2018 №1027, вынесенным также в присутствии представителя  ФИО1, заявитель привлечен к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ – в виде административного штрафа в размере 20000 руб. (т.1 л.д.49-52).

Не согласившись с этим постановлением ФИО1 обратилась с заявлением о признании его незаконным в Советский районный суд                             г. Челябинска. Определением Советского районного суда г. Челябинска от 17.08.2018 заявление возвращено в связи с подведомственностью спора арбитражному суду (т.1 л.д.8).

В этой связи ФИО1 обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Суд первой инстанции, рассмотрев спор по существу, пришел к выводу о законности и обоснованности оспоренного постановления.

Оценивая позицию суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции полагает необходимым руководствоваться следующим.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

В силу положений части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий у административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что правонарушением является противоправное, виновное действие (или бездействие) физического или юридического лица, за которое законодательством установлена административная ответственность.

Согласно части 1 статьи 14.43 КоАП РФ, нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, ч. 2 ст. 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 этого Кодекса, влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Объективную сторону этого правонарушения составляют действия (бездействие), нарушающие установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.

Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, в частности субъектом правонарушения может быть изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец (поставщик).

В соответствии с примечанием к этой статье, под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в этой статье и статье 14.47 названного Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон №184-ФЗ).

Из материалов дела следует, что основанием ля привлечения предпринимателя к ответственности в соответствии с частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, послужил вывод административного органа о допущенных в торговой точке заявителя, осуществлявшего предпринимательскую деятельность, нарушениях требований статей 3, 9 ТР ТС 017/2011, статьи 10 Закона №2300-1, пункта 11 Правил №55 при реализации одежды из меха.

Указанный вывод сделан на основании доказательств, полученных при проведении в рамках административного расследования осмотра торговой точки заявителя.

Пунктом 1 статьи 1 Закона №184-ФЗ установлено, что этим законом регулируются отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

В силу статьи 2 Закона №184-ФЗ технический регламент представляет собой документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

В силу пункта 1 статьи 46 Закона №184-ФЗ, требования к продукции или к связанным с ней процессам производства, хранения, реализации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

За нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 36 Закона №184-ФЗ).

Статьей 10 Закона №2300-1 предусмотрено, что изготовитель,  исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Информация о товарах в обязательном порядке должна содержать: наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующие об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение; сведения об основных потребительских свойствах товаров; цену в рублях и условия приобретения товаров; правила и условия эффективного и безопасного использования товаров; адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера; информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров; информацию о правилах продажи товаров. Информация доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров. Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.

В соответствии с пунктом 11 Правил №55, продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора таких товаров.

В соответствии со статьей 3 ТР ТС 017/2011, продукция легкой промышленности выпускается в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза при условии ее соответствия настоящему Техническому регламенту, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, и при условии, что она прошла подтверждение соответствия согласно статье 11 этого Технического регламента, а также согласно другим техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется. Продукция легкой промышленности, соответствие которой требованиям настоящего Технического регламента не подтверждено, не должна быть маркирована единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза и не допускается к выпуску в обращение на рынке. При размещении и обращении продукции на рынке должна предоставляться полная и достоверная информация о ней путем маркировки в целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение пользователей (потребителей) относительно безопасности продукции.

В силу статьи 9 этого же Технического регламента маркировка продукции должна быть достоверной, читаемой и доступной для осмотра и идентификации. Маркировку наносят на изделие, этикетку, прикрепляемую к изделию, или товарный ярлык, упаковку изделия, упаковку группы изделий или листок-вкладыш к продукции. Маркировка должна содержать следующую обязательную информацию: наименование продукции; наименование страны-изготовителя; наименование изготовителя, или продавца или уполномоченного изготовителем лица; юридический адрес изготовителя, или продавца или уполномоченного изготовителем лица; размер изделия; состав сырья; товарный знак (при наличии); единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза; гарантийные обязательства изготовителя (при необходимости); дату изготовления; номер партии продукции (при необходимости). В зависимости от вида и назначения продукции легкой промышленности маркировка должна содержать информацию в том числе: для одежды и изделий из меха дополнительная информация – вид меха и вид его обработки (крашеный или некрашеный); символы по уходу за изделием; инструкцию по уходу за изделием в процессе эксплуатации (при необходимости).

Из материалов дела следует и заявителем не оспаривается, что при осуществлении реализации изделий из меха в торговой точке заявителя были нарушены указанные нормативные требования ввиду отсутствия на маркировке обязательной информации (наименование страны-изготовителя; наименование изготовителя, или продавца или уполномоченного изготовителем лица; юридический адрес изготовителя, или продавца или уполномоченного изготовителем лица; размер изделия имеется, но он не совпадает с информацией на Киз; дата изготовления; товарный знак или единый знак обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза;  информация по обработке меха) и неверного указания наименований изделий.

В этой связи наличие в действиях заявителя объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ подтверждено.

В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ, одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.

Статьей 2.2 КоАП РФ предусмотрено, что административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично (часть  1). Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (часть 2).

В оспоренном постановлении содержится оценка вины заявителя в совершении правонарушения, соответствующая положениям части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, устанавливающим понятие вины юридических лиц (в частности, указано на наличие возможности для соблюдения закона и непринятие необходимых мер к недопущению правонарушения). Такую оценку нельзя признать правильной, так как постановление вынесено в отношении физического лица, осуществлявшего на момент совершения правонарушения предпринимательскую деятельность.

В то же время, суд апелляционной инстанции  полагает вывод административного органа о наличии вины заявителя в совершении правонарушения правильным, поскольку ФИО1, осуществляя предпринимательскую деятельность, должна была и могла знать регулирующие такую деятельность нормативные требования и предвидеть возможность наступления вредных последствий в случае их неисполнения (часть 2 статьи 2.2 КоАП РФ).

Оспаривая свою виновность в совершении правонарушения, ФИО1 ссылается на то, что выявленное нарушение технических регламентов допущено на стадии изготовления товара, тогда как заявитель изготовителем товара не является. Однако, допущенные изготовителями товаров нарушения нормативных требований не исключают виновность заявителя как лица, осуществлявшего розничную продажу этого товара.

 В этой связи суд апелляционной инстанции полагает возможным согласиться с выводом суда первой инстанции о доказанности материалами дела наличия в действиях заявителя состава вмененного ему в вину административного правонарушения.

Обстоятельств, исключающих привлечение к административной ответственности, не установлено.

Нарушений процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.

Привлечение к ответственности состоялось в пределах установленного законом срока давности.

 Так, в соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о техническом регулировании (что имело место в настоящем случае) составляет 1 год. Учитывая, что правонарушение совершено 20.03.2018, оспоренное постановление от 06.08.2018 следует признать вынесенным с соблюдением указанного срока. Приведенные подателем апелляционной жалобы возражения в этой части подлежат отклонению.

Примененное административным органом наказание соответствует минимальному размеру санкции части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки вывода суда первой инстанции о законности и обоснованности оспоренного постановления.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

С учетом изложенных обстоятельств апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.12.2018 по делу №А76-28113/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья                                            А.А. Арямов

Судьи:                                                                                   Н.Г. Плаксина

                                                                                                       В.Ю. Костин