ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 19АП-2261/20 от 07.08.2020 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

14 августа 2020 года

город Воронеж

Дело № А35-11880/2019

Резолютивная часть постановления объявлена 7 августа 2020 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 14 августа 2020 года.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи

судей

ФИО1,

ФИО2,

ФИО3

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степиной В.А.,

при участии:

от Фонда «Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области» (ИНН <***>, ОГРН <***>, далее – Фонд или заявитель):

от Государственной жилищной инспекции Курской области (ИНН <***> ОГРН <***>, далее – ГЖИ Курской области или инспекция):

ФИО4, представитель по доверенности  от 09.01.2020 № 6

ФИО5, представитель по доверенности от 09.01.2020 № 01-26/1

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ГЖИ Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 11.03.2020 по делу № А35-11880/2019, принятое по заявлению Фонда «Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области»к ГЖИ Курской области о признании недействительным предписания от 16.10.2019 № 2791,

УСТАНОВИЛ:

Фонд «Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области» обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене предписания государственной жилищной инспекции Курской области от 16.10.2019 № 2791.

Решением Арбитражного суда Курской области от 11.03.2020 по делу № А35-11880/2019 заявленные требования удовлетворены.

Признано недействительным предписание государственной жилищной инспекции Курской области от 16.10.2019 № 2791, вынесенное в отношении Фонда «Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области».

Не согласившись с принятым судебным актом, ГЖИ Курской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.

Податель жалобы ссылается на соответствие оспариваемого предписания требованиям законодательства.

ГЖИ Курской области полагает, что заявитель несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями.

Судебное разбирательство по делу откладывалось на 07.08.2020.

В судебном заседании представитель ГЖИ Курской области поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.

Представитель Фонда возражал против доводов апелляционной жалобы, признавал решение суда законным и обоснованным.

Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что Фондом в порядке, установленном постановлением Администрации Курской области от 11.07.2014 № 419-па «Об утверждении Порядка привлечения Фондом «Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области» подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме» был объявлен конкурс по привлечению подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <...>.

Решением конкурсной комиссии по открытому конкурсу с реестровым номером 7.КР.2015 на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества (кровель, фасадов, внутридомовых инженерных систем, фундамента) многоквартирного дома №16 по ул. Ленина г. Железногорска, включенного в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Курской области на 2014-2016 г.г., победителем признано ООО «ЭКАС-Оргпищепром+».

В связи с этим, между Фондом «Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области» и ООО «ЭКАС-Оргпищепром+» заключен договор от 10.07.2015 КР-012/2015 строительного подряда на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов.

Условия договора от 10.07.2015 КР-012/2015 строительного подряда на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов выполнены в полном объеме и с надлежащим качеством; выполненные работы приняты комиссией с участием представителей заказчика, исполнителя, собственников, администрации, без замечаний, о чем свидетельствует акт о приемке выполненных работ по договору от 10.07.2015 КР-012/2015 строительного подряда (т. 1 л.д. 42-67).

На основании распоряжения заместителя начальника государственной жилищной инспекции Курской области ФИО6 от 09.08.2019 № 2000 была проведена проверка в отношении Фонда «Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области».

По результатам проверки консультантом отдела по контролю за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, и обеспечением сохранности этих средств государственной жилищной инспекции Курской области ФИО7 составлен акт проверки от 21.08.2019 № 2000, которым установлено, что проведенным контролем с выездом на место 13.08.2019 при обследовании кровли над квартирой № 62 по ул. Ленина. 16, г. Железногорска Курской области в чердачном помещении следов протечек не выявлено, конструктивные элементы кровли находятся в удовлетворительном техническом состоянии.

Доступ в квартиру № 62, для установления факта залития предоставлен не был. В то же время, при осмотре балкона с улицы данной квартиры установлено, что на парапетных плитах (стыках) над балконом, имеются следы залития.

По результатам проверки государственной жилищной инспекцией Курской области в адрес Фонда выдано предписание от 21.08.2019 № 2000, согласно которому указано на нарушение Фондом требований статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации, и предписано выполнить следующие мероприятия: обеспечить выполнение работ по установлению и устранению причин образования следов залития на парапетных плитах над балконом кв. 62 по ул. Ленина г. Железногорска.

На основании распоряжения государственной жилищной инспекции Курской области от 04.10.2019 № 2791 проведена внеплановая выездная проверка выполнения работ по предписанию об устранении нарушений от 21.08.2019 № 2000 по адресу: <...>.

Результаты проверки зафиксированы актом проверки от 16.10.2019 № 2791, согласно которому проведенным контролем на месте 08.10.2019 установлено, что работы, указанные в предписании от 21.08.2019 № 2000, по обеспечению выполнения работ по установлению и устранению причин образования следов залития на парапетных плитах и над балконом квартиры № 62 по адресу: <...>, не выполнены.

По результатам проверки исполнения предписания от 21.08.2019 № 2000, государственной жилищной инспекцией Курской области в адрес Фонда «Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области» было выдано предписание от 16.10.2019 № 2791, согласно которому: указано на нарушение Фондом требований статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации; на заявителя возложена обязанность в срок до 05.12.2019 обеспечить выполнение работ по установлению и устранению причин образования следов залития на парапетных плитах над балконом кв. 62 по ул. Ленина г. Железногорска.

Не согласившись с указанным предписанием от 16.10.2019 № 2791, Фонд обратился в арбитражный суд за судебной защитой.

Арбитражный суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу, что нарушение, вменяемое Фонду и указанное в предписании от 16.10.2019 № 2791, достоверно не установлено, так как обстоятельства, приведенные в предписании как доказательства нарушения, фактически отражены в этом предписании в качестве обстоятельств, требующих дополнительной проверки причин их наступления.

Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда области в силу следующего.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Фонд «Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области» является специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Курской области (региональный оператор).

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) одной из функций регионального оператора является осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.

Частью 2 статьи 182 ЖК РФ установлены обязанности регионального оператора в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

В частности, региональный оператор обязан привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации и заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие, в том числе, установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами (пункт 3 части 2 статьи 182 ЖК РФ).

Согласно пункту 4 части 2 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор обязан контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации.

На основании пункта 11 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор обязан нести ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качество оказанных услуг и (или) выполненных работ в течение не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе за несвоевременное и ненадлежащее устранение выявленных нарушений.

На основании части 6 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.

Материалами дела подтверждается, что выполненные на основании договора от 10.07.2015 № КР-012/2045 между Фондом (заказчик) и ООО «ЭКАС-Оргприщепром+» (подрядчик) были приняты заказчиком по акту от 13.11.2015 без нареканий к качеству их выполнения (т.1 л.д. 42-67).

Основанием для проведения проверки ГЖИ Курской области послужило коллективное обращение жителей дома № 16 по ул. Ленина г. Железногорска по факту залития квартир в июне 2019 (т.2 л.д. 11-12), в материалах дела также имеется заявление лица, проживающего по адресу <...> (т.2 л.д. 29), согласно которому из-за протечки крыши произошло залитие указанной квартиры.

В ходе проверки в период с 13.08.2019 по 21.08.2019 ГЖИ Курской области установлено, что при осмотре балкона квартиры № 62 на парапетных плитах над балконом имеются следы залития, в связи с чем было выдано предписание от 21.08.2019 № 2000, согласно которому на Фонд возложена обязанность по установлению и устранению причин образования следов залития на парапетных плитах над балконом квартиры № 62 по улице Ленина 16, Железногорск (т.2 л.д. 112-115).

Указанное предписание Фондом оспорено не было, более того, оно было исполнено в части установления причин залития квартиры.

Из представленных в материалы дела писем Фонда от 13.08.2019 № 3419 (т.2 л.д. 26) и от 13.09.2019 № 3994 (т.1 л.д.124) следует, что заявителем была установлена причина протечки – заполнение системы ледяными массами, что послужило причиной механического повреждения желобов и образованию контруклона, с последующим замачиванием и разрушением штукатурно-покрасочного слоя фасада и залитием жилых квартир. Фондом признается, что протечки обусловлены нарушениями при проведении капительного ремонта и выявлены в течение срока гарантийного обязательства.

Вместе с тем, выявленные нарушения не были устранены Фондом, что было установлено в ходе проверки в период с 08.10.2019 по 16.10.2019 (т.1 л.д. 116-117). Документов, подтверждающих принятия Фондом мер по устранению выявленных нарушений, не представлено.

Суд апелляционной инстанции полагает, что Фонд как заказчик по договору подряда в соответствии с действующим законодательством и договором подряда обязан принять меры по устранению выявленных недостатков работ.

Региональный оператор несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором, при которой в силу прямого указания в законе ответственность регионального оператора возникает за действия (бездействие) третьих лиц, не являющихся стороной обязательства, возникающего между региональным оператором и собственниками помещений при организации проведения капитального ремонта общего имущества дома.

Указанный вывод соответствует правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Определении от 20.06.2017 № 6-КГ17-4.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о законности оспариваемого предписания.

Кроме того, апелляционной коллегией учитывается, что невыполнение Фондом требований предписания от 21.08.2019 № 2000, зафиксированное в акте проверки от 16.10.2019 № 2791, послужило основанием для привлечения Фонда к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 3 судебного района Центрального округа города Курска от 12.11.2019 Фонд «Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области» привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей за невыполнение в установленный срок предписания от 21.08.2019 № 2000, что подтверждается актом от 16.10.2019 № 2791. Решением Ленинского районного суда города Курска от 07.02.2020 указанное постановление мирового судьи оставлено без изменений.

Согласно указаниям Конституционного Суда РФ, изложенным в постановлении от 21.12.2011 № 30-П признание преюдициального значения судебного решения, направленное на обеспечение стабильности и общеобязательности этого решения и исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если имеют значение для его разрешения.

Оценка судом доказательств по своему внутреннему убеждению не означает допустимость ситуации, при которой одни и те же документы получают диаметрально противоположное толкование судов в разных делах без указания каких-либо причин для этого. Такая оценка доказательств не может быть признана объективной (определение Верховного Суда Российской Федерации от 14.06.2016 № 305-ЭС15-17704).

Таким образом, апелляционная коллегия исходит также из недопустимости принятия противоречащих друг другу судебных актов.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции находит требования Фона о признании недействительным предписания от 16.10.2019 № 2791 не подлежащими удовлетворению.

На основании вышеизложенного решение Арбитражного суда Арбитражного суда Курской области от 11.03.2020 по делу № А35-11880/2019 подлежит отмене.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Курской области от 11.03.2020 по делу № А35-11880/2019 отменить полностью.

В удовлетворении требования Фонда «Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области» о признании незаконным и отмене предписания государственной жилищной инспекции Курской области от 16.10.2019 № 2791 отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья

ФИО1

Судьи

ФИО2

ФИО3