ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 19АП-3935/2022 от 09.09.2022 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда





ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Дело № А08-12724/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 9 сентября 2022 года. 

Постановление в полном объеме изготовлено 14 сентября 2022 года. 

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Донцова П.В.,  судей Миронцевой Н.Д., 

ФИО1,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
ФИО2,

при участии:

от ФИО3 ФИО4 – представитель  (ОГРНИП <***>, ИНН по доверенности от 24.02.2021 

<***>, далее – ФИО3 31 АБ 1734535;
или заявитель):

от Управления Федеральной службы представитель не явился, 

государственной регистрации кадастра и доказательства надлежащего  картографии по Белгородской области извещения имеются в 

(ОГРН <***>, ИНН <***>, материалах дела;

далее – Управление Росреестра по  Белгородской области, Управление): 


[A1] от общества с ограниченной Фомичев Е.М. – генеральный
ответственностью «Глория» (ОГРН директор, Тимофеева М.С. –

от ФИО7 ФИО8 – представитель 

(далее – ФИО7): по доверенности от 06.02.2019   № 31 АБ 1367787, 

от 18.05.2021 № 31 АБ

1777975

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  индивидуального предпринимателя ФИО3 на решение  Арбитражного суда Белгородской области от 16.05.2022 по делу № А0812724/2021, принятое по заявлению ФИО3 к Управлению  Росреестра по Белгородской области о признании незаконными действий по  регистрации дополнительного соглашения к договору аренды, обязании  исключить из государственного кадастра недвижимости сведений  относительно дополнительного соглашения к договору аренды объекта  недвижимости, 

третьи лица: ООО «Глория», ФИО7,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратился в арбитражный суд с заявлением к  Управлению Росреестра по Белгородской области о признании незаконными  действий по регистрации дополнительного соглашения к договору аренды,  обязании исключить из государственного кадастра недвижимости сведений  относительно дополнительного соглашения к договору аренды объекта  недвижимости. 

Дело рассматривалось при участии третьих лиц, не заявляющих  самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «Глория»,  ФИО7 

Решением Арбитражного суда Белгородской области от 16.05.2022 по  делу № А08-12724/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано. 

Не согласившись с принятым судебным актом, ФИО3  обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд  с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции  отменить полностью и принять по делу новый судебный акт. 


[A2] Податель жалобы ссылается на наличие оснований для  приостановления и последующего отказа в государственной регистрации  права. 

Судебное разбирательство по делу откладывалось на 09.09.2022.

Определением суда апелляционной инстанции ФИО3 письменно конкретизировать оспариваемые действия  Управления, сослаться на доказательства, подтверждающие время, когда  стало известно о совершении Управлением спорных действий, мотивировать  причины обращения за судебной защитой в октябре 2021 года. 

Во исполнение указаний суда от ФИО3 поступили  дополнительные пояснения по апелляционной жалобе с приложениями. 

Указанные документы приобщены к материалам дела протокольным  определением от 09.09.2022. 

В судебном заседании представитель ФИО3 поддержал  доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение отменить,  принять по делу новый судебный акт. 

Представители третьих лиц возражали против доводов апелляционной  жалобы, признавали решение суда законным и обоснованным. 

Управления явку представителя в судебное заседание не обеспечило.

Учитывая, что в материалах дела имеются сведения о надлежащем  извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания,  на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ дело рассматривается  в отсутствие неявившегося лица. 

Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции,  что ФИО3 с 20.12.2019 на праве собственности  принадлежит ½ доли в нежилом здании общей площадью 1262,2 кв.м. с  кадастровым номером 31:10:1701001:3274, расположенном по адресу:  <...>, на  основании свидетельства о праве на наследство от 18.12.2019,  сособственником ½ доли является ФИО7. 

Согласно пункту 2.1 договор действует по 31.12.2012.


[A3] номером: 31:10:1701001:3274, расположенного по адресу: Белгородская обл.,  Яковлевский район, п. Томаровка, ул. Ватутина, д. 7. 

Не согласившись с указанными действиями Управления по  регистрации дополнительного соглашения к договору аренды,  ФИО3 обратился в арбитражный суд за судебной защитой. 

Арбитражный суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение  пришел к выводу о наличии у Управления оснований для осуществления  оспариваемой государственной регистрации права. 

Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или  изменения обжалуемого судебного акта. 

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации  и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании  недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений  и действий (бездействия) государственных органов, органов местного  самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что  оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие  (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому  акту и нарушают их права и законные интересы в сфере  предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно  возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия  для осуществления предпринимательской и иной экономической  деятельности. 

По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания  ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными  является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия  (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и  законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной  экономической деятельности. 

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания  соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или  иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого  решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия  у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта,  решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также  обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта,  решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается  на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия  (бездействие). 

Исходя из обстоятельств дела и существа заявленных требований, суд  апелляционной инстанции приходит к выводу, что к рассматриваемым 


[A4] правоотношениям применяются положения Федерального закона от  13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»  (далее – Закон о регистрации). 

Основаниями для осуществления государственной регистрации прав  являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого  имущества, совершенные в соответствии с законодательством,  действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент  совершения сделки (пункт 2 части 2 статьи 14 Закона о регистрации). 

Часть 4 статьи 18 Закона о регистрации предусматривает, что к  заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной  регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен  иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся  в таких документах сведений, следующие необходимые для  государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации  прав документы: 

Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов,  если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона  о регистрации и требованиям принятых в соответствии с настоящим  Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов  исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным  законом или иными федеральными законами (часть 5 статьи 18 Закона о  регистрации). 

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона о регистрации в  ходе государственного кадастрового учета и (или) государственной  регистрации прав осуществляет, в том числе, проведение правовой  экспертизы документов, представленных для осуществления  государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации  прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным  федеральным законом оснований для приостановления государственного  кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для  отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или)  государственной регистрации прав. 


[A5] Согласно пункту 216 Административного регламента Федеральной  службы государственной регистрации, кадастра и картографии по  предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому  учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество,  утвержденного приказом Министерства экономического развития  Российской Федерации от 07.06.2017 № 278 (далее – Административный  регламент), при правовой экспертизе документов, проверке законности  сделки органом регистрации прав устанавливаются: наличие всех  необходимых документов; наличие полномочий заявителя на обращение в  орган регистрации прав с заявлением, полномочий представителя заявителя;  необходимость направления межведомственного запроса; действительность  поданных заявителем документов; соответствие документов, представленных  для осуществления государственного кадастрового учета и (или)  государственной регистрации прав, требованиям законодательства; наличие  прав у подготовившего документ лица или органа власти; соответствие  сведений об объекте недвижимости, содержащихся в представленных  документах и ЕГРН; отсутствие противоречий между заявляемыми правами  и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества;  наличие или отсутствие иных оснований для приостановления или отказа в  предоставлении государственной услуги (статьи 26, 27 Федерального закона   № 218-ФЗ). 

Согласно пункту 218 Административного регламента при проведении  правовой экспертизы представленных документов государственный  регистратор прав вправе, а при выявлении причин, препятствующих  государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации  прав, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 26 Закона о регистрации,  обязан принять меры по получению дополнительных документов (сведений),  необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и  (или) государственной регистрации прав, в том числе подтверждению  подлинности представленных заявителем документов или достоверности  указанных в них сведений (часть 9 статьи 29 Закона о регистрации), в  частности, формирует и направляет в органы государственной власти и (или)  органы местного самоуправления, организации (органы) по учету объектов  недвижимости, органы по учету государственного и муниципального  имущества, другие органы и организации, располагающие сведениями  (документами), необходимыми для государственного кадастрового учета и  (или) государственной регистрации прав, запросы для получения  недостающих или проверки вызывающих сомнение сведений. 

Государственный регистратор прав проверяет наличие в ЕГРН записей  (сведений): о характеристиках объекта недвижимости, содержащихся в 


[A6] кадастре недвижимости; о зарегистрированных правах, сделках,  ограничениях прав, обременениях объекта недвижимости, содержащихся в  реестре прав; о ранее представленных, в том числе в порядке  межведомственного информационного взаимодействия, документах (наличие  правопритязаний), о заявленных в судебном порядке правах требования  (пункт 220 Административного регламента). 

Государственный регистратор прав, устанавливая действительность  поданных заявителем документов, проверяет: соответствие документов, в  том числе их формы и содержания, требованиям законодательства,  действовавшего на момент издания и в месте издания документа; наличие у  органа государственной власти (органа местного самоуправления)  соответствующей компетенции на издание акта, в том числе наличие  полномочий у лица, подписавшего этот акт; соответствие сведений об  объекте недвижимого имущества, указанных в представленных документах,  сведениям о данном объекте, содержащимся в ЕГРН; наличие прав по  распоряжению объектом недвижимости у подписавшего документ лица (п.  221 Административного регламента). 

В силу приведенных норм государственный регистратор наделен  правом проверять форму и содержание представленных документов, при  этом к его полномочиям не отнесена возможность давать оценку действиям  органа местного самоуправления, наделенного соответствующими правами  на распоряжение имуществом. 

Орган регистрации прав при отсутствии оснований для возврата  представленных заявления о государственной регистрации прав и  прилагаемых к нему документов без рассмотрения осуществляет, в том  числе, уведомление о приостановлении государственной регистрации прав -  при наличии оснований для приостановления государственной регистрации  прав; уведомление об отказе в государственной регистрации прав - в случае  неустранения причин, которые препятствовали осуществлению  государственной регистрации прав и наличие которых послужило  основанием для приостановления государственной регистрации прав (часть 4  статьи 29 Федерального закона № 218-ФЗ). 

Основания для приостановления осуществления государственной  регистрации установлены статьей 26 Федерального закона № 218-ФЗ. 

В соответствии с положениями части 1 статьи 26 Закона о регистрации  осуществление государственного кадастрового учета и (или)  государственной регистрации прав приостанавливается по решению  государственного регистратора прав, в том числе, в случае если форма и  (или) содержание документа, представленного для осуществления  государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации 


[A7] прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской  Федерации (пункт 7); не представлены (не поступили) документы (сведения,  содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по  межведомственным запросам (пункт 9). 

В силу части 1 статьи 27 Закона о регистрации в осуществлении  государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации  прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае,  если в течение срока приостановления не устранены причины,  препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и  (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего  Федерального закона. 

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 14 Закона о регистрации  основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и  (или) государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки  в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с  законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого  имущества на момент совершения сделки. 

Согласно части 1 статьи 51 Закона о регистрации с заявлением о  государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества  может обратиться одна из сторон договора аренды недвижимого имущества. 

Материалами настоящего дела подтверждается, что 01.03.2021 одна из  сторон договора аренды от 01.01.2008 – арендатор ООО «Глория»  обратилось в регистрирующий орган с заявлением о государственной  регистрации обременения в отношении объекта с кадастровым номером  31:10:1701001:3274. 

При этом к заявлению были приложены следующие документы:  решение единственного участника ООО «Глория» от 01.01.2021 № 1 (копия в  одном экземпляре), дополнительное соглашение к договору аренды от  15.09.2012 № 1 (подлинник в одном экземпляре, копия в двух экземплярах),  договор аренды от 01.01.2008 (копия в одном экземпляре) (т.1 л.д. 217-228). 

В соответствии с положениями Закона о государственной регистрации  и Административного регламента регистрирующим органом была  произведена правовая экспертиза представленных на регистрацию  документов. 

По результатам правовой экспертизы представленных документов, с  учетом документов, поступивших с целью устранения причин, приведших к  приостановлению государственной регистрации прав, а именно квитанции  от 09.03.2021 (т.1 л.д. 234-239) регистрирующим органом было объективно  установлено представление всех необходимых документов и отсутствие 


[A8] препятствий для осуществления регистрации прав, предусмотренных  статьями 26, 27 Закона о регистрации. 

При этом регистрирующий орган располагал сведениями о наличии  постановлений судебных приставов-исполнителей о запрете совершения  действий по регистрации в отношении имущества, принадлежащего  ФИО3, в том числе объекта недвижимости – здания с кадастровым  номером 31:10:1701001:3274. 

Вместе с тем, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами  регистрирующего органа о том, что указанные обстоятельства не являются  препятствием для регистрации спорного дополнительного соглашения от  15.09.2012. 

Согласно пункту 37 части 1 статьи 26 Закона о регистрации  осуществление государственного кадастрового учета и (или)  государственной регистрации прав приостанавливается по решению  государственного регистратора прав в случае, если в орган регистрации прав  поступил судебный акт или акт уполномоченного органа о наложении ареста  на недвижимое имущество, или о запрете совершать определенные действия  с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения  залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством  Российской Федерации. 

В соответствии с частью 6 статьи 26 Закона о регистрации  осуществление государственного кадастрового учета и (или)  государственной регистрации прав по основанию, указанному в пункте 37  части 1 настоящей статьи, приостанавливается до поступления в орган  регистрации прав судебного акта или акта уполномоченного органа о снятии  предусмотренных пунктом 37 части 1 настоящей статьи ареста или запрета. 

Согласно части 3 статьи 80 Закона № 229-ФЗ арест на имущество  должника применяется: для обеспечения сохранности имущества, которое  подлежит передаче взыскателю или реализации; при исполнении судебного  акта о конфискации имущества; при исполнении судебного акта о наложении  ареста на имущество, принадлежащее должнику и находящееся у него или у  третьих лиц. 

Арест имущества должника включает запрет распоряжаться  имуществом, а при необходимости – ограничение права пользования  имуществом или изъятие имущества (часть 4 статьи 80 Закона № 229-ФЗ).  Режим ареста земельного участка подразумевает дальнейшую  неприкосновенность объекта, вплоть до его реализации, либо снятия ареста,  путем запрета должнику распоряжаться арестованным имуществом. 

Установленный запрет на совершение регистрационных с действий с  имуществом должника направлен на исключение возможности его 


[A9] отчуждения либо обращения на него взыскания вне рамок исполнительного  производства. 

В свою очередь, спорное дополнительное соглашение к договору  аренды не влечет за собой смены собственника доли в праве собственности и,  в свою очередь, не исключает возможности обращения на нее взыскания в  рамках исполнительного производства. 

На основании вышеизложенного, принимая во внимание положения  пунктов 58, 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской  Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при  рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного  производства», апелляционная коллегия приходит к выводу, что наличие в  ЕГРН записи о запрете на совершение регистрационных действий с  имуществом, принадлежащим ФИО3 на праве общей долевой  собственности (1/2 доли), не может служить препятствием для заключения  участниками общей долевой собственности договора аренды  (дополнительного соглашения к договору аренды) на данный объект, а  соответственно, и для государственной регистрации данной сделки. 

Указанный вывод соответствует правовой позиции Верховного Суда  РФ, изложенной в Определении от 12.03.2021 № 310-ЭС21-339 по делу   № А35-6669/2019. 

Доводы подателя жалобы о недостаточности представленных на  государственную регистрацию документов являлись предметом  исследования суда первой инстанции и получили надлежащую оценку. 

Кроме того, из данных заявителем пояснений, последовательно  подтверждённых и конкретизированных в суде апелляционной инстанции  видно, что правовой интерес заявителя в данном деле фактически направлен  на прекращение арендных отношений с ООО «Глория», который может быть  защищён в ином процессуально порядке. 

Избранный в рамках настоящего дела способ защиты своих прав в виде  оспаривания действий Управления Росреестра по Белгородской области  регистрации дополнительного соглашения к договору аренды не приведет к  достижению отстаиваемого интереса. 

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции соглашается  с выводом суда области об отсутствии оснований для удовлетворения  заявленных ФИО3 требований. 

Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований  для переоценки выводов суда первой инстанции. Несогласие подателя  жалобы с выводами суда первой инстанции не может являться основанием  для отмены обжалуемого решения. 


[A10] Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства  дела, непосредственно исследовал представленные доказательства, дал им  правильную правовую оценку и принял обоснованное решение,  соответствующее требованиям норм материального и процессуального права. 

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4  статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых  судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено. 

Исходя из содержания подпункта 3 и подпункта 12 пункта 1  статьи 333.21 НК РФ с учетом разъяснений, данных в абзаце 1  пункта 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской  Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства  о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах»,  при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта  недействительным и о признании решений и действий (бездействия)  государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов,  должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается  юридическими лицами в размере 3 000 рублей и физическими лицами  в размере 300 рублей, а при обжаловании судебных актов по этим делам –  в размере 1 500 рублей и 150 рублей соответственно. 

На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ уплаченная  государственная пошлина подлежит возврату в случае уплаты  государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено  главой 25.3 НК РФ

При подаче апелляционной жалобы ФИО3 уплачена  государственная пошлина в размере 3 000 рублей, что подтверждается по  чеком-ордером от 14.06.2022 операция 24. 

Поскольку при подаче апелляционной жалобы уплачена  государственная пошлина в размере, превышающем предусмотренную  главой 25.3 НК РФ, сумма излишне уплаченной государственной пошлины  в размере 2 850 рублей подлежит возврату лицу, ее уплатившему, из доходов  федерального бюджета, о чем надлежит выдать справку. 

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, 

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Белгородской области от 16.05.2022 по  делу № А08-12724/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу  индивидуального предпринимателя ФИО3 – без удовлетворения. 


[A11] Возвратить индивидуальному предпринимателю Красникову Вадиму  Михайловичу (ОГРНИП 320312300050191, ИНН 312300856270) излишне  уплаченную по чеку-ордеру от 14.06.2022 операция 24 государственную  пошлину в размере 2 850 рублей из доходов федерального бюджета. 

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может  быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального  округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции. 

Председательствующий судья П.В. Донцов 

Судьи Н.Д. Миронцева

ФИО1