ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 19АП-1325/2021 от 02.04.2021 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда


ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

6 апреля 2021 года                                               Дело №А64-4201/2020

город Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 2 апреля 2021 года

Постановление в полном объеме изготовлено 6 апреля 2021 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                         Протасова А.И.,

судей                                                                           Капишниковой Т.И.,

                                                                                     ФИО1, 

при ведении протокола судебного заседания секретарем Полухиным Д.И., 

при участии:

от Управления сельского хозяйства Тамбовской области: представитель не явился, извещён надлежащим образом;

от  ИП ФИО2 КФХ ФИО3: представитель не явился, извещён надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления сельского хозяйства Тамбовской области на решение Арбитражного суд Тамбовской области от 27.01.2021 (рез.часть 20.01.2021) по делу №А64-4201/2020, по иску Управления сельского хозяйства Тамбовской области, г. Тамбов (ОГРН <***>, ИНН <***>) к ИП ФИО2 КФХ ФИО3, Тамбовская область, Гавриловский район (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) о взыскании 377 959,95 руб.,

УСТАНОВИЛ:

Управление сельского хозяйства Тамбовской области (далее- Управление, Управление сельского хозяйства, истец) обратилось в суд с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО2 КФХ ФИО3 (далее – ИП ФИО2 КФХ ФИО3, ответчик) с требованием о взыскании денежных средств гранта в размере 374 750 руб., из которых: 341 022,50 руб. - средства федерального бюджета и 33 727,50 руб. - средства бюджета области, а также процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 3 209,95 руб., из которых: в доход федерального бюджета - 2 921,05 руб., в доход бюджета Тамбовской области - 288,90 руб.

Решением от 27.01.2021 в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с обжалуемым судебным актом, Управление сельского хозяйства обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель полагает, что ответчиком не доказано целевое использование гранта. Истец полагает, что произведенный в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции осмотр хозяйства ответчика подтвердил отсутствие в необходимом количестве столбов, приобретение которых было предусмотрено условиями соглашения о предоставлении субсидии на грантовую поддержку и возлагалось на ответчика.

В судебное заседание участники процесса не явились.

Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст.ст.156, 266 АПК РФ, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.

Как следует из материалов дела, постановлением администрации Тамбовской области от 21.11.2012 № 1443 утверждена «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2013 - 2020 годы», в рамках которой в целях поддержки начинающих фермеров в Тамбовской области Управлением сельского хозяйства Тамбовской области на территории области реализуются мероприятия по предоставлению грантов на создание и развитие КФХ.

В соответствии с указанной Программой, а также на основании Бюджетного кодекса РФ, Закона Тамбовской области от 21.12.2017 №187-З «О бюджете Тамбовской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», Правилами предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета и бюджета Тамбовской области, утвержденными постановлением администрации области от 01.02.2017 №75 (далее - Правила), между Управлением и ИП ФИО2 КФХ ФИО3 заключено соглашение №48 о предоставлении из федерального бюджета и бюджета Тамбовской области субсидий на грантовую поддержку ответчика от 13.09.2018.

По условиям указанного соглашения Управление обязалось предоставить ИП ФИО2 КФХ ФИО3 путем перечисления на его расчетный счет грант в размере 1 500 000 руб., а ИП ФИО2 КФХ ФИО3 обязался принять указанные денежные средства и использовать их для реализации проекта по развитию своего КФХ в соответствии с целями, условиями и порядком, установленными Правилами и настоящим соглашением (пункт 1.2 соглашения).

Согласно пункту 3.1 соглашения грант предоставляется в соответствии с Правилами:

-на цели, указанные в разделе I соглашения;

-при прохождении конкурсного отбора в соответствии с Порядком проведения конкурсного отбора КФХ на предоставление из федерального бюджета и бюджета Тамбовской области субсидии на грантовую поддержку начинающих фермеров, утвержденным постановлением администрации Тамбовской области от 21.04.2017 №368;

- при соблюдении иных условий, предусмотренных Правилами. Перечисление гранта осуществляется на счет начинающего фермера, открытый в российской кредитной организации, в порядке и в сроки, установленные Правилами (пункт 3.2 соглашения).

Порядок взаимодействия сторон, их права и обязанности установлены в разделе IV соглашения.

В соответствии с пунктом 4.1 соглашения Управление среди прочего обязалось:

обеспечить перечисление средств гранта на счет начинающего фермера в сроки, установленные Правилами (подпункт 4.1.1 соглашения);

устанавливать показатели результативности в соответствии с приложением № 2 к соглашению и осуществлять оценку их достижения на основании отчета о достижении значений показателей результативности в соответствии с приложением № 4 к соглашению (подпункт 4.1.2 соглашения);

осуществлять контроль за соблюдением Начинающим фермером целей, условий и порядка предоставления гранта, установленных Правилами и соглашением, путем проведения плановых и внеплановых проверок на основании: отчетов о расходах Начинающего фермера, источником финансового обеспечения которого является грант; документов, представленных получателем по запросу Управления в соответствии с пунктом 4.2.1 соглашения; иных документов (подпункт 4.1.3 соглашения).

Согласно подпункту 4.1.4 соглашения в случае установления Управлением или получения от органа государственного финансового контроля информации о факте (ах) нарушения начинающим фермером порядка, целей и условий предоставления гранта, предусмотренных Правилами и настоящим соглашением, в том числе указания в документах, представленных Начинающим фермером в соответствии с настоящим соглашением, недостоверных сведений, Управление обязано направить Начинающему фермеру требование об обеспечении возврата средств гранта в бюджет Тамбовской области в размере и в сроки, определенные в указанном требовании.

В соответствии с подпунктами 4.2.1, 4.2.2, 4.2.4 соглашения Управление вправе:

- запрашивать у ИП ФИО2 КФХ ФИО3 документы и информацию, необходимые для осуществления контроля за соблюдением порядка, целей, условий предоставления гранта, в том числе: документы, подтверждающие целевое использование средств гранта, в соответствии с приложением № 5 к соглашению; документы об использовании и распоряжении имуществом, включенным в План расходов; отчеты в соответствии с приложением №4 к соглашению; письменные объяснения; иные документы;

-для проведения проверок формировать рабочую группу в соответствии с приказом Управления;

-по результатам проверки направлять Начинающему фермеру предписания, обязательные для выполнения.

В свою очередь, согласно пунктам 4.3.1, 4.3.3, 4.3.4 соглашения ИП ФИО2 КФХ ФИО3 должен обеспечить выполнение условий предоставления гранта и соглашения в полном объеме, в том числе:

-использовать грант в течение 18 месяцев со дня поступления средств на его счет в соответствии с Планом расходов (приложение №1 к Соглашению);

-обеспечивать выполнение мероприятий, предусмотренных Планом расходов, в полном объеме;

-   использовать грант исключительно в соответствии с Планом расходов. Допускаются приобретение товара, оплата услуг либо выполненных работ по цене отличной от установленной в Плане расходов, при этом сэкономленные средства подлежат направлению на иные мероприятия Плана расходов и (или) бизнес-плана - в соответствии с пунктами 4.3.5 и (или) 4.3.8 настоящего соглашения.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по соглашению стороны несут ответственность в соответствии с соглашением, Правилами и законодательством Российской Федерации (пункт 5.1 соглашения).

В пункте 6.2 соглашения установлено, что последнее вступает в силу с даты его подписания сторонами, но не ранее доведения лимитов бюджетных обязательств и действует в течение пяти лет.

Денежные средства в общем размере 1500000,00 руб. перечислены ответчику платежным поручением от 26.09.2018 №731238. Ответчик получение денежных средств в указанном размере не отрицает.

Согласно пункту 4.3.1 соглашения и в соответствии с Планом расходов, являющимся приложением №1 к соглашению, Начинающий фермер обязан обеспечить выполнение условий предоставления гранта и приобрести:

саженцы яблони 1-летка на подвое 62-396 сорт Лобо, Спартан, Вишневое в количестве 5 500 ед., стоимостью 687,50 тыс. руб., планируемый срок оплаты – декабрь 2018 года;

трактор в количестве 1 ед., общей стоимостью 175 тыс. руб., планируемый срок оплаты - декабрь 2018 года;

столбы шпалерные сечение 7 х 7,5 см. в количестве 700 ед. стоимостью 336 тыс. руб., планируемый срок - май 2019 года;

столбы шпалерные сечение 9 х 9,5 см. в количестве 120 ед. стоимостью 76,80 тыс. руб., планируемый срок - май 2019 года;

столбы крепежные сечение 7 х 7,5 см. в количестве 41 ед. стоимостью 4,10 тыс. руб., планируемый срок - май 2019 года;

капельное орошение в количестве 1 ед. стоимостью 388,14 тыс. руб., планируемый срок - май 2019 года.

В течение 30 календарных дней с момента осуществления операции по расходованию средств (части средств) гранта, а также собственных средств, достаточных для обеспечения уровня софинансирования затрат, Начинающий фермер предоставляет в Управление копии документов и реестр представленных документов, подтверждающих их целевое использование в разрезе целевых статей расходов в соответствии с приложением №5 к соглашению (пункт 4.3.17 соглашения).

Как указано истцом, во исполнение данного требования ответчиком в Управление были представлены следующие документы: договор поставки от 27.04.2019 №11, приходный кассовый ордер от 27.04.2019 №1, счет - фактура от 27.04.2019 №1

В целях проведения проверки исполнения обязательств по соглашениям, заключенным Управлением сельского хозяйства области с участниками подпрограммы «Развитие отраслей агропромышленного комплекса» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области, 27.11.2019 комиссией (созданной приказом Управления сельского хозяйства Тамбовской области от 27.11.2019 №165) проведен осмотр хозяйства ИП ФИО2 КФХ ФИО3, расположенного по адресу: Тамбовская область, Гавриловский район, д. Измайлово, на предмет наличия приобретенной техники и оборудования, используемых в сельскохозяйственном производстве, а также иных видов имущества, приобретенных за счет средств гранда, выполнения графика реализации проекта по созданию, расширению и модернизации производственной базы КФХ и увеличению объема реализуемой продукции ягодоводства.

По результатам осмотра выявлено, что на земельном участке, предназначенном для закладки сада, заложены саженцы в количестве 5500 шт. Также для осмотра представлено: 1) трактор МТЗ, 2) капельное орошение. При этом комиссией установлено, что столбы шпалерные с сечением 7 х 7,5 см. и 9 х 9,5 см и столбы крепежные с сечением 7 х 7,5 см. не представлены. Со слов представителя ФИО4 столбы находятся в ЛИУ №7, на территорию которой на момент проверки попасть не представилось возможным. ИП ФИО2 КФХ ФИО3 на момент проверки отсутствовал. Акт составлен в присутствии работников контрольно-счетной палаты - аудитора ФИО5, главного инспектора ФИО6

Изложенные обстоятельства отражены в акте осмотра от 27.11.2019.

Сославшись на результаты проведенной проверки и фактическое отсутствие части перечисленного в Плане расходов имущества (а именно: столбов шпалерных с сечением 7 х 7,5 см. в количестве 700 единиц; столбов шпалерных с сечением 9 х 9,5 см. в количестве 120 единиц; столбов крепежных с сечением 7 х 7,5 см. в количестве 41 единица) письмом от 27.02.2020 №01-51/10 Управление сельского хозяйства Тамбовской области сообщило предпринимателю о нарушении условий соглашения и Правил, и известило о необходимости возврата в добровольном порядке в установленный срок суммы гранта в размере 374 750 руб. Данное письмо направлено в адрес ответчика и получено последним 26.03.2020, что подтверждается соответствующей отметкой о получении на копии письма.

Поскольку ответчик обязательство по возврату суммы гранта в размере 374 750 руб. не исполнил, Управление сельского хозяйства Тамбовской области обратилось в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.

Кроме того, истец в порядке ст. 395 ГК РФ начислил и просит взыскать с ответчика проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 3 209,95 руб. за период с 28.04.2020 по 23.06.2020.

В процессе рассмотрения настоящего дела во исполнение определения арбитражного суда от 30.09.2020 комиссией по проведению проверки, утвержденной приказом Управления сельского хозяйства Тамбовской области от 14.02.2020 №19, в присутствии представителя ответчика 06.10.2020 повторно проведен осмотр хозяйства ИП ФИО2 КФХ ФИО3, расположенного по адресу: Тамбовская область, Гавриловский район, д. Измайлово, на предмет наличия приобретенной техники и оборудования, используемых в сельскохозяйственном производстве, а также иных видов имущества, приобретенных за счет средств гранда, выполнения графика реализации проекта по созданию, расширению и модернизации производственной базы КФХ и увеличению объема реализуемой продукции садоводства.

По результатам осмотра хозяйства (на территории сада) были обнаружены столбы шпалерные сечением 7 х 7,5 см. и длинной 3 м. в количестве 1485 шт. и столбы крепежные сечением 7 х 7,5 см. длиной 1 м. в количестве 5 шт. Столбы сложены на земле. Однако, поскольку на территории сада ведется совместная деятельность ФИО7, ФИО8 и ФИО3, комиссия пришла к выводу о невозможности установления принадлежность определенного количества столбов ФИО3

В ходе осмотра представитель ФИО3 пояснил, что остальные столбы находятся в Сельскохозяйственной компании «Русь». На территории данного хозяйства комиссией были обнаружены столбы шпалерные сечением 9 х 9,5 см. длиной 3 м. в количестве 1000 шт. Однако установить принадлежность ФИО3 определенного количества данных столбов комиссии также не представилось возможным.

Указанные обстоятельства отражены в акте осмотра от 06.10.2020, составленного по результатам его проведения. Данный акт приобщен к материалам дела.

Судебная коллегия, соглашаясь с выводом суда области, исходит из следующего.

В соответствии со ст. 307 Гражданского кодекса РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в Гражданском кодексе Российской Федерации.

В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

В данном случае обязательства сторон установлены соглашением №48 о предоставлении из федерального бюджета и бюджета Тамбовской области субсидий на грантовую поддержку начинающего фермера от 13.09.2018.

Грант - это вид субсидии, который предоставляется юридическим или физическим лицам, как правило, на конкурсной основе для выполнения конкретных проектов.

Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 которой субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

В силу пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.

В силу пункта 4 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Статьями 28, 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.

В Информационном письме от 22.12.2005 N98 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации" Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что целевой характер выплат проявляется в возложении на получателя бюджетных средств обязанности осуществлять их расходование в соответствии с определенными целями либо, если соответствующие расходы к моменту получения средств из бюджета уже осуществлены получателем, в полном или частичном возмещении понесенных расходов.

Обязанность по целевому использованию бюджетных средств их получателем установлена статьей 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Таким образом, из анализа приведенных норм можно прийти к выводу, что под нецелевым использованием бюджетных средств понимается не только использование средств на иные цели, не соответствующие заранее определенным, но и использование средств с нарушением условий их получения.

Для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.

Пунктом 1 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ определено, что главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N717 утверждена "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 г.г.".

В целях реализации указанной программы постановлением администрации Тамбовской области от 21.11.2012 N1443 утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2013-2020 годы, согласно которой гранты и (или) помощь носят целевой характер.

Указанным нормативным правовым актом также предусмотрено, что контроль за движением и целевым расходованием средств участников подпрограммы на основании предоставляемых отчетов осуществляет управление сельского хозяйства области. В случае нецелевого использования гранта часть гранта, использованная нецелевым образом, подлежит возврату в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 Во исполнение Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 №717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», постановления администрации области от 21.11.2012 №1443 «Об утверждении Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области» разработаны Правила предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета и бюджета Тамбовской области на содействие достижению целевых показателей подпрограммы «Развитие отраслей агропромышленного комплекса» на грантовую поддержку начинающих фермеров, утвержденные Постановлением Администрации Тамбовской области от 01.02.2017 №75 (далее - Правила №75).

Данные Правила №75 устанавливают цели, порядок, условия предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета и бюджета Тамбовской области на грантовую поддержку начинающих фермеров на реализацию проектов по созданию и развитию на сельской территории крестьянских (фермерских) хозяйств и создание новых постоянных рабочих мест на сельских территориях.

Органом исполнительной власти области, уполномоченным на реализацию на территории области мероприятий по предоставлению гранта на поддержку начинающих фермеров является управление сельского хозяйства области.

В соответствии с пунктом 1.4 Правил №75 и положением об Управлении сельского хозяйства Тамбовской области, утвержденным постановлением главы Администрации Тамбовской области от 03.06.2013 №174, Управление сельского хозяйства Тамбовской области осуществляет функции уполномоченного органа по использованию средств федерального бюджета, а также осуществляет функции главного распорядителя средств бюджета области, предусмотренных на реализацию возложенных на него функций

Являясь главным распорядителем бюджетных средств, Управление сельского хозяйства Тамбовской области осуществляет, в том числе функции по обеспечению целевого и эффективного использования направленных получателю бюджетных субсидий.

Согласно пункту 3.12 Правил №75 средства гранта должны быть израсходованы начинающим фермером в течение 18 месяцев со дня их поступления на его лицевой счет, открытый в УФК по Тамбовской области, на цели, указанные в плане расходов.

Обязательная проверка соблюдения целей, условий и порядка предоставления гранта осуществляется Управлением и органами государственного финансового контроля (пункт 5.1. Правил №75).

Согласно пункту 5.5. Правил №75 гранты носят целевой характер и не могут быть использованы на цели, не предусмотренные настоящими Правилами.

В случае нецелевого использования начинающим фермером бюджетных средств часть гранта, использованная не по целевому назначению, подлежит возврату в бюджет области в соответствии с пунктом 3.3 настоящих Правил.

Из материалов дела следует, что в рассматриваемом случае целью предоставления Управлением денежных средств в виде гранта являлось финансирование создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства.

Как установлено судом, 13.09.2018 между Управлением сельского хозяйства Тамбовской области и ИП глава КФХ ФИО3 было заключено соглашение №48, в соответствии с пунктом 4.3.1 которого предприниматель обязался использовать грант в течение 18 месяцев со дня поступления средств на ее счет в соответствии с Планом расходов. При этом согласно Плану расходов в мае 2018 года предприниматель среди прочего должен был приобрести:

столбы шпалерные сечение 7 х 7,5 см. в количестве 700 ед. стоимостью 336 тыс. руб., из которых 302 400 руб. - средства гранта;

столбы шпалерные сечение 9 х 9,5 см. в количестве 120 ед. стоимостью 76,80 тыс. руб., из которых 69 120,00 руб. - средства гранта;

столбы крепежные сечение 7 х 7,5 см. в количестве 41 ед. стоимостью 4,10 тыс. руб., из которых 3230,00 руб. - средства гранта.

В качестве доказательств приобретения указанного имущества и целевого использования полученных денежных средств ИП главой КФХ ФИО3 представлено:

-  договор поставки от 27.04.2019 №11, заключенный с сельскохозяйственным потребительским перерабатывающим снабженческо-сбытовым кооперативом «Русь» (предмет договора: столбы шпалерные сечение 7 х 7,5 см. в количестве 700 единиц стоимостью 336 000 руб., столбы шпалерные сечение 9 х 9,5 см. в количестве 120 единиц стоимостью 76 800 руб., столбы крепежные в количестве 41 единица стоимостью 4100 руб.);

- счет-фактура (УПД) от 27.04.2019 №1 на сумму 416 900 руб.;

-  приходный кассовый ордер от 27.04.2019 №1 на сумму 416 900 руб. с квитанцией к указанному ордеру от 27.04.2019;

На основании статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Первичные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.

Доказательствами подтверждения передачи товарно-материальных ценностей согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденному Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.1998 N34н, является документ (накладная, товарно-транспортная накладная, акт приема-передачи и др.), содержащий дату его составления, наименование организации-поставщика, содержание и измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении, а также подписи уполномоченных лиц, передавших и принявших имущество.

Представленный Универсальный передаточный акт (счет - фактура) от 27.04.2019 №1 по договору от 27.04.2019 №11 является надлежащим доказательством подтверждения передачи товарно-материальных ценностей ответчику.

Представленные платежные документы подтверждают факт оплаты ответчиком приобретенных материальных ценностей.

Истцом о фальсификации представленных ответчиком доказательств не заявлено.

Учитывая указанное, суд первой инстанции обоснованно признал подтвержденным факт использования предпринимателем полученных бюджетных средств на приобретение товаров, предусмотренных соглашением.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Исходя из принципа состязательности сторон, закрепленного в статье 9 АПК РФ, а также положений статьи 65 Кодекса, лицо, не реализовавшее свои процессуальные права, в том числе и на представление доказательств, несет риск неблагоприятных последствий несовершения им соответствующих процессуальных действий.

Фактическое наличие приобретенных материальных ценностей подтверждено представленным в материалы дела актом осмотра хозяйства от 06.10.2020, согласно которому при осмотре хозяйства ИП ФИО2 КФХ ФИО3, расположенного по адресу: Тамбовская область, Гавриловский район, д. Измайлово, ул. Измайловская, д.156а, на территории сада комиссией были обнаружены столбы шпалерные сечением 7 х 7,5 см. и длинной 3 м. в количестве 1485 шт. и столбы крепежные сечением 7 х 7,5 см. длиной 1 м. в количестве 5 шт. На территории СППССК «Русь» были обнаружены столбы шпалерные сечением 9 х 9,5 см. длиной 3 м. в количестве 1000 шт.

В судебном заседании представитель ответчика пояснил, что столбы шпалерные сечением 9 х 9,5 см. длиной 3 м были приобретены (куплены и оплачены) ИП ФИО2 КФХ ФИО3 по договору поставки от 27.04.2019 №11 у СППССК «Русь», однако из-за своей громоздкости оставались на хранении на территории данной организации.

Согласно представленным ответчиком в материалы дела пояснениям ИП ФИО9, осуществляющего производство бетонных изделий, к производимым бетонным столбам применяются разные названия в зависимости от целевого использования («свайные столбы» в случае использования в качестве свай, «заборные столбы» - в качестве забора, «шпалерные или крепежные, или якорные - для сада), однако, наименование все же единое - «бетонный столб», изготовление столбов определенной длины и сечения производится по желанию заказчика.

В судебном заседании ответчик, со ссылкой на пояснения производителя бетонных столбов ИП ФИО9, пояснил, что столбы шпалерные служат для поддерживания стволов и веток яблоневых деревьев, преимущественно карликовых сортов, путем натягивания оцинкованной металлической проволоки между ними, к которой привязываются стволы и ветви деревьев. Длина столбов составляет 3 метра. Различия между столбами шпалерными сечением 7 х 7,5 см. и столбами шпалерными сечением 9 х 9,5 см. только в диаметре сечения, что существенно влияет на нагрузку, а остальные свойства, форма и назначение одинаково. Соответственно, чем больше сечение столба, тем большую нагрузку он выдерживает, в связи с чем, по мнению ответчика, применять столбы шпалерные сечением 9 х 9,5 см. вместо столбов шпалерных сечением 7 х 7,5 см. более надежно.

Межгосударственный стандарт ГОСТ 13015-2012 «Изделия бетонные и железобетонные для строительства. Общие технические требования. Правила приемки, маркировки, транспортирования и хранения» не содержит классификации видов бетонных столбов, содержит лишь указание на соответствие бетона определенным требованиям исходя из целевого назначения строительного изделия.

Таким образом, представленные в материалы дела документы подтверждают фактическое наличие приобретенных предпринимателем материальных ценностей.

Довод истца, что все указанные в акте осмотра от 06.10.2020 столбы принадлежали иным лицам, документально не подтвержден и опровергается представленными ответчиком доказательствами. Истцом не представлено доказательств, что в силу применимого бюджетного законодательства и заключенного соглашения ответчик был обязан хранить приобретенные на средства гранта материальные ценности в каком - либо определенном месте.

Довод истца о необходимости деления обнаруженного в ходе проверки имущества (столбов шпалерных и столбов крепежных) (согласно Плану расходов по соглашению от 13.09.2018 №48) между ФИО7, ФИО8 и ФИО10, судом отклоняется, поскольку факт принадлежности имущества подтверждается не фактом совместного ведения хозяйства, а документами подтверждающими факт приобретения и постановки на учет товарно-материальных ценностей.

Истцом не представлено доказательств, принадлежности осмотренных столбов иным лицам, в ходе осмотра детализация принадлежности столбов различным лицам не производилась.

Как указывалось выше, представленные ответчиком доказательства приобретения товара в количестве, указываемом в соглашении сторон оспорены в установленном законодательстве порядке не были.

Вопреки позиции заявителя апелляционной жалобы произведенный в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции осмотр хозяйства ответчика от 06.10.2020 подтвердил наличие, а не отсутствие в необходимом количестве столбов по гранту, обязательство по приобретению которых возлагалось на ответчика.

При изложенных обстоятельствах, оснований полагать нецелевым использованием денежных средств, во исполнения соглашения №48 от от 13.09.2018 ответчиком, суд не усмотрел, в связи с чем обоснованно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований к удовлетворению исковых требований.

Поскольку требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 3 209,95 руб. производны от основного требования, в удовлетворении по которому отказано, правовых оснований для взыскания заявленных ответчиком мер ответственности у суда не имелось.

Исследовав и оценив в совокупности и взаимной связи представленные в дело доказательства, установив необходимые для разрешения спора обстоятельства, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Принимая во внимание приведенные обстоятельства суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые опровергали выводы арбитражного суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и подлежат отклонению, поскольку противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам.

При принятии обжалуемого судебного акта арбитражный суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, допущено не было.

В силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражные суды.

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ст.269 ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Тамбовской области от 27.01.2021 по делу №А64-4201/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента  его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.

Председательствующий судья                                   А.И. ФИО11

судьи                                                                                     Т.И. ФИО12                                                               

                                                                                              ФИО1