ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 19АП-2497/2021 от 30.06.2021 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда


ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

07 июля 2021 года                                                         Дело № А14-3363/2020

город Воронеж                                                                                          

Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2021 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 07 июля 2021 года.

      Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                                Миронцевой Н.Д.,

судей                                                                                           Донцова П.В.,                                                                                                                                           

                                                                                                     ФИО1,

при ведении протокола секретарем  судебного заседания  Степиной В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области и публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» в лице филиала «Воронежэнерго» на решение Арбитражного  суда   Воронежской   области   от   31.03.2021   по   делу  №А14-3363/2020 по заявлению публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в лице филиала «Воронежэнерго» о признании незаконными и отмене постановления и представления управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) от 14.02.2020 по делу №036- 04/9.21-17/2020 о совершении административного правонарушения,

третье лицо: общество с ограниченной ответственностью «ПС Отрадное» (ОГРН <***>, ИНН <***>),  

при участии:

от управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области: ФИО2 – представитель по доверенности №04-16/9065 от 15.12.2020, сроком действия до 15.12.2021, предъявлено служебное удостоверение,

от публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» в лице филиала «Воронежэнерго»: ФИО3 – представитель по доверенности №ДВР/23 от 30.04.2020, сроком действия по 18.10.2021, предъявлен паспорт;

 от общества с ограниченной ответственностью «ПС  Отрадное»:  ФИО4 – представитель по доверенности №17 от 22.06.2020, сроком действия на 1 год, предъявлен паспорт,

УСТАНОВИЛ:

Публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» (далее – ПАО «МРСК ЦЕНТРА», Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконными постановления управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее – УФАС по Воронежской области, Управление, антимонопольный орган) от 14.02.2020 по делу №036/04/9.21-17/2020 об административном правонарушении и представления от 14.02.2020.

Определением от 17.03.2020 указанное заявление было принято судом к производству.  К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «ПС  Отрадное» (далее – ООО «ПС Отрадное», третье лицо).

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 31.03.2021 постановление Управления от 14.02.2020 по делу № №036-04/9.21-17/2020 изменено в части назначения наказания, размер административного штрафа снижен до 600 000 руб.

Также суд признал незаконным и отменил представление антимонопольного органа от 14.02.2020 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения в части необходимости осуществления ПАО «МРСК Центра» действий по направлению в ООО ПС «Отрадное» оферты договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технических условий в срок 20 (рабочих) дней со дня установления Управлением по государственному регулированию тарифов Воронежской области индивидуального тарифа на технологическое присоединение к электрическим сетям объекта ООО ПС «Отрадное».

В удовлетворении остальной части требований отказано.

Не согласившись с  решением суда первой инстанции, УФАС по Воронежской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.

Считает доказанным все вмененные эпизоды нарушений, выражает несогласие со снижением штрафа до 600 000 руб. и   отменой представления в соответствующей части.

  ПАО «МРСК Центра», также обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.

Указывает на наличие оснований для снижения размера административного штрафа до 300 000 руб., поскольку вина Общества доказана лишь по одному эпизоду из четырех, вмененных.  

Ссылается на то, что допущенная просрочка не влияет на возможность и сроки направления документов для утверждения платы по индивидуальному проекту и последующее направление договора третьему лицу.

Считает, что пункты 1-3 представления возлагают на директора филиала «Воронежэнерго» обязанность совершить действия, которые не относятся к его компетенции, что является незаконным.

От ПАО «МРСК Центра» поступил отзыв с возражениями на апелляционную жалобу антимонопольного органа.

Указывает на то, что Правилами технологического присоединения не установлен срок направления сетевой организацией системному оператору проекта технических условий. До согласования проекта технических условий системным оператором для Общества не наступил срок направления пакета документов в регулирующий орган для утверждения платы по индивидуальному проекту, а до утверждения указанной платы – срок направления проекта договора третьему лицу.

От УФАС по Воронежской области и ООО «ПС Отрадное» поступили отзывы с возражениями на апелляционную жалобу Общества.

Антимонопольный орган ссылается на нарушение сроков направления уведомлений о предоставлении недостающей информации, и направления в вышестоящую организацию. Заявки на технологическое присоединение к электрическим сетям.

Третье лицо указывает на неполучение оригиналов технических условий от Общества по состоянию на 04.06.2021 и злоупотребление ПАО «МРСК Центра» доминирующим положением на рынке услуг по передаче электроэнергии.

В судебном заседании представитель ПАО «МРСК Центра» поддержал доводы апелляционной жалобы Общества,  просил ее удовлетворить. Просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы Управления по основаниям, изложенным в отзыве.

Представитель УФАС по Воронежской области поддержал доводы апелляционной жалобы антимонопольного органа, просил ее удовлетворить. Возражал против доводов апелляционной жалобы Общества по основаниям, изложенным в отзыве.

Представитель ООО «ПС Отрадное» также возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.

В ходе судебного разбирательства установлено следующее.

ООО «ПС Отрадное» обратилось в ПАО «МРСК Центра»-«Воронежэнерго» с заявлением от 31.08.2018  на технологическое присоединение к электрическим сетям энергопринимающих устройств заявителя – подстанции электрической ПС 110/10кВ (жилой микрорайон), расположенных на земельном участке с кадастровым номером 36:16:5400001:1407 по адресу: Воронежская область, Новоусманский район, центральная часть кадастрового квартала 36:16:5400001), с количеством точек присоединения - 2. Максимальная мощность энергопринимающих устройств составляет 3 30 00 кВТ (по 15 000 кВТ по каждой точке присоединения), при напряжении 110 кВ.

05.09.2018 ПАО «МРСК Центра»-«Воронежэнерго» направило (исх.ВР-10-3/8110) копию заявления ООО «ПС Отрадное» системному оператору – филиал ПАО «СО ЕЭС»- Воронежское РДУ для согласования проект индивидуальных технических условий, в соответствии с п.21 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861 (далее – Правила ТП).

С сентября 2018 года до января 2019 года между ПАО «МРСК Центра»- «Воронежэнерго» и ООО «ПС Отрадное» велась переписка по уточнению и представлению заявителем дополнительных сведений по заявке на технологическое присоединение (т.3 л.д. 125-145).

30.01.2019 ПАО «МРСК Центра»-«Воронежэнерго» письмом №МР1-ВР/26-1/704 уведомило ООО «ПС Отрадное» о нормативном продлении срока направления заявителю проекта договора об осуществлении технологического присоединения, сославшись на пункт 30.5 Правил ТП и на необходимость подачи соответствующей заявки на технологическое присоединение в вышестоящую сетевую организацию (ПАО «ФСК ЕЭС») для заключения договора.

26.02.2019 в ПАО «ФСК ЕЭС» (вышестоящая сетевая организация) поступила заявка №РР/ЦА-МР1/607 на технологическое присоединение энергопринимающих устройств ПАО «МРС Центра» (в интересах ООО «ПС Отрадное») максимальной мощностью 30 МВт.

В период с марта по июнь 2019 между ПАО «ФСК ЕЭС» и ПАО «МРСК Центра»- «Воронежэнерго» велась переписка по корректировке технических условий и предоставлению недостающих сведений.

23.05.2019 ПАО «МРСК Центра»-«Воронежэнерго» на обращение заявителя от 06.05.2019 исх. №06/0, письмом №МР1-ВР/10-27 повторно уведомило ООО «ПС Отрадное» о продлении срока направления заявителю проекта договора об осуществлении технологического присоединения в связи с необходимостью заключения договора между ПАО «ФСК ЕЭС» и ПАО «МРСК Центра» и дальнейшего утверждения платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств.

Также указанное уведомление содержит информацию о том, что после осуществления указанных мероприятий ПАО «МРСК Центра»-«Воронежэнерго» намерено направить заявителю соответствующий договор.

17.06.2019 ПАО «ФСК ЕЭС» письмом №М1/51/1476 уведомило ПАО «МРСК Центра»-«Воронежэнерго» о принятии в работу заявки №РР/ЦА-МР1/607.

21.06.2019 ПАО «ФСК ЕЭС» письмом №М1/51/1524 направило проект Технических условий на согласование системному оператору в филиал АО «СО ЕЭС»-ОДУ Центра. Технические условия указанными лицами после небольшой корректировки были согласованы и утверждены соответственно 25.07.2019 и 29.07.2019.

01.08.2019 ПАО «ФСК ЕЭС» (исх.№М1/51/1846) направило оферту договора об осуществлении технологического присоединения с техническими условиями в адрес ПАО «МРСК Центра»-«Воронежэнерго»

Указанная оферта была получена Обществом 14.08.2019, что подтверждается почтовым идентификатором 11951732389528.

На данную оферту ПАО «МРСК Центра»-«Воронежэнерго» 28.12.2019 направило (исх.РР/ЦА/3590) в адрес ПАО «ФСК ЕЭС» подписанный договор с протоколом разногласий. В окончательном виде договор был подписан ПАО «МРСК Центра»-«Воронежэнерго» 10.02.2020.

 11.09.2019 в УФАС по Воронежской облатси поступила жалоба ООО «ПС Отрадное» на действия (бездействия) ПАО «МРСК Центра»-«Воронежэнерго» в части несоблюдения порядка, сроков рассмотрения заявки на технологическое присоединение к электрическим сетям энергопринимающих устройств заявителя, сроков заключения договора с ООО «ПС Отрадное» и предоставления недостоверных сведений в адрес заявителя.

Антимонопольным органом был направлен ряд запросов для предоставления необходимой информации как в адрес подателя жалобы, так и в адрес ПАО «МРСК Центра»- «Воронежэнерго», ПАО «ФСК ЕЭС».

В ходе рассмотрения обращения ООО «ПС Отрадное» и представленных документов от выше указанных лиц, УФАС по Воронежской области были выявлены признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ, Кодекс).

29.01.2020 по делу об административном правонарушении № 036/04/9.21-17/2020 в отношении ПАО «МРСК Центра» в присутствии защитников Общества ФИО3 по доверенности от 22.11.2019 №Д-ВР и ФИО5 по доверенности от 16.12.2019 №Д-ВР/714 был составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.9.21 КоАП РФ.

Обществу вменено нарушение Правил технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств заявителя, а именно:

1)  нарушение абзацев 14 и 15 пункта 15 Правил технологического присоединения в части сроков, установленных для подписания направленной ПАО «ФСК ЕЭС» (вышестоящая сетевая организация) оферты договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям или направлении мотивированного отказа от ее подписания (срок до 28.08.2019);

2) нарушение абзаца 3 пункта 15 Правил технологического присоединения в части сроков по направлению ООО «ПС Отрадное» оферты договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (срок до 10.12.2019).

14.02.2020 Управлением в присутствии защитников Общества ФИО3 и ФИО5 были рассмотрены материалы административного дела № 036/04/9.21-17/2020 и вынесено постановление о признании ПАО «МРСК Центра» виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.9.21 КоАП РФ. Обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 850 000 руб.

При назначении наказания антимонопольным органом учтено наличие повторности совершения административного правонарушения, что подтверждается постановлениями по делу об административном правонарушении от 22.03.2019 №036/04/9.21-44/2019, от 05.04.2019 №036/04/9.21-66/2019, от 16.05.2019 по делу №036/04/9.21-117/2019, от 24.07.2919 по делу №036/04/9.21-187/2019, от 06.08.2019 по делу №036/04/9.21-200/2019, от 19.09.2019 по делу №036/04/9.21-267/2019, от 03.10.2019 по делу №036/04/9.21-311/2019, от 25.10.2019 по делу №036/04/9.21-336/2019, от 23.11.2019 по делу №036/04/9.21-312/2019 по части 2 ст.9.21 КоАП РФ.

Также Управлением учтено, что на момент рассмотрения административного дела ООО «ПС Отрадное» не получило оферты договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технические условия (общий срок рассмотрения 555 рабочих дней), что повлекло наличие убытков у ООО «ПС Отрадное» в виде упущенной выгоды в размере 24 0000 000 и неустойки в размере 5 000 000 руб.

Пунктом 3 Управление постановило направить ПАО «МРСК Центра» представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения для исполнения.

Соответствующее представление было вынесено в адрес Общества 14.02.2020.

Согласно указанному представлению ПАО «МРСК Центра» необходимо принять меры по устранению административного правонарушения и условий, способствующих его совершению.

В этих целях исполняющему обязанности генерального директора – директору филиала ПАО «МРСК Центра» -«Воронежэнерго» ФИО6 необходимо совершить следующие действия:

1) издать распорядительный документ о недопущении сотрудниками филиала ПАО «МРС Центра» -«Воронежэнерго» действий по нарушению установленных Правилами требований, предусматривающих сроки осуществления процедур, связанных с заключением договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и выдачи технических условий;

2) довести указанный распорядительный документ до сведения всех сотрудников, в должностные обязанности которых входят обеспечение соблюдения филиала ПАО «МРС Центра» требований Правил;

3) обеспечить контроль за исполнением указанного распорядительного документа;

4) направить в ООО «ПС Отрадное» оферту договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технические условия.

Срок выполнения пунктов 1-3 представления установлен один месяц со дня его получения ПАО «МРС Центра».

Срок выполнения пункта 4 представления – 20 рабочих дней со дня установления Управлением по государственному регулированию тарифов Воронежской области индивидуального тарифа на технологическое присоединение к электрическим сетям объекта ООО «ПС Отрадное».

Не согласившись с вынесенными 14.02.2020 постановлением и представлением, ПАО «МРСК Центра» обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением по настоящему делу.   

Исследовав  материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям, которая влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 100 000 до 500 000 рублей.

Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, которая влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 600 000 до 1 000 000 рублей.

Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения в области энергетики.

Объективную сторону указанного правонарушения составляет нарушение правил установленного недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям субъекта естественной монополии.

Субъектом правонарушения являются, в том числе, юридические лица.

Субъективная сторона характеризуется виной.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливает, как указано выше, Федеральный закон от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее  - Закон об электроэнергетике, Закон №35-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 26 названного Закона технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, далее – Правила технологического присоединения, Правила), и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

По договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий по разработке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным оператором технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).

Пунктом 3 Правил установлено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им (заявителем) настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

В соответствии с абзацем 3 пункта 15 Правил технологического присоединения в адрес заявителей, за исключением случаев осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту, сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и подписанные технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 20 рабочих дней со дня получения заявки.

В случае осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, установленные пунктом 30(4) настоящих Правил.

В соответствии с пунктом 30.4 Правил сетевая организация направляет заявителю проект договора, индивидуальные технические условия (в случае, если индивидуальные технические условия в соответствии с настоящими Правилами подлежат согласованию с системным оператором, - индивидуальные технические условия, согласованные с системным оператором), являющиеся неотъемлемым приложением к этому договору, а также решение уполномоченного органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов об утверждении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту не позднее 3 рабочих дней со дня вступления в силу указанного решения.

При необходимости согласования технических условий с системным оператором указанный срок по инициативе сетевой организации может быть увеличен на срок согласования технических условий с системным оператором. В этом случае заявитель уведомляется об увеличении срока и дате его завершения.

В соответствии с пунктом 21 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлениеи Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила №861) в целях подготовки технических условий сетевая организация в течение 5 рабочих дней с даты получения заявки направляет ее копию на рассмотрение системному оператору.

Системный оператор в течение 15 дней со дня получения проекта технических условий от сетевой организации рассматривает заявку и осуществляет согласование проекта технических условий на технологическое присоединение в отношении присоединяемых объектов по производству электрической энергии.

В силу пункта 30.5 Правил №861 в случае если для осуществления технологического присоединения энергопринимающего устройства заявителя по индивидуальному проекту сетевой организации необходимо осуществление строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, не включенного в инвестиционные программы на очередной период регулирования, и (или) сетевой организации необходимо подать заявку на осуществление технологического присоединения в вышестоящую сетевую организацию, срок направления сетевой организацией заявителю проекта договора, индивидуальных технических условий, являющихся неотъемлемым приложением к договору, и расчета платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту продлевается на срок, установленный для заключения договора с вышестоящей сетевой организацией, и на срок расчета уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту, определяемой для вышестоящей сетевой организации в отношении объектов указанного заявителя.

Пунктами 14 и 15 Правил технологического присоединения предусмотрено, что в случае несогласия с представленным сетевой организацией проектом договора и (или) несоответствия его настоящим Правилам заявитель вправе в течение 10 рабочих дней со дня получения подписанного сетевой организацией проекта договора и подписанных технических условий направить сетевой организации мотивированный отказ от подписания проекта договора с предложением об изменении представленного проекта договора и требованием о приведении его в соответствие с настоящими Правилами. Указанный мотивированный отказ направляется заявителем в сетевую организацию заказным письмом с уведомлением о вручении.

Таким образом, как обосновано указал суд области, в целях технологического присоединения со сложным характером (индивидуальный проект, более высокая мощность энергопринимающих устройств) перед направлением потребителю проекта договора с техническими условиями для подписания необходимо было осуществить ряд действий: согласование проекта технических условий с системным оператором; направление заявки техприсоединения в вышестоящую сетевую организацию и заключение соответствующего договора с ней; направление заявления об установлении  платы в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов и ее утверждение.

При этом сетевая организация, получив от вышестоящей (смежной) сетевой организацией проект договора должна в течении 10 дней подписать договор или направить соответствующий отказ от подписания проекта договора с предложением об изменении представленного проекта договора и требованием о приведении его в соответствие с настоящими Правилами.

Поскольку оферта была получена Обществом от вышестоящей организации 14.08.2019, десятидневный срок на подписание договора или отказа от его подписания истекал 28.08.2019.

Фактически договор был подписан 10.02.2020, то есть с нарушением установленного срока.

Исходя из того, что Общество нарушило установленные законодательством сроки подписания договора с сетевой организацией, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в его действиях усматривается событие и состав вмененного правонарушения по данному эпизоду.

Существенных нарушений процедуры  привлечения к административной ответственности  судом не установлено, постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ

Согласно части 1 статьи 1.5 данного КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу части 2 статьи 2.1 этого КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В данном случае правонарушение выразилось в бездействии.

Неустранимых сомнений в виновности общества апелляционная коллегия не усматривает.

Обстоятельств, исключающих вину общества, не установлено.

Между тем, как обосновано указал суд области со ссылкой на положения пункта 30.5 Правил №861, поскольку решение уполномоченного органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов об утверждении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту не было принято, то считать нарушенными сроки направления оферты заявителю преждевременно. Направление такой оферты возможно только после утверждения соответствующих тарифов указанным решением уполномоченного органа.

При указанных обстоятельствах доводы апелляционной жалобы Управления о наличии в действиях (бездействии) Общества состава правонарушения по эпизоду, связанному с  направлением оферты в адрес ООО «ПС Отрадное» не могут быть приняты во внимание.

Наличие квалифицирующего признака – повторность, усматривается.

Таким образом, деяние квалифицировано верно.

Срок привлечения Общества к ответственности не был пропущен, нарушений процедуры привлечения Общества к ответственности не установлено.

Оценивая правомерность назначения Обществу наказания, суд первой инстанции обоснованно учел значительный размер штрафа, предусмотренный диспозицией п.2 ст.9.21 Кодекса, доказанность одного из всех вмененных нарушений,  отсутствие отягчающих обстоятельств, в связи с чем обоснованно снизил  размер назначенного штрафа до минимального предела, установленного санкцией ч.2 ст.9.21 Кодекса.

В свою очередь подлежит отклонению довод Общества о снижении административного штрафа до 300 000 руб., поскольку каких-либо оснований для применения положений пункта 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ и снижения штрафа ниже минимального размера, установленного частью 2 статьи 9.21 Кодекса для юридических лиц (600 000 руб.), суд апелляционной инстанции не усматривает. Произвольное снижение назначенного административным органом штрафа противоречит принципу соразмерности и целям административного наказания.

Оценивая доводы относительно представления от 14.02.2020, суд исходит из следующего.

Согласно части 1 статьи 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Представление выносится административным органом на основании обстоятельств, отраженных в постановлении о назначении административного наказания.

Поскольку у антимонопольного органа имелись основания для привлечения Общества к административной ответственности, у него также имелись основания для выдачи представления об устранении причин и условий, способствовавших его совершению в части пунктов 1-3 представления от 14.02.2020.

Суд учитывает, что указанными пунктами на Общество не возлагается обязанность совершения каких-либо конкретных действий, данные пункты направлены на недопущение нарушений, не нарушают прав  Общества.  

В то же время, учитывая выводы о необоснованном привлечении Общества к ответственности применительно к нарушению сроков направления оферты в адрес ООО «ПС Отрадное», судом обосновано сделан вывод о незаконности представления в соответствующей  части.

Выводы суда первой инстанции апелляционная коллегия считает логичными и правомерными, решение суда первой инстанции по существу - верным.

Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.

В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Воронежской области от 31.03.2021 по делу №А14-3363/2020 оставить без изменения, а апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.

   Председательствующий судья                                        Н.Д. Миронцева

    судьи                                                                                 П.В. Донцов

                                                                                               ФИО1