ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
20 апреля 2017 года Дело № А14-1504/2016
г. Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2017 года
Постановление в полном объеме изготовлено 20 апреля 2017 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Синюгиной Ю.А.,
при участии:
от открытого акционерного общества «Воронежгидроспецфундаментстрой»: ФИО1, представитель по доверенности от 04.02.2016 сроком на три года;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области: ФИО2, представитель по доверенности № 51-д от 28.12.2016 сроком до 31.12.2017.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Воронежгидроспецфундаментстрой» на решение Арбитражного суда Воронежской области от 16.12.2016 по делу № А14-1504/2016 (судья Максимович Т.Н.) по заявлению открытого акционерного общества «Воронежгидроспецфундаментстрой» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) в государственной регистрации права собственности на сооружение от 15.01.2016 №36/001/093/2015-5343; обязании устранить нарушения прав и законных интересов,
УСТАНОВИЛ :
Открытое акционерное общество «Воронежгидроспецфундаментстрой» (далее - заявитель, ОАО «Воронежгидроспецфундаментстрой», Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (далее – регистрирующий орган, Управление Росреестра по Воронежской области) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на сооружение – надземный и подземный газопровод высокого, среднего и низкого давления протяженностью 443 м, расположенное по адресу: <...>, кадастровый номер 36:34:0305003:535, выраженного в сообщении об отказе в государственной регистрации права от 15.01.2016 №36/001/093/2015-5343, и просит обязать Управление Росреестра по Воронежской области устранить нарушения прав и законных интересов ОАО «Воронежгидроспецфундаментстрой» путем осуществления государственной регистрации права собственности на вышеуказанный объект недвижимости.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 16.12.2016 по делу № А14-1504/2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Считая принятое решение незаконным и необоснованным, ОАО «Воронежгидроспецфундаментстрой» обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить данное решение и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель указывает на то, что оформление прав на земельные участки, необходимые для эксплуатации спорного газопровода как линейного объекта в силу ст. 90 ЗК РФ, п.п. 47, 48 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства от 20.11.2000 №878, не требуется, а, следовательно, не является необходимым предоставление правоустанавливающих документов на земельный участок. Кроме того, для строительства сооружений вспомогательного назначения выдача разрешения на строительство не требуется.
В ходе судебного заседания арбитражного суда апелляционной инстанции представитель Общества доводы апелляционной жалобы поддержал, считая обжалуемое решение незаконным и необоснованным, просил его отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области доводы апелляционной жалобы отклонил, считая обжалуемое решение законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав мнения лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, общество 01.12.2015 обратилось в Управление Росреестра по Воронежской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на созданный объект: сооружение (надземный и подземный газопровод высокого, среднего и низкого давления), кадастровый номер 36:34:0305003:535, назначение: нежилое, сооружения газохимического комплекса, протяженностью 443 м, расположенный по адресу: <...> (далее – спорный газопровод).
На государственную регистрацию были представлены:
- кадастровый паспорт сооружения от 24.10.2014 №36-00/5001/2014-419564;
- ордер № 170 от 18.07.2013 на производство земляных работ: прокладка сети газоснабжения, ордер № 170-А от 09.08.2013 на производство земляных работ: прокладка сети газоснабжения, выданные муниципальным казенным учреждением г. Воронежа «Городская дирекция дорожного хозяйства и благоустройства»;
- справка Управления главного архитектора городского округа Администрации городского округа город Воронеж от 02.09.2013 № 518 о том, что газопровод нанесен на планшеты г. Воронежа М1:500;
- акт разграничения балансовой принадлежности газопровода от сентября 2013 года.
Регистрация была приостановлена 14.12.2015 в связи с необходимостью представить правоустанавливающие документы на объект недвижимости и на земельный участок, на котором расположен объект.
Общество 13.01.2016 дополнительно представило на регистрацию технические условия на присоединение к газораспределительной сети объекта газификации природным газом от 30.04.2013.
Сообщением от 15.01.2016 № 36/001/093/2015-5343 Управление Росреестра отказало обществу в регистрации права собственности на спорный объект на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона №122-ФЗ от 21.07.1997 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон №122-ФЗ) - не представлены документы, необходимые для государственной регистрации прав, а именно: правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен объект недвижимого имущества, и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Заявитель полагая, что отказ Управления Росреестра в регистрации права не соответствует действующему законодательству, а именно: пункту 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ (Гр РФ), статье 5. 1 Закона Воронежской области от 07.07.2006 №61-ОЗ «О регулировании градостроительной деятельности в Воронежской области», статье 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации прав) и нарушает права и законные интересы общества, обратился в арбитражный суд с рассмотренными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявитель не представил на государственную регистрацию документы, необходимые для регистрации права собственности на спорный газопровод.
Апелляционная коллегия не усматривает оснований для отмены судебного акта и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт. решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, в том числе их возникновение, подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ)).
Государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты (статья 4 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ).
Государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения (статья 16 Закона N 122-ФЗ).
Основанием для государственной регистрации являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав (пункт 1 статьи 17 Закона N 122-ФЗ).
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В силу статьи 13 Федерального закона N 122-ФЗ одним из этапов государственной регистрации является проведение правовой экспертизы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются в том числе договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, проверка законности сделки проводятся органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на предмет установления отсутствия предусмотренных настоящим Федеральным законом оснований для отказа в государственной регистрации прав.
Требования к документам, устанавливающим наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемым на государственную регистрацию прав, определены в статье 18 Федерального закона N 122-ФЗ.
Документы, представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 1 статьи 18 Закона N 122-ФЗ).
В государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя (абзац 10 статьи 20 Закона N 122-ФЗ).
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав установлен частью 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ, в котором в том числе предусмотрено не представление документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Как следует из материалов дела, Общество в порядке статьи 25.3 Закона N 122-ФЗ обратилось в регистрирующий орган с заявлением о регистрации права собственности на сооружение - газопровод.
Согласно части 1 статьи 25.3 Закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, являются документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание и правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
По смыслу пунктов 10, 11 части 1 статьи 11 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) к объектам капитального строительства относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения, именуемые как линейные объекты.
Частью 1 статьи 51 ГрК РФ установлено, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (часть 2 статьи 51 Градостроительного кодекса).
В силу пункта части 17 статьи 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в том числе в иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
Таким образом, перечень объектов, при строительстве которых получение разрешения на строительство не требуется, предусмотренный Градостроительным кодексом, не является исчерпывающим и часть 17 статьи 51 указанного Кодекса представляет собой отсылочную норму, предусматривающую возможность субъектов Российской Федерации самостоятельно определять случаи, когда выдача разрешения на строительство не требуется.
Согласно статье 5.1. Закона Воронежской области от 07.07.2006 № 61-ОЗ «О регулировании градостроительной деятельности в Воронежской области» (далее - Закон №61-ОЗ), введенной законом Воронежской области от 05.05.2015 N 49-ОЗ, установлен перечень случаев, при которых не требуется выдача разрешения на строительство на территории Воронежской области, в том числе к таким случаям относятся:
- строительство и (или) реконструкция подземных, надземных, наземных газопроводов проектным рабочим давлением до 0,3 мегапаскаля включительно с диаметром до 200 миллиметров, в том числе газопроводов-вводов от точки присоединения к распределительному газопроводу до отключающего устройства, расположенного на границе сети газораспределения и сети газопотребления, при условии, что расстояние, измеренное по прямой линии, составляет не более 200 метров, и сооружений на них, а также строительства средств электрохимической защиты от коррозии данных газопроводов, не выходящих за пределы элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) (п. 4);
- строительство и (или) реконструкция подземных, надземных, наземных газопроводов проектным рабочим давлением от 0,3 до 1,2 мегапаскаля включительно, пунктов редуцирования газа, средств электрохимической защиты от коррозии газопроводов и иных сооружений, не выходящих за пределы элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) (п. 5).
Как установлено судом области и следует из материалов дела, спорный газопровод – это надземный и подземный газопровод высокого, среднего и низкого давления с двумя газорегуляторными пунктами ГРПШ-2А-02-2С и ГРПН-300-01-01, общей протяженностью 443 м, давление газа в точке подключения: максимальное: 0, 6 МПа, фактическое (расчетное): 0, 55 МПа, который расположен в пределах трех земельных участков с кадастровыми номерами 36:34:0305003:4, 36:34:0305003:117, 36:34:0303048:60, предназначен для отопления котельной.
Таким образом, расстояние спорного газопровода среднего и низкого давления превышает допустимое расстояние газопровода, при строительстве которого в силу п. 4 ч. 1 ст. 5.1 Закона №61-ОЗ разрешение на строительство не требуется.
Кроме того, согласно представленным заявителем на государственную регистрацию документам, строительство объекта было начато в июле 2013 года и закончено в сентябре 2013 г., в то время как ст. 5.1 Закона №61-ОЗ, устанавливающая случаи, не требующие выдачу разрешения на строительство, введена в действие 05.05.2015 и вступила в силу 16.05.2015.
Судом первой инстанции сделан вывод о том, что доказательства, достоверно подтверждающие строительство на земельных участках сооружения вспомогательного использования, на которое не требуется разрешение на строительство, не представлялись заявителем на государственную регистрацию.
Градостроительный кодекс не дает определение понятию "объект вспомогательного использования".
Вместе с тем, согласно статье 135 ГК РФ определено, что вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное.
Согласно пункту 10 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Закон N 384-ФЗ), к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности отнесены здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.
Оценивая газопровод, как объект вспомогательного использования необходимо учитывать позицию Минрегионразвития РФ, изложенную в письме от 25.06.2009 N 19669-ИП/08 "О проведении государственной экспертизы проектной документации отдельных объектов капитального строительства", согласно которой под строениями и сооружениями вспомогательного использования следует понимать сооружения пониженного уровня ответственности.
В связи с этим подводящий газопровод нельзя признать сооружением пониженного уровня ответственности и объектом вспомогательного значения.
Тот факт, что подводящий газопровод является опасным производственным объектом, не оспаривается заявителем.
Кроме того, сам по себе факт присоединения газопровода к зданию модульной котельной не свидетельствует о невозможности использования данного объекта как самостоятельного объекта.
Пункт 3 части 17 статьи 51 ГрК РФ регулирует отношения, связанные с выдачей разрешения на строительство, но не разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства (часть 10 статьи 55 ГрК РФ).
Частью 6 статьи 90 ЗК РФ установлено, что в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут предоставляться земельные участки для:
1) размещения наземных объектов системы нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов;
2) размещения наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта;
Границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения. Не разрешается препятствовать организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.
В пункте 7 раздела II Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации прав на создаваемые, созданные, реконструированные объекты недвижимого имущества, утвержденных приказом Федеральной регистрационной службы от 08.06.2007 N 113, указано, что документом, удостоверяющим выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструируемого, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (часть 1 статьи 55 ГрК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.
Согласно части 3 названной статьи для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию должны быть представлены правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, разрешение на строительство, акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора) и иные документы, названные в данной норме.
Из вышеизложенного следует, что для регистрации права собственности на объект недвижимости необходимо представить документы, подтверждающие предоставление обществу земельного участка для строительства (реконструкции), и разрешение на ввод в эксплуатацию.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что Общество не представляло на государственную регистрацию правоустанавливающие документы на земельные участки, на
которых расположен спорный газопровод, разрешение на строительство, на ввод объектов в эксплуатацию.
Исследовав повторно и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанций пришел к выводу, что в данном случае отказ регистрационного органа правомерен, прав Общества не нарушает и при условии представления заявителем необходимых для государственной регистрации документов, препятствий к совершению регистрационных действий не усматривается.
Доводы общества, считающего, что все необходимые документы были представлены на государственную регистрацию, не могут быть приняты во внимание, поскольку на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт такого сооружения, как газопровод, распространяются все требования законодательства, предусмотренные для строительства нового объекта. Однако представленными обществом документами не подтверждается соблюдение в полной мере этих требований.
Ссылка на возможность применения положений п.п.4,5 ст.5.1 Закона Воронежской области от 07.07.2006 №61-ФЗ была правомерно отклонена судом области.
Судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции также не установлено.
В связи с изложенным, решение арбитражного суда области не подлежит отмене, а апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
С учетом результатов рассмотрения апелляционной жалобы расходы по государственной пошлине относятся на заявителя по делу.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 16.12.2016 по делу № А14-1504/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Е.А. Семенюта
Судьи Н.Д. Миронцева
П.В. Донцов