ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
1 сентября 2020 года Дело №А64-1229/2020
город Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2020 года
Постановление в полном объеме изготовлено 1 сентября 2020 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Капишниковой Т.И.,
ФИО1,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сакварелидзе Н.Г.,
при участии:
от Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Тамбову: ФИО2., представитель по доверенности от 07.12.2019 сроком до 31.12.2021, предъявлена копия диплома о наличии высшего юридического образования по специальности «Юриспруденция»;
от общества с ограниченной ответственностью «ТИАС»: представитель не явился, извещён надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ТИАС» на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 18.05.2020 по делу №А64-1229/2020, по заявлению ООО «ТИАС», г. Тамбов (ОГРН <***>, ИНН <***>); к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Тамбову, г. Тамбов (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительным решения № 13-16/2631 от 02.12.2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «ТИАС» (далее – ООО «ТИАС», заявитель, Общество) обратилось в суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Тамбову (далее – Инспекция, налоговый орган) с требованием о признании недействительным решения №13-16/2631 от 02.12.2019 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением от 18.05.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом, заявитель обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Заявитель апелляционной жалобы полагает, что судом первой инстанциидопущено неправильное применение норм материального права, регулирующих налоговые правоотношения, основанные на применении норм Закона Тамбовской области №170-3 от 28.11.2003 «О налоге на имущество организаций на территории Тамбовской области» и п. 10 ст. 378.2 НК РФ. Возражает против вывода суда первой инстанции о том, что объектом налогообложения может являться как само здание (административно-деловой центр, торговый центр (комплекс)), так и помещения (нежилые) в нем (в торговом центре) в общей совокупности. Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве налоговый орган возражал против доводов апелляционной жалобы Общества, указывая на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В судебное заседание представитель ООО «ТИАС» не явился.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст.ст.156, 266 АПК РФ, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, 02.12.2019 в отношении ООО «ТИАС» на основании Акта налоговой проверки №13-16/1244 от 18.07.2019 и иных материалов налоговой проверки, ИФНС по г. Тамбову вынесено решение №13-16/2631 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решение мотивировано тем, что ООО «ТИАС», в нарушение положений ст. 378.2 НК РФ, п. 1 ст. 1.1 Закона №170-3 от 28.11.2003 «О налоге на имущество организаций на территории Тамбовской области», занизило сумму налога за 2018 г. на 940127 руб., за счет неправомерного не исчисления налога на имущество организации в отношении объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами 68:29:0201001:11056, 68:29:0201001:11058, 68:29:0201001:11057, 68:29:0201001:11060, 68:29:0201001:11059, 68:29:0101021:693, 68:29:0101021:692, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, в том числе по сроку уплаты 03.05.2018 в сумме 38100 руб., по сроку уплаты 30.07.2018 в сумме 300677 руб., по сроку уплаты 30.10.2018 в сумме 300677 руб., по сроку уплаты 01.04.2019 в сумме 300673 руб.
Полагая, что указанное решение не соответствует законодательству о налогах и сборах, нарушает его права, и законные интересы, Общество обратилось в УФНС России по Тамбовской области с апелляционной жалобой.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы УФНС России по Тамбовской области было принято решение от 30.01.2020 №05-10/2/7, которым, решение №13-16/2631 от 02.12.2019 оставлено без изменения, жалоба Общества без удовлетворения.
Ссылаясь на необоснованность решения ИФНС России по г. Тамбову №13-16/2631 от 02.12.2019, несоответствие данного решения нормам действующего законодательства, поскольку заявителем было прекращено право собственности на здания с кадастровым номером 68:29:0201001:10134, 68:29:0101021:460, и зарегистрировано право собственности на нежилые помещения с кадастровыми номерами 68:29:0201001:11056 (площадь 955,3 кв.м.), 68:29:0201001:11058 (площадь 461,8 кв.м.), 68:29:0201001:11057 (площадь 032 кв.м.), 68:29:0201001:11060 (площадь 947,8 кв.м.), 68:29:0201001:11059 (площадь 948,7 кв.м.), 68:29:0101021:693 (площадь 202,8 кв.м.), 68:29:0101021:692 (площадь 853,8 кв.м.), площадь которых не соответствует критериям, установленным абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ, п.1, 2 ст.1.1. Закона Тамбовской области от 28.11.2003 № 170-3 «О налоге на имущество организаций на территории Тамбовской области», заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании недействительным решения ИФНС России по г. Тамбову №13-16/2631 от 02.12.2019
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленного требования отказано.
Арбитражный суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, руководствуясь следующим.
В соответствии с п. 2 ст. 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 1.6, 3 и 4 статьи 284 настоящего Кодекса), налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с настоящим Кодексом).
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14 и 372 НК РФ).
В силу п. 1 ст. 372 НК РФ налог на имущество организаций (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 373 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса.
Исходя из положений п. 1 ст. 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено пунктом 2, в соответствии с которым налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Кодекса.
На основании пп. 1, 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении отдельных видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, к которым отнесены в том числе административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
В соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определяет уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Законом Тамбовской области от 28.11.2003 № 170-З «О налоге на имущество организаций на территории Тамбовской области» (далее – Закон № 170-З) установлено, что налог на имущество организаций на территории Тамбовской области (далее в настоящем Законе - налог) устанавливается настоящим Законом в соответствии с главой 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и обязателен к уплате на территории Тамбовской области (ст. 1 Закона №170-З).
Согласно абз. 2 п. 2 ст. 2 Закона № 170-З (в редакции, действовавшей в спорный период) в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, указанных в статье 1.1 настоящего Закона, принадлежащих организациям, применяющим специальные налоговые режимы, налоговая ставка устанавливается в 2018 году в размере 0,75 процента, в 2019 году - 1,0 процента, в 2020 году - 1,5 процента, в 2021 году и последующие годы - 2,0 процента.
Статьей 1.1. Закона № 170-З предусмотрены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества. Так, налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в отношении следующих видов недвижимого имущества:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 квадратных метров и помещения в них площадью свыше 1000 квадратных метров (за исключением административно-деловых центров, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти Российской Федерации, их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, автономных, бюджетных, казенных учреждений, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями);
2) нежилые помещения общей площадью свыше 1000 квадратных метров, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (за исключением нежилых помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти Российской Федерации, их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, автономных, бюджетных, казенных учреждений, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями);
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Приказом Комитета по управлению имуществом Тамбовской области от 29.12.2017 № 799 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» (далее - Перечень) определен перечень объектов, в отношении которых на 2018 год налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В настоящий Перечень включены здания с кадастровым номером:
-68:29:0201001:10134, расположенное по адресу: <...> (площадь 4246,10 кв.м.);
-68:29:0101021:460, расположенное по адресу: <...> (площадь 1056,60 кв.м.) - позиция 289 Перечня, как отвечающее признакам объекта, указанного в пп. 1 п. 1 ст. 378.2 НК РФ.
Вновь образованные помещения с кадастровыми номерами: 68:29:0201001:11056, 68:29:0201001:11058, 68:29:0201001:11057, 68:29:0201001:11060, 68:29:0201001:11059, 68:29:0101021:693, 68:29:0101021:692 не указаны в Перечне и не могли быть в нем указаны, поскольку образованы и поставлены на государственный кадастровый учет позднее (13.03.2018 и 22.03.2018).
Таким образом, если здание (строение, сооружение) безусловно и обоснованно определено административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) и включено в Перечень, то все помещения в нем, принадлежащие одному или нескольким собственникам, подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости вне зависимости от отсутствия этих помещений в Перечне. Указанное подтверждается позицией, изложенной в Письме Минфина России от 13.03.2017 N 03-05-04-01/13780, в Письме ФНС России от 16.03.2017 N БС-4-21/4780 «О применении положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации к помещениям, не вошедшим в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость».
Кроме того, как указано в пп. 7 п. 4 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон №218-ФЗ), в реестр недвижимости вносятся сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование.
При прекращении права на здание, сооружение, зарегистрированного в Едином государственном реестре недвижимости, государственная регистрация права в отношении всех помещений, машино-мест в таких здании, сооружении должна быть осуществлена одновременно, при этом такие здания, сооружения с государственного кадастрового учета не снимаются (п. 5 ст. 41 Федерального закона №218-ФЗ).
В результате раздела ООО «ТИАС» стало собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами:
- с кадастровыми номерами 68:29:0201001:11056, 68:29:0201001:11058, 68:29:0201001:11057, 68:29:0201001:11060, 68:29:0201001:11059, расположенных в отдельно стоящем здании с кадастровым номером 68:29:0201001:10134, по адресу: <...>, введенном в эксплуатация как «Многофункциональный комплекс» (ответ Комитета градостроительства администрации г.Тамбова от 09.11.2018 №25-30-1590, разрешение на строительство от 24.05.2013 № RU68 306000 - 534, разрешение на ввод в эксплуатацию №RU 68306000-5939),
- с кадастровыми номерами 68:29:0101021:693, 68:29:0101021:692, расположенных в здании с кадастровым номером 68:29:0101021:460, по адресу: <...>, приобретенном на основании Договора купли-продажи недвижимого имущества от 02.08.2013.
Судом принято также во внимание, что помещения, расположенные в здании с кадастровым номером 68:29:0201001:10134, является единым объектом, а помещения, расположенные в помещении с кадастровым номером 68:29:0101021:460 также является единым объектом (подвал), фактически принадлежат ООО «ТИАС», поскольку площадь зарегистрированных помещений в сумме совпадает с фактической площадью зданий. Данные помещения не обособлены, не могут существовать сами по себе, отдельно, то есть являются неотъемлемой частью здания.
Спорное имущество используется заявителем как единый торговый объект и разделение на помещения произведено формально.
Таким образом, раздел здания на помещения является особым видом раздела объекта недвижимости, когда исходный объект не перестает существовать как самостоятельный объект кадастрового учета.
Включение предыдущего объекта недвижимости в Перечень не свидетельствует о физическом отсутствии самого объекта недвижимости и не может служить основанием для освобождения образованного из данного объекта нового объекта недвижимости от уплаты законно установленного налога на имущество.
Также апелляционный суд отмечает, что в силу п. 10 ст. 378.2 НК РФ в случае, если объект недвижимого имущества образован в результате раздела объекта недвижимого имущества или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с объектами недвижимого имущества, включенными в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, указанный вновь образованный объект недвижимого имущества при условии соответствия его критериям, предусмотренным настоящей статьей, до включения его в перечень подлежит налогообложению по кадастровой стоимости, определенной на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта.
Из указанного следует, что поскольку предыдущие объекты недвижимости с кадастровым номером 68:29:0201001:10134, 68:29:0101021:460 по состоянию на 01.01.2018 включены в Перечень, постольку вновь образованные объекты недвижимости подлежат обложению налогом на имущество по кадастровой стоимости в силу п. 10 ст.378.2 НК РФ.
Аналогичный правовой подход изложен в постановлении АС ЦО от 14.07.2020 по делу №А64-6394/2019.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя, приведенные в апелляционной жалобе, получили надлежащую правовую оценку суда первой инстанции с учетом оценки представленных в материалы дела доказательств.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения не имеется.
пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в силу ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя жалобы и им уплачены.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 18.05.2020 по делу №А64-1229/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья А.И. ФИО3
судьи Т.И. ФИО4
ФИО1