ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ АП-8648/2020
г. Челябинск | |
24 августа 2020 года | Дело № А07-37261/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена августа 2020 года .
Постановление изготовлено в полном объеме августа 2020 года .
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Плаксиной Н.Г., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ИЖФС» на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.05.2020 по делу №А07-37261/2019.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью «ИЖФС» - ФИО1 (доверенность от 21.05.2020, диплом);
открытого акционерного общества «Управление жилищного хозяйства Калининского района ГО город Уфа Республики Башкортостан» – ФИО2 (доверенность от 15.05.2020, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью «ИЖФС» (далее – заявитель, ООО «ИЖФС») обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственному комитету Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее – ГК РБ по жилищному и строительному надзору, комитет) о признании недействительным приказа от 23.08.2019 №1379 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан, а также об обязании комитет устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем внесения изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество «Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан» (далее – АО «УЖХ Калининского района ГО город Уфа РБ», третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.05.2020 (резолютивная часть решения объявлена 03.03.2020) в удовлетворении требований заявителя отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО «ИЖФС» обжаловало его в апелляционном порядке, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также неполноту выяснения судом обстоятельств дела. В апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование жалобы указывает на незаконность оспоренного приказа. Обращает внимание на следующие обстоятельства: правоотношения по внесению изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации регулируются исключительно положениями Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 №938/пр (далее – Приказ №938/пр), и суд должен осуществить проверку оспоренного ненормативного правового акта исключительно на предмет соответствия этому приказу; положения статей 44-48 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) и Приказа Минстроя России №44/пр, на которые сослался суд, регулируют отношения по проведению общего собрания собственников помещений многоквартирного дома и не применяются к отношениям между заявителем и комитетом по внесению изменений в реестр лицензий; положениями Приказа №938/пр не установлено в качестве оснований для внесения изменений в реестр лицензий требование о соблюдении порядка проведения собрания собственников помещений и соответствие протокола собрания положениям закона, в обязанность комитета вменена лишь проверка представления заявителем всех необходимых документов, а не проверка содержания этих документов; в отсутствие вступившего в законную силу судебного акта о признании решения собрания собственников помещений недействительным, имеющиеся в протоколе собрания несоответствия правового значения не имеют и не могут служить самостоятельным основанием для отказа во внесении изменений в реестр лицензий; при рассмотрении заявления о внесении изменений в реестр лицензий комитет не вправе оценивать протокол общего собрания собственников помещений и проверять соблюдение порядка проведения собрания; требования Порядка №938/пр заявителем нарушены не были; оснований для отказа во внесении изменений в реестр лицензий со ссылкой на подпункт «а» пункта 9 Порядка №938/пр у комитета не имелось; незаконный приказ комитета нарушает права заявителя на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом; наличие в реестре лицензий сведений об управляющей организации – АО «УЖХ Калининского района ГО город Уфа РБ» основанием для отказа во внесении изменений в реестр лицензий не является, внесение изменений в реестр лицензий в связи с заключением нового договора управления одновременно влечет исключение многоквартирного дома из перечня домов, управление которыми осуществляет предыдущая управляющая организация.
В судебном заседании представитель заявителя на доводах апелляционной жалобы настаивал.
Представитель третьего лица в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал. Полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Представитель комитета, извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Апелляционная жалоба рассмотрена без его участия.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, полагает необходимым руководствоваться следующим.
Как следует из материалов дела, ООО «ИЖФС» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1120280019705 и в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, осуществляет деятельность по управлению недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе. ООО «ИЖФС» имеет лицензию на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами от 06.03.2015 №000003.
Общим собранием собственников помещений многоквартирного дома №21/1 по ул. Мелеузовская в г. Уфа 21.05.2019 принято решение о расторжении договора управления с действующей управляющей организацией и о выборе способа управления – управляющей организацией ООО «ИЖФС». Решение оформлено протоколом от 21.05.2019 №1/2019 (л.д.34-37).
22.05.2019 между собственниками помещений указанного многоквартирного дома и ООО «ИЖФС» заключены договоры управления (л.д.57-60).
На основании указанного решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома ООО «ИЖФС» 09.08.2019 обратилось в ГК РБ по жилищному и строительному надзору с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан в связи с заключением договора управления многоквартирным домом № 21/1 по ул. Мелеузовская г. Уфы (л.д.32-33).
По итогам проверки заявления о включении жилого дома в реестр лицензий и документов, представленных ООО «ИЖФС», приказом от 23.08.2019 №1379, на основании подпункта «а» пункта 9 Приказа №938/пр, со ссылкой на заключение №453/470 от 23.08.2019 (л.д.31) комитет отказал во внесении изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан в связи с несоответствием представленного протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме №1/2019 от 21.05.2019 Требованиям к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, утвержденных Приказом Минстроя России от 28.01.2019 №44/пр (далее – Приказ №44/пр) (л.д.7, 30).
Считая указанный приказ комитета незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, заявитель обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требования, суд первой инстанции руководствовался выводом о соответствии оспоренного приказа комитета закону.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции.
Так, частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии (часть 1.3 статьи 161, часть 1 статьи ЖК РФ).
В силу пункта 8.5 статьи 13 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится осуществление лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами.
Частью 7 статьи 162 ЖК РФ установлено, что управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом.
Частями 1 и 2 статьи 195 ЖК РФ предусмотрено, что сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в том числе в реестре лицензий субъекта Российской Федерации. Реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Статьей 198 ЖК РФ предусмотрено, что сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе. Состав указанных сведений, подлежащих размещению в системе, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 1). В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2). Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3). При выполнении требований о размещении указанных сведений в системе и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению таким домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса, за исключением случая, указанного в части 7 настоящей статьи (часть 4).
Согласно п.1 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства России, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года №1038, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищной политики, жилищно-коммунального хозяйства, в сфере строительства, градостроительства, а также функций по предоставлению субсидий из федерального бюджета, бюджетам субъектов Российской Федерации, разработке и согласованию федеральных целевых программ и ведомственных целевых программ, осуществлению функций государственного заказчика.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 №938/пр утвержден Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
Порядком №938/пр (в редакции, действующей с 10.04.2018) предусмотрено, что изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании решения органа государственного жилищного надзора, принятого в соответствии с частями 3, 3.1, 5-5.4 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации или при непоступлении в установленный срок заявления о продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, либо на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом, заявления о внесении изменений в реестр (пункт 2). К заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются следующие документы: а) копия протокола и решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления многоквартирным домом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления в случае проведения такого собрания, за исключением случая представления в орган государственного жилищного надзора подлинников указанных документов в соответствии с частью 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации; б) копия протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в соответствии с которым управляющая организация определена победителем конкурса, либо копия протокола, в соответствии с которым управляющая организация определена единственным участником конкурса, в случае если конкурс признан несостоявшимся, в связи с тем, что только один претендент признан участником конкурса (в случае проведения указанного конкурса); в) копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, или копия договора управления, заключенного с застройщиком в случаях, предусмотренных частью 14 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; г) копия акта приема-передачи технической документации и иных связанных с управлением таким домом документов, ключей от помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, электронных кодов доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иных технических средств и оборудования, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, в случае подачи заявления об исключении многоквартирного дома из реестра; д) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя на подачу заявления и документов, предусмотренных пунктом 3 этого Порядка (в случае, если от имени заявителя обращается его уполномоченный представитель), оформленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; е) опись представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанная лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата); ж) копию заявления одной из сторон договора управления многоквартирным домом в случае прекращения договора управления многоквартирным домом в связи с окончанием срока его действия; з) копия договора управления многоквартирным домом, подписанного управляющей организацией, определенной победителем открытого конкурса по отбору управляющей организации; и) в случае реорганизации в форме присоединения к лицензиату юридического лица или юридических лиц, управляющего или управляющих многоквартирным домом или домами (далее - присоединяемые лица): копия листа записи Единого государственного реестра юридических лиц о реорганизации в форме присоединения к лицензиату присоединяемых лиц; - копии решений общих собраний участников (акционеров) лицензиата и присоединяемых лиц о реорганизации в форме присоединения, оформленных протоколами общих собраний участников (акционеров) или решениями единственных участников (акционеров), или решений собственников имущества унитарных предприятий, или решений учредителей (учредителя) некоммерческих организаций о реорганизации в форме присоединения; копия передаточного акта между присоединяемыми лицами и лицензиатом; к) в случае реорганизации в форме преобразования лицензиата: копия листа записи Единого государственного реестра юридических лиц о реорганизации в форме преобразования; копии решений общих собраний участников (акционеров) лицензиата о реорганизации в форме преобразования, оформленных протоколами общих собраний участников (акционеров) или решениями единственных участников (акционеров), или решений собственников имущества унитарных предприятий, или решений учредителей (учредителя) некоммерческих организаций о реорганизации в форме преобразования; л) в случае реорганизации в форме слияния юридических лиц, управляющих многоквартирным домом или домами (далее - реорганизованные юридические лица): копия листа записи Единого государственного реестра юридических лиц о создании юридического лица путем реорганизации в форме слияния; копии решений общих собраний участников (акционеров) реорганизованных юридических лиц о реорганизации в форме слияния, оформленных протоколами общих собраний участников (акционеров) или решениями единственных участников (акционеров), или решений собственников имущества унитарных предприятий, или решений учредителей (учредителя) некоммерческих организаций о реорганизации в форме слияния; копия передаточного акта между реорганизованными юридическими лицами и юридическим лицом, создаваемым в результате слияния; справка с данными о реорганизованных юридических лицах (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами) на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц, заверенная правопреемником; м) опись представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанная заявителем (уполномоченным представителем заявителя) (пункт 3). Рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 Порядка, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора и не может превышать десяти рабочих дней с даты поступления заявления и документов (пункт 4). В ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий: а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 Порядка; б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 Порядка; в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям; г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя; д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» ; е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 5). По итогам проверки заявления и документов, представленных заявителем, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 Порядка (пункт 6). По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: а) о внесении изменений в реестр; б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов; в) о приостановлении рассмотрения заявления (пункт 7). Решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 Порядка (пункт 8). Основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются: а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами «а», «г»-«е» пункта 5 Порядка; б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами «б» и «в» Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 Порядка. Решение об отказе во внесении изменений в реестр должно содержать мотивированное обоснование принятия такого решения (пункт 9).
Исследованием материалов дела установлено, что общим собранием собственников помещений многоквартирного дома №21/1 по ул. Мелеузовская в г. Уфа от 21.05.2019 принято решение о расторжении договора управления с действующей управляющей организацией (АО «УЖХ Калининского района ГО город Уфа») и о выборе способа управления – управляющей организацией ООО «ИЖФС». Решение оформлено протоколом от 21.05.2019 №1/2019. 22.05.2019 между собственниками помещений указанного многоквартирного дома и ООО «ИЖФС» заключены договоры управления.
На основании указанного решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома ООО «ИЖФС» 09.08.2019 обратилось в ГК РБ по жилищному и строительному надзору с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан в связи с заключением договора управления многоквартирным домом.
По итогам проверки представленных заявителем документов комитет принял оспоренный приказ об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан на основании подпункта «а» пункта 9 Приказа №938/пр. Основанием для принятия этого приказа послужил вывод комитета о несоответствии представленного протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме №1/2019 от 21.05.2019 требованиям Приказа №44/пр.
Из заключения комитета №453/470 от 23.08.2019 и его пояснений, данных в ходе рассмотрения настоящего дела следует, что проверкой представленного заявителем протокола общего собрания собственников помещений выявлены следующие несоответствия, квалифицированные комитетом как нарушение подпункта «а» пункта 5 Порядка №938/пр:
- в нарушение подпункта «а» пункта 13 Приказа №44/пр в списках присутствующих лиц (приложение №6 к протоколу) не у всех собственников помещений имя, отчество указаны полностью, количество голосов собственников нечетко прописаны, а также указано количество голосов, которыми обладает собственник помещений, не соответствующее сведениям реестра собственников помещений многоквартирного дома (приложение №1 к протоколу) (к примеру, у помещения №39 указано количество голосов – 12, тогда как в соответствии с приложением №1 к протоколу, количество голосов составляет 12,5);
- в нарушение подпункта «б» пункта 14 Приказа №44/пр в списках присутствующих лиц и приглашенных (приложение №6 к протоколу) у приглашенного лица не указано полное наименование юридического лица - ООО «ИЖФС», во вводной части протокола не указаны сведения о лицах, принявших участие в общем собрании и приглашенных для участия в нем, в протоколе не указано общее количество присутствующих и приглашенных лиц, лишь указано на наличие сведений о присутствующих и приглашенных лицах в приложении №6 протокола;
- в нарушение подпункта «в» пункта 20 Приказа №44/пр акт фотофиксации уведомления о планируемом общем собрании собственников помещений многоквартирного дома (приложение №4 к протоколу) нечитаемый, невозможно удостовериться на соответствие вопросов, указанных в уведомлении с вопросами, поставленными в повестке дня общего собрания протокола. Кроме того, протокол общего собрания, в котором обсуждался вопрос об уведомлении собственников помещений о проведении общих собраний путем вывешивания объявления в общедоступных местах, отсутствует (данный вопрос был поставлен на повестку дня общего собрания лишь в период проведения общего собрания в период с 05.05.2019 по 20.05.2019). Также, протокол не подписан лицом, проводившим подсчет голосов (ФИО3).
Помимо этого, комитет указал на то, что на момент проверки представленных заявителем документов выявлено наличие противоречий сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям ввиду наличия в реестре сведений об иной управляющей организации – АО «УЖХ Калининского района ГО г.Уфа РБ» (сведения об этом лице внесены в реестр на основании приказа комитета от 29.04.2019 №730).
Между тем, пунктом 3 Приказа №938/пр установлен перечень документов, которые заявитель обязан предоставить в комитет для целей внесения изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
При этом подпунктом «а» пункта 3 Порядка №938/пр не установлены требования о необходимости соответствия представляемых копий протокола и решений нормам жилищного законодательства, в том числе требованиям статей 44-48 ЖК РФ и Приказу № 44/пр.
В этой связи предметом проверки в рамках подпункта «а» пункта 5 Приказа №938/пр (на положения которого ссылается комитет) является исключительно проверка факта и полноты предоставления заявителем всех необходимых документов, предусмотренных пунктом 3 Приказа №938/пр, а не их содержания.
Право комитета на проведение проверки содержания представленных заявления и документов предусмотрено подпунктами «б» и «е» пункта 5 Приказа №938/пр.
В рассматриваемой ситуации ввиду принятия на общем собрании решения о выборе заявителя в качестве управляющей организации и заключения с ним соответствующего договора управления, на заявителя была возложена обязанность представить в адрес комитета документы, предусмотренные подпунктами «а» и «в» пункта 3 Приказа №938/пр (копии протокола и решений общего собрания, копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания).
Как следует из заявления ООО «ИЖФС», в адрес комитета заявителем были представлены все указанные документы. Претензий к комплектации этого пакета документов комитет не предъявляет.
В этой связи отказ комитета во внесении изменений в реестр лицензий со ссылкой на подпункт «а» пункта 9 Приказа №938/порядка, является необоснованным.
При оценке представленных заявителем документов судом апелляционной инстанции установлено, что кворум на общем собрании собственников помещений имелся, решения по всем вопросам повестки собрания приняты большинством голосов. Признаки ничтожности решений общего собрания, по основаниям предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации комитетом не установлены. Вступившее в законную силу решение суда о признании принятых этим общим собранием решений недействительными отсутствует.
В этой связи суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решения собрания, оформленные протоколом №1/2019 от 21.05.2019 являются действующими и в силу положений пункта 1 статьи 46 Гражданского кодекса Российской Федерации влекут за собой юридические последствия, в том числе – установленную статьей 198 ЖК РФ обязанность комитета внести изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
Наличие на момент проверки комитетом представленных заявителем документов содержащихся в реестре сведений об иной управляющей организации – АО «УЖХ Калининского района ГО г.Уфа РБ», внесенных в реестр 29.04.2019 (на что также ссылается комитет) нельзя отнести к противоречиям, являющимся в силу закона основанием для отказа во внесении в реестр изменений на основании заявления ООО «ИЖФС» от 09.08.2019.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает оспоренный приказ комитета вынесенным в отсутствие законных оснований.
Так как этот приказ необоснованно создает препятствия заявителю в осуществлении деятельности по управлению многоквартирным домом, следует признать подтвержденным и факт нарушения таким приказом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
То есть, совокупность обстоятельств, свидетельствующих об обоснованности заявленных требований о признании оспоренного ненормативного правового акта недействительным, материалами дела подтверждена.
Ввиду вышеизложенного, оснований для отказа в удовлетворении требований заявителя у суда первой инстанции не имелось. Решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (нарушение или неправильное применение норм материального права), требования заявителя о признании приказа от 23.08.2019 №1379 недействительным подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться в том числе указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Заявитель просил обязать комитет устранить нарушения своих прав и законных интересов путем внесения соответствующих изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан.
Избранный заявителем способ восстановления нарушенного права соответствует предъявленным заявителем требованиям и целям восстановления нарушенных прав заявителя, а потому заявление в этой части также подлежит удовлетворению.
Сведений об оплате заявителем госпошлины при обращении в суд с заявлением материалы дела не содержат.
При обращении в суд с апелляционной жалобой заявителем уплачена госпошлина в размере 3000 руб. (платежное поручение от 02.06.2020 №68).
Принимая во внимание обоснованность апелляционной жалобы ООО «ИЖФС», уплаченная этим обществом при обращении в суд с апелляционной жалобой госпошлина в размере 1500 руб. подлежит возмещению за счет комитета (часть 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Излишне уплаченная госпошлина в размере 1500 руб. на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.05.2020 по делу №А07-37261/2019 отменить.
Заявленные требования общества с ограниченной ответственностью «ИЖФС» удовлетворить.
Признать недействительным приказ Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору от 23.08.2019 №1379 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан.
Обязать Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «ИЖФС» путем внесения изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан на основании заявления общества с ограниченной ответственностью «ИЖФС» от 09.08.2019.
Взыскать с Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору в пользу общества с ограниченной ответственностью «ИЖФС» в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины 1500 руб.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «ИЖФС» из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением от 02.06.2020 №68 государственную пошлину в размере 1500 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья А.А. Арямов
Судьи: Н.Г. Плаксина
А.П. Скобелкин