ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 19АП-10169/18 от 04.03.2019 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

12 марта 2019 года                                                   Дело № А36-7205/2018

город Воронеж                                                                                          

Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2019 года

Постановление в полном объеме изготовлено 12 марта 2019 года

      Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                       Михайловой Т.Л.,

судей:                                                                                 Миронцевой Н.Д.,                                                                                                                                           

                                                                                            Донцова П.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем 

                                                                                            Мелковой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества «Квадра-генерирующая компания» в лице филиала публичного акционерного общества «Квадра» - «Липецкая генерация» на решение арбитражного суда Липецкой области от 08.11.2018 по делу № А36-7205/2018 (судья Дружинин А.В.), принятое по заявлению публичного акционерного общества «Квадра-генерирующая компания» (ИНН 6829012680, ОГРН 1056882304489) в лице филиала «Липецкая генерация» к управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Липецкой области о признании недействительным предписания № 30-0 от 18.04.2018,

при участии в судебном заседании:

от публичного акционерного общества «Квадра-генерирующая компания» в лице филиала публичного акционерного общества «Квадра» - «Липецкая генерация»: Мартынова Е.Ю., представитель по доверенности от 09.01.2019;

от управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Липецкой области – представители не явились, надлежаще извещено,

УСТАНОВИЛ:

Публичное акционерное общество «Квадра-генерирующая компания» в лице филиала публичного акционерного общества «Квадра» - «Липецкая генерация (далее – общество «Квадра-генерирующая компания», общество) обратилось в арбитражный суд Липецкой области с заявлением к управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Липецкой области (далее – управление Росприроднадзора по Липецкой области, управление, уполномоченный орган) о признании недействительным предписания от 18.04.2018 № 30-о.

Решением арбитражного суда Липецкой области от 08.11.2018 в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.

Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, общество «Квадра-генерирующая компания» обратилось с апелляционной жалобой на него, в которой ставит вопрос об отмене состоявшегося судебного акта, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств дела, и просит принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на наличие в материалах дела доказательств принятия всех возможных мер к исполнению возложенных на него обязанностей, в том числе, с учетом письма управления Росприроднадзора по Липецкой области от 05.04.2018 № 1435, которым общество было уведомлено о принятии решения об отказе в выдаче документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Однако, как указывает общество, и в  ответ на повторное заявление об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 18.04.2018, и в ответ на последующее обращение от  26.06.2018  уполномоченный орган письмами от 06.06.2018 № 2464 и от  03.08.2018 № 3239 вновь отказал обществу в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по основаниям, аналогичным отказу от 05.04.2018.

Ссылаясь на то, что решением арбитражного суда Липецкой области от 04.12.2018 по делу № А36-10406/2018 решения управления Росприроднадзора по Липецкой области об отказе в выдаче документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 06.06.2018 и от 03.08.2018 признаны незаконными,  общество настаивает на том, что фактически управление Росприроднадзора  препятствовало  обществу в утверждении нормативов отходов и лимитов на их размещение.

Управление Росприроднадзора по Липецкой области в представленных письменных отзывах сослалось на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта, в связи с чем просило оставить его без изменения, а апелляционную жалобу общества «Квадра-генерирующая компания» – без удовлетворения.

В полном объеме поддерживая выводы суда первой инстанции, уполномоченный орган ссылается  на отсутствие процессуальных нарушений при проведении проверки и выставлении предписания, а равно на то, что первоначальное заявление об утверждении нормативов и лимитов поступило в управление 16.02.2018, то есть за 13 дней до истечения срока действующих нормативов (01.03.2018), при том,  что срок рассмотрения такого заявления установлен в 30 рабочих дней с даты приема, что свидетельствует о  допущении обществом  нарушения, послужившего основанием для выдачи предписания.

По мнению управления, доводы общества о принятии всех возможных мер для установления нормативов в рассматриваемом случае правового значения не имеют и не могут свидетельствовать о незаконности предписания, поскольку общество не привлекалось к административной ответственности.

Одновременно уполномоченный орган указывает, что первоначальный отказ в утверждении нормативов и лимитов от 03.04.201 № 28-О обществом не оспаривался и судом незаконным не признан. Все замечания, послужившие основанием для отказа в выдаче документа,  были устранены после получения оспариваемого предписания. Указанное, по мнению управления, свидетельствует о согласии общества с выявленными нарушениями в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Представители управления Росприроднадзора по Липецкой области, извещенного о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. В силу статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса  Российской  Федерации  (далее – Арбитражный процессуальный кодекс) неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенного лица или его представителя не препятствует рассмотрению дела, в связи с чем дело было рассмотрено в отсутствие не явившегося участника процесса.

Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзывах на нее, дополнениях по делу, заслушав пояснения представителя общества «Квадра-генерирующая компания», явившегося в судебное заседание, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения руководителя управления Росприроднадзора по Липецкой области от 13.03.2018 № 30 Рощупкиной Г.П. в период с 19.03.2018 по 13.04.2018 была проведена плановая выездная проверка в отношении общества «Квадра-генерирующая компания», по результатам которой был составлен акт от 18.04.2018 № 30.

В ходе проверки уполномоченным органом было установлено, что при осуществлении хозяйственной деятельности обществом используются объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду. В 2015 году общество провело паспортизацию отходов I-IV классов опасности, 01.03.2013 по филиалу в Липецкой области утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение со сроком действия до 01.03.2018.

16.02.2018 общество представило в управление Росприроднадзора по Липецкой области заявление об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с приложением проекта нормативов, платежного поручения об уплате государственной пошлины и доверенности на представителя.

Рассмотрев указанное заявление, уполномоченный орган письмом от 05.04.2018 № 1435 отказал в утверждении указанных нормативов приказом от 03.04.2018 № 28-О в связи с нарушением в представленном проекте положений приказа от 25.02.2010 № 50 «О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» (далее – приказ от 25.02.2010 № 50), а именно:

- в разделе «Сведения о хозяйственной и иной деятельности» необходимо описать технологию химводоподготовки, какие технологические объекты включает водоподготовка, для уточнения номенклатуры перечня видов отходов, образующихся от основной деятельности подразделения предприятия, а также информация по сведениям об отходах, указанных на странице 14, не предусмотрена приказом № 349 по данному разделу проекта;

- в разделе «Сведения о предлагаемой ежегодной передаче отходов другим хозяйствующим субъектам с целью их дальнейшего использования и (или) обезвреживания, и (или) размещения» указано, что отход «обувь комбинированная из резины, кожи, полимерных материалов специальная, утратившая потребительские свойства, незагрязненная» передается для размещения (захоронения)  обществу с ограниченной ответственностью «Полигон» в нарушение пункта 6 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 05.04.2014 № 349 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» (далее – приказ от 05.04.2014 № 349), а именно в лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, утилизации, обработке, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности названного общества отсутствует деятельность по размещению (захоронению) данного вида отходов;

- в разделе Сведения о предлагаемой ежегодной передаче отходов другим хозяйствующим субъектам с целью их дальнейшего использования и (или) обезвреживания, и (или) размещения» указано, что отход «пыль (порошок) от шлифования черных металлов с содержанием металла 50% и более» передается для размещения (захоронения) в том числе  акционерному обществу работников «НП СпецАПТ», в лицензии которого отсутствует деятельность по размещению (захоронению) данного вида отходов;

- в разделе Сведения о предлагаемой ежегодной передаче отходов другим хозяйствующим субъектам с целью их дальнейшего использования и (или) обезвреживания, и (или) размещения» указано, что отход «лампы натриевые высокого давления, утратившие потребительские свойства» передается для обезвреживания  обществу с ограниченной ответственностью «ЭКПРО», в лицензию которого входит лишь деятельность по сбору, транспортированию, утилизации отходов III-го класса опасности;

- в разделе Сведения о предлагаемой ежегодной передаче отходов другим хозяйствующим субъектам с целью их дальнейшего использования и (или) обезвреживания, и (или) размещения» указано, что отходы I-IV классов опасности передаются для обезвреживания  обществу с ограниченной ответственностью «ЭКТО», в лицензию которого входит лишь деятельность по сбору и транспортированию отходов указанных классов опасности.

С учетом отказа в утверждении  нормативов образования отходов и лимитов на их размещение письмом от 05.04.2018 № 1435 управление Росприроднадзора по результатам проверки пришло к выводу об осуществлении обществом «Квадра-генерирующая компания» производственной деятельности, в процессе которой образуются отходы производства и потребления I-IV классов, без разработки  проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и утверждения  документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, в связи с чем 18.04.2018  в адрес общества было вынесено предписание на основании статей 11, 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ, Закон № 89-ФЗ), которым обществу  в срок до 18.11.2018 предписывалось провести мероприятия по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и получению документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по филиалу общества «Квадра-генерирующая компания» - «Липецкая генерация» производственное подразделение «СевероВосточные тепловые сети».

Не согласившись с вынесенным предписанием, общество «Квадра-генерирующая компания» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд области исходил из того, что на момент выдачи предписания, а именно на 18.04.2018, документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение у общества отсутствовал в связи с отказом управления в го утверждении. При этом суд принанял во внимание, что документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение у общества отсутствовал и на момент рассмотрения спора.

Между тем судом области не учтено следующее.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ, Закон № 294-ФЗ) в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа муниципального контроля, проводившие проверку, обязаны выдать предписание, в том числе об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

Предписание об устранении нарушений представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.

Предписание выносится в случае выявления нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для него в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.

Предписание должно содержать четкую формулировку относительно конкретных действий, которые необходимо совершить заявителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.

Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает ответственность. Невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), является основанием для привлечения граждан и юридических лиц к административной ответственности.

Предписание следует считать законным только в том случае, если оно вынесено с соблюдением установленного порядка и содержит указания, позволяющие для исполнителя однозначно установить наличие допущенного конкретного нарушения, а также возможные действия по устранению выявленного нарушения. При этом требования, установленные в предписании, должны быть реально выполнимы тем лицом, в отношении которого выдано предписание.

Следовательно, предписание должностного лица, осуществляющего государственный надзор, должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо (индивидуального предпринимателя, гражданина) может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений обязательных требований, соблюдение которых обязательно для них в силу закона. При этом такие требования должны быть реально исполнимы.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ.

Статьей 18  Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ установлено, что нормирование в области обращения с отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ, Закон № 7-ФЗ) и названным Федеральным законом.

На основании статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства (абзац 2); обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов (абзац 4); размещение отходов - хранение и захоронение отходов (абзац 5); хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования (абзац 6); захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду (абзац 7).

Таким образом, отходами являются материалы, утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.

Согласно Федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.

Приказом от 25.02.2010 № 50 утвержден порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, которым установлены требования к подготовке и представлению документов и материалов для утверждения предельно допустимых количеств отходов конкретного вида, направляемых на размещение в конкретных объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов с учетом экологической обстановки на территории, на которой расположены такие объекты.

В соответствии с  пунктами 4 и 5 приказа от 25.02.2010 № 50 проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг. Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

В силу пункта 7 приказа от 25.02.2010 № 50, индивидуальные предприниматели и юридические лица (их филиалы и другие территориально обособленные подразделения), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы:

а) заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с указанием следующих сведений:

полное и сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, - для юридического лица;

б) проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработанный индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями.

Пунктом 9 приказа от  25.02.2010 № 50 установлено, что  в случае выявления неточностей и (или) неполноты сведений, содержащихся в заявлении и проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также некомплектности проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработанного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, территориальные органы Росприроднадзора в течение 5 рабочих дней с даты их приема вручают индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам уведомление о необходимости устранения в течение 10 рабочих дней выявленных нарушений и (или) предоставления документов или направляют такое уведомление заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

В этом случае срок принятия территориальным органом Росприроднадзора решения об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение либо об отказе в их утверждении исчисляется со дня поступления в территориальный орган Росприроднадзора надлежащим образом оформленного заявления и проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. В случае непредставления индивидуальным предпринимателем и юридическим лицом в течение 10 рабочих дней с момента получения ими уведомления надлежащим образом оформленного заявления и проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение территориальный орган Росприроднадзора возвращает индивидуальному предпринимателю и юридическому лицу ранее представленное заявление и проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, которые направляется почтовым отправлением в срок, не превышающий 3 рабочих дней (пункт 10 приказа от 25.02.2010 № 50).

Согласно пункту 11 приказа от 25.02.2010 № 50 территориальные органы Росприроднадзора в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты приема  соответствующего заявления и проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, принимают решение об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение либо решение об отказе в их утверждении (с мотивированным обоснованием).

Основанием для отказа в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение является:

- наличие недостоверной информации, связанной с наличием арифметических или логических ошибок при заполнении форм, предусмотренных методическими указаниями;

- отсутствие объекта размещения отходов, на котором предполагается размещение отходов, в государственном реестре объектов размещения отходов, формируемом Росприроднадзором в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 30.09.2011 №792;

- превышение количества отходов, предлагаемого для размещения, над имеющейся вместимостью объекта размещения отходов (по результатам его инвентаризации).

Решение об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (приложение к приказу от 25.02.2010 № 50) либо решение об отказе в их утверждении направляется (вручается) индивидуальному предпринимателю и юридическому лицу в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.

Таким образом, из приведенных положений законодательства следует, что заявление, поданное  лицом, осуществляющим деятельность, в процессе которой образуются отходы производства и потребления I-IV классов опасности, должно быть  рассмотрено уполномоченным органом Росприроднадзора  в срок, не превышающий 30 дней с даты приема заявления, однако,  из указанных положений не следует, что такое заявление должно быть подано хозяйствующим субъектом с учетом установленного для уполномоченного органа срока принятия решения по соответствующему заявлению, в связи с чем довод управления Росприроднадзора по Липецкой области об обращении общества с заявлением об утверждении нормативов и лимитов лишь за 13 дней до истечения срока действия предыдущих нормативов не может быть принят во внимание как обосновывающий правомерность выдачи спорного предписания.

Оценивая довод уполномоченного органа об отказе в утверждении нормативов отходов  и лимитов на их размещение как об основании для выдачи спорного предписания, апелляционная коллегия исходит из следующего.

Из материалов рассматриваемого дела следует, что после отказа в утверждении нормативов отходов и лимитов на их размещение,  изложенного в письме от 05.04.2018 № 1435 общество, не оспаривая этот отказ,  23.04.2018 направило в адрес уполномоченного органа исправленный проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Также к заявлению было приложено письмо общества с пояснениями относительно порядка заключения договоров с контрагентами, возможности их изменения с отражением указанных изменений в техническом отчете по обращению с отходами в конце года, а также ссылка на разъяснения Росприроднадзора от 15.06.2017 № АА-10-02-33/12562, согласно которым непредставление в состав проекта договоров на передачу отходов не может являться основанием для отказа в выдаче документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Общество указало, что в связи с приведенными обстоятельствами полагает отказ в утверждении нормативов и лимитов от  05.04.2018 неправомерным.

Рассмотрев заявление от 23.04.2018, уполномоченный орган письмом от 06.06.2018 № 2464 сообщил обществу о принятии решения об отказе в выдаче документа об утверждении нормативов и лимитов в связи с тем, что в разделах представленного проекта указан норматив образования отходов «лампы натриевые высокого давления, утратившие потребительские свойства» в количестве 0,0004 т/год, при этом в разделе № 3 «Расчет и обоснование предлагаемых нормативов образования отходов в среднем за год» отсутствует расчет нормативного количества образования данного вида отхода, что указывает на наличие логической ошибки при заполнении разделов (форм» представленного проекта.

Обществом 26.06.2018 вновь  было представлено в управление Росприроднадзора по Липецкой области заявление об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с приложением соответствующих документов и письма об отсутствии недостоверной информации, связанной с наличием логических ошибок.

Приказом управления от 03.08.2018 № 73-О в выдаче соответствующего документа вновь было отказано в связи с недостоверной информацией, а именно, уполномоченный орган указал, что  в соответствии с заявлением и приложенными к нему подтверждающими документами общество разработало и утвердило паспорт на отход «сальниковая набивка асбестографитовая промасленная (содержание масла 15% и более)», где в графе «местонахождение» указан, в том числе, и адрес ПП «СВТС». В разделе проекта, блок-схемах, приложениях отсутствует расчет нормативного количества образования и обоснование предлагаемого обращения по указанному отходу, что является несоответствием пунктам 2 и 20 приказа от 05.04.2014 № 349.

Не согласившись с отказами от 06.06.2018 и от 03.08.2018, общество «Квадра-генерирующая компания» обратилось в суд с заявлением о признании указанных отказов незаконными. Решением арбитражного суда Липецкой области от 11.12.2018 по делу № А36-10406/2018, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2019, требования общества удовлетворены в полном объеме, отказы управления признаны незаконными. Суды обязали управление Росприроднадзора по Липецкой области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества.

При этом в судебных актах указано, что  приказ от 06.06.2018 № 49-0  является незаконным в той связи, что  расчет нормативного количества образования отхода «лампы натриевые высокого давления, утратившие потребительские свойства, код по ФККО / 48241121523» в количестве 0,0004 т/год» был представлен обществом уполномоченному органу ранее вместе с заявлением об утверждении  нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 16.02.2018.

Приказ от 03.08.2018 № 73-О незаконен, так как  отход «сальниковая набивка асбестографитовая промасленная  (содержание масла 15% и более), код по ФККО 9 19 202 01 60 3» в результате хозяйственной деятельности общества не образуется.

Кроме того, суды указали, что все выявленные уполномоченным органом нарушения фактически свидетельствуют о неточностях и неполноте сведений, содержащихся в заявлении и проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также о некомплектности проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, что является основанием для  направления в адрес заявителя в течение 5 рабочих дней с даты приема документов уведомления о необходимости устранения в течение 10 рабочих дней выявленных нарушений в силу положений пункта 9 приказа от  25.02.2010 № 50.

Из указанных  фактических обстоятельств следует,  что обществом «Квадра-генерирующая компания» не допускалось бездействия в отношении исполнения им обязанности по  утверждению соответствующих нормативов и лимитов, в том числе, общество первоначально  обратилось в уполномоченный орган за утверждением нормативов отходов и лимитов на их размещение в срок, позволяющий уполномоченному органу, при наличии сомнений в  полноте, достоверности и комплектности представленных документов, направить обществу уведомление об исправлении допущенных ошибок.

При условии направления такого уведомления в срок, установленный  пунктом 9 приказа от 25.02.2010 № 50, общество не лишено было бы возможности  представления  соответствующих уточнений и получения решения об утверждении нормативов  отходов и лимитов на их размещение до выдачи оспариваемого им предписания.

Уполномоченным органом положения пункта 9 приказа  от 25.02.2010 № 50 по факту обращения общества с заявлением об утверждении нормативов отходов и лимитов их размещения от 16.02.2018  выполнены не были, что свидетельствует о том, что новые нормативы на момент истечения срока действия предыдущих  не были утверждены в связи с действиями уполномоченного органа.

При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ, а также приказ  от 25.02.2010 № 50 не содержат прямого запрета на возможность утвердить нормативы образования отходов и лимитов на их размещение в отношении отходов, по которым у уполномоченного органа отсутствуют замечания.

В соответствии с приказом от 25.02.2010 № 50, приказом  от 05.08.2014 № 349 субъект предпринимательской деятельности вправе разработать самостоятельные отдельные проекты на каждый конкретный вид отходов либо класс опасности отходов.

Факт обращения общества с заявлением об утверждении проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, по результатам рассмотрения которого управлением сделан вывод, что представленная информация недостоверна, не препятствовал управлению произвести утверждение лимитов размещения той части отходов, по которой у него не имелось замечаний, направив обществу  уведомления о необходимости  выявленных нарушений.

С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае у управления Росприроднадзора по Липецкой области отсутствовали правовые основания для вынесения спорного предписания, а также о том, что в результате действий уполномоченного органа по незаконному отказу в утверждении нормативов и лимитов у общества «Квадра-генерирующая компания» отсутствовала фактическая возможность исполнения оспариваемого предписания в установленный в нем срок, несмотря на принятие всех зависящих от общества действий для исполнения установленной законодательством обязанности.

Таким образом, оспариваемое обществом предписание подлежит признанию недействительным в полном объеме.

Поскольку решением арбитражного суда Липецкой области от 08.11.2018 по делу № А36-7205/2018 в удовлетворении требований обществу  «Квадра-генерирующая компания» отказано, то указанное решение  подлежит отмене как принятое при несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела, а апелляционная жалоба общества подлежит  удовлетворению.

Нарушений норм процессуального права, являющихся, в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.

Учитывая результат рассмотрения апелляционной жалобы и исходя из положений статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса, государственная пошлина, уплаченная обществом «Квадра-генерирующая компания» при обращении в суды первой и апелляционной инстанции, подлежит отнесению на уполномоченный орган и, соответственно, взысканию в пользу общества.

Руководствуясь статьями 16, 17, 110, 112, 258, 266 - 268, пунктом  2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Апелляционную жалобу публичного акционерного общества «Квадра-генерирующая компания» в лице филиала публичного акционерного общества «Квадра» - «Липецкая генерация» удовлетворить.

Решение арбитражного суда Липецкой области от 08.11.2018 по делу № А36-7205/2018 отменить.

Признать недействительным предписание управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Липецкой области от 18.04.2018 № 30-0.

Взыскать с управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Липецкой области в пользу публичного акционерного общества «Квадра-генерирующая компания» в лице филиала публичного акционерного общества «Квадра» - «Липецкая генерация» 4 500 руб. судебных расходов в виде государственной пошлины за рассмотрение дела судами первой и апелляционной инстанций.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.

   Председательствующий судья:                              Т.Л. Михайлова

    судьи                                                                         Н.Д. Миронцева

                                                                                       П.В. Донцов