ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 18АП-8814/19 от 09.08.2019 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-8814/2019

г. Челябинск

09 августа 2019 года

Дело № А34-2108/2019

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Костина В.Ю., рассмотрел апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Курганской области на решение Арбитражного суда Курганской области от 23.05.2019 по делу № А34-2108/2019 (судья Т.Г. Крепышева), рассмотренному в порядке упрощенного производства

Акционерное общество «Водный Союз» (далее – заявитель, общество, АО «Водный Союз») обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Курганской области (далее – ГЖИ Курганской области, административный орган, инспекция) от 30.01.2019 №0004 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решением арбитражного суда Курганской области от 23.05.2019 (резолютивная часть вынесена 06.05.2019) требования общества удовлетворены.

Признано незаконным и отменено постановление Государственной жилищной инспекции Курганской области от 30.01.2019 №00004 по делу об административном правонарушении о привлечении Акционерного общества «Водный союз» к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

ГЖИ Курганской области не согласилась с вынесенным решением и обратилась в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ГЖИ Курганской области указывает, что ресурсоснабжающая организация несет ответственность за объем, режим и качество предоставления коммунальной услуги потребителям, следовательно,  она относится к числу субъектов административного правонарушения по статье 7.23 КоАП РФ.

Указывает на то, что сети являются собственностью заявителя, в связи с чем, он в качестве собственника несет бремя содержания принадлежащего ему имущества и поддержания его в надлежащем состоянии, сведений о принятии мер к исключению аварийности сетей в связи с длительностью их эксплуатации заявителем в дело не представлено.

Податель жалобы отмечает, что письмом №7113-2п от 10.01.2019 Инспекцией был направлен запрос АО «Водный Союз», содержащий в том числе в п. 3 письма запрос информации о том, к каким видам работ относятся работы, выполняемые АО «Водный Союз» в рамках вышеуказанных отключений холодного водоснабжения. Письмом №119 от 14.01.2019 АО «Водный Союз» направил информацию о том, что работы, выполняемые заявителем в рамках вышеуказанных отключений, относятся к капитальному ремонту. Исходя из информации информационного ресурса 2лак.сот, имеющейся в материалах дела, 07.12.2018 АО «Водный союз» проводились плановые ремонтные работы на сетях с целью проведения врезки участка трубопровода диаметром 225мм на улице Карла Маркса.

Апеллянт полагает, что судом при расчете времени отключения холодной воды неверно был применен Свод Правил «СП 31.13330.2012. Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84», поскольку материалами дела было подтверждено, что работы, проводившиеся заявителем, относятся к капитальным.

Отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представлен.

Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о рассмотрении апелляционной жалобы в соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без проведения судебного заседания после истечения срока для предоставления отзыва на апелляционную жалобу – 10.07.2019.

Общество в направленном апелляционному суду письменном отзыве на жалобу, ссылаясь на законность и обоснованность выводов суда первой инстанции, обжалуемый судебный акт просит оставить без изменения.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, АО «Водный союз» зарегистрировано Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Кургану 16.04.2010, о чём внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1024500532341, поставлено на налоговый учёт с присвоением ИНН <***> (л.д.12).

На основании приказа о проведении внеплановой выездной проверки от 10.01.2019 №05056, вынесенного в связи с поступившей информацией об отключении подачи воды в период с 09 часов 00 минут до 21 часа 00 минут 07.12.2018 на территории г. Кургана по адресам: <...>, 151А, Государственной жилищной инспекцией Курганской области проведено внеплановое мероприятие контроля в отношении Акционерного общества «Водный союз».

По результатам контрольных мероприятий составлен акт проверки от 24.01.2019 №04934, из которых следует, что проверкой выявлены нарушения подпункта «в» пункта 6 подпункта «а» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 (далее - Правила №354), а именно установлено превышение допустимой продолжительности перерыва подачи холодной воды.

По указанным фактам в отношении заявителя в присутствии его представителя 24.01.2019 составлен протокол №01086 об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением заместителя начальника Государственной жилищной инспекции Курганской области от 30.01.2019 №00004 заявитель привлечён к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьёй 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в размере 5000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением о привлечении к административной ответственности, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявление общества, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности инспекцией вмененного заявителю нарушения.

Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции находит выводы арбитражного суда первой инстанции являются верными, соответствуют фактическим обстоятельствам и оснований для переоценки выводов арбитражного суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не находит.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

В силу положений частей 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении.

В соответствии со статьей 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, являются права потребителей (граждан), а непосредственным предметом посягательства - утвержденные нормативы и режим обеспечения населения коммунальными услугами.

Субъектами правонарушения в данной статье признаются лица, непосредственно обслуживающие жилищный фонд, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в совершении действия (бездействия), повлекшего нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.

В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановлением от 06.05.2011 № 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила № 354).

В силу пункта 2 Правил № 354, под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). Исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

Подпунктом «а» пункта 4 Правил № 354 установлено, что потребителю может быть предоставлен такой вид коммунальных услуг, как холодное водоснабжение, то есть снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 3 Правил № 354 одним из условий предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является то, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведённым в приложении №1.

Подпунктом «д» пункта 3 Правил № 354 установлено, что одним из условий предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является то, что качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении № 1 к настоящим Правилам.

Подпунктом «а» пункта 31 Правил № 354 установлено, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

В силу условий подпункта «а» пункта 33 Правил № 354 потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.

Согласно пункту 1 раздела I приложения № 1 допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды при бесперебойном круглосуточном холодном водоснабжении составляет 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения холодного водоснабжения – в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, установленными для наружных водопроводных сетей и сооружений (СНиП 2.04.02- 84*).

Пунктом 104 Правил № 354 предусмотрено, что при обнаружении исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - нарушение качества коммунальных услуг) всем или части потребителей в связи с нарушениями (авариями), возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и (или) централизованных сетей инженерно-технологического обеспечения, исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале регистрации таких фактов дату, время начала и причины нарушения качества коммунальных услуг (если они известны исполнителю). Если исполнителю такие причины неизвестны, то исполнитель обязан незамедлительно принять меры к их выяснению.

Частью 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.

Согласно пункту 21 Правил № 354 договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых инженерных систем в таком доме, или такими собственниками самостоятельно, если законодательством Российской Федерации выполнение ими таких работ не запрещено.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, Государственной жилищной инспекцией Курганской области проведено внеплановое мероприятие контроля в отношении Акционерного общества «Водный союз» на основании приказа о проведении внеплановой выездной проверки от 10.01.2019 №05056, вынесенного в связи с поступившей информацией об отключении подачи воды на территории г. Кургана по адресам: <...>, 151А.

Административным органом установлено, что продолжительность перерыва подачи холодной воды в отношении жилых домов по адресу: ул. К.Маркса, 100, 106Б, 151А составила 11 часов 00 минут, что является нарушением подпункта «в», подпункта «а» п.1 Приложения №1 Правил №354.

Данные обстоятельства явились основанием для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.23 КоАП РФ.

Между тем, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в действиях заявителя отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьёй 7.23 КоАП РФ на основании следующего.

Факт отключения холодной воды в указанный период времени в указанных домах не оспаривается, при этом апеллянт ссылается на то, что работы, проводимые заявителем, относятся к капитальному ремонту.

Приказом Госстроя России от 30.12.1999 № 168 утверждены Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации" (далее - Правила), являющиеся обязательными для предприятий водоснабжения и канализации, обслуживающих население, независимо от их ведомственной принадлежности, формы собственности и организационно-правовых форм.

Согласно пункту 2.10.20 Правил к капитальному ремонту на сети относятся работы по:

а) сооружению новых либо полной или частичной реконструкции колодцев (камер);

б) прокладке отдельных участков линий с полной или частичной заменой труб;

в) замене гидрантов, водоразборных колонок, задвижек, поворотных затворов, вантузов, другого оборудования или их изношенных частей;

г) ремонту отдельных сооружений на сети, устройств и оборудования по очистке и защите трубопроводов от обрастания внутренней поверхности труб;

д) защите сети от коррозии и электрокоррозии блуждающими токами;

е) ликвидации повреждений дюкеров и переходов под путями и др.

Согласно пункту 2.10.21 Правил авариями на водопроводной сети считаются повреждения трубопроводов, сооружений и оборудования на сети или нарушение их эксплуатации, вызывающие полное или частичное прекращение подачи воды абонентам, затопление территории.

В соответствии с пунктом 2.10.22 Правил аварией на водопроводной сети не считается выключение из работы отдельных участков трубопроводов, сооружений или оборудования, произведенное для:

а) предотвращения аварии, если при этом не была прекращена подача воды абонентам;

б) увеличения подачи воды на пожаротушение;

в) проведения планово-предупредительного ремонта, дезинфекции или присоединения к действующей сети новых трубопроводов или домовых вводов с предварительным оповещением абонентов о времени и продолжительности отключения.

Согласно пункту 2.10.23 Правил в зависимости от характера производимой работы или размера повреждений на сети может возникать необходимость:

а) немедленного выключения трубопровода;

б) выключения трубопровода с момента начала работ.

Пунктом 2.10.25 Правил установлено, что поврежденные трубопроводы подлежат немедленному выключению при:

а) повреждениях, носящих бедственный характер, когда вода, изливающаяся из поврежденного участка трубопровода, разрушает дорожное покрытие, трамвайные пути, затопляет улицу, подвалы зданий и т.п.;

б) повреждениях, не носящих бедственный характер, но вызывающих необходимость выключения трубопровода в целях прекращения утечки воды, хотя и без нарушения нормального водоснабжения.

В соответствии с пунктом 2.10.26 Правил во всех остальных случаях повреждений на сети выключение трубопроводов выполняют в момент начала работ, если такое выключение необходимо для производства работ.

В пункте 2.10.27 Правил указано, что в случаях, указанных в пункте 2.10.24 настоящих Правил, выключение производится без предварительного оповещения абонентов. В остальных случаях о выключении трубопроводов абоненты должны быть заранее предупреждены.

Из пояснений общества представленных в письме №119 от 14.01.2019 следует, что время отключения холодного водоснабжения связано с устранением аварий на водопроводе (л.д. 8).

В подтверждение указанных обстоятельств, общество ссылается на представленные в материалы дела доказательства: протоколы бурения от 06.12.2018, выпиской из журнала аварийно – диспетчерской службы, выпиской из журнала выездов аварийной службы ЦДС, разрешением на производство работ 1118-18 (листы дела 52-68), при этом заявитель так же указал, что все работы, связанные с прокладкой новой трубы (d=225 мм.) параллельно старой чугунной трубе (d=300 мм.) были обусловлены именно возникшей аварией на сетях холодного водоснабжения.

Кроме того, протоколами бурения от 06.12.2018 подтверждается глубина заложения трубы – 250 см, а так же диаметр трубы равный 225 мм, 300 мм, что соответствует показателям таблицы 25 Свода правил "СП 31.13330.2012. Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84*", при наличии которых расчётное время для ликвидации аварий на трубопроводах систем водоснабжения составляет не менее 12 часов.

СНиП 2.04.02-84* утратил силу на территории Российской Федерации с 01.01.2013 в связи с изданием приказа Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/14, которым утвержден Свод правил "СП 31.13330.2012. Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84*".

Согласно пункту 11.4 СП 31.13330.2012, расчётное время ликвидации аварии на трубопроводах систем водоснабжения I категории следует принимать согласно таблице 25. Для систем водоснабжения II и III категорий указанное в таблице время следует увеличивать соответственно в 1,25 и в 1,5 раза.

Из таблицы 25 следует, что расчётное время для ликвидации аварий на трубопроводах систем водоснабжения диаметром до 400 мм и при глубине заложения более 2 м составляет 12 часов.

В зависимости от материала и диаметра труб, особенностей трассы водоводов, условий прокладки труб, наличия дорог, транспортных средств и средств ликвидации аварий указанное время может быть изменено, но должно приниматься не менее 6 часов. Допускается увеличивать время ликвидации аварии при условии, что длительность перерывов подачи воды и снижения ее подачи не будет превосходить пределов, указанных в 7.4 СП 31.13330.2012.

Данные обстоятельства обосновано приняты судом первой инстанции в качестве доказательств, подтверждающих факт того, что заявитель осуществлял действия по устранению аварийной ситуации с соблюдением порядка и сроков, установленных действующим законодательством.

Также, судом первой инстанции обоснованно отмечено, что посредством https://2gis.ru/kurgan так же установлено, что дома по адресу: г. Курган, ул. К.Маркса, 106Б, №151А являются административными зданиями и жилищным фондом не являются, следовательно, нормы Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил №354 на указанные дома не распространяются, что так же свидетельствует об отсутствии события административного правонарушения в отношении указанных домов.

При таких обстоятельствах, инспекцией не доказан факт совершения АО «Водный союз» действия (бездействия), повлекшего нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.

В соответствии с частью 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события (недоказанность) правонарушения относится к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Поскольку в рассматриваемом случае наличие события правонарушения заинтересованным лицом не доказано, основания для привлечения АО «Водный союз» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, отсутствуют.

При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу об удовлетворении требований АО «Водный союз» и признании незаконным постановления от 30.01.2019 №0004 по делу об административном правонарушении, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.

Положенные в основу апелляционной жалобы доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.

При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Сведений, опровергающих изложенные в решении суда выводы, инспекцией не представлено.

Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого решения суда.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не усматривается.

На основании статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности государственная пошлина не уплачивается.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции,

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Курганской области от 23.05.2019 по делу № А34-2108/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Курганской области - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

          Судья                                                                                В.Ю. Костин