ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 19АП-3389/16 от 26.08.2016 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда


ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

1 сентября 2016 года Дело № А35-11347/2015

город Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2016 года

Постановление в полном объеме изготовлено 1 сентября 2016 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Протасова А.И.,

судей Миронцевой Н.Д.,

Семенюта Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,

при участии:

от Федерального государственного унитарного предприятия «ФИО1 опытно-селекционная станция»: ФИО2, по доверенности от 20.01.2016;

от Территориального Управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области: ФИО3, по доверенности от 26.04.2016; ФИО4, по доверенности от 10.05.2016;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия «ФИО1 опытно-селекционная станция» на решение Арбитражного суда Курской области от 27.04.2016 по делу №А35-11347/2015 (судья Силакова О.Н.) по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия «ФИО1 опытно-селекционная станция» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Территориальному Управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области о признании незаконным предписания от 01.10.2015 №44- 06-09/1918,

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное унитарное предприятие «ФИО1 опытно-селекционная станция» (далее – заявитель, ФГУП «ФИО1 опытно-селекционная станция», ОГРН <***>, ИНН <***>) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением к Территориальному Управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области (далее – ТУ ФС ФБН в Курской области) о признании незаконным предписания от 01.10.2015 №44-06-09/1918.

Решением суда от 27.04.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с указанным судебным актом, Федеральное государственное унитарное предприятие «ФИО1 опытно-селекционная станция» обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что письменные требования о предоставлении конкретных документов Предприятие не получало. Основное требование проверяющих лиц, вытекающее из текста акта проверки и предписания, является факт не представления журналов учета надоя молока и ведомости движения молока за отчетный период. Других требований о неисполнении обязанности по предоставлению документов не заявлялось. Фактическое изучение деятельности объекта контроля проведено не было. Отсутствие утраченной первичной документации бухгалтерского учета (двух документов – журнала и ведомости) не свидетельствует о недостижении результатов по соглашению, так как итоговые сведения, цифры (отчеты) проверяющим не опровергнуты. Нарушение Правил предоставления из областного бюджета субсидий не имеется. Получатель субсидии согласно заключенному соглашению обязуется представить в Комитет перечень документов, только те, которые перечислены именно в соглашении. Требование о представлении иных документов не является обоснованным.

В отзыве на жалобу Управление указывает, что в ходе проверки не были представлены первичные бухгалтерские документы, подтверждающие достижение целей показателей реализации мероприятий Программы. Достоверность сведений, представленных в Комитет, Предприятием не подтверждена.

Как видно из материалов дела, ФГУП «ФИО1 опытно-селекционная станция» осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного приказом Федерального агентства научных организаций от 11.07.2014 № 260 (далее - Устав).

Согласно п.6 Устава ФГУП «ФИО1 опытно-селекционная станция» является юридическим лицом и коммерческой организацией (п.3 Устава). Целью деятельности ФГУП «ФИО1 опытно-селекционная станция», является, в том числе, получение прибыли (п. 14 Устава).

Между Комитетом агропромышленного комплекса Курской области и ФГУП «ФИО1 опытно-селекционная станция» 25.07.2014 было заключено соглашение, в соответствии с которым последнему предоставлена субсидия за счет средств федерального бюджета на возмещение затрат на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока.

Комитетом агропромышленного комплекса Курской области на расчетный счет ФГУП «ФИО1 опытно-селекционная станция» № 40502810119200000060, открытый в ОАО АКБ «АВАНГАРД», г. Курск, в 2014 году были перечислены бюджетные средства, источником финансового обеспечения которых являлись субсидии из федерального бюджета на возмещение части затрат на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока с назначением платежа: (810-0405-1815043-810-241) код цели 016 субсидии из федерального бюджета на возмещение части затрат на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока, постановление Правительства РФ от 22.12.2012 № 1370, постановление Администрации Курской области от 11.03.2013 № 121-па, соглашение № 200/17 от 11.02.2014, справки-расчёты от 25.07.2014 за 2014 год в общей сумме 785557,00 руб., по платежным поручениям: от 01.08.2014 № 387 в сумме 474540,00 руб.; от 13.11.2014 № 678 в сумме 311017,00 руб.

На основании приказа заместителя руководителя ТУ ФС ФБН в Курской области от 22.07.2015 №83-р, от 31.07.2015 №83/1-р, от 07.08.2015 №83/2-р (т.1 л.д.21-23) ТУ ФС ФБН в Курской области проведена внеплановая выездная проверка в отношении ФГУП «ФИО1 опытно-селекционная станция».

По результатам которой было установлено, что полученные в 2014 году бюджетные средства в размере 785 557 руб., а именно: субсидия из федерального бюджета на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 кг реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока, не возвращены при невыполнении значений целевых показателей реализации мероприятий Программы, а именно: производство молока и молочная продуктивность коров, предусмотренных пунктом 2.2.4 Соглашения от 25.07.2014 для ФГУП «ФИО1 опытно-селекционная станция».

По результатам указанной проверки 26.08.2015 составлен акт и 01.10.2015.

На основании установленных нарушений ТУ ФС ФБН в Курской области 01.10.2015 вынесено предписание №44-06-09/1918, в соответствии с которым в срок до 09.11.2015 ФГУП «ФИО1 опытно-селекционная станция» обязано было возместить в бюджет Курской области субсидию в размере 785 557 руб., предоставленную в соответствии с Соглашением от 25.07.2014.

Считая предписание №44-06-09/1918 от 01.10.2015 незаконным, ФГУП «ФИО1 опытно-селекционная станция» обратилась в Арбитражный суд Курской области с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд области исходил из того, что оспариваемое предписание отвечает требованиям законности и исполнимости.

Апелляционная коллегия соглашается с указанными выводами суда области и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.

Внеплановая выездная проверка с последующим вынесением предписания, проведенная ТУ ФС ФБН в Курской области в отношении ФГУП «ФИО1 опытно-селекционная станция» по вопросам: обоснованности получения бюджетных средств, выделенных в рамках реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; полноты и достоверности отчетности, представленной получателем бюджетных средств, - была проведена надлежащим органом в пределах предоставленных ему полномочий в силу требований п. 1 статьи 265 БК РФ, п.п.1, 2 статьи 267.1 БК РФ, п.п. 1, 2, 3 статьи 269.2 БК РФ, п.п. 1, 3 статьи 270.2 БК РФ, подпункта «а» пункта 6, п. 5, п. 10 ((подпункт «г»), 68 (подпункт «б») Правил № 1092, п. 62 Правил № 1092, п. 74, пп. «б» п. 99 Административного Регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 20.03.2014 № 18н.

В силу п. 1 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" государство регулирует агропромышленное производство с помощью экономического воздействия на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включая рыбу и морепродукты, а также на производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение агропромышленного производства.

Исходя из пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Подпунктом 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ установлено, что субсидии могут предоставляться за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 7 Федерального Закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» средства федерального бюджета на поддержку развития сельского хозяйства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Одним из основных направлений государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства является обеспечение производства продукции животноводства. Финансирование данных мероприятий, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 №1370 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока (далее - Правила №1370).

В силу подпункта «в» пункта 4 Правил № 1370 условием предоставления субсидий и их расходования является, в том числе, наличие нормативного правового акта субъекта РФ, устанавливающего порядок и условия предоставления из бюджета субъекта РФ сельскохозяйственным товаропроизводителям средств на возмещение части затрат на 1 килограмм молока, источником финансового обеспечения которых является субсидия, включающего перечень документов, необходимых для получения указанных средств, а также сроки их рассмотрения, которые не превышают 15 рабочих дней.

В рамках Государственной программы и Постановления от 22.12.2012 №1370 законом Курской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, в рамках подпрограммы «Развитие отраслей сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности в Курской области на 2014 - 2020 годы», Государственной программы Курской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Курской области», утвержденной постановлением Администрации Курской области от 18.10.2013 № 744-па (далее - Программы), постановлением Администрации Курской области от 11.03.2013 № 121-па (в редакции от 18.06.2014 № 378-па) утверждены Правила предоставления из областного бюджета субсидий на возмещение части затрат на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока (далее - Правила № 121-па).

Пунктом 4 Правил № 121-па (в редакции от 18.06.2014 № 378-па) определено, что субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим реализацию и (или) собственную переработку молока, по ставкам, определяемым комитетом агропромышленного комплекса Курской области на возмещение части затрат на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока первого сорта в течение 2014 года при соответствии сельскохозяйственного товаропроизводителя, в том числе, следующим критериям: а) недопущение снижения объема производства молока по отношению к соответствующему периоду предыдущего года; б) недопущение снижения в текущем году молочной продуктивности коров по отношению к соответствующему периоду предшествующего года, начиная с 2014 года.

В соответствии с п.п. 2.2.1 - 2.2.4 соглашения от 25.07.2014 Предприятие возложена обязанность по обеспечению достижения значений целевых показателей реализации мероприятий Программы, определенным соглашением, а также обязанность по возврату предоставленной субсидии, в случае их невыполнений.

Так, согласно п.2.2.1 Соглашения ФГУП «ФИО1 опытно-селекционная станция» обязано обеспечить достижение значений целевых показателей реализации мероприятий Программы, определенных Приложением №1 к Соглашению: производство молока в 2014 году - 1500,0 т. (при производстве в 2013 году молока в количестве 1422,6 т.); молочной продуктивности коров в 2014 году - 4400 кг (при продуктивности в 2013 году в количестве 4221 кг); выход телят в расчете на 100 коров в 2014 году - 85 голов (в 2013 году – 85 голов).

В силу п.2.2.4 Соглашения при невыполнении по итогам 2014 года значений целевых показателей реализации мероприятий Программы, предусмотренных приложением №1 к Соглашению, получатель субсидии возвращает предоставленные субсидии до 20 января 2015г.

Проведение финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условиям, целям их предоставления предусмотрено пунктом 5 статьи 78 БК РФ, п.6 Постановления Администрации Курской области от 11.03.2013 № 121 и зафиксирвоано п. 2.2.3 2.2.3 Соглашения: при получении уведомления о проведении проверки получатель субсидии обеспечивает представление информации и документов, относящихся к предмету проверки).

Как видно из материалов дела, в ходе проведения внеплановой выездной проверки ФГУП «ФИО1 опытно-селекционная станция» не были представлены первичные бухгалтерские документы за 2013, 2014, 2015 годы, а именно: Журналы учета надоя молока форма № СП-21, в которых ежедневно отражается объем надоенного молока с подписью оператора машинного доения, ведомости учета движения молока форма № СП-23 за 2013 и 2014 годы, подтверждающие достижение ФГУП «ФИО1 опытно-селекционная станция» значений целевых показателей реализации мероприятий Программы, а именно: фактического объема производства молока за 2013 год - в количестве 1422600 кг, за 2014 год – 1518000 кг и соответственно молочной продуктивности коров за 2013 и 2014 годы, а также регистры учета, подтверждающие достижение значений целевых показателей реализации мероприятий Программы, в части производства ФГУП «ФИО1 опытно-селекционная станция» молока в 2013 году в количестве 1422,6 тонн, в 2014 году -1500,0 тонн и молочной продуктивности коров в 2013 году в количестве 4221 кг, в 2014 году - 4400 кг.

Доказательств обратного материалы дела не содержат.

Пунктом 16 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 № 1370 определено, что эффективность осуществления расходов бюджетов субъектов РФ, источником финансового обеспечения которых является субсидия, оценивается на основании достижения значения показателя результативности использования субсидии - производство молока в сельскохозяйственных организациях.

Ответственность за достоверность представленных в Комитет АПК Курской области сведений, содержащихся в документах, в соответствии с пунктом 10 Правил № 121-па возлагается на получателя субсидии.

Судом первой инстанции было установлено следующее.

Согласно Отчету (форма статистического наблюдения № 24-СХ) за 2013 год в ФГУП «ФИО1 опытно-селекционная станция» имелось 337 коров, родилось телят от коров в количестве 286 голов, что подтверждается актами на оприходование приплода животных (ф. №СП-39) за 2013 год, ежемесячными Отчетами о движении скота и птицы на ферме (ф. № СП-51) за 2013 год, Производственным отчетом по животноводству (форма № 18а) по счету 20/2 «Основное производство» за декабрь 2013 года.

По данным Производственного отчета по животноводству счета 20/2 «Основное производство» (ф. №18а) за 2013 год, Отчета (форма статистического наблюдения № 24-СХ) за 2013 год количество надоенного молока составило 1422600 кг, что соответствует Отчету о производстве, себестоимости и реализации продукции животноводства (ф.13-АПК) за 2013 год.

Таким образом, молочная продуктивность коров в 2013 году составляла 4221 кг.

Согласно Сведений о состоянии животноводства (форма статистического наблюдения №24-СХ) в 2014 году имелось 347 коров, родилось телят от коров в количестве 357 голов, что подтверждается актами на оприходование приплода животных (ф. №СП-39) за 2014 год, ежемесячными Отчетами о движении скота и птицы на ферме (ф. №СП-51) за 2014 год, Производственным отчетом по животноводству (форма №18а) по счету 20/2 «Основное производство» за декабрь 2014 года.

По данным Производственного отчета по животноводству счета 20/2 «Основное производство» (ф. № 18а) за 2014 год, Сведений о состоянии животноводства (форма статистического наблюдения № 24-СХ) в 2014 году количество надоенного молока за 2014 год составило 1518000 кг, что соответствует Отчету о производстве, себестоимости и реализации продукции животноводства (ф.13-АПК) за 2014 год.

Согласно Сведений о состоянии животноводства (форма статистического наблюдения № 24-СХ) в 2014 году среднегодовое поголовье коров молочного стада составляет 345 голов.

Таким образом, молочная продуктивность коров за 2014 год составила 4400 кг.

Ответственность за достоверность представленных в Комитет сведений, содержащихся в документах, в соответствии с п. 10 Правил от 11.03.2013 №121-па возлагается на получателя субсидии.

Значений целевых показателей реализации мероприятий Программы, в рамках которой была предоставлена субсидия, выполнено не было.

Уполномоченному органу не было представлено первичных учетных документов, а именно: Журналы учета надоя молока форма №СП-21 в которых ежедневно отражается объем надоенного молока с подписью оператора машинного доения, Ведомости учета движения молока форма №23 за 2013 и 2014 годы, подтверждающие достижение ФГУП «ФИО1 опытно-селекционная станция» значений целевых показателей реализации мероприятий Программы, а именно: фактического объема производства молока за 2013 год - в количестве 1422600 кг, за 2014 год – в количестве 1518000 кг и соответственно молочной продуктивности коров за 2013 и 2014 годы.

На основании вышеизложенного, предоставленные ФГУП «ФИО1 опытно-селекционная станция» в 2014 году бюджетные средства, источником финансового обеспечения которых являлась субсидия из федерального бюджета на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока в сумме 785557 руб. при не достижении значений целевых показателей реализации мероприятий Программы, а именно: производство молока в 2013 году в количестве 1422,6 т, в 2014 году - 1500 т и молочной продуктивности коров в 2013 году в количестве 4221 кг, в 2014 году в количестве 4400 кг., в соответствии с п. 2.2.4 Соглашения подлежат возврату с учетом требований законодательства.

Предписание административного органа как ненормативный правовой акт, выносимый по результатам проведения мероприятий административного контроля и направленный на устранение выявленных нарушений, должно содержать конкретные выявленные нарушения обязательных требований и норм законодательства, с указанием конкретных норм права, которые были нарушены, указание сроков их устранения и (или) о проведении конкретных мероприятий по предотвращению выявленных нарушений, то есть требования предписания должны быть определенными, исполнимыми и конкретным. Оно не должно носить признаки формального выполнения требований.

Обязанность лица, которому адресовано предписание, по его исполнению обеспечена мерами государственного принуждения, поэтому приведенные в предписании формулировки выявленных нарушений и их правовая квалификация должны быть ясными, четкими, доступными для понимания всеми лицами, исключать возможность их неоднозначного или расширительного толкования, с тем чтобы лицо, которому адресовано предписание, могло четко установить: какие нормы права были им нарушены; в каких его конкретных действиях (бездействии) выражаются данные нарушения; что ему следует сделать для их устранения.

Содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования и необходимость их дополнительного разъяснения лицу, которому оно выдано.

Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.

Оспариваемое предписание направлено на возмещение субсидии, предоставленной из федерального бюджета, в связи с невыполнением значений целевых показателей реализации мероприятий Программы, в рамках которой была предоставлена субсидия, содержит нормативное обоснование, которые заявитель обязан был соблюдать.

Предписание направлено на устранение нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, вынесено в пределах компетенции заинтересованного лица.

Формулировки предписания точны и конкретны, не содержат неясности, предписание отвечает требованиям законности с учетом доказанности выявленных нарушений и исполнимости.

Оспариваемым предписанием на Предприятие возложено обязанность по возмещению субсидии в срок до 09.11.2015.

Следовательно, указанный ненормативный правовой акт соответствует требованиям законности и исполнимости.

Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, и нашли свое отражение в судебном акте. Они были подробно исследованы и, по мнению суда апелляционной инстанции, им была дана правильная юридическая оценка. Оснований для их переоценки у апелляционного суда не имеется.

Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом, ненормативный акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о законности предписания от 01.10.2015 №44-06-09/1918.

Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.

В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21. Налогового кодекса РФ апелляционная жалоба на решение арбитражного суда уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера, что в силу подпункта 4 пункта 1 статьи 333.21. Налогового кодекса РФ составляет 1500 рублей.

При подаче апелляционной жалобы заявителем была уплачена госпошлина в сумме 2000 рублей, что подтверждается чеком ордером от мая 2016 года (дата не читаема).

Учитывая, что на момент обращения заявителя с апелляционной жалобой, им была уплачена государственная пошлина в размере, превышающем, установленный пп.12 п.1 ст.333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, излишне уплаченная госпошлина подлежит возврату заявителю из доходов федерального бюджета.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, учитывая изложенное и руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Курской области от 27.04.2016 по делу №А35-11347/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.

Председательствующий судья А.И. Протасов

судьи Н.Д. Миронцева

Е.А. Семенюта