ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 19АП-2696/2023 от 23.08.2023 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда



ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2023 года.  Постановление в полном объеме изготовлено 28 августа 2023 года. 

 Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Ботвинникова В.В.,

 ФИО1, 

 при ведении протокола секретарем судебного заседания Шипиловой Д.А., 

при участии: 

при участии:

от УФАС по Тамбовской области: представитель не явился, извещен 

надлежащим образом;

от ПАО «Россети Центр»: представитель не явился, извещен 

надлежащим образом;

от ООО «Спектр»,: представитель не явился, извещен надлежащим 

образом;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области  на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 27.03.2023 по делу №  А64-8975/2022 по заявлению публичного акционерного общества «Россети  Центр» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным  постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по  Тамбовской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) от  03.11.2022г. № 068/04/9.21-406/2022, 

третье лицо: общество с ограниченной ответственностью «Спектр», 

УСТАНОВИЛ:

Публичное акционерное общество «Россети Центр» в лице филиала  публичного акционерного общества «Россети Центр»-«Тамбовэнерго»  обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о  признании незаконным постановления Управления Федеральной 


антимонопольной службы по Тамбовской области от 03.11.2022 №  068/04/9.21-406/2022. 

Дело рассматривалось при участии третьего лица общества с  ограниченной ответственностью «Спектр» (далее также – ООО «Спектр»,  третье лицо). 

Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 27.03.2023  заявленные требования удовлетворены в части. 

Постановление УФАС по Тамбовской области от 03.11.2022 о  назначении административного наказания по делу № 068/04/9.21-592/2022  об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи  9.21 КоАП РФ в части назначения публичному акционерному обществу  «Россетти Центр» наказания в виде штрафа в размере 600 000 руб., признано  незаконным и изменено в части назначения административного наказания в  виде штрафа в размере 300 000 руб. 

Не согласившись с решением суда первой инстанции, УФАС по  Тамбовской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный  апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение отменить,  принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования. 

Считает, что оснований для снижения штрафа Обществу не имеется.
Рассмотрение дела откладывалось.

К материалам дела приобщен отзыв на апелляционную жалобу,  поступивший от ПАО «Россети Центр». 

Лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили, о  месте и времени судебного заседания, извещены надлежащим образом. 

Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст. ст. 156,  266 АПК РФ

В ходе судебного разбирательства установлено следующее.

 Филиала публичного акционерного общества «Россети Центр»«Тамбовэнерго» на территории Тамбовской области осуществляет  технологическое присоединение к электросетям. 

При проведении проверки состояния измерения электрической энергии и  работы/замены/допуска в эксплуатацию прибора учета ООО «Спектр»  работники ПАО «Россети Центр» в точке поставки электрической энергии  ПС 110/35/ЮкВ «Тамбовская № 6», ВЛ-10 № 19, опора № 52, ПКУ-10, ТП- 400 кВА (на балансе потребителя) по инициативе последнего и с согласия  ООО «Спектр» демонтировали прибор учета электрической энергии  Меркурий-230 ART-00 PQCSiGD № 07901575-11 и установили новый прибор  учета № 012288173701308, принадлежащий ПАО «Россети Центр». 

Замена прибора учета электрической энергии повлекла необходимость в  переоформлении акта об осуществлении технологического присоединения. 

В соответствии с п. 57 Правил № 861 восстановление (переоформление)  документов о технологическом присоединении осуществляется в случае  обращения в сетевую организацию потребителей электрической энергии,  собственников или иных законных владельцев объектов электросетевого  хозяйства с заявлением на восстановление (переоформление) документов о  технологическом присоединении (далее - заявление о переоформлении  документов). 


06.04.2022 заявление о переоформлении документов о  технологическом присоединении принято специалистом ПАО «Россети  Центр». 

Согласно п. 1.2 указанного договора срок подготовки и выдачи  документов устанавливается в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента  полной оплаты Заказчиком (ООО «Спектр») платежа, предусмотренного п.  3.3 настоящего договора. 

Срок выдачи документов о технологическом присоединении ООО  «Спектр» - не позднее 13.04.2022 (включительно). 

Пунктом 3.3 договора № 42217400 установлена стоимость подготовки и  выдачи пакета документов, которая подлежит оплате Заказчиком  Исполнителю в размере 1 998 рублей, в том числе НДС (20 %) в сумме 333  рублей. 

В соответствии с п. 79 Правил № 861 лицо, обратившееся с заявлением о  переоформлении документов, обязано компенсировать сетевой организации  затраты на переоформление документов о технологическом присоединении,  за исключением случаев, предусмотренных пунктом 27 настоящих Правил.  При этом размер компенсации затрат на изготовление указанных документов  не может превышать 1000 рублей за всю процедуру вне зависимости от  количества переоформляемых (восстанавливаемых) документов. 

Таким образом, сетевая организация незаконно завысила стоимость  услуги по восстановлению документов. 

ООО «Спектр» платежным поручением № 484 от 27.04.2022 оплатило  сетевой организации сумму в размере 1 998 руб. согласно договору №  42217400 от 27.04.2022. 

После обращения ООО «Спектр» (исх. от 18.04.2022) в сетевую  организацию о результатах рассмотрения заявки 18.05.2022 заявитель  получил акт об осуществлении технологического присоединения № 1 в трех  экземплярах в рамках исполнения договора на изготовление и выдачу акта об  осуществлении технологического присоединения от 27.04.2022 № 42217400. 

Определением от 22.07.2022 уполномоченным должностным лицом  Тамбовского УФАС России в отношении ПАО «Россетти Центр» возбуждено  дело № 068/04/9.21-406/2022 об административном правонарушении по части  2 статьи 9.21 КоАП РФ


19.09.2022 уполномоченным должностным лицом Тамбовского  УФАС России в отношении ПАО «Россети Центр», в присутствии защитника  Общества по доверенности № Д-ТБ/71 от 26.07.2022 Злобина К.Е. составлен  протокол об административном правонарушении № 068/04/9.21-406/2022 по  ч.2 ст.9.21 КоАП РФ

Как следует из протокола, обществу вменено нарушение п. 69 Правил  технологического присоединения № 861, выразившееся в нарушении срока  переоформления документов о технологическом присоединении. 

Постановлением Тамбовского УФАС России о назначении  административного наказания по делу об административном  правонарушении № 068/04/9.21-406/2022 от 03.11.2022 ПАО «Россети  Центр» признано виновным в совершении административного  правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи  9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  и привлечено к ответственности в виде административного штрафа в размере  600 000 рублей. 

Не согласившись с постановлением, ПАО «Россети Центр» обратилось в  суд с заявлением о признании его незаконным. 

Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд  апелляционной инстанции приходит к следующему. 

В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об  оспаривании решения административного органа о привлечении к  административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании  проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения,  устанавливает наличие соответствующих полномочий административного  органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли  законные основания для привлечения к административной ответственности,  соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не  истекли ли сроки давности привлечения к административной  ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. 

В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений  административных органов о привлечении к административной  ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших  основанием для привлечения к административной ответственности,  возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. 

Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная  ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил  (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного  порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным  нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам,  электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или  централизованным системам горячего водоснабжения, холодного  водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным  законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил  недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической  энергии, либо препятствование собственником или иным законным  владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке  воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их 


канализационным сетям, которая влечет наложение административного  штрафа на юридических лиц в размере от 100 000 до 500 000 рублей. 

Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная  ответственность за повторное совершение административного  правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, которая  влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере  от 600 000 до 1 000 000 рублей. 

Объектом указанного правонарушения выступают общественные  отношения в области энергетики. 

Объективную сторону указанного правонарушения составляет  нарушение правил установленного недискриминационного доступа или  установленного порядка подключения (технологического присоединения) к  электрическим сетям субъекта естественной монополии. 

Субъектом правонарушения являются, в том числе, юридические лица.
Субъективная сторона характеризуется виной.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики,  основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при  осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей  электрической энергии устанавливает, как указано выше, Федеральный закон  от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об  электроэнергетике, Закон № 35-ФЗ). 

Согласно части 1 статьи 26 названного Закона технологическое  присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих  устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству  электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства,  принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также -  технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном  Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств  потребителей электрической энергии, объектов по производству  электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства,  принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим  сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №  861, и носит однократный характер. 

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора  об осуществлении технологического присоединения к объектам  электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и  обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.  Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в  порядке, установленном Правительством Российской Федерации или  уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. 

Правила ТП № 861 определяют порядок технологического  присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической  энергии, объектов по производству электрической энергии, регламентируют  процедуру технологического присоединения, устанавливают существенные  условия договора об осуществлении технологического присоединения. 

В соответствии с пунктами 3 и 6 Правила ТП № 861 сетевая организация  на основании заявки заявителя обязана заключить с ним договор на  технологическое присоединение, а также выполнить в отношении 


энергопринимающих устройств заявителя мероприятия по  технологическому присоединению. 

Пунктом 57 Правил № 861 установлено, что восстановление  (переоформление) документов о технологическом присоединении  осуществляется в случае обращения в сетевую организацию потребителей  электрической энергии, собственников или иных законных владельцев  объектов электросетевого хозяйства с заявлением на восстановление  (переоформление) документов о технологическом присоединении (далее -  заявление о переоформлении документов). 

Согласно подпунктом «г» пункта 59 Правил № 861 заявитель в рамках  договора (в период его действия), собственник или иной законный владелец  ранее присоединенных энергопринимающих устройств (далее - лицо,  обратившееся с заявлением о переоформлении документов) вправе  обратиться в сетевую организацию лично или через представителя с  заявлением о переоформлении документов в случае наступления иных  обстоятельств, требующих внесения изменений в документы о  технологическом присоединении, в том числе связанных с опосредованным  присоединением. 

В соответствии с пунктом 69 Правил № 861 получении заявления о  переоформлении документов в связи со сменой собственника или иного  законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств  или с наступлением иных обстоятельств, вследствие которых возникает  необходимость внесения иных изменений, а также в связи с необходимостью  указания в них информации о максимальной мощности, если заявителем  представлены в сетевую организацию документы, указанные в подпунктах  "в" и "г" или "е" пункта 62 настоящих Правил, или такие документы имеются  в наличии у сетевой организации (с учетом пункта 66 настоящих Правил),  сетевая организация не позднее 7 дней со дня получения заявления о  переоформлении документов выдает лицу, обратившемуся с заявлением о  переоформлении документов, переоформленные документы о  технологическом присоединении, указанные в заявлении о переоформлении  документов, с учетом особенностей, установленных пунктом 61 настоящих  Правил. 

Как усматривается из материалов дела, с учетом даты заключения  договора (27.04.2022), срок выдачи документов о технологическом  присоединении ООО «Спектр» должно было быть произведено в срок не  позднее 13.04.2022. Фактически документы о технологическом  присоединении на момент обращения в УФАС по Тамбовской области  выданы не были, что свидетельствует о нарушении п. 69 Правил ТП № 861. 

ПАО «Россети Центр» направило акт об осуществлении  технологического присоединения № 1 только 18.05.2022, следовательно,  нарушив не только нормативно установленный срок выдачи документов (7  дней), но и срок, установленный в договоре (10 рабочих дней). 

Факт нарушения подтверждается: протоколом об административном  правонарушении от 19.09.2023; договором об осуществлении  технологического присоединения к электрическим сетям 27.04.2022. 

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ повторное  совершение однородного административного правонарушения - совершение  административного правонарушения в период, когда лицо считается 


подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей  4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного  правонарушения. 

Лицо, которому назначено административное наказание за совершение  административного правонарушения, считается подвергнутым данному  наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении  административного наказания до истечения одного года со дня окончания  исполнения данного постановления (статья 4.6 КоАП РФ). 

Наличие повторности как квалифицирующего признака вмененного  правонарушения подтверждено постановлением Тамбовского УФАС России  о привлечении ПАО «РОССЕТИ ЦЕНТР» к административной  ответственности по делу № 069/04/9.21-178/2021. Постановление вступило в  законную силу 13.01.2022. 

Таким образом, деяние квалифицировано правильно.

Существенных нарушений процедуры привлечения к административной  ответственности допущено не было. 

Срок давности привлечения к административной ответственности,  предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ не истек. 

Обстоятельств, исключающих вину Общества не усматривается.

С учетом изложенного, арбитражный суд первой инстанции пришел к  обоснованному выводу о доказанности состава правонарушения,  предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ

Частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что при назначении  административного наказания юридическому лицу учитываются характер  совершенного им административного правонарушения, имущественное и  финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие  административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие  административную ответственность. 

 В соответствии с требованиями части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при  наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером  совершенного административного правонарушения и его последствиями,  имущественным и финансовым положением привлекаемого к  административной ответственности юридического лица, судья, орган,  должностное лицо, рассматривающие дела об административных  правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения  по делам об административных правонарушениях, могут назначить  наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального  размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей  статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если  минимальный размер административного штрафа для юридических лиц  составляет не менее ста тысяч рублей. 

Судом первой инстанции установлено, что филиал осуществляет не  только предпринимательскую деятельность, но и социально значимую  функцию – участие в восстановлении электроснабжения во вновь  присоединенных субъектах Российской Федерации. 

Снижая штраф, суд первой инстанции не допустил нарушения норм  права, решение принято в пределах усмотрения, предоставленного законом. 

Выводы по данному делу согласуются с выводами суда кассационной  инстанции по делу № А64-5503/2022.  


Доводы заявителя, приведенные в апелляционной жалобе, фактически  направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и  имеющихся в деле доказательств. 

Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции не имеется. 

Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст.  270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов,  судом апелляционной инстанции не установлено. 

Решение суда первой инстанции является верным, апелляционная  жалоба удовлетворению не подлежит. 

В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании  решений административного органа о привлечении к административной  ответственности государственной пошлиной не облагается. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-269, 271  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  арбитражный суд, 

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 27.03.2023 по делу   № А64-8975/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без  удовлетворения. 

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть  обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального  округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции. 

Председательствующий судья Н.Д. Миронцева 

 судьи В.В. Ботвинников

 ФИО1