ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 19АП-3564/19 от 26.06.2019 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

03 июля 2019 года                                                       Дело № А35-7871/2018

город Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2019 года

Полный текст постановления изготовлен 03 июля года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                  Осиповой М.Б.,

судей                                                                                     Донцова П.В.,

                                                                                           ФИО1

при ведении протокола судебного заседания секретарем Мелковой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом города Курска на решение Арбитражного суда Курской области от 11.04.2019 по делу № А35-7871/2018 (судья Клочкова Е.В.) по заявлению Комитета по управлению муниципальным имуществом города Курска (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным отказа в осуществлении кадастрового учета и государственной регистрации собственности за муниципальным образованием «Город Курск» на сооружение, выраженного в сообщении об отказе в государственной регистрации от 30.08.2018 № 46/001/002/2018-1377, а также об обязании зарегистрировать право собственности за муниципальным образованием «Город Курск» на сооружение,

         при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Комитет по управлению имуществом Курской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), Земельный комитет города Курска (ОГРН <***>, ИНН <***>),

при участии в судебном заседании:

от Комитета по управлению муниципальным имуществом города Курска – представители не явились, надлежаще извещен;

от управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области – представители не явились, надлежаще извещено;

от Комитета по управлению имуществом Курской области – представители не явились, надлежаще извещен;

от Земельного комитета города Курска – представители не явились, надлежаще извещен,

                                                УСТАНОВИЛ:

Комитет по управлению муниципальным имуществом города Курска (далее – Комитет по управлению муниципальным имуществом, Комитет) обратился в арбитражный суд Курской области с заявлением к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области (далее – управление Росреестра по Курской области, управление, регистрирующий орган) о признании незаконным отказа в осуществлении кадастрового учета и государственной регистрации собственности за муниципальным образованием «Город Курск» на сооружение – памятник Рокоссовскому К.К., площадью 26 кв. м., с высотой конструктивных элементов объекта – 2,5 м, расположенный по адресу: Россия, <...> (в районе ДК РТИ), выраженного в сообщении об отказе в государственной регистрации от 30.08.2018 №46/001/002/2018-1377, а также об обязании зарегистрировать указанное право собственности.

Определениями суда области от 14.02.2019 и от 19.03.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по управлению имуществом Курской области и Земельный комитет города Курска соответственно (далее – Комитет по управлению имуществом, Земельный комитет, третьи лица).

Решением арбитражного суда Курской области от 11.04.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.

Не согласившись с вынесенным решением, Комитет по управлению муниципальным имуществом обратился с настоящей апелляционной жалобой, в которой просит отменить данное  решение арбитражного суда Курской области, ссылаясь на принятие его с нарушением норм материального права, и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Так, Комитет указывает на то, что арбитражным судом Курской области 28.03.2018 было вынесено решение по делу № А35-9428/2017 о признании права муниципальной собственности муниципального образования «город Курск» на сооружение – памятник Рокоссовскому, площадью 26 кв.м., с высотой конструктивных элементов объекта – 2,5м, расположенный по адресу <...> (в районе ДК РТИ), которое вступило в законную силу 29.04.2018. Указанное решение в совокупности с техническим планом на сооружение являются основаниями для государственной регистрации, позволяющими идентифицировать регистрируемый объект, в связи с чем отсутствуют основания для истребования у заявителя дополнительных документов. При этом технический план имеет указание на земельный участок в пределах кадастрового квартала с кадастровым номером 46:29:103104, а спорный объект установлен в сквере на основании распоряжения главы города Курска от 04.08.2005 № 1249-ра на земельном участке сквера, площадь которого составляет 4 360 кв.м. Данные факты также установлены решением от 28.03.2018 по делу № А35-9428/2017.

Одновременно Комитет по управлению муниципальным имуществом ссылается на положения пункта 233 Приказа Минэкономразвития России от 07.06.2017 №278 «Об утверждении административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество» (далее - Приказ Минэкономразвития России от 07.06.2017 №278, Административный регламент), а также на введение статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс) уже после реконструкции памятника Федеральным законом от 23.06.2014 №171-ФЗ, в связи с чем указанная статья не может быть применена к рассматриваемым правоотношениям.

Кроме того, Комитет отмечает, что исходя из смысла положений Земельного кодекса и Законов Курской области от 30.11.2015 №117-ЗКО «О разграничении полномочий органов государственной власти Курской области в сфере земельных отношений Курской области» (далее – Закон Курской области от 30.11.2015 №117-ЗКО) и от 05.03.2015 №8-ЗКО «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления городского округа «Город Курск» и органами государственной власти Курской области по распоряжению земельными участками, право государственной собственности на которые не разграничено» (далее – Закон Курской области от 05.03.2015 №8-ЗКО), осуществить процедуру оформления прав на земельный участок за муниципальным образованием «Город Курск» самостоятельным решением не представляется возможным в связи с отсутствием государственной регистрации права на сооружение. Таким образом, отказ в такой регистрации нарушает права и законные интересы Комитета, поскольку препятствует собственнику пользоваться и распоряжаться данным имуществом по своему усмотрению, а также провести оформление земельного участка, на котором расположен объект недвижимости муниципальной собственности.

Земельный комитет в представленном письменном отзыве на апелляционную жалобу в полном объеме поддерживает доводы апелляционной жалобы Комитета по управлению муниципальным имуществом и также просит отменить решение суда области от 11.04.2019, приняв по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

При этом третье лицо настаивает на том, что вступившее в законную силу решение суда, представленное для совершения регистрационных действий, является достаточным основанием для регистрации права собственности на спорный объект.

Управление Росреестра по Курской области в представленных письменных возражениях не согласилось с доводами апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность принятого по делу решения, в связи с чем просил оставить его без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В полном объеме поддерживая выводы суда области, регистрирующий орган со ссылкой на положения Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее- Федеральный закон от 13.07.2015 №218-ФЗ, Закон № 218-ФЗ) и пункт 4 статьи 43 приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015 №953 «Об утверждении формы технического плана требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений» (далее – приказ Минэкономразвития от 18.12.2015 №953) настаивает на необходимости указания земельного участка, в пределах которого расположено сооружение, поскольку в государственный кадастр вносятся, в том числе, кадастровые номера земельных участков, в пределах которых расположены здание, сооружение или объект незавершенного строительства. При этом управление также указывает на отсутствие в материалах дела доказательств принятия мер к формированию соответствующего земельного участка с учетом особенностей, предусмотренных статьей 11.3 Земельного кодекса, и невозможности его формирования.

В судебное заседание не явились представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы. При этом в отзыве Земельным комитетом было также заявлено ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителя. В силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса дело было рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, исследовав и оценив представленные доказательства, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что решение суда надлежит оставить без изменения.

Как следует из материалов дела, распоряжением главы города Курска от 04.08.2005 №1249-ра муниципальному унитарному предприятию «Управления капитального строительства администрации города Курска» было разрешена реконструкция сквера по ул. Парковая (в районе ДК РТИ) с установкой памятника К.К. Рокоссовскому.

Согласно акту рабочей комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством здания, сооружения, помещения от 30.09.2005 муниципальным унитарным предприятием «Управления капитального строительства администрации города Курска» предъявлено к приемке в эксплуатацию законченная строительством «Реконструкция сквера по ул. Парковая (в районе ДК РТИ) с установкой памятника К.К. Рокоссовскому в г. Курске». Рабочей комиссией принято решение считать принятым от генерального подрядчика и готовым для предъявления государственной приемочной комиссии.

На основании акта приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством здания, сооружения, помещения от 30.09.2005 комитетом по управлению муниципальным имуществом города Курска с целью постановки на кадастровый учет и государственной регистрации права собственности муниципального образования «Город Курск» был заказан технический план сооружения - памятник Рокоссовскому К.К. от 21.03.2017, из которого следует, что спорный объект расположен в пределах кадастрового квартала 46:29:103104.

Указанный объект был внесен в реестр объектов недвижимости муниципальной собственности в соответствии с требованиями Положения о реестре объектов недвижимости муниципальной собственности города Курска, утвержденного решением Курского городского Собрания от 23.03.2001 № 112-2-PC.

21.03.2017 по заявлению собственника объекта в результате выполнения кадастровых работ в связи с предоставлением в орган кадастрового учета заявления о постановке на государственный учет сооружения, расположенного в пределах кадастрового квартала 46:29:103104 по адресу <...> (в районе ДК РТИ) был подготовлен технический план сооружения с указанием его характеристик (т.1 л.д.13-23).

Решением арбитражного суда Курской области от 28.03.2018 по делу № А35-9428/2017 признано право муниципальной собственности муниципального образования «Город Курск» на сооружение - памятник Рокоссовскому К.К. площадью застройки 26 кв.м, с высотой конструктивных элементов объекта - 2,5 м, расположенный по адресу: <...> (в районе ДК РТИ). Указанное решение в апелляционном порядке не обжаловалось и вступило в законную силу 28.04.2018.

16.05.2018 Комитет по управлению муниципальным имуществом города Курска обратился в управление Росреестра по Курской области с заявлением об осуществлении кадастрового учета и государственной регистрации права собственности за муниципальным образованием «Город Курск» на сооружение - памятник Рокоссовскому К.К., площадью 26 кв.м., с высотой конструктивных элементов объекта -2,5 м, расположенный по адресу: Россия, <...> (в районе ДК РТИ). Сооружение расположено на земельном участке в пределах кадастрового квартала 46:29:103104.

К заявлению были приложены решение Арбитражного суда Курской области от 28.03.2018 № А35-9428/2017 и технический план сооружения (т.1 л.д.10-11).

 Уведомлением от 31.05.2018 № 46/001/002/2018-1377 государственная регистрация права собственности была приостановлена в связи с тем, что в представленном техническом плане в реквизите 3 раздела «Характеристики сооружения» не указан земельный участок, в пределах которого расположено сооружение. Кроме того, в представленном техническом плане выявлено разночтение информации об объекте недвижимости, содержащейся в Техническом плане сооружения и решении арбитражного суда Курской области по делу №А35-9428/2017 от 28.03.2018 в части адреса сооружения.

При этом указанным уведомлением в целях устранения причин приостановления государственной регистрации в срок до 30.08.2018 предложено: кадастровому инженеру, подготовившему технический план, в реквизите «3» раздела «Характеристики сооружения» указать земельный участок, в пределах которого расположено Сооружение; указать в техническом плане адрес сооружения согласно решению.

Во исполнение уведомления о приостановлении государственной регистрации 09.06.2018 Комитет представил технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства 28.05.2018.

Рассмотрев поступившие документы, 30.08.2018 управление Росреестра по Курской области приняло решение об отказе в государственной регистрации права собственности в отношении объекта в связи с неустранением причин приостановления государственной регистрации, а также на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ.

Не согласившись с данным отказом, полагая его незаконным и необоснованным, Комитет по управлению муниципальным имуществом обратился в арбитражный суд Курской области с соответствующим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд области исходил из отсутствия в представленном для регистрации права собственности техническом плане сведений о земельном участке, в пределах которого расположено сооружение, одновременно указав на то, что сведения о нахождении данного участка в пределах определенного кадастрового квартала соответствующими сведениями быть признаны не могут. При этом наличие вступившего в законную силу судебного акта об установлении права собственности на спорный объект за муниципальным образованием, не исключает обязанности собственника по соблюдению требований законодательства о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество.

 Одновременно суд области указал, что Комитет не лишен права осуществить государственный кадастровый учет и зарегистрировать право собственности на спорный объект после формирования земельного участка под ним. Особенности образования земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотрены статьей 11.3 Земельного кодекса

Соглашаясь с данными  выводами суда области, апелляционная коллегия исходит из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса  граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также ведением Единого государственного реестра, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В силу части 3 статьи 1 Закона о государственной регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество - есть юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

В соответствии с частью 7 статьи 1 Закона о государственной регистрации государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуальноопределенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о государственной регистрации, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

В силу положений части 2 статьи 14 Закона о государственной регистрации основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: 1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; 8 А35-7871/2018 2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; 3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; 4) свидетельства о праве на наследство; 5) вступившие в законную силу судебные акты; 6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; 7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ; 7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; 8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; 9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.

Часть 4 статьи 18 Закона о государственной регистрации предусматривает, что к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 21 Закона о государственной регистрации и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (часть 5 статьи 18 Закона о государственной регистрации).

Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона о государственной регистрации).

Согласно ч. 4 ст. 29 Закона о государственной регистрации, орган регистрации прав при отсутствии оснований для возврата представленных заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов без рассмотрения осуществляет, в том числе, уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при наличии оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав - в случае неустранения причин, которые препятствовали осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и наличие которых послужило основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В соответствии с п.п. 7 п. 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации, осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

В силу ст. 27 Закона о государственной регистрации в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Как следует из материалов дела, в качестве основания отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и регистрации права собственности на спорный объект Управление Росреестра по Курской области указало на неустранение приведенных в уведомлении причин приостановления государственной регистрации права собственности, а именно: заявителем не указан земельный участок, в пределах которого расположено сооружение - памятник Рокоссовскому К.К., площадью 26 кв.м., расположенный по адресу: <...> (в районе ДК РТИ).

Признавая основания для приостановления государственной регистрации права и последующий отказ в осуществлении государственной регистрации права соответствующими закону , суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

В соответствии с п. 8 ч.4 ст. 8 Закона о государственной регистрации, в кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости: кадастровые номера иных объектов недвижимости, в пределах которых расположен объект недвижимости (кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположены здание, сооружение или объект незавершенного строительства, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства, либо кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, машино-место, если объектом недвижимости является помещение, машиноместо, либо кадастровый номер квартиры, в которой расположена комната, если объектом недвижимости является комната), а также кадастровый номер единого недвижимого комплекса или предприятия как имущественного комплекса, если объект недвижимости входит в состав единого недвижимого комплекса или предприятия как имущественного комплекса.

Согласно пункту 4 статьи 43 Приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" в раздел "Характеристики объекта недвижимости" включаются следующие сведения о соответствующих объектах недвижимости: кадастровый номер земельного участка 11 А35-7871/2018 (земельных участков), на котором (которых, под которым, которыми) расположено здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс.

В соответствии ч. 1 ст. 40 Закона о государственной регистрации государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание, сооружение, на объект незавершенного строительства в случае, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположены такие здание, сооружение, объект незавершенного строительства, осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и (или) государственной регистрацией права заявителя на такой земельный участок, за исключением случая, предусмотренного частью 10 настоящей статьи.

Согласно части 10 статьи 40 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.

Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в качестве правоустанавливающего документа на спорное сооружение Комитет представил в Управление Росреестра по Курской области решение Арбитражного суда Курской области от 28.03.2018 по делу № А35-9428/2017, согласно которому за муниципальным образованием «Город Курск» признано право муниципальной собственности на сооружение - памятник Рокоссовскому К.К. площадью застройки 26 кв.м., с высотой 12 А35-7871/2018 конструктивных элементов объекта - 2,5 м, расположенный по адресу: <...> (в районе ДК РТИ).

Кроме того, заявителем представлен технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства от 21.03.2018, в котором в реквизите 3 раздела «Характеристики сооружения» не указан земельный участок, в пределах которого расположено сооружение.

Также в представленном техническом плане государственным регистратором выявлено разночтение информации об объекте недвижимости, содержащейся в Техническом плане сооружения и решении Арбитражного суда Курской области дело № А35-9428/2017 от 28.03.2018, в части адреса сооружения. Во исполнение уведомления от 31.05.2018 №46/001/002/2018-1377 о приостановлении государственной регистрации 09.06.2018 Комитет представил технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства 21.03.2018, в котором указан адрес сооружения в соответствии с решением Арбитражного суда Курской области от 28.03.2018 по делу № А35-9428/2017.

Вместе с тем, требование об указании в техническом плане в реквизите 3 раздела "Характеристики сооружения" земельного участка, в пределах которого расположено сооружение, Комитетом не исполнено.

В соответствии с частью 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Согласно ч.1 ст. 24 Закона о государственной регистрации, технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.

В соответствии с ч. 5 ст. 24 Закона о государственной регистрации, местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке устанавливается посредством определения координат характерных точек контура таких здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке. Местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке по желанию заказчика кадастровых работ может быть дополнительно установлено посредством пространственного описания конструктивных элементов здания, сооружения или объекта незавершенного строительства, в том числе с учетом высоты или глубины таких конструктивных элементов.

Исходя из материалов дела, в представленном техническом плане на сооружение: памятник Рокоссовскому К.К., расположенному по адресу: <...> (в районе ДК РТИ), отсутствуют сведения о земельном участке, в пределах которого расположено сооружение.

Имеется лишь указание на расположение сооружения на земельном участке в пределах кадастрового квартала 46:29:103104.

Таким образом, технический план в отношении спорного сооружения не содержит необходимых сведений для государственного учета объекта и регистрации права собственности, что препятствует осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации сооружения в силу п.п. 7 п. 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации.

Наличие судебного акта, которым за муниципальным образованием «Город Курск» признано право муниципальной собственности на сооружение - памятник Рокоссовскому К.К. площадью застройки 26 кв.м., с высотой конструктивных элементов объекта - 2,5 м, расположенный по адресу: <...> (в районе ДК РТИ), не исключает обязанности Комитета указать в техническом плане сведения о конкретном земельном участке, на котором расположено сооружение, в целях государственного учета объекта и регистрации права собственности на него.

Ссылка Комитета на пункт 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137- ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которому в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований, правомерно отклонена  судом, как основанная на неверном толковании указанных положений.

Утверждения Комитета об отсутствии возможности сформировать земельный участок под спорным сооружением ничем не подтверждены. Комитетом в материалы дела не представлено доказательств принятия мер по формированию земельного участка, равно как и доказательств, препятствующих формированию земельного участка.

Комитет не лишен права осуществить государственный кадастровый учет и зарегистрировать право собственности на спорный объект после формирования земельного участка под ним.

Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии у Управления Росреестра по Курской области правовых оснований для принятия оспариваемого отказа, что исключает удовлетворение заявленных требований

Исходя из изложенного, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба не содержит. Несогласие заявителя жалобы с выводами суда первой инстанции не свидетельствует о наличии оснований для отмены принятого по делу решения в обжалуемой части.

При принятии обжалуемого решения арбитражный суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.

Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины судом не решается, так как на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 337.37 Налогового кодекса государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, от ее уплаты освобождены.

Руководствуясь статьями 16, 17, 110, 112, 258, 266 - 268, пунктом  1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Курской области от 11.04.2019 по делу № А35-7871/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом города Курска – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячныйсрок через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья                                   М.Б. ФИО2

Судьи                                                                          П.В. Донцов

                                                                                     ФИО1