ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 19АП-1075/2022 от 09.06.2022 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

17 июня 2022 года                                                      Дело № А35-1530/2021

город Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 9 июня 2022 года.

В полном объеме постановление изготовлено 17 июня 2022 года.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                                   Малиной Е.В.,

судей                                                                                       Пороника А.А.,

   Протасова А.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Киреевой Е.П.,

при участии:

от Комитета природных ресурсов Курской области: Парамонова С.В. – представитель по доверенности от 10.01.2022 № 147, сроком до 31.12.2022, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования по специальности «Юриспруденция», удостоверение;

от общества с ограниченной ответственностью «Михайловское месторождение песков»: Черновал К.П. – представитель по доверенности от 02.07.2020 № 0207/20, сроком на три года, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования по специальности «Юриспруденция», паспорт РФ;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета природных ресурсов Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 07.02.2022 по делу №А35-1530/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Михайловское месторождение песков» к Комитету природных ресурсов Курской области о признании незаконными и отмене постановления о назначении административного наказания № 01-10/13-1 от 23.12.2020 и решения по жалобе на постановление об административном правонарушении от 11.02.2021,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью "Михайловское месторождение песков" (далее - заявитель, Общество, ООО "ММП") обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления комитета природных ресурсов Курской области (далее - заинтересованное лицо, административный орган, Курскоблприроднадзор) о назначении административного наказания N 01-10/13-1 от 23.12.2020 и решения по жалобе на постановление об административном правонарушении от 11.02.2021.

Решением Арбитражного суда Курской области от 07.02.2022 по делу №А35-1530/2021 заявленные требования удовлетворены, постановление Комитета природных ресурсов Курской области № 01-10/13-1 от 23.12.2020 и решение Комитета природных ресурсов Курской области по жалобе на постановление об административном правонарушении от 11.02.2021 признаны незаконными и отменены.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, Комитет природных ресурсов Курской области обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

Мотивируя требования апелляционной жалобы, Комитет ссылается на наличие в действиях ООО "ММП" состава вменяемого административного правонарушения по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ. Представленными в суд документами доказан факт добычи обществом ОПИ (песка) без лицензии на пользование недрами за пределами горного отвода, установленного горноотводным актом к лицензии на пользование недрами КРС 80147 ТЭ, в объеме 391 куб.м. Исходя из заключения экспертов, имеющегося в материалах дела, административном органом с достоверностью установлен факт нарушения обществом пункта 3.6. условий лицензии, а именно, что в верхней границе горного отвода начиная с 9 точки координат уточненного горного отвода до точки 12 обозначен выход за границы горного отвода, предоставленного заявителю, в котором осуществлена добыча полезных ископаемых.  Кроме того указанный факт подтверждается представленными заявителем в материалы дела планами развития горных работ за 2018-2021 годы. Так в графической части плана за 2021 год отражено, что в промежутке точек 10 и 11 на участке местности выше отметки 144,58 графически изображен добычной уступ, сформированный ООО ММП. В графической части планов развития горных работ 2018-2020 года указанный добычной уступ отсутствует, указан только вскрышной уступ. Поскольку добычной уступ указан ООО «ММП» в графической части плана развития горных работ, составленного по состоянию на 01.01.2021 год, вышеназванное обстоятельство свидетельствует о том, что добычной уступ образовался в результате деятельности ООО ММП в 2020 году (применительно к добыче полезных ископаемых за границами горного отвода).

В отзыве на апелляционную жалобу ООО «Михайловское месторождение песков» указывает на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, отсутствие в действиях ООО «ММП» состава вменяемого административного правонарушения по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт подлежащим отмене.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "ММП" выдана лицензия на пользование недрами КРС 80147 ТЭ от 14.02.2018 со сроком действия до 01.01.2021 (с изменениями), с целевым назначением и видами работ - разведка и добыча общераспространенного полезного ископаемого - песка на участке недр Михайловского месторождения. Участок недр расположен в 800 м к югу от д. Бекетово Горшеченского района Курской области. Приложением № 1 к данной лицензии являются условия пользования недрами- т. 2 л.д. 45-48.

Согласно пункту 3.4 Условий пользование недрами недропользователем допускается в границах горного отвода и земельного участка, угловые точки которых должны быть вынесены и закреплены на местности, при наличии технического проекта на разработку и рекультивацию участка недр, прошедшем в установленном порядке согласование, и удостоверяются горноотводным актом.

В соответствии с пунктом 3.6 Условий пользования недрами, установленных лицензией КРС 80147 ТЭ от 14.02.2018 (с изменениями), добычу общераспространенного полезного ископаемого - песка недропользователь обязан производить в границах горного и земельного отводов, угловые точки которых должны быть вынесены и закреплены на местности, а также в границах утвержденных запасов.

На основании пункта 4.7 Условий до начала ведения горных работ недропользователь обязан: оформить в установленном порядке горный отвод и земельный участок, обеспечить вынос в натуру границ горного отвода и земельного участка на местности, осуществить перевод земель в границах горного отвода в категорию, соответствующую данному виду работ.

В силу положений пункта 14.1 Условий пользования недрами, установленных лицензией КРС 80147 ТЭ от 14.02.2018 (с изменениями), недропользователь несет полную ответственность за свои действия в соответствии с Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".

05.06.2018 ООО "ММП" выдан горноотводный акт к лицензии КРС 80147 ТЭ от 14.02.2018 на пользование недрами, удостоверяющий уточненные границы горного отвода.

На основании распоряжения заместителя председателя комитета природных ресурсов Курской области А.В. Володько от 05.10.2020 N 01-10/13 в отношении ООО "ММП" была проведена внеплановая выездная проверка с целью проверки исполнения ООО "ММП" обязательных требований Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" на основании требования прокуратуры Курской области о проведении внеплановой проверки (29.09.2020 N исх. 7-18-2020).

В рамках проверки в ходе проведения 15.10.2020 натурного осмотра участка недр было административным органом установлено следующее:

- на участке недр местного значения Михайловского месторождения, участок недр расположен в 800 м к югу от д. Бекетово Горшеченского района Курской области, осуществлялась добыча общераспространенного полезного ископаемого - песка, грузовая и специальная техника присутствовала;

- при осмотре территории изысканий установлено, что на исследуемой территории, в северной части горного отвода, расположена карьерная выемка, при этом верхняя (необводненная) часть месторождения разрабатывается механизированным способом (экскаватор и фронтальный погрузчик), а обводненная - гидромеханизированным способом (земснарядом).

Для проведения гранулометрического анализа и маркшейдерских замеров объема и площади добытого полезного ископаемого на участке недр местного значения Михайловского месторождения Комитетом природных ресурсов Курской области в соответствии с Государственными контрактами N 053_99212 от 16.03.2020 и N 089.99212 от 27.03.2020 были привлечены специалисты и сотрудники ООО "Центр экологических анализов расчетов".

Определением № 01-10/13 от 08.10.2020 административным органом была назначена экспертиза с постановкой перед экспертом, в том числе, следующих вопросов: определить кадастровые номера земельных участков, на которых установлен факт пользования недрами, отобрать на них пробы грунта для проведения гранулометрического анализа для определения общераспространенного полезного ископаемого, провести маркшейдерскую съемку на земельных участках, на которых установлен факт пользования недрами, для определения объема и площади добытого общераспространенного полезного ископаемого определить, совпадают ли границы горного отвода, установленные горноотводным актом, фактическим контурам разработанного земельного участка, на котором установлен факт пользования недрами; определить, в каких целях может быть использовано обнаруженное в отобранных пробах грунта общераспространенное полезное ископаемое; отобрать пробы грунта на земельных участках, на которых установлен факт пользования недрами, и пробы грунта на спецтехнике (при наличии в натуре), провести по ним гранулометрический анализ для определения общераспространенного полезного ископаемого, сравнить отобранные пробы с целью определения единого источника происхождения; каков фактический объем добытого общераспространенного полезного ископаемого из разработанного земельного участка, на котором установлен факт пользования недрами; определить размер вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства РФ о недрах.

Согласно заключения экспертов N 61 от 03.11.2020 (т.2 л.д. 21-23) по результатам проведенных исследований было зафиксировано следующее:

- факт пользования  недрами установлен на земельных участках с кадастровыми номерами 46:04:101010:11, 46:04:101010:12, 46:04:101010:23;

- общая площадь исследуемой карьерной выемки, расположенной на участке недр Михайловского месторождения, расположенного в 800 км к югу от д. Бекетово Горшеченского района Курской области, на момент проведения маркшейдерских изысканий, составила 100105 м2, в том числе: в пределах горного отвода в соответствии с Лицензией на пользование недрами КРС 80147 ТЭ - 99590 м2, за пределами горного отвода в соответствии с Лицензией на пользование недрами КРС 80147ТЭ - 515м2

-  общий объем извлеченного ОПИ (песка) с исследуемого участка недр Михайловского месторождения, расположенного в 800 км к югу от д. Бекетово Горшеченского района Курской области, на момент проведения маркшейдерских изысканий, составил -764547 м3, в том числе: в пределах горного отвода в соответствии с Лицензией на пользование недрами КРС 80147 ТЭ -764156 м3, за пределами горного отвода в соответствии с Лицензией на пользование недрами КРС 80147 ТЭ - 391 м3;

- размер вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства РФ о недрах составил 403 141,35 руб., данный размер вреда произведен на объем извлеченного песка за пределами горного отвода в  количестве 391 куб.м.

Экспертизой также установлено, что фактические границы проведения работ по добыче общераспространенного полезного ископаемого не совпадают с границами горного отвода, установленного в соответствии с горноотводным актом, а также выход исследуемой карьерной выемки в северной части границы за пределы горного отвода в соответствии с Лицензией на пользование недрами КРС 80147 ТЭ, Указанные расхождения схематично изображена на маркшейдерском плане –приложение № 1 к заключению ( т.2 л.д.35-36).

В связи с чем  по результатам проверки административный орган пришел к выводу о  нарушении ООО "ММП" требований законодательства в области недропользования и условий пользования недрами, установленных лицензией КРС 801147 ТЭ от 14.02.2018, выразившихся в несоблюдении пункта 3.6 Условий пользования недрами, предусматривающего обязанность  недропользователя осуществлять  добычу общераспространенного полезного ископаемого - песка в границах горного и земельного отводов, а также в границах утвержденных запасов; между тем согласно заключению экспертов N 61 от 03.11.2020 объем добытого полезного ископаемого составил за пределами горного отвода в соответствии с Лицензией на пользование недрами КРС 80147 ТЭ составил 391 м3; размер вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства РФ о недрах, составил 403141,35 руб., что является нарушением Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".

Результаты проверки оформлены актом N 01-10/13 от 09.11.2020.

23.12.2020 Комитетом природных ресурсов Курской области в отношении ООО "ММП" составлен протокол N 01-10/13-1 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, выразившемся в добыче за пределами горного отвода в соответствии с лицензией на пользование недрами КРС 80147 ТЭ в объеме 391 м3.

Постановлением N 01-10/13-1  от 23.11.2020 ООО "ММП" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ с назначением  административного наказания в виде административного штрафа в размере 800000 руб.

23.12.2020 обществу выдано предписание N 01-10/13-1 об устранении выявленных нарушений, а именно:

- устранить и не допускать в дальнейшем нарушения Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" до 23.04.2021;

- сообщить о принятых мерах в Департамент, с приложением подтверждающих документов до 23.04.2021.

Не согласившись с указанным постановлением, 12.01.2021 ООО "ММП" обратилось к председателю комитета природных ресурсов по Курской области с жалобой на вышеуказанное постановление.

11.02.2021 решением заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Курской области А.В. Володько, постановление о назначении административного наказания от 23.12.2020 N 01-10/13, вынесенное в отношении ООО "ММП", оставлено без изменения, а жалоба Общества без удовлетворения.

Полагая постановление о назначении административного наказания от 23.12.2020 N 01-10/13-1 и решение об отказе в удовлетворении жалобы на данное постановление от 11.02.2021 незаконными, нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, ООО "ММП" обратилось в арбитражный суд с рассмотренными требованиями.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что административным органом не доказано наличие в действиях ООО "ММП" объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, поскольку факт добычи ОПИ - песка в северной части карьерной выемки, за границами горного отвода, административным органом надлежащим образом не установлен и не зафиксирован. Экспертное заключение, согласно выводам суда, не содержит данных о периоде осуществления добычи песка, а фотофиксация факта добычи в северной части карьерной выемки не осуществлялась.

Поскольку материалы административного дела не содержат достоверных доказательств, подтверждающих осуществление добычи ОПИ - песка в северной части карьерной выемки именно ООО "Михайловское месторождение песков, суд удовлетворил требования о признании незаконными и отмене постановления Комитета природных ресурсов Курской области № 01-10/13-1 от 23.12.2020 и решение Комитета природных ресурсов Курской области по жалобе на постановление об административном правонарушении от 11.02.2021.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).

Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Вместе с тем обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами (статья 68 АПК РФ).

В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными данным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за пользование недрами без лицензии на пользование недрами.

Объектом правонарушения являются отношения в сфере пользования недрами.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в пользовании недрами без разрешения (лицензии), которое расценивается как самовольное.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом.

Субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, является лицо, непосредственно осуществляющее добычу полезных ископаемых без лицензии на пользование недрами, либо лицо, в чьих интересах осуществляется такая добыча.

В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах, Закон N 2395-1) предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Пунктом 2.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1 "О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами" (действующего в спорном периоде) установлено, что недра в соответствии с Федеральным законом N 2395-1 "О недрах" предоставляются в пользование на основании лицензий. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий.

Согласно статье 9 Закона о недрах в случае, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).

Согласно оспариваемому постановлению ООО "ММП" вменяется административное нарушение части  1 ст. 7.3 КоАП РФ, выразившееся в добыче ОПИ за пределами горного отвода в соответствии с лицензией на пользование недрами КРС 80147 ТЭ в объеме 391 м3.

Как установлено административным органом и подтверждается материалами дела, ООО «ММП» на основании лицензии на пользование недрами КРС 80147 ТЭ от 14.02.2018 осуществляет деятельность по разведке и добыче строительных песков на участке недр Михайловского месторождения.

В соответствии с пунктом 3.6 Условий пользования недрами, установленных лицензией КРС 80147 ТЭ от 14.02.2018 (с изменениями), добычу общераспространенного полезного ископаемого - песка недропользователь обязан производить в границах горного и земельного отводов, угловые точки которых должны быть вынесены и закреплены на местности, а также в границах утвержденных.

Согласно полученному в рамках проверки заключению экспертов № 61 от 03.11.2020  с проведением маркшейдерских исследований экспертами зафиксирован факт выхода  границы исследуемой карьерной выемки в северной части за пределы горного отвода в соответствии с лицензий на пользование недрами КРС 80147 ТЭ (приложение № 1 к заключению).

 При этом, экспертом четко указано,  что общая площадь исследуемой карьерной выемки, расположенной на участке недр Михайловского месторождения, расположенного в 800 км к югу от д. Бекетово Горшеченского района Курской области, на момент проведения маркшейдерских изысканий составила 100 105 м2  (в том числе: за пределами горного отвода в соответствии с лицензий на пользование недрами КРС 80147 ТЭ - 515 м2 , в пределах горного отвода в соответствии с лицензий на пользование недрами КРС 80147 ТЭ - 99590 м2 );

Общий объем извлеченного ОПИ (песка) с исследуемого участка недр Михайловского месторождения, расположенного в 800 км к югу от д. Бекетово Горшеченского района Курской области, на момент проведения маркшейдерских изысканий, составил -764547 м3, в том числе: в пределах горного отвода в соответствии с Лицензией на пользование недрами КРС 80147 ТЭ -764156 м3, за пределами горного отвода в соответствии с Лицензией на пользование недрами КРС 80147 ТЭ - 391 м3.

Исходя из заключения экспертов следует, что в верхней границе горного отвода начиная с 9 точки координат уточненного горного отвода до точки 12 обозначен выход за границы горного отвода, предоставленного заявителю, также экспертами определен с достоверностью объем извлеченного ОПИ (песка)за пределами горного отвода в соответствии с Лицензией на пользование недрами КРС 80147 ТЭ , который составил  391 куб.м.

Маркшейдерские изыскания проводились в 2 этапа: полевой и камеральный. Полевой этап включал в себя экспертный осмотр территории изысканий, проведение маркшейдерской съемки объекта исследования и фотосьемки объекта изысканий. Вышеназванное обстоятельство опровергает доводы общества о том. что эксперты на местности не исследовали северную часть карьера. При осмотре территории была установлена карьерная выемка в северной части карьера. Подсчет объема извлеченного ОПИ (песка) выполнен от поверхности земли как выемка  с использованием программного продукта №Кредо объемы» между поверхностями.

Апелляционная коллегия находит ошибочным вывод суда о том, что в экспертном заключении от 03.11.2020 № 61, не содержится данных о периоде осуществления добычи песка, поскольку материалами дела установлено, что ООО «ММП» осуществляло свою деятельность добычу песка в период времени с 14.02.2018 со сроком действия до 01.01.2021 (на основании выданной лицензии 80147 ТЭ от 14.02.2018 со сроком действия до 01.01.2021 (с изменениями)).

Таким образом, в рамках внеплановой выездной проверки с 12.10.2020 по 09.11.2020 административным органом устанавливались выявленные нарушения не за 2020 год, а устанавливался факт наличия нарушения условий лицензии КРС 80147 от 14.02.2018 за весь период ее действия по дату проведения проверки.

По результатам экспертизы установлено вынесение угловых точек горного отвода в нарушение условий лицензии, что явилось основаниям для выхода за границы горного отвода и осуществлении добычи ОПИ (песка) в объеме 391 куб.м. за границами горного отвода.

Кроме того, выводы суда о том, что отбор проб ОПИ - песка, фотофиксация факта добычи в северной части карьерной выемки не осуществлялась, опровергаются заключением экспертов №61 от 03.11.2020, в котором установлено, что на исследуемой территории, в северной части горного отвода расположена карьерная выемка, исследуемая карьерная выемка расположена на земельных участках с кадастровыми номерами: 46:04:101010:11, 46:04:101010:12, 46:04:101010:23 (приложения 1, 3 экспертного заключения от 03.11.20200 г. № 61); граница исследуемой карьерной выемки в северной части выходит за пределы горного отвода в соответствии с лицензий на пользование недрами КРС 80147 ГЭ (приложения 1, 2, 3 экспертного заключения от 03.11.20200 № 61); за пределами горного отвода в соответствии с лицензий на пользование недрами КРС 80147 ТЭ объем добычи ОПИ (песка) составил 391 куб.м, что показатели качества обобранных проб песка были исследованы ранее при проведении геологоразведочных работ, что было отражено в заключении экспертов.

Экспертами ООО «Экоцентр» установлен тот факт, что качество песка проб №№ Г/23 и Г'24 соответствует качеству песков как всего Михайловского месторождения песка, так участка месторождения в контуре горного отвода ООО «Михайловское Месторождение Песков» по лицензии КРС 80147 ТЭ - показатели качества песка отобранных проб укладываются в количественные колебания показателей, определенных ранее при проведении геологоразведочных работ.

Тот факт, что данные пробы не были взяты в северной части горного отвода, не свидетельствует о том,  что там не находится ОПИ (песок).

Эксперты ООО «Экоцентр» были предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, указанное доказательство обществом не оспорено, соответствует  принципам относимости и допустимости.

В графической части заключения экспертов ООО «Экоцентр» от 03.11.2020 № 61 наглядно обозначены границы уточненного горного отвода, фактические границы карьерной выемки на момент проведения измерений (линия коричневого цвета), площадь разработки (515 кв.м.) и объем ОПИ песка, добытого за пределами границ горного отвода 391 куб.м.).

Указанные сведения соотносятся с графической частью сводного плана развития горных работ 2021 г.. представленного в суд Заявителем из которых следует обозначение ООО «Курскстройпроект» наличия добычного уступа в северной части горного отвода и подтверждает выводы ООО «Экоцентр» от 03.11.2020 № 61 о том, что за пределами горного отвода по лицензии КРС 80147 ТЭ общий объем добытого ОПИ песка, на котором установлен факт пользования недрами составил 391 куб.м. (ответ на вопрос 5).

Судом апелляционной инстанции в судебном заседании при участии представителей сторон были просмотрены графические копии сводных планов развития горных пород, в том числе на 2021 год (диск приобщен к материалам дела т. 4 л.д88), увеличенные графические копии (т. 4 л.д.89-92). Вывод суда области о том, что планами развития горных работ, не подтверждается осуществление работ по добычи ОПИ - песка в северной части карьерной выемки, за границами горного отвода, является ошибочным ввиду следующего.

Согласно представленному плану развития горных пород на 2021г. (изготовитель  ООО «Курскстройпроект») граница уточненного горного отвода в координатах точек 9-10,11 расположена в границах откоса добычного уступа. Вышеназванное обстоятельство обществом не опровергнуто. Наличие добычного уступа в северной части горного отвода подтверждает выводы ООО «Экоцентр» в заключении от 03.11.2020 № 61 о том. что за пределами горного отвода  установлен факт пользования недрами, объем ОПИ составил 391 куб.м.

Доводы общества о том, что техническая граница карьера (фиолетовая линия) по поверхности находится в пределах границ горного отвода, горные работы за его пределами не вело, а обозначенная бергштрихами изолиния откоса добычного уступа в сводном плане 2021 предназначена только для примерного обозначения на плане местоположения откоса добычного уступа, при этом, по мнению Заявителя, точное местоположение окончания добычных работ обозначено на сводном плане 2021 технической границей карьера по поверхности, отклоняется судом апелляционной инстанции.

Согласно пункту 10 приказа Ростехнадзора от 15.12.2020 № 537 «Об утверждении Требований к подготовке, содержанию и оформлению планов и схем развития горных работ и формы заявления о согласовании планов и (или) схем развития горных работ» (далее - приказ Ростехнадзора № 537) следует, что графические материалы в зависимости от видов горных работ (пользования недрами) и видов полезных ископаемых состоят из маркшейдерских планов земной поверхности территории хозяйственной деятельности предприятия (далее - планы поверхности), планов горных выработок (горных работ), схем вскрытия месторождения, обзорных и (или) совмещенных планов земной поверхности и горных выработок (горных работ) (далее - сводный план), погоризонтных планов горных выработок (горных работ) (далее - погоризонтные планы), геологических и структурных карт, характерных разрезов, проекций, схем (далее - графические материалы).

Согласно пункту 15 приказа Ростехнадзора № 537 в графических материалах при разработке месторождений твердых полезных ископаемых, включая месторождения общераспространенных полезных ископаемых, должны в числе прочего отображаться технические границы горных работ и (или) контур участка недр, в границах которого осуществляется ведение работ, связанных с пользованием недрами, в плане и на глубину разработки.

В рассматриваемом случае технические границы горного отвода (или проектный контур карьера), обозначают общий контур границ, вписываются в контур по всему периметру уточненного горного отвода, установлены на основании согласованного технического проекта разработки карьера и обозначены на весь период его разработки, как в плане на поверхности, так и на глубину разработки (корректируются в случае изменения границ уточненного горного отвода).

В разделе 8 «Обоснование границ горного отвода» проекта горного отвода на Михайловском месторождении строительных песков Горшеченского района Курской области (Книга 2) технического проекта (копия прилагается), согласованного Заявителю, указано, что технические границы карьера (или проектный контур карьера) и границы уточненного горного отвода приведены на графических приложениях листы 1-2 (прил. № 1 - план уточенных границ горного отвода; прил. № 2 - разрезы к плану уточненных границ горного отвода). Нижняя граница проектируется до нижней границы подсчета запасов (протокол ЭКЗ №2 от 16.02.2012г). Для отработки всех разведанных запасов песков участка недр Михайловского месторождения проектом предусматривается внешний разнос бортов карьера от границы разведанных запасов (или контур блока подсчета запасов песка) для уменьшения потерь полезного ископаемого в бортах карьера.

Таким образом, пользование недрами, в том числе производство вскрышных и добычных работ должно осуществляться в границах уточненного горного отвода, оконтуренного техническими границами горного отвода, установленными при согласовании технического проекта месторождения.

В сводном плане 2021 года ООО «ММП» технические границы оконтурены как по всему периметру уточненного горного отвода (сплошная фиолетовая линия, обозначенная вдоль уточенного горного отвода, обозначенного линией красного цвета), так и на глубину разработки (фиолетовая штрих-линия в пределах контура подсчета запасов ОПИ песка, обозначенного штрих-линией зеленого цвета) и служат для обозначения границ горного отвода, до которых пользователь недр вправе осуществлять добычные работы в общем контуре уточненного горного отвода.

Технические границы горного отвода свидетельствуют о местоположении окончания добычных работ именно на конец разработки всего карьера согласно срокам окончания действия лицензии, а не об их местоположении на 01.01.2021.

Таким образом, технические границы горного отвода предназначены для обозначения контура карьера, в границах которых пользователь недр вправе осуществлять пользование недрами, а именно осуществлять добычу предоставленного ему по лицензии общераспространенного полезного ископаемого, и формировать откосы вскрышных уступов.

Ссылка заявителя на то, что изолиния добычного уступа, обозначенная в сводном плане по состоянию на 01.01.2021 служит только для примерного обозначения на плане местоположения откоса добычного уступа,  апелляционным судом не принимается, поскольку целью производства маркшейдерской съемки является отражение фактического положения карьерной выемки и результата горных работ, а соответственно не может отражать примерное положение ни добычного, ни вскрышного уступов и не опровергает тот факт, что именно в указанном месте согласно заключению экспертов от 03.11.2021 № 61 имеется пользование ООО «ММП» недрами за пределами границ уточненного горного отвода, где установлен объем изъятия ОПИ песка 391 куб.м.

В графической части заключения экспертов ООО «Экоцентр» от 03.11.2020 № 61 наглядно обозначены границы уточненного горного отвода (линия зеленого цвета), фактические границы карьерной выемки на момент проведения измерений (линия коричневого цвета), площадь разработки (515 кв.м.) и объем ОПИ песка, добытого за пределами границ горного отвода 391 куб.м.).Указанные сведения соотносятся с графической частью сводного плана развития горных работ 2021 г.. представленного в суд ООО «ММП» из которых следует обозначение ООО «Курскстройпроект» наличия добычного уступа в северной части горного отвода и подтверждает выводы ООО «Экоцентр» от 03.11.2020 № 61 о том, что за пределами горного отвода по лицензии КРС 80147 ТЭ общий объем добытого ОПИ песка, на котором установлен факт пользования недрами составил 391 куб.м.

Доводы заявителя о несогласии с заключением эксперта несостоятельны. Кроме того, в рамках дела №А35-1529/2021 заключение экспертов от 03.11.2020 № 61 принято в качестве надлежащего доказательства по делу (ООО «ММП» было освобождено от  административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ ввиду малозначительности).

Заключение ООО «Геоберг» представленного обществом  при рассмотрение дела в суде первой инстанции от декабря 2020 г. ( т.1 л.д.53-76) , согласно которому визуально на участке отклонения планового положения поворотных точек границ горного отвода с фактическими границами горного отвода визуально отсутствуют техногенное воздействие добычными работами, что приводит к выводу, что недропользователь не проводил разработку в данном направлении, учитывая, что эксперты данного общества не были предупреждены об уголовной ответственности, само по себе не опровергает выводы экспертизы от 03 11.2020.

Кроме того, судом учтен перечень вопросов и выводы, указанные в заключении экспертов ООО «Экоцентр» от 03.11.2020 № 61 , в частности вопрос № 2, свидетельствуют о том ,экспертам требовалось не только провести маркшейдерскую съемку на земельных участках, на которых установлен факт пользования недрами, для определения объёма и площади добытого общераспространённого полезного ископаемого, а также определить, совпадают ли границы горного отвода, установленные горноотводным актом, с фактическим контуром разработанного земельного участка, на котором установлен факт пользования недрами.

Главный маркшейдер ООО «Экоцентр» Гаврилов В.Л. в пояснениях  при рассмотрении дела в вышестоящем органе пояснил, что борт карьера с северной части горного отвода выходит за пределы горного отвода, (точки 8-11), любые объемы песка, изъятые за пределами уточненного горного отвода являются добычными работами ( т.1 л.д.51).

При вышеназванных обстоятельствах суд апелляционной инстанции отклоняет довод общества о том, что в северной части карьера расположен нерабочий борт карьера с бермой, линией электроснабжения, где добыча ОПИ не осуществлялась.

При этом суд апелляционной инстанции руководствуется не только результатами проведенной экспертизы фиксирующей факт пользования недрами за границами горного отвода, но и совокупностью имеющихся в деле доказательств.

Вина Общества в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, заключается в том, что у него имелась возможность для соблюдения требований, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств принятия Обществом всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение норм действующего законодательства, за нарушение которых ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность, суду не представлено.

Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное с учетом представленных в дело доказательств, апелляционный суд приходит к выводу о наличии в действиях ООО «ММП» события и состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, выразившегося в пользовании недрами без лицензии на пользование недрами.

Процессуальный нарушений административным органом не допущено, срок привлечения к административной ответственности соблюден.

Оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ судом не установлено. Доказательства наличия таких оснований Обществом не представлены. Административное правонарушение, совершенное Обществом, посягает на установленный и охраняемый государством порядок правоотношений в области охраны собственности государства на недра. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своей публично-правовой обязанности. В силу изложенного, совершенное заявителем правонарушение малозначительным не является.

Изучив имеющиеся в деле доказательства, суд не усматривает оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ и замены наложенного административного штрафа предупреждением исходя из отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 3.4 КоАП РФ.

Согласно ч. 2 ст. 3.4. КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Материалами административного дела установлено, что размер вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах в результате пользования недрами без лицензии на пользование недрами составил 403141,35 руб. (четыреста три тысячи сто сорок один руб. 35 коп.).

Кроме того, из материалов дела следует, что постановлением Комитета природных ресурсов Курской области №01-10/13 от 23.12.2020 заявитель уже был привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 310 000 рублей.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Курской области от 15.06.2021 постановление Комитета природных ресурсов Курской области №01-10/13 от 23.12.2020 отменено, в связи с малозначительностью совершенного обществом правонарушения.

В рассматриваемом случае, одним действием ООО «ММП» совершило два правонарушения, ответственность за которые установлена разными статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - частью 2 статьи 7.3 и частью 1 статьи 7.3 Кодекса.

Согласно части 2 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

При этом, с 06.04.2022 вступил в действие Федеральный закон от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", которым внесены изменения в статью 4.4 КоАП РФ, применяющуюся к неисполненным наказаниям в силу статьи 1.7 КоАП РФ.

Согласно части 6 статьи 4.4 КоАП РФ, дополненной Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статьи) раздела II данного Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания за совершение указанных административных правонарушений применяются правила назначения административного наказания, предусмотренные частями 2 - 4 этой статьи.

Учитывая, что в рассматриваемом деле в рамках одной проверки выявлено два административного правонарушения, ответственность за которые предусмотрена разными частями статьи 7.3 КоАП РФ, однако, одно из нарушений признано малозначительным и общество освобождено от наказания по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, то вновь введенное Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" правило не может быть применено в данном конкретном деле.

При этом, апелляционная коллегия учитывает следующее.

Частями 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. В таком случае размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.

Апелляционным судом установлено, что ООО «ММП» является микропредприятием и, соответственно, является субъектом малого и среднего предпринимательства, что сведениями из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства от 30.05.2022 №ЮЭ9965-22-16517501. Кроме того, заявитель обеспечивает население Курской области рабочими местами, выполняет принятые на себя лицензионные обязательства, обеспечивая рациональное использование и охрану недр.

Ни административным органом, ни судом не установлено тяжких последствий от совершенного обществом правонарушения, в связи с чем,  имеются основания для снижения размера штрафа ниже низшего предела.

Иначе, административные штрафы, имеющие значительные минимальные пределы, из меры воздействия, направленной на предупреждение административных правонарушений, превратились бы в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что недопустимо в силу статей 17, 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1, 2 и 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации и противоречит общеправовому принципу справедливости (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2022 N 306-ЭС21-23661 по делу N А57-21488/2020).

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции, учитывая позицию Конституционного Суда Российской Федерации, высказанную в Постановлении от 25.02.2014 N 4-П, что административное наказание за совершенное правонарушение должно быть справедливым и соразмерным, приходит к выводу о необходимости обжалуемое постановление Комитета природных ресурсов Курской области № 01-10/13-1 от 23.12.2020 изменить в части размера штрафа, применить положения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ и снизить штраф до 400 000 рублей.

С учетом выводом суда апелляционной инстанции о законности постановления Комитета природных ресурсов Курской области № 01-10/13-1 от 23.12.2020, отсутствуют основания для признания незаконным решение по жалобе на данное постановление от 11.02.2021, в котором также содержатся выводы о законности постановления от 11.02.2021.

Таким образом, решение Арбитражного суда Курской области от 07.02.2022 по делу №А35-1530/2021 подлежит отмене, апелляционная жалоба Комитета природных ресурсов Курской области удовлетворению, а постановление Комитета природных ресурсов Курской области № 01-10/13-1 от 23.12.2020 изменению в части размера административного штрафа со снижением его до 400 000 руб.

Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

апелляционную жалобу Комитета природных ресурсов Курской области удовлетворить.

Решение Арбитражного суда Курской области от 07.02.2022 по делу №А35-1530/2021 отменить.

Изменить постановление Комитета природных ресурсов Курской области № 01-10/13-1 от 23.12.2020 в части размера административного штрафа, снизить штраф до 400 000 руб.

В остальной части в удовлетворении заявленных ООО «Михайловское месторождение песков» требований отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                              Е.В. Малина

Судьи                                                                                       А.А. Пороник

                                                                                                А.И. Протасов