ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
29 мая 2019 года Дело №А36-7954/2018
город Воронеж
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Бумагина А. Н., рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области (ОГРН <***>, ИНН <***>) на резолютивную часть решения Арбитражного суда Липецкой области (Судья ФИО1) от 19.09.2018 по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу №А36-7954/2018 по заявлению Государственного учреждения – Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Обществу с ограниченной ответственностью «Риелторский дом Бирюковых» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании 500 руб. финансовой санкции за представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за август 2016 года,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области (далее – ГУ – УПФ РФ в г. Липецке, Управление, пенсионный орган, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью «Риелторский дом Бирюковых» (далее – ООО «Риелторский дом Бирюковых», Общество, юридическое лицо) о взыскании 500 руб. финансовой санкции за представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за август 2016 года.
В соответствии с нормами гл.29 АПК РФ указанное заявление рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 19.09.2018 (мотивированное решение изготовлено 15.03.2019) в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой ссылается на незаконность и необоснованность решения суда, в связи с чем просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Обосновывая заявленное требование об отмене судебного акта, Управление указало, что в шестимесячный срок с даты исполнения требования об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 14.09.2017 №058S01171268075 обращалось в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании финансовой санкции. После отмены выданного приказа Фонд обратился с заявлением, рассмотренным по настоящему делу, и ходатайством о восстановлении пропущенного процессуального срока и у суда отсутствовали основания для отказа в удовлетворении данного ходатайства.
Согласно ч.1 ст.272.1 АПК РФ апелляционный суд рассматривает дело единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции полагает, что основания для отмены решения суда первой инстанции отсутствуют.
07.09.2016 ООО «Риелторский дом Бирюковых» представило в орган Пенсионного Фонда РФ отчетность по форме СЗВ-М за август 2016 года с типом «исходная» в отношении 1 застрахованного лица (т.1 л.д.8).
09.11.2016 Общество представило Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам за 9 месяцев по форме РСВ-1, в разделе 6.1 которого указаны сведения об одном застрахованном лице, но ином нежели, чем указано в сведениях по форме СЗВ-М (т.1 л.д.16, 111-116).
25.12.2016 в связи с выявленным расхождением в сведениях о застрахованном лице, содержащихся в отчетности по форме СЗВ-М и РСВ-1, в адрес юридического лица направлено требование о предоставлении необходимых пояснений или внесении соответствующих исправлений в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам и ежемесячную форму СЗВ-М «Сведения о застрахованных лицах» от 16.12.2016 №300 (т.1 л.д.17-25).
09.06.2017 Обществу направлено Уведомление о вызове страхователя для получения акта проверки об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования с уведомлением о дате его рассмотрения от 08.06.2017 №02-11/4859 (т.1 л.д.26-32).
16.06.2017 должностным лицом Управления по факту несоответствия данных в отчетности по форме СЗВ-М за август 2016 года и РСВ-1 за 9 месяцев 2016 года составлен Акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования с уведомлением о дате его рассмотрения №058S18170005205 (т.1 л.д.33-43). В данном акте также было указано, что рассмотрение материалов проверки состоится 03.08.2017 в 10 час. 00 мин. по адресу <...> каб. 414.
03.08.2017 Заместителем начальника Управления принято Решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования №058S19170006540 (далее – решение №058S19170006540) (т.1 л.д.44-54), которым Общество привлечено к ответственности по ч.3 ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон №27-ФЗ) за предоставление неполных и недостоверных сведении о застрахованном лице (форма СЗВ-М) за август 2016 года в размере 500 руб.
На основании решения №058S19170006540 Обществу 15.09.2017 направлено Требование об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 14.09.2017 №058S01171268075 (далее – требование №058S01171268075) (т.1 л.д.55-65).
27.03.2018 в связи с неисполнением требования №058S01171268075 ГУ – УПФ РФ в г. Липецке обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании 500 руб. финансовой санкции за представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за август 2016 года.
10.04.2018 Арбитражным судом Липецкой области по делу №А36-3625/2018 выдан судебный приказ, который определением суда от 28.04.2018 был отменен в связи с поступившими возражениями от ООО «Риелторский дом Бирюковых».
03.07.2018 Фонд обратился с заявлением о взыскании финансовой санкции с ООО «Риелторский дом Бирюковых», рассмотренным в рамках настоящего дела.
В соответствии с ч.1 ст.213 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Частью 6 статьи 215 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Соглашаясь с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования, апелляционный суд руководствуется следующим.
По смыслу ст.ст.3, 8.1, 11 Федерального закона №27-ФЗ, ст.28 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ "О страховых пенсиях" индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, предусмотренные п. 2 ст.11 Федерального закона №27-ФЗ и дополнительно сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лицах по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации.
Статьей 2 Федерального закона от 29.12.2015 №385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий» в Федеральный закон №27-ФЗ внесены изменения, которые вступили в силу с 1 апреля 2016 года.
Статья 11 Федерального закона №27-ФЗ дополнена п.2.2, в соответствии с которым страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика. Сведения предоставляются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления ПФ РФ от 01.02.2016 №83п.
Из содержания решения Управления №058S19170006540, следует, что ответчику вменено представление неполных (недостоверных) сведений, предусмотренных п.2.2 ст.11 Федерального закона №27-ФЗ.
Федеральным законом №385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий» статья 17 Федерального закона №27-ФЗ дополнена частью 4, согласно которой за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Федеральным законом от 03.07.2016 №250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» ч.3 ст.17 Федерального закона №27-ФЗ изложена в следующей редакции: "За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2-2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица".
Правоотношения по процедуре осуществления органами Пенсионного фонда Российской Федерации контрольных мероприятий, в том числе за индивидуальным (персонифицированным) учетом в системе обязательного пенсионного страхования, в спорный период (период представления должником сведений за 2016 год) регулировались Федеральным законом №212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
В соответствии с ч.2 ст.34 Федерального закона №212-ФЗ камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя органа контроля за уплатой страховых взносов в период трех месяцев со дня представления плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Часть 1 статьи 38 Федерального закона №212-ФЗ предусматривала, что в случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной проверки не позднее чем в течение 10 дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки, установленного ч.2 ст.34 настоящего Федерального закона, должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки.
На основании ч.ч.4, 5 ст.38 Федерального закона №212-ФЗ акт проверки в течение пяти дней с даты подписания этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
Лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта проверки вправе представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом плательщик страховых взносов вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в орган контроля за уплатой страховых взносов документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Согласно ст.39 Федерального закона №212-ФЗ акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока для представления возражений на акт. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю).
Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения в течение пяти дней после дня его вынесения может быть вручено лицу, в отношении которого вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного решения по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.
На основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого принято решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения, направляется в порядке, установленном статьей 22 названного Федерального закона, требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за совершение правонарушения.
В соответствии со ст.22 Федерального закона №212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по результатам проверки направляется плательщику страховых взносов в течение 10 дней со дня вступления в силу соответствующего решения.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании.
В силу ч.ч.5.5, 5.7 ст.19 Федерального закона №212-ФЗ заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Федеральный закон №212-ФЗ с 01 января 2017 года утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 №250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".
Таким образом, с 01.01.2017 года правоотношения по процедуре осуществления органами Пенсионного фонда Российской Федерации контрольных мероприятий, в том числе за индивидуальным (персонифицированным) учетом в системе обязательного пенсионного страхования, регулировались Налоговым кодексом РФ и Федеральным законом N 27-ФЗ.
В соответствии с положениями ст. 101.4 НК РФ при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена настоящим Кодексом (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 настоящего Кодекса), должностным лицом налогового органа в течение 10 дней со дня выявления указанного нарушения должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое нарушение.
В ч.ч.6-9, 12, 13, 15-17 ст.17 Федерального закона №27-ФЗ в редакции, действующей с 01.01.2017, установлено, что при выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена настоящей статьей, должностным лицом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, установившим правонарушение, составляется акт, который подписывается этим должностным лицом и лицом, совершившим такое правонарушение. Об отказе лица, совершившего правонарушение, подписать акт делается соответствующая запись в акте.
Акт в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, совершившему правонарушение, лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
Лицо, совершившее правонарушение, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт правонарушения, в течение 15 дней со дня получения акта вправе представить в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям, а также приложить к письменным возражениям документы (их копии, заверенные в установленном порядке), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Акт, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и решение по ним должно быть вынесено в течение 10 дней со дня истечения срока, в течение которого страхователем могли быть представлены письменные возражения по акту. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения в течение пяти дней после дня его вынесения может быть вручено лицу, в отношении которого вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления решения по почте заказным письмом датой вручения этого решения считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю).
В течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций. Требование об уплате финансовых санкций может быть передано страхователю (его уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.
Требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании.
Срок, в течение которого Фонд должен установить допущенное нарушение, и срок, в течение которого он должен обратиться в суд с требованием о взыскании финансовой санкции ст.17 Федерального закона №27-ФЗ не устанавливает.
К отношениям, связанным со взысканием штрафов, предусмотренных ст.17 Федерального закона №27-ФЗ, в отсутствие иного специального правового регулирования исходя из ч.6 ст.13 АПК РФ подлежат применению сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.
В силу положений п.3 ст.46, п.1 ст.47, п.2 ст.48, п.1 ст.115 НК РФ с заявлением о взыскании со страхователя суммы санкции управление вправе было обратиться в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования о ее уплате.
Согласно правовой позиции, изложенной в п.31 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 №57 «О некоторых вопросах, возникающих по применению арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», применимой при рассмотрении настоящего спора в связи с тождественностью правового регулирования процедуры взыскания налогов и страховых взносов, несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных п.2 ст.88, п.6 ст.89, п.п.1, 5 ст.101, п.п. 1, 6, 9 ст.101, п.п.1, 6, 10 ст.101.4, п.3 ст.140 (в случае подачи апелляционной жалобы), ст.70 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса Российской Федерации.
Правовая позиция о применении указанных положений изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 13.06.2018 №302-КГ18-6775.
Из материалов дела следует, что расчет РСВ-1, по результатам проверки которого выявлено представление неполных (недостоверных) сведений, был направлен ответчиком 09.11.2016.
С учетом совокупных сроков, предусмотренных законодательством для проведения камеральной проверки расчета по форме РСВ-1, составления акта о выявлении правонарушения, направления акта страхователю, направления возражений на акт, вынесения решения, направления решения страхователю, вступления решения в законную силу, вынесения требования, направления его страхователю, срока для исполнения требования, 6-месячного срока со дня истечения срока для исполнения требования, суд делает вывод, что как на день обращения Управления в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа (27.03.2018), так и на день обращения с заявлением, рассмотренным в рамках настоящего дела (03.07.2018), срок обращения в арбитражный суд истек.
Таким образом, поскольку нарушение пенсионным органом сроков проведения контрольных мероприятий, не может продлевать сроков для обращения в суд за взысканием финансовой санкции, подход, изложенный в Определениях Верховного суда Российской Федерации от 21.01.2019 №306-КГ18-16966, от 22.01.2019 №305-КГ18-17885, от 23.01.2019 №306-КГ18-17376, согласно которому в случае отмены судебного приказа срок для обращения в арбитражный суд с заявлением о взыскании финансовой санкции необходимо исчислять с даты отмены судебного приказа не подлежит применению.
Заявленное ходатайство обосновано признано судом первой инстанции не подлежащим удовлетворению.
Рассмотрев ходатайство заявителя о восстановлении пропущенного срока, суд первой инстанции посчитал его не подлежащим удовлетворению, поскольку заявителем не приведено уважительных причин пропуска, то есть обстоятельств, которые объективно препятствовали участнику процесса своевременно совершить необходимое процессуальное действие.
При этом, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о взыскании обязательных платежей обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность публичных правоотношений. Необоснованное восстановление пропущенного процессуального срока может привести к нарушению принципа правовой определенности и соответствующих процессуальных гарантий.
При таких обстоятельствах, ходатайство заявителя о восстановлении пропущенного срока обращения с заявлением о взыскании финансовой санкции за представление неполных (недостоверных) сведений персонифицированного учета правомерно отклонено судом первой инстанции.
Кроме того, Управлением не доказан состав правонарушения в отношении страхователя.
Частью 6 статьи 13 АПК РФ установлено, что в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм рассматривают дела исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных правовых актов (аналогия права).
В связи с тем, что нормы Федерального закона №27-ФЗ не содержит требования к содержанию решения, арбитражный суд апелляционной инстанции, исходя из ч.6 ст.13 АПК РФ, полагает возможным применить по аналогии закона нормы законодательства о налогах и сборах (абз.1 п.8 ст. 101 НК РФ).
В силу абз.1 п.8 ст.101 НК РФ в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей НК РФ, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.
Вывод о наличии неполных (недостоверных) сведений в отчете по форме СЗВ-М за август 2016 года, Управление обосновывает информацией, содержащейся в расчете по форме РСВ-1 за 9 месяцев 2016 года, однако достоверность расчета РСВ-1, не установлена.
Из пояснений Общества следует, что в Расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам за 9 месяцев по форме РСВ-1 в разделе 6.1 «Сведения о застрахованном лице» была допущена техническая ошибка, заключающаяся в неверном указании застрахованного лица, а именно вместо ФИО2 был указан ФИО3, не являвшийся работником ООО «Риелторский дом Бирюковых» в спорный период (т.1 л.д.115).
Указанная техническая ошибка Обществом в последующем была устранена путем представления 08.11.2017 года скорректированных сведений (т.1 л.д.129).
Какие-либо доказательства, свидетельствующие о том, что ФИО3 в августе 2016 года являлся работником ООО «Риелторский дом Бирюковых», и, следовательно, у последнего в отношении него имелась обязанность по предоставлению в пенсионный фонд сведений, предусмотренных п. 2.2 ст.11 Федерального закона №27-ФЗ, в материалах дела отсутствуют.
Из представленных Обществом сведений по форме СЗВ-М и отчетности по форме РСВ-1 за 2016 год следует, что в указанный период ФИО2 являлась единственным работником страхователя.
Доказательства, опровергающие указанное обстоятельство, в нарушение ч.1 ст.65 АПК РФ, заявителем не представлены.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.04.2011 №7-П, наличие состава правонарушения является необходимым основанием для всех видов юридической ответственности.
В связи с отсутствием состава правонарушения, заявленное требование о взыскании финансовой санкции нельзя признать обоснованным.
Таким образом, суд апелляционной инстанции делает вывод об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в силу ч.4 ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Исходя из результатов рассмотрения апелляционной жалобы, а также, учитывая, что в силу ст.333.37 НК РФ органы Пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, расходы по уплате государственной пошлины по настоящей апелляционной жалобе распределению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 269-271, 272.1 АПК РФ, арбитражный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 19.09.2018 (мотивированное решение изготовлено 15.03.2019) по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу №А36-7954/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным ч.4 ст.288 АПК РФ.
Судья А. Н. Бумагин