ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 19АП-1101/2021 от 22.04.2021 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

                           П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

«27» апреля 2021 года                                                             Дело № А08-6891/2020

город Воронеж                                                                                              

Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2021 года

Постановление в полном объеме изготовлено  27 апреля 2021 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                          Ушаковой И.В.,

судей                                                                                            Миронцевой Н.Д.,

                                                                                                  Песниной Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Шиловой А.В.,

при участии:

от индивидуального предпринимателя Локтеевой Ирины Анатольевны:  Локтеевой И.А., представлен паспорт РФ;

от Администрации Белгородского района: Безугловой О.И., представителя по доверенности № 50-401 от 12.04.2021;

от Локтеевой Анны Борисовны: Локтеевой А.Б., представлен паспорт РФ;

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Белгородской области апелляционные жалобы индивидуального предпринимателя Локтеевой Ирины Анатольевны и Администрации Белгородского района на решение Арбитражного суда Белгородской области от 11.01.2021 (с учетом определения Арбитражного суда Белгородской области от 21.01.2021) по делу № А08-6891/2020 по заявлению индивидуального предпринимателя Локтеевой Ирины Анатольевны (ИНН 312307194964, ОГРН313312324900012) к Администрации Белгородского района (ИНН 3102003133, ОГРН 1023100508090) о признании недействительным решения органа местного самоуправления,

третье лицо: Локтеева Анна Борисовна,

У С Т А Н О В И Л:

индивидуальный предприниматель Локтеева Ирина Анатольевна (далее – ИП Локтеева И.А., заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением к Администрации Белгородского района (далее - Администрация, заинтересованное лицо), в котором просила:

1. Признать недействительным отказ в выдаче разрешения на право организации ярмарки, оформленный уведомлением Администрации Белгородского района от 22.04.2020.

2. Обязать администрацию Белгородского района устранить допущенное нарушение прав путем выдачи ИП Локтеевой И.А.  разрешения на право организации ярмарки по адресу: Белгородская область, Белгородский район, пгт. Северный, ул. Олимпийская, 45в, на земельном участке с кадастровым номером 31:15:0402013:137 на срок до 31.12.2020.

Определением Арбитражного суда Белгородской области от 19.10.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечена Локтеева Анна Борисовна.

Решением Арбитражного суда Белгородской области от 11.01.2021 (с учетом определения Арбитражного суда Белгородской области от 21.01.2021)  заявление ИП Локтеевой И.А. удовлетворено в части. Признано недействительным уведомление об отказе в выдаче разрешения на право организации ярмарки, оформленное уведомлением Администрации Белгородского района от 22.04.2020. В удовлетворении остальной части требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ИП Локтеева  И.А., Администрация обратились в суд апелляционной инстанции с жалобами.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции 22.04.2021, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Белгородской  области, представитель Администрации поддержал доводы  своей апелляционной жалобы, считая решение незаконным и необоснованным в части признания недействительным уведомления об отказе в выдаче разрешения на право организации ярмарки оформленного уведомлением Администрации Белгородского района от 22.04.2020, полагая, что оно принято с нарушением норм материального и процессуального права, а также при неполном выяснении обстоятельств дела, просил суд его отменить и принять по делу новый судебный акт.

ИП Локтеева  И.А. и  ее представитель,  Локтеева Анна Борисовна поддержали доводы апелляционной жалобы ИП Локтеевой  И.А., считая решение незаконным и необоснованным в части отказа в удовлетворении требований о возложении на  Администрацию Белгородского района обязанности устранить допущенное нарушение прав путем выдачи ИП Локтеевой И.А.  разрешения на право организации ярмарки по адресу: Белгородская область, Белгородский район, пгт. Северный, ул. Олимпийская, 45в, на земельном участке с кадастровым номером 31:15:0402013:137 на срок до 31.12.2020, полагая, что оно принято с нарушением норм материального и процессуального права, а также при неполном выяснении обстоятельств дела, просили суд его отменить и принять по делу новый судебный акт.

В ходе рассмотрения дела в настоящем судебном заседании к материалам дела были приобщены поступившие письменные пояснения Администрации Белгородского района, поступившее от ИП Локтеевой И.А. письменное уточнение требований апелляционной жалобы, поступивший отзыв на апелляционную жалобу от Локтеевой А.Б., ходатайства ИП Локтеевой И.А. о приобщении к материалам копии представления Прокуратуры Белгородской области № 7-13 – 2021/21 от 18.02.2021, копии протеста Прокуратура Белгородской области №7-14-2021/21 от 06.04.2021 на распоряжение управления архитектуры и градостроительства Белгородской области от 07.08.2020 № 105, ходатайство о приобщении к материалам дела копии выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 15.04.2021 на земельный участок с кадастровым номером 31:15:0402013:137.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, отзывов на них, заслушав пояснения представителей сторон, третьего лица, считает необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.

Из материалов дела усматривается, что ИП Локтеева И.А. обратилась в Администрацию Белгородского района с заявлением о выдаче разрешения на право организации торговой ярмарки, проводимой на постоянной основе по адресу: Белгородская область, Белгородский район, пгт. Северный, ул. Олимпийская, 45в, на земельном участке с кадастровым номером 31:15:0402013:137, категория земель: земли населенных пунктов - для строительства рынка и автостоянки, площадь 750 кв.м, на срок 12 мая 2020 года по 31 декабря 2020 года.

Указанный земельный участок, находящийся по адресу: Белгородская область, Белгородский район, пгт. Северный, ул. Олимпийская. 45в, кадастровый номер 31:15:0402013:137, площадью 750 кв. м, принадлежит Локтеевой Анне Борисовне на праве собственности, (свидетельство о государственной регистрации права)  и передан заявителю на основании договора аренды земельного участка с имуществом от 01.01.2020.

Администрация Белгородского района в адрес ИИ Локтеевой И.А. направила уведомление об отказе в выдаче разрешения на право организации ярмарки на постоянной основе от 22.04.2020, в котором в качестве основания для отказа указала на несоответствие места проведения ярмарки градостроительному зонированию и разрешенному использованию земельного участка (пункт 2.8 Порядка организации ярмарок и продажи товаров на них, утвержденного Постановлением Правительства Белгородской области от 06.11.2012  № 442- пп «Об определении порядка организации торговых ярмарок на территории Белгородской области»).

Посчитав, что отказ в выдаче разрешения на организацию ярмарки не соответствует действующему законодательству и нарушает ее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ИП Локтеева И.А. обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Рассмотрев апелляционные  жалобы, апелляционный суд не нашел оснований для их удовлетворения.

В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В силу пункта 2 части 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2006 №271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» порядок организации деятельности ярмарок устанавливается нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона № 381-ФЗ, пункту 14 «ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения» (далее - ГОСТ Р 51303-2013) под торговым объектом понимают здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

В силу пункта 89 ГОСТ Р 51303-2013 ярмарка - это форма торговли, организуемая в установленном месте и на установленный срок с предоставлением торговых мест с целью продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров купли-продажи и договоров бытового подряда цен.

Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» ярмарки организуются органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - организатор ярмарки).

Организация ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территориях которых такие ярмарки организуются.

Статьей 1 Закона Белгородской области от 04.06.2007 № 117 «О розничных рынках и организации деятельности ярмарок на территории Белгородской области» установлено, что разрешения на право организации розничных рынков выдаются администрациями муниципальных районов и городских округов Белгородской области, на территории которых предполагается организация розничных рынков.

Такой порядок организации торговых ярмарок на территории Белгородской области установлен Постановлением правительства Белгородской области от 06.11.2012 №442-пп.

В соответствии с пунктом 2.1 названного Порядка, организатором разовых, сезонных и периодических ярмарок вправе выступать органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели.

Пунктом 2.5. предусмотрено, что организатор ярмарки представляет в уполномоченный орган заявку о проведении ярмарки (далее - заявка), составленную в простой письменной форме.

В заявке должен быть указан период времени, в течение которого планируется проводить ярмарку, при этом указывается дата начала (число, месяц, год) и окончания (число, месяц, год) ярмарки.

Согласно пункту 2.5.2. Порядка организации ярмарок и продажи товаров на них, утвержденного Постановлением Правительства Белгородской области от 06.11.2012 № 442- пп «Об определении порядка организации торговых ярмарок на территории Белгородской области» (далее - Порядок) уполномоченный орган в течение пятнадцати рабочих дней со дня регистрации заявки: - рассматривает заявку и приложенные к ней утвержденные организатором план мероприятий по организации ярмарки, порядок организации ярмарки и предоставления торговых мест, режим работы ярмарки; - принимает решение о выдаче разрешения на право организации ярмарки или об отказе в выдаче разрешения на право организации ярмарки; - направляет в адрес заявителя заказным письмом или передает нарочно заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально заверенной доверенности, уведомление о выдаче разрешения на право организации ярмарки или об отказе в выдаче разрешения на право организации ярмарки; - оформляет разрешение на право организации ярмарки в случае принятия положительного решения о выдаче разрешения на право организации ярмарки.

Разрешение на право организации ярмарки должно быть получено организатором ярмарки или его представителем, действующим на основании доверенности, заверенной нотариально, не позднее чем за три рабочих дня до начала ярмарки.

В соответствии с пунктом 2.8. Порядка основаниями для отказа в выдаче разрешения на право организации ярмарки являются кроме прочих, установление несоответствия места проведения ярмарки градостроительному зонированию и разрешенному использованию земельного участка.

В рассматриваемом случае данное основание явилось причиной отказа администрацией в выдаче разрешения на право организации ярмарки заявителю.

Распоряжением департамента строительства и транспорта Белгородской области № 388 от 10.05.2018  утверждены Правила землепользования и застройки городского поселения «Поселок Северный», которые в соответствии с требованиями статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливают территориальное зонирование городского поселения «Поселок Северный» и градостроительные регламенты применительно к каждой территориальной зоне, включая виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела (выписка из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 16.04.2020 №50-09/02-348 Управления Архитектуры и градостроительства Белгородской области на дату предоставления ИП Локтеевой И.А. отказа в выдаче разрешения на размещение ярмарки) земельный участок с кадастровым номером 31:15:0402013:137, площадью 750 кв.м,  ранее располагался в территориальной зоне ОЦ (зона общественного центра).

Зона общественного центра ОЦ выделена для обеспечения правовых условий использования, строительства и реконструкции объектов недвижимости, выполняющих роль многофункционального общественно-делового центра поселенческого значения. Одним из условно разрешенных видов использования земельных участков и объектов капитального строительства являлись рынки.

Рынок, как вид разрешенного использования земельных участков установлен классификатором, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 и включает в себя размещение объектов капитального строительства, сооружений, предназначенных для организации постоянной или временной торговли (ярмарка, рынок, базар), с учетом того, что каждое из торговых мест не располагает торговой площадью более 200 кв. м.

В соответствии с договором аренды земельного участка от 01.01.2020 (пункт 1.3), заключенным между Локтеевой Анной Борисовной (арендодатель) и ИП Локтеевой И.А. (арендатор), передаваемое арендуемое имущество должно использоваться арендатором для организации ярмарочной деятельности на торговой ярмарке «Европейская», проводимой на постоянной основе, и автостоянки.

В ходе рассмотрения дела судом было установлено, что  разрешения на право организации ярмарки на указанном земельном участке ранее выдавались ИП Локтеевой И.А. неоднократно.

Таким образом, учитывая, что материалами дела подтвержден и Администрацией не опровергнут факт организации ярмарки ИП Локтеевой И.А. на постоянной основе, суд области по результатам совокупной оценки собранных по делу доказательств пришел к правомерному выводу об использовании заявителем арендованного земельного участка по целевому назначению - для организации ярмарочной деятельности.

С учетом изложенных обстоятельств суд области обоснованно указал на отсутствие у Администрации правовых оснований для отказа в выдаче разрешения на право организации ярмарки, оформленного уведомлением Администрации Белгородского района от 22.04.2020.

Принятием подобного решения Администрацией были нарушены права и законные интересы не только заявителя, но и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на ярмарке, а также граждан, желающих независимо от времени года приобрести нужный им товар.

Поскольку ИП Локтеевой И.А. осуществляет предпринимательскую деятельность, основной целью ее деятельности является получение прибыли, деятельность предпринимателя сопряжена с обязанностями по уплате налогов, сборов и арендной платы за земельный участок для организации торговли.

Оценив представленные заявителем доказательства, судебная коллегия установила воспрепятствование предпринимательской деятельности ИП Локтеевой И.А., выразившееся в невозможности использовать находящееся в ее распоряжении имущество, а именно арендованный земельный участок, и, как следствие, - получить дополнительную прибыль от организации ярмарки.

Какие-либо иные основания для отказа в выдаче разрешения на право организации ярмарки, предусмотренные пунктом 2.8 Порядка организации ярмарок, отсутствуют. Доказательства обратного Администрацией города Белгорода в нарушение части 5 статьи 200 АПК РФ не представлены.

В силу статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

С учетом изложенного, исследовав представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимной связи, правильно установив фактические обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое уведомление Администрации об отказе в выдаче разрешения на право организации ярмарки   противоречит   нормам   действующего   законодательства

и нарушает права и законные интересы ИП Локтеевой И.А. в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В качестве способа восстановления своего нарушенного права заявитель просит обязать Администрацию Белгородского района устранить допущенное нарушение прав путем выдачи ИП Локтеевой И.А. разрешения на право организации ярмарки по адресу: Белгородская область, Белгородский район, пгт. Северный, ул. Олимпийская, 45в, на земельном участке с кадастровым номером 31:15:0402013:137 на срок до 31.12.2020.

Приняв во внимание, что понуждение выдать разрешение, срок действия которого на момент вступления решения в законную силу истек, невозможно, поскольку недопустимо установления обязательства по совершению каких-либо действий в прошедшем периоде времени, суд первой инстанции правомерно  посчитал, что  не может быть удовлетворено требование ИП Локтеевой И.А. о возложении на Администрацию Белгородского района  обязанности устранить допущенное нарушение прав путем выдачи ИП Локтеевой И.А. разрешения на право организации ярмарки по адресу: Белгородская область, Белгородский район, пгт. Северный, ул. Олимпийская, 45в, на земельном участке с кадастровым номером 31:15:0402013:137 на срок до 31.12.2020.

При этом судом области было принято во внимание, что с принятием Управлением архитектуры и градостроительства Белгородской области двух распоряжений от 07.08.2020, земельный участок с кадастровым номером 31:15:0402013:137, площадью 750 кв.м, по адресу: Белгородская область, Белгородский район, пгт. Северный, ул. Олимпийская. 45в, в настоящий момент расположен в территориальной зоне ТА (зона автомобильного транспорта).

Оценивая данные выводы суда, которые фактически отражают актуальные сведения территориального зонирования городского поселения «Поселок Северный», относительно доводов апелляционной жалобы ИП Локтеевой И.А. судебная коллегия считает необходимым отметить, что земельное и градостроительное законодательство исходит из сохранения прав на использование объектов капитального строительства и земельных участков под ними по прежнему фактическому разрешенному использованию в случае, когда происходит изменение градостроительной документации, предусматривающей иное зонирование территории (статья 30 ГрК РФ), и существующее фактическое использование объектов не опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

Соответствующая правовая позиция изложена в пункте 6 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018, а также в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 09.12.2015 №308-КГ15-7455.

Исходя из существа заявленных требований, наличие у ИП Локтеевой И.А. права использования в настоящей момент спорного земельного участка по прежнему фактическому виду использования в связи  с принятием Управлением архитектуры и градостроительства Белгородской области распоряжений от 07.08.2020 подлежит установлению применительно к пункту 4 статьи 85 Земельного кодекса РФ, частей 8 - 10 статьи 36 ГрК РФ и в рамках данного дела не может быть определено.

В соответствии с абзацем 6 статьи 12 ГК РФ признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления является самостоятельным способом защиты гражданских прав. В силу статьи 12 ГК РФ, право выбора способа защиты нарушенного права, предоставлено истцу.

Из чего следует, что проверка законности распоряжений Управления архитектуры и градостроительства Белгородской области в рамках разрешения данного спора не может быть  осуществлена судом.

Как установлено судебной коллегией, исходя из содержания приобщенных к материалам дела копий представления Прокуратуры Белгородской области № 7-13-2021/21 от 18.02.2021 и протеста Прокуратура Белгородской области №7-14-2021/21 от 06.04.2021 на распоряжение управления архитектуры и градостроительства Белгородской области от 07.08.2020 № 105,  проверка на предмет законности указанных распоряжений осуществлена Прокуратурой Белгородской области.

С учетом изложенного, установив все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела, исходя из предмета и оснований заявленных требований, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.

Апелляционной коллегией признаются несостоятельными доводы апелляционной жалобы  Администрации, поскольку размещение ярмарки на земельном участке с кадастровым номером 31:15:0402013:137, площадью 750 кв.м, с видом разрешенного использования «для строительства рынка и автостоянки» не нарушало требований Земельного кодекса Российской Федерации об использовании земельных участков в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.

Фактически Администрация указывает на то, что учтенный в государственном кадастре недвижимости вид разрешенного использования данного земельного участка должен соответствовать фактическому использованию участка, однако, данное  обстоятельство правового значения для рассматриваемых требований не имеет.

Органы государственной власти местного самоуправления  не вправе применять методы регулирования торговой деятельности, не предусмотренные федеральными законами, а также принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые устанавливают правила торговой деятельности, отличающиеся от аналогичных правил, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Из содержания подпункта 8 пункта 1 статьи 1, пункта 2 статьи 7, статьи 85 Земельного кодекса, пункта 9 статьи 1, частей 1, 2 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ следует, что разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которые могут вестись землепользователем на предоставленном ему участке.

Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий (часть 2 статьи 7 Земельного кодекса). Вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости. Содержание этого понятия раскрывается в земельном, градостроительном и кадастровом законодательстве. При кадастровом учете участка вид его разрешенного использования определяется исходя из совокупности всех предъявляемых требований, являясь единым и единообразно понимаемым для всех возможных впоследствии правоотношений (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 №13016/11).

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами.

Согласно пункту 1 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ градостроительная деятельность - это деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений.

При территориальном планировании осуществляется планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального, регионального и местного значения (пункт 2 статьи 1, глава 3 Градостроительного кодекса РФ).

Градостроительное зонирование представляет собой зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1, глава 4 Градостроительного кодекса РФ).

Пунктом 9 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ определено, что градостроительный регламент устанавливает в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.

В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки.

Правила землепользования и застройки разрабатываются применительно ко всем территориям поселений и городских округов (часть 1 статьи 31 Градостроительного кодекса РФ).

Согласно части 1 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (часть 2 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ). Установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент (часть 2.1 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ). Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (часть 3 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ). Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ).

Аналогичные разъяснения содержатся в пункте 1 «Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018, где при наличии принятых в установленном порядке правил землепользования и застройки собственник земельного участка, находящегося в частной собственности, может выбирать основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований с органами местного самоуправления.

Следовательно, исходя из положений пункта 4 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ, пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса РФ, правообладатель земельного участка свободен в выборе основных и вспомогательных видов разрешенного использования такого земельного участка в пределах, предусмотренных градостроительным регламентом (при условии соблюдения требований технических регламентов), и вправе осуществлять указанное правомочие самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

С учетом изложенного и положений статьи 209 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка может самостоятельно выбирать вид разрешенного использования из числа предусмотренных зонированием территорий.

Изменение сведений о разрешенном использовании в таком случае производится на основании заявления заинтересованного лица и необходимых для кадастрового учета документов с использованием процедуры кадастрового учета изменений объекта недвижимости.

Следовательно, в рамках рассматриваемого спора право на организацию ярмарок не может быть поставлено в зависимость от вида разрешенного использования участка.

С учетом изложенного, доводы апелляционных жалоб не содержат обстоятельств, которые опровергали выводы арбитражного суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционной коллегией несостоятельными и подлежат отклонению.    

У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания полагать, что при оценке представленных в материалы дела доказательств судом первой инстанции были нарушены положения статьи 71 АПК РФ.

Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, допущено не было.

При таких обстоятельствах, решение Арбитражного суда Арбитражного суда Белгородской области от 11.01.2021 следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.

Согласно абзацу 1 части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Исходя из содержания подпункта 3 и подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ с учетом разъяснений, данных в абзаце 1 пункта 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах», при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается юридическими лицами в размере 3 000 рублей и физическими лицами в размере 300 рублей, а при обжаловании судебных актов по этим делам - в размере 1 500 рублей и 150 рублей соответственно.

На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ уплаченная государственная пошлина подлежит возврату в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 НК РФ.

При подаче апелляционной жалобы индивидуальным предпринимателем Локтеевой Ириной Анатольевной по чеку-ордеру от 01.02.2021 (операция 25) уплачена государственная пошлина в размере                            3 000 руб.

Поскольку при подаче апелляционной жалобы уплачена государственная пошлина в размере, превышающем предусмотренную главой 25.3 НК РФ, сумма излишне уплаченной государственной пошлины в размере 2 850 руб. подлежит возврату лицу, ее уплатившему, из доходов федерального бюджета, о чем надлежит выдать справку.

Руководствуясь статьями 269,  271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Белгородской области от 11.01.2021 (с учетом определения Арбитражного суда Белгородской области от 21.01.2021) по делу № А08-6891/2020 оставить без изменения, апелляционные жалобы индивидуального предпринимателя Локтеевой Ирины Анатольевны и Администрации Белгородского района – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья

      И.В. Ушакова

Судьи

      Н.Д. Миронцева

      Н.А. Песнина