ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
12.03.2021 года дело № А64-4863/2020
г. Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 09.03.2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12.03.2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пороника А.А.
судей Капишниковой Т.И.
Малиной Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Полухиным Д.И.,
при участии:
от Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области: Яблочкина Т.Ю., представитель по доверенности от 25.08.2020, паспорт гражданина РФ;
от индивидуального предпринимателя Саютиной Марины Алексеевны: Саютина М.А., паспорт гражданина РФ,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области
на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 15.12.2020 по делу № А64-4863/2020
по заявлению индивидуального предпринимателя Саютиной Марины Алексеевны (г. Тамбов, ОГРНИП 315682900010574, ИНН 683202040601) к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области (г. Тамбов, ОГРН 1126829004554, ИНН 6829083507)
о признании незаконным решения № 079S19200000837 от 06.04.2020,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Саютина Марина Алексеевна (далее – ИП Саютина М.А., заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области (далее – Управление) с заявлением о признании незаконным решения № 079S19200000837 от 06.04.2020 о привлечении к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 15.12.2020 признано незаконным решение № 079S19200000837 от 06.04.2020 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Не согласившись с принятым решением, Управление обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы Управление указало, что 12.11.2019 ИП Саютиной М.А. представлена пустая форма СЗВ-М без указания сведений о застрахованных лицах. Сведения в отношении двадцати застрахованных лиц за октябрь 2019 года заявителем впервые представлены 27.01.2020, то есть с нарушением установленного законодательством срока на 73 календарных дня. ИП Саютиной М.А. не вносились исправления в ранее представленные за октябрь 2019 года сведения. Сведения в отношении двадцати застрахованных лиц 27.01.2020 представлены впервые.
В судебное заседание, проведенное посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тамбовской области, явились представитель Управления и ИП Саютина М.А.
Представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы, считал обжалуемое решение незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, просил его отменить, принять по делу новый судебный акт.
ИП Саютина М.А. с доводами апелляционной жалобы не согласилась, считала обжалуемое решение законным и обоснованным, просила оставить его без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Выслушав представителя заявителя жалобы и ИП Саютину М.А., изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта. При этом суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ИП Саютина М.А. в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, производящем выплаты физическим лицам.
Управлением в отношении ИП Саютиной М.А. проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2 – 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – ФЗ № 27-ФЗ), а также порядка представления указанных сведений в форме электронного документа.
В ходе проверки установлено, что сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходная) за октябрь 2019 года в отношении 0 застрахованных лиц по телекоммуникационным каналам связи представлены 12.11.2019. Сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (дополняющая) за октябрь 2019 года на 20 новых застрахованных лиц представлены 27.01.2020, то есть с нарушением установленного законодательством срока. Срок представления указанного отчета согласно ФЗ № 27-ФЗ ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем. Указанные обстоятельства отражены в акте проверки (выявления правонарушения) от 28.02.2020 № 079S18200000669 (л.д. 31 – 32).
По результатам проведенной проверки Управлением было принято решение от 06.04.2020 № 079S19200000837 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 ФЗ № 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Не согласившись с указанным решением, ИП Саютина М.А. обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением, мотивируя его наличием сбоя в программе при переносе сведений из одной программы в другую, что было установлено заявителем самостоятельно при сдаче годового отчета СЭВ-Стаж 25.01.2020. Выявленные недостатки были устранены 27.01.2020. По мнению ИП Саютиной М.А., самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения Управлением, предприниматель реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за спорный период, откорректировав их путем представления дополнительных (корректных) сведений.
Принимая обжалуемый судебный акт, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Исходя из преамбулы ФЗ № 27-ФЗ, настоящий Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах Российской Федерации, постоянно или временно проживающих (пребывающих) на территории Российской Федерации иностранных гражданах и лицах без гражданства в целях обеспечения реализации их прав в системе обязательного пенсионного страхования, учета сведений о трудовой деятельности, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций.
В силу статьи 1 ФЗ № 27-ФЗ страхователи – юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения; международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации (в отношении застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»); семейные (родовые) общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, осуществляющие традиционную хозяйственную деятельность; крестьянские (фермерские) хозяйства; граждане, в том числе иностранные, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы. В целях настоящего Федерального закона органы службы занятости в отношении безработных, а также организации, в которых лица, осужденные к лишению свободы, привлекаются к труду, приравнены к понятию «страхователь».
В соответствии с п. 2.2 ст. 11 ФЗ № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления ПФ РФ от 01.02.2016 № 83п «Об утверждении формы «Сведения о застрахованных лицах».
На основании ч. 3 ст. 17 ФЗ № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 – 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, для привлечения страхователя к ответственности на основании части 3 статьи 17 ФЗ № 27-ФЗ необходимо доказать, что страхователь, имея обязанность по представлению органу Пенсионного фонда сведений индивидуального (персонифицированного) учета, не исполнил данную обязанность либо исполнил ее ненадлежащим образом, представив в фонд сведения с нарушением установленного срока либо неполные (недостоверные) сведения, не позволяющие вести индивидуальный (персонифицированный) учет.
В силу статьи 15 ФЗ № 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.
Статьей 19 ФЗ № 27-ФЗ предусмотрено, что Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с положениями ФЗ № 27-ФЗ и Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 № 766н (далее – Инструкция, действовала в спорный период), страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в орган Пенсионного фонда сведения в отношении застрахованных лиц.
При этом статьей 17 ФЗ № 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в Пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения Управлением, и представить достоверные сведения (уточненные и/или исправленные).
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
В пункте 37 Инструкции указано, что при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
При этом в пункте 39 Инструкции закреплено, что в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 постановления от 14.07.2003 № 12-П, при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы.
Поэтому в случае, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также в случае, если страхователь в установленный срок исправил обнаруженные территориальным органом ошибки, финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 ФЗ № 27-ФЗ, не применяются. В этом случае следует исходить из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Таким образом, при решении вопроса о привлечении к ответственности следует учитывать поведение страхователя, направленное на исправление обнаруженных ошибок в представленной в орган Пенсионного фонда Российской Федерации отчетности. Такой правоприменительный подход направлен на стимулирование заинтересованности страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, а также обеспечение более оперативной обработки сведений индивидуального (персонифицированного) учета Пенсионным фондом Российской Федерации и, как следствие, полноту и достоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Анализ приведенных положений действующего законодательства об индивидуальном (персонифицированном учете), Инструкции, определяющей порядок ведения Пенсионным фондом Российской Федерации индивидуального (персонифицированного) учета, в совокупности с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования привлечению подлежит лицо, виновное в совершении правонарушения, если не установлено обстоятельств, исключающих вину правонарушителя, к которым, в частности, могут быть отнесены действия страхователя по выявлению и устранению ошибок, несоответствий в предоставленных сведениях либо самостоятельно (до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации) либо в срок, установленный в направленном органом Пенсионного фонда Российской Федерации уведомлении о представлении соответствующих исправлений (дополнений).
В этой связи, при рассмотрении вопроса о правомерности привлечения заявителя оспариваемым решением к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования необходимо принимать во внимание, в том числе, конкретные фактические обстоятельства, которые могут быть оценены в качестве исключающих вину лица в совершении вменяемого правонарушения.
Материалами дела подтверждается и страхователем не отрицается, что в направленных первоначально по ТКС 12.11.2019 сведениях о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходная) за октябрь 2019 года отсутствовали сведения в отношении 20 застрахованных лиц в связи с техническим сбоем (л.д. 109).
27.01.2020 страхователем были направлены в орган Пенсионного фонда дополнительные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М со статусом «дополняющая» за октябрь 2019 года в отношении 20 застрахованных лиц, что подтверждается соответствующими документами о приеме ПФР (сведения о застрахованных лицах форма СЗВ-М (доп), положительный протокол входного контроля, квитанция о доставке отчетности) (л.д. 60 – 62).
Самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения Управлением, предприниматель реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления дополнительных сведений за этот период, что позволило не применять к предпринимателю финансовые санкции, предусмотренные ч. 3 ст. 17 ФЗ № 27-ФЗ.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Лишение права страхователя при выявлении ошибок в ранее представленных сведениях на их уточнение в установленный пятидневный срок не соответствует понятию юридической ответственности, которая представляет собой претерпевание неблагоприятных последствий в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей.
Целью назначения наказания за нарушение требований законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете является предупреждение совершения новых правонарушений (как самим правонарушителем, так и другими лицами), а также обеспечение полноты и достоверности сведений индивидуального (персонифицированного) учета, используемых для назначения страховой и накопительной пенсий согласно пенсионному законодательству Российской Федерации.
Одновременно установленный Инструкцией на основании статьи 19 ФЗ № 27-ФЗ порядок осуществления контроля за достоверностью представляемых страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации индивидуальных сведений, в части исправления ошибок в представленных страхователем индивидуальных сведениях путем их уточнения и дополнения представляет собой иной механизм достижения соответствующих целей, эффективность которого обеспечивается, в том числе, возможностью неприменения финансовых санкций при представлении страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений либо самостоятельно, либо в установленный в уведомлении контролирующего органа срок.
В материалы дела не представлено доказательств того, что орган Пенсионного фонда уведомил страхователя о выявленных ошибках и предложил представить уточненные данные. Доказательств направления Управлением в адрес предпринимателя уведомлений либо иных писем, в которых сообщалось о непредставлении отчета СЗВ-М либо о выявленных ошибках, либо расхождениях также не представлено.
С учетом вышеизложенного, установив, что страхователь реализовал свое право на исправление представленных сведений, суд пришел к верному выводу об отсутствии законных оснований для привлечения заявителя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 ФЗ № 27-ФЗ.
В случае представления страхователем дополняющей формы сведений о застрахованных лицах до момента выявления нарушения органом Пенсионного фонда с указанием сведений о лицах, информация о которых первоначально не предоставлялась, его действия не образуют состав правонарушения, предусмотренный частью 3 статьи 17 ФЗ № 27-ФЗ.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции обоснованно признал незаконным решение Управления № 079S19200000837 от 06.04.2020 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Данный вывод подтверждается правовыми позициями, изложенными в определениях Верховного Суда РФ от 05.07.2019 № 308-ЭС19-975 по делу № А22-1060/2018, от 01.08.2018 № 306-КГ18-10349 по делу № А65-19478/2017, от 02.07.2018 № 303-КГ18-99 по делу № А73-910/2017.
Доводы заявителя жалобы подлежат отклонению по вышеуказанным основаниям.
Ссылка Управления на то, что дополнительные сведения были представлены в отношении застрахованных лиц, не указанных в первоначальных сведениях о застрахованных лицах в спорный период (то есть впервые), является несостоятельной.
Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Указанная норма АПК РФ закрепляет общее правило о бремени доказывания. Содержание данного правила определяется действием принципа состязательности в арбитражном процессе.
Последствием неисполнения этой юридической обязанности (непредставление доказательств) может стать принятие судебного акта, который не будет соответствовать интересам стороны, не представившей доказательства в полном объеме.
В материалы дела не представлено доказательств того, что данное обстоятельство лишает заявителя возможности (без применения к нему штрафных санкций) исправить допущенную ошибку и представить сведения о застрахованных лицах, о которых первоначально такие сведения не подавались.
Согласно положениям статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
По мнению суда апелляционной инстанции, ненадлежащая работа информационных ресурсов (сбой при переносе сведений), выявление Управлением факта отсутствия необходимых сведений только после самостоятельного устранения таких нарушений заявителем, не может быть поставлено в вину страхователю.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводов, основанных на доказательственной базе и имеющих правовое значение применительно к обстоятельствам настоящего спора, апелляционная жалоба не содержит, доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения не имеется.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации орган Пенсионного фонда освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, вопрос о распределении судебных расходов судом не рассматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 15.12.2020 по делу № А64-4863/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья А.А. Пороник
Судьи Т.И. Капишникова
Е.В. Малина