ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 19АП-3413/2022 от 29.06.2022 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда


ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

06 июля 2022 года                                                     Дело № А14-14790/2021

        город Воронеж                                                                                          

Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 06 июля 2022 года.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                         Миронцевой Н.Д.,

судей                                                                                    Ушаковой И.В.,                                                                                                                                           

                                                                                             ФИО1,

     при ведении протокола секретарем  судебного заседания  Кривченко М.А.,

при участии:

от Воронежской таможни: ФИО2– представитель по доверенности №07-12/55 от 16.12.2021, сроком действия на 3 года, предъявлен паспорт; ФИО3 – представитель по доверенности №07/12 от 10.08.2021 сроком действия на 3 года, предъявлен паспорт;

от общества с ограниченной ответственностью «МегаПартсАгро»: ФИО4 – представитель по доверенности от 09.09.2021, сроком действия на 1 год, представлен паспорт;

рассмотрев в открытом судебном заседании  апелляционную жалобу Воронежской таможни (ОГРН <***>, ИНН <***>) на решение Арбитражного суда Воронежской области от 27.04.2022 по делу № А14-14790/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «МегаПартсАгро» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным и отмене решения Воронежской таможни (ОГРН <***>, ИНН <***>) от 11.06.2021 №10104000/110621/000494 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров; об обязании устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «МегаПартсАгро» (далее – заявитель, ООО «МегаПартсАгро») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Воронежской таможне о признании незаконным и отмене решения от 11.06.2021 №10104000/110621/000494 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров, об обязании устранить допущенные нарушения.

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 27.04.2022 заявленные требования удовлетворены.

Решение Воронежской таможни от 11.06.2021 №10104000/110621/000494 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, признано незаконным. Суд обязал Воронежскую таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «МегаПартсАгро».

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Воронежская таможня обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, отказать в удовлетворении Общества.

Считает решение от 11.06.2021 №10104000/110621/000494 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров законным. Указывает, на невозможность провести сравнительное исследование оттиска печати уполномоченного органа на представленных сертификатах с соответствующими образцами сравнения оттисков печати Турецкой Республики, имеющимися в картотеке ЦЭКТУ, ввиду низкого качества изображения оттисков печатей, а также ввиду непредставления данной палатой ответа на запрос таможенного органа о верификации № 06-92/42999, направленного 06.08.2020.

К материалам дела приобщен отзыв, поступивший от ООО «МегаПартсАгро».

В судебном заседании представители Воронежской таможни поддержали апелляционную жалобу, просили суд обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.

Представитель ООО «МегаПартсАгро» возражал на доводы апелляционной жалобы, просил оставить решение – без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В ходе судебного разбирательства установлено следующее.

28.01.2015 между «Дас Лагер Рулмар Отомотив Сан.Тидж.А.Ш.» (DAS LAGER RULMAN OTOMOTIV SAN.TIC.A.S) (продавец) и ООО «МегаПартсАгро» (дистрибьютор) заключен дистрибьюторский договор на маркетинг, рекламу и продажу подшипников, производимых продавцов совместно с брендом Das Lager на территории России (л.д. 199-207).

ООО «МегаПартсАгро» на Воронежскую таможню представлена ДТ №10104070/201219/0008955 от 20.12.2019.

В отношении товара ООО «МегаПартсАгро» заявлены тарифные преференции на основании сертификатов о происхождении товара от 16.12.2019 №R0655492, R0655493, R0655494, R0655495, R0655496, R0655497, выданных уполномоченными органами Турции.

Воронежской таможней при проведении проверки происхождения товаров после выпуска было установлено, что в графе 6 сертификатов №R0655497, R0655492, R0655494, R0655495 отсутствует наименование товаров, что, по мнению таможенного органа, не позволяет провести их идентификацию с заявленными сведениями в графе 31 ДТ и является нарушением требований к сертификату о происхождении, утвержденных Решением Совета ЕЭК от 13.07.2018 №49.

В связи с чем, в адрес ООО «МегаПартсАгро» направлено письмо от 11.02.2020 №12-04-10/1515 о предоставлении сертификатов происхождения товаров, заполненных в соответствии с требованиями к сертификату о происхождении, утвержденных Решением Совета ЕЭК от 13.07.2018 №49.

26.03.2020 Обществом письмом от 26.03.2020 №79 представлены в таможенный орган оригиналы сертификатов о происхождении товаров от 23.03.2020 №№ S0092526, S0092527, S0092528, S0092529, S0092530, R0911449.

В результате проверки правильности заполнения представленных Обществом сертификатов таможенным органом было установлено, что в графе 8 сертификатов указано наименование органа Турции, выдавшего сертификаты, проставлен оттиск печати, подпись, дата выдачи, а также указано имя должностного лица, выдавшего сертификаты.

Между тем, по мнению должностного лица таможни, печать, проставленная в графе 8 сертификатов по внешним признакам не соответствовала ни одному образцу оттисков печатей, доведенных письмами ФТС России.

Для установления соответствия оттисков печати, проставленных в данных сертификатах, соответствующему образцу сравнения печатей, имеющемуся в ЦЭКТУ, оригиналы имеющихся сертификатов были отправлены на соответствующее исследование.

Согласно заключению специалиста ЦЭКТ от 22.04.2020 №12403006/0011614 бланки сертификатов изготовлены типографским способом с применением специальных средств защиты от внесения изменений в первоначальное содержание, оттиски печатей нанесены печатной формой высокой печати. Подчистки, исправления и (или) дополнения, незаверенные в установленном порядке, а также факсимиле подписей отсутствуют. Провести сравнительное исследование с соответствующими образцами сравнения оттисков печатей Турецкой Республики, имеющимися в картотеке ЦЭКТУ, не представляется возможным, ввиду низкого качества изображения оттисков печатей.

В целях подтверждения факта выдачи сертификатов о происхождении товара от 23.03.2020 №№ S0092526, S0092527, S0092528, S0092529, S0092530, R0911449 ФТС России в уполномоченный орган Турции (Стамбульская промышленная палата Турции) был направлен запрос от 06.08.2020 № 06-92/42999.

В сроки, установленные в пункте 30 Решения Совета ЕЭК от 13.07.2018 №49, ответ из уполномоченного органа Турции не поступил.

По результатам проверки таможенный орган пришел к выводу о том, что на основании пункта 25 Решения Совета ЕЭК от 13.07.2018 №49 условие предоставления тарифных преференций в отношении товара не выполнено.

Результаты проверки отражены в акте от 07.06.2021 №10104000/208/070621/А0020.

11.06.2021 Воронежской таможней было принято решение №10104000/110621/000494 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров, и отказе в предоставлении преференций.

Не согласившись с решением таможенного органа, указывая на нарушение прав и законных интересов, ООО «МегаПартсАгро» обратилось в арбитражный суд с требованием о признании указанного решения незаконным.

Исследовав  материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании пункта 1 статьи 36 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, международными договорами Российской Федерации.

При этом под тарифной преференцией понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза.

Согласно пункту 1 статьи 29 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), происхождение товаров подтверждается во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка зависит от происхождения товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

В силу статьи 29 ТК ЕАЭС в целях проверки соблюдения законодательства государства-члена, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы, таможенные органы государства-члена вправе требовать в случаях и порядке, определенных законодательством этого государства-члена, подтверждение происхождения товаров. Происхождение товара подтверждается декларацией о происхождении товара или сертификатом о происхождении товара в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров.

В соответствии со статьей 31 ТК ЕАЭС, сертификат о происхождении товара - документ определенной формы, свидетельствующий о происхождении товара и выданный уполномоченным государственным органом или уполномоченной организацией страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) происхождения товара или в случаях, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров, - страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) вывоза товара. Требования к сертификату о происхождении товара, в том числе к порядку его оформления и (или) заполнения, устанавливаются правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров. В случае, если в сертификате о происхождении товара сведения о происхождении товара основаны на иных критериях, чем критерии, применение которых установлено правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров, такой сертификат о происхождении товара не рассматривается в качестве документа о происхождении товара. Сертификат о происхождении товара не рассматривается в качестве документа о происхождении товара, если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к порядку его оформления и (или) заполнения, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров.

В соответствии с пунктом 3 статьи 112 ТК ЕАЭС, после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, производится в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС и (или) определяемых Евразийской экономической комиссией, по решению таможенного органа либо с разрешения таможенного органа.

Согласно пункту 2 статьи 310 ТК ЕАЭС, таможенный контроль проводится в отношении объектов таможенного контроля с применением к ним определенных ТК ЕАЭС форм таможенного контроля.

Одной из форм таможенного контроля, перечисленных в статье 322 ТК ЕАЭС, является проверка таможенных, иных документов и (или) сведений, порядок проведения которой утвержден Приказом ФТС России от 25.08.2009 N 1560 "Об утверждении Порядка проведения проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств" (далее - Порядок N 1560).

Согласно пункту 3 статьи 324 ТК ЕАЭС, указанная форма таможенного контроля может проводиться как до, так и после выпуска товаров и в соответствии с подпунктом 2 пункта 7 Порядка N 1560 может осуществляться с целью правильности определения страны происхождения товаров.

Согласно пункту 2 статьи 324 ТК ЕАЭС проверка таможенных, иных документов и (или) сведений проводится в целях проверки достоверности сведений, правильности заполнения и (или) оформления документов, представленных таможенному органу в соответствии с ТК ЕАЭС.

Согласно статьи 314 ТК ЕАЭС, при проведении таможенного контроля происхождения товаров таможенные органы проверяют документы о происхождении товаров, сведения о происхождении товаров, заявленные в таможенной декларации и (или) содержащиеся в представленных таможенным органам документах, в том числе достоверность сведений, содержащихся в документах о происхождении товаров, а также подлинность сертификатов о происхождении товаров, правильность их оформления и (или) заполнения. Происхождение товара считается неподтвержденным в следующих случаях: 1) не представлены, в том числе при применении формы таможенного контроля проверка таможенных, иных документов и (или) сведений, документы о происхождении товаров, если такие документы должны быть представлены в соответствии со статьей 29 ТК ЕАЭС; 2) по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлена недостоверность сведений, содержащихся в документах о происхождении товаров; 3) по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлено, что сертификат о происхождении товара не является подлинным либо такой сертификат о происхождении товара оформлен и (или) заполнен с нарушением требований к порядку его оформления и (или) заполнения; 4) государственным органом или уполномоченной организацией, выдавшей и (или) уполномоченной проверять сертификат о происхождении товара, в срок, установленный правилами определения происхождения ввозимых товаров, не представлены ответ на запрос, и (или) дополнительные документы, и (или) сведения, если такой запрос был направлен в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи; 5) иные случаи, определяемые Комиссией.

Правила определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальные правила определения происхождения товаров) утверждены Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 № 49 (далее - Правила).

В соответствии с п. 29 Правил при обнаружении таможенным органом государства-члена признаков того, что представленный сертификат о происхождении товара не выдавался или содержит недостоверные сведения, таможенный орган государства - члена вправе направить в уполномоченный орган, выдавший такой сертификат, или орган (организацию), уполномоченный проверять сертификаты о происхождении товара, запрос о подтверждении подлинности сертификата, и (или) о достоверности содержащихся в нем сведений, и (или) о предоставлении дополнительных либо уточняющих сведений (в том числе о выполнении критерия определения происхождения товаров) и (или) копий документов, на основании которых был выдан такой сертификат (далее - запрос о верификации).

К запросу о верификации прилагается копия проверяемого сертификата о происхождении товара.

Согласно п. 30 Правил ответ на запрос о верификации должен поступить в таможенный орган государства-члена в срок, не превышающий 6 месяцев с даты направления такого запроса

 Целью таможенного контроля во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров, является в том числе установление правильного либо неправильного указания страны происхождения товара, так как основанием для предоставления тарифных преференций выступает факт происхождения товара из страны, входящей в перечень стран пользователей схемой тарифных преференций.

При наличии оснований для проведения дополнительных проверочных мероприятий таможенный орган имеет право обратиться в компетентный орган страны, выдавшей сертификат. Такое обращение призвано устранить оправданные сомнения в достоверности соответствующего документа, с тем чтобы объективно решить вопрос о тарифной преференции в каждом конкретном случае.

По смыслу приведенных нормативных положений (в их системном единстве) принятие Таможней решения об отказе в предоставлении тарифных преференций в связи с выявленными нарушениями по заполнению сертификатов возможно только при наличии таких нарушений в их оформлении и заполнении, которые не позволяют однозначно определить страну происхождения товара.

Как следует из материалов дела, признавая сертификаты о происхождении товаров от 23.03.2020 №№ S0092526, S0092527, S0092528, S0092529, S0092530, R0911449, выданные Стамбульской промышленной палатой Турции, ненадлежащими, таможенный орган исходил из невозможности провести сравнительное исследование оттиска печати уполномоченного органа на представленных сертификатах с соответствующими образцами сравнения оттисков печати Турецкой Республики, имеющимися в картотеке ЦЭКТУ, ввиду низкого качества изображения оттисков печатей, а также ввиду непредставления данной палатой ответа на запрос таможенного органа о верификации № 06-92/42999, направленного 06.08.2020.

Вместе с тем, материалами дела подтверждается и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что ООО «МегаПартсАгро» таможенному органу были представлены оригиналы сертификатов происхождения товара от 23.03.2020 №№ S0092526, S0092527, S0092528, S0092529, S0092530, R0911449.

При этом указанные сертификаты содержали все необходимые сведения, перечисленные в пункте 5 Правил №49: наименование страны происхождения товара (Турция); номер сертификата, наименование уполномоченного органа, выдавшего сертификат; наименование и адрес экспортера; наименование и адрес грузополучателя; описание товара, позволяющее произвести его идентификацию; количественные характеристики товара; печать уполномоченного органа, выдавшего сертификат, подпись должностного лица этого уполномоченного органа, дата выдачи сертификата.

Более того, у таможенного органа не имелось сомнений в отношении указанных реквизитов представленных ООО «МегаПартсАгро» сертификатов, кроме проставленного оттиска печати уполномоченного органа ввиду низкого качества изображения такого оттиска. Также не ставился под сомнение факт производства спорных товаров именно в Турции.

Между тем Правила №49 не содержат каких-либо дополнительных требований к печати, проставляемой на сертификате о происхождении товара, кроме требования о ее наличии.

Кроме того, представленным в материалы дела заключением таможенного эксперта от 22.04.2020 №12403006/0011614 также установлено, что подчистки, исправления и (или) дополнения, незаверенные в установленном порядке, в представленных сертификатах отсутствуют.

Выявленный в ходе таможенного контроля формальный недостаток сертификатов в виде низкого качества изображения оттисков печати, не может быть признан безусловным нарушением требований к оформлению или заполнению сертификатов, которое в данном случае влечет отказ в рассмотрении представленных ООО «МегаПартсАгро» сертификатов в качестве основания для предоставления тарифных преференций в соответствии со статьей 314 ТК ЕАЭС.

Таможенный орган в целях проверки достоверности и подтверждения факта выдачи представленных Обществом сертификатов происхождения товара воспользовался предоставленным ему правом и направил в уполномоченный орган Турции, выдавший спорные сертификаты (Стамбульская промышленная палата Турции), верификационный запрос № 06-92/42999 от 06.08.2020.

Между тем, в установленный п.30 Правил №49 шестимесячный срок ответ от Стамбульской промышленной палаты Турции не поступил, в связи с чем Воронежская таможня пришла к выводу о неподтверждении происхождения товара и отказала ООО «МегаПартсАгро» в предоставлении преференций.

При этом в качестве доказательств направления верификационного запроса № 06- 92/42999 от 06.08.2020 таможенным органом представлен список международных почтовых отправлений №782 от 07.08.2020.

Однако, исходя из представленного ответа УФПС г. Москвы от 21.02.2022 №МР77-09/29014, прием международных почтовых отправлений по списку №782 от 07.08.2020 осуществлялся без присвоения почтового идентификатора, и соответственно отправления идентифицированы как отправления категории «простое».

Поскольку простая письменная корреспонденция не отслеживается по пути прохождения и вручается адресату через ячейку абонентского почтового шкафа без расписки, провести детальную проверку относительно прохождения простой письменной корреспонденции не представляется возможным.

Каких-либо доказательств, подтверждающих получение Стамбульской промышленной палаты Турции верификационного запроса № 06-92/42999 от 06.08.2020, направленного 07.08.2020, таможенным органом не представлено.

Между тем, ООО «МегаПартсАгро» в ходе судебного разбирательства по настоящему делу представлен полученный в самостоятельном порядке ответ Стамбульской промышленной палаты Турции №010954 от 26.10.2021, согласно которому было подтверждено, что Стамбульской промышленной палатой Турции были выданы и переданы DAS LAGER RULMAN OTOMOTIV SAN.TIC.A.S (продавец по дистрибьюторскому договору 28.01.2015, заключенному с Обществом) сертификаты с серийными номерами №№ S0092526, S0092527, S0092528, S0092529, S0092530, R0911449 от 23.03.2020 (л.д. 152, 154).

Таким образом, доказательств обоснованности сомнений и соблюдения процедуры их устранения таможенным органом не представлено.   В связи с чем, отсутствовали основания полагать, что представленные ООО «МегаПартсАгро» сертификаты не подтверждают происхождение товара, применительно статьи 314 ТК ЕАЭС.

Выявленные таможенным органом формальные недостатки сертификатов при наличии совокупности представленных документов, в том числе ответа Стамбульской промышленной палаты Турции №010954 от 26.10.2021 о выдаче спорных сертификатов, и в отсутствие сомнений у таможни о стране происхождения товара, не могут являться безусловными основаниями для отказа Обществу в предоставлении тарифной преференции.

Указанная правовая позиция соотносится с позицией Верховного суда РФ, изложенной в определении от 04.03.2019 по делу №301-ЭС19-150.

На основании изложенного, вывод суда первой инстанции о незаконности решения таможенного органа является обоснованным.

Оснований для  переоценки выводов суда первой инстанции, апелляционная коллегия не усматривает.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.

Учитывая, что в соответствии с п. п. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о распределении судебных расходов при рассмотрении апелляционной жалобы судом не разрешается.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Воронежской области от 27.04.2022 по делу № А14-14790/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.

   Председательствующий судья                                        Н.Д. Миронцева

    судьи                                                                                 И.В. Ушакова

                                                                                               ФИО1