ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
29 июня 2021 года Дело №А08-9575/2020
город Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2021 года
Постановление в полном объеме изготовлено 29 июня 2021 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Капишниковой Т.И.,
ФИО1,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
от акционерного общества «Лебединский ГОК»: ФИО2 – представителя по доверенности № 165 от 18.11.2020;
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Белгородской области: представитель не явился, извещён надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества «Лебединский ГОК» на решение Арбитражного суд Белгородской области от 24.03.2021 по делу №А08-9575/2020, по заявлению АО «Лебединский ГОК» (ИНН <***>, ОГРН<***>) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Белгородской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество «Лебединский ГОК» (далее – АО «Лебединский ГОК», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Белгородской области (далее – административный орган, Управление Росприроднадзора по Белгородской области) о признании незаконным и отмене постановления N274 от 03.11.2020 о назначении административного наказания, которым АО «Лебединский ГОК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.3 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Решением от 24.03.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом, АО «Лебединский ГОК» обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель полагает, что в действиях заявителя отсутствует объективная сторона административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ. Ссылается на то, чтов условиях лицензии и в техническом проекте разработки Лебединского и Стойло-Лебединского месторождения железистых кварцитов, утвержденного протоколом ЦКР ТПИ №155/118-стп от 28.08.2018, отсутствует обязанность АО «Лебединский ГОК» предоставлять отчеты о мониторингесостояния недр при добыче полезных ископаемых.
Считает необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что на заявителе, в силу условий лицензии, лежит обязанность по проведению мониторинга состояния недр при добыче полезных ископаемых, поскольку в лицензии БЕЛ 16056 ТЭ, выданной заявителю, обязанность по ведению мониторинга не установлена. Полагает, что суд первой инстанции неправильно истолковал норму, содержащуюся в подпункте «в» пункта 7 «Положения о порядке осуществления государственного мониторинга состояния недр Российской Федерации», утвержденного Приказом МПР РФ от 21 мая 2001 года № 433, что привело к принятию неправильного решения. Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве административный орган возражал против доводов апелляционной жалобы, указывая на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В судебное заседание представитель Управления Росприроднадзора по Белгородской области не явился.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст.ст.156, 266 АПК РФ, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела в отношении АО «Лебединский ГОК» с 24.09.2020 по 20.10.2020 согласно утвержденному ежегодному плану проведения плановых проверок и на основании распоряжения от 17.09.2020 NР-318 была проведена плановая, выездная проверка. По результатам которой, 03.11.2020 общество было привлечено к административной ответственности по ч.2 ст.7.3 КоАП РФ в связи с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, назначен административный штраф в размере 300 000 руб.
Правонарушение выразилось в отсутствии мониторинга состояния недр при добыче полезных ископаемых, что привело к пользованию недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд области пришел к выводу о том, что на заявителе лежит обязанность по проведению мониторинга состояния недр при добыче полезных ископаемых, признавпостановление N274 от 03.11.2020 о назначении административного наказания, которым АО «Лебединский ГОК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.
В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В рассматриваемом случае в вину Обществу вменяется отсутствие отчета по мониторингу состояния недр при разработке месторождений твердых полезных ископаемых, при наличии в лицензии данных требований.
Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ определено, что пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объективной стороной названного правонарушения является пользование недрами с нарушениями условий лицензии и привлечение к административной ответственности по данной норме возможно только при условии фактического пользования недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
Объектом данного административного правонарушения являются отношения, складывающиеся в связи с реализацией права государственной собственности на недра при недропользовании.
Субъективная сторона правонарушения состоит в умышленных действиях либо в бездействии.
Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) регулируются отношения, в частности, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр.
Согласно статье 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах, в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора (часть 3 статьи 11 Закона о недрах).
В силу пункта 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.
Как усматривается из материалов дела, Общество имеет лицензию на право пользования недрами БЕЛ 16056 ТЭ.
Заявитель указывает на то, что в условиях лицензии и в техническом проекте разработки Лебединского и Стойло-Лебединского месторождения железистых кварцитов, утвержденного протоколом ЦКР ТПИ N 2155/118-стп от 28.08.2018, отсутствует обязанность АО «Лебединский ГОК» предоставлять отчеты о мониторинге.
Приложением №1 к лицензии установлены условия пользования недрами.
Пункт 10 Условий предусматривает, что пользователь недр обязан выполнять установленные законодательством требования по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами.
АО «Лебединский ГОК» исполняет следующие обязанности, установленные п. 10 Условий пользования недрами:
1) оценка воздействия разработки месторождения на окружающую среду выполнена в рамках проекта разработки месторождения. Проект прошел экологическую и государственную экспертизу: заключение экспертной комиссии государственной экологической утверждено приказом Управления Росприроднадзора по Белгородской области от 15 февраля 2019 г. №42 г.Белгород, и Положительным заключением государственной экспертизы ФАУ "ГЛАВГОСЭКСПЕРТИЗА РОССИИ" № в ЕГРЗ 31-1-1-3-012956-2019 утвержденным 29.05.2019.
2) количество и качество погашаемых запасов железной руды, а также попутно добываемых вскрышных и скальных пород определяются геологической и маркшейдерской службами и в конце года отражаются в годовом балансе движения запасов по форме 5-ГР. Отчетная форма 5-ГР за 2019 год направлена 03.02.2020 в Верхне-Донское управление Ростехнадзора, Минпромторг России, ФБУ "ТФГИ по ЦФО", а также ФГУ НПП "Росгеолфонд", который является Российским федеральным геологическим фондом Министерства природных ресурсов России, что подтверждает участие АО "Лебединский ГОК" в Государственном мониторинге. Акты маркшейдерских работ по объемам добычи ПИ прилагались к акту проверки.
3) в сроки, предусмотренные нормативными актами, представлены формы ежегодной статистической отчетности: №2-ЛС "Сведения о выполнении условий пользования недрами при добыче твердых полезных ископаемых" за 2019 год - Верхне-Донскому управлению Ростехнадзора, отделу геологии и лицензирования по Белгородской и Курской областям, форма 70-тп "Сведения об извлечении полезных ископаемых при добыче" за 2019 год и форма 71-тп "Сведения о комплексном использовании полезных ископаемых при обогащении и металлургическом переделе, вскрышных пород и отходов производства" за 2019 год - Верхне-Донскому управлению Ростехнадзора, Минпромторг России, ФГУ НПП "Росгеолфонд", ФБУ "ТФГИ по ЦФО", информационный отчет о выполнении лицензионных условий за 2019 год - отделу геологии и лицензирования по Белгородской и Курской областям.
Пункт 13.2 Условий пользования недрами устанавливает, что дополнительных условий при предоставлении права пользования участком недр федерального значения, не установлено.
Согласно статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) требования в области охраны окружающей среды - предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, нормативами в области охраны окружающей среды, федеральными нормами и правилами в области охраны окружающей среды и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Определение государственного мониторинга окружающей среды также дано в статье 1 Закона об охране окружающей среды: государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) - комплексные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды.
Статья 63 Закона об охране окружающей среды устанавливает, что государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) осуществляется в рамках единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации, посредством создания и обеспечения функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), а также создания и эксплуатации уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти государственного фонда данных.
Статья 63.1 Закона об охране окружающей среды определяет цель создания Единой системы государственного экологического мониторинга (п.1), задачи данной системы (п.2), ее структуру (п.3), функции федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на ведение подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (п. 4).
Из положений указанных статей следует, что они не устанавливают конкретных обязанностей по мониторингу для недропользователей.
В силу пункта 3 статьи 63.1 Закона об охране окружающей среды Единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) включает в себя в том числе следующую подсистему: государственный мониторинг состояния недр.
Во исполнение положений Закона об охране окружающей среды приказом Министерства природных ресурсов №433 от 21.05.2001 утверждено «Положение о порядке осуществления государственного мониторинга состояния недр Российской Федерации» (далее - Положение).
Согласно Положению, Государственный мониторинг состояния недр или геологической среды (далее по тексту - ГМСН) представляет собой систему регулярных наблюдений, сбора, накопления, обработки и анализа информации, оценки состояния геологической среды и прогноза ее изменений под влиянием естественных природных факторов, недропользования и других видов хозяйственной деятельности.
ГМСН является составной частью (подсистемой) комплексной системы мониторинга окружающей природной среды (п.1 Положения).
Согласно пункту 4 Положения, система государственного мониторинга состояния недр состоит из нескольких подсистем, в том числе из подсистемы: мониторинг месторождений твердых полезных ископаемых.
Статья 36.2 Закона о недрах устанавливает, что государственный мониторинг состояния недр является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).
В силу пункта 2 статьи 36.2Закона о недрах, государственный мониторинг состояния недр осуществляется федеральным органом управления государственным фондом недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, из анализа Закона о недрах усматривается, что он не устанавливает конкретной обязанности ведения мониторинга месторождений твердых полезных ископаемых для недропользователя, а отсылает к законодательству об охране окружающей среды, т.е. к другой отрасли права. Соответственно, данная норма права является бланкетной.
Подпункт «в» пункта 7 Положения также не содержит норм, прямо устанавливающих порядок осуществления мониторинга, а гласит, что условия, объемы и виды мониторинга определяются в процессе получения участков недр в недропользование. Соответственно данная норма также является бланкетной и отсылает к лицензии, выдаваемой недропользователю.
Таким образом, вышеуказанные нормы законодательства прямо устанавливают, что условия, объемы и виды мониторинга определяются органами государственной власти при выдаче лицензии недропользователю.
Соответственно, недропользователь самостоятельно без прямого указания в лицензии условий, объемов и видов мониторинга не может и не должен определять порядок исполнения обязанности по мониторингу месторождений твердых полезных ископаемых.
В данном случае, в лицензии на недропользование БЕЛ 16056 ТЭ от 27.04.2016, выданной АО «Лебединский ГОК», отсутствует условие по ведению мониторинга, и не предусмотрена обязанность по разработке специальной программы. В Техническом проекте также не установлено обязанностей по ведению мониторинга месторождений твердых полезных ископаемых.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что на заявителе, исходя из требований п.10 лицензии БЕЛ 16056 ТЭ, лежит обязанность по проведению мониторинга состояния недр при добыче полезных ископаемых, является необоснованным, поскольку в спорной лицензии обязанность по ведению мониторинга не установлена.
С учетом изложенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что при осуществлении деятельности по пользованию недрами Заявителем не допущено нарушений условий, предусмотренных лицензией или Техническим проектом. Соответственно, в действиях Заявителя отсутствует объективная сторона административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 КоАП Российской Федерации.
Административным органом не представлено доказательств наличия в действиях АО «Лебединский ГОК» события, а соответственно и состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного, постановление №274 от 03.11.2020 о привлечении АО «Лебединский ГОК» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.3 КоАП РФ является незаконным и подлежит отмене.
При таких обстоятельствах апелляционную жалобу АО «Лебединский ГОК» следует удовлетворить, решение суда отменить.
Руководствуясь п.2 ст.269, ст.270, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Белгородской области от 24.03.2021 по делу №А08-9575/2020 отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Белгородской области №274 от 03.11.2020 о привлечении АО "Лебединский ГОК" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.3 КоАП РФ.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья А.И. ФИО3
судьи Т.И. Капишникова
ФИО1