ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
16 июня 2022 года Дело № А08-5402/2020
город Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 июня 2022 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Ушаковой И.В.,
ФИО1,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кривченко М.А.,
В судебное заседание представители общества с ограниченной ответственностью «ТехсапфирТрейд» и Белгородской таможни не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ТехсапфирТрейд» (ИНН <***>, ОГРН <***>) на решение Арбитражного суда Белгородской области от 11.04.2022 по делу № А08-5402/2020 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ТехсапфирТрейд» об оспаривании постановлений Белгородской таможни (ИНН <***>, ОГРН <***>) о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «ТехсапфирТрейд» (далее- (далее - заявитель, общество, ООО «ТехсапфирТрейд») обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Белгородской таможни (далее – таможня, административный орган) по делу об административном правонарушении №10101000-814/2020 от 09.06.2020 о назначении административного наказания по ст.16.3 КоАП РФ и постановления по делу об административном правонарушении № 10101000-815/2020 от 09.06.2020 о назначении административного наказания по ст.16.3 КоАП РФ в отношении ООО «ТехсапфирТрейд» (с учетом уточнений).
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 11.04.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО «ТехсапфирТрейд» обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требований.
Считает недоказанным состав вмененного административного правонарушения.
К материалам дела приобщен отзыв на апелляционную жалобу, поступивший от Белгородской таможни.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
31.07.2019 во исполнение контракта на поставку товара от 15.12.2014 №R-11/14, заключенного между ООО «ТехсапфирТрейд» и КРИСТАЛЛС ДИВИЖН РОТЕМ ИНДАСТРИС ЛТД., Израиль, ООО «ТехсапфирТрейд» на Белгородский таможенный пост Белгородской таможни (далее - Белгородский ТП) поданы декларации на товары (далее - ДТ) №10101030/120919/0014182, №10101030/310719/0011559, в которых обществом задекларирован товар - оптические детали: заготовка из синтетического корунда 94x17,5x4,3мм - 30 шт., (по ДТ №10101030/120919/0014182), заготовка из синтетического корунда 97x86x18мм – 4 шт. (по ДТ №10101030/310719/0011559). Содержание основного вещества А1203 в исходном корунде не менее 99,99 %. ТУ 2655-001-54671564-2011. Применяется в качестве оптического элемента в высокотемпературной среде для прибора - контроля высоких температур (графа 31 ДТ).
Товар в соответствии с контрактом от 15.12.2014 № R-11/14 помещается под таможенную процедуру ЭК10 (экспорт). Отправитель товара (декларант) - ООО «ТехсапфирТрейд», получатель - КРИСТАЛЛС ДИВИЖН РОТЕМ ИНДАСТРИС ЛТД, Израиль. Производитель ООО «ТЕХСАПФИР.
Указанный товар классифицируется по коду по ТН ВЭД ЕАЭС 9001 90 000 9.
Согласно графе 54 ДТ заполнение декларации на товары, представление сведений и документов осуществлялось ООО «ТехсапфирТрейд».
Декларантом ООО «ТехсапфирТрейд» в гр.44 ДТ представлена информация об идентификационном заключении от 20.02.2017 № 0007-17/6163027810 (код вида документа 01154/1). Информация о представлении данного документа также указана в описи документов ДТ под №1 - «Заключение (идентификационное), выдаваемое в соответствии с законодательством в области экспортного контроля государств - членов Евразийского экономического союза, о непринадлежности товаров к товарам, включенным в единые списки контролируемых товаров №0007- 17/6163027810 от 20.02.2017».
Представленное обществом заключение от 20.02.2017 №0007-17/6163027810 выдано Центром независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля (ЦЭК) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Южный федеральный университет», г. Ростов-на-Дону (далее также - ЦЭК ЮФУ) на товар: «Кристаллы синтетического корунда....» с общими выводами - «для осуществления внешнеэкономической операции, указанной в настоящем заключении, лицензия или иное разрешение, предусмотренное законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля, не требуется».
На запрос таможни из системы межведомственного электронного взаимодействия представлено формализованное в электронном виде идентификационное заключение №0007-17/6163027810 от 20.02.2017, выданное ЦЭК ЮФУ с общими выводами - «соответствует контролируемым товарам, требуется лицензия или разрешение ФСТЭК России».
15.11.2019 года начальником Белгородской таможни в соответствии со ст. 333 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее-ТК ЕАЭС) вынесено решение №10101000/210/151119/Р000051 о проведении выездной таможенной проверки в отношении ООО «ТехсапфирТрейд». Предмет проверки - достоверность сведений, заявленных в таможенных декларациях и (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенных декларациях (подп.2 п.6 ст.331 ТК ЕАЭС).
В ходе проведения проверки, на требование о представлении документов и сведений при выездной таможенной проверке от 15.11.2019 ООО «ТехсапфирТрейд» представило копию идентификационного заключения №0007-17/6163027810 от 20.02.2017 с общими выводами - «Для осуществления внешнеэкономической операции, указанной в настоящем заключении, требуется разрешение Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации».
При проверке сведений, указанных в данном заявлении установлено, что оно выдано на товар: «Кристаллы синтетического корунда....», классифицируемый кодом ТН ВЭД ЕАЭС 7104200000. Также ООО «ТехсапфирТрейд» представило Разрешение № 1293/19-СТ20, выданное 30.10.2019 Комиссией по экспортному контролю Российской Федерации ООО «ТехсапфирТрейд» на экспорт кристаллов синтетического корунда в разных формах в соответствии с контрактом от 15.12.2014 № R-11/14 (доп. соглашение № 5), страна назначения - Израиль.
Таможней установлено, что при вывозе товара, сведения о котором заявлены в ДТ №10101030/270919/0015191 с таможенной территории Евразийского экономического союза ООО «ТехсапфирТрейд» не представлено разрешение Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации и, тем самым, не соблюдены установленные международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запреты и ограничения.
По результатам выездной таможенной проверки составлен Акт №10101000/210/280220/А000051 от 28.02.2020.
26.05.2020 в отношении Общества вынесены протоколы об административном правонарушении №10101000-814/2020, №10101000- 815/2020. О дате и месте составления протоколов об административном правонарушении общество извещено надлежащим образом.
Согласно протоколам №10101000-814/2020, №10101000-815/2020 от 26.05.2020 Общество при вывозе товара – «оптические детали…» сведения о которой заявлены в ДТ №10101030/310719/0011559, №10101030/120919/0014182 с таможенной территории Евразийского экономического союза не соблюдены установленные международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запреты и ограничения.
Постановлением таможни от 09.06.2020 №10101000-814/2020 ООО «ТехсапфирТрейд» привлечено к административной ответственности по ст.16.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 120 000 руб.
Постановлением таможни от 09.06.2020 №10101000-815/2020 ООО «ТехсапфирТрейд» привлечено к административной ответственности по ст.16.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 120 000 руб.
Судом первой инстанции оспариваемые постановления отменены в части размера административного штрафа, штраф снижен до 60 000 руб. по каждому постановлению.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Статьей 16.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса, которая влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 50 000 до 300 000 рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Объектом вменяемого административного правонарушения является установленный порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Евразийского экономического союза, а также порядок соблюдения запретов и ограничений, установленных, в том числе нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Объективная сторона заключается в несоблюдении установленных международными договорами государств-членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации.
Субъектом правонарушения выступает лицо, в обязанности которого входит соблюдение установленных запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу.
Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется виной.
В силу подпункта 10 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса ЕАЭС (ТК ЕАЭС) запретами и ограничениями признаются применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.
Принципы осуществления государственной политики, правовые основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области экспортного контроля, а также определение права, обязанности и ответственность участников внешнеэкономической деятельности установлены Федеральным законом от 18.07.1999 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» (далее - Закон № 183).
Действие настоящего Федерального закона распространяется на внешнеэкономическую деятельность в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов, в части осуществления экспортного контроля в целях, установленных настоящим Федеральным законом.
Пунктом 2 статьи 20 Закона № 183-ФЗ установлено, что российские участники внешнеэкономической деятельности обязаны получить в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, разрешение межведомственного координационного органа по экспортному контролю на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами. интеллектуальной деятельности (правами на них), не подпадающими под действие списков (перечней), указанных в статье 6 настоящего Федерального закона, в случаях, если российские участники внешнеэкономической деятельности имеют основания полагать, что эти товары; информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности (права на них) могут быть использованы для создания оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения, и военной техники или приобретаются в интересах лиц, в отношении которых имеются полученные в соответствии с законодательством Российской Федерации сведения об их участии в террористической деятельности, либо если российские участники внешнеэкономической деятельности информированы, в письменной форме об этом специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области экспортного контроля.
Правила (порядок) получения разрешения комиссии по экспортному контролю Российской Федерации на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), которые могут быть использований иностранным государством или иностранным лицом в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо приобретаются в интересах организаций или физических лиц, причастных к террористической деятельности утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2005 № 517 (далее - Правила).
В соответствии с указанными Правилами российские участники внешнеэкономической деятельности обязаны в установленном настоящими Правилами порядке обратиться за получением разрешения Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации на осуществление внешнеэкономических операций с научно-технической продукцией (далее - разрешение) в случае, если они были информированы в письменной форме Федеральной службой по техническому и экспортному контролю о том, что научно-техническая продукция может быть использована иностранным государством или иностранным лицом в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо приобретается в интересах российских либо иностранных организаций или физических лиц, причастных к террористической деятельности; имеют основания полагать, что такая продукция может быть полностью или частично применена для предусмотренных абзацем первым настоящего пункта целей либо приобретается в интересах указанных организаций и лиц (пункт 2 правил утвержденных указанным постановлением).
Пунктом 3 Правил установлены случаи, в соответствии с которыми для участников внешнеэкономической деятельности имеются основания полагать, что экспортируемая (передаваемая иностранному государству или иностранному лицу) научно-техническая продукция может быть использована в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо приобретается в интересах; организаций или физических лиц, причастных к террористической деятельности.
Для участников внешнеэкономической деятельности основаниями полагать, что экспортируемая (передаваемая иностранному государству или. иностранному лицу) научно-техническая продукция может быть использована в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо приобретается в интересах организаций или физических лиц, причастных к террористической деятельности, в частности, кроме прочего, является: имеющаяся у российского участника внешнеэкономической деятельности информация о причастности иностранного лица, являющегося стороной по контракту, грузополучателем либо, конечным пользователем (потребителем) приобретаемой научно-технической продукции, к военным, программам в ядерной, химической, биологической или ракетной областях (подпункт 2 пункта 3 Правил).
Решение о выдаче либо об отказе в выдаче разрешения принимается Комиссией по экспортному контролю Российской Федерации на основании результатов государственной экспертизы внешнеэкономической сделки, проводимой в установленном порядке Федеральной службой по техническому и экспортному контролю совместно с Министерством иностранных дел Российской Федерации, Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству и при необходимости с другими федеральными органами исполнительной власти и организациями (пункт 5 Правил).
Действие настоящих Правил не распространяется на внешнеэкономические операции с продукцией военного назначения, а также с товарами и технологиями, включенными в списки (перечни) контролируемых товаров и технологий, утверждаемые указами Президента Российской Федерации (пункт 1 Правил).
При таможенном декларировании товаров сведения о Разрешении на вывоз товаров, подлежащих экспортному контролю, выданном уполномоченным государственным органом государств-членов Евразийского экономического союза в области экспортного контроля, реквизиты которого указываются в графе 44 ДТ (в соответствии с классификатором видов документов и сведений, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 378 «О классификаторах, используемых для заполнения таможенных документов») под кодом вида документа №01153» - «Разрешение (подтверждение) на ввоз (вывоз) товаров, подлежащих экспортному контролю, выданное уполномоченный государственным органом государств - членов Евразийского экономического союза в области экспортного контроля».
В рассматриваемом случае, Обществом не представлено разрешение Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации и, тем самым, не соблюдены установленные международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запреты и ограничения.
Факт нарушения подтверждается: протоколами об административном правонарушении от 26.05.2020 №10101000-814/2020, №10101000-815/2020, декларациями на товары №10101030/120919/0014182, №10101030/310719/0011559, идентификационным заключением №0007-17/6163027810 от 20.02.2017, актом выездной таможенной проверки №10101000/210/280220/А000051.
Следовательно, событие вмененного административного правонарушения подтверждается материалами дела.
Вина ООО «ТехсапфирТрейд» заключается в несоблюдении установленного порядка перемещения товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, а также порядка соблюдения запретов и ограничений, установленных в том числе нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Наказание в виде административного штрафа назначено Обществу таможенным органом в пределах санкции вмененного административного правонарушения, однако, суд первой инстанции, приняв во внимание характер совершенного правонарушения, степень вины Общества, а также отсутствие в оспариваемом постановлении установленных обстоятельств, отягчающих административную ответственность, пришел к выводу о наличии оснований для снижения назначенного административного штрафа до минимального размера, предусмотренного санкцией статьи 16.3 КоАП РФ - 60 000 руб.
Суд апелляционной инстанции полагает, что назначенное судом первой инстанции наказание отвечает признакам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Решение суда первой инстанции является верным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции апелляционная коллегия не имеется.
Кроме того, решением Арбитражного суда Белгородской области от 03.08.2021, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 12.10.2021 и постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 18.02.2022 требования Общества по делу № А08-3748/2020 о признании постановления незаконным удовлетворены в части. Постановление по делу об административном правонарушении №10101000-3079/2019 от 24.03.2020 по ст.16.3 КоАП РФ признано незаконным в части назначения наказания, административный штраф снижен до 50 000 руб. В остальной части требований отказано.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 11.04.2022 по делу № А08-5402/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья Н.Д. Миронцева
судьи И.В. Ушакова
ФИО1