ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 19АП-2170/20 от 04.06.2020 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда


ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

5 июня 2020 года                                                      Дело № А36-11721/2019

город Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 4 июня 2020 года.

В полном объеме постановление изготовлено 5 июня 2020 года.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                         Малиной Е.В.,

судей                                                                                       Капишниковой Т.И.,

      Осиповой М.Б.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Зубриковой Е.В.,

при участии:

от Липецкой таможни: Семенова С.В. – представитель по доверенности от 13.01.2020; Шайдуллин А.Р. – представитель по доверенности от 13.01.2020, Ибоков С.В. – представитель по доверенности  от 13.01.2020;

от общества с ограниченной ответственностью «ЙОКОХАМА Р.П.З.»: Лихачева И.М. – представитель по доверенности от 23.07.2018;

рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи при содействии с Арбитражным судом Липецкой областиапелляционную жалобу Липецкой таможни на решение Арбитражного суда Липецкой области от 03.03.2020 по делу № А36-11721/2019 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЙОКОХАМА Р.П.З.» (ИНН 480211710, ОГРН 1084802000865) к Липецкой таможне о признании незаконным и подлежащим отмене решения от 12.08.2019 г. № 10109000/210/120819/Т00031/01 в редакции решения от 15.11.2019 г. № 10109000/210/151119/Т00031/01 о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «ЙОКОХАМА Р.П.З.» таможенных пошлин и налогов, о признании незаконным уведомления (уточнения к уведомлению) № 10109000/У2019/0000055 от 21.08.2019 г. о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «ЙОКОХАМА Р.П.З.» (далее – Заявитель, ООО «ЙОКОХАМА Р.П.З.») обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Липецкой таможне

- о признании незаконным и отмене решения от 12.08.2019 №10109000/210/120819/Т00031/01 в редакции решения от 15.11.2019 №10109000/210/151119/Т00031/01 о взыскании с ООО «ЙОКОХАМА Р.П.З.» таможенных пошлин и налогов,

- о признании незаконным Уведомления (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней №10109000/У2019/0000055 от 21.08.2019,

- об обязании Липецкой таможни устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя и произвести расчет таможенных пошлин и налогов в отношении резино-технических отходов - бракованных шин в суммах ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении указанных товаров - отходов под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления согласно предъявленным декларациям на названные товары в день выявления факта вывоза данного товара с территории СЭЗ, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, совпадающий с датой акта таможенного органа, подтверждающего возникновение обязательства по исполнению требований таможенного законодательства (с учетом уточнения, принятого судом первой инстанции в порядке статьи 49 АПК РФ).

Решением Арбитражного суда Липецкой области от 03.03.2020 по делу № А36-11721/2019 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, Липецкая таможня обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

Мотивируя требования апелляционной жалобы, Липецкая таможня ссылается на то, что в ходе камеральной таможенной проверки установлено, что товар - «резино-технические отходы (бракованные шины») изготовлен с использованием иностранного сырья, помещенного в период с 01.07.2016 по 01.07.2017 под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, в связи с чем, данный товар при завершении таможенной процедуры должен рассматриваться как иностранный товар и подлежать декларированию. По мнению таможенного органа, им верно определены  как таможенная стоимость так и классификационные коды подлежащих декларированию товаров - 4011 10 000 3 и 4011 10 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС со ставкой по указанным субпозициям ввозной пошлины – 10%. Применяя указанные коды таможенный орган исходил из того, что товар (бракованные шины) не являются изношенными резиновыми шинами и покрышками, не пригодными для восстановления, а представляют собой новые изделия из неотвержденной вулканизированной резины, классификационные коды товаров определены верно. Ввиду вышеуказанных характеристик спорный товар не может классифицироваться в товарной позиции 4004 ТН ВЭД ЕАЭС, в которую согласно Пояснениям ТН ВЭД ЕАЭС включаются отходы, обрезки и скрап резины, образующиеся при изготовлении или обработке невулканизированной или вулканизированной резины, изделия из резины, определенно не пригодные для использования как таковые из-за порезов, износа или по другим причинам.  В связи с чем вывод суда о незаконности решения таможенного органа является ошибочным. Поскольку в рассматриваемой ситуации общество в рамках договора на утилизацию отходов резины от 20.10.2015 № 201, заключенного с ООО «Стандартпром», осуществило вывоз с территории особой экономической зоны товара - бракованных шин, изготовленного с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, а вывезенный товар использовался в дальнейшей коммерческой деятельности, как для производства резиновой крошки, так и для реализации в неизменном состоянии, общество должно было завершить действие таможенной процедуры свободной таможенной зоны, поместив рассматриваемые товары под таможенные процедуры, указанные в подпунктах 1, 4, 5, 7, 8, 12 - 14 пункта 1 статьи 202 ТК ТС, и уплатив причитающиеся таможенные платежи в том размере, который определен таможней.

В отзыве на апелляционную жалобу ООО «ЙОКОХАМА Р.П.З.» указывает на соответствие декларируемого товара позиции 4004 «Отходы, обрезки и скрапрезины (кроме твердой резины), порошки и гранулы, полученные из них» со ставкой дляначисления пошлин и сборов 5% от таможенной стоимости товара. Факт не завершения действия таможенной процедуры и не организации надлежащей утилизации товара обществом не оспаривается.

Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, согласно сведениям, содержащимся в выписке из ЕГРИП, ООО «ЙОКОХАМА Р.П.З.» зарегистрировано в качестве юридического лица 11.12.2008 за основным государственным регистрационным номером 1084802000865.

Основным видом деятельности общества является производство резиновых шин, покрышек и камер, восстановление резиновых шин, покрышек и камер (т. 2 л.д. 16-26).

В соответствии со свидетельством № 00186 от 19.01.2009, удостоверяющим регистрацию лица в качестве резидента особой экономической зоны, ООО «ЙОКОХАМА Р.П.З.» является резидентом особой экономической зоны промышленно-производственного типа, и зарегистрировано в Федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами за регистрационным номером 2009490114535 (т. 2 л.д. 15).

Ввиду указанных обстоятельств, все таможенные процедуры с товарами, поступающими в адрес заявителя и отгружаемыми им, осуществляются в рамках требований, предусмотренных Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18.06.2010 (далее - Соглашение от 18.06.2010), Федеральным законом №116 - ФЗ от 22.07.2005 «Об особых экономических зонах в РФ», Приказом Федеральной таможенной службы от 26.03.2012 № 566 «Об утверждении Порядка и технологий совершения таможенных операций в отношении товаров, включая транспортные средства, ввозимых (ввезенных) на территории особых экономических зон и вывозимых с территорий особых экономических зон, и порядка идентификации» (далее - Приказ № 566, Порядок) и Таможенным кодексом Таможенного союза.

В период с 01.07.2016 по 31.12.2016  ООО «ЙОКОХАМА Р.П.З.» на основании разрешений на вывоз товара осуществляло вывоз с территории ОЭЗ ППТ «Липецк» резино-технических отходов производства (т. 3 л.д. 70-135), а именно: бракованные шины, шины, пришедшие в негодность в ходе исследований/тестирования (далее - отходы), согласно разрешениям в общем весе 83545 кг (номер  разрешения и вес каждой партии отражен в таблице на 1-2 странице оспариваемого решения).

При этом, в период вывоза товаров и досмотра транспортного средства и товара, загруженного в него, у таможенного органа  не возникало вопросов о том, что вывозится резино-технические отходы (бракованные шины).

Таковых доказательств в деле не имеется.

 С 29.11.2018  Липецкой таможней проведена камеральная таможенная проверка ООО «ЙОКОХАМА Р.П.З.» (акт камеральной таможенной проверки от 18.06.2019 № 10109000/210/180619/А00031) по вопросу соблюдения условий использования товаров в соответствии с таможенными процедурами, предусмотренными Таможенным кодексом Таможенного союза (далее - ТК ТС) за  период с 01.07.2016 по 31.12.2017.  Проверяемый товар - «резино-технические отходы: бракованные шины».

В результате проверки установлено, что вывоз в период с 01.07.2016 по 31.12.2017 ООО «ЙСКОХАМА Р.П.З.» на основании разрешений таможенного органа с территории особой экономической зоны ППТ «Липецк» для утилизации резино-технических отходов: бракованных шин, пришедших в негодность в ходе исследований/тестирования производился  без осуществления таможенного декларирования и помещения указанных товаров под таможенные процедуры, установленное ТК ТС.

 В свою очередь, общество при получении от таможенного органа разрешений на вывоз заявляло статус товаров - товары Таможенного союза, однако документы, подтверждающие данный статус товара отсутствуют.  В связи с чем таможенным органом сделан вывод о том, что обществом допущено нарушение требований статьи 37 Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и статьи 15 «Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны» от 18.06.2010.

По мнению таможни,  ООО «ЙОКОХАМА Р.П.З.» должно было завершить действие таможенной процедуры свободной таможенной зоны в отношении товаров, помещенных ранее под таможенную процедуру свободной таможенной зоны и использованных для производства товаров - отходы (шины автомобильные), путем её завершения ко дню вывоза данных товаров с территории особой экономической зоны, однако таможенная процедура свободной таможенной зоны завершена не была.

В связи с отсутствием на момент вывоза товаров - отходы (шины автомобильные) документа, подтверждающего статус товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, указанные товары при завершении таможенной процедуры свободной таможенной зоны рассматриваются как иностранные товары (в случае, если товары не вывозятся за пределы таможенной территории Таможенного союза).

По данному факту Липецкой таможней 18.06.2019 составлен акт камеральной таможенной проверки № 10109000/210/180619/А00031 (т. 1 л.д. 34-51).

Решением от 12.08.2019 г. № 10109000/210/120819/Т00031/01 Липецкая таможня взыскала с ООО «ЙОКОХАМА Р.П.З.» таможенные пошлины и налоги в общей сумме 4 113 476 руб. 72 коп., в том числе: ввозная таможенная пошлина в сумме 1 285 461 руб. 48 коп., НДС в сумме 2 828 015 руб. 24 коп. (т. 1 л.д. 18-23).

В указанном решении вывозимому товару - резино-техническим отходам - бракованным шинам в ассортименте в количестве 8 925 шт. на основании Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС, ТН ВЭД), утвержденной Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54, таможенным органом присвоен код 4011 «Шины и покрышки пневматические резиновые новые», подсубпозиция 4011 10 000 3 «Шины автомобильные для легковых автомобилей» с посадочным диаметром не более 16 дюймов и подсубпозиция 4011 10 000 9 «Шины автомобильные для легковых автомобилей» прочие, ставка по указанным субпозициям ввозной пошлины 10%. Таможенная стоимость товаров определена исходя из величины расходов по изготовлению или приобретению материалов и расходов на производство.

На основании данного решения обществу направлено уведомление от 21.08.2019 № 10109000/У2019/0000055 (т. 1 л.д. 31), с учетом решения о внесении изменений (дополнений) в решение № 101090008210/151119/Т00031/01, согласно которому с ООО «ЙОКОХАМА Р.П.З.» подлежат взысканию таможенные пошлины и налоги в общей сумме 4 062 854 руб. 59 коп., в том числе: ввозная таможенная пошлина в сумме 1 269 642 руб. 06 коп., НДС в сумме 2 793 212 руб. 53 коп. (т. 2 л.д. 65-72).

В ходе рассмотрения спора в суде первой инстанции, общество не оспаривало то обстоятельство, что при вывозе им с территории особой экономической зоны на основании договора на утилизацию отходов резины № 201 от 20.10.2015, заключенного между ООО «ЙОКОХАМА Р.П.З.» и ООО «Стандартпром», не завершены действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны в отношении товаров, помещенных ранее под процедуру свободной таможенной зоны (далее - СТЗ) и использованных для производства шин автомобильных, признанных согласно технологическим регламентам в дальнейшем браком производства, и отнесенных в соответствии с правилами учета к отходам производства - резино-техническим отходам (бракованным шинам) (т. 5 л.д. 1-5).

Также общество не оспаривало факт  нарушения положений статьи 37 Федерального закона № 116 - ФЗ от 22.07.2005 г. «Об особых экономических зонах в РФ» (далее - Закон 116-ФЗ) и в статьях 15,16,19 Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18.06.2010 (далее - Соглашение от 18.06.2010), Таможенного кодекса Таможенного союза.

Вместе с тем, ООО «ЙОКОХАМА Р.П.З.» не согласилось с выводами Липецкой таможни в части определения таможенным органом в решении классификационных кодов вывезенного товара   4011 10 000 3 и 4011 10 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС.

Общество полагало необоснованным применение таможней товарной позиции 4011 по ТН ВЭД ЕАЭС и, как следствие, применение ставки пошлины 10% от таможенной стоимости в отношении спорного товара, настаивая на применении товарной позиции 4004 по ТН ВЭД ЕАЭС- отходы, обрезки и скрап, которой соответствует ставка пошлины в размере 5% от таможенной стоимости.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения с рассмотренным заявлением в суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суд не согласился с доводами таможни о том, что  фактически загружаемыми/вывозимыми с территории особой экономической зоны бракованные шины являлись готовыми автомобильными шинами (новые), а не резино-техническими отходами.

Таможенный орган, выражая свое несогласие с принятым судебным актом, по сути ссылается на нарушение ООО «Йокохама Р.П.З» таможенных норм, установленных законодательством в отношении вывоза резидентом с территории особой экономической зоны товара - резино-технических отходов (бракованных шин), выявленные при проведении камеральной проверки, что не оспаривается заявителем. Также таможенный орган ссылается  на отсутствие должной оценки суда обстоятельствам вывоза заявителем новых шин вместо отходов (бракованных шин) и, соответственно, настаивает на правильности присвоения таможней вывозимому товару кода ТН ВЭД.

Суд области, принимая судебный акт, пришел к выводу о недоказанности доводов таможенного органа об использовании ООО «ЙОКОХАМА Р.П.З.» отходов в коммерческой деятельности как для производства резиновой крошки, так и для их реализации в неизменном состоянии.Ввиду непредставления таможенным органом достаточных и достоверных доказательств, позволяющих установить правомерность и обоснованность избранной им классификации, равно как непредставления неопровержимых доказательств наличия таких свойств вывозимой резидентом продукции, которые бы не позволили классифицировать его по коду, заявленному обществом, суд признал оспариваемые решение и уведомление недействительными.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва, судебная коллегия исходит из следующего. 

В силу положений подпункта 15 пункта 1 и пункта 2 статьи 202 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТК ТС), а также статьи 225 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон), действующих в период вывоза ООО «ЙОКОХАМА Р.П.З.» с территории особой экономической зоны ППТ «Липецк» для утилизации резино-технических отходов, одним из видов таможенных процедур является таможенная процедура свободной таможенной зоны, которая устанавливается в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.

На основании пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 22.07.2005 №119-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 116-ФЗ) отношения в сфере особых экономических зон в Российской Федерации регулируются Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18.06.2010 (далее - Соглашение о СЭЗ), иными актами таможенного законодательства Таможенного союза в рамках Евразийского экономического союза, законодательством Российской Федерации об особых экономических зонах и иным законодательством Российской Федерации.

Свободная (специальная, особая) экономическая зона - часть территории государства - члена Таможенного союза в пределах, установленных законодательством государств - члена Таможенного союза, на которой действует особый (специальный правовой) режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны (подпункт 1 пункта 1 статьи 1 Соглашения о СЭЗ и пункт 1 статьи 2 Федерального закона № 116-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Соглашения о СЭЗ таможенная процедура свободной таможенной зоны может применяться на территории свободной экономической зоны или на части ее территории.

Свободная таможенная зона - таможенная процедура, при которой товары размещаются и используются в пределах территории свободной экономической зоны или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров Таможенного союза (пункт 1 статьи 10 Соглашения о СЭЗ).

При этом из содержания Соглашения о СЭЗ следует, что в рамках рассматриваемого соглашения товары подразделяются на товары, помещенные под   таможенную   процедуру   свободной   таможенной   зоны,   и товары, изготовленные из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.

Положениями пункта 2 статьи 10 Соглашения о СЭЗ предусмотрено, что иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, сохраняют статус товаров, а товары Таможенного союза, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, сохраняют статус товаров Таможенного союза.

Товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товаров Таможенного союза (далее - товары, изготовленные (полученные) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны), приобретают статус иностранных товаров, за исключением случаев, указанных в частях четвертой - шестой пункта 2 статьи 10 Соглашения о СЭЗ.

Определение статуса товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, для таможенных целей при завершении таможенной процедуры свободной таможенной зоны осуществляется в порядке, установленном статьей 19 Соглашения о СЭЗ, уполномоченным органом государства - члена Таможенного союза, определяемым в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза. В качестве документа, подтверждающего статус товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, для таможенных целей при завершении таможенной процедуры свободной таможенной зоны, уполномоченным органом государства -члена Таможенного союза выдается заключение о признании товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, товаром Таможенного союза или заключение о признании товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, не являющимся товаром Таможенного союза. При отсутствии, аннулировании или признании недействительным документа, подтверждающего статус товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, такой товар при завершении таможенной процедуры свободной таможенной зоны рассматривается как товар Таможенного союза для целей его вывоза с таможенной территории Таможенного союза, а в иных целях - как иностранный товар (пункты 5-7 статьи 19 Соглашения о СЭЗ).

Как следует из материалов дела, в ходе камеральной таможенной проверки Липецкой таможней установлено, что товар - «резино-технические отходы: бракованные шины» изготовлен с использованием иностранного сырья, помещенного в период с 01.07.2016 по 01.07.2017 под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, документы, подтверждающие статус товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, ООО «ЙОКОХАМА Р.П.З.» таможенному органу не представлялись, в связи с чем, данный товар при завершении таможенной процедуры должен рассматриваться как иностранный товар.

 В данном случае несоблюдение условий и ограничений применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны, выразившееся в осуществлении вывоза с территории ОЭЗ отходов без завершения таможенной процедуры свободной таможенной зоны, влечет для ООО «ЙОКОХАМА Р.П.З.» обязанность по уплате таможенных платежей.

Общество, в свою очередь, не оспаривая вывод таможни о нарушении резидентом положений ст. 37 Закона 116-ФЗ и ст. 15, 16, 19 Соглашения от 18.06.2010 г., выражало свое несогласие только в части применения классификационного кода к товару, резино-техническим отходам - бракованным шинам, и, как следствие, к применяемому размеру ставки таможенных пошлин.

Согласно спорному решению вывозимому товару - резино-техническим отходам - бракованным шинам в ассортименте в количестве 8 925 шт.на основании Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС, ТН ВЭД), утвержденной Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54, таможенным органом присвоен код 4011 «Шины и покрышки пневматические резиновые новые», подсубпозиция 4011 10 000 3 «Шины автомобильные для легковых автомобилей» с посадочным диаметром не более 16 дюймов и подсубпозиция 4011 10 000 9 «Шины автомобильные для легковых автомобилей» прочие, ставка по указанным субпозициям ввозной пошлины 10%.

В соответствии с пунктом 1 статьи 52 ТК ТС и пунктом 1 статьи 20 ТК ЕАЭС товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешеэкономической деятельности.

Сведения товарах, подлежащих указанию в декларации на товары перечисленные в пункте 2 статьи 181 ТК ТС и в пункте 1 статьи 106 ТК ЕАЭС и включают, в том числе, классификационный код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.

Классификация товаров по ТН ВЭД ЕАЭС осуществляется в соответствии с ОПИ ТН ВЭД, применяемыми последовательно, исходя из наименования товаров, способа изготовления, материалов из которых они изготовлены, конструкции, выполняемой функции, принципа действия, области применения, упаковки, расфасовки.

Классификация товаров по ТН ВЭД ЕАЭС осуществляется в соответствии с ОПИ ТН ВЭД 1-6, являющимися неотъемлемой частью ТН ВЭД.

В соответствии с правилом 1 ОПИ ТН ВЭД классификацию товаров следует проводить: а) исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам;б) если такими текстами не предусмотрено иное, то в соответствии с положениями Правил 2,3,4, и 5, где это применимо.

Наименования товарных позиций и примечания к разделам или группам являются приоритетными, то есть учитываются в первую очередь при классификации товара.

В силу правила 6 ОПИ ТН ВЭД классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, положениями вышеупомянутых правил 1, 2, 3, 4 и 5 при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.

Кроме того, при классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС применяются пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС, рекомендованные к применению Рекомендацией Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.03.2013 № 4 и от 07.11.2017 № 21, которые в свою очередь, базируются на международной основе - Пояснениях к Гармонизированной системе Всемирной таможенной организации, представляющие собой официальное толкование Совета таможенного сотрудничества    содержания    всех    товарных    позиций    и    субпозиций Гармонизированной системы, причем это толкование имеет международное значение.

Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС содержат толкования позиций номенклатуры, термины, краткие описания товаров и областей их возможного применения, классические признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения Конкретного товара к определенной позиции ТН ВЭД ЕАЭС.

Таким образом, при классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС, последовательно должны применяться ОПИ ТН ВЭД, примечания к разделам, группам и субпозициям, дополнительные примечания и тексты товарных позиций номенклатуры, что между тем не исключает возможности при возникновении сомнений и спорных ситуаций использовать пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС, содержащие толкование позиций, терминов и другой информации, необходимой для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции номенклатуры. Кроме того, при классификации любого товара необходимо исходить, прежде всего, из его уникальных свойств и целевого назначения.

В пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 № 49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза» указано, что суд проверяет обоснованность классификационного решения, вынесенного таможенным органом, исходя из оценки представленных таможенным органом и декларантом доказательств, подтверждающих сведения о признаках (свойствах, характеристиках) декларируемого товара, имеющих значение для его правильной классификации согласно ТН ВЭД, руководствуясь Основными правилами интерпретации ТН ВЭД, а также принятыми в соответствии с ними на основании пункта 6 статьи 21, пунктов 1 и 2 статьи 22 Таможенного кодекса решениями Федеральной таможенной службы и Комиссии по классификации отдельных видов товаров, если такие решения относятся к спорному товару. Для целей интерпретации положений ТН ВЭД судами также учитываются Пояснения к ТН ВЭД, рекомендованные Комиссией в качестве вспомогательных рабочих материалов.

Основанием для вывода о неправомерности оспариваемого в суде решения о классификации товара по ТН ВЭД является неправильная классификация товара таможенным органом. В судебном акте, при наличии к тому достаточных доказательств, также может содержаться вывод о верности классификации, произведенной декларантом, и об отсутствии в связи с этим у таможенного органа основания для принятия решения об иной классификации товара, предусмотренного подпунктом 1 пункта 2 статьи 20 Таможенного кодекса.

Как следует из материалов дела и не оспорено таможенным органом, деятельность резидента, связанная с производством шин автомобильных,осуществляется в соответствии с секретами производства такой продукции (стандарты,регламенты, процедуры, спецификации и т.п.), предоставленными в его распоряжениекомпанией Йокохама Раббер Ко, ЛТД, на основании лицензионного договора на правопользования секретами производства (далее - внешние документы).

В связи с этим, всепроизводственные процессы изготовления шин автомобильных, включая процесс выпуска,осуществления контроля качества произведенного товара данного вида, также действия вотношении шин, признанных непригодными к выпуску в обращение, производятся согласноданным документам, а также инструкциям, регламентам, используемым для подготовкивнутренних документов, таких как стандартные рабочие процедуры, процедуры управлениядокументацией и т.д.

Так, Стандарт Йокохама Раббер Ко, ЛТД Метод осмотра продукции EQ-00-01 R9«Стандарт контроля продукции», Процедура Йокохама Раббер Ко, ЛТД Индивидуальнаяпроцедура TY-AQ-013 AR01 «Процедура по управлению несоответствующей продукцией»,Стандартная рабочая процедура (SOP) ООО «ЙОКОХАМА Р.П.З.» LB-P13-16 R1«Утилизация шин» (п. 2.2. - 2.5. стр.2) предусматривают, в целях предотвращенияповторного использования несоответствующей готовой продукции, осуществление одного изследующих методов утилизации:

1) отрезать борт с серийной стороны и на противоположной стороне серийномуномеру;

2) сделать сквозной разрез длиной не менее 150-300 мм на одной стороне внаправлении окружности;

3) сделать сквозной разрез на короне шины в радиальном направлении (от плеча доплеча).

Из указанных документов следует, что на шинах, признанных браком, делаетсяразрез/срез в соответствии с вышеназванными инструкциями, а это свидетельствует осущественном изменении состояния готовой автомобильной шины, которая являетсябраком/отходом производства, и, в последствии, вывозится с территории ОЭЗ дляутилизации.

Описанные действия выполняются работниками общества в рамках своихдолжностных обязанностей согласно должностной инструкции, являющейся приложением ктрудовому договору, т.е. являются обязательными к исполнению. Исполнение должностныхобязанностей выражается выполнением работником предусмотренных инструкциямиразрезов на шинах, признанными браком.

Указанные обстоятельства имеют существенное значение, поскольку отходы имеют самостоятельный статус товара и код ТН ВЭД, что существенным образом отражается на размере ставки для начисления пошлин и сборов.

Так, в товарную позицию 4011 «шины и покрышки пневматические резиновые новые» (далее -позиция 4011 ) включают полуфабрикаты и изделия из вулканизированной резины, кроме твердой резины, в том числе шины для легковых автомобилей, для автобусов и моторных транспортных средств, велосипедов, мотоциклов, воздушных транспортных средств и т.д.

К товарной подсубпозиции 4004 00 000 0 ТН ВЭД относятся "отходы, обрезки и скрап резины (кроме твердой резины), порошки и гранулы, полученные из них".

Согласно пункту 6 примечания к группе 40 "Каучук, резина и изделия из них" ТН ВЭД в товарной позиции 4004 термин "отходы, обрезки и скрап" означает отходы, обрезки и скрап, образующиеся при изготовлении или обработке резины и изделий из нее, абсолютно непригодные для использования как таковые из-за порезов, износа или по другим причинам.

Таким образом, и в позиции 4011 и в позиции 4004 речь идет об изделиях из резины,однако, разница заключается в том, что в первом случае прямо указывается изделие изрезины, в том числе шины для легковых автомобилей, а во втором случае - изделиях изрезины, ставших отходами по причине их абсолютной непригодности для использования кактаковых из-за порезов, по другим причинам.

Как отмечалось выше, основным видом деятельности ООО «ЙОКОХАМА Р.П.З.»является производство автомобильных шин (далее - шины, товары) в ассортименте.

Дляосуществления указанной деятельности общество приобретает сырье (каучук, техническийуглерод, оксид цинка, смола и т.д.), материалы (корд стальной, корд из пропитанногонейлона и т.д.), другие составные элементы, необходимые для изготовления шин.

Приобретаемые сырье, материалы и другие товары, необходимые в соответствии стехнологией производства автомобильных шин, являются как товарами российскогопроизводства, так и импортными, поступающими от продавцов Европы, Азии и т.д.

В силу объективных причин в ходе осуществления производственной деятельности,то есть производства автомобильных шин в ассортименте, образуются не только новыешины, но и отходы технологического и технического характера.

Среди перечня отходов, образующихся при производстве автомобильных шин,имеется отход, именуемый «резино-технические отходы». Данное наименование отходоввключает в себя бракованные шины, а также шины, пришедшие в негодность в процессетехнологических исследований/тестирования, признанные таковыми, согласноустановленным внутренним техническим регламентам ООО «ЙОКОХАМА Р.П.З.» имеждународным техническим регламентам.

В целях соблюдения действующего законодательства об отходах производства ипотребления резидентом разработан проект нормативов образования отходов и лимитов наих размещение (далее - проект, документ об отходах и лимитах).

Уполномоченным органом— территориальным Управлением Росприроднадзора по Липецкой области утвержденнорматив образования отходов и лимитов на их размещение (далее - норматив).

В соответствии с проектом и нормативом резино-технические отходы (бракованныешины) входят в группу отходов «Твердые отходы резины.... (брак)», так как другая группаотходов для брака проектом не определена.

 В материалы дела таможней не представлены доказательства того, что вывозимыеООО «ЙОКОХАМА Р.П.З.» резино-технические изделия являлись готовой продукцией, втом числе не представлено заключение таможенного эксперта, подтверждающего данныйфакт или пояснения специалиста, или результаты иного исследования спорных образцов.

Новая, шина - шина, которая не была в эксплуатации в течение гарантийного срока службы шины (ГОСТ 4754-97 Шины пневматические для легковых автомобилей, прицепов к ним, легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости. Технические условия (с Изменением N 1).

В рассматриваемом случае, на шинах, признанных браком, делается разрез (срез), что свидетельствует о существенном изменении состояния готовой автомобильной шины, которая является браком производства, и вывозится с целью утилизации.

Кроме того, разницу товарных позиций 4011 и 4004 подтверждает не только их внешний вид, ностоимостная оценка этих объектов, а также порядок их бухгалтерского учета.

Так, в отношении шин для легковых автомобилей в ассортименте, реализуемыхрозничным потребителям, определяется стоимость на каждый вид (модель, артикул), и,соответственно каждый такой вид учитывается на бухгалтерском счете 43 «Готоваяпродукция» до момента его отгрузки. В свою очередь, отходы (бракованные шины),возникающие в процессе производства шин, не имеют разбивку по видам, аклассифицируются исходя из требований экологического законодательства, стоимость наних не определяется по причине отсутствия коммерческой ценности, учитываются отходы вбухгалтерском учете на счете 28 «Брак в производстве», отгрузка осуществляется наосновании договора оказания услуг на утилизацию, заключенного с исполнителем, имеющемсоответствующую лицензию.

Представленные в материалы дела фотографии ( т.4 л.д.18-31), правомерно не приняты судом первой инстанции как надлежащее доказательство, подтверждающее отнесение вывозимойзаявителем продукции к готовым изделиям, поскольку ООО «ЙОКОХАМА Р.П.З.» являетсярезидентом особой экономической зоны, следовательно, вывоз им товаров с территорииособой экономической зоны, являющейся зоной таможенного контроля, осуществляется врамках требований, предусмотренных Соглашением по вопросам свободных (специальных,особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможеннойпроцедуры свободной таможенной зоны от 18.06.2010 г. (далее - Соглашение от 18.06.2010), Федеральным законом № 116 - ФЗ от 22.07.2005 г. «Об особых экономических зонах вРФ» и Приказом Федеральной таможенной службы от 26.03.2012 № 566 и Таможеннымкодексом Таможенного союза, согласно которому порядок таможенных действийпредусматривает предоставление не только фотографий, но и других документов, таких какнакладных, счетов и тому подобное.

Кроме того, вывозимый груз контролируется не тольковыдачей на основании рассмотренных в отношении каждого груза документов,представленных резидентом, разрешений на вывоз товаров, но и проведением процедурыдосмотра транспортного средства и товара, загруженного в него.

Таможенным органом не оспорен тот факт, что у таможенного поста ни при рассмотрении документов, ни при досмотре вывозимых отходов не возникало сомнений и вопросов к товару резидента резино-техническим отходам (бракованным шинам). При этом, сведения о фото- или видеофиксации процесса контроля вывоза в соответствующих документах никаким образом не обозначены.

 Довод таможенного органа о нечетком изображении порезов  на шинах на представленных фотографиях, как доказательства о правильной классификации товара, отклоняется судом. Например, на фото т. 4 л.д. 19 четко видны порезы на каждой шине.

Довод  таможенного органа о том,  что посколькубракованные шины не являются изношенными шинами, не пригодными к восстановлению, а представляют собой новые изделия, и поэтому не могут являться отходами, относящими к товарам с товарной позиции 4004, отклоняется коллегией. Согласно определению ГОСТ  54095-2010 «Ресурсосбережение.  Требование  к экобезопасной утилизации отработавших шин.»). «Отработавшая шина (изношенная шина) - пневматическая транспортная шина, утратившая свои функциональные свойства в результате окончания срока службыили по причине аварийных ситуаций.»   Спорный товар- это бракованные шины, шины, пришедшие в негодность ввиду  несоответствия стандарту и невозможности устранить выявленные отклонения,  В связи с чем бракованные шины и отработавшая шина (изношенная шина)  нельзя рассматривать как товары одной группы.

Доводы Липецкой таможни  об использовании ООО «ЙОКОХАМА Р.П.З.» отходов в коммерческой деятельности как для производства резиновой крошки, так и для их реализации в неизменном состоянии, правомерно отклонены судом области  как несостоятельные.

Как следует из материалов дела, а также из содержания акта камеральной таможенной проверки от 18.06.2019 № 10109000/210/180619/А00031, и оспариваемого решения, ООО «ЙОКОХАМА Р.П.З.» по договору с ООО «Стандартпром» № 201 от 20.10.2015 на утилизацию отходов резины, для целей дальнейшей утилизации, в период с 01.07.2016 по 31.12.2017 осуществляло вывоз с территории ОЭЗ ППТ «Липецк» резино-технических отходов производства (т. 1 л.д. 122-123).

В соответствии с п. 1.2 договора Исполнитель обязуется оказывать Заказчику следующие услуги: принять и обеспечить вывоз своими силами твердые отходы резины (бракованные шины) (код по ФККО 331 140 00 000), покрышки пневматических шин с металлическим кодом отработанные (код по ФККО 921 130 02 504), складировать по количеству и по виду, обеспечить временное хранение с последующей утилизацией.

Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела товарными накладными, актами на списание готовой продукции, актами о браке готовой продукции, разрешениями на вывоз товаров и выезд транспортного средства с территории ОЭЗ, а также актами оказанных услуг за период с 01.07.2016 по 31.12.2016 (т. 1 л.д. 63-121, 124-133, т. 3 л.д. 1-12).

Согласно письму ООО «Стандартпром» № 62 от 18.10.2018 общество не осуществляет утилизацию изношенных автомобильных покрышек и вулканизированных автомобильных покрышек, полученных в результате технологического брака в производстве, на своей площадке, для данных целей ООО «Стандартпром» заключены договоры на утилизацию изношенных автомобильных покрышек и вулканизированных автомобильных покрышек полученных в результате технологического брака в производстве, в том числе от ООО «ЙОКОХАМА Р.П.З.» с ООО «ПРОМДРОБЛЕНИЕ» (договор № 712 от 28.09.2015, с доп. соглашениями № 1 и № 2, лицензия серия 077 № 00118), ООО «ЧРЗ», (договор № 28-4 от 01.06.2016 с доп. соглашением № 1, лицензия № 077 283 от 12.05.2016), ИП Аббакумовым Д.А. (договор № 61 от 01.06.2017, лицензия № 077 58). (т. 3 л.д. 136).

Липецкая таможня, ссылаясь на указанные обстоятельства, а также на то, что в представленных товарных накладных отсутствуют сведения о моделях и артикулах бракованных шин, их количестве, указано лишь наименование вывозимого товара - резино-технические отходы, а вывоз осуществлялся навалом, полагает, что данные факты свидетельствуют о том, что вывезенные ООО «ЙОКОХАМА Р.П.З.» с территории ОЭЗ ППТ «Липецк» отходы использовались в дальнейшей коммерческой деятельности, как для производства резиновой крошки, так и для их реализации в неизменном состоянии.

Вместе с тем, судом установлено, что согласно актам оказанных услуг за период с 01.07.2016 по 31.12.2016 ООО «Стандартпром» исполнены, а ООО «ЙОКОХАМА Р.П.З.» приняты услуги по утилизации отходов резины.

По представленным в материалы дела платежным поручениям за тот же период Заказчик оплатил Исполнителю указанные услуги.

Доказательств того, что резидент получал за реализацию резино-технические отходов (бракованных шин) дополнительный доход, таможней в материалы дела не представлено.

При этом согласно акту камеральной проверки, а также оспариваемому решению, таможенный орган в пределах своей компетенции исследовал всю необходимую документацию общества, а также документы, представленные ПО «Сбербанк России» Липецкое отделение №8593, АО «Мидзухо Банк (Москва)», электронную базу данных таможенных деклараций, а также иную информацию, имеющуюся в распоряжении Липецкой таможни.

Таким образом, суд области пришел к верному выводу о недоказанности таможней доводов об использовании ООО «ЙОКОХАМА Р.П.З.» отходов в коммерческой деятельности как для производства резиновой крошки, так и для их реализации в неизменном состоянии.

На основании изложенного, заявленные требования ООО «ЙОКОХАМА Р.П.З.» правомерно удовлетворены судом первой инстанции.

С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.

Несогласие заявителя жалобы с выводами суда первой инстанции не свидетельствует о наличии оснований для отмены принятого по делу решения. Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения не имеется.

Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в полном соответствии с заявленными требованиями.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Липецкой области от 03.03.2020 по делу № А36-11721/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Липецкой таможни – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                              Е.В. Малина

Судьи                                                                                       Т.И. Капишникова

                                                                                                М.Б. Осипова