ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 18АП-980/19 от 21.02.2019 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-980/2019

г. Челябинск

25 февраля 2019 года

Дело № А07-16771/2017

Резолютивная часть постановления объявлена февраля 2019 года .

Постановление изготовлено в полном объеме февраля 2019 года .

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,

судей Ивановой Н.А., Скобелкина А.П.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Е.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Благотворительного фонда поддержки социально-значимых проектов Братьев Хабира и Сабира С-вых на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.12.2018 по делу № А07-16771/2017 (судья Искандаров У.С.).

В заседании принял участие представитель:

Министерства культуры Республики Башкортостан - ФИО1 (доверенность от 29.11.2016).

Благотворительный фонд поддержки социально-значимых проектов «Братьев Хабира и Сабира С-вых» (далее – Благотворительный фонд, фонд), Региональная общественная организация «Творческий союз «Курайсы» Республики Башкортостан (далее – региональная общественная организация) обратились в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Министерству культуры и национальной политики Республики Башкортостан (далее – Министерство), Республиканской комиссии по проведению конкурса на соискание грантов Главы Республики Башкортостан на поддержку наиболее значимых творческих проектов в области театрального, музыкального, хореографического, изобразительного искусства и кинематографии (далее – Республиканская комиссия), Правительству Республики Башкортостан (далее – Правительство) о признании незаконным протокола  от 09.02.2017 № 3 заседания Республиканской комиссии по проведению конкурса на соискание грантов Главы Республики Башкортостан на поддержку наиболее значимых творческих проектов в области театрального, музыкального, хореографического, изобразительного искусства и кинематографии  в части определения победителей конкурса на соискание грантов по 13,5 млн. рублей и обязании Министерства культура Республики Башкортостан, Республиканскую комиссию провести повторно конкурс на соискание грантов по 13,5 млн.рублей Главы Республики Башкортостан на поддержку наиболее значимых творческих проектов в области театрального, музыкального, хореографического, изобразительного искусства и кинематографии на 2017 год с этапа оценки проектов по критериям, с учетом уточненного заявления от 27.11.2018.

Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции Благотворительный фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование доводов апелляционной жалобы фонд указывает, что судом первой инстанции не принято уточнение по основанию иска от 27.11.2018. По мнению подателя апелляционной жалобы, суд первой инстанции пришел к выводу о несоответствии закону протокола № 3 от 09.02.2017, однако отказал в удовлетворении заявленного требования. Ошибочен вывод суда первой инстанции о невозможности восстановления прав Благотворительного фонда, так как по мнению Благотворительного фонда перераспределение средств бюджета Республики Башкортостан не является препятствием для повторного проведения конкурса и распределения грантов.

Министерство в отзыве на апелляционную жалобу не представлен указывает на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.

Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Указом Президента Республики Башкортостан от 04.06.2013 № УП-163 «О дополнительных мерах государственной поддержки творческих проектов в области театрального, музыкального, хореографического, изобразительного искусства и кинематографии Республики Башкортостан» (далее – Указ № УП-163) с 01.01.2015 учреждены ежегодно выделяемые гранты Главы Республики Башкортостан на поддержку театрального, музыкального, хореографического, изобразительного искусства и кинематографии (далее – гранты).

Согласно Указу № УП-163 издано постановление Правительства Республики Башкортостан от 11.07.2013 № 302 «Об утверждении Порядка предоставления грантов Главы Республики Башкортостан на поддержку наиболее значимых творческих проектов в области театрального, музыкального, хореографического, изобразительного искусства и кинематографии Республики Башкортостан и состава республиканской Комиссии по проведению конкурса на соискание грантов Главы Республики Башкортостан на поддержку наиболее значимых творческих проектов в области театрального, музыкального, хореографического, изобразительного искусства и кинематографии» (далее – Порядок).

09.02.2017 состоялось заседание Республиканской комиссии по проведению конкурса на соискание грантов.

Протоколом № 3 от 09.02.2017 заседания Республиканской комиссии определены победители конкурса на соискание грантов по 13,5 млн. рублей.

Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 01.03.2017 № 134-р утвержден список творческих коллективов для предоставления в 2017 году грантов Главы Республики Башкортостан на поддержку наиболее значимых творческих проектов в области театрального, музыкального, хореографического, изобразительного искусства и кинематографии Республики Башкортостан.

В связи с получением Министерством культуры Республики Башкортостан уведомления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 14.03.2017 о приостановлении предоставления денежных средств грантополучателям в связи с поступившей жалобой от Благотворительного фонда поддержки социально-значимых проектов «Братьев Хабира и Сабира С-вых» протоколом № 5 заседания Республиканской комиссии по проведению конкурса на соискание грантов Главы Республики Башкортостан на поддержку наиболее значимых творческих проектов в области театрального, музыкального, хореографического, изобразительного искусства и кинематографии Республиканской комиссии от 04.04.2017 отменены итоги конкурса на соискание грантов Главы Республики на поддержку наиболее значимых творческих проектов в области театрального, музыкального, хореографического, изобразительного искусства и кинематографии на 2017 год и протоколы № 3 от 09.02.2017 и № 4 от 10.02.2017 заседания Республиканской комиссии.

Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 28.03.2017 жалоба ФИО2 и Благотворительного фонда поддержки социально-значимых проектов «Братьев Хабира и Сабира С-вых» на действия Министерства культуры Республики Башкортостан и Республиканской комиссии по проведению конкурса на соискание грантов Президента Республики Башкортостан на поддержку наиболее значимых творческих проектов в области театрального, музыкального, хореографического, изобразительного искусства и кинематографии при проведении конкурса на соискание грантов Главы Республики Башкортостан на 2017 год признана обоснованной, в части проведения заседания Комиссии по вышеуказанному конкурсу в незаконном составе. Жалоба на действия Министерства культуры Республики Башкортостан в данной части признана необоснованной (с учетом определения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан об исправлении описки, опечатки или арифметической ошибки от 19.04.2018).

Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 28.03.2017 в части признания жалобы ФИО2 и Благотворительного фонда поддержки социально-значимых проектов «Братьев Хабира и Сабира С-вых» обоснованной обжаловано Министерством культуры Республики Башкортостан, ФИО2 и Благотворительного фонда поддержки социально-значимых проектов «Братьев Хабира и Сабира С-вых»в Арбитражный суд Республики Башкортостан (дело № А07-11132/2017).

Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.04.2018 производство по делу № А07-11132/2017 прекращено в связи с отказом заявителей от требований.

Таким образом, решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 28.03.2017 установлено, что заседание Республиканской комиссии по проведению конкурса на соискание грантов Президента Республики Башкортостан на поддержку наиболее значимых творческих проектов в области театрального, музыкального, хореографического, изобразительного искусства и кинематографии проведено в незаконном составе, протокол № 3 от 09.02.2017 Республиканской комиссии по проведению конкурса на соискание грантов Президента Республики Башкортостан на поддержку наиболее значимых творческих проектов в области театрального, музыкального, хореографического, изобразительного искусства и кинематографии в части определения победителей конкурса на соискание грантов по 13,5 млн. рублей является незаконным.

На момент рассмотрения настоящего дела, оспариваемый протокол № 3 от 09.02.2017 заседания Республиканской комиссии Республиканской также отменен Республиканской комиссией.

Отказывая в удовлетворении требования, суд первой инстанции пришел к выводу о непредставлении доказательств заявителем возможности восстановления нарушенных прав.

Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.

На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Порядок предоставления грантов в Республике Башкортостан на поддержку наиболее значимых творческих проектов в области театрального, музыкального, хореографического искусства и кинематографии Республики Башкортостан утвержден Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 11.07.2013 № 302. В последующем Постановлениями Правительства Республики Башкортостан от 17.12.2013 № 595, от 15.09.2014 № 430, от 28.11.2014 № 546, от 17.09.2015 № 394, от 18.01.2016 № 15 в указанный Порядок вносились изменения и дополнения.

Пунктом 1.1. Порядка (далее - Порядок предоставления грантов) установлен механизм предоставления грантов.

  В 2017 году рассматриваемый конкурс на соискание грантов проводился в указанном выше порядке.

Действительно, как указывает податель апелляционной жалобы, протокол № 3 от 09.02.2017 Республиканской комиссии по проведению конкурса на соискание грантов Президента Республики Башкортостан признан антимонопольным органом незаконным, а с учетом отказа от требований о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 28.03.2017 в части признания жалобы ФИО2 и Благотворительного фонда поддержки социально-значимых проектов «Братьев Хабира и Сабира С-вых» обоснованной  в рамках дела № А07-11132/2017, суд исходит из законности решения антимонопольного органа.

Законодательство не ограничивает лицо, чьи права нарушены, в выборе способов защиты, перечисленных в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходя из особенности судопроизводства и категории дел, вместе с тем избранный лицом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, и в конечном итоге привести к восстановлению нарушенного права.

В силу статей 1, 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации целью судебной защиты является восстановление нарушенных или оспариваемых прав заинтересованного лица, защита гражданских прав может осуществляться в случае, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов истца, которое должно быть доказано им в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Критерием наличия интереса в удовлетворении заявленного требования является оценка судом возможности восстановления нарушенных прав через судебный акт. Согласно указанной норме заявитель должен обосновать каким образом оспариваемые действия и решение органов нарушают права и законные интересы, и каким образом признание их незаконными повлечет восстановление нарушенных прав.

Постановление Правительства Республики Башкортостан от 11.07.2013 утратил силу с 06.12.2017 года в связи с изданием Постановления Правительства Республики Башкортостан от 06.12.2017 № 572 «Об утверждении Правил предоставления из бюджета Республики Башкортостан грантов Главы Республики Башкортостан на поддержку наиболее значимых творческих проектов в области театрального, музыкального, хореографического, изобразительного искусства и кинематографии Республики Башкортостан»

Следовательно, в настоящее время отсутствует порядок, который мог бы быть применен для определения победителей конкурса в 2017 году на соискание грантов также в 2017 году.

Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что суд не вправе путем применения имеющихся у него полномочий подменять собой орган государственной власти, фактически восстанавливая действие нормативного акта, утратившего силу, путем принятия иного акта, регулирующего эту же сферу общественных отношений.

Указывая в апелляционной жалобе на возможность перераспределения бюджетных средств республики Фонд не учитывает следующее.

Грант по своей финансовой природе относится к субсидии.

В соответствии с пунктом 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе.

Согласно части 4 статьи 78.1 БК РФ в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями, грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местной администрации по результатам проводимых ими конкурсов бюджетным и автономным учреждениям, включая учреждения, в отношении которых указанные органы не осуществляют функции и полномочия учредителя.

Таким образом, основания и порядок выплаты субсидий из бюджет субъекта Российской Федерации устанавливаются нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации, в связи с чем при рассмотрении соответствующего спора необходимо следовать правилам, установленным ими.

Следовательно, исходя из природы требуемой Благотворительным фондом суммы, в бюджете субъекта Российской Федерации должны быть предусмотрены расходные обязательства в виде предоставления грантов, субсидий в необходимом объеме.

Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 17.04.2017 признано утратившим силу распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 01.03.2017 № 134-р, которым предоставлялись денежные гранты победителям. Соглашениями от 07.04.2017 все договоры с победителями грантов Главы Республики Башкортостан на поддержку наиболее значимых творческих проектов в области театрального, музыкального, хореографического, изобразительного искусства и кинематографии расторгнуты, все обязательства прекращены.

Согласно Закону Республики Башкортостан от 06.07.2017 № 518-з «О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан «О бюджете Республики Башкортостан на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» средства бюджета Республики Башкортостан в размере 90 000,0 тыс. рублей, имеющие ранее целевое назначение – предоставление грантов в области культуры и искусства, перераспределены на мероприятия в сфере культуры, кинематографии (предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям и основные мероприятия «Государственная поддержка государственных унитарных предприятий»).

Таким образом, на момент обращения в суд денежные средства, предназначенные на предоставление грантов, перераспределены, денежные средства для выплаты грантов по результатам 2017 года отсутствуют.

Ссылка подателя жалобы на то обстоятельство, что вопрос об исполнении существующих видов расходных обязательств сверх утвержденных в бюджете субъекта Российской Федерации разрешается в порядке части 1 статьи 15 Закона Республики Башкортостан «О бюджете Республики Башкортостан на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», а вопрос о выплатах по решениям Правительства Республика Башкортостан, связанным с исполнением судебных актов судебных органов разрешается в порядке пункта 6 части 2 статьи 23 Закона Республики Башкортостан «О бюджете Республики Башкортостан на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» не принимается судом апелляционной инстанции, так как в приведенном положении Закона о бюджете республики прежде всего имеется ввиду денежные выплаты по результатам рассмотрения гражданско-правовых споров, в то время как в рассматриваемом случае требование носит неимущественный характер и направлено на обязание заинтересованных лиц провести конкурс на соискание грантов, то есть речь идет о денежных средствах, которые должны быть выплачены по итогам конкурса в форме гранта, имеющего природу субсидии, а не в порядке исполнения судебного акта.

Следовательно, верен вывод суда первой инстанции о том, что Благотворительный фонд не доказал, что его права могут быть восстановлены путем удовлетворения заявленного требования.

Относительно процессуальных нарушений судом первой инстанции, выразившихся в непринятии судом первой инстанции процессуального решения по уточненному основанию иска от 27.11.2018.

  В соответствии с частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.

Основание заявления - это обстоятельства, на которые ссылается истец в подтверждение исковых требований к ответчику. Изменение основания заявления означает изменение обстоятельств, на которых истец основывает свое требование к ответчику. Предмет требования - материально-правовое требование к ответчику о совершении им определенных действий либо воздержании от них, признании существования (отсутствия) правоотношения, изменении либо прекращении его.

Следовательно, изменение предмета иска - замена истцом указанного им материально-правового требования иным, основанием которого остаются первоначально заявленные фактические обстоятельства.

Представленное в материалы дела Фондом уточненное заявление от 27.11.2018 фактически представляет собой дополнение к поданному ранее заявлению, со ссылкой на дополнительные обстоятельства и нормы права в обоснование своей позиции, при этом в просительной части изменения по сравнению с первоначальным заявлением отсутствуют, то есть отсутствует какое-либо изменение предмета требований.

Таким образом, в отсутствие изменения требования Фондом у суда первой инстанции отсутствовала обязанность по процессуальному оформлению, выраженному в письменной форме, решения относительно представленного заявления, при этом в протоколе судебного заседания от 28.11.2018 отражено представление уточнений по заявлению.

  Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.12.2018 по делу № А07-16771/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Благотворительного фонда поддержки социально-значимых проектов Братьев Хабира и Сабира С-вых - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья                                         Е.В. Бояршинова

Судьи                                                                                Н.А. Иванова

                                                                                            А.П. Скобелкин