ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
19 июня 2019 года Дело № А14-24287/2018
город Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 14.06.2019.
Постановление в полном объеме изготовлено 19.06.2019.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Капишниковой Т.И.,
ФИО1,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
от главы крестьянского фермерского хозяйства ФИО2: ФИО3 – представитель по доверенности от 04.12.2018;
от субъекта Российской Федерации Воронежская область в лице Департамента аграрной политики Воронежской области: ФИО4 –представитель по доверенности №60-01-23/774 от 21.03.2019;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы КФХ ФИО2 на решение Арбитражного суда Воронежской области от 20.03.2019 по делу №А14-24287/2018 (судья Пригородова Л.В.), по иску субъекта Российской Федерации Воронежская область в лице Департамента аграрной политики Воронежской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) к главе крестьянского фермерского хозяйства ФИО2 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>), Воронежская обл., р.п. Таловая, о взыскании 118 750 руб. задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Субъект Российской Федерации Воронежская область в лице Департамента аграрной политики Воронежской области (далее – истец) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к главе крестьянского фермерского хозяйства ФИО2 (далее – ответчик) о взыскании 118 750 руб. субсидии.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 20.03.2019 по делу №А14-24287/2018 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, глава КФХ ФИО2 обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, нарушение норм материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель ссылается на то, что исковое заявление не содержит достоверных сведений об основаниях получения субсидии из областного бюджета ответчиком, неверно указан предмет соглашения (договора) и основания выплаты субсидии. Ответчик утверждает, что производством рыбы не занимался, малька не покупал, а субсидии предоставлялись на производство реализованной товарной рыбы. Кроме того, в соглашении подпись за главу КФХ ФИО2 выполнена иным лицом.
Как следует из материалов дела, в целях реализации Постановления Правительства Воронежской области от 10.07.2017 № 552 «Об утверждении Порядка предоставления субсидии из областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на поддержку рыболовства на 2017 год» (далее – Порядок предоставления субсидий), между Департаментом аграрной политики Воронежской области и ИП ФИО5 КФХ ФИО2 (далее – фермерское хозяйство) 05.09.2017 было заключено соглашение №22/1.
В соответствии п. 1.1 предметом соглашения является предоставление из областного бюджета в 2017 году субсидии на возмещение части затрат, понесенных сельскохозяйственными товаропроизводителями (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на приобретение подрощенной молоди и (или) личинок рыбы осетровых и лососевых пород в 2016-2017 годах, а также на производство реализованной товарной рыбы и (или) рыбопосадочного материала в 2016 году (далее – субсидия) по коду бюджетной классификации расходов областного бюджета: код Главного распорядителя средств областного бюджета 825, раздел 04, подраздел 05, целевая статья 25И0271710, вид расходов 811 в рамках подпрограммы «Развитие отраслей агропромышленного комплекса» государственной программы Воронежской области «Развитие сельского хозяйства, производства пищевых продуктов и инфраструктуры агропродовольственного рынка».
Согласно п. 2.1. соглашения размер субсидии, предоставляемой из областного бюджета в соответствии с настоящим соглашением составляет сто восемнадцать тысяч семьсот пятьдесят рублей.
Субсидия предоставляется получателю, соответствующему требованиям, установленным разделом III соглашения.
В соответствии с п. 4.1. указанного документа, главный распорядитель средств областного бюджета в течение 10 рабочих дней с момента принятия решения о предоставлении субсидии осуществляет ее перечисление на расчетный счет получателя, согласно указанным в настоящем соглашении реквизитам, в пределах доведенных Главному распорядителю средств областного бюджета лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования.
Главный распорядитель средств областного бюджета обязуется осуществлять контроль за соблюдением получателем условий, целей и порядка предоставления субсидии. В случае, если ИП ФИО5 КФХ ФИО2 допущены нарушения условий и целей, предусмотренных настоящим соглашением, направлять получателю требование об обеспечении возврата средств субсидии в областной бюджет в сроки, установленные порядком предоставления субсидии (п. 5.1.4., 5.1.5. соглашения). Получатель обязуется:
- обеспечивать исполнение требований Главного распорядителя средств областного бюджета по возврату средств в областной бюджет в случае установления фактов нарушения условий, целей и порядка предоставления субсидии,
- обеспечивать достижение значений показателей результативности, установленных в Приложении № 1 к настоящему соглашению:
Плановые значения показателей результативности на 2017 год
Направление расходов | Показатель (целевой показатель) результативности предоставления субсидии | Плановое значение показателя | Срок, на который запланировано достижение показателя |
Субсидия на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агро-промышленного комплекса | Рост объема производства продукции товарной аквакультуры, % | 4 | 31.12.2017 |
31.12.2017 |
- обеспечивать представление главному распорядителю средств областного бюджета не позднее 31.12.2017 года отчет о достижении значений показателей результативности по форме согласно Приложению № 2 к соглашению (п. 5.3.2., 5.3.3., 5.3.4.):
Отчет о достижении значений показателей результативности.
Направление расходов | Показатель (целевой показатель) результативности предоставления субсидии | Плановое значение показателя | Фактическое значение показателя на31.12.2017 | Причина отклонения |
Субсидия на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса | Рост объема производства продукции товарной аквакультуры, % | 4 | 0 | Малёк 2-х летка (медленный рост), низкий уровень наполняемости пруда осадками и талыми водами |
Производство рыбы осетровых пород в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, тонн |
Обязанность по установлению показателей результативности в соглашении о предоставлении субсидии установлена также п.п. «з» п. 4 Общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 № 887 (далее – Общие требования).
Обращаясь 24.07.2017 с заявлением на предоставление субсидии, ответчик был ознакомлен с условиями ее предоставления и возврата.
Главный распорядитель средств областного бюджета и органы государственного финансового контроля проводят проверки соблюдения получателем условий, целей и порядка предоставления субсидий, установленных порядком предоставления субсидии и положениями настоящего соглашения, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (п. 6.1. договора).
Платежным поручением № 702175 от 12.10.2017 ответчику была предоставлена субсидия на поддержку рыболовства в общей сумме 118 750 руб.
Ответчиком во исполнение п. 5.3.4. соглашения предоставлен отчет показателей результативности, согласно которому «Рост объеме производства товарной аквакультуры, %» составил 0%.
В соответствии с п. 4 раздела IV Порядка предоставления субсидий, в случае, если получателем субсидии не достигнуты показатели результативности, установленные в соглашении, субсидия подлежит возврату в областной бюджет в срок до 1 мая года, следующего за отчетным.
Поскольку ответчиком не достигнут установленный показатель результативности, истцом неоднократно направлялись требования о возврате полученной субсидии в размере 118 750 руб.
Вместе с тем, возврат указанных денежных средств осуществлен им не был, что послужило основанием для обращения в суд с рассмотренным иском.
Арбитражный суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу, что в материалах дела отсутствует подтверждение использования денежных средств, предоставленных на поддержку рыболовства, в соответствии с условиями соглашения № 22/1 от 05.09.2017.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда области и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В части 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 статьи 78 БК РФ).
Таким образом, возврат субсидий возможен в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
В письме Минфина России от 06.04.2018 № 09-10-07/22940 указано на соблюдение условий, целей и порядка предоставления субсидии и применение ответственности за их нарушение распространяется, в том числе, на соблюдение порядка и сроков возврата субсидий в бюджет бюджетной системы РФ, из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с правилами предоставления субсидий, в том числе, в случае недостижения показателей, указанных в п.п. «з» п. 4 Общих требований.
Согласно статье 306.4 БК РФ, нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Последствием подобного использования средств является их изъятие у неисправного получателя.
Порядок предоставления субсидии из областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на поддержку рыбоводства на 2017 год, утвержден постановлением правительства Воронежской области от 10.07.2017 № 552 (далее - Порядок).
Пунктом 10 раздела II Порядка установлено, что в случае принятия департаментом положительного решения о предоставлении субсидии в течение десяти дней заключается соглашение между департаментом и получателем субсидии о предоставлении субсидии (далее - Соглашение) в соответствии с типовой формой, установленной департаментом финансов Воронежской области.
Между Департаментом и главой КФХ ФИО2 было заключено соглашение № 22/1 от 05.09.2017, предметом которого является предоставление субсидии из областного бюджета.
Пунктом 10 раздела II Порядка установлено, что Департамент устанавливает показатели результативности в Соглашении.
Обязанность по установлению показателей результативности в соглашении о предоставлении субсидии установлена также подпунктом «з» пункта 4 Общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 № 887.
В соответствии с данной нормой в соглашении № 22/1 от 05.09.2017 был установлен показатель результативности «Рост объема производства товарной аквакультуры, %» по состоянию на 31.12.2017 в размере 4 % (приложение № 1 к соглашению).
Указанный показатель был установлен департаментом в соответствии с показателями, установленными государственной программой Воронежской области «Развитие сельского хозяйства, производства пищевых продуктов и инфраструктуры агропродовольственного рынка», утвержденной постановлением правительства Воронежской области от 13.12.2013 № 1088.
С условиями по достижению показателей результативности глава КФХ ФИО2 был ознакомлен и согласен, что подтверждается его заявлением на предоставление субсидии и соглашением № 22/1 от 05.09.2017.
В силу пункта 5.3.3. и приложения № 1 к Соглашению глава КФХ ФИО2 принял на себя обязательство по достижению показателя результативности «Рост объема производства товарной аквакультуры» в размере 4%.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что субсидии предоставлялись на производство реализованной товарной рыбы, отклоняется как противоречащая материалам дела.
Согласно предоставленной ответчиком информации о достижении показателя результативности за 2017 год, на 31.12.2017 по соглашению фактический объем роста производства продукции товарной аквакультуры составил 0%, то есть достигнут не был.
При этом обстоятельства, на которые ссылается глава КФХ ФИО2, а именно, неблагоприятные погодные условия, а именно на отсутствие необходимого количества осадков зимой 2016-2017 г.г. и слабую наполняемость пруда, не могут быть отнесены к обстоятельствам непреодолимой силы.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Администрацией Таловского муниципального района в письме от 06.03.2019 № 130-11/898 указано, что в 2017 году обстоятельства непреодолимой силы, которые повлияли бы на рост объема производства товарной рыбы, отсутствовали.
Согласно ответу Воронежского ЦГМС - филиала ФГБУ «Центрально-Черноземное УГМС» от 21.02.2019 № 161, указанное в справке № 790 от 04.09.2018 описание гидрометеорологических условий, сложившихся на территории Воронежской области, не является обстоятельством непреодолимой силы.
В соответствии с положениями п. 7.4. раздела VII, предусматривающего ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по соглашению, если оно явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы и, если эти обстоятельства повлияли на исполнение настоящего соглашения: война, военные действия, массовые волнения, пожары, землятресения, наводнения и другие обстоятельства непреодолимой силы природного характера.
Сторона, для которой создалась невозможность исполнения обязательства по настоящему соглашению вследствие обстоятельств непреодолимой силы, должна известить другую сторону в письменной форме не позднее 5 дней с момента их наступления.
Ввиду отсутствия обстоятельств непреодолимой силы, предоставленная главой КФХ ФИО2 справка №790 от 04.09.2018 Воронежского ЦГМС - филиала ФГБУ «Центрально-Черноземное УГМС» не является основанием для освобождения главы КФХ ФИО2 от взятых на себя обязательств.
Из материалов дела следует, что за получением субсидии глава КФХ ФИО2 обратился 24.07.2017, а соглашение с установлением показателей результативности было заключено 05.09.2017.
Следовательно, обстоятельства, на которые ссылался ответчик, произошли до момента обращения ИП главы КФХ ФИО2 за получением субсидии, заключениясоглашения 22/1 и получения указанных средств. Об указанных обстоятельствах предприниматель знал, однако это не повлияло на его решение получить субсидию.
С учетом изложенного, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда области об отсутствии доказательств наличия обстоятельств непреодолимой силы в 2017 году на территории Таловского муниципального района и, как следствие, оснований для освобождения главы КФХ ФИО2 от принятых на себя обязательств и невозврата денежных средств.
Ссылки главы КФХ ФИО2 на отсутствие его подписи в соглашении на предоставление субсидии апелляционным судом не принимаются, поскольку факт получения и использования предпринимателем субсидии подтвержден материалами дела и не оспаривается ответчиком.
Оценив в порядке ст. 71 АПК РФ представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что принятые на себя обязательства главой КФХ ФИО2 не исполнены, им допущены нарушения условий соглашения, что является основанием для возврата субсидии, предусмотренной п. 5.3.2. соглашения.
Доводы апелляционной жалобы направлены на несогласие с выводами суда, но не опровергают их, в связи с чем не могут быть приняты во внимание.
Судом первой инстанции установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, допущено не было.
В связи с изложенным, судебный акт отмене не подлежит, а апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Учитывая изложенное, и руководствуясь п.1 ст.269 ст.271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 20.03.2019 по делу №А14-24287/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья А.И. ФИО6
судьи Т.И. ФИО7
ФИО1