ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
23 мая 2017 года Дело №А36-9598/2016
город Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2017 года
Постановление в полном объеме изготовлено 23 мая 2017 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Семенюта Е.А.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Малюгиным П.А.,
при участии:
от Муниципального унитарного предприятия «Липецкая станция аэрации»: ФИО1, по доверенности от 27.12.2016;
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Липецкой области: ФИО2, по доверенности от 09.01.2017; ФИО3, по доверенности от 09.01.2017;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия «Липецкая станция аэрации» на решение Арбитражного суда Липецкой области от 15.03.2017 по делу №А36-9598/2016 (судья Малышев Я.С.) по заявлению Муниципального унитарного предприятия «Липецкая станция аэрации» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Липецкой области, о признании предписания № 283-о от 07.09.2016 несоответствующим закону,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие «Липецкая станция аэрации» (далее – МУП «ЛиСА», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании несоответствующим закону предписания №283-о от 07.09.2016 года об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, выданного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Липецкой области (далее – Управление Росприроднадзора по Липецкой области, заинтересованное лицо).
Решением суда от 15.03.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, Муниципальное унитарное предприятие «Липецкая станция аэрации» обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что паспорта на опасные отходы не имеют срока действия. У МУП «ЛиСА» на момент проведения проверки был действующий ПНОООЛР, а паспорт отхода – «мусор с защитных решеток хозяйственно-бытовой и смешанной канализации малоопасный» от 2011 года содержится в составе данного ПНООЛР, то переоформление паспорта на «мусор с решеткой» до окончания действия ПНООЛР повлекло бы полное переоформление всего ПНООЛР, что является излишним. Управлением не доказано, что состав «мусор с решеткой», отличается по свойствам и составу, указанному в старом паспорте. Переоформление бланка паспорта со сменой кода является формальным. ПНООЛР МУП «ЛиСА» не содержит такого отхода, как «осадок с песколовок при очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод малоопасный». Управлением не доказано, что песок с песколовок получил статус отхода, не доказан момент, когда песок становится отходом. В акте отбора проб отсутствуют необходимые сведения.
В отзыве на жалобу Управление указывает, что оспариваемое предписание является законным и обоснованным.
В судебном заседании 12.05.2017 объявлялся перерыв до 19.05.2017 (13.05.2017 и 14.05.2017 - выходные дни).
Как видно из материалов дела, во исполнение ежегодного сводного плана проверок субъектов предпринимательства на 2016 г., размещенного на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ в сети Интернет (http://genproc.gov.ru) и на официальном сайте прокуратуры Липецкой области (www.lipprok.ru), на основании распоряжения руководителя Управления Росприроднадзора по Липецкой области ФИО4 № 283 от 02.08.2016 в период с 08.08.2016 по 02.09.2016 с привлечением специалистов ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Центральному федеральному округу» в лице филиала ЦЛАПИ по Липецкой области была проведена плановая выездная проверка соблюдения требований законодательства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды МУП «ЛиСА» (т.1, л.д. 52-54; т. 2, л.д. 92-94).
Уведомление о проведении указанной проверки 03.08.2016 было получено заявителем (т. 2, л.д. 90,91). Указанное распоряжение 08.08.2016 было получено полномочным представителем Предприятия.
По результатам указанной проверки был оставлен акт №283 от 07.09.2016, которым зафиксированы факты нарушений требований статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пункта 3 Порядка отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности, утвержденного приказом Минприроды России от 05.12.2014 № 541 и пункта 7 Правил проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712, выразившихся в неосуществлении паспортизации следующих отходов:
1) «мусор с защитных решеток хозяйственно-бытовой и смешанной канализации малоопасный» (код по ФККО – 72210101714);
2) «осадок с песколовок при очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод малоопасный» (код по ФККО – 72210201394);
3) «ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод» (код по ФККО – 72220001394) (т. 1, л.д. 55-60).
Копия указанного документа была получена представителем Предприятия в день его составления.
На основании указанного акта проверки, части 1 статьи 66 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и с целью устранения выявленных нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Липецкой области ФИО5 07.09.2016 МУП «ЛиСА» было выдано предписание №283-о. Срок исполнения до 07.11.2016 (т. 1, л.д. 14,15).
Считая предписание №283-о от 07.09.2016 незаконным, МУП «ЛиСА» обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что выданное предписание является законным и обоснованным.
Апелляционная коллегия полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Предписание №283-о от 07.09.2016 выдано лицом, проводившим проверку – государственным инспектором ФИО6, с учетом полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (пункт 2 статьи 25 ФЗ «Об отходах»), Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 27.06.2011 № 454, Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 24.08.2016 № 497.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
В силу статьи 4.1 Закона N 89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 14 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Данные требования распространяются на всех юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, в том числе на заявителя.
Из изложенного следует, что составление паспорта опасных отходов имеет конечной целью предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду.
В целях реализации указанных положений принято постановление Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 №712, которым утверждены Правила проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, а также типовая форма паспорта отходов I - IV классов опасности (далее - постановление №712).
Таким образом, с 01.08.2014 индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны составить и утвердить паспорт на данные отходы в порядке, установленном постановлением №712.
Согласно пункту 7 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, на отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной постановлением №712. Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18.07.2014 №445 утвержден Федеральный классификационный каталог отходов (далее - ФККО).
Согласно нормативу образования отходов и лимитов на их размещение, выданному МУП «ЛиСА» и утвержденному Управлением Росприроднадзора по Липецкой области 06.03.2012 сроком на пять лет, в процессе деятельности предприятия образуется 33 вида отходов (т. 1, л.д. 62-66).
Как было выявлено в ходе рассмотрения дела, среди данных отходов указан ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод.
В последующем ежегодно Предприятием представлялись технические отчеты о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами (т. 1, л.д. 67-72).
В целях подтверждения классификационных признаков и классов опасности отходов, образующихся в процессе деятельности МУП «ЛиСА», в ходе проверки с привлечением специалистов ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по ЦФО» в лице филиала ЦЛАПИ по Липецкой области 16.08.2016 был произведен отбор проб отходов в пяти точках: 1) приемная камера (проба № 547); 2) здание решеток (проба № 548); 3) песчаная площадка (проба № 549); 4) иловая площадка (проба № 550); 5) здание пресс-фильтров (проба № 551), о чем составлен акт обора проб № 385 (т. 2, л.д. 2).
Согласно протоколу № 392-04 от 24.08.2016 образец пробы № 548 имеет следующий количественно-химический состав: анионные поверхностно-активные вещества – 803,0±160,0 мг/кг; бумага – 1,6±0,5%; влажность – 81,0±6,0%; нефтепродукты – 0,13±0,06%; палки – 2,5%±0,8%; полиэтилен – 0,67±0,2%; растительные осадки – 10,2±3,1%; ткань – 3,82±1,1%, что согласно информации филиала ФБУ «ЦЛАТИ» по Липецкой области соответствует отходу «мусор с защитных решеток хозяйственно-бытовой и смешанной канализации малоопасный» (код по ФККО – 72210101714) (т. 1, л.д. 132, 134).
Согласно протоколу № 393-04 от 24.08.2016 образец пробы № 549 имеет следующий количественно-химический состав: влажность – 70,0±5,0%; диоксид кремния – 26,81±5,4%; железо – 900,0±270,0 мг/кг; марганец – 1300,0±260,0 мг/кг; медь – 2800,0±560,0 мг/кг; нефтепродукты – 20500±6150,0 мг/кг; никель – 1500,0±300,0 мг/кг; цинк – 4400,0±880,0 мг/кг; хром – 500,0±100,0 мг/кг, что согласно информации филиала ФБУ «ЦЛАТИ» по Липецкой области соответствует отходу «осадок с песколовок при очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод малоопасный» (код по ФККО – 72210201394) (т. 1, л.д. 132, 136).
Согласно протоколу № 394-04 от 24.08.2016 образец пробы № 550 имеет следующий количественно-химический состав: азот аммонийный – 505,0±51,0 мг/кг; азот нитратный – <0,23 млн-1; азот нитратный – <0,037 мг/кг; анионные поверхностно-активные вещества – 113,0±18,0 мг/кг; влажность – 60,6±4,0%; диоксид кремния – 37,2±9,0%; железо – 20016,0±6005,0 мг/кг; марганец – 270,0±68,0 мг/кг; медь – 169,0±42,0 мг/кг; нефтепродукты – 804,0±241,0 мг/кг; никель – 50,0±15,0 мг/кг; свинец – 27,0±8,0 мг/кг; хром – 50,0±15,0 мг/кг, что согласно информации филиала ФБУ «ЦЛАТИ» по Липецкой области соответствует отходу «ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод» (код по ФККО – 72220001394) (т. 1, л.д. 132,138).
В заключении от 24.08.2016 специалистами ФБУ «ЦЛАТИ» по Липецкой области были сделаны выводы о том, что исследованные образцы, содержавшиеся в пробах №548, №549 и №550 обладают острой токсичностью и соответствуют IV классу опасности (т. 1, л.д. 133).
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18.07.2014 №445 утвержден федеральный классификационный каталог отходов (далее – ФККО).
Согласно блоку 7 ФККО «Отходы при водоснабжении, водоотведении, деятельности по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов (за исключением вод, удаление которых производится путем их очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты)» отходу «мусор с защитных решеток хозяйственно-бытовой и смешанной канализации малоопасный» соответствует код по ФККО – 72210101714; отходу «осадок с песколовок при очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод малоопасный» код по ФККО – 72210201394; отходу «ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод» код по ФККО – 72220001394.
Все вышеперечисленные виды отходов отнесены к отходам IV класса опасности (малоопасные отходы).
Следовательно, с учетом положений статьи 14 ФЗ «Об отходах», пункта 3 Порядка №541 и пункта 7 Правил №712 на указанные виды отходов, образующихся в процессе деятельности МУП «ЛиСА», относящихся к IV классу опасности и включенных в ФККО, данным предприятием должны были быть разработаны и утверждены паспорта по соответствующей форме.
Паспорта на вышеперечисленные отходы, позволяющие установить их вид и класс опасности, Управлению Росприроднадзора по Липецкой области заявителем представлены не были.
Доказательства, свидетельствующие об обратном, в материалах дела отсутствуют, в суд апелляционной инстанции представлены не были.
Факт образования указанных отходов в отсутствие оформленных в соответствии с требованиями постановления №712 паспортов отходов IV класса опасности подтверждается актом проверки № 283 от 07.09.2016, протоколами лабораторных испытаний, заключением специалистов и другими доказательствами дела.
Таким образом, оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи с положениями статей 65 - 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что при осуществлении обществом своей деятельности образуются отходы, относящиеся к IV класса опасности, на которые должны быть составлены паспорта.
Отсутствие паспортов на отходы IV класса опасности, образующихся в процессе деятельности общества, нарушает положения пункта 3 статьи 14 Закона N 89-ФЗ, пунктов 7 и 10 постановления N 712, в связи с этим суд обоснованно признал законным оспариваемое предписание.
В качестве доводов жалобы указывается, что паспорта на опасные отходы не имеют срока действия. У МУП «ЛиСА» на момент проведения проверки был действующий ПНОООЛР, а паспорт отхода – «мусор с защитных решеток хозяйственно-бытовой и смешанной канализации малоопасный» от 2011 года содержится в составе данного ПНООЛР, то переоформление паспорта на «мусор с решеткой» до окончания действия ПНООЛР повлекло бы полное переоформление всего ПНООЛР, что является излишним. Управлением не доказано, что состав «мусор с решеткой», отличается по свойствам и составу, указанному в старом паспорте. Переоформление бланка паспорта со сменой кода является формальным. ПНООЛР МУП «ЛиСА» не содержит такого отхода, как «осадок с песколовок при очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод малоопасный». Управлением не доказано, что песок с песколовок получил статус отхода, не доказан момент, когда песок становится отходом.
Суд апелляционной инстанции полагает указанные доводы жалобы несостоятельными и соглашается с выводами суда области, что паспорт опасного отхода «твердые коммунальные отходы (мусор с решеток)» код 9100000001004 составлен и утвержден не в соответствии с порядком, утвержденным постановления Правительства РФ от 16.08.2013 №712, в связи с чем не свидетельствует соблюдении требований статьи 14 ФЗ «Об отходах» применительно к отходу (код по ФККО – 722101017140).
Указанный паспорт составлен в соответствии с утратившим силу нормативным правовым актом.
По действующему до 01.08.2014 ФККО 2003, отход «твердые коммунальные отходы» (мусор с решеток) соответствует коду группы 9100000000000 – твердые коммунальные отходы.
По действующему с 01.08.2014 ФККО 2014 для отходов, образующихся при сборе и обработке сточных вод, вод оборотного водоснабжения предусмотрен БЛОК 7, в котором находится группа 7 20 000 00 00 0 «отходы при сборе и обработке сточных вод, вод систем оборотного водоснабжения», включающие в себя отходы, образующиеся в процессе очистки сточных вод, в том числе «мусор с защитных решеток хозяйственно-бытовой и смешанной канализации малоопасный» код по ФККО – 72210101714.
Представленный заявителем паспорт на отход «твердые коммунальные отходы (мусор с решеток)» и установленный в ходе проверки отход «мусор-с защитных решеток хозяйственно-бытовой и смешанной канализации малоопасный» имеют разные ФККО и химический компонентный состав.
ФГБУ «ФЦАО» было подтверждено отнесение исследуемого образца пробы №549 к отходу по ФККО-2014 «осадок с песколовок при очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод малоопасный» код по ФККО 72210201394, включенный в раздел ФККО 72000000000. Все исследуемые образцы, в том числе отхода «ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод» обладают острой токсичностью и соответствуют IV классу опасности.
Довод о нарушении процедуры отбора проб и несоответствия отобранных проб действительности, не нашли своего документального подтверждения в материалах дела.
Остальные доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм права и противоречащие сложившейся арбитражной практике. Кроме того, они фактически повторяют доводы, изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции акте, были подробно исследованы и, по мнению суда апелляционной инстанции, им была дана правильная юридическая оценка. Оснований для их переоценки у апелляционного суда не имеется.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативный акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
При названных условиях, арбитражный суд апелляционной инстанции считает верными выводы суда области о законности предписания № 283-о от 07.09.2016.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая, что на момент обращения заявителя с заявлением в суд апелляционной инстанции, им была уплачена государственная пошлина в размере, превышающем, установленный пп.12 п.1 ст.333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, излишне уплаченная по платежному поручению №692 от 11.04.2017 госпошлина в размере 1500 рублей подлежит возврату заявителю из доходов федерального бюджета.
Учитывая изложенное, и руководствуясь п.1 ст.269 ст.271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 15.03.2017 по делу №А36-9598/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья А.И. Протасов
судьи Е.А. Семенюта
Н.Д. Миронцева