ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 18АП-9094/19 от 15.07.2019 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-9094/2019

г. Челябинск

18 июля 2019 года

Дело № А47-14620/2018

Резолютивная часть постановления объявлена июля 2019 года .

Постановление изготовлено в полном объеме июля 2019 года .

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,

судей Карпачевой М.И., Ермолаевой Л.П.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С.,  рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Сорочинского городского округа Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 20.05.2019 по делу № А47-14620/2018 (судья Сукачева Н.Ф.).

В судебном заседании принял участие представитель Департамента молодежной политики Оренбургской области – ФИО1 (доверенность от 01.04.2019).

Департамент молодежной политики Оренбургской области (далее – Департамент, истец)  обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к муниципальному образованию Сорочинский городской округ Оренбургской области в лице администрации Сорочинского городского округа Оренбургской области (далее – Администрация, ответчик) о взыскании неправомерно предоставленной субсидии в размере 705 100 руб.

На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены публичное акционерное общество «Сбербанк России», министерство финансов Оренбургской области, ФИО2, ФИО3, ФИО3, ФИО3, ФИО4.

Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 20.05.2019 (резолютивная часть от 14.05.2019) исковые требования удовлетворены в полном объеме.

С указанным решением не согласилась Администрация Сорочинского городского округа Оренбургской области (далее также – податель апелляционной жалобы, апеллянт), в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права. Апеллянт считает, что судом первой инстанции не дана оценка техническому плану жилого дома и пояснениям относительно площади приобретенного жилого дома, фактическая площадь которого составляет 53,8 кв.м., а также несправедливых условий соглашения, целевому использованию средств субсидии, необходимости возврата банком денежных средств их отправителю. Судом оставлено без внимания нарушение банком условий договора банковского счета для обслуживания подпрограммы в виде зачисления денежных средств на счет ФИО2 и их перечисления на счет продавца, а также принятия документов  на перечисление субсидии  с нарушением сроков. Сделка по приобретению ФИО2 жилого дома произведена в отсутствие одобрения Администрации и сведений о площади приобретаемого жилого дома.

К дате судебного заседания соответствующие требованиям части 2 статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) отзывы на апелляционную жалобу не представлены.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители ответчика и третьих лиц не явились.

С учётом мнения представителя истца и в соответствии со статьями 123, 156 апелляционная жалоба рассмотрена без участия неявившихся лиц.

Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Как следует из письменных материалов дела и установлено судом первой инстанции, между Департаментом (главный распорядитель) и МО Сорочинского городского округа Оренбургской области в лице администрации Сорочинского городского округа Оренбургской области (получатель) заключено соглашение о предоставлении субсидии в 2017 году из областного бюджета - бюджету муниципального образования от 23.03.2017 № 20/2017МС, предметом которого, согласно п. 1.1 является предоставление главным распорядителем из областного бюджета Оренбургской области в 2017 году (далее - текущий год) субсидии на софинансирование расходов на предоставление социальной выплаты молодым семьям на приобретение (строительство) жилья (далее - субсидия) в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014-2020 годы» государственной программы Оренбургской области «Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2014-2020 годах», на реализацию расходных обязательств органов местного самоуправления по предоставлению субсидии на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в соответствии с перечнем мероприятий согласно приложению № 1 к соглашению, являющемуся его неотъемлемой частью (т.1 л.д. 20-26).

Согласно п.2.2 соглашения размер субсидии, предоставляемой, из областного бюджета  составляет 72,89 % от общего объема бюджетных ассигнований, указанного в пункте 2.1 соглашения, но не более 3 525 500 рублей.

В силу п.4.3.3 соглашения получатель обязуется обеспечивать достижение значений показателей результативности использования субсидии.

Пунктом 4.3.8 соглашения установлена обязанность получателя обеспечивать перечисление средств, предназначенных для предоставления социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья молодым семьям, на лицевой счет члена молодой семьи, открытый в уполномоченном банке, в течение пяти рабочих дней после получения от уполномоченного банка заявки на перечисление средств, и информации о приобретаемом жилом помещении. Средства социальной выплаты не перечисляются при отсутствии информации от уполномоченного банка о приобретаемом жилом помещении, а также в случаях несоблюдения молодой семьей следующих условий подпрограммы:

не все члены молодой семьи, указанные в свидетельстве, являются собственниками приобретаемого жилья и молодой семьей не представлено получателю нотариально заверенное обязательство об оформлении права собственности на всех членов семьи после снятия обременения на жилое помещение;

приобретенное жилое помещение не соответствует требованиям подпрограммы.

В случае неправомерного представления социальной выплаты по вине получателя, субсидия, перечисленная получателю в размере средств социальной выплаты, выплаченной неправомерно и состоящей из средств федерального и (или) областного бюджетов, должна, быть возвращена в областной бюджет в течение 60 дней, со дня обнаружения неправомерного представления социальной выплаты или по согласованию с главным распорядителем направлена на предоставление социальной выплаты другой молодой семье в соответствии с правилами постановки на учет (п.5.4 соглашения).

На основании заявки Администрации №010115/2372 от 30.05.2017 (т.1 л.д. 46) департаментом платежным поручением №392329 от 19.06.2017 перечислена субсидия в размере 2 115 300 руб. (т.1 л.д. 54).

По результатам проведенной Департаментом проверки целевого использования средств установлено, что молодая семья ФИО2 (получатель социальной выплаты в 2017 году) приобрела жилое помещение, общей площадью 42,2 кв.м (на 5 членов молодой семьи), при учетной норме 10 кв.м. на 1 члена семьи, что является нарушением правил предоставления социальной выплаты. Также не была предоставлена заявка уполномоченного банка на оплату приобретения данного жилого помещения за счет средств социальной выплаты (т.1 л.д. 29-30).

18.06.2018 Департаментом в адрес Администрации направлено письмо №29/1718-МП с указанием на нарушение порядка предоставления социальной выплаты и требованием возвратить денежные средства в размере 705 100 руб. в бюджет Оренбургской области (т.1 л.д. 69-70).

Отказ Администрации в возврате денежных средств, выраженный в письме №01-0115/5021 от 26.10.2018 послужил основанием для обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из несоблюдения органами местного самоуправления порядка предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации, а также правил их целевого использования, что влечет возврат субсидии в областной бюджет.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.

Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату. Однако данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий (подпункт 3 пункта 3 названной нормы права). При этом такие условия должны определяться нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг. В подобных актах устанавливаются также цели, условия и порядок предоставления субсидий (подпункт 2 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении. Основанием для возврата субсидии является нарушение получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, нарушение условий использования субсидии, неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение условий договора.

Статьей 38 БК РФ предусмотрен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, в соответствии с которым бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В соответствии со статьей 158 БК РФ на главного распорядителя бюджетных средств возлагается следующее бюджетное полномочие - обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.

Нецелевое использование бюджетных средств является одним из оснований применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства (статья 283 БК РФ).

Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Оренбургской области от 30.04.2015 № 286-п утверждены правила постановки молодых семей на учет в качестве участниц подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области» государственной программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области» (далее – Правила).

В рамках реализации указанной программы между истцом и ответчиком заключено соглашение о предоставлении субсидии в 2017 году из областного бюджета - бюджету муниципального образования от 23.03.2017 № 20/2017МС, по условиям которого получателю предоставляется субсидия на софинансирование расходов на предоставление социальной выплаты молодым семьям на приобретение (строительство) жилья на реализацию расходных обязательств органов местного самоуправления по предоставлению субсидии на приобретение (строительство) жилья молодым семьям (т.1 л.д. 20-26).

Во исполнение указанного соглашения платежным поручением №392329 от 19.06.2017 Администрации перечислена субсидия в размере 2 115 300 руб. (т.1 л.д. 54).

Пунктом 3 Правил установлено, что социальная выплата молодой семье - участнице подпрограммы предоставляется органом местного самоуправления за счет средств федерального и(или) областного, местного бюджетов.

Социальная выплата предоставляется владельцу свидетельства в безналичной форме путем зачисления соответствующих средств на его банковский счет, открытый в уполномоченном банке, отобранном для обслуживания средств, предоставляемых в качестве социальных выплат молодым семьям - участницам подпрограммы, на основании заявки уполномоченного банка на перечисление бюджетных средств (п. 30 Правил)

В случае использования социальной выплаты на приобретение жилого помещения по договору купли-продажи владелец свидетельства представляет в банк:

а) документ, удостоверяющий государственную регистрацию права собственности на приобретенное жилое помещение;

б) договор купли-продажи;

в) документы, подтверждающие наличие достаточных средств для оплаты приобретаемого жилого помещения в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (п. 33 Правил).

В силу п.36 Правил, общая площадь приобретенного владельцем свидетельства жилого помещения в расчете на каждого члена молодой семьи, указанных в свидетельстве, не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной в муниципальном образовании области, на территории которого приобретено жилое помещение, в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Из материалов дела следует, что третьими лицами на основании договора купли-продажи от 20.04.2017 приобретено по 1/5 доли на каждого на жилой дом №6, расположенный по адресу: <...> площадью 42,2 кв.м. (т.1 л.д. 32-34).

Договор купли-продажи от 20.04.2017 зарегистрирован в установленном действующим законодательством порядке 02.05.2017, что подтверждается штампом регистрирующего органа (т.2 л.д.44) и выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 02.05.2017 (т.2 л.д.51-53).

Указанный договор был представлен ФИО2 в банк, в качестве приложения к заявлению на перевод денежных средств со счета (т.2 л.д. 36-55).

Довод апеллянта о соответствии площади приобретенного жилого дома установленной на территории Сорочинского городского округа установлена учетная норма общей площади жилого помещения в размере 10 кв.м, подлежит отклонению апелляционным судом.

Согласно пункт 2 статьи 8Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

В подпункте 9 пункта 4 статьи 8 Закона № 218-ФЗ установлено, что в кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости: площадь, если объектом недвижимости является земельный участок, здание, помещение или машино-место.

Статьей 13 Закона № 218-ФЗ установлено, что внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации.

На основании пункта 1 статьи 28 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет, государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество удостоверяются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

Сведения о площади жилого дома, представленные  ФИО5 в банк  при перечислении денежных средств, подтверждены выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 02.05.2017 (т.2 л.д.51-53) и не соответствуют учетной норме общей площади жилого помещения на каждого члена молодой семьи.

Увеличение площади жилого дома до 53,8 кв.м произведено после перечисления денежных средств покупателю (т.1 л.д. 106-111) и проведенной Департаментов проверки целевого использования субсидии, в связи с чем доводы апеллянта по соблюдению условий предоставления социальной выплаты являются несостоятельными.

К доводам апеллянта о том, что Администрацией сделка по приобретению ФИО2 не одобрялась и произведена в отсутствие сведений о площади жилого дома, апелляционная коллегия относится критически, поскольку из материалов дела усматривается, что после выявления нарушений целевого использования субсидии, Администрацией предприняты меры к обследованию жилого дома (т.1 л.д. л.д. 130-133).

При этом указанные меры орган местного самоуправления обязан предпринимать в силу пункта 39 Правил, доказательств исполнения которых в материалы дела не представлено.

Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 14.1 постановления от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, является нецелевым использованием бюджетных средств.

Доводы подателя жалобы о том, что банком нарушены условия договора банковского счета для обслуживания подпрограммы, не имеют правого значения,  поскольку по обязанность по соблюдению требований бюджетного законодательства и использованию бюджетных средств по целевому назначению силу статьи 6 БК РФ лежит на Администрации.

Таким образом, доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, не нашли своего подтверждения, в связи с чем суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования о взыскании неправомерно предоставленной субсидии.

Решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 20.05.2019 по делу № А47-14620/2018  оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Сорочинского городского округа Оренбургской области – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья                                  Г.Н. Богдановская

Судьи:                                                                         Л.П. Ермолаева

                                                                                    М.И. Карпачева