ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
15 мая 2019 года Дело № А14-26130/2018
город Воронеж
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Осиповой М.Б.,
без вызова лиц, участвующих в деле,
рассмотрев апелляционную жалобу государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Лискинском районе Воронежской области (межрайонного) на решение Арбитражного суда Воронежской области от 18.02.2019 по делу № А14-26130/2018, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Козлов В.А.), по заявлению государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Лискинском районе Воронежской области (межрайонного) (ОГРН 1023601511768, ИНН 3652006650) к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Прогимназия № 1» (ОГРН 1023601513319, ИНН 3652004606) о взыскании 21 500 руб. финансовых санкций,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) (далее – Пенсионный фонд, Управление) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о взыскании с муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Прогимназия № 1» (далее – страхователь, казенное учреждение) 21 500 руб. финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 2017 год.
Определением Арбитражного суда Воронежской области от 11.12.2018 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 18.02.2019 в удовлетворении заявленных государственным учреждением – Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, Управление обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы Управление указывает на представление страхователем отчетности за пределами установленного срока. При этом в соответствии с положениями Технологии обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.10.2007 № 190р в случае, если в протоколе приема сведений содержится информация о том, что сведения о застрахованных лицах не прошли контроль, страхователь обязан устранить указанные в протоколе ошибки и повторить всю процедуру представления сведений.
Таким образом, по мнению Пенсионного фонда, материалами дела подтверждается как наличие в действиях страхователя вменяемого ему правонарушения, так и вины в его совершении. Установленные судом первой инстанции обстоятельства согласно правовой позиции, изложенной в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 11.03.1998 № 8-П, от 12.05.1998 № 14-П и от 15.07.1999 № 11-П, являются основанием для применения смягчающих ответственность обстоятельств, но не для освобождения от ответственности.
Отзыв на апелляционную жалобу страхователем в материалы дела не представлен.
В соответствии с частью 1 статьи 271.1 Арбитражного процессуального кодекса апелляционный суд рассмотрел дело единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, казенное учреждение зарегистрировано в качестве страхователя в государственном учреждении – Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное).
Управлением была проведена проверка соблюдения заявителем требований действующего законодательства.
Итоги проверки отражены в акте от 31.05.2018 № 046S18180008991 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Проверкой выявлено нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в отношении 43 застрахованных лиц: срок представления страхователем сведений по форме СЗВ-Стаж за 2017 год – до 01.03.2018, однако такие сведения были представлены 06.03.2018.
По результатам рассмотрения материалов проверки 06.06.2018 Пенсионным фондом принято решение № 046S19180009816, которым страхователь привлечен к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в виде взыскания 21 500 руб. штрафа.
На основании названного решения Пенсионным фондом выставлено требование от 27.07.2018 № 046S01180019027 об уплате указанной выше суммы финансовых санкций в срок до 14.08.2018.
Поскольку в добровольном порядке требование исполнено не было, Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленное Пенсионным фондом требование, обосновано отказал в его удовлетворении, сославшись на отсутствие в действиях страхователя состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции руководствуется следующим.
В соответствии с частью 6 статьи 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ, Закон № 167-ФЗ), устанавливающего организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Статьей 13 Закона № 167-ФЗ органам Пенсионного фонда Российской Федерации представлено право проводить у страхователей проверки документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, предусмотренных Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ.
Пунктом 2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ установлена обязанность страхователя по представлению о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующих сведений: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; 8) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; 9) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; 10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; 11) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Указанные сведения представляются ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом.
Статьей 19 Федерального закона № 27-ФЗ предусмотрено, что Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В период представления заявителем формы сведений действовала Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденная Приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н (далее – Инструкция № 766н), определяющая порядок ведения Пенсионным фондом Российской Федерации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о каждом застрахованном лице, на которое распространяется обязательное пенсионное страхование, порядок представления страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации сведений о застрахованных лицах, использования указанных индивидуальных сведений для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Согласно пункту 32 Инструкции № 766н, датой представления индивидуальных сведений в электронной форме считается дата их отправки по телекоммуникационным каналам связи в адрес территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, подтвержденная оператором электронного документооборота или территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В силу пункта 39 Инструкции № 766н за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений о каждом застрахованном лице либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ.
Порядок взаимодействия страхователей и органов Пенсионного фонда регулируется Технологией обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации, Регламентом обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации и Регламентом обеспечения безопасности информации при защищенном обмене электронными документами в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации по телекоммуникационным каналам связи.
Согласно части 7 Технологии обмена документами Абонент СЭД ПФР осуществляет обмен документами в электронном виде с ЭЦП по каналам связи, используя для этого программное обеспечение Абонента.
В течение 2 рабочих дней с момента отправки документа Абонент получает квитанцию о его доставке в орган Пенсионного фонда и сохраняет ее. В течение 4 рабочих дней с момента отправки сведений получает в зашифрованном виде протокол контроля сведений о застрахованных лицах, подписанный ЭЦП органа Пенсионного фонда.
Если в протоколе содержится информация о том, что сведения о застрахованных лицах не прошли контроль, то страхователь устраняет указанные в протоколе ошибки и повторяет всю процедуру представления сведений. В случае возникновения технических сбоев на стороне органа Пенсионного фонда Абонент через свою организацию получит сообщение об ошибке.
На основании абзаца 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 названного Закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, для привлечения страхователя к ответственности на основании абзаца 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ необходимо доказать, что страхователь, имея обязанность по представлению органам Пенсионного фонда сведений индивидуального (персонифицированного) учета, не исполнил данную обязанность либо исполнил ее ненадлежащим образом, представив в фонд сведения с нарушением установленного срока либо неполные (недостоверные) сведения, не позволяющие вести индивидуальный (персонифицированный) учет.
С 01.01.2017 к отношениям, связанным с взысканием штрафов, предусмотренных Законом № 27-ФЗ, в отсутствие иного специального правового регулирования (часть 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса) подлежат применению положения Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).
Общие условия привлечения к ответственности за совершение правонарушения установлены статьей 108 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 109 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) отсутствие события налогового правонарушения;
2) отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;
3) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста;
4) истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности (пункт 1 статьи 110 НК РФ ).
Как следует из материалов дела, страхователем своевременно была исполнена обязанность по представлению в Пенсионный фонд сведений по форме СЗВ-Стаж за 2017 год, соответствующая отчетность направлена в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования 27.02.2018 через специализированного оператора электронного документооборота ООО Компания «Тензор» в соответствии с требованиями распоряжения Правления Пенсионного фонда РФ от 11.10.2007 № 190-р «О внедрении защищенного электронного документооборота в системе индивидуального (персонифицированного) учета для целей обязательного Пенсионного страхования».
В день получения протокола проверки от Пенсионного фонда (06.03.2018) страхователем повторно были направлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-Стаж за 2017 год с теми же данными на то же количество застрахованных лиц. Данный факт подтверждается материалами дела и признается сторонами.
В связи с изложенным суд первой инстанции верно указал, что заявитель, своевременно направивший сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за 2017 года через оператора электронного документооборота, предпринял все зависящие от него меры для надлежащего исполнения обязательства по представлению сведений. Представленные сведения о застрахованных лицах не были приняты Пенсионным фондом в связи с форматно-логической ошибкой.
Более того, как следует из пункта 32 Инструкции № 766н, датой представления индивидуальных сведений в электронной форме считается дата их отправки по телекоммуникационным каналам связи в адрес территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, подтвержденная оператором электронного документооборота или территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Дата отправки отчетности в рассматриваемом случае 27.02.2018, что свидетельствует о надлежащем исполнении страхователем, установленных законом обязанностей.
Одновременно суд первой инстанции верно учел, что со стороны страхователя были предприняты все меры для представления необходимой отчетности в установленный срок. В частности, в день получения протокола проверки от Пенсионного фонда заявителем повторно были направлены сведения о застрахованных лицах с теми же данными на то же количество застрахованных лиц.
Данный факт подтверждается материалами дела и признается сторонами.
Следовательно, учитывая положение пункта 7 Технологии обмена документами, устанавливающего, что именно получение страхователем протокола контроля сведений является основанием для их повторного направления, судом первой инстанции был сделан обоснованный вывод об отсутствии в рассматриваемом случае вины страхователя в совершении вменяемого ему нарушения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Указанное, в свою очередь, свидетельствует об отсутствии у Пенсионного фонда оснований для привлечения казенного учреждения к ответственности, установленной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ.
Доводы заявителя апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции отклоняются, как не опровергающие указанные выводы суда первой инстанции.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, и опровергающих выводы суда первой инстанции апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 АПК РФ).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Воронежской области от 18.02.2019 по настоящему делу следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Пенсионного фонда без удовлетворения.
Учитывая, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации прокуроры и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о взыскании государственной пошлины с Учреждения, как заявителя апелляционной жалобы, судом не разрешается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 18.02.2019 по делу № А14-26130/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Лискинском районе Воронежской области (межрайонного) – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья М.Б. Осипова