ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 19АП-1860/2021 от 24.05.2021 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда



ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

24 мая 2021 года                                                        Дело №А14-19352/2020

г. Воронеж                                                                                                                                                                                                    

     Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

судьи                                                                                                   Песниной Н.А.,

      без вызова сторон, в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

      рассмотрев апелляционную жалобу акционерного общества «Почта России» на решение Арбитражного суда Воронежской области от 26.02.2021 по делу №А14-19352/2020, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению акционерного общества «Почта России» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконными и отмене постановления и представления о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения,

УСТАНОВИЛ:

Акционерное общество «Почта России» (далее - АО «Почта России», Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Управлению федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителе и благополучия человека по Воронежской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Воронежской области, Управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 10.11.2020 №20000933 по делу об административном правонарушении и представления от 10.11.2020 №00600-05 о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.       

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 26.02.2021 по делу №А14-19352/2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Считая принятое решение незаконным и необоснованным,                                  АО «Почта России» обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило отменить данное решение и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает, что Управлением Роспотребнадзора по Воронежской области не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих совершение Обществом административного правонарушения, так как ни в протоколе, ни в постановлении не указано конкретное событие вменяемого административного правонарушения, место и время его совершения, не определены нормы, нарушающие конкретные сроки пересылки международный почтовых отправлений, как и не указаны нормы законодательства о защите прав потребителей, которые были нарушены. Кроме того, Управлением не доказано наличие в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения.

В силу статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также пунктов 47, 49 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 10 от 18.04.2017 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» настоящая апелляционная жалоба рассмотрена судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции усматривает следующее.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 13.04.2020 в Управление федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Воронежской области поступило обращение физического лица от  13.04.2020 о нарушении              АО «Почта России» Правил оказания услуг почтовой связи в части несоблюдения контрольных сроков пересылки принятых к пересылке международных почтовых отправлений, материалы по поступившему обращению, были направлены по подведомственности в Управление Роспотребнадзора по Воронежской области для принятия решения о привлечении Общества к административной ответственности.

При изучении представленных документов должностным лицом Управления непосредственно обнаружены достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), а именно: при отправке посылок международным почтовым отправлением не соблюдены контрольные сроки пересылки принятых к пересылке международных почтовых отправлений: RR055269066RU, RR055269052RU, RR055269049RU, RR055269070RU, RR055269097RU, RR055269106RU, RR055269137RU, RR055269145RU, RR055269154RU, RR055269168RU, RR055269171RU, RR055269185RU, RR055269273RU, RR055269260RU, RR055269256RU, RR055269242RU, RR055269239RU, RR055269225RU, RR055269211RU,RR055269199RU, RR055269401RU, RR055269415RU, RR055269429RU.

Законному представителю АО «Почта России» повесткой было предложено обеспечить явку для составления протокола об административном правонарушении. Повестка была получена адресатом 05.08.2020, что следует из отчета об отслеживании почтового отправления с почтовым идентификатором 80093450642551.

21.09.2020 начальником отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Воронежской области в отношении АО «Почта России» составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому 04.06.2020 в 16:30 при рассмотрении материалов Управления федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Воронежской области административным органом непосредственно выявлено несоблюдение Обществом контрольных сроков пересылки принятых к пересылке международных почтовых отправлений, что является нарушением подпунктов б) и в) пункта 46 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 №234, и влечет административную ответственность по части 1 статьи 14.4 КоАП РФ.

Копия протокола об административном правонарушении 13.10.2020 была получена лицом, привлекаемым к административной ответственности, что следует из оттиска штампа отдела документооборота АО «Почта России», содержащимся на представленной заявителем в суд первой инстанции копии протокола.

10.11.2020 Управлением принято постановление №20000933 по делу об административном правонарушении, которым АО «Почта России» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере                   20 500 руб.

Кроме того, административным органом представлением №00600-05 от 10.11.2020 законному представителю Общества предложено принять меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, а также рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц.

Копия постановления №20000933 от 10.11.2020 и представления №00600-05 от 10.11.2020 были получены лицом, привлеченным к административной ответственности, 09.12.2020, что следует из оттиска штампа отдела документооборота АО «Почта России», содержащимся на представленных заявителем в суд первой инстанции копиях постановления и представления.

Полагая постановление №20000933 от 10.11.2020 и представление №00600-05 от 10.11.2020 незаконными, АО «Почта России» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Арбитражным судом Воронежской области в удовлетворении заявленных требований отказано.

Арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

В соответствии с частью 1 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела (часть 6 статьи 210 АПК РФ).

Частью 4 статьи 210 АПК РФ установлено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

С учетом представленных в материалы дела доказательств, судебная коллегия не усматривает нарушений в процедуре привлечения к административной ответственности. Управление Роспотребнадзора по Воронежской области действовало в рамках предоставленных законодательством полномочий (пункты 1, 2 части 1, часть 3 статьи 28.1, пункт 63 части 2 статьи 28.3, 23.49 КоАП РФ, Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 №322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека»). Нарушений, носящих существенный характер и не позволяющих всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судами первой и апелляционной инстанций не установлено.

Ссылка заявителя на то обстоятельство, что дело об административном правонарушении подлежало возбуждению и рассмотрению Управлением Роспотребнадзора по иному субъекту Российской Федерации, опровергается представленными в Управление федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Воронежской области самим лицом, привлекаемым к административной ответственности, сведениями об ответственном за пересылку спорных международных почтовых отправлений структурном подразделении                      АО «Почта России».

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии как в протоколе об административном правонарушении от 21.09.2020, так и в постановлении №20000933 от 10.11.2020 указания на событие административного правонарушения, места и времени совершения правонарушения и нормативного обоснования установления в действиях Общества состава вменяемого правонарушения судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку представленные в материалы настоящего дела протокол об административном правонарушении и постановление по делу об административном правонарушении содержат дату, время и место непосредственного обнаружения должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Воронежской области достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, реквизиты лица, привлекаемого к административной ответственности, идентификационные номера почтовых отправлений, сроки пересылки которых были нарушены, а также указание на подпункты и пункт Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 №234, требования которых действиями (бездействием) Общества были нарушены, установленную законодательством об административных правонарушениях ответственность за допущенные нарушения.

Изложенные же обстоятельства в своей совокупности позволяют выявить признаки, необходимые для установления наличия или отсутствия в действиях АО «Почта России» состава вменяемого административного правонарушения.

Указание же конкретного времени и места совершения административного правонарушения суд апелляционной инстанции в рассматриваемом случае не признает существенным, поскольку приведенные административным органом сведения об идентификаторах спорных международных почтовых отправлений достаточны для определения, как контрольных сроков, так и территории их пересылки, и, таким образом, даты и места совершения вменяемого административного правонарушения.

Таким образом, не указание в протоколе и оспариваемом постановлении даты и места совершения правонарушения в рассматриваемом случае не является существенным нарушением, поскольку иные сведения в своей совокупности позволяют установить как событие, так и состав вменяемого административного правонарушения.

В соответствии с частью 1 статьи 14.4 КоАП РФпродажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, за исключением случаев, предусмотренных статьями 14.4.2 и 14.4.3 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения в области защиты прав потребителей и интересов государства в области предпринимательской деятельности, связанной, в том числе с выполнением работ либо оказанием населению услуг.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ, выражается, в том числе, в оказании населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг.

Субъектами данного правонарушения являются граждане, юридические лица, а также должностные лица.

Субъективная сторона характеризуется виной, которая заключается в том, что лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства при наличии такой возможности.

Как следует из правовой позиции, изложенной в пункте 9 Обзора судебной практики «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 06.12.2017, для привлечения к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ, необходимо установить как факт оказания услуги, так и нарушение при этом конкретных требований нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг.

Правоотношения, возникающие между операторами почтовой связи и пользователями услуг почтовой связи, урегулированы Федеральным законом от 17.07.1999 №176-ФЗ «О почтовой связи» (далее - Закон №176-ФЗ).

При этом, как следует из содержания статьи 19 Закона №176-ФЗ, права пользователей услуг почтовой связи защищаются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О связи», Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», гражданским законодательством Российской Федерации, правилами оказания услуг почтовой связи, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 34 Закона №176-ФЗ за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи либо исполнение их ненадлежащим образом операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услуг почтовой связи. Ответственность операторов почтовой связи наступает за утрату, порчу (повреждение), недостачу вложений, недоставку или нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений, осуществления почтовых переводов денежных средств, иные нарушения установленных требований по оказанию услуг почтовой связи.

Отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), урегулированы Законом РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон о защите прав потребителей).

В соответствии со статьей 43 Закона о защите прав потребителей за нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, продавец (исполнитель, изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из пункта 1 статьи 1 Закона о защите прав потребителей отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами (далее - законы) и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 27 Закона о защите прав потребителей исполнитель обязан осуществить выполнение работы (оказание услуги) в срок, установленный правилами выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) или договором о выполнении работ (оказании услуг). В договоре о выполнении работ (оказании услуг) может предусматриваться срок выполнения работы (оказания услуги), если указанными правилами он не предусмотрен, а также срок меньшей продолжительности, чем срок, установленный указанными правилами.

Статьей 39.1 Закона о защите прав потребителей предусмотрено, что правила оказания отдельных видов услуг, выполнения отдельных видов работ потребителям устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно правовому подходу Конституционного Суда РФ, изложенному в Постановлении от 15.01.2019 №3-П, услуги почтовой связи, согласно статье 16 Федерального закона от 17.07.1999 №176-ФЗ «О почтовой связи», оказываются операторами почтовой связи на договорной основе, предполагающей обязанность оператора по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление или осуществить почтовый перевод денежных средств по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату (часть первая), а равно обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки (часть вторая). Следовательно, превышение оператором почтовой связи установленных сроков доставки или, более того, утрата почтовых отправлений, адресатами или отправителями которых являются граждане, использующие почтовую связь для нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (личных, семейных и др.), порождают не только нарушение требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), но и нарушение прав потребителей услуг почтовой связи, что, по смыслу действующего регулирования, подразумевает возможность возложения на оператора почтовой связи административной или гражданско-правовой ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, как это предусмотрено статьей 43 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей».

С учетом этого, если осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), повлекло за собой нарушение прав потребителей, виновные лица могут быть привлечены к ответственности по статье 14.4 «Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований» КоАП РФ. В этом случае постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.4 КоАП РФ, может быть, как это прямо оговорено частью 1 статьи 4.5 данного Кодекса, вынесено не позднее одного года со дня его совершения (обнаружения).

Взаимоотношения пользователей услугами почтовой связи и операторов почтовой связи общего пользования при заключении и исполнении договора об оказании услуг почтовой связи урегулированы Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 №234 (далее - Правила оказания услуг почтовой связи).

В силу пункта 46 Правил оказания услуг почтовой связи операторы почтовой связи обязаны, в том числе: а) пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки; б) обеспечивать сохранность принятых от пользователей почтовых отправлений и почтовых переводов; в) обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора.

Минимальная частота выемки письменной корреспонденции из почтовых ящиков, ее перевозки, доставки и обмена установлена нормативами частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, утвержденными Приказом Минкомсвязи России от 04.06.2018 №257 (далее - Нормативы).

      Согласно пункту 5 Нормативов контрольные сроки пересылки внутренней письменной корреспонденции определяются по оттискам календарных почтовых штемпелей мест приема и доставки почтовых отправлений.

В отношении международной регистрируемой письменной корреспонденции в контрольные сроки включаются максимальное время пересылки международной письменной корреспонденции без учета времени, необходимого для обработки в месте международного почтового обмена, между объектом почтовой связи приема и местом международного почтового обмена в отношении исходящей международной письменной корреспонденции, либо между местом международного почтового обмена и объектом почтовой связи доставки в отношении входящей международной письменной корреспонденции.

Срок пересылки международной регистрируемой письменной корреспонденции определяется по оттиску календарного почтового штемпеля места приема или доставки почтового отправления на территории Российской Федерации и информации о поступлении почтового отправления в место международного почтового обмена в отношении исходящей международной письменной корреспонденции либо информации об отправке почтового отправления из места международного почтового обмена в отношении входящей международной письменной корреспонденции.

     Информация о поступлении почтового отправления в место международного почтового обмена в отношении исходящей международной письменной корреспонденции либо информация об отправке почтового отправления из места международного почтового обмена в отношении входящей международной письменной корреспонденции определяется согласно сведениям из системы слежения за прохождением почтовых отправлений на официальном сайте организации федеральной почтовой связи в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии со стандартом Всемирного почтового союза.

В соответствии с пунктом 6 Нормативов контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции (без учета дня приема) составляют:

а) между городами федерального значения, административными центрами субъектов Российской Федерации исчисляются в календарных днях согласно приложению №1 к нормативам;

б) на внутригородской территории городов федерального значения, на территориях административных центров субъектов, административных центров муниципальных районов и городских округов - 2 календарных дня;

в) между административным центром субъекта Российской Федерации и административными центрами муниципальных районов, городских округов на территории данного субъекта Российской Федерации - 2 календарных дня;

г) между административным центром муниципального района, городского округа и поселениями, расположенными на территории данного муниципального района или городского округа, - 3 календарных дня.

Контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции между населенными пунктами рассчитываются путем суммирования соответствующих контрольных сроков.

Из приложения №1 к Нормативам следует, что контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции (без учета дня приема) между административным центром субъекта Российской Федерации (Воронежской областью) - город Воронеж, - и городом федерального значения - город Москва, составляют 4 календарных дня.

Приведенные нормативные положения свидетельствуют о том, что контрольные сроки пересылки спорной исходящей международной письменной корреспонденции в рассматриваемых правоотношениях между объектом почтовой связи приема (ОПС приема) и местом международного почтового обмена (ММПО) составляют 4 календарных дня, при этом увеличение таковых посредством их суммирования со сроками пересылки письменной корреспонденции на внутригородской территории городов федерального значения, на территориях административных центров субъектов, административных центров муниципальных районов и городских округов из смысла приведенного пункта 6 Нормативов не предусмотрено.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции неверно определены сроки приема и принятия спорных международных отправлений ввиду не учета промежуточного пути почтовых отправлений, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку таковые прямо опровергаются представленной самим лицом, привлекаемым к административной ответственности, сведениями о сроках пересылки почтовых отправлений (их принятия именно первичным ОПС и их поступления именно в ММПО) применительно к вышеприведенным Нормативам.

Из представленных в материалы дела АО «Почта России» сведений по спорным международным почтовым отправлениям следуют и Арбитражным судом Воронежской области обосновано установлены нарушения контрольных сроков пересылки международных почтовых отправлений:

1. RR055269066RU - международное почтовое отправление поступило 20.03.2020, а в место международного почтового обмена (ММПО) - 26.03.2020. Расчетным сроком прохождения почтового отправления по территории Российской Федерации является 24.03.2020 (контрольный срок прохождения таможенного контроля 4 часа, срок обработки в ММПО                      22 часа). Фактическим сроком прохождения является 26.03.2020 - дата поступления почтового отправления в место отправления. Превышение срока в прохождении почтового отправления по территории Российской Федерации составило 2 дня.

2. RR055269052RU - международное почтовое отправление поступило 20.03.2020, а в место международного почтового обмена (ММПО) - 26.03.2020. Расчетным сроком прохождения почтового отправления по территории Российской Федерации является 24.03.2020 (контрольный срок прохождения таможенного контроля 4 часа, срок обработки в ММПО -                     22 часа). Фактическим сроком прохождения является 26.03.2020 - дата поступления почтового отправления в место отправления. Превышение срока в прохождении почтового отправления по территории Российской Федерации составило 2 дня.

3. RR055269049RU - международное почтовое отправление поступило 20.03.2020, а в место международного почтового обмена (ММПО) - 26.03.2020. Расчетным сроком прохождения почтового отправления по территории Российской Федерации является 24.03.2020 (контрольный срок прохождения таможенного контроля 4 часа, срок обработки в ММПО -                   22 часа). Фактическим сроком прохождения является 26.03.2020 - дата поступления почтового отправления в место отправления. Превышение срока в прохождении почтового отправления по территории Российской Федерации составило 2 дня.

4. RR055269070RU - международное почтовое отправление поступило 20.03.2020, а в место международного почтового обмена (ММПО) - 26.03.2020. Расчетным сроком прохождения почтового отправления по территории Российской Федерации является 24.03.2020 (контрольный срок прохождения таможенного контроля 4 часа, срок обработки в ММПО - 22 часа). Фактическим сроком прохождения является 26.03.2020 - дата поступления почтового отправления в место отправления. Превышение срока в прохождении почтового отправления по территории Российской Федерации составило 2 дня.

5. RR055269097RU - международное почтовое отправление поступило 20.03.2020, а в место международного почтового обмена (ММПО) - 26.03.2020. Расчетным сроком прохождения почтового отправления по территории Российской Федерации является 24.03.2020 (контрольный срок прохождения таможенного контроля 4 часа, срок обработки в ММПО - 22 часа). Фактическим сроком прохождения является 26.03.2020 - дата поступления почтового отправления в место отправления. Превышение срока в прохождении почтового отправления по территории Российской Федерации составило 2 дня.

6. RR055269106RU - международное почтовое отправление поступило 20.03.2020, а в место международного почтового обмена (ММПО) - 26.03.2020. Расчетным сроком прохождения почтового отправления по территории Российской Федерации является 24.03.2020 (контрольный срок прохождения таможенного контроля 4 часа, срок обработки в ММПО - 22 часа). Фактическим сроком прохождения является 26.03.2020 - дата поступления почтового отправления в место отправления.Превышение срока в прохождении почтового отправления по территории Российской Федерации составило 2 дня.

7. RR055269137RU - международное почтовое отправление поступило 21.03.2020, а в место международного почтового обмена (ММПО) - 26.03.2020. Расчетным сроком прохождения почтового отправления по территории Российской Федерации является 25.03.2020 (контрольный срок прохождения таможенного контроля 4 часа, срок обработки в ММПО-22часа). Фактическим сроком прохождения является 26.03.2020 - дата поступления почтового отправления в место отправления. Превышение срока в прохождении почтового отправления по территории Российской Федерации составило 1 день.

8. RR055269145RU- международное почтовое отправление поступило 21.03.2020, а в место международного почтового обмена (ММПО) - 26.03.2020. Расчетным сроком прохождения почтового отправления по территории Российской Федерации является 25.03.2020 (контрольный срок прохождения таможенного контроля 4 часа, срок обработки в ММПО -                 22 часа). Фактическим сроком прохождения является 26.03.2020 - дата поступления почтового отправления в место отправления. Превышение срока в прохождении почтового отправления по территории Российской Федерации составило 1 день.

9. RR055269154RU - международное почтовое отправление поступило 21.03.2020, а в место международного почтового обмена (ММПО) - 26.03.2020. Расчетным сроком прохождения почтового отправления по территории Российской Федерации является 25.03.2020 (контрольный срок прохождения таможенного контроля 4 часа, срок обработки в ММПО-22 часа). Фактическим сроком прохождения является 26.03.2020 - дата поступления почтового отправления в место отправления. Превышение срока в прохождении почтового отправления по территории Российской Федерации составило 1 день.

10. RR055269168RU - международное почтовое отправление поступило 21.03.2020, а в место международного почтового обмена (ММПО) - 26.03.2020. Расчетным сроком прохождения почтового отправления по территории Российской Федерации является 25.03.2020 (контрольный срок прохождения таможенного контроля 4 часа, срок обработки в ММПО -                   22 часа). Фактическим сроком прохождения является 26.03.2020 - дата поступления почтового отправления в место отправления. Превышение срока в прохождении почтового отправления по территории Российской Федерации составило 1 день.

11. RR055269171RU - международное почтовое отправление поступило 21.03.2020, а в место международного почтового обмена (ММПО) - 26.03.2020. Расчетным сроком прохождения почтового отправления по территории Российской Федерации является 25.03.2020 (контрольный срок прохождения таможенного контроля 4 часа, срок обработки в ММПО -                 22 часа). Фактическим сроком прохождения является 26.03.2020 - дата поступления почтового отправления в место отправления. Превышение срока в прохождении почтового отправления по территории Российской Федерации составило 1 день.

12. RR055269185RU - международное почтовое отправление поступило 21.03.2020, а в место международного почтового обмена (ММПО) - 26.03.2020. Расчетным сроком прохождения почтового отправления по территории Российской Федерации является 25.03.2020 (контрольный срок прохождения таможенного контроля 4 часа, срок обработки в ММПО -                 22 часа). Фактическим сроком прохождения является 26.03.2020 - дата поступления почтового отправления в место отправления. Превышение срока в прохождении почтового отправления по территории Российской Федерации составило 1 день.

13. RR055269273RU - международное почтовое отправление поступило 21.03.2020, а в место международного почтового обмена (ММПО) - 26.03.2020. Расчетным сроком прохождения почтового отправления по территории Российской Федерации является 25.03.2020 (контрольный срок прохождения таможенного контроля 4 часа, срок обработки в ММПО -                22 часа). Фактическим сроком прохождения является 26.03.2020 - дата поступления почтового отправления в место отправления. Превышение срока в прохождении почтового отправления по территории Российской Федерации составило 1 день.

14. RR055269260RU - международное почтовое отправление поступило 21.03.2020, а в место международного почтового обмена (ММПО) - 26.03.2020. Расчетным сроком прохождения почтового отправления по территории Российской Федерации является 25.03.2020 (контрольный срок прохождения таможенного контроля 4 часа, срок обработки в ММПО -                 22 часа). Фактическим сроком прохождения является 26.03.2020 - дата поступления почтового отправления в место отправления. Превышение срока в прохождении почтового отправления по территории Российской Федерации составило 1 день.

15. RR055269256RU - международное почтовое отправление поступило 21.03.2020, а в место международного почтового обмена (ММПО) - 26.03.2020. Расчетным сроком прохождения почтового отправления по территории Российской Федерации является 25.03.2020 (контрольный срок прохождения таможенного контроля 4 часа, срок обработки в ММПО -                   22 часа). Фактическим сроком прохождения является 26.03.2020 - дата поступления почтового отправления в место отправления. Превышение срока в прохождении почтового отправления по территории Российской Федерации составило 1 день.

16. RR055269242RU - международное почтовое отправление поступило 21.03.2020, а в место международного почтового обмена (ММПО) - 26.03.2020. Расчетным сроком прохождения почтового отправления по территории Российской Федерации является 25.03.2020 (контрольный срок прохождения таможенного контроля 4 часа, срок обработки в ММПО                   - 22 часа). Фактическим сроком прохождения является 26.03.2020 - дата поступления почтового отправления в место отправления. Превышение срока в прохождении почтового отправления по территории Российской Федерации составило 1 день.

17. RR055269239RU - международное почтовое отправление поступило 21.03.2020, а в место международного почтового обмена (ММПО) - 26.03.2020. Расчетным сроком прохождения почтового отправления по территории Российской Федерации является 25.03.2020 (контрольный срок прохождения таможенного контроля 4 часа, срок обработки в ММПО -                 22 часа). Фактическим сроком прохождения является 26.03.2020 - дата поступления почтового отправления в место отправления. Превышение срока в прохождении почтового отправления по территории Российской Федерации составило 1 день.

18. RR055269225RU - международное почтовое отправление поступило 21.03.2020, а в место международного почтового обмена (ММПО) - 26.03.2020. Расчетным сроком прохождения почтового отправления по территории Российской Федерации является 25.03.2020 (контрольный срок прохождения таможенного контроля 4 часа, срок обработки в ММПО -                   22 часа). Фактическим сроком прохождения является 26.03.2020 - дата поступления почтового отправления в место отправления. Превышение срока в прохождении почтового отправления по территории Российской Федерации составило 1 день.

19. RR055269211RU - международное почтовое отправление поступило 21.03.2020, а в место международного почтового обмена (ММПО) - 26.03.2020. Расчетным сроком прохождения почтового отправления по территории Российской Федерации является 25.03.2020 (контрольный срок прохождения таможенного контроля 4 часа, срок обработки в ММПО                        - 22 часа). Фактическим сроком прохождения является 26.03.2020 - дата поступления почтового отправления в место отправления. Превышение срока в прохождении почтового отправления по территории Российской Федерации составило 1 день.

20. RR055269199RU - международное почтовое отправление поступило 21.03.2020, а в место международного почтового обмена (ММПО) - 26.03.2020. Расчетным сроком прохождения почтового отправления по территории Российской Федерации является 25.03.2020 (контрольный срок прохождения таможенного контроля 4 часа, срок обработки в ММПО -                  22 часа). Фактическим сроком прохождения является 26.03.2020 - дата поступления почтового отправления в место отправления. Превышение срока в прохождении почтового отправления по территории Российской Федерации составило 1 день.

21. RR055269401RU - международное почтовое отправление поступило 28.03.2020, а в место международного почтового обмена (ММПО) - 02.04.2020. Расчетным сроком прохождения почтового отправления по территории Российской Федерации является 31.03.2020(контрольный срок прохождения таможенного контроля 4 часа, срок обработки в ММПО -                   22 часа). Фактическим сроком прохождения является 02.04.2020 - дата поступления почтового отправления в место отправления. Превышение срока в прохождении почтового отправления по территории Российской Федерации составило 2 дня.

22. RR055269415RU - международное почтовое отправление поступило 28.03.2020, а в место международного почтового обмена (ММПО) - 02.04.2020. Расчетным сроком прохождения почтового отправления по территории Российской Федерации является 31.03.2020 (контрольный срок прохождения таможенного контроля 4 часа, срок обработки в ММПО -                   22 часа). Фактическим сроком прохождения является 02.04.2020 - дата поступления почтового отправления в место отправления. Превышение срока в прохождении почтового отправления по территории Российской Федерации составило 2 дня.

23. RR055269429RU - международное почтовое отправление поступило 28.03.2020, а в место международного почтового обмена (ММПО) - 02.04.2020. Расчетным сроком прохождения почтового отправления по территории Российской Федерации является 31.03.2020 (контрольный срок прохождения таможенного контроля 4 часа, срок обработки в ММПО -                     22 часа). Фактическим сроком прохождения является 02.04.2020 - дата поступления почтового отправления в место отправления. Превышение срока в прохождении почтового отправления по территории Российской Федерации составило 2 дня.

Таким образом, из обстоятельств настоящего дела усматривается, что АО «Почта России», выступая оператором почтовой связи в правоотношениях с пользователем услугами почтовой связи, допустило неоднократное нарушение контрольных сроков пересылки международных почтовых отправлений, что с учетом приведенных нормативных положений и разъяснений Конституционного Суда РФ свидетельствует о наличии в деянии Общества объективных признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ.

Часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ предусматривает, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина АО «Почта России» в совершении вменяемого административного правонарушения заключается в несоблюдении установленных законодательством требований оказания услуг почтовой связи при наличии такой возможности. У Общества имелась возможность соблюдения норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административном правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие меры по их соблюдению.

Доказательства, подтверждающие наличие обстоятельств, создающих объективную невозможность надлежащего соблюдения установленных Нормативами контрольных сроков пересылки почтовых отправлений, в материалы дела не представлены.

Поскольку в силу специфики своей профессиональной деятельности                АО «Почта России» должно знать требования нормативных правовых актов, регулирующих его деятельность, следовательно, оно было обязано предвидеть возможность наступления вредных последствий в случае ненадлежащего исполнения требований этих нормативных актов.

Вышеизложенное свидетельствует о наличии субъективных признаков административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ.

Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает установленными наличие признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ, что свидетельствует о правомерности привлечения Общества к административной ответственности.

Срок давности привлечения к административной ответственности на момент принятия оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении не истек. Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (часть 1 статьи 3.1 КоАП РФ).

В силу части 3 статьи 4.1. КоАП РФ при назначении административного наказания учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В частности, Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 05.11.2003 №349-О разъяснил, что введение ответственности за административное правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.

Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом (часть 1 статьи 4.1 КоАП).

В этой связи, наказание назначено АО «Почта России»в размере                  20 500 руб. приближенно к минимальному пределу санкции части 1 статьи 14.4 КоАП РФ, что признается судом апелляционной инстанции справедливым и соразмерным совершенному деянию. Признавая данную меру наказания правомерной, суд апелляционной инстанции также учитывает многочисленность допущенных Обществом нарушений контрольных сроков пересылки почтовых отправлений.

Статья 2.9 КоАП РФ предусматривает, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным.

Исходя из правовых позиций высших судов, изложенных в Постановлении Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» и Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.

При квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Между тем какие-либо обстоятельства, свидетельствующие об исключительности в данном случае вменяемого правонарушения, в ходе рассмотрения настоящего дела не установлены, соответствующие доказательства суду не представлены.

При этом, апелляционная коллегия учитывает правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 06.06.2017 №1167-О, согласно которой освобождение от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения допустимо лишь в исключительных случаях, поскольку иное способствовало бы формированию атмосферы безнаказанности и было бы несовместимо с принципом неотвратимости ответственности правонарушителя.

Судебная коллегия также не усматривает оснований для применения в рассматриваемом случае части 3 статьи 3.4 в совокупности с положениями статьи 4.1.1 КоАП РФ, поскольку административным органом, как и судом первой инстанции, правомерно не установлены обстоятельства, свидетельствующие о том, что АО «Почта России» относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, исходя из общедоступных сведений Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.

Вышеизложенные обстоятельства и нормативное обоснование свидетельствуют о правомерности вывода суда первой инстанции о законности оспариваемого постановления о привлечении к административной ответственности №20000933 от 10.11.2020.

Кроме того, одновременно с постановлением о привлечении к административной ответственности АО «Почта России» оспаривало законность и обоснованность представления №00600-05 о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 10.11.2020.

Как правомерно указал Арбитражный суд Воронежской области, согласно статье 24.1 КоАП РФ выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, является одной из задач производства по делам об административных правонарушениях.

В развитие названной нормы частью 1 статьи 29.13 КоАП РФ предусмотрено, что судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

В оспариваемом представлении указаны меры, которые необходимо предпринять АО «Почта России» для устранения причин и условий, способствовавших совершению вменяемого административного правонарушения в области законодательства о защите прав потребителей.

Поскольку постановление о привлечении к административной ответственности №20000933 от 10.11.2020 соответствует закону и не нарушает законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, то и оспариваемое представление №00600-05 от 10.11.2020 является законным.

При этом, как обоснованно указывает суд первой инстанции, в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что обществом были приняты все зависящие от него меры, направленные на недопущение совершения административного правонарушения.

В связи с вышеизложенным, суд апелляционной инстанции находит решение Арбитражного суда Воронежской области законным и обоснованным, поскольку оно принято с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта по доводам заявителя не имеется.

Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе и способных повлечь отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем, удовлетворению не подлежит.

Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, непосредственно исследовал представленные доказательства, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.

Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается (часть 4 статьи 208 АПК РФ).

Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Воронежской области от 26.02.2021 по делу №А14-19352/2020, рассмотренному в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья                                                                            Н.А. Песнина